Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?

Честь – понятие вечное

Классный час

 6
класс

Учитель Распономарева Нэлли Николаевна

МБОУ «Кормовищенская СОШ»

Г.Лысьва, Пермский край

Тема: Честь – понятие вечное

Цель:
выявить правильное понятие чести, его связь с понятием достоинство, развивать
чувство самоуважения.

Ход занятия:

1.    
Приветствие<\p>

Добрый
день  дорогие ребята, уважаемые гости.
Имею честь представиться Нэлли Николаевна.

Ученики
поочередно встают и представляются в старинном стиле:

Имею
честь представиться — Николай Шарин (делает кивок головой, садится) и так
далее.

Почему
такой вид приветствия я вам предложила сегодня?

Что же такое честь,
как она строится и на чем основывается. 
Тема нашего классного часа сегодня
«Честь- понятие вечное»<\p>

Обратите внимание

Цель
нашей встречи — разобраться в понятии «честь», рассмотреть , как оно понималось
в различные эпохи, и обсудить, нужна ли честь вам и вашим сверстникам.

 Что же означает слово «ЧЕСТЬ»?

Какие
слова близки по значению к этому слову? Оформляется  на доске схема

                                   ЧЕСТЬ

Достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом
себе.

<\p>

Честь –<\p>

1)
достойные уважения и гордости моральные качества человека, 2) соответствующие
этические принципы,<\p>

3)
хорошая незапятнанная репутация, доброе имя<\p>

4)
почет и уважение.<\p>

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое
поведение перед окружающими, обществом.

Какое
понятие ближе вам? Почему?

Честь
— понятие вечное. Что это значит?

Понятие
«честь» означает  чтить, почитать. В
каждую эпоху оно наполнялось разным содержанием

Доказательством
этого служат примеры из разных эпох.

Рыцари. Что вы можете сказать о сущности чести в этот период?

Требования
кодекса чести гласили, что рыцарь должен быть верен слову, вступаться за
слабых, сражаться за честь и в честь любимых дам, кровью смывать оскорбление,
унижающее аго честь. Таков средневековый кодекс рыцаря.

Мушкетеры. Обратимся к другой эпохе. Знаете ли вы кодекс чести
мушкетеров?

 Кодекс чести им предписывал: хранить верность
слову, дружбе, преданно служить королю, сражаться за свою честь.

Дворяне.

Продолжим
свое путешествие по истории. Рассмотрим дворянский долг чести в России.

Держать
свое слово, верой и правдой служить отечеству, своевременно расплачиваться по
долгам, на дуэли защищать свою честь

          «И
первый клад мой честь была, » — писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России,
великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь
своей красавицы жены. Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в
стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

           — Погиб
поэт — невольник чести —

           Пал,
оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая
утрата для мировой культуры!

 Мы с вами
видим, что мушкетеры и рыцари и дворяне все защищали свою честь, честь своей
Родины. А как защищал честь своей родины русский солдат, который победил врага
в Отечественной войне 1812 года и в великой отечественной войне 1941 года?

Вот два ярких примера.

В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался.
Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из
пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.

Важно

Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в
плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали
казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока
он не превратился в ледяную глыбу.

 Два  примера. Первый вызывает отвращение, даже
проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби.

Первый проклят давным — давно, а на примере второго воспитывается новое
поколение<\p>

Честь и достоинство — главные качества человеческой
души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются
в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Меня поразил отрывок из воспоминаний.<\p>

Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Сумма
норма по рабочей карточке 125 г. Хлеба на половину с целлюлозой.

Мальчик, получивший
хлеб по своей карточке вдруг увидел, что изможденная женщина, уходя из
магазина, уронила свою каточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку.
И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба.

Окрыленный шел домой, с
радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвали, но услышал:
«Лучше б ты умер».

У вас, конечно, первая реакция — как же так. Как такое
могла сказать мать.

Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать.
Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может, у этой изможденной
женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

 А как бы вы
поступили на месте этого и мальчика?<\p>

( учащиеся высказывают свои мнения)

Честь была всегда во все времена, во всех религиях и во всех
народах. Это то, с чем мы приходим в этот мир и то, с чем мы умираем: теряя ее
или приумножая. 
Сейчас люди стараются максимально красиво и
достойно прожить жизнь, не имея при этом чести. Без чести понятие
«достоинство» изменило свою суть. Сейчас прожить достойно — это иметь
побольше и быть лучше других — «путь червя». 

Совет

Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие
нравственные качества нам сейчас?

Как вы думаете, в наши дни есть ли необходимость
защищать честь родины?

 Где и как мы
это можем сделать?

К защите чести готовятся солдаты в армии.

Скоро и вас призовут в армию. Как вести себя, чтобы
защитить свои честь и достоинство?

От чего зависит отношение к вам?

Хочу зачитать вам советы  школьного военрука.

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом
из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство,
но и человеческое  достоинство окружающих
нас:

 Итак, мы
подходим к самому главному.<\p>

Человек с незапятнанной совестью достоин уважения,
достоин называться человеком.<\p>

Человеком может называться тот, для кого честь и
совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает
душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества,
принося их на службу людям.

Живите с честью и совестью.  Примеряйте к себе   эти истины,

1.      Плохое поведение на уроке, плохая учеба — это наше
бесчестие.

2.      Ушли самовольно с урока, не пришли в школу — запятнали
свою честь.

3.      Вступили в пререкание с родителями, учителями,
проявили хамство — потеряли чувство стыда.

Запомните святые слова:

— Береги платья снову, а честь смолоду.

— С честью выполняй свой долг.

— Избегай постыдного.

— Храни достоинство своё повсюду, человек!

— Жалко, когда человек теряет свою истинную
собственность — свое человеческое достоинство<\p>

Какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и
друзьям?

-Честь нельзя отнять, ее можно потерять (А.П.Чехов)

— В вопросах чести не бывает двух решений
(К.А.Тимирязев)

Пример к высказыванию

Идут соревнования по автогонкам на первенство России.
во время гонки машина лидера переворачивается, и водитель самостоятельно не
может покинуть машину. Следом мчится другая машина. Спортсмен должен решить:
помочь сопернику или проехать мимо и выиграть гонку. (Обсуждение ситуации)

Каков кодекс вашей чести?

Честь и совесть? Что они для человека? Почему именно
эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они
составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или
они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может
ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны
честь и совесть, как вечна сама жизнь.

          И
позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным
поступкам. Вам, нашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными
людьми, чтобы ужу сейчас с достоинством несли знание: я — ученик школы поселка
Кормовище. И из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с
гордостью:

Читайте также:  Образ матрены в поэме «кому на руси жить хорошо»

— Я — гражданин России, честь имею!<\p>

Источник: http://competentnost.ucoz.ru/load/v_nogu_so_vremenem/iz_opyta_raboty/chest_ponjatie_vechnoe/4-1-0-40

Подготовка к итоговому сочинению «Честь и бесчестие»

Подготовка к<\p>

итоговому сочинению

«ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
(стихотворение в прозе) По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь — довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

И. С. Тургенев

Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведении?<\p>

Нравственная подлость и бесчестие

«Довольный человек»

Делает зло другим

(сочинил клевету)

«многообещающий человек»

Ирония

Автор

ЧЕСТЬ — … ЧЕСТЬ

  • Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.
  • Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти.
  • Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.

Честь или бесчестие?

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

«Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».<\p> Возможные формулировки тем :

  • Береги честь смолоду…
  • Может ли честь противостоять бесчестию?
  • Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
  • Согласны ли вы с высказыванием П.Корнеля «Мы не вправе жить, когда погибла честь»?
  • Что толкает человека на бесчестные поступки?
  • Есть ли в наши дни люди чести?
  • Легко ли жить без чести и совести?
  • Честь и честность: как связаны эти понятия?
  • Какая уж честь, коли нечего есть!

Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные.

Честь и собственное достоинство — сильнее всего. (Ф. М. Достоевский)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

Честь Бесчестие
Лишать чести другого — значит лишаться своей.    Публий Сир Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий
Честь дороже жизни. Шиллер Ф. Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал  любовь и кто покинул бой. Корнель Пьер
Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер Каждая нечестность — шаг к бесчестью.<\p> В. Синявский
Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон
Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие. Публий Сир
Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Пословица

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!<\p>

(А. С. Пушкин)

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.<\p>

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению

Эпиграф

Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. ….

Я думаю, что … Несомненно, … Мне кажется, что…. По-моему, ….

Обратите внимание

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. Так, …

Своё мнение по данной теме

+ переход к аргументам из литературы

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства.<\p>

А.

С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, т.к. не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.<\p>

Во многих произведениях литературы честь является мерой человечности и порядочности героев.

Честь как воплощение духовной силы героя Честь как воплощение духовной силы героя

Честь рода — категория народной нравственности. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом.

Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь жены. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.

<\p> Честь как воплощение духовной силы героя

«Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника.

В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана.<\p>

Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.

<\p> Честь как воплощение духовной силы героя Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века

(В. Быков «Сотников»).

Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак.

Важно

Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку.

Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия.

Литература в помощь

  • Д.Фонвизин «Недоросль»
  • А.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.Пушкин «Дубровский»
  • М.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
  • М.Лермонтов «Беглец»
  • Н.Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л.Толстой «Война и мир»
  • Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.Грин «Зелёная лампа».
  • М.Шолохов «Судьба человека»
  • В.Быков «Обелиск»; «Сотников»
  • Б.Васильев «В списках не значился»
  • Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

Аргументация

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

  • Формулировка своей позиции в виде тезиса;
  • Оформление микро-вывода ,
  • с использованием цитаты

И. С. Тургенев

Бесчестие, по-моему, это …………….. Вспомним …………….. Писатель рисует …………………….. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину ………………………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию нам позволяет ирония ……………………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова ….(пословицу)…. + микровывод. Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей».   Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя. Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей».   Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.

Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что ………………………………. В конце хочется вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека — это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина:

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пожалуй, честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, идти ли дорогой чести или жить без неё, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести.

Однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества. Ведь нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа.

<\p>

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя<\p>

женщину, религию, дорогу.<\p>

Дьяволу служить или пророку –<\p>

каждый выбирает для себя.<\p>

Каждый выбирает по себе<\p>

слово для любви и для молитвы.<\p>

Шпагу для дуэли, меч для битвы<\p>

каждый выбирает по себе.<\p>

Каждый выбирает по себе.<\p>

Щит и латы, посох и заплаты,<\p>

меру окончательной расплаты<\p>

каждый выбирает по себе.<\p>

Каждый выбирает для себя.<\p>

Выбираю тоже — как умею.<\p>

Ни к кому претензий не имею.<\p>

Каждый выбирает для себя.<\p>

1983<\p> Домашнее задание Составьте и запишите сложный план по каждой из данных тем:

  • Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
  • Что значит идти дорогой чести? 
  • Что толкает человека на бесчестные поступки?

<\p>

Источник: http://uchitelya.com/literatura/42994-podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-chest-i-beschestie.html

Размышления о чести и совести (По произведениям русской литературы XIX века)

На мой взгляд, честь и совесть – ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь – это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей.

Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью.

Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей.

На мой взгляд, именно из-за этой вариативности понимания проблема чести и совести волновала писателей, поэтов и других людей творческих профессий во все времена, поэтому мне кажется, что наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы чести и совести на основе произведений разных писателей различных жанров.

Они играют ведущую роль в истории русской литературы XIX века: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Несмотря на то что все произведения относятся к XIX веку, мне кажется, что представление чести в них довольно различно, а это позволяет рассмотреть проблему наиболее объективно.

Сначала, как мне кажется, следует изучить самый важный аспект проблемы – понятие чести. Герой каждого из вышеназванных произведений понимает ее по-своему. У Пушкина, на мой взгляд, самое классическое, простое и в то же время самое близкое мне по духу понятие чести… Один из главных героев «Капитанской дочки», Петр Андреевич Гринев, понимает честь именно как действие всегда по совести.

Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней – это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть основная составляющая чести у Гринева – это долг.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал.

Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Но в опасные, тяжелые моменты любовь все же преобладает над долгом по отношению к Отечеству, как это обычно и бывает, и Гринев готов рисковать военными силами ради спасения Маши.

Совет

Тогда в разговоре с генералом Гринев заявляет: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». Наверное, это оправдывается тем, что любовь – высшее из всех возможных чувств, а тем более любовь к определенному человеку.

Отечество – понятие общее, включающее в себя много других, к нему практически невозможно питать те же чувства, что и к любимой девушке. Поэтому такое поведение Гринева можно в какой-то степени оправдать.

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя вроде бы отрицательного, – Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских.

Именно эта ограниченность, как мне кажется, позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена.

«Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет!». Это говорит Пугачев в ответ на сообщение о том, что Швабрин держит Машу в неволе, принуждая выйти за него замуж.

Довольно похожая, на мой взгляд, ситуация есть в «Дубровском». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих чести в понятии старшего Дубровского – это гордость.

Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кирилы Петровича Троекурова: «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Парамошку с повинною, а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

Эта чрезмерная гордость позволяет Дубровскому довести дело даже до суда с бывшим другом, а в конце концов и до собственной смерти.

У сына же Дубровского, Владимира, снова, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Кириле Петровичу, но позднее злое чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери Троекурова.

Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви.

Обратите внимание

Молодая горячность Владимира Дубровского позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его в конце концов свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства.

И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью. Таково было понимание чести в произведениях Пушкина, в начале XIX века. В принципе, в большинстве случаев это пушкинское понимание чести, на мой взгляд, сохранилось и поныне.

Абсолютно другой взгляд на понятие чести мы встречаем у Лермонтова. Герой Лермонтова Печорин вообще не типичный персонаж, а исключительный. Это можно выяснить даже из самого названия романа. Герои всегда редки и исключительны, это – единицы. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная.

Печорин знает и предвидит все, он образован и неплохо разбирается в человеческих отношениях… Печорин позволяет себе многое, и единственное, что сдерживает свободу его действий, – это остатки былой души и совести. После дуэли с Грушницкиму Печорина что-то немного дрожит внутри.

«Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза… У меня на сердце был камень». Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова.

Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются, как мне кажется, ощущением исключительности собственного предназначения. Поэтому я бы сказала, что главной и единственной составной частью чести у Печорина является его исключительность.

Вернее, чести в обычном понимании нет! Есть только остатки совести, которые в совокупности с осознанием важности собственного предназначения образуют как бы «бесчестие в чести».

По-моему, отсюда можно сделать вывод, что Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова. У него тоже понятие чести очень личностно и своеобразно, оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором.

Раскольников не признает общества и хочет жить лишь по собственным, им самим придуманным и взлелеянным законам.

Важно

Но существовать ему приходится именно в обществе, а оно обычно не принимает людей, отрицающих его законы, поэтому наличие своеобразного и довольно необычного понимания чести и то, что Раскольников не думает вначале о людях вокруг него вообще, позволяет ему совершить убийство старухи.

Но совесть заставляет его в итоге сдаться в полицию. Эта придуманная им самим разновидность чести позволяет Раскольникову лгать следователю Порфирию Петровичу, отпираться, не признаваться в совершении преступления: «Лжете вы все!.. Я не знаю ваших целей, но вы все лжете… Вы лжете!».

Другое понимание чести встречается у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести.

Совесть же Свидригайлова – это исключительно его память, в частности привидения, его посещающие. Память пробуждает в нем доброту, участие, сострадание, понимание людских бед.

И, как мне кажется, в первую очередь совесть и любовь заставили его «уехать в Америку», не позволили жить дальше… Любовь и честь…

Таким образом, я могу сказать, что во всех заявленных в начале сочинения произведениях так или иначе прослеживается мотив чести и совести. У Пушкина честь и совесть взаимосвязаны и, на мой взгляд, обыкновенно присутствуют у любого человека, возможно, в разных проявлениях. У Достоевского, пожалуй понятие общественной чести применительно к обычному человеку исчезло полностью.

Честь и совесть – одна из важнейших характеристик души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях почти всех русских писателей XIX и XX века. А понимание чести, как выяснилось, может быть различным.

Это объясняется, на мой взгляд, разным мировоззрением писателей.

Но, несмотря на внешне различное понимание и проявление чести у героев Достоевского, Пушкина и Лермонтова, всегда остается актуальной важность понятий чести и совести для личности и сила их влияния на душу человека, на его чувства и поступки.

Источник: https://school-essay.ru/razmyshleniya-o-chesti-i-sovesti.html

Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

  Скачать сочинение

    Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле.

Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести.

Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.      Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь.

Совет

Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».
     По-разному они относятся и к Маше.

Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных.

Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу.

Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

     Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

     Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести.

Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

253720 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00073301184864186956

Ссылка на основную публикацию