Мысль народная в романе-эпопее «война и мир»

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого

«Его герой — целая страна, борющаяся с натиском брага».
В.Г. Короленко

Толстой считал, что решающую роль в исходе войны играют не военачальники, а солдаты, партизаны, русские люди. Именно поэтому автор старался изображать не отдельных героев, а персонажей, которые находят в тесной связи с целым народом.

В романе показан обширный временной период, но решающими становятся 1805 и 1812 года. Это года двух совершенно разных войн. В войне 1812 года народ знал, за что борется, зачем нужны эти кровопролития и смерти. А вот в войне 1805 года люди не понимали, за что отдают жизни их близкие, друзья и они сами. Поэтому в начале романа Толстой задает вопрос:

«Какая сила движет народами? Кто является творцом истории — личность или народ?»

Ища ответы на них, мы замечаем: с какой точностью автор изображает индивидуальные характеры и портреты народной массы, батальные картины, сцены народного героизма и понимаем, что народ — главный герой эпопеи.

Обратите внимание

Мы видим, что у солдат разные взгляды на жизнь, общение с людьми, но всех их объединяет одно — большая любовь к Отчизне и готовность на все только ради того, чтобы защитить Родину от захватчиков. Это проявляется в образах двух простых солдат: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый всем сердцем ненавидит захватчиков, при этом являясь «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова. Он — смелый и решительный партизан-доброволец, «бунтарь» готовый пожертвовать собой ради дела. В нем воплощен дух народа: мстительность, смелость, находчивость русского крестьянина. Любые трудности ему нипочем.

«Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное — выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, заесть в самую середину французов, пройти в день по 50 верст, все указывали, посмеиваясь, на Тихона:

— Что ему, черту, сделается!»

Платон Каратаев полная противоположность этому энергичному, нелюбящему врагов человеку. Он – воплощение всего круглого, доброго и вечного.

Любит вообще всех окружающих, даже французов, проникнут чувством всеобщего любовного единства людей. Но у него есть одна не очень хорошая черта — готов страдать ни за что, живет по принципу «Все, что ни делается, все к лучшему».

Была бы его воля, он никуда бы не вмешивался, а был бы просто пассивным созерцателем.

В романе Толстого читателям доводится увидеть то, как солдаты относятся к своим противникам.

Во время боя — беспощадно, чтобы добиться победы. Манера поведения Щербатого.

Во время привала отношение к пленным меняется на великодушие, что роднит солдат с Каратаевым.

Солдаты понимают разницу двух ситуаций: в первой, победит и выживет тот, кто забудет про человечность, сострадание; во второй, отбросив стереотипы, они забывают, что они солдаты враждующих армий, понимая только то, что пленные тоже люди и им тоже необходимо тепло и еда. Это показывает чистоту души и сердца солдат.

Важно

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В каждом русском человеке в 1812 году проявляется «скрытая теплота патриотизма», в том числе в семье Ростовых, отдавших подводы и дом для раненных.

Купец Ферапонтов, до войны отличающийся неимоверной жадностью, теперь отдает все при бегстве из Смоленска. Все люди России в тот трудный период были едины, сплочены, для того, чтобы защитить свою Родину от иноземных захватчиков.

Наполеон не добивается своей цели, потому что храбрость русских полков вселяет в суеверный ужас во французов.

Основной конфликт романа определяется не частным столкновением исторических личностей или вымышленных персонажей. Конфликт романа заключается в борьбе русского народа, целой нации, с агрессором, исход которой определяет судьбу всего народа. Толстой создал поэзию величайших подвигов рядовых людей, показывая, как в малом рождается великое.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/02/mysl-narodnaya-v-romane-epopee-vojna-i-mir-l-n-tolstogo.html

Мысль народная в романе Война и мир сочинение

Созданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику, автор выбрал конкретный период войны 1805-1812 годов.

«Народ» Толстого – это обычные крестьяне, мещане, дворянство. Люди, только нравственно богатые. Писатель заострял внимание на важности и решающей силой народных масс в истории.

Он считает, что роль в развитии общества одного, даже самого выдающегося деятеля ничтожна.

Жизнь меняют люди, народ, а не единственный герой, который гордо возвышается над другими и по своему усмотрению угадывает ход событий.

Совет

Толстой видит победу в Отечественной войне – победой народного духа. Русские воевали за свою землю, свою Родину. А французы вели войну на чужой земле за чужие идеалы. Победа России была заведомо известна, так как русский дух и воля к победе непоколебимы.

Кутузов изображается, как герой народа, который боролся вместе с народом, а не с его помощью. Роман противопоставляет простого нравственного Кутузова и циничного захватчика Наполеона. Война с Наполеоном заставила испытать переживания, сомнения всех героев романа.

Им пришлось преодолевать испытания, пришедшие с врагом, открывать в себе и окружающих новые качества: когда Болконский Андрей увидел в свое полку не простых крепостных, а героев-патриотов, готовых пожертвовать своей жизнью за Отчизну. Эти основные человеческие качества и показывают «мысль народную» и заключают в себе смысл произведения.

Именно это ставит бок о бок на одном поле битвы дворянина и рядового крестьянина в войне за свободу русского человека. Организованная крестьянами, партизанская война сыграла огромную роль в изгнании врага с родных земель. Даже торговцы воспротивились и не стали торговать с французами сеном даже за большие деньги, а просто жгли его.

Небольшой торговец Ферапонтов, перед захватом французами Смоленска, отдал свой товар солдатам просто так, чтобы не досталось врагам. Так же поступали и другие жители, сжигая свои дома. Вконец обедневшие Ростовы, отдали все свои подводы раненым.

Толстому не нравилась война. Но со стороны народа он видел ее справедливой, ведь люди защищали свой дом. Часто, свое отношение к войне он вкладывает в слова героев. Взгляды писателя проявляются в эпизодах, насыщенных болью и жестокостью, которые сопоставляются с картинами страстной любви и преданной дружбы.

Сочинение кратко Мысль народная в романе Война и мир

И снова мы сталкиваемся с творчеством великого писателя Л.Н. Толстого и с его произведением « Война и мир ». Одной из главных тем в романе считается народная мысль. Большинство читателей этого романа воспринимают тему народа по иному, в отличие от самого писателя.

Лев Николаевич показывает всю мысль народа, для него крестьян или же офицер это единый не делимый народ. Каждый персонаж в этом романе напрямую связан и неделим со своим народом. Своих любимых героев писатель решил, соединяет напрямую с народом. В романе множество моментом подтверждающих связь, героя и его народа.

Хорошо эта тема раскрыта в произведении, и она проходит неразделимой нитью через жизнь Безухова Петра, который попадает в плен. Помогает познать истину жизни и своего окружения народа, Каратаев Платон обычный крестьянин. Также можно сказать о фрагменте, когда Болконский почувствовал свой народ.

Обратите внимание

Его реплика звучала так: « Ребята вперед » здесь он и почувствовал единую связь между собой и народом, который пошел след за ним.

Главная и самая обаятельная героиня этого романа Наташа Ростова выражает свою любовь к народу, когда в одной из глав героиня выезжает из Москвы, бросая на землю свое драгоценное имущество, и помогает раненным людям данное решение она принимает мгновенно, спонтанно этим Наташа не отделяет себя от народа.

Мысль народная отображается в каждой главе этого романа, составляет душу и раскрывает произведение в целом, каждый персонаж понимает и чувствует простоту, доброту в своем народе.

Все смерти, который автор решает нам показать, на мой взгляд они реалистичны, уместны. С ними народ обретает свободу и такая же участь у страны, в которой живет народ в этом романе. Лев Николаевич Толстой удивительный писатель сумел отобразить все в романе любовь, боль, природу и связь народа с высшим обществом.

Мысль народная в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Человека и природы в литературе
    Отношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу<\p>
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
    Прекрасный русский художник, который относится к великолепной плеяде передвижников, которые создали огромное количество прекрасных произведений искусства. Наш герой, работал в портретном жанре, так как
  • Анализ баллады Жуковского Лесной царь сочинение 8, 9 класс
    В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки
  • Остап и Андрий в повести Гоголя Тарас Бульба сочинение
    Начинается повесть с приезда сыновей старого казака Тараса. Они несколько лет отучились в бурсе, а теперь вернулись домой, оба повзрослевшие и возмужавшие. Тарас гордится своими сыновьями и собирается ехать с ними на Сечь, так как считает,
  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри сочинение
    Мцыри — это романтическая поэма-исповедь, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С переводе с грузинского языка «мцыри» обозначает послушника, неслужащего монаха, что полностью отражает сюжет произведения. Действие поэмы происходит в Мцхете,
  • Сочинение Легко ли быть молодым
    Как, наверное считают очень многие люди, молодость — это самое лучшее время, в жизни каждого человека и они безусловно правы. Ведь пока ты молодой, в тебе живет буря эмоций, ты можно сказать свободен, как птица в полете.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/mysl-narodnaya-v-romane-vojna-i-mir

Война и мир мысль народная

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее “Война и мир”. Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих.

Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе.

А национальный характер можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие “народ” не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи “Война и мир”. Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России – Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние – борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого “Война и мир”. Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны – зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

“Война и мир”: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому “мысль народная” проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе “Война и мир” имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ – одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе “Война и мир” занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества.

Важно

Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты.

А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея “Война и мир”. Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью.

Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд – это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе “Война и мир”.

Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство “внутреннего тепла патриотизма”. Это ощущение становится национальной чертой русского народа.

Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Совет

Еще одно отличие русских войск от французов – они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны.

Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг – защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет “себя меньше жалеть” – так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе “Война и мир” тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений.

Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились.

Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея “Война и мир”. Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, что такая нация даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Если разбирать роман “Война и мир” по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев – благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый – умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны русского характера: покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться – с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Таким образом, народ является основной действующей силой в “Войне и мире”. Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

Источник: https://schoolessay.ru/vojna-i-mir-mysl-narodnaya/

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

znichk_a

Два небольших сочинения – на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на «троечку», но вполне серьезно))). Одно – полстранички по ЕГЭ, второе – страничка — для взрослых, до 15 лет – не читать под угрозой заполнения головы кашей…<\p>

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» — «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает  не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие.

Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни —  простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы.

Обратите внимание

В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.

Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого – Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате»,  умела понять всё то «что было в каждом русском человеке».

В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок.

Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, — русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина.

В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены.

Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны – русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.

 
Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Важно

Основная тема романа «Война и мир» — «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории.

 Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы».

По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей — шар, который видит Пьер во сне — «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз­делялись на многие.

Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».<\p>

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться».

Так, князь Андрей –  оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош».

Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость»,  остаётся невредимым – везде – и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он – жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи —  и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому — деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» – здоровое бежит от больного, счастье – от несчастья.

Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда».

Совет

 И видит во сне: «Вот жизнь, — сказал старичок учи­тель… — В середине Бог, и каждая капля стремится рас­шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает… — сказал учитель. — Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого — Платон Каратаев — любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания.

«Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал… Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова».

Приближается к этому идеалу – и Кутузов, задача которого – не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному — к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер­ти. Так  растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле – пророк… 

Источник: https://znichk-a.livejournal.com/67428.html

народная мысль в романе Война и Мир 2

Сочинение

Эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала XIX века. В центре изображения находится Отечественная война 1812 года, которая объединила население России в едином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего наносного и случайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческие ценности. Отечественная война 1812 года помогла Андрею Болконскому и Пьеру Безухову обрести утраченный смысл жизни, забыть о своих личных проблемах и переживаниях. Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Теперь, когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, в духе «простоты, добра и правды» видит Толстой «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью — борьбой за свободу отечества. Поэтому я думаю, что под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.<\p>

Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения «одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться», — сказал он смеясь». Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.<\p>

«Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.<\p>

Огромную роль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскую армию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного характера. Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона Каратаева, с которым встретился Пьер Безухов во французском плену. Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумевший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, справедливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма. Эти качества резко контрастировали с высокомерием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургского света. Платон Каратаев так и остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».<\p>

Обратите внимание

Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Там есть эпизод, когда человек двадцать худых, истомленных сапожников, которых обманул мастер, не спешат покинуть Москву. Откликнувшись на призывы графа Растопчина, они хотят записаться в московское ополчение, чтобы защищать древнюю столицу.<\p>

Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности — вывезти из Москвы все ценное — волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В то время, когда решалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Все эти люди «ловили рубли, кресты, чины», используя для своих корыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.<\p>

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель — убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях их самые низменные инстинкты. Пьер во время Бородинского сражения с ужасом осознает, что многие из тех людей, которые с удивлением смотрят на его шляпу, обречены на раны и смерть.<\p>

Таким образом, роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Значит, мы видим здесь соединение гуманистических взглядов писателя с мыслью о национальном достоинстве русского народа, его мощи, силе, нравственной красоте.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/2781407/

Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

Война и мир — роман, который постепенно трансформировался из некогда задуманного произведения о декабристе в гениальную эпопею о мужественном подвиге нации, о победе русского духа в битве с наполеоновской армией. В итоге родился шедевр, где как писал сам Толстой, основной мыслью явилась мысль народная. Сегодня в сочинении на тему: «Мысль народная» мы и попробуем это доказать.

Автор считал, что произведение будет хорошим, если автор полюбит главную мысль. Толстого интересовала мысль народная в работе Война и мир, где он изобразил не просто народ и его быт, а показал судьбу нации.

При этом народ для Толстого — это не только мужик, солдат и крестьянин, это и дворяне, и офицеры, и генералы.

Словом, народ — это все вместе взятые люди, все человечество, которым двигала общая цель, одно дело, одно предназначение.

В своей работе писатель поминает, что история пишется чаще всего как история отдельно взятых личностей, однако мало кто задумывается, о движущей силе в истории, которой и является народ, нация, дух и воля людей, что объединяются вместе.

В романе Война и мир мысль народная

Для каждого героя война с французами стала испытанием, где и Болконский, и Пьер Безухов, и Наташа, и Петя Ростов, и Долохов, и Кутузов, и Тушин, и Тимохин все сыграли свою роль наилучшим образом.

А главное, себя проявили обычные люди, которые организовали отдельные небольшие партизанские отряды и громили врага. Люди, которые сжигали все, чтобы не досталось ничего врагу.

Люди, которые отдавали последнее русским солдатам, чтобы поддержать их.

Наступление наполеоновской армии выявила в людях лучшие качества, где мужики, забыв о своих обидах, бок о бок воевали со своими господами, защищая Родину. Именно мысль народная в романе Война и мир стала душой произведения, объединив крестьянство с лучшей частью дворянства одним делом — борьбой за свободу Родины.

Важно

Патриотически настроенные люди, среди которых были и бедняки крестьяне, и дворяне, и торговцы — это и есть народ. Их воля столкнулась с французской волей.

Столкнулась и показала настоящую силу, ведь воевали люди за свою землю, которую нельзя было отдавать врагу. Народ и сформированные отряды партизан стали дубиной народной войны, которая не дала ни единого шанса на победу Наполеону и его армии.

Об этом и написал Толстой в гениальном романе Война и мир, где основной мыслью стала народная.

  • народная мысль в романе война и мир сочинение краткое

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-mysl-narodnaya-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html

Народная мысль в романе Война и мир | Инфошкола

2 Январь 2014       админ      Главная страница » Критика      Просмотров:   1727

Основной идеей 19 века был поиск и объяснение народного сознания. Естественно, Лев Николаевич Толстой не мог не заинтересоваться и этой проблемой. Итак, «мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

В романе присутствует две формы сознания, это: интеллектуальное и это самое,народное сознание. Представителем первого сознания был,например, Андрей Болконский. Он вечно задавал вопрос «Зачем?», он горел желанием переделать этот мир в той или иной степени.

Представителем же народного сознания был Платон Каратаев (он даже говорил поговорками),а потом и Пьер Безухов (он не брезговал есть с солдатами из одного котла,а вот Болконский же не мог купаться вместе со всеми,у него была неприязнь к народу,он был сам по себе). Платона встречает Пьер в плену у французов.

До этой встречи Пьер был в душевном кризисе.

Какое же место занимает Платон в системе образов? У него нет отличительных черт,тк он представитель роевого строения. Каратаев-исключительно собирательный образ. Его описание изобилует круглыми чертами. Круг-символ завершенности и совершенности, также круг-простая фигура.

В Платоне действительно живет эта простота. Он принимает жизнь такой,какая она есть,для него все вопросы изначально решены. Толстой сам считал,что роевое сознание лучше ,чем интеллектуальное. Платон Каратаев не боится смерти,тк это для него естественно…обычное явление природы.

Собака чувствует эту свободную любовь,поэтому притягивается к Платону.

Интересно посмотреть на сон Пьера Безухова в плену. Ему снится шар,состоящий из капель,и видна капля,которая то поднимается наружу,то погружается обратно вглубь.

Человек так же,возвышается,чтобы что-то понять,но возвращение или отрыв тут неизбежны.

Совет

В этой ситуации возвращает только семья и простота,это залог притяжения(это притяжение видно и у Пьера Безухова,а вот у Андрея Болконского его не было). Если оторвешься-то смерть.

Давайте подумаем,как между собой относятся интеллектуальное сознание и народное. Толстой обычно не исследует героев и проблемы,он просто их объясняет. Но не все вопросы нашли свой ответ у Толстого. Мысль народную автор все-таки не смог окончательно объяснить. Толстой и Достоевский увели литературу в раздел этнофилософии, но за ними никто дальше не пошел.

Мысль народная,это:

1) национальный характер,

2) душа народа.

Лев Николаевич Толстой воплощает идею нации в образе Платона Каратаева. Эта идея раскрывает,что народное сознание,это не противопоставление идеи войны и мира, эта идея просто вне другой. Это не противостояние.

Даже,когда умер Платон, никто не обернулся,потому что из-за смерти одного человека ничего не произойдет (по роевому сознанию). Не должно быть лишних страданий и переживаний.

Потому и нельзя упрощать схему романа до банального треугольника( Наполеон-Кутузов-Платон Каратаев).

Неслучайно Толстой сменил название «Все хорошо,что хорошо кончается». Он понял,что ничего не кончается. Эти герои-лишь звено истории…это часть этого народного сознания.

Источник: https://info-shkola.ru/narodnaya-mysl-v-romane-vojna-i-mir/

«Мысль народная» в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

  1. Введение
  2. Народ в романе «Война и мир»
  3. Герои романа и «мысль народная»
  4. Платон Каратаев и Тихон Щербатый
  5. Кутузов и народ
  6. Выводы

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.

Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир».

Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой.

Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением.

Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни.

Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем.

Обратите внимание

Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.<\p>

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых.

Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.

Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы.

Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе.

Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.<\p>

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.<\p>

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов.

«Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью.

На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

<\p>

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы.

В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».

Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.<\p>

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого – сочинение по теме | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/mysl-narodnaya-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Народная мысль в романе «Война и мир»

Школьное сочинение

Лев Николаевич Толстой говорил: «Для того чтобы произведение получилось, надо любить в нём главную мысль». Главной мыслью романа «Война и мир», по словам Толстого, является «мысль народная». Она, можно сказать, стержень всего повествования.

«Мысль народная» включает в себя как образы русских крестьян, сцены народной жизни, так и характеры главных героев дворян. Мысль эта развивается в романе по двум направлениям: историко-философскому и морально-психологическому. Первое раскрывает сущность бытия, его законы с точки зрения писателя, показывает историю человечества как «движение народов».

Первое направление в изображении народа есть общественное начало «мысли народной». Фундаментом для него стала философия истории Толстого, его теория, объясняющая суть исторических событий.Основная идея толстовской философии истории – это исключительная, непревзойдённая роль народов в развитии человечества.

По Толстому, только народы – «двигатель истории». Личность не играет особой, заметной роли, она «не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима». Опираясь на эту теорию, Толстой изображает Отечественную войну 1812 года и все последующие события. Основываясь на своих взглядах, писатель изображает русскую и французскую армии.

Важно

Солдаты – тот же народ, только одетый в мундиры и вооружённый. По мнению Толстого, именно солдаты, а не Кутузов и Наполеон, делали историю. «То, каким образом люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей», – пишет автор романа.

И Кутузов не руководил, а только поддерживал дух русского войска, соглашаясь или не соглашаясь с какими-либо действиями армии. Армия сама вершила суд над захватчиками – независимо от Кутузова и других штабных офицеров.

На помощь русской армии поднималась тоже независимая и огромная сила. Силу эту Толстой назвал «дубиной народной войны». Он писал: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания   французов показал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом».

Это «другое», видимо, сам народ. Война 1812 года приобрела «народный характер»: русский мужик бессознательно, стихийно, под влиянием какого-то непонятного (непонятого) чувства, которое называется «патриотизмом», поднялся на борьбу с французами и другими европейцами, пришедшими в Россию «с мечом».

И русские солдаты – тот же, в сущности, народ – «бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». Патриотизм, который и есть «дух войска», поднимает всю армию на борьбу с врагом.

Борьба идёт решительно, ожесточённо, но вскоре завершается, так как «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия».

Толстой переходит к событиям в Европе и снова приходит к выводу, что народ – главное «колесо истории». Он развенчивает успехи Наполеона, объявляя их «случайностями», утверждает, что к власти Наполеон был выдвинут самими массами, которые поставили его во главе грабежа и насилия, чинимого французами в Европе.

Подводя итоги, Толстой пишет, что «основной, существенный смысл европейских событий есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад». Такова точка зрения писателя на ход истории, но она, по-моему, неточная, спорная.Другая, главная сторона «мысли народной» Толстого – морально-психологическая.

Совет

Составной частью этого направления в романе «Война и мир» является духовная близость главных героев с простым народом, которая в одних заложена с детства, у других возникла, сформировалась со временем. В первую очередь, надо сказать о Наташе Ростовой. Она с детства была родной для нянек и служанок (как и они для неё) благодаря своей простоте, «ненапыщенности» и хорошему отношению ко всем людям.

Добрый характер Наташи не изменялся с течением времени, под давлением обстоятельств – только сильнее утверждались в нём благородные черты.

Наташе был близок, в ней жил народный дух. Это подтверждает сцена в доме дядюшки, куда Ростовы поехали после охоты.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские», – пишет Толстой, изображая момент, когда Наташа пошла по кругу танцевать.

Это «русское» сближает её с народом и делает особенно красивой… Ростова принадлежала богатому дворянскому роду, но ей не чуждо было чувство патриотизма, охватившее простой народ во время Отечественной войны 1812 года. Патриотические чувства Наташи проявились, например, в сцене с ранеными в Москве. 

Жених Наташи Ростовой князь Андрей Болконский рос в иных условиях, имел другой характер. Это явилось причиной того, что он приобщился к народу не сразу, постепенно. Сухость, рассудочность, мечты о славе отгоняли от него народный дух. Лишь на войне с французами Андрей стал проще, забыл о личной славе, заметил и почувствовал простых русских людей.

Его отношение к простонародью изменилось: он стал отзывчив, даже добр к солдатам, и они называли его «наш князь». Война одухотворила Андрея, сделала так, что его мысли и чувства стали едины с народными. На войне Болконский понял, осознал ничтожность личного «я» и величие народного «мы». Вот так, благодаря войне, князь пропитался народным духом.

Народный дух долго не мог понять, постичь и Пьер Безухов – мечтатель, постоянно сомневающийся, ищущий цель жизни человек. Духовные искания и разочарования подготовили Пьера к войне. Накануне войны он – человек, потерявший свою веру.

Началась война – и пустота в его душе заполнилась народным духом. Сначала он оказался в плену, где познакомился и сблизился с представителями простонародья, что прежде казалось ему чем-то невероятным, непостижимым. Там Пьер познал простоту, щедрость и мудрость русского народа.

Обратите внимание

Видя таких хороших людей вокруг себя, он решил, «что человек сотворён для счастья». Далее, за время войны, он становится простым человеком, его простоте и внимательности удивляются слуги, с которыми он теперь подолгу, с интересом разговаривает.

В душе его – сначала смутно, неосознанно – появляется желание «постоять за народ».

Пьер женится. Он счастлив, весел и жизнерадостен. Но «новому» Пьеру больно видеть безобразия, которые творятся в Российской империи. «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения. Мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!», – слова его звучат искренне, идут от сердца.

Любовь к России, к русскому народу и ставший твёрдым характер приводят его к такому выводу: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое». Эти слова – предзнаменование того, что Пьер Безухов решил бороться за интересы простого народа. Этот вывод можно считать словами самого автора, его обращением к читателю.

Ярким представителем простого народа в романе «Война и мир» является Платон Каратаев. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева стал собирательным образом русского народа. По характеру Платона можно судить о русском характере.

Тогда получится, что русский характер – это доброта, щедрость, внимание к людям, мудрость, которая заложена в русском человеке самой природой, жизнерадостность и оптимизм.

Ещё одна черта русского характера раскрывается на страницах романа: миролюбие и гуманность. Такие мысли, слова и поступки встречаются в «Войне и мире» много раз.

Отношение к французскому мальчику Венсенну в русском партизанском отряде, шутки и смех русских и французских солдат в окопах, разговор Николая Ростова с немцем-крестьянином и другие моменты.

Важно

Как итог прозвучали слова итальянца, солдата французской (европейской) армии, сказанные Пьеру Безухову: «Это кощунство – воевать с таким народом, как вы». Таков финал, вывод всей «мысли народной»: мечта о дружбе, единении людей, их братской любви друг к другу.

Эта мечта возникает, вырастает из миролюбия и гуманности русского народа. В романе Толстого она сопутствует «мысли народной».

Таких моментов в книге много… Получились ли в «Войне и мире» картины народной жизни? Удалось ли Толстому выразить народную мысль? Мнения могут быть разные.

Но вряд ли можно отрицать, что «Война и мир» – многогранное, масштабное повествование, а Лев Николаевич Толстой – талантливый, великий писатель.

Источник: http://xn—-btbbacod1ecbdpogdfh3f2b.xn--p1ai/index.php/glavnaya/rasskazy-1990-kh/item/45-narodnaya-mysl-v-romane-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию