Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом

1)В Дигестах дается следующее определение свободы: “Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом”(d. I, 5, 4)

Дисциплина: Римское
право.
Практическая
работа

Практические
задания и задачи по теме № 2 “Лица в
Римском частном праве”

  • Дайте правовой комментарий на это положение.
  • Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического? Поясните ваш ответ примерами.

Ответ:

По сути, данное
выражение означает, что свобода человека
не является безграничной, права человека
ограничены свободой других людей.
Дигесты
Юстиниана содержат правовое представление
о свободе, которая означает свободу
действий, то есть главным образом
физическую свободу.

Личный произвол
невозможен в правовом поле. Римское
право не признает действительным то,
что совершено под влиянием принуждения
или страха.

Добрыми и справедливыми
могут быть действия, основанные на праве
и оправданные им, а также действия, когда
субъект права реализует свободу выбора.

Обратите внимание

Главное
отличие юридических лиц от физических
заключалось в отсутствии у юридических
дееспособности, так как, будучи
искусственными, фиктивными субъектами
права, они не могли иметь воли и
самостоятельно ее выражать. Например,
они должны были все свои сделки совершать
через своих представителей.

<\p>

Вообще, современное
различие лиц физических (т.е. людей) и
юридических (т.е. различного рода
организаций, наделенных правоспособностью)
в Риме разработано не было, хотя и было
известно в практике.

Название «юридическое
лицо» римскому праву не было известно;
новейшие исследования показали, что в
латинском языке даже не было специального
термина для обозначения учреждения.
Римские юристы ограничиваются лишь
признанием факта принадлежности прав
различным организациям.

Они сравнивали
эти организации с человеком, с лицом
физическим, и говорили, что организация
действует personaevice (вместо лица, в качестве
лица), privatorum loco (вместо отдельных лиц,
на положении отдельных лиц).

В этом можно
видеть зародыш «теории фикции юридического
лица», появившейся в средние века и
получившей распространение в зарубежной
теории права.

<\p>

Отдельные примеры
такого рода субъектов, встречающиеся
в источниках: казна (республиканская,
императорская), муниципии, различные
союзы лиц одной профессии (булочников,
мясников, ремесленников и т.д.), союз
низших государственных служащих,
благотворительные учреждения и др.
В
законах XII таблиц упоминались различные
частные корпорации религиозного
характера, профессиональные объединения
ремесленников и т.п. С течением времени
количество корпораций (как публичного
характера, так и частного) росло.

В древнереспубликанском
праве еще не было имущества корпорации,
это была общая собственность членов
корпорации, но только неделимая, пока
существовала корпорация. В случае
прекращения корпорации имущество
делилось между последним составом ее
членов. Корпорация, как таковая, не могла
выступать и в гражданском процессе.

Вместе
с тем римские юристы стали обращать
внимание на то, что в некоторых случаях
имущество не принадлежит отдельным
гражданам, а закрепляется за каким-то
объединением в целом и отдельные его
члены оказываются в отношении имущественных
прав обособленными.

Так, римский юрист
Марциан замечает, что театры, ристалища
и тому подобное имущество принадлежат
самой общине как некоему целому, а не
отдельным ее членам, и если община имеет
раба, то это не значит, что отдельные
граждане (члены городской общины) имеют
какую-то долю права на этого раба
(D.l.8.6.1.).  Другой юрист (Алфен) (D.5.1.76)
приводил следующее сравнение.

Важно

Время от
времени на корабле приходится сменять
то одну часть, то другую, и может наступить
момент, когда все составные части корабля
сменятся, а корабль будет все тот же.
Так, утверждал Алфен, и в легионе одни
выбывают, другие вновь вступают, а легион
остается все тем же. Наконец, третий
юрист (Ульпиан) (D.3.4.7.

1-2)  говорил, что
в корпоративном объединении (universitas) не
имеет значения для бытия объединения,
остаются ли в нем все время одни и те же
члены, или только часть прежних, или все
заменены новыми; долги объединения не
являются долгами отдельных его членов,
и права объединения ни в какой мере не
принадлежат отдельным его членам.

Таким
образом, римские юристы отмечали тот
факт, что в некоторых случаях права и
обязанности принадлежат не отдельным
лицам и не простым группам физических
лиц (как то имеет место при договоре
товарищества), а целой организации,
имеющей самостоятельное существование,
независимо от составляющих ее физических
лиц.

Это последнее положение наглядно
выражается при сравнении universitas или
collegium (корпорации) с товариществом
(societas).

Смерть одного из участников
товарищества или его выход из состава
товарищества влечет прекращение
товарищества; если даже оставшиеся
товарищи будут продолжать то дело, для
которого образовалось товарищество,
это рассматривается юридически как
молчаливое заключение нового товарищеского
договора в ином составе.

Напротив, смерть
одного из членов universitas или выход из
universitas никакого влияния на существование
universitas не оказывает (разве лишь убыль
членов будет так велика, что не окажется
необходимого по закону минимального
числа членов). Равным образом вступление
новых членов в universitas нисколько не
изменяет этого объединения, тогда как
присоединение к членам товарищества
нового лица означает образование нового
товарищества.Еще одно различие: в
товариществе у каждого из членов есть
определенная доля в имуществе, которая
при его выбытии выделяется ему; напротив,
в universitas все имущество принадлежит
самому объединению, и потому выбывающий
член не имеет права требовать выделения
какой-либо доли этого имущества.

Итак, римское право
дает существенные признаки юридического
лица:

 
1)  корпорация
как единое целое и нераздельное в сфере
частного права рассматривается как
частное лицо: «гражданские же общины
находятся на положении частных лиц»
(D.50.16.161);

 
2)  юридическое
существование корпорации не прекращает­ся
и не нарушается выходом отдельных членов
из ее сос­тава: «В отношении декурионов
[или других совокупностей] не имеет
значения, все ли остаются (в составе
совокупности), или только часть, или
весь состав переменился. Но если (даже)
совокупность свелась к одному человеку,
то большей частью признается, что можно
предъявлять к нему требования в суде и
он может предъявлять требования в суде,
так как право всех сосредоточилось в
одном и остается имя совокупности»
(D.3.4.7.22);

Совет

 
3)  имущество
корпорации обособлено от имущества ее
членов, притом это не совместно всем
членам корпорации принадлежащее
имущество, а имущество корпорации как
це­лого, как особого субъекта прав.
«Если имеется долг в пользу совокупности,
то это не является долгом отдельным
лицам, ибо долг совокупности – это не
долг отдельных лиц» (D.3.4.7.1);

 
4) корпорация как
юридическое лицо вступает в правовые
отношения с другими лицами при посредстве
физических лиц, уполномоченных на то в
установленном порядке.

<\p>

2) Какие законные
способы отпущения раба на волю вы знаете?
В чем специфика каждого из этих способов.

Были ли ограничения на отпущение рабов
на волю? Какие условия должны были быть
соблюдены при отпущении раба на волю,
для того чтобы раб стал римским
гражданином? При каких обстоятельствах
он становится только перегрином? Кто
такие dediticii?

Ответ:

Законные способы
освобождения раба:<\p>

1) освобождение по
завещанию (manumissio
testamento),
т. е. освобождение
раба путем включения господином
соответствующего распоряжения в
завещание.

Так как древнейшее завещание
совершалось в народном собрании,
превращавшем волю завещателя в повеление
народа или специальный закон, то таким
специальным законом был и каждый акт
освобождения из рабства.

Этот
законодательный характер был утрачен
освобождением раба по завещанию вместе
с изменением порядка составлении
завещания.

Manumissio
testamento
могла совершаться
в разных формах:<\p>

а) завещатель мог
прямо предписать: servus
meus
Stichus
liber
esto,
тогда раб
становился свободным ispo
iure
с момента
вступления завещания в действие, т.

Читайте также:  Образ анны карениной из одноименного романа толстого

е,
с момента смерти господина;<\p>

б) завещатель мог
возложить на наследника обязанность
освободить раба, тогда раб становился
свободным с момента совершения наследником
одного из действий, освобождавших раба
при жизни господина;<\p>

Обратите внимание

в) завещатель мог
освободить раба под суспенсивным
(отлагательным) условием, тогда раб
становился свободным в момент наступления
условия (например, раб будет свободен,
если внесет определенную сумму денег
наследнику и т. п.).

2) внесение в списки
ценза (manumissio
censu):
подобно тому,
как уклонение от ценза могло привести
к обращению свободного человека в раба,
так внесение раба в списки граждан с
ведома господина освобождало из рабства.
Этот способ освобождения из рабства
отпал ко времени принципата с прекращением
ценза.

3) фиктивный процесс
(manumissio
vindicta)
— мнимый
процесс о свободе, мнимая vindicatio
in
libertatem.
Господин, раб и третье лицо являлись к
магистрату (консулу, претору) и разыгрывали
процесс, в котором в качестве истца
выступало третье лицо. Позднее процедура
упростилась, и мнимый процесс был заменен
заявлением господина об освобождении
раба, которое заносилось в протокол.

Во второй половине
республики развиваются и новые
неформальные способы освобождения из
рабства:<\p>

  • путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos),<\p>
  • путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam).<\p>

Однако вопрос
римского или даже латинского гражданства
раба носил характер общественный и не
зависел от воли господина, поэтому
отпущенный на свободу не становился
автоматически гражданином. Права на
гражданство давала только манумиссия,
проводимая по
определенным правилам.

На такого типа
манумиссию
налагались
законные ограничения. Например, она
не могла быть
совершена во вред неоплатным кредиторам,
господин не мог отпустить более половины
(и в целом более 100) рабов и т.д.

В
классическом римском праве правовое
положение вольноотпущенника определялось
в зависимости от прав лица, отпускавшего
на волю: например, раб, отпущенный на
свободу квиритским собственником,
приобретал права римского гражданина,
а отпущенный на свободу лицом, право
собственности которого опиралось не
на цивильное право, а на преторский
эдикт, приобретал только латинское
гражданство. При Юстиниане эти различия
были сглажены: если манумиссия выполнена
в соответствии с законом, вольноотпущенник
становился римским гражданином.

DEDITICII-
это подданные
римлян, покоренные с оружием в руках и
вследствие того, принужденные подчиняться
самым тяжким условиям. Так назывались
и те, которые добровольно подчинялись
власти римлян и участь которых относительно
свободы, податей и военных тягостей
вполне зависела от произвола римлян.

Закон Aelia Sentia постановил, чтобы
вольноотпущенники, которые за тяжкие
преступления были наказаны, не могли
приобрести права римского гражданства
и уподоблялись т. н. dediticii.
Поэтому низший
класс вольноотпущенников со времен
Элиева закона назывался также dediticii.

Они не могли
получить ни римского гражданства, ни
латинского права, потому что, будучи
еще рабами, они подвергались позорному
наказанию; вообще они были лишены многих
прав состояния.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6189899/

Контрольная работа по “Римское право”

1) В Дигестах дается следующее определение свободы: “Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом” (D. I, 5, 4).

  • Дайте правовой комментарий на это положение.
  • Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического? Поясните ваш ответ примерами.

Дигесты Юстиниана 
содержат правовое представление о свободе, которая означает свободу действий, то есть главным образом физическую свободу: “Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом”.

Личный произвол невозможен в правовом поле. Римское право не признает действительным то , что совершено под влиянием принуждения или страха.

Добрыми и справедливыми могут быть действия, основанные на праве и оправданные им, а также действия, когда субъект права реализует свободу выбора.

Важно

Понятие юридического лица не было известно в римском праве. По римскому праву было принято называть юридическим лицом все то, что, не будучи лицом физическим, признается способным иметь права.

Главным отличием от физических лиц являлось отсутствие у юридических дееспособности, так как, будучи искусственными, фиктивными субъектами права, они не могли иметь воли и самостоятельно ее выражать. Например, они должны были все свои сделки совершать через своих представителей.

В тоже время римские юристы уравнивали юридические организации с человеком, с лицом физическим.<\p>

В римском праве обычно складывались объединения хозяев или 
собственников (физических лиц).

Юридические 
лица – это совокупность лиц или вещей, понимавшаяся как особая юридическая единица с некоторыми чертами современного юридического лица, если такая совокупность имеет также самостоятельное юридическое существование, не зависящее от отдельных компонентов.

Обычно отличались от существования лиц или вещей, из которых они состояли. Объединения могли быть созданы с хозяйственной и с нехозяйственной целью. Юридические лица подразделялись: на городские и местные общины; церковные учреждения; учреждения с благотворительными целями; корпорации.

Юридическое лицо являлось не только носителем имущественных, но и личных прав. Правоспособность юридических лиц ограничивалась сообразно их природе, исключительно 
имущественными правами.

Корпорации (как 
юридические лица) могли рассматриваться в сфере частного права, как физическое лицо.

Совет

Таким образом, несмотря на существенное отличие между юридическим и физическим лицом в римском праве, фактического разделения, аналогичного современному, не было, поэтому связь между ними была нераздельной и фактически физические лица являлись составной частью юридических.

2) Какие законные способы отпущения раба на волю вы знаете? В чем специфика каждого из этих способов. Были ли ограничения на отпущение рабов на волю? Какие условия должны были быть соблюдены при отпущении раба на волю, для того чтобы раб стал римским гражданином? При каких обстоятельствах он становится только перегрином? Кто такие dediticii?

Древнее время 
знало три способа такого освобождения. По-видимому, древнейшим способом была manumissio testamento, т. е. освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание.

Так как древнейшее завещание совершалось в народном собрании, превращавшем волю завещателя в issus populi, повеление народа или специальный закон, то таким специальным законом был и каждый акт освобождения из рабства.

Этот законодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составлении завещания (п. 240).

Manumissio testamento могла совершаться 
в разных формах: а) завещатель мог прямо предписать: servus meus Stichus liber esto, тогда раб становился свободным ispo iure с момента вступления завещания в действие, т.

е, с момента смерти господина; б) завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба — раб становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина; в) завещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием (п.

398) — раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику и т. п.).

Обратите внимание

Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства 
была manumissio censu: подобно тому, как 
уклонение от ценза могло привести к обращению свободного человека в раба (п. 108), так внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.

Наконец, третий известный 
древнейшему праву способ освобождения из рабства был одним из проявлений характерной для римского права тенденции использовать формы гражданского процесса для изменения отношений материального частного права. Это была manumissio vindicta — мнимый процесс о свободе, мнимая vindicatio in libertatem, для которой использовались формы legisactio per sacramentum.

Господин, раб и третье лицо, по соглашению с господином, являлись к магистрату (консулу, претору) и 
здесь третье лицо, assertor in libertatem, разыгрывая роль истца, накладывал на раба vindicta и утверждал: hunc hominem ex iure Quirtium liberum esse aio.

Эта сложная процедура упростилась с течением времени: сначала в качестве assertora стал выступать один из ликторов, сопровождавших претора, а затем и самая vindicatio in libertatem была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.

Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos), путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam).

Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili. Лишь преторские средства охраны его свободы обеспечивали ему своеобразное состояние — «пребывание в состоянии свободы», in libertate morari.

В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником.

Права на гражданство давала только iusta manumissio, проводимая по определенным правилам. На такого типа manumissio налагались законные ограничения. Например, manumissio не могла быть совершена во вред неоплатным кредиторам, господин не мог отпустить более половины (и в целом более 100) рабов и т.д.

Важно

Peregrini – иностранцы – 
не имели равных прав с гражданами, но уже в Законах двенадцати таблиц предусматривалась возможность заключения правильных сделок с иностранцами. Иностранцы делятся на несколько категорий.

История формирования этого института довольна сложна и требует более подробного рассмотрения. Peregrini делились на Latini prisci (древние латины, состоящие в давней дружбе с Римом), Latini coloniarii (жители римских колоний) и все остальные hostes и peregrini.

Только после эдикта Каракаллы 212 г. латинское гражданство было предоставлено всему населению империи.

DEDITICII. 1) подданные римлян, покоренные с оружием в руках и вследствие того, принужденные подчиняться самым тяжким условиям; они, между прочим, должны были сдать оружие. Д. назывались и те, которые добровольно подчинялись власти римлян и участь которых относительно свободы, податей и военных тягостей вполне зависела от произвола римлян.

Постановление, определяющее подробно их положение, называлось lex, между тем как условия, заключенные с союзниками (socii), обозначались словом foedus; 2) низший класс вольноотпущенников со времен Элиева закона назывался dediticii.

Они не могли получить ни римского гражданства, ни латинского права, потому что будучи еще рабами подвергались позорному наказанию; вообще они были лишены многих прав состояния.

3) Существовали ли законы, ограничивающие власть господина над рабами и подвластными лицами? Если да, то какие?

В древнем праве 
 власть   господина  над рабом была ничем не  ограничена . Она складывалась из двух моментов: а) как всякая вещь,  раб  принадлежал  господину  на полном праве собственности;  господин  мог продать его, заложить, отдать его в наем  и  т.д.; в) как существо сознательное, он состоял под господскою  властью  — dominica potestas.

Совет

В силу своей господской  власти   господин , во-первых, имел ius vitae ac necis по отношению к  рабу , то есть мог судить его сам  и  приговорить даже к смертной казни; во-вторых,  господин  имел право на все, что приобретал  раб .

За обязательства же  раба  он по цивильному праву не отвечал, что выражалось поговоркой melior conditio nostra per servos fieri potest, deterior fieri non potest. Исключение допускалось только в случае совершения  рабом  деликта, например кражи: в таком случае  господин  обязан был или заплатить штраф, или выдать  раба  потерпевшему (noxae dedere).

В позднейшем праве эти суровые начала были несколько смягчены.<\p>

Отцовская  власть   над   подвластными  детьми в древнем праве была почти неограниченная. Только политические права  подвластных  сыновей не затрагивались ею.

В частности, отец имел как jus vitae ac necis, так и право на все, что приобретали  подвластный  сын или дочь, внук или внучка и т.д. За деликты и договорные долги  подвластных  детей отец отвечал в тех же пределах, как за деликты и договорные долги рабов.

4) В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами.

Римское право 
не различало правоспособность и 
дееспособность, но в Риме не каждый гражданин имел право совершать 
какие-либо действия, которые могли 
повлечь юридические последствия.

Дееспособность 
– способность гражданина совершать от своего имени определенные правовые действия и отвечать за противоправные деяния.

Дееспособность 
римского гражданина зависела от возраста. Считалось, что с возрастом человек 
приобретает способность руководить своими поступками и осмысливать 
их.

Выделяли два возрастных критерия:

1) несовершеннолетние:

а) полностью недееспособные (дети до 7 лет);

б) частично недееспособные (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет);

2) совершеннолетние:

а) частично дееспособные (молодые люди с 14 до 25 лет, девушки с 12 до 25 лет);

б) полностью дееспособные (лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста).

Обратите внимание

Частично недееспособные лица могли приобретать имущество 
и совершать некоторые сделки, направленные на приобретение имущества. Частично дееспособные лица могли составлять завещание и вступать в брак.

В римском праве 
существовал институт ограничения 
дееспособности. К ограниченно дееспособным относились расточители, душевнобольные и бесчестные лица, а также замужние женщины.

Дееспособность 
расточителей подлежала ограничению потому, что римское общество отрицательно относилось к людям, которые вели аморальный образ жизни. Душевнобольные в период кризиса признавались полностью недееспособными, но дееспособность восстанавливалась в светлые промежутки, поэтому душевнобольные и признавались ограниченно дееспособными.

Бесчестными признавались лжесвидетели, они не могли прибегать к помощи свидетелей; лица с сомнительной репутацией, которым запрещалось исполнять какие-либо публичные функции, выступать в суде представителем и быть опекуном; лица, занимающиеся определенной профессией (актера, шпиона и пр.).

Ограничение правоспособности замужней женщины было связано с тем, что после замужества она попадала под власть новой семьи во главе с домовладыкой (мужем).

Дееспособность женщины зависела от ее семейного положения и вида брака. Если она состояла в браке без власти мужа, то она могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом и осуществлять свои права.

Если же женщина 
находилась под властью мужа или 
отца, то она считалась лицом чужого права и была бесправной. В римском частном праве не обладали дееспособностью от природы дети до 7 лет. Над ними устанавливается опека, как над лицами, которые могут быть дееспособными, но не обладают этим свойством из-за своих личных недостатков (слабоумные).

5) Имела ли право женщина по собственному желанию сменить себе опекуна или освободиться от опеки? Если да, то, при каких обстоятельствах это было возможно?

Важно

Опека над женщинами (tutela mulierum) устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия женщины, но была уже по содержанию, нежели опека над детьми и подростками.

Обязательность наличия опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости даже от их сословного положения, во-вторых, считалась необходимой «в силу присущего женщине легкомыслия».

Опекун обязан быть и при замужней, и при незамужней женщине, но его назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины (и, как правило, становилось формальным).

Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Женщины не могли занимать общественных должностей, не могли быть ни опекунами, ни попечителями.

Но, в свою очередь, пользовались рядом традиционных правовых привилегий по причине «неразумности пола» (imbecilitas sexus): они могли ссылаться на неведение законов, им запрещалась ответственность за чужие долги. В этих вторых ситуациях, когда они требовались по условиям гражданского оборота, и необходимо было участие и гарантия опекуна.

Не вполне отрегулированным римским правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь 
или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под злоупотребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномочий сами возбуждать иск — единственным выходом был процесс, возбуждаемый в интересах опекаемого третьим лицом, что не всегда было реально возможно.

6) При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери (то есть еще не рожденного на свет)?

Зачатый, но еще 
не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. Qui in utero est, perinde ac si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodisipsius partus quaeritur (D. 1. 5. 7).

(Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.

) В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери.

Источник: http://stud24.ru/international-law/kontrolnaya-rabota-po-rimskoe-pravo/393117-1331275-page1.html

Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей на тему Свобода

Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным.

Вольтер

Для свободных — все высоты достигаемы.

Максим Горький

Добиться свободы и сохранить ее можно лишь той ценой, какую человечество, как правило, платить не готово.

Джордж Сэвил Галифакс

Дозволено лишь то, что подобает.

Иоганн Вольфганг Гете

Единственное, что я ценю в свободе, — это борьбу за нее; обладание же ею меня не интересует.

Генрик Ибсен

Каждый может обрести ее (свободу.- Ред.), если только он умеет ограничиваться и находить самого себя.

Иоганн Вольфганг Гете

Колонии не перестают быть колониями из-за того, что они обрели независимость.

Бенджамин Дизраэли

Совет

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

Вольтер

Кто сказал «А», тот скажет «Б», если его не мучить. («Бегущая по волнам»)

Александр Грин

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Иоганн Вольфганг Гете

Мы в Америке получили три неоценимых дара: свободу слова, свободу совести и – благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы ими пользоваться.

Марк Твен

Освобождение от рабства относится к праву народов.

Юстиниан

Свобода — это абстракция бесконечности в интервале времени.

Абай Садыков

Свобода — это выбор. Сделав выбор мы перестаём быть свободными.

Абай Садыков

Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся.

Бернард Шоу

Свобода — это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят.

Генрик Сенкевич

Свобода есть единственная характерная черта цивилизации.

Лев Мечников

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.

Юстиниан

Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина.

Вольтер

Свобода отличается таким неотразимым обаянием, что мы находим в ней красоту, которой она, быть может, не обладает… Впрочем, не будь она красавицей, мир не сходил бы по ней с ума.

Джордж Сэвил Галифакс

Свобода радует не столь сильно как угнетает рабство.

Геродиан

Свобода, раз она пустила корни, быстро вырастает.

Джордж Вашингтон

Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.

Эрих Мария Ремарк

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Демокрит

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.

Гераклит Эфесский

Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Аристотель

Спасти свободу можно только через братство.

Виктор Гюго

Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает.

Бертольд Авербах

Только тот человек свободен, который вполне сознает свое человеческое достоинство.

Бертольд Авербах

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.

Фрэнсис Бэкон

Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения.

Вольтер

Источник: http://www.mobiw.ru/svoboda.html

Афоризмы и цитаты про право

>> Все темы цитат >> Законы

Высшее право часто есть высшее зло.
Теренций Публий

Кто раньше по времени, тот сильнее по праву.
Неизвестный автор

Не следует нам злоупотреблять своими правами.
Неизвестный автор

Никого не обижает тот, кто пользуется своим правом.
Неизвестный автор<\p>

Никто не обязан пользоваться своим правом.
Неизвестный автор

От деяния ведет свое начало право.
Неизвестный автор

Отказываться от притязаний может тот, кто имеет на них право.
Неизвестный автор

Что для болезни лекарства, то для дел право.
Неизвестный автор

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.
Юстиниан

То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы.
Жюльен Офре де Ааметри

Обратите внимание

Из всех прав самое неопровержимое — это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака.
Томас Карлейль<\p>

Право оставляет умонастроению полную свободу.

Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Карл Маркс

Не требуй прав человечества, не то первый позовешь на помощь закон.
Федор Михайлович Достоевский<\p>

…Право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей.

Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия.

Кроме естественного разума сие доказывается и словами евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби Бога и люби ближнего, как самого себя, — словами, вмещающими и любовь к самому себе как необходимое условие природы человеческой, закон естественный, следовательно, обязанность нашу.

От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому, что он обязан сохранять свое бытие.

Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было, только тогда существовать и признаваемо быть действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием.
Павел Иванович Пестель

Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим Творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья.
Томас Джефферсон

Другой человек имеет право быть услышанным и право отстаивать свои доводы.
Карл Раймунд Поппер

Важно

Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным.
Томас Пейн (Пэн)

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право.
Виктор Мари Гюго<\p>

Право — это все то, что истинно и справедливо.
Виктор Мари Гюго

Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.
Фридрих Ницше

Меньшинство может быть право, большинство всегда ошибается.
Генрик Ибсен

…умирать или жить — не в стыдобе, а в сознанье своей правоты.
Евгений Александрович Евтушенко

Право большинства — это право сильного и не имеет нравственного основания.
Вильгельм Виндельбанд

Права человека не конкурируют с народным суверенитетом.
Юрген Хабермас

Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь.
Ханна Арендт<\p>

Право приходит не от страдания, а от того, насколько его излечение делает
систему более эффективной.

Жан-Франсуа Лиотар

Источник: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo

Ссылка на основную публикацию