Образ автора в романе а.с. пушкина «евгений онегин»

Образ автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Во вступлении автор представляет свое новое творение. Он говорит о своем отношении к написанному.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я — со вздохом признаюсь —

За ней ленивей волочусь.

Обратите внимание

В 6-й главе Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с Онегиным. Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

И даже Онегин собирался вместе с автором отправиться в путешествие в Африку, но смерть отца разрушила их планы.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание.

Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен.

Важно

Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Читаю с тайною тоскою,
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство.

В конце автор прощается с читателем, и говорит, что была девушка, которая послужила прообразом для Татьяны и жизнь ее оказалась нелегкой. О много, много рок отъял!

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin.html

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего.

Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

    На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

    О, вы, почтенные супруги!

    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.

    Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

    Я думал уж о форме плана

    И как героя назову;
    Покамест моего романа
    Я кончил первую главу,
    Пересмотрел все это строго:
    Противоречий очень много,
    Но их исправить не хочу,
    Цензуре долг свой заплачу…

Совет

    Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

    В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

    Условий света свергнув бремя,

    Как он, устав от суеты,
    С ним подружился я в то время,
    Мне нравились его черты.
    И дальше поэт продолжает:
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердца жар угас.

    Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

    Цветы, любовь, деревня, праздность.

    Поля! Я предан вам душой.
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.

    Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

    В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» – о молодости и старости – дано в восьмой главе романа:

    Блажен, кто смолоду был молод,

    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть сумел.

    В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

    Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

    В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

Обратите внимание

    В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

    Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

    И здесь героя моего,

    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго…навсегда.

    Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/6023-obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgenij-onegin

Образ автора в романе а. с. пушкина “евгений онегин” (вариант 3)

Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших мужей России”, понял, что создал шедевр.

Роман “Евгений Онегин” – легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот “магический кристалл”, отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность “золотого века”, до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору “Онегина” пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину.

И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин.

Он присутствует везде: и на балу, и в театре, иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком… Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской – будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина… И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина, Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.

Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа “Евгений Онегин”? Многие считают, что главный герой романа – это все-таки сам Пушкин.

Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же назвал Онегина добрым своим приятелем.

Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм.

Важно

Когда Пушкин пишет о том, что Онегин “родился на брегах Невы”, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин.

Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и Друзья.

Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть”.

Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”.

Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр.

Читайте также:  Смысл названия пьесы «горе от ума» (а. грибоедов)

Для Пушкина петербургский театр – волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”.

Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь – это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.

Мир Онегина и Пушкина – это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто.

Совет

Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов.

С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей…

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы – его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе.

Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в этом его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”.

Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди “дикого барства” в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это “ветошь маскарада”, и не просто сочувствует, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.

В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.

Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок.

Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: “Там, под сению кулис, младые дни мои неслись”.

Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она.

Обратите внимание

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность.

Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем.

Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем:

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…

Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Источник: https://goldsoch.info/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-variant-3/

Образ автора в романе А.С Пушкина Евгений Онегин

Условий света свергнув бремя,<\p>

Как он, отстав от суеты,<\p>

С ним подружился я в то время.<\p>

Мне нравились его черты,<\p>

Мечтам невольная преданность,<\p>

Неподражательная странность<\p>

И резкий охлажденный ум, —

— так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.<\p>

В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором.

Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта… везде является… по преимуществу артистическою”.

Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Высокой страсти не имея<\p>

Для звуков жизни не щадить,<\p>

Не мог он ямба от хорея,<\p>

Как мы ни бились, отличить.<\p>

Бранил Гомера, Феокрита;<\p>

Зато читал Адама Смита<\p>

И был глубокий эконом…

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном.

Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.<\p>

В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая.

Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,<\p>

Томясь душевной пустотой,<\p>

Уселся он — с похвальной целью<\p>

Себе присвоить ум чужой.

<\p>

Отрядом книг уставил полку,<\p>

Читал, читал — а все без толку:<\p>

Там скука, там обман иль бред;<\p>

В том совести, в том смысла нет;<\p>

На всех различные вериги;<\p>

И устарела старина,<\p>

И старым бредит новизна…

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.

<\p>

Важно

Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

..Обоих ожидала злоба<\p>

Слепой Фортуны и людей, —

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.<\p>

Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.<\p>

Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким.

К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.

<\p>

Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.

<\p>

Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине:<\p>

..

Он в первой юности своей<\p>

Был жертвой бурных заблуждений<\p>

И необузданных страстей,<\p>

Привычкой жизни избалован,<\p>

Одним на время очарован,<\p>

Разочарованный другим;<\p>

Желаньем медленно томим,<\p>

Томим и ветреным успехом,<\p>

Внимая в шуме и в тиши<\p>

Роптанье вечное души,<\p>

Зевоту подавляя смехом,<\p>

Вот так убил он восемь лет,<\p>

Утратя жизни лучший цвет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей.

Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.<\p>

Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей.

Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,<\p>

Что очень мило поступил<\p>

С печальной Таней наш приятель;<\p>

Не в первый раз он тут явил<\p>

Души прямое благородство…

Совет

Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:

Но я плоды моих мечтаний<\p>

И гармонических затей<\p>

Читаю только старой няне,<\p>

Подруге юности моей,<\p>

И после сытного обеда<\p>

Ко мне забредшего соседа,<\p>

Поймав нежданно за полу,<\p>

Душу трагедией в углу…

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.<\p>

Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:

И вот общественное мненье!<\p>

Пружина чести, наш кумир!..

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение — свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.<\p>

После описания дуэли Пушкин заявляет:

…я сердечно<\p>

Люблю героя моего…

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.<\p>

Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:

Не дай остыть душе поэта,<\p>

Ожесточиться, очерстветь,<\p>

И наконец окаменеть<\p>

В мертвящем упоенье света…

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.

<\p>

Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.<\p>

Обратите внимание

Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, — говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете.

Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему. …Посредственность одна<\p>

Нам по плечу и не странна, —<\p>

пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.

<\p>

В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30—50-х годов.

При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, — сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.

Источник: https://botanim.ru/content/obraz-avtora-v-romane-as-pushkina-evgenij-onegin-957.html

Сочинение ОБРАЗ АВТОРА И ЕГО РОЛЬ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Прежде чем писать сочинение о роли автора в романе «Евгений Онегин», предлагаю вам вспомнить, в чем же эта роль заключалась. Идеи этих слайдов также можно использовать в сочинении.

Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Роль и образ автора в романе «Евгений Онегин»

Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.

Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный.

Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни.

В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Важно

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою».

А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.

Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью.

Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя.

Совет

Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает,  что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой.

Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне.

Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни.

Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.

Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало.

Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир.

Обратите внимание

Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.

На сайте есть еще одно сочинение по данной теме, можете обратить внимание и на него:

  • Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-obraz-avtora-i-ego-rol-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin/

Сочинение на тему: «Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

С уверенностью можно сказать, что «Евгений Онегин» является первым реалистическим романом в русской литературе, ведь  А. С. Пушкин в своем выдающемся произведении без прикрас изобразил жизнь светского общества своего времени.

Несмотря на то, что и Онегин, и Ленский, и Татьяна, и Ольга – герои вымышленные , перед нами они предстают как реальные люди, чья жизнь была характерной и типичной для той эпохи. Именно эта типичность и позволяет нам воспринимать вымышленных персонажей как настоящих, существовавших когда-то людей. Кроме того, герои романа были введены автором в круг реальных людей.

Например, среди друзей Онегина мы видим Каверина, Чаадаева и самого Пушкина, а Татьяна на одном из балов встречается с Вяземским.<\p>

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин выступает рядом с героями своего произведения не только как сторонний рассказчик, но и как его действующее лицо.

Мы видим автора как друга Евгения Онегина, с которым тому довелось познакомиться и подружиться в Петербурге. По сюжету романа Пушкин любит Татьяну и «свято бережет» ее письмо, написанное Онегину. Кроме этого письма, у него хранятся и стихи Ленского.

Повествуя о своих знакомых и друзьях, А. С. Пушкин не становится безразличным наблюдателем и посторонним участником событий, происходящих в их жизни.

Поэт принимает живейшее участие в судьбе персонажей своего романа, он их прекрасно понимает, всей душой откликается на их любовные переживания, иронизирует, иногда подшучивает над ними, а иногда позволяет себе осуждать их поступки.

Важно

Например, Пушкин выражает свое недовольство по поводу того, что Онегин принимает вызов Ленского.

«Он мог бы чувства обнаружить, 

А не щетиниться, как зверь; 

Он должен был обезоружить 

Младое сердце…».

В романе Евгений Онегин – друг Пушкина, однако это совсем не означает, что Пушкин и Онегин – это одно и тоже. Автору всего лишь «нравились его черты».

Еще задолго до Пушкина различные писатели и поэты наделяли героев своих произведений своими собственными внешними и внутренними чертами, под их маской показывая собственные душевные переживания и отношение к тем или иным событиям. Примером тому может служить творчество Байрона, множество героев которого олицетворяли своего автора. А. С. Пушкин пошел несколько иным путем.

Он писал, что «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Действительно, Пушкин и Онегин  были совершенно разными людьми. И если Пушкин и в романе, и в реальности был доволен своей жизнью, то Онегин был в ней разочарован:

«…рано чувства в нем остыли; 

Ему наскучил света шум; 

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум; 

Измены утомить успели; 

Друзья и дружба надоели…».

Кроме того, насколько Пушкин восхищается красотой родной земли, настолько же эта красота безразлична Онегину. Ведь даже когда Евгений Онегин приехал в деревню, его не тронула необычайная красота русской природы, хотя:

«Деревня, где скучал Евгений, 

Была прелестный уголок».

В романе «Евгений Онегин» имеется множество лирических отступлений, впрочем, они не отвлекают читателя и не заставляют его забыть о сюжете. Эти отступления Пушкин использует для того, чтобы время от времени вводить себя в произведение в качестве главного действующего лица. В них автор вспоминает о своих лицейских годах, о безрадостной ссылке, о своей жизни в деревни.

В этих отступлениях Пушкин делится с читателями романа мыслями и творческими планами, высказывает свое мнение по поводу различных бытовых и социальных явлений того времени, говорит о литературе и театре.

Будучи большим любителем и знатоком театра, Пушкин дает короткие, но очень выразительные и емкие характеристики драматургам того времени, пьесы которых ставились на сцене и были любимы представителями светского общества. Отступая от сюжета романа, Пушкин позволяет себе знакомить читателя с собственными жизненными интересами, показывать свой патриотизм и свободолюбие.

Совет

Однако образ поэта предстает перед читателем не только в этих лирических отступлениях. Его присутствие ощущается и в тоне повествования произведения, и в оценке окружающего героев мира.

В эпоху Пушкина наиболее популярными в русской и зарубежной литературе были такие направления, как романтизм и сентиментализм, однако поэт не признавал эти течения, поскольку считал, что они воплощают одностороннее освещение действительности. Он всегда стремился к созданию осмысленных характерных образов и реалистическому отображению действительности. На мой взгляд, это Пушкину полностью удалось в бессмертном романе «Евгений Онегин».

Сатирическое изображение светского общества, критичное отношение к крепостному строю, осуждение интеллигенции и дворянства за их отрыв от народной жизни – всем этим представлен в романе А. С.

Пушкин – единомышленник и сторонник декабристов, представитель прогрессивного дворянства, который сумел возвыситься над эгоистическими стремлениями своего класса.

Поэтому именно образ Пушкина, образ автора романа, с наибольшей силой и полнотой воплощает в себе те душевные переживания, которыми были поглощены наиболее передовые представители общества того времени.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin/

Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора и его роль в романе. В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ ти­пичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин —персонаж вымышленный.

Однако, по замыслу поэта, Онегин представ­ляет собой отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни.

В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди; Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегина известнный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Обратите внимание

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — свою Онегина. В произведении автор и его геоой — друзья, но какая же про­пасть, разделяет их!

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и песимизма Онегина. Автор понимает, что всеми этими «болезнями» его  героя зазило общество, но ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, и разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?..

Противоположпость характеров проявляется не только в отношении  к жизни, но и в отношении к людям.

Если для тонкого и чувствитель­ною Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание и любви Татьяна слышит от сухого, руководимого светской моралью Онегина «Учитесь властвовать собой». Автор же не перестает утверждает-      “Я люблю Татьяну милую мою”.

Ачто мы можем сказать об Онегине, который, ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки на­блюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.

Пушкин  отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянс­кие «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жес­ткостью. Автор пытается показать, что Онегин не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, связывающим его по рукам и нотам, в нем еще не проснулся борец.

И почти физически ощущаема боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Важно

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же, нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — портрет всего «молодого поколения» того времени: «пылкая душа», ум, не терпящий узости суждений, презрение к карьере, к чинам, предан­ность высоким мечтаниям.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть и запоздалая, любовь к Та­тьяне.

Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула пота­енные струнки и в усталой душе Онегина. И здесь Пушкин как бы от­страняется от своего героя, оставляя его без уныния в сердце, с верой в будущее. Это будущее прекрасно своей зрелостью, опытом, красотой и торжеством жизни.

Автор уходит, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что автор издали следит за нашими переживаниями.

Да, Пушкин знал и любил молодых, любил в них живое, здо­ровое начало. Он верил, что молодое поколение с его задором и решительностью способно избавиться от старых и новых предрас­судков и «болезней» праздности, оно желает и может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-avtora-i-ego-rol-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Сочинение «Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»»

«Евгений Онегин» – это не просто роман, это роман в стихах.

По выражению самого Пушкина, есть «дьявольская разница» между этими двумя жанрами: роман – это всегда произведение эпическое, а стихотворная форма предполагает наличие лирического начала, субъективного элемента. Таким образом, в романе в стихах весьма значимое место должен занимать образ автора. Рассмотрим же его поподробнее.

Прежде всего, автор в этом произведении является лирическим героем, и его образ раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений. Диапазон их тем широк, но можно выделить несколько основных групп.

Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер. В них автор вспоминает о своем прошлом, о своих возлюбленных, говорит о жизненном пути и подводит итоги. В конце седьмой главы, например, поэт говорит о любимой женщине:

Но та, которую не смею

Тревожить лирою моею,

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Как негой грудь ее полна!

Как томен взор ее чудесный!.. –

и тут же сам останавливает себя:

Но полно, полно; перестань.

Ты заплатил безумству дань.

Совет

В отрывках из главы, посвященной путешествию Онегина, Пушкин сравнивает себя в прошлом и в настоящем:

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне – теперь их нет:

Они прошли иль изменились…

Мир вам, тревоги прошлых лет!

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безыменные страданья…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Говоря о различных периодах жизни, автор зачастую вспоминает Лицей. Например, в самом начале восьмой главы Пушкин пишет:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И дальше поэт описывает, как его муза растет и развивается вместе с ним, преодолевая трудности и меняясь под действием времени и жизни.

Но в лирических отступлениях автор пишет не только о себе и своих переживаниях – многие строфы посвящены нравственно-философским проблемам и вопросам. Пушкин дает оценку различным событиям и явлениям жизни, например, констатирует, что нет истинной дружбы между его современниками:

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно, –

и эта ситуация задевает поэта за живое.

Неоднократно в лирических отступлениях Пушкин говорит о любви. Это может быть выражено в кратком, иногда шутливом, замечании относительно его пристрастий и оценок женской красоты:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестней чем-то для меня.

Но есть и другого рода авторские высказывания на эту тему, как, например, в восьмой главе, где автор в одном из лирических отступлений говорит о любви. Мы можем с уверенностью сказать, что это не простое рассуждение, но изложение его понимания любви и ее влияния на человека в разные периоды его жизни (поэт неоднократно подтверждает эту мысль в разных местах текста романа):

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвый след…

Также лирический герой говорит о «своевременности» не только любви, но и всех событий жизни и чувств вообще:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

И обманула нас она…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Так пишет Пушкин о тех, кто не смог в силу своей натуры обрести покой и счастье в их общепринятом тогда понимании.

Обратите внимание

Весьма возможно, что поэт и сам себя причисляет к подобным людям, хоть это лирическое отступление посвящено скорее Онегину, чем ему.

Отделяя себя от своего героя («Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной…»), Пушкин тем не менее признает Онегина человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но и по многим душевным качествам.

Лирического героя Пушкина беспокоят не только общечеловеческие ценности и заботы, он думает также и о жизни особого рода людей – поэтов. Ему хочется умереть не просто так, но оставить «неприметный след» для потомков:

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

В многочисленных лирических отступлениях бытовой тематики автор рассказывает о свих пристрастиях, об обычаях современников и их нравах. Так, в одной из строф четвертой главы Пушкин пишет о сортах вин и о том, какой больше он любит и почему:

Вдовы Клико или Моэта

Благословенное вино…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Меня пленяло: за него

Последний бледный лепт, бывало,

Давал я. Помните ль, друзья?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но изменяет пеной шумной

Оно желудку моему,

И я Бордо благоразумный

Уж нынче предпочел ему.

К Аи я больше не способен;

Аи любовнице подобен,

Блестящей, ветреной, живой,

И своенравной, и пустой…

Но ты, Бордо, подобен другу…

С особенным чувством Пушкин говорит о своей любви к природе, не раз целые строфы отдавая описаниям русского пейзажа:

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Лирический герой питает любовь не только к природе России, для него дорога Москва, ее древняя столица, где родился поэт:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Из подобных замечаний, зарисовок и размышлений складывается воедино портрет лирического героя, и образу рефлексирующего умного человека мелкие детали и подробности добавляют глубину и жизненность.

Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический герой романа, он еще и его персонаж. Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей.

Важно

Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые: «К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин», – пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа. Автор упоминает о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе.

И более того, у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны друг к другу:

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу, –

так пишет поэт о любовном послании его «милого идеала».

И такое «смешение» не выглядит неуместным и невозможным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.

В этом произведении у образа автора есть еще одна сторона – он является рассказчиком. Пушкин так выстраивает свой роман, что кажется, будто поэт прямо на глазах читателей создает свое произведение.

Так, автор непосредственно в текст вводит рассуждения о характерах создаваемых им героев, размышления о том, какое событие будет следующим или могло бы им стать, отражая при этом возможные нападки критиков.

В одной из глав, например, он просит прощения у читателей за то, что много пишет о несчастной любви своей героини: «Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!».

Довольно своевольно автор меняет сюжет своего произведения. «Татьяна, по совету няни / Сбираясь ночью ворожить, / Тихонько приказала в бане / На два прибора стол накрыть, – повествует он.

– Но стало страшно вдруг Татьяне… / И я – при мысли о Светлане / Мне стало страшно – так и быть…» – говорит поэт и решает: « С Татьяной нам не ворожить».

Но и эта «вольность» не нарушает гармонии и целостности произведения, ведь оно как бы живет и меняется вместе с автором.

Совет

В процессе создания «Евгения Онегина» Пушкин периодически рассуждает о современной ему литературе и полемизирует со своими оппонентами, то иронично отзываясь о том или ином художественном штампе, то извиняясь перед строгими критиками за свой язык и своих героев.

Например, в конце седьмой главы автор дает пародийное вступление и восклицает: «…С плеч долой обуза! / Я классицизму отдал честь: / Хоть поздно, а вступленье есть», – иронизируя над стандартной формой многих литературных произведений классицизма.

Или еще: описывая Татьяну в конце романа, Пушкин использует французское выражение «du comme il faut» для более точной характеристики героини и добавляет в скобках, обращаясь к одному из литераторов, которые боролись за чистоту русского языка, отрицали использование галлицизмов: «Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».

Говорит поэт также и о типичных литературных героях. Так, он иронично характеризует героя произведений классицизма прошлых лет:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Ему Пушкин противопоставляет героя современных романтических произведений:

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен, и в романе,

И там уж торжествует он.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Лорд Байрон прихотью удачной

Облек в унылый романтизм

И безнадежный эгоизм.

Много еще лирических отступлений и замечаний касаются условностей литературы, нелепых и искусственных, что не нравится автору. Пушкин старается открыть глаза и писателям, и читателям на всю «нежизненность» шаблонных художественных приемов. «Друзья мои, что ж толку в этом?» – вопрошает он и сам стремится снять и со своих героев, и со всего произведения натянутость и условность. Именно для этого смешивает он мир автора и героев, намеренно нарушает сюжетные линии, меняя все «на ходу», вводит, казалось бы, совсем ненужные, мелкие черточки современного ему быта и т.д. А в целом можно заключить, что образ автора помогает создать поистине реалистическое произведение, подлинную «энциклопедию русской жизни» той эпохи.<\p>

Источник: https://litsochinenie.ru/obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]