Образ автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.
Во вступлении автор представляет свое новое творение. Он говорит о своем отношении к написанному.
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.
В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.
Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я — со вздохом признаюсь —
За ней ленивей волочусь.
В 6-й главе Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.
В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где
Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.
Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.
Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.
«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с Онегиным. Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
И даже Онегин собирался вместе с автором отправиться в путешествие в Африку, но смерть отца разрушила их планы.
У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание.
Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен.
Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.
В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.
Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.
Читаю с тайною тоскою,
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.
В конце автор прощается с читателем, и говорит, что была девушка, которая послужила прообразом для Татьяны и жизнь ее оказалась нелегкой. О много, много рок отъял!
Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».
Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin.html
Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего.
Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.
На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:
О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу,
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу…
Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.
В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:
Условий света свергнув бремя,
Как он, устав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
И дальше поэт продолжает:
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.
Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:
Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.
В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» – о молодости и старости – дано в восьмой главе романа:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.
В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.
Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.
В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».
В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.
Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.
Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/6023-obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgenij-onegin
Образ автора в романе а. с. пушкина “евгений онегин” (вариант 3)
Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших мужей России”, понял, что создал шедевр.
Роман “Евгений Онегин” – легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот “магический кристалл”, отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность “золотого века”, до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору “Онегина” пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину.
И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин.
Он присутствует везде: и на балу, и в театре, иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком… Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской – будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина… И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина, Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа “Евгений Онегин”? Многие считают, что главный герой романа – это все-таки сам Пушкин.
Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же назвал Онегина добрым своим приятелем.
Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм.
Когда Пушкин пишет о том, что Онегин “родился на брегах Невы”, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин.
Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и Друзья.
Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть”.
Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”.
Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр.
Для Пушкина петербургский театр – волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”.
Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь – это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.
Мир Онегина и Пушкина – это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто.
Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов.
С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей…
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы – его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе.
Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в этом его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”.
Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди “дикого барства” в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это “ветошь маскарада”, и не просто сочувствует, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.
В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок.
Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: “Там, под сению кулис, младые дни мои неслись”.
Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она.
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность.
Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем.
Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем:
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…
Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.
Источник: https://goldsoch.info/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-variant-3/
Образ автора в романе А.С Пушкина Евгений Онегин
Условий света свергнув бремя,<\p>
Как он, отстав от суеты,<\p>
С ним подружился я в то время.<\p>
Мне нравились его черты,<\p>
Мечтам невольная преданность,<\p>
Неподражательная странность<\p>
И резкий охлажденный ум, —
— так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.<\p>
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором.
Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта… везде является… по преимуществу артистическою”.
Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:
Высокой страсти не имея<\p>
Для звуков жизни не щадить,<\p>
Не мог он ямба от хорея,<\p>
Как мы ни бились, отличить.<\p>
Бранил Гомера, Феокрита;<\p>
Зато читал Адама Смита<\p>
И был глубокий эконом…
Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном.
Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.<\p>
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая.
Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:
И снова, преданный безделью,<\p>
Томясь душевной пустотой,<\p>
Уселся он — с похвальной целью<\p>
Себе присвоить ум чужой.
<\p>
Отрядом книг уставил полку,<\p>
Читал, читал — а все без толку:<\p>
Там скука, там обман иль бред;<\p>
В том совести, в том смысла нет;<\p>
На всех различные вериги;<\p>
И устарела старина,<\p>
И старым бредит новизна…
Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
<\p>
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.
..Обоих ожидала злоба<\p>
Слепой Фортуны и людей, —
замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.<\p>
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.<\p>
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким.
К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.
<\p>
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
<\p>
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине:<\p>
..
Он в первой юности своей<\p>
Был жертвой бурных заблуждений<\p>
И необузданных страстей,<\p>
Привычкой жизни избалован,<\p>
Одним на время очарован,<\p>
Разочарованный другим;<\p>
Желаньем медленно томим,<\p>
Томим и ветреным успехом,<\p>
Внимая в шуме и в тиши<\p>
Роптанье вечное души,<\p>
Зевоту подавляя смехом,<\p>
Вот так убил он восемь лет,<\p>
Утратя жизни лучший цвет.
В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей.
Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.<\p>
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей.
Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:
Вы согласитесь, мой читатель,<\p>
Что очень мило поступил<\p>
С печальной Таней наш приятель;<\p>
Не в первый раз он тут явил<\p>
Души прямое благородство…
Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:
Но я плоды моих мечтаний<\p>
И гармонических затей<\p>
Читаю только старой няне,<\p>
Подруге юности моей,<\p>
И после сытного обеда<\p>
Ко мне забредшего соседа,<\p>
Поймав нежданно за полу,<\p>
Душу трагедией в углу…
Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.<\p>
Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:
И вот общественное мненье!<\p>
Пружина чести, наш кумир!..
Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение — свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.<\p>
После описания дуэли Пушкин заявляет:
…я сердечно<\p>
Люблю героя моего…
Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.<\p>
Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:
Не дай остыть душе поэта,<\p>
Ожесточиться, очерстветь,<\p>
И наконец окаменеть<\p>
В мертвящем упоенье света…
Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.
<\p>
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.<\p>
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, — говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете.
Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему. …Посредственность одна<\p>
Нам по плечу и не странна, —<\p>
пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.
<\p>
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30—50-х годов.
При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, — сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.
Источник: https://botanim.ru/content/obraz-avtora-v-romane-as-pushkina-evgenij-onegin-957.html
Сочинение ОБРАЗ АВТОРА И ЕГО РОЛЬ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Прежде чем писать сочинение о роли автора в романе «Евгений Онегин», предлагаю вам вспомнить, в чем же эта роль заключалась. Идеи этих слайдов также можно использовать в сочинении.
Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин»
Роль и образ автора в романе «Евгений Онегин»
Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.
Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный.
Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни.
В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.
Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…
Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».
В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою».
А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.
Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью.
Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.
Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя.
Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой.
Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.
Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне.
Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни.
Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.
Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.
Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало.
Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир.
Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.
На сайте есть еще одно сочинение по данной теме, можете обратить внимание и на него:
- Образ автора в романе «Евгений Онегин»
Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-obraz-avtora-i-ego-rol-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin/
Сочинение на тему: «Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
С уверенностью можно сказать, что «Евгений Онегин» является первым реалистическим романом в русской литературе, ведь А. С. Пушкин в своем выдающемся произведении без прикрас изобразил жизнь светского общества своего времени.
Несмотря на то, что и Онегин, и Ленский, и Татьяна, и Ольга – герои вымышленные , перед нами они предстают как реальные люди, чья жизнь была характерной и типичной для той эпохи. Именно эта типичность и позволяет нам воспринимать вымышленных персонажей как настоящих, существовавших когда-то людей. Кроме того, герои романа были введены автором в круг реальных людей.
Например, среди друзей Онегина мы видим Каверина, Чаадаева и самого Пушкина, а Татьяна на одном из балов встречается с Вяземским.<\p>
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин выступает рядом с героями своего произведения не только как сторонний рассказчик, но и как его действующее лицо.
Мы видим автора как друга Евгения Онегина, с которым тому довелось познакомиться и подружиться в Петербурге. По сюжету романа Пушкин любит Татьяну и «свято бережет» ее письмо, написанное Онегину. Кроме этого письма, у него хранятся и стихи Ленского.
Повествуя о своих знакомых и друзьях, А. С. Пушкин не становится безразличным наблюдателем и посторонним участником событий, происходящих в их жизни.
Поэт принимает живейшее участие в судьбе персонажей своего романа, он их прекрасно понимает, всей душой откликается на их любовные переживания, иронизирует, иногда подшучивает над ними, а иногда позволяет себе осуждать их поступки.
Например, Пушкин выражает свое недовольство по поводу того, что Онегин принимает вызов Ленского.
«Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце…».
В романе Евгений Онегин – друг Пушкина, однако это совсем не означает, что Пушкин и Онегин – это одно и тоже. Автору всего лишь «нравились его черты».
Еще задолго до Пушкина различные писатели и поэты наделяли героев своих произведений своими собственными внешними и внутренними чертами, под их маской показывая собственные душевные переживания и отношение к тем или иным событиям. Примером тому может служить творчество Байрона, множество героев которого олицетворяли своего автора. А. С. Пушкин пошел несколько иным путем.
Он писал, что «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Действительно, Пушкин и Онегин были совершенно разными людьми. И если Пушкин и в романе, и в реальности был доволен своей жизнью, то Онегин был в ней разочарован:
«…рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…».
Кроме того, насколько Пушкин восхищается красотой родной земли, настолько же эта красота безразлична Онегину. Ведь даже когда Евгений Онегин приехал в деревню, его не тронула необычайная красота русской природы, хотя:
«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок».
В романе «Евгений Онегин» имеется множество лирических отступлений, впрочем, они не отвлекают читателя и не заставляют его забыть о сюжете. Эти отступления Пушкин использует для того, чтобы время от времени вводить себя в произведение в качестве главного действующего лица. В них автор вспоминает о своих лицейских годах, о безрадостной ссылке, о своей жизни в деревни.
В этих отступлениях Пушкин делится с читателями романа мыслями и творческими планами, высказывает свое мнение по поводу различных бытовых и социальных явлений того времени, говорит о литературе и театре.
Будучи большим любителем и знатоком театра, Пушкин дает короткие, но очень выразительные и емкие характеристики драматургам того времени, пьесы которых ставились на сцене и были любимы представителями светского общества. Отступая от сюжета романа, Пушкин позволяет себе знакомить читателя с собственными жизненными интересами, показывать свой патриотизм и свободолюбие.
Однако образ поэта предстает перед читателем не только в этих лирических отступлениях. Его присутствие ощущается и в тоне повествования произведения, и в оценке окружающего героев мира.
В эпоху Пушкина наиболее популярными в русской и зарубежной литературе были такие направления, как романтизм и сентиментализм, однако поэт не признавал эти течения, поскольку считал, что они воплощают одностороннее освещение действительности. Он всегда стремился к созданию осмысленных характерных образов и реалистическому отображению действительности. На мой взгляд, это Пушкину полностью удалось в бессмертном романе «Евгений Онегин».
Сатирическое изображение светского общества, критичное отношение к крепостному строю, осуждение интеллигенции и дворянства за их отрыв от народной жизни – всем этим представлен в романе А. С.
Пушкин – единомышленник и сторонник декабристов, представитель прогрессивного дворянства, который сумел возвыситься над эгоистическими стремлениями своего класса.
Поэтому именно образ Пушкина, образ автора романа, с наибольшей силой и полнотой воплощает в себе те душевные переживания, которыми были поглощены наиболее передовые представители общества того времени.
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin/
Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Образ автора и его роль в романе. В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин —персонаж вымышленный.
Однако, по замыслу поэта, Онегин представляет собой отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни.
В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди; Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегина известнный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.
Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — свою Онегина. В произведении автор и его геоой — друзья, но какая же пропасть, разделяет их!
Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и песимизма Онегина. Автор понимает, что всеми этими «болезнями» его героя зазило общество, но ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, и разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?..
Противоположпость характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям.
Если для тонкого и чувствительною Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин считает ее не более чем «наивной девочкой».
В ответ на свое трепетное признание и любви Татьяна слышит от сухого, руководимого светской моралью Онегина «Учитесь властвовать собой». Автор же не перестает утверждает- “Я люблю Татьяну милую мою”.
Ачто мы можем сказать об Онегине, который, ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора.
Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жесткостью. Автор пытается показать, что Онегин не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, связывающим его по рукам и нотам, в нем еще не проснулся борец.
И почти физически ощущаема боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.
Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же, нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — портрет всего «молодого поколения» того времени: «пылкая душа», ум, не терпящий узости суждений, презрение к карьере, к чинам, преданность высоким мечтаниям.
Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть и запоздалая, любовь к Татьяне.
Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула потаенные струнки и в усталой душе Онегина. И здесь Пушкин как бы отстраняется от своего героя, оставляя его без уныния в сердце, с верой в будущее. Это будущее прекрасно своей зрелостью, опытом, красотой и торжеством жизни.
Автор уходит, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что автор издали следит за нашими переживаниями.
Да, Пушкин знал и любил молодых, любил в них живое, здоровое начало. Он верил, что молодое поколение с его задором и решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней» праздности, оно желает и может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов.
Источник: https://www.prepodka.net/obraz-avtora-i-ego-rol-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Сочинение «Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»»
«Евгений Онегин» – это не просто роман, это роман в стихах.
По выражению самого Пушкина, есть «дьявольская разница» между этими двумя жанрами: роман – это всегда произведение эпическое, а стихотворная форма предполагает наличие лирического начала, субъективного элемента. Таким образом, в романе в стихах весьма значимое место должен занимать образ автора. Рассмотрим же его поподробнее.
Прежде всего, автор в этом произведении является лирическим героем, и его образ раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений. Диапазон их тем широк, но можно выделить несколько основных групп.
Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер. В них автор вспоминает о своем прошлом, о своих возлюбленных, говорит о жизненном пути и подводит итоги. В конце седьмой главы, например, поэт говорит о любимой женщине:
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный!.. –
и тут же сам останавливает себя:
Но полно, полно; перестань.
Ты заплатил безумству дань.
В отрывках из главы, посвященной путешествию Онегина, Пушкин сравнивает себя в прошлом и в настоящем:
Какие б чувства ни таились
Тогда во мне – теперь их нет:
Они прошли иль изменились…
Мир вам, тревоги прошлых лет!
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.
Говоря о различных периодах жизни, автор зачастую вспоминает Лицей. Например, в самом начале восьмой главы Пушкин пишет:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И дальше поэт описывает, как его муза растет и развивается вместе с ним, преодолевая трудности и меняясь под действием времени и жизни.
Но в лирических отступлениях автор пишет не только о себе и своих переживаниях – многие строфы посвящены нравственно-философским проблемам и вопросам. Пушкин дает оценку различным событиям и явлениям жизни, например, констатирует, что нет истинной дружбы между его современниками:
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно, –
и эта ситуация задевает поэта за живое.
Неоднократно в лирических отступлениях Пушкин говорит о любви. Это может быть выражено в кратком, иногда шутливом, замечании относительно его пристрастий и оценок женской красоты:
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Но есть и другого рода авторские высказывания на эту тему, как, например, в восьмой главе, где автор в одном из лирических отступлений говорит о любви. Мы можем с уверенностью сказать, что это не простое рассуждение, но изложение его понимания любви и ее влияния на человека в разные периоды его жизни (поэт неоднократно подтверждает эту мысль в разных местах текста романа):
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след…
Также лирический герой говорит о «своевременности» не только любви, но и всех событий жизни и чувств вообще:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
И обманула нас она…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Так пишет Пушкин о тех, кто не смог в силу своей натуры обрести покой и счастье в их общепринятом тогда понимании.
Весьма возможно, что поэт и сам себя причисляет к подобным людям, хоть это лирическое отступление посвящено скорее Онегину, чем ему.
Отделяя себя от своего героя («Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной…»), Пушкин тем не менее признает Онегина человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но и по многим душевным качествам.
Лирического героя Пушкина беспокоят не только общечеловеческие ценности и заботы, он думает также и о жизни особого рода людей – поэтов. Ему хочется умереть не просто так, но оставить «неприметный след» для потомков:
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
В многочисленных лирических отступлениях бытовой тематики автор рассказывает о свих пристрастиях, об обычаях современников и их нравах. Так, в одной из строф четвертой главы Пушкин пишет о сортах вин и о том, какой больше он любит и почему:
Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Меня пленяло: за него
Последний бледный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я Бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему.
К Аи я больше не способен;
Аи любовнице подобен,
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой…
Но ты, Бордо, подобен другу…
С особенным чувством Пушкин говорит о своей любви к природе, не раз целые строфы отдавая описаниям русского пейзажа:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Лирический герой питает любовь не только к природе России, для него дорога Москва, ее древняя столица, где родился поэт:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Из подобных замечаний, зарисовок и размышлений складывается воедино портрет лирического героя, и образу рефлексирующего умного человека мелкие детали и подробности добавляют глубину и жизненность.
Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический герой романа, он еще и его персонаж. Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей.
Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые: «К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин», – пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа. Автор упоминает о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе.
И более того, у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны друг к другу:
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу, –
так пишет поэт о любовном послании его «милого идеала».
И такое «смешение» не выглядит неуместным и невозможным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.
В этом произведении у образа автора есть еще одна сторона – он является рассказчиком. Пушкин так выстраивает свой роман, что кажется, будто поэт прямо на глазах читателей создает свое произведение.
Так, автор непосредственно в текст вводит рассуждения о характерах создаваемых им героев, размышления о том, какое событие будет следующим или могло бы им стать, отражая при этом возможные нападки критиков.
В одной из глав, например, он просит прощения у читателей за то, что много пишет о несчастной любви своей героини: «Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!».
Довольно своевольно автор меняет сюжет своего произведения. «Татьяна, по совету няни / Сбираясь ночью ворожить, / Тихонько приказала в бане / На два прибора стол накрыть, – повествует он.
– Но стало страшно вдруг Татьяне… / И я – при мысли о Светлане / Мне стало страшно – так и быть…» – говорит поэт и решает: « С Татьяной нам не ворожить».
Но и эта «вольность» не нарушает гармонии и целостности произведения, ведь оно как бы живет и меняется вместе с автором.
В процессе создания «Евгения Онегина» Пушкин периодически рассуждает о современной ему литературе и полемизирует со своими оппонентами, то иронично отзываясь о том или ином художественном штампе, то извиняясь перед строгими критиками за свой язык и своих героев.
Например, в конце седьмой главы автор дает пародийное вступление и восклицает: «…С плеч долой обуза! / Я классицизму отдал честь: / Хоть поздно, а вступленье есть», – иронизируя над стандартной формой многих литературных произведений классицизма.
Или еще: описывая Татьяну в конце романа, Пушкин использует французское выражение «du comme il faut» для более точной характеристики героини и добавляет в скобках, обращаясь к одному из литераторов, которые боролись за чистоту русского языка, отрицали использование галлицизмов: «Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».
Говорит поэт также и о типичных литературных героях. Так, он иронично характеризует героя произведений классицизма прошлых лет:
Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Ему Пушкин противопоставляет героя современных романтических произведений:
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен, и в романе,
И там уж торжествует он.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
Много еще лирических отступлений и замечаний касаются условностей литературы, нелепых и искусственных, что не нравится автору. Пушкин старается открыть глаза и писателям, и читателям на всю «нежизненность» шаблонных художественных приемов. «Друзья мои, что ж толку в этом?» – вопрошает он и сам стремится снять и со своих героев, и со всего произведения натянутость и условность. Именно для этого смешивает он мир автора и героев, намеренно нарушает сюжетные линии, меняя все «на ходу», вводит, казалось бы, совсем ненужные, мелкие черточки современного ему быта и т.д. А в целом можно заключить, что образ автора помогает создать поистине реалистическое произведение, подлинную «энциклопедию русской жизни» той эпохи.<\p>
Источник: https://litsochinenie.ru/obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin.html