Проблемы и аргументы к егэ по русскому на тему: память (таблица)

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: ЕГЭ по русскому языку. Аргументы к части С

                    Русский язык. АРГУМЕНТЫ к части С ( ЕГЭ)

1)       Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)

Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-ого века. Например, А.Т.

Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается  и в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”.

Обратите внимание

Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича”

2)       Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним.

Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий.

Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево.

Забота о памятниках старины отличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль.

Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

3)       Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.

“Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого.

Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

 <\p>

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков… Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге…

<\p>

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя?”

4)         Проблема ложной цели в жизни.

“Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник».

Важно

Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг… — того и гляди, хрюкнет в одеяло”).

Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование…<\p>

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся.

Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

5)       Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути.

Образ Обломова (И.А.Гончаров) – это образ человека, который много хотел добиться в жизни. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества», он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»).

Совет

Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

<\p>

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние.

За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым… И как итог — полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни.

На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

6)       Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие. Чуткость.

В одной из книг, посвященных Великой  Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» – сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, начался пожар. В числе 62 заживо сгоревших и 53-летняя медсестра Лидия Пачинцева, дежурившая в ту ночь. Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла – не успела.

У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он  встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

7)       Проблема равнодушия. Чёрствое и бездушное отношение к человеку.

“Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре».

Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех.

А в беликовском “как бы чего не вышло” мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

8)       Проблема дружбы, товарищеского долга.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя “Тарас Бульба” один из героев восклицает: “Нет уз светлее товарищеских!”.

Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К.

Симонов “Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.   

9)       Проблема научного прогресса.

Обратите внимание

В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

10)    Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой

деревенской жизни.

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом. Н.А.

Некрасов в стихотворении и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины. О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова “Тихий Дон”.

В повести Распутина “Прощание с Матёрой” древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

11)    Проблема труда. Наслаждение от осмысленной деятельности.

Тема труда многократно разрабатывалась в русской классической и современной литературе. В качестве примера достаточно вспомнить роман И.А.Гончарова “Обломов”.

Герой этого произведения Андрей Штольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Подобный пример видим в рассказе Солженицына “Матрёнин двор”.

Важно

Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.<\p>

12)    Проблема влияния лени на человека.

В очерке Чехова “Моя “она” перечисляются все ужасные последствия влияния лени на людей.

13)    Проблема будущего России.

Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы  “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет.

Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.

   

14)    Проблема влияния искусства на человека.

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок “Ленинградская”. Но больше ей подходит название “Легендарная”. Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

15)    Проблема антикультуры.

Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”.

Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.<\p>

16)    Проблема современного телевидения.<\p>

В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью.

Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день.

Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

Совет

Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героями. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.

17)    Проблема засорения русского языка.

Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение».

Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет.

Читайте также:  Анализ стихотворения «перемена» (б. л. пастернак)

Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея – просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей.

Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

18)    Проблема уничтожения природных богатств.

Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять-пятнадцать лет, то Ч. Айтматов ещё в 70-е годы в своей повести “После сказки” (“Белый пароход”) заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу.

Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: “И дольше века длится день” (“Буранный полустанок”), “Плаха”, “Тавро Кассандры”.
Особенно сильное ощущение производит роман “Плаха”.

На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и “человечными”, чем “венец творения”.

Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

19)    Навязывание своего мнения другим.

Обратите внимание

Владимир Владимирович Набоков. “Озеро, облако, башня…” Главный герой – Василий Иванович – скромный служащий, выигравший увеселительную поездку на природу.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/12/ege-po-russkomu-yazyku-argumenty-k-chasti-s

Литературные аргументы для ЕГЭ часть C

Здравствуйте. Эти аргументы мы подбирали с сыном, когда я помогала ему подготовиться к ЕГЭ. Недавно разбирала свои ежедневники и нашла списочек. Решила поделиться.

Вдруг кому-то пригодится?
Систематизируем информацию следующим образом:

  • проблема текста, который дан для анализа (например: “проблема толерантности в современной России”)
  • наш тезис
  • литературное (или кино-) произведение по теме
  • аргументация

Тезис: необходимо помнить, потому что, потеряв прошлое, человечество потеряет и будущее.
В этой антиутопии повествуется о мире, в котором нет места книгам. Пожарные не тушат пожары, а сжигают последние оставшиеся экземпляры книг. Люди имеют очень поверхностное представление обо всем, в том числе – о прошлом человечества. Но кто не знает истории, тот обречен на многократные ошибки! Мир, в который погружает нас Брэдбери, выглядит пугающе. Люди равнодушны друг к другу и к жизни вообще. Совершается множество самоубийств. В конце концов, начинается страшная война. Город, в котором жил главный герой, уничтожается за секунды. Брэдбери предупреждает нас: отказавшись от изучения прошлого, человек лишает себя будущего. В своей повести “Буранный полустанок” Айтматов приводит легенду о манкуртах – совершенных рабах. Мы узнаем, что людей насильно, посредством жестокой процедуры, лишали памяти. Многие не могли пережить экзекуцию. Но те, кто выживал, становились идеальными рабами. Люди, не помнящие прошлого, нетребовательны и покорны. Из них можно вить любые веревки. Их можно превратить в убийц. Что и происходит с одним из манкуртов – по приказу хозяина он убивает собственную мать. Если человечество забудет историю, мы все превратимся в легко управляемых манкуртов, рабов, убийц. Допустить этого ни в коем случае нельзя!
Тезисы: нельзя придавать внешности решающего значения. Не стоит оценивать людей только по внешнему виду, потому что это чревато ошибками. За внешней красотой может скрываться уродство души, и наоборот. Отвернувшись от человека из-за его внешнего вида, мы можем лишить себя потенциального друга – преданного, доброго, верного.
В сказке “Маленький принц” автор рассказывает о турецком астрономе, заметившем новый астероид. На Международном астрономическом конгрессе ученый поведал об этом открытии своим коллегам, но ему никто не поверил. И все потому, что он был одет в традиционные турецкие одеяния. Через 11 лет тот же астроном явился на конгресс в европейской одежде и снова доложил о своем открытии. На этот раз ему поверили. Если бы до этого турецкий султан не приказал своим подданным носить европейские одежды, мир так и не узнал бы об астероиде. Потому что астронома в турецком костюме не принимали всерьез. Так и в жизни: мы можем многое потерять, если будем оценивать людей только по их внешнему виду и в соответствии с этим решать – верить ему или не верить, доверять или не доверять, общаться или игнорировать. В стихотворении “Некрасивая девочка” Заболоцкий описывает живого, веселого, непосредственного ребенка. И хотя девочка не отличается красотой, поэт любуется ею. В конце он задается риторическим вопросом:
“…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”. Каждый сам решает для себя, что для него важнее в друзьях и в любимом человеке: красивая оболочка или превосходные душевные качества. Чтобы избежать разочарований, нужно знать, что красивый сосуд может быть пуст, а некрасивый – полон. Главный герой романа потрясающе красив и даже спустя многие годы невероятно свеж и молод. Но внешность его обманчива. Истинное лицо Дориана запечатлено на портрете. Все мерзости и подлости, совершенные героем в жизни, отпечатались на его нарисованном облике. Со временем юный красавец на портрете превратился в отвратительного, ужасного старика. Портрет Грея – это символическая “душа” или “совесть” индивида. Только заглянув туда, можно увидеть, что представляет собой человек на самом деле. Поэтому не стоит оценивать людей исключительно по внешнему виду – нужно смотреть глубже. 
Тезисы: алчность, жадность, маниакальное стремление к наживе – все это может оказать губительное воздействие на характер человека и его психологическое состояние. Страсть к деньгам способна погубить талант, лишить человека радости жизни, привести его на самое дно. Ростовщик Гобсек очень богат, но вряд ли он может служить примером для подражания. Жизнь этого богача ужасна: его место обитания – убогонькая комната; из близких людей – никого. Его жизнь лишена чувств, эмоций, интересов. Только страсть к наживе, а вокруг – полная пустота. Разве к такому стоит стремиться? Разве так должно жить человеку? Деньги с собой в могилу не заберешь. Гобсеку перед смертью, по сути, некому передать свое состояние. Тогда ради чего он так жаждал богатства? Ответа нет. Страсть к деньгам бессмысленна, если она становится главной целью в жизни.

2). Н. Гоголь “Портрет”

Главный герой повести – некогда талантливый художник Чартков. Талант, как известно, нужно развивать и пестовать. Чартков же выбрал другой путь, попав под разрушительное влияние загадочного портрета. В раме случайно купленного портрета художник нашел крупную сумму денег, которая спасла его от нищеты. Деньги позволили Чарткову красиво одеться, переехать в дорогую квартиру и дать рекламу своих услуг как портретиста. Появились заказчики, у которых были определенные требования: портрет, написанный за деньги, не должен был изображать их такими, какие он есть. Стремясь заработать, Чартков стал приукрашивать реальность. Рисуя однотипные портреты на заказ, он постепенно растерял свой талант, растратив даже те способности, какие у него были. Спустя годы богатый Чартков увидел работы своего бывшего приятеля, который тоже нищенствовал в молодости, но продолжал учиться и развивать свои таланты. Чартков понял, что сделал неправильный выбор. Он осознал, что талант куда важнее денег. Но… было поздно. Черная зависть к таланту в результате свела его в могилу. Из-за стремления к наживе Чартков сначала лишился таланта, потом радости бытия, а затем и самой жизни.

Тезисы: жадность губит как самого человека, так и тех, кто находится рядом. Жадность, как раковая опухоль, способна разрастаться до неимоверных размеров, делая невыносимой жизнь больного и его близких. Жадность мешает человеку адекватно оценивать ситуацию, подталкивая к азарту и риску. В результате скупой может заплатить даже не вдвое, как гласит пословица, а на несколько порядков больше. В конце концов, из-за неуемной жадности человек может лишиться всего. Таких примеров и в истории, и в литературе немало.

1). А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

История жадной старухи известна всем. Сначала она хотела только самого необходимого, но аппетиты стали расти “во время еды”. В результате из-за своей неуемной жадности и алчности старуха снова оказалась у разбитого корыта.
Тезисы: природу можно воспринимать не как храм, а как мастерскую (Базаров “Отцы и дети”). Но не стоит забывать, что это, ко всему прочему, наш дом. Устроив мастерскую в собственном доме, необходимо соблюдать технику безопасности, если не хочешь лишиться крова. Наша планета – это наш дом. Мы должны его беречь и ради себя, и ради наших потомков, и во имя человечества в целом. Авторы литературных произведений и кинофильмов все чаще напоминают нам об этом.

1). В. Распутин “Прощание с Матёрой”

“Прощание с Матёрой” – это драма о взаимоотношениях Человека и Земли, Человека и Природы. Остров-деревню “Матёра” планируется затопить в связи со строительством ГЭС. Местные старики противятся этому. Их совсем не радует такое вмешательство в природу. Старикам предлагают лучшие условия на новом месте, но эта перспектива их, в отличие от молодежи, не привлекает. Старожилы не желают покидать Матёру, ведь здесь их корни. Они связаны с этой землей, поэтому не воспринимают Матёру как просто территорию или мастерскую. Матёра – это их дом, и другого не будет. Но молодежь придерживается иного мнения. Если человек – нигде не хозяин, а всего лишь временщик, то и заботиться об окружающей среде он не стремится. А без бережного отношения к природе катастрофа неизбежна.
Тезисы: легкая или так называемая “белая” зависть способна подстегивать и мотивировать. Но если зависть овладевает душой и мыслями человека, не дает ему покоя, заставляет злиться и ненавидеть – она становится губителем. Такая зависть разлучает друзей и родных. Убивает талант. Лишает сил для достижения собственных успехов. Но это не самое страшное. Черная зависть губит душу, превращая человека в злодея. Литература демонстрирует нам множество примеров этого. Необходимо помнить о коварстве зависти и не позволять ей взять верх над собой. Научиться радоваться за других, мечтать и верить в лучшее – значит победить зависть.

1). Русская народная сказка “Морозко”

Мачеха завидовала падчерице: сначала красоте, потом подаркам от Морозко. Отправила мачеха свою родную дочь в лес, но та не выдержала испытаний Морозко и умерла от холода. От зависти мачеха потеряла голову – будь она в трезвом уме, не посылала бы на верную смерть ни падчерицу, ни родную дочь. Зависть лишает разума, толкает на безрассудные поступки.

2). Библейская притча о Каине и Авеле

Каин и Авель – родные братья, дети Адама и Евы. Однажды они совершили жертвоприношение Богу: скотовод Авель принес дар от стада своего, а земледелец Каин пожертвовал плодами земли. Бог принял приношение Авеля, а дар Каина – нет. Опечалился Каин и крепко позавидовал брату. Позавидовав, замыслил недоброе – напал на Авеля и убил его. Знал Каин, что совершил зло, и не признался в этом Богу. Однако Бог все видит. Проклял он Каина, сделав его изгнанником и скитальцем. Еще до убийства Бог предостерег Каина, сказав, что если грех влечет его, нужно господствовать над ним. Но Каин не смог или не захотел совладать с завистью.

3). Н. В. Гоголь “Портрет”

Герой повести художник Чартков, вместо того чтобы развивать свой талант, предпочел жить в достатке. Спустя многие годы, став зажиточным человеком, он наткнулся на работы своего давнего знакомого, который все это время оттачивал мастерство, а не гнался за быстрыми деньгами. Чартков позавидовал таланту коллеги. Да так, что не смог нормально жить. Он скупал произведения талантливых художников и уничтожал их. Но это не принесло ему облегчения. Зависть и сожаления довели его до безумия. Чартков сошел с ума и умер. Зависть убила его. Чтобы привнести свой вклад в искусство, Чартков мог стать меценатом. Мог открыть школу или галерею для молодых художников. Вместо этого он истратил все свое состояние на то, чтобы уничтожить плоды чужого таланта. А в результате уничтожил себя.
Тезисы. В зависимости от анализируемого текста:
1. Лучше рискнуть и проявить храбрость, чем потом всю жизнь жалеть о своей трусости.
2. Герои, совершивший подвиг во имя людей, проживают короткую, но яркую жизнь. Они никогда не покидают нас, ведь память о них передается из поколения в поколение.

1). Е. И. Носов “Живое пламя”

Автор снимал комнату в доме тети Оли. Она никогда не сажала маки, считая их бесполезными: цветение их красиво, но скоротечно. Только распустились – и уже опадают. Когда тетя Оля сажала цветы, автор незаметно подбросил семена маков. Расцветшие маки полыхали огнем – они были так прекрасны! Тетя Оля, глядя на опавшие цветы, вспомнила своего сына, летчика Алексея. Совсем молодым он погиб на войне, остановив фашистский бомбардировщик ценой своей жизни. Пусть жизнь его была коротка, но зато прожита в полную силу! Как маки! Мать героя это осознала, приняла, и с тех пор маки стали ее любимыми цветами. Продолжение следует…

Читайте также:  Крестьянская доля в поэме «кому на руси жить хорошо»

Источник: http://lingvoteka.blogspot.com/2014/09/c.html

Тема сочинения на ЕГЭ: проблема памяти

 
Подробности Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку

Разбор сочинения для ЕГЭ на тему “Проблема памяти, уважение к прошлому”

  • Проблема памяти, уважения к нашему прошлому ;
  • Образец сочинения.

Проблема памяти, уважения к нашему прошлому

Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома.

В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.

Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.

Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?

В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал.

Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку.

Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.

Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. А рядом — редкостной красоты куст саранки. Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,— сказала мне уже древняя наша соседка.

Важно

И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.

Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.

Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки.

Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу.

Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?

(По В. Астафьеву) 

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, — это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Совет

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной.

Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории.

«Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» — с горечью вопрошает В. Астафьев в финале.

Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым.

Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций — все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы.

Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин.

Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь.

Обратите внимание

Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном».

Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память — это, по мысли Д.

Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.

Источник: http://www.egeigia.ru/1783-tema-sochineniya-na-ege-problema-pamyati

Русский язык. ЕГЭ – 2016. Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, и аргументы к ним с кратким описанием ключевых эпизодов

Проблема материнской любви и самопожертвования <\p>

Л.Е. Улицкая «Дочь Бухары»

В семье Дмитрия и Алечки родилась Милочка с синдромом Дауна. Мужчина предал жену и ребёнка. Все тяготы жизни легли на хрупкие плечи матери. С появлением Милочки внешняя красота Али стала уходить на второй план (а с болезнью и вовсе исчезла), а внутренняя красота – расцветать.

Она все прекрасно понимала про свою дочь и окружила её такой заботой, любовью и вниманием, какими только может наградить настоящая мать своего дитя. Аля все принесла в жертву этому ребенку солнца.<\p>

«Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки.

Она наряжала ее в цветные шелковые платьица, повязывала нарядные бантики на жидкие желтые волосы и любовалась плоской бессмысленно-жизнерадостной мордочкой с маленьким раздавленным носом и всегда приоткрытым мокрым ртом».

Важно

Она принимает свою дочь такой, какой она родилась, любит ее, пытается обучить доступному для таких людей ремеслу. Когда героиня понимает, что смертельно больна, она все отмеренное ей время посвящает будущему своей дочери

«Бухара уволилась из школы и поступила в диспансер, в регистратуру, чтобы находиться рядом с дочерью и помогать ей в трудовой деятельности.

Бухара разносила медкарты по кабинетам и целеустремленно изучала посетителей. Времени у нее было мало. Она торопилась, как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».

Ей удается выдать Милочку замуж за инвалида Гришу Бермана, выстроить защиту для своей дочери, окружив ее порядочными, добрыми людьми. До конца своей жизни все мысли матери были связаны с больной дочерью, всю свою жизнь она безропотно подчинила своему материнскому долгу.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

И.С. Тургенев «Воробей»

Воробей защищает от страшного «чудовища» (собаки) выпавшего из гнезда птенца. Этот эпизод говорит о том,

что родители на всё готовы ради своих детей.<\p>

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.        Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.        Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

        Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.        Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…

но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!        Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.        Мой Трезор остановился, попятился…

Совет

Видно, и он признал эту силу.        Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.        Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. 

       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

В.П. Астафьев «Капалуха»

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скотна летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Обратите внимание

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.

Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца.

Читайте также:  Проблемы в творчестве и. бунина

Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло.

Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух -то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

«За цыплёнка и курица лютый зверь», – гласит русская народная пословица. Таким лютым зверем показала себя росомаха из одноимённого рассказа детской писательницы Веры Чаплиной. Уступая по размерам и силе противнику, она яростно защищала росомашек от двух свирепых волков. Измотанная борьбой, ослабевшая и истерзанная, мать готова ценой своей жизни спасти детёнышей.

<\p>

Среди сильных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы увидели слабую маленькую женщину, которая любит своих детей. Она очень переживала, что они так мало будут дома, всю ночь не спала, глядела на Остапа и Андрия и не могла наглядеться. Сыновья для женщины, так рано состарившейся из-за тяжёлой судьбы, – самое дорогое в жизни, смысл её существования.

<\p>

Важно

В рассказе с символическим названием «Прости меня, мама…» А. Алексин размышляет о запоздалой оценке человеком роли матери в собственной жизни. Мы высказываем ей раздражение по пустякам, забываем позвонить, стесняемся выразить словами свою любовь к ней, бездумно воспринимаем жертвенность материнского чувства как само собой разумеющееся.

И слишком поздно произносим: «Прости…» – когда мамы уже нет рядом.

В России создана общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей». В зону боевых действий выезжают матери военнослужащих. Им удаётся освободить несколько десятков российских солдат и офицеров.

Источник: https://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-iege-2016-tipichnyie-probliemy-tiekstov-priedlaghaiemykh-dlia-analiza-na-iege-i-arghumienty-k-nim-s-kratkim-opisaniiem-kliuchievykh-epizodov.html

Проблема памяти: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «Проблема памяти: аргументы из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:
– Б. Л. Васильев, «Экспонат №»

– В. С. Высоцкий, «Зарыты в нашу память на века…»

Наша жизнь состоит из настоящих моментов, планов на будущее и воспоминаний о прошлом, о том, что уже пережито нами. Мы привыкли сберегать картины прошлого, ощущать те эмоции и чувства, так устроено наше сознание.

Обычно мы помним самые светлые воспоминания, те, что вызвали у нас бурю положительных переживаний, кроме того, запоминаем нужную нам информацию. Но случаются и неприятные моменты, когда память отказывает нам, либо в самых ярких образах мы помним то, что хотели бы забыть.

Так или иначе, память – это наша ценность, погружаясь в прожитые годы, мы заново переживаем дорогие нам события, а также обдумываем совершенные ошибки, чтобы предотвратить подобное в будущем.

В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» ниточкой, связывающей Анну Федоровну со своим сыном, является память о нем. Единственный родной человек женщины уходит на войну, пообещав вернуться, чему не суждено сбыться.

Получив единственное письмо от сына Игоря, следующим женщина читает уже известие о его смерти. Три дня безутешная мать не может успокоиться и прекратить рыдания. Оплакивает молодого парня и вся коммуналка, в которой он жил с матерью, все, кто провожал его в последний путь.

Спустя неделю пришла похоронка, после которой Анна Федоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Поменяв место работы, одинокая женщина разделяет продуктовые карточки и деньги с пятью семьями квартиры, осиротевшими из-за страшной войны. Каждый вечер Анна Федоровна следует своему устоявшемуся ритуалу: перечитывает полученные письма. Со временем бумага истрепывается, и женщина делает копии, а оригиналы бережно хранит в шкатулке с вещами сына.

Совет

К юбилею Победы показывают военную хронику, Анна Федоровна никогда не смотрела её, но в этот вечер её взгляд все же падает на экран. Решив, что мальчишеская спина, мелькнувшая на экране, принадлежит её Игорьку, она с этих пор не отрывается от телевизора. Надежда увидеть сына отнимает у состарившейся женщины зрение.

Она начинает слепнуть и чтение заветных писем становится невозможным.

В день восьмидесятилетия Анна Федоровна счастлива в окружении людей, помнивших Игорька. Вскоре минует очередная годовщина Победы и к старушке приходят пионеры, они просят показать дорогие ей письма.

Одна из девочек требует отдать их для школьного музея, чем вызывает неприязнь со стороны осиротевшей матери. Но после того, как она прогнала напористых пионеров, писем на месте не обнаруживают: пользуясь почтенным возрастом и слепотой старушки, дети украли их.

Забрали из шкатулки и из её души. Слезы беспрерывно текли по щекам отчаявшейся матери – в этот раз её Игорь умер навсегда, она больше не могла слышать его голос.

Анна Федоровна не смогла пережить этот удар, слезы все еще медленно стекали по морщинистым щекам, хотя тело стало бездыханным. А местом писем стал ящик стола в запаснике школьного музея.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку.

Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

В стихотворении Владимира Высоцкого «Зарыты в нашу память на века…» поэт сравнивает память человека с хрупким глиняным сосудом, призывает к осторожному отношению с прошлым.

В нашу память на века зарываются столь важные нам события, даты, лица, а попытки вспомнить не всегда венчаются успехом.

Владимир Семёнович приводит в пример воспоминания о войне, то, что сапёр может ошибиться лишь раз. После столь губительной ошибки кто-то неохотно вспоминает человека, а другие и вовсе даже не хотят помнить. Так же происходит в нашей жизни в целом: кто-то постоянно копается в прошлом, а иной человек предпочитает не возвращаться к нему.

Обратите внимание

Прожитые годы становятся старым складом наших переживаний, мыслей, эмоций и обрывков прошлой жизни, которые мы не хотим раскапывать. Во всем этом очень легко заблудиться, а еще проще ошибиться. Наше былое время словно лабиринт: чтобы разобраться в нем, нам нужны указатели, ведь «поток годов» смешивает наши воспоминания, стирает их.

Как и на войне, в наших воспоминаниях есть «мины» – наиболее неприятные воспоминания и проступки, все, что мы хотим отложить в «тень», забыть. Решением этому является предотвращение ошибок, чтобы через какое-то время они не могли нанести «вред».

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность памяти в нашей жизни, её огромное значение. Мы должны беречь то, что сохраняется в наших воспоминаниях: наш опыт, счастливые моменты и минуты отчаяния, всё пережитое нами. Мы не должны предавать забвению прошлое, ведь теряя его, человек лишается части себя.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема памяти: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Источник: https://egeshik.ru/opuses/problema-pamyati-argumenty-iz-literatury-i-sochinenie-ege.html

Аргументы к сочинению по проблеме роли человеческой памяти

1. А.Т. Твардовский «По праву памяти»

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы.

Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ.

Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством.

В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А.

Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку.

Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу.

Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством.

Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса.

Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют.

Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

Источник: http://litera.su/learner/arguments-to-essay/problem-of-role-of-human-memory

Ссылка на основную публикацию