Образ Москвы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Михаил<\p>
Афанасьевич<\p>
Булгаков:<\p>
Образ Москвы в романе «Мастер и Маргарита»<\p>
Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13»<\p>
г. Пскова<\p>
15 мая 1891 года в Киеве родился русский писатель Михаил Булгаков. Его никогда не любили критики, а собратья по перу и вовсе считали опасным провокатором. Сам же Булгаков на всё это реагировал стоически.<\p>
Оперируя на фронтах Гражданской войны, писатель насмотрелся всякого. И впоследствии стал относиться к жизни по-другому. Он делал только то, что ему нравилось, но при этом не впадал в крайности.<\p>
Булгаков никогда ничего не откладывал, но и не заводил долгов, никогда ни с кем серьёзно не ссорился, но и за словом в карман не лез.<\p>
Идти по жизни ему помогали отличное чувство юмора, самоирония и невероятная одержимость литературным трудом. Булгаков писал всегда, даже когда его клеймили белогвардейской контрой, даже когда болел, даже когда знал, что при его жизни это никогда не напечатают. И такое упорство через годы дало свои всходы, которые очень сильно обогатили русскую литературу 20 века.<\p>
Читайте повести и романы Михаила Булгакова:<\p>
«Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 1922)<\p>
«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)<\p>
«Дьяволиада» (повесть, 1923)<\p>
«Записки на манжетах» (повесть, 1923)<\p>
«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)<\p>
«Роковые яйца» (повесть, 1924)<\p>
«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)<\p>
«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)<\p>
«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, опубликована в 1987 году)<\p>
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, опубликован в 1966-1967 годах)<\p>
«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, опубликован в 1962 году) «Театральный роман» («Записки покойника»)<\p>
(неоконченный роман (1936-1937),<\p>
в СССР опубликован в 1965 году).<\p>
Первая половина 20 века , особенно до 30-х годов, – это время глубоких потрясений, изменивших мировоззрение человека. Разные направления в искусстве, в литературе, в живописи, невиданный доселе научный прогресс, русско-японская война, Первая мировая война, Первая русская революция – все это не могло не отразиться на творчестве писателей той эпохи. В такой атмосфере вырос талант М. Булгакова, человека –пророка и «предтечи», человека удивительно трудной судьбы, что впрочем не исключение в истории русской литературы.<\p>
Красной нитью через его творчество проходят образы городов Киева и Москвы. И это не случайно, т.к. творчество писателя можно разделить на два периода: киевский и московский.<\p>
Роман «Мастер и Маргарита» создавался в московский период.<\p>
Главное произведение М. Булгакова –<\p>
«Мастер и Маргарита» – стало вечным и актуальным во все времена. В нем перед нами предстают три основных мира: древнеершалаимский, потусторонний и мир Москвы 20-х годов 20 века. Число три имеет здесь магическое значение. Москва в романе указана как герой произведения:» Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая». Писатель ведет нас по известным местам столицы: Малая Бронная улица, Садовое кольцо, Патриаршие пруды…<\p>
Роман Булгакова в первую очередь повествует о Москве, о жизни московских<\p>
жителей, но это и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Москву<\p>
Булгаков показывает как сторонний наблюдатель. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за городом, он обращает внимание на изменения, которые произошли за последние годы: появились трамваи, изменились костюмы… Но Воланда больше интересует то, что «московское народонаселение значительно изменилось» .И сатану привлекают современные пороки москвичей. Благодаря своим сверхъестественным способностям, он каждому воздает по заслугам: кого-то наказывает, кого-то вознаграждает. Сатирического эффекта автор достигает с помощью изображения карикатурных героев. Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы мельче и смешнее. Вездесущий Воланд замечает и наказывает жадность, жажду наживы. Но его наказание не столь серьезно, он всего лишь подшучивает над ними. Вспомним его сеанс «чёрной магии с разоблачением». Каждому Воланд отмеряет свое наказание по мере того, насколько люди погрязли во лжи и обмане. Никанор Иванович Босой попадает в сумасшедший дом за хранение иностранной валюты. Таким образом, писатель обнажает проблему того времени – хранение валюты каралось заключением в тюрьму.<\p>
Квартирный вопрос – актуальный для москвичей<\p>
во все времена – поднимается автором, когда Алоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таким яавляется и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника.<\p>
Смеется Булгаков и над жизнью учреждений и организаций в романе. Людей против воли заставляют петь в хоре, участвовать в различных кружках. Замечает Воланд, что работники культуры плохо воспитаны, дерзят и лгут по телефону, а кто-то вообще занимает не свое место.<\p>
Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати эти слова в советское время стали крылатой фразой.<\p>
В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Иершалаим и это мечта о бессмертии и возмездии. С грозою сливаются Мастер и Магарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрагается маленький сад»,- зовет Азазелло. «Огонь!» –страшно кричит Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. Герои сами становятся частицами грозы, пролетая над городом. И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей.<\p>
А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами.<\p>
В описании Москвы в романе мы видим приметы времени: нарзан, папиросы «Наша марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния …Эти слова присущи Москве советской, они вышли из употребления современных россиян.Но эти приметы помогают создать образ того времени.<\p>
Кроме того, в романе не раз упоминаются известные московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлевская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва-река, Воробьевы горы .<\p>
Москва настоящая и в тоже время мистическая предстает перед нами<\p>
на страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с ге-роями, но и многочисленные пейзажи. Луна достаточно часто появляется на страницах романа, и все фантастические ужасные события происходят именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее (регент после смерти Берлиоза, Римский после встречи со свитой сатаны…)<\p>
«Озером электрического света» называет автор ночную Москву (гл. «Полет»), когда Маргарита, превращаясь в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстает перед нами Москва булгаковская.<\p>
Жертвой московского мирра оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своем отечестве гений, каковым являлся и сам Булгаков в свое время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выпоняют идеологические заказы существующей системы.<\p>
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»<\p>
Будет актуален всегда, поскольку проблемы, поднимаемые писателем вне времени. Проделки сатаны в Москве вряд ли изменили людей в лучшую сторону. Образ Москвы в романе тесно связан с образами людей, населяющих его.<\p>
Москва как город наложила огромный отпечаток на творчество писателя, помгла ему создать бессмертный шедевр русской литературы 20 века, именно здесь он нашел любовь, чей образ запечатлелся в романе под образом Маргариты.<\p>
Ссылки на интернет-ресурсы<\p>
https://pixelbrush.ru/uploads/posts/2014-01/1389941985_ici0swtbzn2lbka.jpg<\p>
https://bgfons.com/upload/paper_texture322.jpg<\p>
https://allday1.com/imagedb/b4/f/9b4117d77a7e5e54a5bdb90132469.jpg<\p>
https://4.404content.com/1/D6/99/961409955306931499/fullsize.jpg<\p>
https://baba-deda.ru/upload/image/quick-folder/2253.jpg<\p>
https://dombulgakova.ru/wp-content/uploads/2015/04/%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg<\p>
https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/671762/main_671762_original.jpg<\p>
https://freedom-fire.ru/assets/freedomfire/images/promo-1.png<\p>
Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.<\p>
Идея технологического приема Г.О.Аствацатурова http :// didaktor . ru / interaktivnaya – infografika – v – powerpoint – eto – vozmozhno /# more -5892<\p>
https://www.aif.ru/dontknows/infographics/mihail_bulgakov_osobye_primety_infografika АИФ<\p>
Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-moskvy-v-romane-m-bulgakova-master-i-margari.html
Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение
Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в двух временных линиях и в двух разных городах – в древнем Ершалаиме и в советской Москве 30-х годов.
Действия, проходящие в Ершалаиме – это события, описываемые Мастером в своем романе. Он, так же как и Булгаков показывает людское общество, далекое от идеала. И такими же представляются москвичи в романе. Прошло две тысячи лет, а люди остались все такими же, как подмечает Воланд.
Ими все так же руководит жажда обогащения и стремление не пропустить зрелища, они все так же идут на поводу у толпы. Подмечено и то, что очень сильно испортил людей квартирный вопрос. Устами Воланда высказывает свое мнение сам Булгаков, свое отношение к современному ему обществу.
Основным местом действия романа выбрана Москва не случайно. Она являлась неким культурным центром. И, казалось бы, люди должны были быть соответствующие идеалам культурным, моральным. Но, отнюдь, это далеко не так.
Действие романа начинается с небывало жаркого майского заката. Жара, царящая в городе, как бы настораживает, говорит о том, что зреет и достигает своего накала нечто грандиозное. И, действительно, грандиозные события не заставляют ждать себя слишком долго.
В Москве объявляется сам сатана со своей свитой. А вскоре начинают происходить события, открывающие пороки и недостатки москвичей. Характерны они не только для них. Москва выбрана для того, чтобы показать центр сосредоточения людских идеалов, к которым стремились многие.
Город этот, как символ всей страны, указывает на то, чем живет все общество.
Настораживает и букет желтых цветов, которые несет Маргарита. Мастер отзывается о них с отвращением и сам говорит о вызываемой ими тревоге и о том, что они почему-то всегда появляются в этом городе первыми. Сама Москва представлена тревожной.
Москвичи же предстают во всем блеске своих пороков, которые с такой виртуозностью и высмеивает автор в лице Воланда.
Представленные светила общества на самом деле оказываются людьми с довольно низкими моральными устоями.
Когда разговор заходит о литературе, то литераторы с удовольствием вспоминают и говорят о совсем приземленных вещах. А определяется, есть ли у человека писательский талант по наличию удостоверения.
Критик Латунский исключения никакого не представляет. Наоборот, он представляет моральные потребности общества, когда отвергает и высмеивает роман Мастера – глубокое и очень ценное произведение. Людям не нужно такого, для них это далеко и не постижимо, они больше ценят приземленные вещи.
Это очень хорошо видно из представлений, устраиваемых Воландом и его свитой. Люди готовы учинить драку за падающие деньги. Женщины как безумные бросаются расхватывать заморские платья, учиняя страшную давку. В эти моменты они забывают абсолютно все приличия, лишь бы только поживиться.
Печально смотрит Воланд на это. Он, представитель темных сил, выступает в романе в лице строгого, но справедливого судьи, раздавая наказания заслужившим их. И с большой грустью отмечает он, что люди совсем не изменились, а напротив даже некоторые сферы жизни еще больше усугубляют их безнравственность и пустоту душ и умов, присущие большинству.
Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Мещерского У лесного озера
Вчера мы с родителями ездили в московскую галерею «Риджин». На выставке было много картин разных русских художников. Мне и папе приглянулось творение А.И. Мещерского «У лесного озера», которое выглядело необычно и сильно<\p> - Сочинение по картине Федотова Свежий кавалер
Очень талантливый художник, который работал в бытовом и портретном жанре, а эта сатирическая картина это подтверждает еще раз, так как «Свежий кавалер», стал очень популярной картиной у любителей искусства и живописи. На переднем плане мы видим<\p> - Сочинение Что значит быть счастливым 8 класс
Многие задают вопрос себе и другим, что значит быть счастливым? Каждый человек имеет своё понятие о счастье. Счастливые люди не живут воспоминаниями о прошлом и сильно не грузят себя мыслями о дальнейшем будущем. - Сочинение по рассказу Дети подземелья для 5 класса
Меня впечатлил рассказ Короленко. И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь, - Я лиру посвятил народу своему – сочинение Некрасов
В сегодняшнем сочинении мы поговорим об народном поэте Николае Алексеевиче Некрасове в его произведении хорошо по добрана, и совместима и как ярко он изобразил народ и жизнь в своих произведениях. - Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети сочинение
Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/moskva-i-moskvichi-v-romane-master-margarita
Сочинение на тему: МОСКВА В РОМАНЕ М. А БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА». Часть 1
«Город чудный, город древний».
А. С. Пушкин
Насколько фантастично главное произведение М. А.
Булгакова, настолько и место действия романа преломлено призмой необычайности, хотя любой москвич без труда опознает свой город, а при желании сможет даже совершить экскурсию по местности, соответствующей многим из эпизодов романа. Но все-таки Москва «Мастера и Маргариты» — это совсем не та столица, которая привычна миллионам ее обитателей.
Вряд ли в Москве настоящей оставлено хоть немного места для чудес. Во все времена здесь слишком стремителен темп жизни, слишком людно, чересчур тесно. А также грязновато, шумно, и вообще атмосфера огромного города к мистике не расположена. Так обстоят дела сейчас, и точно так же было в то время, когда профессор Воланд появился на Патриарших прудах.
Именно с этого момента следует начинать прогулку по совершенно другой, но все-таки той же самой Москве.
Ведь с появлением Воланда, а никак не раньше, начинаются невероятные, сверхъестественные метаморфозы города.
Они прорываются из унылой, кирпично-брусчатой плоти столицы яркими вспышками и заставляют замирать от восхищения, а не страха, пусть себе и выглядят некоторые чудеса довольно жутко.
Итак, Воланд появляется на Патриарших прудах. И город послушно подстраивается, создает подобающие декорации для персонажа. Или даже не для персонажа, а для режиссера.
Иностранец в дорогом сером костюме не разменивается на актерство в представлении чужой пьесы — он творит свою.
Москва становится театром, ожидающим премьеры феерического действа, какового не происходило здесь с самого момента основания города.
Видано ли такое, чтобы в жаркий летний день никто не соизволил бесцеремонно вторгнуться в замкнутость разговора Берлиоза, Ивана Бездомного и Воланда, чтобы никто не захотел посидеть на скамеечке возле них? В Москве настоящей — никогда.
Но Булгаков показывает нам иную, волшебную Москву. Так что желаемое достигнуто и героям уже не помешает чей-нибудь пивной дух или развязная навязчивость. Даже ненавязчивое присутствие случайного усталого, измученного жарой горожанина им не грозит.
Это хорошо, ведь негоже, чтобы к вершению судеб имел доступ посторонний. В результате — «во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека».
И в уединении, без свидетелей, Воланд оборвал нить жизни председателя МАССОЛИТа, а одного из членов этого объединения заставил сильно измениться, точнее — подтолкнул к изменению.
Романная Москва упорно не желает оставаться просто описанием, она будто бы просится наружу из тесноты строчек. Выдуманный город поражает своей достоверностью. Читатель с богатым воображением наверняка воспринимает Москву «Мастера и Маргариты» зрительно.
Более того, он чувствует ее запахи, слышит ее звуки и голоса ее жителей, он осязает жару и чувствует безумие той грозы, которая приходит в город перед тем, как Воланду настает пора его покинуть.
Режиссер великолепного спектакля освобождает сцену для новых пьес и наводит порядок — вплоть до влажной уборки.
Как и полагается уважающему себя городу, Москва Булгакова хранит в своих закромах легенды, воспоминания, сплетни. Дом Грибоедова славится тем, что его домовладелицей была тетка знаменитого писателя. То есть была или нет — неведомо.
Неизвестно даже, была ли вообще у Грибоедова тетка. Но зато находится человек, заявивший: «Вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами знаменитый писатель читал отрывки «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе».
И из явной выдумки вдруг вырастает дом, он оживает, его уже не сдерживают романные страницы.
Мы входим в него с остальными литераторами, несмотря на то, что удостоверения члена МАССОЛИТа не имеем, осматриваем здание с богатым прошлым, слышим эхо в его коридорах, видим рабочую суету и чувствуем сумбурность, катавасию, присущую любому месту сбора творческих людей.
Кстати, о людях. Они столь же важны для города, как дома, скверы, трамвайные пути. Люди — это кровь города, это расколотая на мелкие кусочки жизнь его и сущность.
Каждый человек — это маленький кусочек мозаичной головоломки. Сам по себе он просто-напросто яркий симпатичный предметик, уникальный, но совершенно ничего не значащий.
Но чем больше таких предметиков разглядеть, тем больше индивидуальных черт Москва принимает.
Она скептична и недоверчива, подобно Берлиозу, которого только смерть, пожалуй, смогла переубедить в его упорной вере в то, что Иисуса Христа не было. Она практична и хитроумна, словно шеф ресторана Арчибальд Арчибальдович, сумевший даже из разрушительного визита Коровьева и Бегемота извлечь личную выгоду, то есть стащить из запасов ресторана два изрядных балыка.
Москва романа сварлива и зловредна, будто Аннушка-чума, подсолнечное масло которой было так услужливо разлито на погибель несчастному Берлиозу. Еще от Аннушки Москва взяла трусоватость с одновременной напористостью. И толику жадности она тоже позаимствовала у той же самой героини.
И так каждый человек, появлявшийся на страницах романа, отдает что-нибудь характерное для себя родному городу. Москва становится полнокровной, она дышит, думает, чувствует вместе с ними.
Вместе со своими читателями она от всей души развлекается на представлении Воланда в варьете, вместе с Иваном Бездомным недоумевает и сумасбродствует, догоняя свиту «иностранца».
Москва любит вместе с Мастером и Маргаритой и немножко умирает вместе с Берлиозом.
Столица так добра, что создает для, быть может, единственной настоящей любви в городе маленький заповедничек, уютное гнездышко — тот самый подвальчик, где Мастер писал свой роман о Понтии Пилате и куда могла прийти Маргарита, которой до смерти надоел ее благополучный муж. И, наверное, город был очень сильно растерян, когда Мастер разрушает эту идиллию.
Растерян, обижен, оскорблен — и следует возмущение, и Мастер оказывается в клинике доктора Стравинского. Все-таки доброта Москвы небезгранична, а мстительность ей тоже вполне присуща и удивительно было бы для нее всепрощение.
Ведь Москва делается ее жителями, а сколько среди них тех, кто хоть чуть-чуть похож на последователя христианского догмата о пощечине?
В отношении к Мастеру и Маргарите столица меняет гнев на милость только благодаря Воланду, который своей феерической деятельностью завоевывает своим новым почитателям выход из опалы.
Хотя, быть может, Москва просто перепугалась, что мессир и его свита чересчур заиграются.
Воланд ведь способен — несмотря на свое потрясающее обаяние, он все-таки дьявол, а значит, может творить не только мрачноватое добро, но и зло тоже.
Может, перепугалась, а может — и нет. Воланд играет с Москвой в необычную и захватывающую игру, очень напоминающую детские потасовки, в которых неизбежны синяки, шишки и ссадины. Именно с такими мелочами сравним сгоревший дом Грибоедова, подвальчик Мастера, скандал в варьете, погибшая квартира номер 50.
Может, это и было больно, но зато как весело! После многих лет обыденности, предсказуемости, унылости приходит пора настоящей залихватской потехи.
И Воланд благожелательно кивает головой, мол, поможем городу развеять вековую скукотищу?! А свита рада стараться! И куролесит по восторженной Москве неразлучная парочка — Бегемот с Коровьевым.
И восторг Москвы здесь — отнюдь не преувеличение. Ведь бесчинства, творимые свитой Воланда никоим образом не вызывают ни омерзения, ни протеста.
Мы читаем о них и улыбаемся до ушей: так и надо! Тем более, что под хлесткие забавы Фагота и черного кота подворачиваются почти всегда люди, которые так и напрашиваются на хороший урок морали. Тот же самый дядя покойного Берлиоза — Максим Андреевич Поплавский.
Он со своей гнусной практичностью — со всеми этими мечтами о квартире в Москве — ну никак не мог быть нужен столице. Хорош родственничек: «невзирая ни на какие трудности, нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой». Москве своих пройдох наверняка хватало.
Естественно, что с помощью воландовских героев она с огромным удовольствием отправляет Максимилиана Андреевича восвояси, заодно хорошенько его припугнув.
Вообще, Москва и Воланд прекрасно находят общий язык. Дьявол с разноцветными глазами умело и справедливо объясняет всяким сомнительным особам, населяющим этот симпатичный город, что слишком уж они отошли от нормальной морали — ровно настолько, чтобы оказаться уязвимыми перед князем тьмы.
Ведь если человек благодетелен, то не будет на нем кричащей, яркой метки порочности, только и ждущей меткого и безжалостного удара. Каждый человек сам является творцом собственного ада, дьявол же только помогает его воплотить.
Каждый из тех, кто пострадал от Воланда на страницах романа, был наказан заслуженно и именно за то, за что и следовало данного человека наказать. Неоднократно уже упомянутый Берлиоз поплатился за самоуверенный атеизм, Поплавский — за алчность, за нее же пришлось ответить жадным до бесплатных благ зрителям воландовского сеанса черной магии.
За свою зеленую брынзу и осетрину второй свежести пострадал буфетчик варьете. Николай Иванович побывал в шкуре борода за вполне свинское поведение в отношении домработницы Наташи. В общем — воздается каждому по заслугам его.
Итак, с помощью Воланда Москва дает уроки хороших манер некоторым своим нерадивым жителям, а в ответ мессир проводит в ней свой бал полнолуния. Дань, которую город платит за присутствие в нем такой высокопоставленной и мудрой особы, как Воланд.
На этой странице искали :
- москва и москвичи в романе мастер и маргарита
- образ москвы в романе мастер и маргарита
- москва и москвичи в романе мастер и маргарита сочинение
- москва в романе мастер и маргарита
- сочинение на тему москва и москвичи в романе мастер и маргарита
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-moskva-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-chast-1.html
Москва 30-х годов в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” повествует об этической ответственности человека за собственные деяния. События в нем совершаются в различных преходящих слоях, но они спаяны одной идеей – разыскиванием правды и битвой за нее.
Недоверие и ненависть к инакомыслящим людям, зависть и злоба властвуют в обществе во все эпохи. Творение Булгакова “Мастер и Маргарита” можно именовать историческим и психологическим фолиантом о периоде и о людях того времени.
Данный роман считается редкостным человеческим свидетельством той замечательной поры.
События в “Мастере и Маргарите” начинаются “однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В столице появляется сатана со своей свитой.
Дьявольщина в этом романе играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескного обнажения московской действительности. Воланд проносится над Москвой, карая шумливость и непорядочность.
Его целью является обнажение негативных явлений в обществе.
Булгаков глубоко убежден, что “бесовское” начало скрыто в самом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества председателя жилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившееся комнаты за взятку? “Квартирный” вопрос одолел всех: и Алоизия, Магарыча, позарившегося на подвальчик Мастера.
Сеанс черной магии собрал всех знакомцев и прочих жителей Москвы! Массовый гипноз обнаружен в каждом внутреннем мире человека, весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ.
Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, “спасает” зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести “приговор”: “Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие стучится в их сердца… обыкновенные люди…”.
Но настоящее наказание ожидало многих в другой жизни – “на Великом бале у Сатаны”.
Последний эпизод занимает очень важное место в идейно-художественной структуре романа, являясь кульминационным для всего сюжетного действия.
Воланду нужно было закончить принципиальный спор с Берлиозом – атеистом, уже преданным могиле, нужно было “разобраться” со многими персонажами, которым он устроил экзамен, будучи в Москве, нужно было дать оценку увиденному за три дня в социалистической столице. Итак, московская жизнь предстает в зеркале вечности.
Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов напомнили земное бытие: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки: честолюбие и донос, чревоугодие, чувственность, ревность.
Звуки и краски этого бала сгущены, словно Булгакову захотелось представить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съеденными миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия.
Человек, который праздновал свою короткую, как мгновение, жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову, “обменял” пустоутробие на свою божественную сущность. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, прелюбодеях, убийцах и палачах. Потрясает слаженность всех танцующих, ибо все они исповедовали одно.
Фантастический поворот событий одного московского дня позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью.
Внезапное столкновение москвичей с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих Берлиозов, Никаноров Ивановичей и Латунских.
Сеанс черной магии, который Воланд проводит со своей свитой в столичном варьете, в переносном и буквальном смысле раздевает большинство зрителей из зала. Фокусы, проделанные им, – это испытание москвичей на алчность и милосердие.
С сюжетной линией Воланла связано изображение мира московского мещанства: различных дельцов, прохиндеев, воришек, завистников, взяточников и многих других, то есть той породы людишек, которые существовали во все времена.
Сталкивая их с нечистой силой, писатель показывает, что в них нет нравственной опоры.
Всего на три дня Воланд со свитой появляется в Москве, и на это время спадает покров серой повседневности, и мир предстает перед нами в своей наготе, порой весьма и весьма непривлекательной.
Если судить о человечестве по этим людям, то становится страшно.
Так, например, Булгаков показывает сцену с трамвайной кондукторшей: “Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала: – Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было еще полбеды, а то, что он собирается платить”. Демонстрация особенностей поведения некоторых жителей Москвы 30-х гг. проходит через многие главы романа. Так, Булгаков изобличает конферансье, человека без юмора и фантазии, который вымучивает шутки, но они никому не интересны и уж тем более не смешны; всех жильцов “нехорошей квартиры”, из которой пропадают люди; служащих Управления зрелищ, которые были загнаны начальством в хоровой кружок и против воли надрывали глотки, исполняя “Священный Байкал”; высокопоставленного чиновника, соседа Маргариты, который даже во время полета на шабаш ведьм не расстается со своим портфелем.
В этом романе перед нами предстают люди, которые живут в 30е гг. в Москве, человеческая суть которых сводится к какой-то одной мелкой страсти. Так, всех литераторов МАССОЛИТа объединяет не звание писателя, а обладание заветным членским билетом, “коричневым, пахнущим дорогой кожей с золотой широкой каймой”.
Сатирическое изображение мещан и демократов перерастает в гротеск. В своем романе “Мастер и Маргарита” Булгаков полностью подменяет какого-нибудь героя неодушевленной вещью.
Так, в одной из глав романа костюм Прохора Петровича разговаривал, звонил, подписывал бумаги. После посещения Воландом Москвы, из эпилога мы видим – мало что изменилось, а произошедшие перемены – мнимые.
Лиходеев заведует гастрономом, Алоизий Могарыч занимает кабинет фининспектора Римского, а Варенуха все мучится из-за Алоизия.
Историческая участь человечества, – своим произведением Булгаков, – непрестанный поиск Истины. Однако нет ее в безверии и материализме, потому что безбожие приводит к самости (сам не ведаю, как существовать) и внутреннему обнищанию бытия в целом.
Мастер, сочинивший роман об Иешуа, напоминает всем людям, что жить необходимо, сличая собственные земные поступки с небесными идеалами Добра и Красоты.
В сцене Великого бала сокрыта ключевая, мировоззренческая идея романа: каждый человек волен в собственном моральном избрании между Богом и Дьяволом: оттого ни политический государственный строй, ни катастрофы и катаклизмы, испытываемые человечеством, не избавляют его от ответственности за добро на планете.
Источник: https://schoolessay.ru/moskva-30-x-godov-v-romane-mixaila-bulgakova-master-i-margarita/
Обыватели тридцатых годов в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»:
В 1921 году в стихотворении
«О дряни» В. В. Маяковский писал о
современной ему действительности:
Утихомирились бури революционных лои.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
В начале
двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. В XIXвеке о нем писали Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский и Г. И. Успенский.
На рубеже столетий он приковывал
пристальное внимание А. П. Чехова и И.
А. Бунина, А. И. Куприна и В. Г. Короленко, Л. Н. Андреева и М. Горького. В
годы революции и Гражданской войны обыватель на время затаился.
С ужасом, подобно Лисовичу из «Белой гвардии», наблюдал он сквозь щелку между ситцевыми
занавесками перипетии кровавой борьбы,
но, как только над шестой частью суши
окончательно и бесповоротно утвердилась власть рабочих и крестьян, вздохнул с облегчением и стал искать свое
теплое местечко в новой жизни. Из
российского обывателя он превратился в обывателя советского.
**■ i
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня советского рождения
Стеклись они,
Наскоро оперенья переменив,
И засев во все учреждения.
Проник
обыватель и в «одну из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемую «МАССОЛИТ».
Там его в конце двадцатых — начале тридцатых годов и нашел Михаил Афанасьевич Булгаков.
В Толковом словаре читаем: «Обыватель
— человек, лишенный общественного
кругозора, живущий только мелкими личными интересами».
Московские
страницы романа посвящены жизни творческой интеллигенции. Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин),
театральная администрация (Лиходеев, Римский,
Варенуха).
Однако выясняется, что перед нами люди, «живущие только мелкими личными интересами». Они ничем не отличаются от
публики варьете, от
Никанора Ивановича Босого, от буфетчика Сокова. «Люди как люди», — говорит о москвичах Воланд.
Какой смысл вкладывает он в эту фразу? Я думаю, тот, который и должен
вкладывать Сата-
64
на. Для Воланда люди —
грешники. Они слабы и не могут устоять перед
мирскими соблазнами.
Появление
Воланда в Москве тридцатых годов не случайно. Роман начинается с разговора о
вере, и Берлиоз с гордостью заявляет, что и он, и
Бездомный — атеисты. В городе, где правят засевшие во всех учреждениях безбожники, царит грех. Если в душе нет Бога, его
место занимает дьявол.
Мне кажется, новаторство Булгакова как раз в том и заключается, что он впервые в
русской литературе уравнял понятия
«обыватель» и «грешник». Впрочем, раньше это сделала советская действительность.
Перечитав знаменитые десять
заповедей, мы легко убедились в том, что булгаковские москвичи повинны в нарушении доброй половины из них.
Семплеяров — прелюбодей.
Лиходеев — пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский — лжец. А
чревоугодие! Чем славится Дом писателей?
Рестораном, да еще таким, который именуют «Грибоедовым».
Фамилия русского
писателя обретает в таком контексте
гротескный смысл. Невольно вспоминается возница, сопровождавший тело убитого в Тифлисе Грибоедова. На
вопрос А. С.
Пушкина, кого везете, он
ответил: «Грибоеда!»
Литераторы
булгаковской Москвы в буквальном смысле «грибоеды». Они бездарны, для них литература лишь средство
создания собственного
благополучия. Среди завсегдатаев Грибоедова нет писателей. Писатель в романе только один. Это
Мастер.
Но он,-как и Ф. М. Достоевский, не имеет никакого писательского
удостоверения.
О таланте
Мастера говорит рукопись романа о Понтии Пилате, подвергшаяся жестокой критике со стороны обывателей,
пригревших местечки в различных литературных
организациях.
Чтобы
обнажить перед читателем обывательскую сущность «творческой интеллигенции», М.
А. Булгаков и призывает на помощь Воланда и его свиту.
Воланду нечего и некого
бояться, у него нет корысти верить в миражи, он пришел восстановить справедливость, совершить разоблачение, назвать вещи
своими именами. Ну, например,
сказать про «осетрину второй свежести, что она пухлая».
Воланд показывает обывателям их самих,
и некоторые, в ком еще не
умерла душа, ужаснувшись своим грехам, встают на путь перерождения.
Так
бездарный поэт-атеист Иван Бездомный в конце романа предстает перед нами сотрудником Института
истории и философии
профессором Иваном Николаевичем Поныревым. А вот поэт Рюхин не смог пойти далее мимолетного
раскаяния, обернувшегося в итоге
озлоблением и уверенностью в том, что «исправить в его жизни ничего больше нельзя, а можно только
забыть».
Особое
место занимают в московском сюжете романа Мастер и Маргарита. Формально, с точки зрения
социальной иерархии, и их можно
назвать обывателями. Но в булгаковском смысле этого слова . они таковыми не являются.
Хотя и Мастера, и его возлюбленную нельзя назвать безгрешными, они, в отличие от
самодовольных и уверенных в себе берлиозов,
преодолевая собственные человеческие слабости, стремятся к любви, добру и красоте.
Мастер
пишет роман о Понтии Пилате, но при этом не является членом ни одной писательской организации, его
никогда бы не пус-
3-3959 65
тили в
Грибоедов, да ему и нечего там делать. Мастер мечтает о покое и уединении, и в конце булгаковского романа
его мечта сбывается
именно потому, что всю свою жизнь этот талантливый человек стремился к ней.
Пожалуй,
талант и является тем критерием, который не позволяет причислить Мастера к
толпе обывателей. Обыватель бездарен, а талант и бездарность во все времена враждовали между собой. М. А. Булгаков высоко ценил гений А. С.
Пушкина, и в его трактовке
темы «гений и злодейство» слышатся отголоски «Моцарта и Сальери*.
Но
бездарность обывателя выражается не только в отсутствии творческого дара (Рюхин, Бездомный), но
и в неспособности любить.
Любящих в романе только двое. Это все те же Мастер и Маргарита.
Эта
женщина, по выражению М. А. Булгакова, «всю жизнь ждала Мастера» и, дождавшись, подарила ему
такую любовь, которой
читатели романа могут только позавидовать. Нечего и говорить о том, что люди,
испорченные «квартирным вопросом», не способны на такие чувства.
Обывательская
тема волновала М. А. Булгакова задолго до написания «Мастера и Маргариты». Судя по «Запискам
на манжетах», он, в отличие
от Маяковского, уже в начале двадцатых годов понял,
что обывательщина для нового строя — явление не временное, ибо не может быть только наследием проклятого прошлого.
Писатель
был уверен, что обыватели, заняв руководящие посты, станут управлять жизнью страны, и тогда от их
безнравственности будут
зависеть судьбы подлинных людей, таких, как Мастер.
Продолжая традиции русской
литературы XIX века, М. А. Булгаков даже в
самые трудные времена отстаивал правду, красоту, добро. Он был и останется Мастером русской литературы.
МОСКВА М. А. БУЛГАКОВА
Увы, как
ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила
Булгакова Москва не была родным городом.
Справедливость данного утверждения
необходима, если понятие «родной» ассоциировать
лишь с географией места
рождения, ведь, как известно, писатель родился в Москве.
Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в
это слово более широкий
смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
Неразрывная
связь писателя с Москвой гораздо глубже географических понятий, ибо именно здесь происходят все основные
события его жизни и творчества. Не случайно о
своем приезде в Москву в 1921 году
Булгаков так пишет в автобиографии: «Я приехал в Москву в конце 1921 года без
денег и без вещей, приехал, чтобы остаться
здесь навсегда».
Работа в редакциях различных
газет, во МХАТе — лишь основные вехи жизни
писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием
в квартире № 50 в доме 10 по Большой Садовой улице — именно сюда Булгаков
поместит центр событий романа «Мастер и Маргарита».
Легендарный дом 302-бис по Садовой
66
связан с реальным домом № 10
простой формулой: три и два в сумме
составляют пять, а слово «бис» имеет значение «дважды», следовательно, дважды пять и являют нам настоящий
адрес дома в романе.
Связь
писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких,
например, произведениях
Булгакова, как повесть «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита».
Причем в художественном
восприятии писателя Москва
становится не просто городом, а городом людей с их традициями, радостями, ежедневными проблемами и
вечными ценностями.
Создается
удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
Социальные
противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов остро отмечены в повести
«Собачье сердце».
Холод,
грязь, резкие контрасты жизни. Москву даже в сравнении общественных столовых и
столовых-ресторанов для избранных — читатель видит
глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе
писатель использовал подобную перспективу в рассмотрении противоречивой жизни столицы.
Трагедия Москвы
двадцатых годов передается Булгаковым с помощью частного примера — описания изменений в устройстве жизни
Калабуховского дома, который становится центром событий повести.
В споре о
причинах появления в доме таких
явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении,
профессор Преображенский — главный герой повести — на комментарий своего
помощника Бор-менталя, говорящего о том, что
причиной всего этого является «разруха», говорит так: «Что такое
разруха? Разруха — это не старуха с
клюкой… Разруха… в головах».
Булгаков
в «Собачьем сердце» остро переживает именно эту «разруху в головах» в обществе Москвы: «уплотнение»,
вплоть до фантастического
вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней
шариковых и швондеров.
Неразрывную
связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального
произведения всего творчества писателя — романа «Мастер и Маргарита».
Все без
исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской
топографии романа, его
московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булгаков нередко прибегает к использованию
своеобразных шифров, не очень,
впрочем, сложных для разгадки.
Уже
назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа «Мастер
и Маргарита».
Например,
за «Домом Грибоедова», здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом
Герцена, расположенный на
улице Герцена (ныне Б. Никитская).
А за самим МАССОЛИТ ом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей — такие же принципиально нетворческие организации.
Роман
«Мастер и Маргарита», который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой
и глубинной психологической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это
подтверждает обилие прототипов персонажей романа,
что, впрочем,
67
неудивительно
на фоне автобиографичности фигуры самого Мастера.
Ряд
исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в
тридцатые годы критик
Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли.
Прототипична и фигура Берлиоза — квазиэрудита,
бюрократического руководителя творческой организации — несомненными
прообразами этого героя являются
председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луначарский.
Чрезвычайно
глубокий смысл для понимания всей концепции булгаковской
Москвы имеет ее связь с Вечным городом — Иерусалимом.
Причем связь эта не только временная и топографическая (в передвижениях героев по городу Арбат
соответствует Нижнему Иерусалиму), не
просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пяти-свечия
и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга
девятнадцатью веками, возникает
глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет порочная преданность обману, лжи,
доносительству. Москва тридцатых годов — город, живущий исключительно
своим настоящим, отрицающий свою историческую наследственность, — у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с
вечностью, сам становится историей…
Пожалуй,
наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: «Какой интересный
город, не правда ли?» — говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и Москвы старой.
Какое простое, но одновременно какое
глубокое слово: «интересный»! Москва Булгакова — город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубинные исследования,
серьезное переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может.
Ибо познание истории, вечности бесконечно.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/obyvateli_tridcatykh_godov_v_romane_m_a_bulgakova_master_i_margarita/25-1-0-1867
Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
Действие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” происходит в Москве. Верней, половина действия, ведь вторая линия – роман Мастера – вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства. Но сейчас предметом нашего интереса является именно Москва тридцатых годов.
Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, трусость, подлость. Однако за его иронией стоит огромная жалость к людям, вынужденым жить в условиях нелепой, вывихнутой и изломанной советской действительности.
Он на себе чувствует всю неестественность такой жизни – но в романе говорит об этом только опосредованно, и его ирония пропитана болью и стыдом за униженное человеческое достоинство.
В романе много простых описаний, дающих яркое представление о времени. Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решетками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.
Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было еще больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно.
На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: “Квартирный вопрос. Прием с 11 до 12”, – и, что немаловажно, – огромный железный замок.
Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на прием за отведенные шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролет.
Каждого среднестатистического москвича терзала черная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение очередника.
За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приемная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощеких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти.
В их поведении было сразу несколько странностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени громко хихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние.
Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни. В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” московское народонаселение подвергается влиянию так называемой “черной магии”.
Разумеется, проделки Воланда и его свиты оборачиваются массой неприятностей для московских обывателей.
Но приводят ли они хотя бы к одной подлинной катастрофе? В советском мире двадцатых-тридцатых годов черная магия оказывается менее примечательной, чем реальный быт, с его ночными исчезновениями и другими видами узаконенного насилия. Но о российском тиране в московских главах нет ни слова.
Читателю самому предоставляется возможность догадаться, по чьей воле производятся аресты, из квартир исчезают люди, а “тихие, прилично одетые” граждане “с внимательными и в то же время неуловимыми глазами” стараются запомнить как можно больше и доставить информацию по нужному адресу.
Доносчики сидят повсюду, даже в Доме Грибоедова, за резною чугунною решеткой. Этим домом владел Массолит, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. “Приблизительно сорокалетний, маленького роста, темноволос, упитан, лыс”.
Лишь “сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе” выдавали в нем человека незаурядного ума, начитанного, каким и подобает быть редактору “толстого художественного журнала”.
Берлиоз был в высшей степени недоверчив, любил продемонстрировать собственную значимость, подобно Иисусу Христу на тайной вечере, председательствовал на заседании двенадцати литераторов – словом, являл собою типичного руководящего москвича.
Какие замечательные привилегии членам Массолита давал литературный талант! Вернее, его мирское воплощение – “членский массолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой”.
Подобно тому, как во всех других областях искусства люди делятся на талантливых и заурядных, московские литераторы делились на счастливых обладателей коричневой корочки и мечтающих стать таковыми. Члены Массолита “заслуженно” удостаивались вкусной и здоровой пищи по удачной цене, творческих отпусков “от двух недель до одного года”, а наиболее талантливые получали дачи за городом, на свежем воздухе. Литераторы серьезно страдали от духоты. “Ни одна свежая струя не проникала в открытые окна”. Они были духовно мертвы, писали не по велению души, а по заказу редакторов.
Столичная жизнь скучна и монотонна, ничего сверхъестественного в Москве никогда не происходит, оттого с таким удивлением и восторгом воспринимаются москвичами проделки Воланда и его свиты.
Воланд выступает в романе в первую очередь как судья. Он является в Москву выяснить, изменилось ли человечество.
И для этого проводит жителей города через всевозможные испытания, которых те обыкновенно не выдерживают.
Воланд не получает особого удовлетворения, лишний раз убеждаясь в корыстолюбии и низости людей, хотя ничего другого от них и не ожидает.
При редких же встречах с теми, кто еще не утратил способности к состраданию, он иронически удивляется и, что характерно, выполняет их просьбы.
Он играет роль провокатора, расставляет ловушки, но всегда дает людям шанс выбрать между добром и злом, использовать свою свободную волю. Поэтому-то он и не оставляет впечатления существа, стремящегося творить зло, а добро совершающего лишь невольно.
У москвичей всегда есть возможность обойти это зло стороной. Так, у Берлиоза было предчувствие немедленно бежать с прудов, икота, предшествовавшая появлению “иностранца”, была предупреждением председателю Массолита. И, наконец, даже предсказание смерти не подействовало на этого самонадеянного безбожника. Ведь если “отрежут голову”, то непременно враги или интервенты, но никак не комсомолка.
Все москвичи на одно лицо, ничем друг от друга не отличаются. Словом, граждане, винтики общества. Любой человек необычной наружности, в дорогом костюме, немного странный, воспринимается ими как иностранец, “заграничный чудак”. А знают ли о нем в бюро иностранцев? Необходимо принять меры!
Московское народонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воланда интересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение.
Присутствовавшую на сеансе черной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да, граждане сильно изменились… внешне. А внутренне они люди как люди.
“Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди”. Возможность легкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость.
И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступило с галерки. Даже когда оторванная голова звала доктора, никто не пришел к ней на помощь.
Публика не привыкла видеть такое количество крови и посему просила Фагота простить несчастного конферансье, надеть обратно его глупую голову. Наряду с корыстолюбивыми и жестокими москвичами, в зале имелся один заботливый муж. Во время бесплатной раздачи дамской одежды, выйдя на сцену, он попросил передать что-нибудь его больной супруге.
В качестве доказательства того, что он действительно женат, гражданин готов был предъявить паспорт. Заявление было встречено хохотом. Зрителям трудно было понять этого заботливого мужа, ведь сами они таковыми не были. Типичный представитель зала – женщина, вышедшая на сцену, чтобы забрать бесплатные туфли.
Ей бы поскорее удалиться с товаром, но она еще спрашивает: “А они не будут жать?”
Москвичи к тому же еще и большие вруны. Они обманывают друг друга и самих себя. Аннушка, виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда в ее руки случайно попала золотая подкова: “Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточке… Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали”. Жадность и лицемерие управляют такими людьми.
Не прочь обмануть, пусть даже самого себя, был Римский. Он снял трубку телефонного аппарата, совершив над собою форменное насилие, но с радостью обнаружил, что телефон его мертв: отвалилась необходимость звонить.
Дела сомнительного содержания творились в квартире № 50 в доме № 302бис, где до своего появления на Патриарших прудах жил гражданин Берлиоз. В помещении, равно как и в душах его обитателей, царил беспорядок, к тому же периодически из квартиры исчезали люди. Прямо колдовство какое-то! А колдовству, как известно, стоит только начаться, так уж его ничем не остановишь.
Воланд не случайно выбрал квартиру, где сожительствовали искусство и разврат, олицетворяемые Берлиозом и Лиходеевым.
Булгаков направляет жало своего сатирического дара не только на Дом Грибоедова, но и на квартиру № 50, которая “давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией”. После исчезновения Степы Лиходеева квартира стала приютом для нечистой силы.
Каких гостей у Воланда только не было: и лица официальные, и мертвецы, и милиция, и даже Мастер, в “совершенно засаленной черной шапочке с вышитой на ней желтым шелком буквой “М””.
Каковы же бывшие обитатели и гости сей злополучной квартиры? Их патриотизм, проявившийся в безудержной любви к советским деньгам, и лицемерие не имеют границ. Лишь Маргарита оказалась способной на сострадание, за что Воланд ее и наградил.
Московское народонаселение, “спеленутое, безглазое и безгласное”, духовно мертвое, оказалось неспособным противостоять искушениям дьявола.
Большинство людей, попавших в ловушки Воланда, завершили свою карьеру, а вместе с ней и жизнь, в клинике Стравинского, а город “ушел в землю и оставил по себе только туман”, подобно своим без вести исчезающим обитателям, пропал, стал призраком. Прочь, прочь из города – его нет больше!
Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания.
Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности.
Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось.
Источник: https://home-task.com/satiricheskoe-izobrazhenie-moskvy-i-moskvichej-v-romane-mixaila-bulgakova-master-i-margarita/