Образ матрены в поэме «кому на руси жить хорошо»

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле.

Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте.

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Обратите внимание

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» — единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни.

Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны — это цепь непрерывных несчастий и страданий.

Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих.

Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?..

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло.

Важно

Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает.

Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье.

Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,

Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

…Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной…Неласково

Глядит на них семья,

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Совет

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку.

Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой.

Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни.

Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии.

Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы — художественное открытие Некрасова — как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма — истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Источник: http://vip-gdz.ru/obraz-krest-yanki-matreny-timofeevny-v-poe-me-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Н. А. Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин.

Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро. Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям.

Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну.

 Чужая-то сторонушкаНе сахаром посыпана,Не медом полита!Там холодно, там голодно,Там холеную доченькуОбвеют ветры буйные,Облают псы косматые,И люди засмеют! В этих строках ясно читается печаль матери, которая прекрасно понимает все тяготы жизни, которые выпадут на долю ее замужней дочери.

Обратите внимание

В чужой семье никто не проявит к ней участия, да и сам муж никогда не заступится за жену.Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь.

Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей.

И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием. Однажды старик недоглядел – и ребенок погиб.Смерть ребенка – это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием.

А тут еще беда – в деревню приезжает полиция, лекарь и становой, обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом. Но никто не слушает крестьянку.

Она едва не сходит с ума от всего случившегося.Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу.

Любовь к детям – это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота. Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

 Подпаска малолетнегоПо младости, по глупостиПростить… а бабу дерзкуюПримерно наказать! 

За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других.

Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины. Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины.

Важно

Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической.Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен.

Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой. Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.

Жизнь Матрены Тимофеевны – это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/nekrasov-n-a/12385-obraz-matreny-timofeevny-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова. В ее образе Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно женский образ был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – это образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Часть «Крестьянка» в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: “за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла”. И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них – помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило “подневолье”. И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,

А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала “с девичьей холи в ад”. Изнурительная работа, “обиды смертные”, несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды – таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

В ее рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай. Вот как описывает Некрасов горе матери, потерявшей своего ребенка:

Читайте также:  Мысль народная в романе-эпопее «война и мир»

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку –

Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять.

Совет

Своим врагам, становому и лекарю, терзающим “тело белое” ее сына, она шлет гневные проклятья: “Злодеи! Палачи!” Матрена Тимофеевна хочет найти на “их управу, нр Савелий отговаривает ее: “Высоко Бог, далеко царь… Нам правды не найти”.

“Да почему же, дедушка?” – спрашивает несчастная. “Ты – крепостная женщина!” – и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится “дерзкой”: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед.

Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды.

Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала “великую милость”:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям.

Однако эти испытания не могут сломить ее духа, она сохранила человеческое достоинство.

Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось смириться и Матрене Тимофеевне.

Обратите внимание

Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила

Словечка никому.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:

И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася…

Но затем неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести,

На шее – нет креста!

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это – женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут, «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»).

При построении предложений часто использует восклицательные формы, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»).

В ее речи много поговорок и пословиц: «Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овес»; часто употребляет уменьшительно-ласкательные слова: «матушка», «бледнешеньки», «камушек».

Важно

Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни – это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка».

Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о «ключах от счастья женского».

И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна, обращаясь к странникам: «Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!»

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/23195.html

Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — сочинения для 10 класса

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины.

Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой.

На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате.

«Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».
К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину.

Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить.

Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д.

, характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа.

Совет

Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую.

Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни.

«Сонливая, дремливая, неурядливая!» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь.

К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».<\p>

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам.

Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.<\p>

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!».

Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью.

Обратите внимание

Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

<\p>

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына.

Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога.

Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой.

За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей.

Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Важно

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо» – сочинение по теме | источник

Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасов

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-matreny-timofeevny-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Образ Матрены Тимофеевны по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Автор: Некрасов Н.А.

Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин. <\p>

Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье.

Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро.

Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям Постепенно игры забывались, на них оставалось все меньше и меньше времени, на первое место встала нелегкая крестьянская работа. Но молодость все равно берет свое, и даже после тяжелого трудового дня девушка находила время для отдыха.

<\p>

Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну. Замужество означает, что теперь свободная и вольная жизнь девушки закончилась.

Теперь она будет жить в чужой семье, где к ней будут относиться далеко не лучшим образом. Когда мать отдает свою дочь замуж, она горюет о ней, переживает за ее судьбу:

Родительница плакала: <\p>

“… Как рыбка в море синее <\p>

Юркнешь ты! как соловушка <\p>

Из гнездышка порхнешь! <\p>

Чужая-то сторонушка <\p>

Не сахаром посыпана, <\p>

Не медом полита! <\p>

Там холодно, там голодно, <\p>

Там холеную доченьку <\p>

Обвеют ветры буйные, <\p>

Облают псы косматые, <\p>

И люди засмеют!”

В этих строках ясно читается печаль матери, которая прекрасно понимает все тяготы жизни, которые выпадут на долю ее замужней дочери. В чужой семье никто не проявит к ней участия, да и сам муж никогда не будет заступаться за жену.

<\p>

Матрена Тимофеевна делится своими горестными раздумьями. Ей совсем не хотелось менять свою вольную жизнь в родительском доме на жизнь в чужой, незнакомой семье.

<\p>

Совет

Уже с самых первых дней в доме мужа поняла Матрена Тимофеевна, как тяжело ей теперь придется:

Семья была большущая, <\p>

Сварливая… попала я <\p>

С девичьей холи в ад!

Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Однако даже в такой нелегкой жизни, которая была у крестьянки, находились свои немудреные и простые радости:

Зимой пришел Филиппушка, <\p>

Привез платочек шелковый <\p>

Да прокатил на саночках <\p>

В Екатеринин день, <\p>

И горя словно не было! <\p>

Запела, как певала я <\p>

В родительском дому. <\p>

Мы были однолеточки, <\p>

Не трогай нас — нам весело, <\p>

Всегда у нас лады.

<\p>

Отношения между Матреной Тимофеевной и ее мужем далеко не всегда складывались безоблачно. Муж имеет право бить свою жену, если его что-то не устраивает в ее поведении. И никто не встанет на защиту бедняжки, наоборот, все родственники в семье мужа только будут рады посмотреть на ее страдания.

<\p>

Такой стала жизнь Матрены Тимофеевны после замужества. Дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Но крестьянская женщина обладает поистине ангельским терпением, поэтому, не жалуясь, выносит все тяготы, выпавшие на ее долю.

Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь. Теперь уже женщина не так озлоблена на весь белый свет, любовь к малышу согревает и радует ее.

Филипп на Благовещенье <\p>

Ушел, а на Казанскую <\p>

Я сына родила.

<\p>

Как писаный был Демушка <\p>

Краса взята у солнышка, <\p>

У снегу белизна, <\p>

У маку губы алые, <\p>

Бровь черная у соболя, <\p>

У соболя сибирского, <\p>

У сокола глаза! <\p>

Весь гнев с души красавец мой <\p>

Согнал улыбкой ангельской, <\p>

Как солнышко весеннее <\p>

Сгоняет снег с полей… <\p>

Не стала я тревожиться, <\p>

Что ни велят — работаю, <\p>

Как ни бранят — молчу.

Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей. И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием.

Однажды старик недоглядел — и ребенок погиб. <\p>

Смерть ребенка — это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием.

А тут еще дополнительная беда — в деревню приезжает полиция, лекарь и становой обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом Но никто не слушает крестьянку. Она едва не сходит с ума от всего случившегося.

<\p>

Обратите внимание

Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу. Любовь к детям — это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад.

Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота. <\p>

Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

“Подпаска малолетнего <\p>

По младости, по глупости <\p>

Простить… а бабу дерзкую <\p>

Примерно наказать!”

За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других. Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины.

Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины. <\p>

Матрена Тимофеевна еще молода, но ей пришлось вынести уже очень и очень много. Ей пришлось пережить смерть ребенка, голодное время, попреки и побои.

Она сама говорит о том, что ей рассказала святая странница:

“Ключи от счастья женского, <\p>

От нашей вольной волюшки <\p>

Заброшены, потеряны <\p>

У бога самого!”

Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Очень часто именно так и происходит.

Жизнь простой крестьянки редко бывает долгой, очень часто женщины умирают в самом расцвете лет. Нелегко читать строки, повествующие о жизни Матрены Тимофеевны. Но тем не менее нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломлена.

<\p>

Важно

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой. Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.

<\p>

Но, невзирая на все трагическое, что приходится вынести женщине, Матрена Тимофеевна вызывает неподдельное восхищение. Ведь она находит в себе силы жить, работать, продолжает радоваться тем скромным радостям, которые время от времени выпадают на ее долю.

И пусть она честно признается, что счастливой ее назвать никак нельзя, она ни на минуту не впадает в грех уныния, продолжает жить. <\p>

Жизнь Матрены Тимофеевны — это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/obraz-matreni-timofeevni-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhi.html

Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Часть, названная «Крестьянка». Вообще этот образ занимает особое место во всей поэзии   Некрасова. Русская женщина всегда была для Некрасова главной   носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом  национального существования. Вот почему Некрасов с таким   вниманием вглядывался в ее судьбу, художественно исследовал ее в поэме о народе.

Ведь речь шла о самом корне жизни, об ее, может  быть, главном залоге. Потому-то поэт уделил столько внимания,  как, наверное, ни одному кандидату в счастливые,   женщине-крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной.

  Матрена Тимофеевна — человек исключительный,   «губернаторша», но она человек из этой же трудовой толпы.

Ей, умной  и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе:   «Крестьянка» — единственная часть, вся написанная от первого лица. 

Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос  Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Потому-то  она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не   изобретенные для нее Некрасовым.

«Крестьянка» — самая фольклорная  часть поэмы, она почти сплошь построена на   народно-поэтических образах и мотивах.

  Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что  она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких  могла побывать русская женщина. Некрасовская крестьянка —  человек, не сломленный испытаниями, человек выстоявший.

  Когда она, начиная повествование о дедушке Савелии, говорил  — Ну, то-то! речь особая.  Грех промолчать про дедушку,  Счастливец тоже был…  то слова эти вроде бы могут быть восприняты как горькая  ирония и в адрес его, и в адрес ее счастья.   

Совет

Только ли иронически, однако, назван Савелий счастливым?  Вслед за этими горькими словами, последними словами второй  главы, прямо следует уже совсем не ироническое название   третьей — «Савелий, богатырь святорусский».

Даже одно только  это название свело к себе разные и очень значимые и высокие  начала народной жизни и народной поэзии.   В образе Савелия много такого, что объединяет его со всей  крестьянской массой.

Недаром уже сам он переадресовывает   определение «святорусский богатырь» всему сермяжному люду.

Но  есть и то, что Савелий над этим людом возвышает как личность  исключительной судьбы, как высший тип.    Савелий не только бунтарь. Он и своеобразный   народный философ.

Его раздумья о богатырском терпении всего   народа трагичны. Он не просто осуждает способность народа   терпеть и не просто его ободряет.

Он видит сложную диалектику  народной жизни и не берется давать последние ответы и   выносить окончательные решения: 

  • Не знаю я… 
  • Не знаю, что придумаю, 
  • Что будет? Богу ведомо! 

Савелий не только богатырь-бунтарь. Он и богатырь духа,  подвижник, спасающийся в монастыре. Народная религиозность  всегда привлекала внимание Некрасова, но отнюдь не сама по  себе.

Обычно она предстает у него как символ высокой   народной нравственности, способ искупления вины и способность в  самом страдании обрести величие. Вот почему Савелий назван  святорусским. В конце на его старчество ложится печать почти  святости.

Но сама молитва богатыря Савелия, главная и   последняя молитва его, носит общемирской, так сказать,   общественный и земной характер: 

  • За все страдное, русское
  • Крестьянство я молюсь! 

Вот какой многосложный при всей цельности и простоте  образ создал поэт. И этот образ, по сути, единственный, что  сопровождает героиню во всех главах. А уже в самом конце этой  части он оказался запечатленным и как бы увековеченным в  своеобразном памятнике. Когда в последней главе Матрена   Тимофеевна идет просить за своего мужа в город, она видит там  памятник.

Самого города Некрасов при этом не называет, хотя  и указывает на исключительную в своем роде примету   Костромы — памятник Ивану Сусанину:  Стоит из меди кованный,  Точь-в-точь Савелий дедушка,  Мужик на площади.  — Чей памятник? — «Сусанина».  Автор народной поэмы не мог не выделить этот   единственный тогда в стране памятник простому мужику.

  Некрасов не просто декларирует богатырство Савелия.

Он  показывает, на чем это богатырство основано: ум, воля, чувства  героя складываются в испытаниях.

Обратите внимание

Вся жизнь его — это   становление в борьбе, внутреннее высвобождение характера: «…   Клейменный, да не раб», — скажет Савелий. Но образ Савелия важен  не только сам по себе.

Он как бы аккомпанирует на протяжении  почти всей части об
разу героини, так что, по существу, перед  нами возникают два сильных, богатырских характера.    

И характер героини складывается в тяжких испытаниях, все  нарастающих.

Уже в главе «Песни» рассказано о тяжкой   семейной жизни, глава «Демушка» повествует о смерти сына,   «Волчица» — о том, как крестьянке пришлось лечь под розги.

А за  этими рассказами о событиях, труднее которых вроде уже не  придумаешь, следует глава с названием «Трудный год». Все эти  главы о событиях разных, отдаленных часто многими годами. 

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-matreny-timofeevny-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образ Матрены Тимофеевны в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины.

Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой.

На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена “до гроба рабу покоряться” и “быть матерью сына-раба” (“Мороз, красный нос”), т. е. она является рабыней в квадрате.

“Ключи от счастья женского”, от их “вольной волюшки” давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасова.

История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: “Крестьянка”.
К женщине <\p>

странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно “губернаторша” из села Клину.

Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, “осанистая”, красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, “закручинилась, задумалась” и даже не хотела изначально ни о чем говорить.

Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась “всю душу открывать”.

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали “касатушкой”, холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т. д.

, характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа.

Совет

Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую.

Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Важно

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает “с девичьей холи” в ад, что также передается с помощью народной песни.

“Сонливая, дремливая, неурядливая!” – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает (“плетка свистнула, кровь пробрызнула”) и не подумает облегчить ее жизнь.

К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену “некому любить”.

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, “привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках” – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: “Как писаный был Демушка!”.

Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение.

Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью.

Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына.

Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его “испластали”, и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Совет

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: “Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…”.

Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот “милостиво” простил подростка, велев взамен высечь “дерзкую бабу”.

Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался.

“Кому терпеть, так матери” – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой.

За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище “губернаторша”. Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей.

Но невзгоды и ” Гроза душевная”, прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем “Кому на Руси жить хорошо” Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и ее характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему “Образ Матрены Тимофеевны в “Кому на Руси жить хорошо””.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-matreny-timofeevny-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны. У Некрасова много произведений, где он размыш­ляет о судьбах простых женщин («Тройка», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час» и др.). Не случайно в поэме «Кому на Руси жить хорошо» центральная часть повествования от­ведена одному персонажу — русской крестьянке.

Пожалуй, ни об одной крестьянской женщине Не­красов не писал с такой теплотой и любовью, как о Матрене Тимофеевне. Он предоставляет право геро­ине самой рассказывать о том «счастье», которое вы­пало на ее долю. Героиня рассказывает странникам о своей жизни и предлагает им самим сделать вывод о том, можно ли назвать ее счастливым человеком.

Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В роди­тельском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни. Муж ее уезжает на зара­ботки, и Матрена остается совсем одна в чужой ей се­мье. Радость приносят приезды мужа:

Зимой пришел Филлипушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!..

Обратите внимание

По-настоящему счастлива Матрена после рожде­ния сына Демушки. Но тут ее постигло великое горе: сын погибает. Тяжело пережила она смерть Демуш­ки. Далее в ее жизни происходит много несчастий: преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Дед Савелий не случайно говорит о доле крестьян:

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга,

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

Любую выбирай!

Но в трудные минуты Матрена Тимофеевна про­являла твердость и настойчивость: хлопотала об ос­вобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору; вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами.

Несмотря на трагические обстоятельства своей жиз­ни, она сумела сохранить достоинство, благородство и непокорность. От ее образа веет величавостью. В ней остались неизменными огромная энергия, душевная ясность, трудолюбие, жизнестойкость.

Непокорная, ре­шительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимо­феевна говорит:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

По мне обиды смертные

Прошли неоплаченные…

Рассказав о своей многотрудной жизни странни­кам, она говорит, что «не дело — между бабами счастливую искать!» В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей жен­ской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны най­тись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскло- йова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

Автор в образе Матрены Тимофеевны воплотил некую грань своего эстетического идеала. В нем за­ключена духовная красота народного характера.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-krestyanki-matreny-timofeevny-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

    Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – довольно редкое и уникальное в художественном отношении явление. И если вспомнить аналоги, то она может быть сопоставлена разве что с пушкинским романом в стихах.

Общими для них будут монументальность и глубина изображения характеров в сочетании с необыкновенно яркой стихотворной формой.
    Сюжет поэмы прост: семь крестьян задались целью узнать, “кому живется весело, вольготно на Руси” и странствуют, пытаясь найти этого человека.

Пройдя много дорог, перевидав многих людей, они решили:

    Не все между мужчинами

    Отыскивать счастливого,
    Пощупаем-ка баб!

    Им, как на счастливую, указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу Губернаторша. Это крестьянка, слывущая в народе счастливой, Странники находят ее:

    Матрена Тимофеевна,

    Осанистая женщина,
    Широкая и плотная
    Лет тридцати осьми.
    Красива; волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие.
    Сурова и смугла.

Важно

    Она рассказывает им о своей жизни – полной забот, горя и печали жизни простой русской крестьянки. Матрена говорит, что если и была счастлива, то только до замужества. В чем же заключается это счастье? А вот в чем:У нас была хорошая, Непьющая семья.

    Маленькая девочка превратилась во взрослую девушку – работящую, красивую лицом и строгую нравом. Не засиделась она девках, быстро нашелся ей жених, да “на горе чужанин” Филипп Корчагин. Началась для героини тяжелая жизнь невестки в доме свекрови:

    Семья была большущая,

    Сварливая… попала С девичьей холи в ад!

    С мужем Матрена живет в ладу. Он поднял на нее руку лишь раз, да и то по научению своей матери и сестер.

    Родился у Матрены сын Демушка – единственная отрада в отсутствии мужа. Но недолго она на него радовалась: сварливая свекровь отправила ее работать, сказав, что за сыном посмотрит дед Савелий. Но недоглядел дел, уснул, разморенный солнышком, а Демушку съели свиньи. 
    Но на этом все не закончилось, не дали Матрене похоронить сына. Провели следствие, подозревая ее в постыдной связи с дедом Савелием и убийстве Демушки, исполосовали тело мальчика и. не найдя ничего, отдали обезумевшей от горя матери. Очень долго не могла Матрена отойти от этого кошмара.
    Она очень скучала по родителям, но они не часто баловали ее своим приездом. Три года пролетели, как один день. Что год, то дети. … Ни думать некогда, ни печалится.
    На четвертый год постигло героиню новое горе: умерли родители. Осталось у нее близких людей – Филипп да дети. Но и тут не успокоилась судьба, карая то ее детей, то мужа. Когда сыну Федотушке исполнилось восемь лет, свекор отдал его в подпаски. Однажды пастух ушел, а одну овцу утащила волчица, судя по кровавому следу, только что родившая. Пожалел Федот ее и отдал отбитую им уже мертвую овцу. За это народ в деревне решил его выпороть. Но за сына вступилась Матрена, и помещик, проезжающий мимо, рассудил отпустить мальчика, а мать – наказать.
    Далее описывается трудный, голодный год. Вдобавок ко всему, вне очереди забрали в солдаты Филиппа. Теперь уже Матрена, которой до новых родов осталось несколько дней, вместе с детьми не полноправная хозяйка в доме, а приживалка. Однажды ночью она жарко молится в поле и, окрыленная какой-то неведомой силой, спешит в город на поклон к губернатору. Но встречает там лишь его жену. Практически у этой женщины на руках рождается еще один сын Матрены. Помогла героине Елена Александровна, вернув Филиппа и став крестной матерью ребенка, которого сама нарекла Лиодорушкой. Так и получила Матрена свое прозвище – “счастливица”.
    Вот обо всем этом и рассказала странникам Матрена Корчагина, считающаяся в народе самой счастливой женщиной:

    Ногами я не топтана.

    Веревками не вязана,
    Иголками не колота…

    Вот и все счастье. Но сильнее всего этого “гроза душевная”, которая прошла по героине. Израненную душу наизнанку не вывернешь и людям не покажешь, а потому для всех она – счастливица, а на деле:

    По матери поруганной,

    Как по змее растоптанной,
    Кровь первенца прошла,
    По мне обиды смертные
    Прошли неотплаченные,
    И плеть по мне прошла!

    Таков образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, губернаторши, слывущей в народе счастливой женщиной. Но счастлива ли она? На наш взгляд – нет, но на взгляд простой крестьянки XIX века – да. Это возвышает Матрену: она не сетует на жизнь, не жалуется на трудности. Ее твердость духа, решительность восхищает читателя. 

    Образ Матрены Тимофеевны, несомненно, один из сильнейших, показывает истинный характер русской женщины, которая

    Коня на скаку остановит,

    В горящую избу войдет.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/komu-na-rusi-zhit-khorosho/5152-obraz-krestyanki-matreny-timofeevny-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Ссылка на основную публикацию