Одного из главных героев поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо Савелия читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную. – презентация
1 <\p>
2 Одного из главных героев поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо Савелия читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: <\p>
3 САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил… Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов. Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал. В свой угол не пускал; <\p>
4 Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют клейменым, каторжным. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: Клейменый, да не раб. <\p>
5 Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи: А крепко досадят ему Подшутит: Поглядите-тко К нам сваты! Незамужняя Золовушка к окну: ан вместо сватов нищие! Из оловянной пуговки Дед вылепил двугривенный, Подбросил на полу Попался свекор-батюшка! Не пьяный из питейного Побитый приплелся! <\p>
6 О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по- видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю: <\p>
7 Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти муки адские В тусветной жизни ждут. <\p>
8 Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий: <\p>
9 Не правили мы барщины, Оброков не платили мы, А так, когда рассудится, В три года раз пошлем. <\p>
10 В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян: <\p>
11 Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие, Ни конному проехать к нам, Ни пешему пройти! <\p>
12 Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями: <\p>
13 Нас только и тревожили Медведи… да с медведями Справлялись мы легко. С ножищем да с рогатиной Я сам страшней сохатого, По заповедным тропочкам Иду: Мой лес! кричу. <\p>
14 Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес с его нехожеными тропами, могучими деревьями является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. <\p>
15 Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения. <\p>
16 Савелий очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился: <\p>
17 Отменно драл Шалашников, А не ахти великие Доходы получал: Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо. Я тоже перетерпливал, Помалчивал, подумывал: Как ни дери, собачий сын, А всей души не вышибешь, Оставишь что-нибудь! <\p>
18 Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться: <\p>
19 Вот были люди гордые! А нынче дай затрещину Исправнику, помещику Тащат последний грош! <\p>
20 Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться. <\p>
21 И тут настала каторга Корежскому крестьянину нитки разорил <\p>
22 Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе. <\p>
23 А потому терпели мы, Что мы богатыри. В том богатырство русское. Ты думаешь, Матренушка, Мужик не богатырь”? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою а богатырь! <\p>
24 Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях: Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Все терпит богатырь! <\p>
25 Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия. <\p>
26 Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным: Что ж дальше? Дальше: дрянь! Кабак… острог 6 Буй-городе, Там я учился грамоте, Пока решили нас. Решенье вышло: каторга И плети предварительно… <\p>
27 Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы. <\p>
Источник: https://www.myshared.ru/slide/766399
Образ Савелия, богатыря святорусского
“Счастливец тоже был”… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны.
Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства.
Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.
Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже “черт три года дорогу искал”. Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от “корежить”, т. е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий “на медведя смахивал”.
Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу “с ножищем и рогатиной”. Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой.
Видна любовь Савелия к своей земле, его слова “Мой лес!” звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.
Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего.
Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса.
Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.
“И тут настала каторга Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!”
Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям.
Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.
“Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть”. Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту.
Под придуманное им словцо “Наддай!” ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено.
Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть “клейменый, да не раб!”.
Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу.
И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика “как яблочко в вершине старой яблони”.
Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов.
Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. “Сто семь годов” жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, “по мелочи ушла”.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.
Образ Савелия, богатыря святорусского
Источник: https://home-task.com/obraz-saveliya-bogatyrya-svyatorusskogo/
Савелий – богатырь святорусский (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)
Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь.
Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно, как из лесу, Согнувшись, выходил. Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны.
Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.
Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи: А крепко досадят ему – Подшутит: “Поглядите-тко К нам сваты!” Незамужняя Золовушка – к окну:<\p>
АН вместо сватов – нищие!
Из оловянной пуговки Дед вылепил двугривенный, Подбросил на полу – Попался свекор-батюшка! Не пьяный из питейного – Побитый приплелся! О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий – единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю: “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти – муки адские В ту-светной жизни ждут”. Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий – настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий: Не правили мы барщины, Оброков не платили мы, А так, когда рассудится, В три года раз пошлем. В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян: Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие, Ни конному проехать к нам, Ни пешему пройти! Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями: Нас только и тревожили Медведи… да с медведями Справлялись мы легко. С ножищем да с рогатиной Я сам страшней сохатого, По заповедным тропочкам Иду: “Мой лес!” – кричу. Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес – с его нехожеными тропами, могучими деревьями – является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения. Савелий – очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился: Отменно драл Шалашников, А не ахти великие Доходы получал: Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо. Я тоже перетерпливал, Помалчивал, подумывал: “Как ни дери, собачий сын, А всей души не вышибешь, Оставишь что-нибудь!” Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться: Вот были люди гордые! А нынче дай затрещину – Исправнику, помещику Тащат последний грош! Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться. И тут настала каторга Корежскому крестьянину Нитки разорил Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе. А потому терпели мы, Что мы – богатыри. В том богатырство русское. Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь”? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою – а богатырь! Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях: Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней – сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Все терпит богатырь! Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия. Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным: – Что ж дальше? “Дальше: дрянь! Кабак… острог 6 Буй-городе, Там я учился грамоте, Пока решили нас. Решенье вышло: каторга И плети предварительно…
Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе.
Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука.
Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он – всего лишь игрушка в руках судьбы.
(No Ratings Yet)
Loading…
Я дивлюсь в твої зіниці вірш.
Ви зараз читаєте: Савелий – богатырь святорусский (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” »
Источник: https://ukr-lit.com/savelij-bogatyr-svyatorusskij-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Савелий – богатырь святорусский и Матрена Тимофеевна – воплощение мечты автора о духовных силах народа по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Савелий – богатырь святорусский и Матрена Тимофеевна – воплощение мечты автора о духовных силах народа (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей.
Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье народном и мечтает о том, что рано или поздно народ воспрянет духом и соберется с силами для активной борьбы с существующим строем за свою свободу и достойную жизнь.
Образы крестьян, представленные в поэме, подтверждают надежды писателя и отвечают его чаяниям. И одной из главных фигур поэмы, выделяющейся своей необычайной физической силой и духовной мощью, является Савелий, святорусский богатырь:
Грех промолчать про дедушку,
Счастливец тоже был… —
Так говорит Матрена Тимофеевна о Савелии.
О Савелии мы узнаем из главы «Крестьянка», в которой говорится о том, что этот мужик вырос в глухом краю у Кореж-реки.
Само название – Корежский край – привлекло писателя как символ трудового выносливого и обладающего огромной силой народа-богатыря, ярким представителем которого и является Савелий.
Слово «корежить» означает «гнуть», «ломать», «трудиться», а потому Корежина – это край упорных и трудолюбивых людей.
Внешний вид Савелия олицетворяет могучую лесную стихию: «С большущей сивой гривою, чай с двадцать лет не стриженной, с большущей бородой, дед на медведя смахивал…»
Некрасов показывает сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений Савелия: от молчаливого терпения до открытого сопротивления. Тюрьма и сибирская каторга не сломили Савелия и не уничтожили в нем чувства собственного достоинства. «Клейменный, да не раб», – говорит он сам о себе. Он прошел все испытания, выпавшие на его долю, но смог при этом сохранить себя.
Савелий с презрением относится к смирившимся односельчанам и призывает к массовому выступлению для окончательной расправы с угнетателями, однако мысли его не лишены противоречий. Не случайно сравнивается он со Святогором, самым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса. В то же время образ Савелия очень противоречив.
С одной стороны, он призывал к борьбе, с другой – к терпению:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти!
Советует Савелий Матрене Тимофеевне. В этих словах звучат отчаяние, безысходность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина. В образе Матрены Тимофеевны Некрасов воплотил лучшие черты характера русских крестьянок. Высоконравственные качества Матрены гармонически сочетаются с ее внешней красотой.
Со своей сдержанной и строгой красотой, исполненная чувства собственного достоинства, Матрена представляет тип величавой славянки, раскрытый Некрасовым еще в поэме «Мороз, Красный нос».
История ее жизни подтверждает, что характер Матрены формировался в условиях отхожего промысла, когда большая часть мужского населения уходила в города.
На плечи женщины ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и огромная мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей.
Из главы «До замужества» мы узнаем о молодости Матрены, а из главы «Песни» – о нелегкой судьбе героини после замужества. Песни Матрены – общенародные, поэтому ее личная судьба отражает типичную судьбу крестьянки, переставая быть ее собственной.
Короткие радости сменялись частыми и тяжелыми несчастьями, способными сломить даже сильного человека. Но Матрена выстояла и нашла в себе духовные и физические силы, чтобы бороться за свое счастье.
Умирает горячо любимый первенец Демушка, второго сына Федотушку она спасает от страшного наказания ценой тяжких испытаний, немало сил пришлось приложить ей, чтобы добиться освобождения мужа, – и мы видим, что ее не останавливают никакие преграды, за свое счастье она готова самостоятельно бороться до последнего.
Образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы побывала во всех перипетиях, в каких могла побывать русская женщина. Голос Матрены Тимофеевны – это голос всего русского народа, всех русских женщин, у которых была такая же тяжелая судьба.
Источник: https://scribble.su/work/400/164.html
Образ Савелия (“Кому на Руси жить хорошо”)
Глава «Крестьянка» создавалась Некрасовым в канун второго демократического подъема, когда истинное знание народной среды, сущности народного характера становилось особенно необходимым. К каким же выводам привело многолетнее изучение народной жизни Некрасова?
Еще ни в одной из глав эпопеи «Кому на Руси…» автор не утверждал так вдохновенно мысли, что в народной среде таятся неисчерпаемые источники нравственной красоты, стойкости, богатырской мощи и свободолюбия.
Последнее с особенной силой раскрывается в центральном эпизоде главы «Крестьянка», рассказе о Савелии, богатыре святорусском.
Совершенно закономерно, что именно в главе, характеризующей жизнь крестьянства, рассказанной женщиной-крестьянкой и тесно связанной с народным творчеством, появляется полубылинный (и такой конкретно-реальный!) образ «богатыря сермяжного», Савелия — одно из лучших и наиболее драматических созданий некрасовского гения.
С первых же слов Матрены о Савелии рождается ощущение богатырской его мощи.
Огромный, «С большущей сивой гривою, / С большущей бородой» столетний старик не только «на медведя смахивал», но силой своей казался «страшней сохатого».
Эпический, широко обобщающий смысл образа Савелия подчеркнут и в названии главы — «Савелий, богатырь святорусский». Каковы же истоки рождения этого образа и какое место он занимает в развитии идейного замысла поэмы?
Импульсы, стимулировавшие работу творческой фантазии Некрасова, очень разнообразны. Возможно, что мысль о введении в главу «Крестьянка» образа крестьянина-богатыря подсказана федосовскими плачами. Так, в плаче «Об убитом громом-молвией» нарисован образ Ильи-пророка, который спрашивает у бога разрешения спустить стрелу огненную в белу грудь крестьянина могучего. Слова поэмы:
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной…
Все терпит богатырь! —
несомненный отзвук федосовского плача.
Но не столько от книги, сколько от жизни шел Некрасов. Как выяснено в одном из интереснейших исследований, замысел главы о Савелии остро публицистичен.
События, о которых рассказывается в главе «Савелий, богатырь святорусский», развертываются в северо-западной части Костромского края, о чем свидетельствуют названия: Корежина, Буй, Песочный монастырь, Кострома.
Оказывается, что выбор места действия, так сказать, «костромская топография» не случайны в поэме. Придя в город («Губернаторша»), Матрена с удивлением останавливается перед памятником Сусанину:
Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
— Чей памятник? — «Сусанина».
То, что Савелий сравнивается с Сусаниным, — многократно отмечалось в литературе, но научные изыскания показали, что внутренняя связь образа Савелия с Сусаниным гораздо глубже и сложнее, чем это казалось. Именно в ней скрыта тайна рождения образа.
Костромские «приметы» главы имеют под собою особый смысл. Дело в том, что Иван Сусанин родился в тех же местах, в деревне Деревеньки Буйского уезда. Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым.
Как известно, патриотический подвиг Сусанина был истолкован в монархическом духе, любовь к царю и готовность отдать за него жизнь объявлялись чертами, выражающими самую сущность русского крестьянства.
В 1851 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский). У подножия шестиметровой колонны, увенчанной бюстом Михаила Романова, коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина.
Бывая в Костроме, Некрасов не раз видел этот памятник.
Сюжетом главы «Савелий, богатырь святорусский», действие которой сосредоточено в глухом медвежьем углу, гуще костромских лесов и болот, поэт заявляет, что даже в самой глухой стороне просыпается мужик. Об этом говорит и образ Савелия — эпически обобщенный образ подымающегося на борьбу русского крестьянства.
Некрасов дает в поэме необычайно глубокий анализ особенностей крестьянского движения своей эпохи, крестьянской Руси в ее силе и слабости.
Автор эпопеи обращает внимание на богатырскую мощь «богатыря сермяжного» (русского крестьянина), казалось бы, трудно совместимое с ней долготерпение и стихийный характер его бунтарства. Русский мужик терпелив. Молчаливо терпит Корежина дранье Шалашникова.
О внутренней силе, гордости («Вот были люди гордые!») свидетельствует это умение сдержать нарастающий гнев, встать выше побоев и истязаний:
Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь…
В этом терпении — не покорность и рабская кровь, а здравый смысл и сила духа.
Между корежинцами и Шалашниковым происходит своеобразное состязание в силе и стойкости, и грубая сила Шалашникова не в состоянии победить внутреннего упорства мужиков, силы их духа: «Дурак же ты, Шалашников!» — насмешливо заявляют корежинцы, потешаясь над барином. Однако
Крестьянское терпение
Выносливо, а временем
Есть и ему конец,
крестьянские «топоры лежат до поры». Заурядные натуры покоряются злу, но народная среда постоянно выдвигает людей, которые встают на борьбу с ним. Эти люди начинают понимать, что излишнее терпение зачастую перерастает в привычку, рождает психологию раба. «Перетерпеть-пропасть…» — формулирует эту мысль Савелий, вставший на путь протеста.
Русский мужик терпелив, но, однажды решившись, уже не страшится препятствий.
Доведенные до предела издевательствами «немца-управителя» терпеливые корежинцы, безмолвно согласившись рассчитаться с ненавистным Фогелем, проявляют удивительную решимость и единодушие в действиях. Инициатива принадлежит Савелию.
Это он первый легонько толкнул плечом Христьяна Християныча к яме. И достаточно этого легкого толчка, искры, чтоб разгорелось пламя народного гнева, дружно заработали под реплику «Наддай!» девять лопат…
Утверждая нравственное право народа на борьбу, на расправу с угнетателями, восхищаясь силой и решимостью корежинцев, Некрасов, однако, показывает и обреченность подобных вспышек крестьянского гнева. Савелий с товарищами
В землю немца Фогеля
Христьяна Християныча
Живого закопал.
«Что ж дальше?» — спрашивает Матрена, и Савелий отвечает:
Кабак … острог в Буй-городе,
…Лет двадцать строгой каторги,
Лет двадцать поселения».
Убив Фогеля, корежинцы возбудили против себя действие силы, стоящей за спиной Фогеля, страшной силы самодержавно-помещичьего государства, с которой не могут справиться даже богатыри, если они одиночки. Старик Савелий размышляет:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
— Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
Поэтому богатырь святорусский и любит повторять: «Недотерпеть — пропасть…» Да, стихийные и разрозненные крестьянские бунты не приведут к Избыткову селу. Это знает Некрасов и все-таки с громадным поэтическим вдохновением говорит о мощи и свободолюбии, о громадной потенциальной силе гнева русского мужика.
В рассказе Савелия есть слова:
Потом… бежал я с каторги…
Образ крестьянина — бунтаря, народного мстителя за вековые обиды первоначально был задуман еще резче. В рукописях остался эпизод, в котором рассказывается, как Савелий, третий раз бежав с каторги, «порядочно на воле погулял». Скитаясь зимой в тайге, он наталкивается на избу, в которой остановились какие-то ненавистные ему чиновники, и, осуществляя свою месть, Савелий сжигает своих врагов.
Принято считать, что отказаться от введения этого эпизода в поэму Некрасова заставила оглядка на цензуру. Но хочется заметить и другое. Есть в нарисованной картине что-то жуткое, бросающее зловещие блики, зловещую тень на облик Савелия, противоречащее некрасовской концепции народного характера.
Русский мужик скорее благодушен, чем жесток, продуманная и преднамеренная жестокость не характерна для него. Да, доведенные до предела, в порыве праведного гнева корежинцы закапывают в землю Фогеля. Но психологический рисунок тут иной.
Лопаты корежинцев работают под действием стихийного порыва, они выполняют волю коллектива, хотя каждый из участников расправы внутренне смущен жестокостью этой справедливой (ведь «осьмнадцать» лет терпели!) воли:
Друг другу не глядели мы
В глаза…
Опомнились и «переглянулись» они лишь тогда, когда дело было сделано. Думается, что не оглядка на цензуру, а художественное чутье заставило поэта отказаться от введения в окончательный текст поэмы фрагмента «А двери-то каменьями…», противоречащего гуманным основам натуры героя.
Нет силы, способной сломить Савелия.
«Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения» лишь укрепили в нем природное свободолюбие, выразившееся в словах: «Клейменый, да не раб!» Став и столетним стариком, он всеми мыслями прикован к прошлому, размышляет о судьбе крестьянства, «о горькой доле пахаря», о путях борьбы и даже в монастыре, куда ушел, виня себя в смерти Демушки, молится «за все страдное русское крестьянство». Правда, в конце жизни Савелий приходит подчас к горьким и безотрадным выводам.
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти, —
говорит он Матрене, а к крестьянам мысленно обращается со словами:
Как вы ни бейтесь, глупые,
Что на роду написано,
Того не миновать!
Но столь характерные для идеологии патриархального русского крестьянства фатализм и религиозность живут в Савелии рядом с не утихшим за долгую жизнь гневом и презрением к тем, кто не способен на борьбу:
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!
Образ Савелия соотнесен в поэме не только с Иваном Сусаниным, но и с образами русского былевого эпоса. Он — богатырь святорусский.
Этой поэтической параллелью утверждается богатырство народа и вера в его неизбывные силы. Давно установлено, что в характеристике Савелием мужика (Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь?…
) слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной. Святогор-богатырь чувствует в себе силы необъятные.
Кабы я тяги нашел,
Так всю бы землю поднял! —
говорит он. Но, попытавшись поднять суму переметную с тягой земной,
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет…
В поэме:
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Не слезы — кровь течет.
Образ Святогора помогает выразить мысль о силе и слабости русского крестьянства, о его могучих, но еще дремлющих силах и неразбуженности, несформированности его социального сознания. К наблюдению Сравнение русского мужика со Святогором присутствует в поэме как рассуждение Савелия.
Савелия, сознание которого характеризуется не дремотностью, а напряженной многолетней мучительной работой мысли, результатом которой стало презрение к Аникам-воинам, не способным на борьбу, сознание, что лучше каторжное клеймо, чем духовное рабство.
А потому образная параллель Святогор — русский мужик никак не может быть распространена на самого Савелия, тоже богатыря святорусского, но иной, не дремотной, а действенной силы.
Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”). СПб: “Наука” РАН, 2001
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/obraz_savelija_komu_na_rusi_zhit_khorosho/76-1-0-701
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
О Савелии, дедушке мужа Матрёны, читатель узнаёт из её рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!»
С другой стороны, Савелий – богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик.
У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Дёмушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шёлку белого, красного и чёрного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.
Святая Русь для православного – та сильная страна времён Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рождённым в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.
Портрет Савелия
Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матрёной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что Матрёне кажется, что, распрямившись, он пробьёт потолок. Матрёна сравнивает его с медведем. Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая (повторяющиеся эпитеты усиливают качество).
Согнутая спина Савелия – это символ русского человека, который гнётся, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в неё рогатину, при этом повредив спину.
Объясняя Матрёне свою богатырскую природу, Савелий даёт обобщённый портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей (гиперболы).
Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его
В момент знакомства с Матрёной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в неё, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрёны, спасавшейся от гнева свёкра.
Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клеймёным. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.
У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».
В своём преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение – это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука. Он приползает к Матрёне на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь. При этом Савелий способен поддержать Матрёну, сочувствовать ей.
История отношений Корёжинских мужиков и их господ – это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских «благодатных» времён, когда крестьяне были свободными.
Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: «Нашей-то сторонушки три года чёрт искал».
Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий «окаменел, лютее зверя был», и только любовь к Дёмушке смягчила его.
Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.
Савелий – человек простой и прямой, под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.
Мужики терпели восемнадцать лет: «Наши топоры лежали – до поры». А потом живьём закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем (сарказм). Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: «Наддай». Савелий обладает качествами бунтаря.
Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо. В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрёна иронично называет его счастливцем. Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
-
«Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»
По писателю: Некрасов Николай
Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/942-obraz-saveliia
Характеристика Савелия (Кому на Руси жить хорошо)
Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.
Внешность героя
Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость.
Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:
- большая сивая грива (копна волос), которую не трогали ножницы больше 20 лет;
- большущая борода;
- согнутая в дугу спина.
Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем<\p> Удивительно правдиво такое сравнение: крепкое вековое строение с кристально чистой водой.
Особенность характера
О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ.
Но Савелий – не воин: «…жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою…». Дед Савелий – истинный христианин. Он держится на вере, молится о своей судьбе и за всю крестьянскую страну. Автор не придает персонажу сказочности, он реален и страшно грешен.
На нем 2 человеческие смерти: управляющего немца и ребенка. Дед грамотен и остр на язык. Это удивительная особенность русского человека. Пословицы, поговорки, песни, пророчества насыщают и украшают речь Савелия.
Простой мужик святорусский схож с богатырями Древней Руси и со святыми, вольно гуляющими по земле.
Судьба богатыря
Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец.
Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово: товарищи молча поддержали. Этот эпизод подтверждает желание русского народа избавиться от рабства и говорит об уважении к старику. Пережил Савелий плети.
20 лет каторги, столько же поселения. Совершает мужик побеги и снова попадает под побои.
Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя.
Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,<\p> От горя за свой грех Савелий уходит в монастырь на покаяние. Он просит у Бога прощения и вымаливает смягчения материнского сердца.
Такой же длинной как жизнь была и смерть у старика: он заболел, 100 не ел, сох и «хирел».
Характер героя поэмы
У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел.
Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой.
Добрая душа прячется и не каждому открыта.
Какими чертами наделил автор простого русского мужика:
Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.<\p>
Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.<\p>
Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:<\p>«…Клейменный, да не раб!».
Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.
Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.<\p>
Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.<\p>
Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1455-harakteristika-saveliya-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
Савелий в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет богатыря святорусского Савелия
Савелий, богатырь святорусский. Иллюстрация С. В. Герасимова |
Савелий является одним из ярких персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия.
История жизни Савелия описана в главе “Савелий” (часть “Крестьянка”).
Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину.
Она рассказывает крестьянам свою историю жизни, а также историю своего родственника, богатыря Савелия.
Савелий – простой крестьянин, бывший крепостной (то есть бывший “барский” крестьянин):
“…Мы были тоже барские…”
“…С крестьянином Савелием…”
Савелий – родственник крестьянки Матрены. Он является дедушкой мужа Матрены:
“…Из всей семейки мужниной / Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…” (слова Матрены)
“…Сидели мы и плакали. / Я деду горе новое / Поведала свое…”
Савелий живет в селе Корежина:
“…Надели шапки рваные, / Худые армяки — / И тронулась Корёжина!..”
Савелий – больной старик, но когда-то он был крепким богатырем:
“…Как ныли кости старые, / Лежал я на печи…”
“…Спина в то время хрустнула, / Побаливала изредка, / Покуда молод был, / А к старости согнулася…”
Савелий – долгожитель. Он прожил 107 лет:
“…Он жил сто семь годов…”
О внешности богатыря Савелия известно следующее:
“…Я вспомнила / Про богатырство дедово…”
“…С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал…”
“…Дугой спина у дедушки Да распрямиться дедушка / Не мог…”
“…Не правда ли, Матренушка, / На очеп* я похож?..” (*деревенский колодец)
“…спину старую / Пытался разогнуть…”
У Савелия несчастливая судьба (его иронично называют “счастливцем”):
“…Ну то-то! речь особая. / Грех промолчать про дедушку. / Счастливец тоже был…”
Савелий много пережил в своей жизни:
“…А господин Шалашников / С своей воинской силою? / А немец-душегуб? / Потом острог да каторга… / Окаменел я, внученька, / Лютее зверя был…”
“…Эх, доля святорусского / Богатыря сермяжного! / Всю жизнь его дерут…”
“…И долго, долго дедушка / О горькой доле пахаря / С тоскою говорил…”
“…За все страдное русское / Крестьянство я молюсь!..”
“…Сладка ли жизнь крестьянина?..”
Савелий – добрый человек:
“…Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…”
Савелий любит шутить:
“…А крепко досадят ему — / Подшутит…”
“…У свекра бровь рассечена, / У деда, словно радуга, / Усмешка на лице…”
“…Ты шутишь шутки, дедушка!..”
“…Сам над собой подтрунивал: / – Не правда ли, Матренушка, / На комара корёжского / Костлявый я похож?…” (шутит над самим собой)
Савелий – грамотный крестьянин. Он умеет читать, что было редкостью среди крестьян:
“…острог в Буй-городе. / Там я учился грамоте, / Пока решили нас…”
“…Увидела я дедушку: / В очках, с раскрытой книгою…”
Савелий – верующий человек:
“…Уйдет в свою светелочку, / Читает святцы, крестится…”
“…А с Богом спорить нечего, / Стань! помолись за Демушку! / Бог знает, что творит…”
Савелий – человек с сильным характером:
“…Сдавались люди слабые, / А сильные за вотчину / Стояли хорошо. / Я тоже перетерпливал…”
Савелий – свободолюбивый человек. Он не хочет быть рабом:
“…Клейменый, да не раб!..”
Савелий – гордый человек:
“…Вот были люди гордые! / А нынче дай затрещину — / Исправнику, помещику / Тащат последний грош!..”
“..Ну, ладно ж! черти сивые, / Вперед не доведется вам / Смеяться надо мной!..”
Савелий – храбрый и сильный человек. Он не боится ходить на медведя:
“…да с медведями / Справлялись мы легко. / С ножищем да с рогатиной / Я сам страшней сохатого…”
“…наступил на сонную / Медведицу в лесу. / И то бежать не бросился, / А так всадил рогатину…”
Савелий – терпеливый человек:
“…Я тоже перетерпливал, / Помалчивал, подумывал: / «Как ни дери, собачий сын, / А всей души не вышибешь, / Оставишь что-нибудь!..”
Савелий – выносливый мужчина:
“…Не выдрали – помазали, / Плохое там дранье!..” (Савелию кажется, что его хлестали плетьми не сильно)
“…Да нас дирал Шалашников / Больней – я не поморщился / С заводского дранья. / Тот мастер был – умел пороть! / Он так мне шкуру выделал, / Что носится сто лет…”
Савелий – русский богатырь. Однако, по мнению Савелия, богатырем является любой крепостной мужик:
“…А потому терпели мы, / Что мы – богатыри. / В том богатырство русское. / Ты думаешь, Матренушка, / Мужик – не богатырь? / И жизнь его не ратная, / И смерть ему не писана / В бою – а богатырь!..”
“…Все терпит богатырь! / И гнется, да не ломится, / Не ломится, не валится… / Ужли не богатырь?..”
Савелий похож на богатыря. Однако свою богатырскую силу он тратит на то, чтобы выживать “под розгами” барина:
“…Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? — / Под розгами, под палками / По мелочам ушла!..” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” крестьянка Матрена рассказывает историю жизни богатыря Савелия. Ниже представлена эта история. Молодой богатырь Савелий живет в селе Карежине хорошо и спокойно. Хозяин-помещик не беспокоит своих крепостных:
“…Зато купцами жили мы…”
“…Ну, жили – не тужили вы…”
“…Да только ни помещиков, / Ни немцев-управителей / Не знали мы тогда. / Не правили мы барщины, / Оброков не платили мы, / А так, когда рассудится, / В три года раз пошлем…”
Однажды хозяин нанимает на работу управляющего немца. Немец разоряет крестьян, в том числе Савелия. Управляющий превращает жизнь крестьян в каторгу:
“…небывалое / Наследник средство выдумал: / К нам немца подослал…”
“…И тут настала каторга / Корёжскому крестьянину — / До нитки разорил! / А драл… как сам Шалашников!..”
Устав от издевательств, крестьяне решают расправиться со злым немцем. Во время работ Савелий с товарищами закапывают немца в яме. Немец погибает:
“…Я в землю немца Фогеля / Христьяна Христианыча / Живого закопал…”
“…а всей гурьбой / Христьяна Христианыча / Поталкивали бережно / Всё к яме… всё на край… / И немец в яму бухнулся…”
За это преступление Савелия отправляют на каторгу в Сибирь:
“…Я каторжником был…”
“…Решенье вышло: каторга / И плети предварительно…”
“…Я старика столетнего / Звала клейменым, каторжным…”
Савелий убегает с каторги, но его ловят и возвращают на место:
“…Потом… бежал я с каторги… / Поймали! не погладили / И тут по голове…”
Богатырь Савелий проводит на каторге 20 лет, а затем живет в ссылке на поселении еще 20 лет:
“…А жизнь была нелегкая. / Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения…”
Наконец спустя много лет Савелий возвращается на родину с каторги. Он заводит семью:
“…Я денег прикопил, / По манифесту царскому / Попал опять на родину, / Пристроил эту горенку / И здесь давно живу…”
У Савелия есть дети и внуки. Старик Савелий очень любит своего правнука Демушку – сына Матрены:
“…Сто лет зима бессменная / Стояла. Растопил ее / Твой Дема-богатырь! / Однажды я качал его, / Вдруг улыбнулся Демушка…”
“…Иду домой, опять / Смеюсь, играю с Демушкой… / Бог видит, как я милого / Младенца полюбил!..”
Однажды Савелий нянчит Демушку и засыпает на солнце. В это время маленького Демушку загрызают свиньи. Савелий оказывается виновным в смерти собственного правнука:
“…Заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку…”
“..«Прости, прости, Матренушка! — / И повалился в ноженьки. — / Мой грех – недоглядел!..»..”
После смерти Демушки старик Савелий уходит на покаяние в монастырь и живет там некоторое время:
“…И я же, по грехам моим, / Сгубил дитя невинное…”
“….Он в своей каморочке / Шесть дней лежал безвыходно, / Потом ушел в леса, / Так пел, так плакал дедушка, / Что лес стонал! А осенью / Ушел на покаяние / В Песочный монастырь…”
Савелий молится о том, чтобы Матрена простила его за смерть Демушки. Матрена прощает Савелия. После этого старик возвращается жить домой:
“…Еще молюсь (не образу / Теперь Савелий кланялся), / Чтоб сердце гневной матери / Смягчил Господь… Прости! — / «Давно простила, дедушка!»…”
Вскоре старик Савелий заболевает и умирает от болезни:
“…Недолго прожил дедушка. / По осени у старого / Какая-то глубокая / На шее рана сделалась, / Он трудно умирал: / Сто дней не ел; хирел да сох…”
“…И к ночи умер он…”
Это был цитатный образ и характеристика Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия.
Смотрите: Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/Savelij-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html