Какова роль внесценических персонажей в комедии грибоедова «горе от ума»?

Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Второстепенные и внесценические персонажи, которых не так и много в пьесе, играют очень значимую роль в раскрытии идейного содержания комедии.

Эти персонажи зачастую связаны с основными, и с их помощью мы узнаем некоторые важные подробности: они раскрывают суть той или иной сцены, смысл событий, как происходящих на сцене, так и за сценой, уточняют характеры героев, показывают их взаимоотношения.

С помощью этих второстепенных и внесценических персонажей Грибоедов создает в комедии особую атмосферу богатого дома московского барина Павла Афанасьевича Фамусова начала прошлого века.

Обратите внимание

Запоминается такой персонаж, как служанка в доме Фамусова, Лиза. На первый взгляд, — простая и бойкая девушка. Но после того как мы слышим ее реплики, замечания, можно сказать, что она описана Грибоедовым как очень реальная крепостная девушка, полная лукавства и проницательности. Ее слова, обращенные к Фамусову, нас поражают и остаются в памяти на всю жизнь:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев и барская любовь…

Она в комедии является выражением здравого смысла, критиком почти всех персонажей пьесы. Она умно рассуждает, именно Лиза как бы представляет нам главного героя Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий.

Грибоедов, описывая Лизу, вложил в ее уста некоторые свои мысли и чувства по отношению к героям и событиям пьесы.

Для более полного представления о фамусовском обществе автор вводит в пьесу Сергея Сергеевича Скалозуба. По четкому определению Лизы, он “и золотой мешок, и метит в генералы”. А по мнению Софьи, “он слова умного не выговорил сроду”.

Фамусовское общество в просвещении не видит ничего светлого, они считают, что от книг сходят с ума. Скалозуб говорит о просвещении со свойственной ему тупостью и ограниченностью:

А книги сохранят так: для больших оказий…

Чацкий, выясняя, почему так холодно встретила его Софья, пытается откровенно и задушевно поговорить со Скалозубом, но сразу понимает, что будущий генерал откровенно глуп.

Ведь слова, произнесенные им после монолога Чацкого “А судьи кто?”, свидетельствуют о том, что скалозуб ничего не понял из его обличений.

И Чацкий успокаивается, когда слышит, как со свойственной Скалозубу откровенностью он прямо говорит о причинах своего успеха:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты,

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Важно

Эти циничные слова, свидетельствующие о неудержимом стремлении к богатству, карьере характеризуют не только Скалозуба, но и все общество, собравшиеся на балу в доме Фамусова.

Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми тоже добавляют свою характерную черту в наше представление о фамусовском обществе. Их присутствие на балу объясняется только одной единственной целью – найти своим дочерям достойную и богатую партию.

Бал у Фамусова – это ”живой” музей восковых фигур, представляющих высший свет московской дворянской знати.

Здесь много анекдотических фигур, таких как, например, Загорецкий – известный авантюрист, плут и угодник дам.

Представив себе этого человека, можно оценить все фамусовское общество, где нет ничего, кроме напыщенного лицемерия, эгоистической глупости, “благородного” хамства и бездуховности.

Против Чацкого объединяются высмеянные им Максим Петрович, фрейлина Екатерины Первой, княгиня Пульхерия Андреевна, “Нестор негодяев знатных” и многие другие из светского общества. С их помощью Грибоедов создает представление об этой силе, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий.

Эти персонажи выполняют две основные содержательные функции: служат объектом насмешек Чацкого, помогая нам ясно увидеть изъяны светского общества, а во-вторых, составляют и объединяют лагерь, враждебный главному герою.

Среди них три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными персонажами, но наиболее важные для раскрытия сути основного конфликта пьесы. Это те, кого ставят в пример в фамусовском обществе: Кузьма Кузьмич, Максим Петрович и Фома Фомич.

Совет

Для Чацкого смешна история выдвижения по службе Максима Петровича, а словесные произведения Фомы Фомича – пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом служебного благополучия.

Дополняют наше представление об этих вельможах и их отношении к своим крепостным слугам, например, старуха Хлестова, которая просит накормить свою “арапку – девку” наравне с собачкой.

Таким барыням с явными крепостническими замашками, как и любому из общества Фамусова, ничего не стоит унизить достоинство слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что на поселенье.

Все они, отстаивая крепостнические порядки, считают главным достоинством человека его богатство, безграничную власть над себе подобными, беспредельную жестокость в обращении со своими слугами.

Грибоедов показывает нам, что в фамусовском обществе, если человек хочет иметь совсем другие интересы, жить по-своему, а не по-фамусовски, то он уже “не в своем уме”, “разбойник”, “карбонарий”, например, княгиня рассказывает с осуждением о своем племяннике:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.

Князь Федор, мой племянник.

Грибоедов в князе Федоре пытается нам показать еще один чистый ум, похожий на ум Чацкого, показать, что главный герой не один будущий декабрист в фамусовском обществе, который может 14 декабря 1825 года выйти на Сенатскую площадь.

Из монолога Чацкого мы узнаем о французике из бордо, о котором все восторженно говорят, который чувствует себя здесь маленьким царьком, потому что фамусовское общество преклоняется перед Францией и всеми французами, забыв, национальную гордость и достоинство. И этому “французику”, когда он приехал в Москву, показалось, что он дома:

Ни звука русского, ни русского лица…

Один из второстепенных персонажей – Платон Михайлович Горич, бывший друг и единомышленник Чацкого. Платон Михайлович появляется у Грибоедова всего в одной сцене встречи с Чацким на балу у Фамусова.

Обратите внимание

Общество Фамусова сделало его примерным мужем своей жены Натальи Дмитриевны, которая опекает его, как ребенка. Такая жизнь заставила его отказаться от юношеских увлечений.

Чацкий с насмешкой спрашивает его:

Забыт шум лагерный, товарищи и братья?

Спокоен и ленив?

На что Горич отвечает:

Нет, есть–таки занятье

На флейте я твержу дуэт

А – мольный…

Очень важен, на мой взгляд, в комедии такой персонаж, как Репетилов, которого можно считать в комедии двойником Чацкого. Только он, в отличие от Чацкого, просто играет в свобомыслие, и его рассуждения – пустое фразерство.

Неслучайно, его реплика: “Шумим, братец, шумим!” стала крылатой и обозначает пустословие, видимость дела. В сцене, когда Репетилов рассказывает Чацкому о бароне фон Клоце, который “в министры метит”, а он “к нему в зятья”, проявляет его стремление к дешевому карьеризму, его несомненное двуличие.

И этот барон со своими “друзьями” помогает нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого.

В разговоре с Чацким Молчалин с преклонением упоминает некую Татьяну Юрьевну:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь…

И мы понимаем, что она сплетница, как, в общем, почти все дамы высшего общества. Для них нет ничего более интересного, как посплетничать, они не находят ничего интересного ни в книгах, ни в искусстве.

Г.N и Г.D – эти загадочные персонажи появляются в комедии для того, чтобы распустить слух о сумасшествие Чацкого. Сначала об этом шутя говорить Софья, но через некоторое время это становится общественным мнением. Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума и образованности, поэтому они с удовольствием верят этой клевете.

В конце пьесы Фамусов восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

И сразу можно понять, что мнение этой неизвестной нам Марии Алексеевны для Фамусова важнее, чем счастье собственной дочери.

Благодаря второстепенным и внесценическим персонажам комедия “Горе от ума” не замкнута во времени и пространственном круге, где происходит действие. Мы начинаем понимать, каковы моральные ценности в том мире, который возмущает Чацкого.

Важно

Противоречия между героем и обществом становятся закономерными. С помощью этих персонажей Грибоедов знакомит нас с прошлым и будущим разных людей, и прежде всего мы узнаем предысторию жизни главного героя.

Мы понимаем, что будущие Чацкого, скорее всего с декабристами, потому что он высказал в комедии много такого, что можно было услышать от декабристов.

Источник: http://diplomba.ru/work/98332

Роль эпизодических и внесценических героев в комедии а. с. грибоедова «горе от ума»

РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ
Комедии «Горе от ума» была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и на- прмп.ппт против реакционного дворянства. В произведении отразилось противостояние новых идей старым. Грибоедом им разительно показал столкновение двух идеологий *века нынешнего» и «века минувшего».

В комедии реалистично воссоздано старое, отживающее свой век дворянство с его кои сервативными нравами.

Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и до­полняют черты главных героев.

Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила.

Все герои, вместе взятые, созда­ют яркую, полнокровную картину московского дворянского общества.

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопо­читание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляют­ся в комедии, сменяя друг друга. Рассмотрим их в той после­довательности, в которой они изображены в комедии.

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Плато­на Михайловича до вступления последнего в брак.

Совет

Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмит­риевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой».

Наталья Дмитриев­на не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич пре­красно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведе­ние. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михай­ловичем и Молчалиным. Супруг Натальи Дмитриевны гово­рит: «Есть-таки занятье:/ На флейте я твержу дуэт / А- мольный».

Автор этой фразой отсылает читателя к началу ко­медии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин за­служил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспита­на в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, — «муж-мальчик», «муж-слуга».

Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоря­жается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька гово­рит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петру­ша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька.

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов.

Едва завидев Чац­кого и узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, та­кого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потен­циального жениха к себе.

Но как только она узнает, что Чац­кий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоуховской помогает глубже понять характер Фамусова.

Обратите внимание

Павел Афа­насьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладаю­щего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоуховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру кня­гини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется

душ тысячки две родовых, —

Тот и жених,

а также «Кто беден — тот тебе не пара».

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглу­хой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достой­ного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит во­круг нее.

Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что при­ехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж.

Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обна­руживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто упот­ребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает.

В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характер­ную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.

Чацкий в своем монологе рассказывает о «французике из Бордо», который чувствует себя в России «маленьким царь­ком», хотя покидал он свою страну «со страхом и слезами».

Читайте также:  Образ савелия в поэме «кому на руси жить хорошо»

Этот французик не только не встретил в России «варваров», но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции.

С помощью образа «французика из Бордо» Грибоедов показывает, что дворян­ское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов — они «офранцузились».

Важно

Загорецкий больше других эпизодических героев «задейст­вован» в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровен­но говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор».

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: «Дай бог ему здоровья!» Загорецкий откупайся своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он «всех сбил с ног», доставая билеты на спектакль, сознается, что «похитил уже силой». В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела «от него и двери на запор», он услу­жил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе. Характерная черта одного из основных героев комедии — Молчалина — совпадает с главным свойством характера Горо­децкого. Молчалин говорит: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья». Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер». Действи­тельно, Грибоедов показывает Загорецкого «отъявленным мо­шенником», «лгунишкой», «плутом», чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине — будущем Загорецком.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлес­това. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, «остаток екатерининского века». В образе Хлестовой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам.

Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» — и тотчас про них забывает.

В комедии незримо присутствует еще один персонаж, кото­рый относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его «Нестором негодяев знатных». Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак.

Образ «Не­стора» тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен.

В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоми­нает о человеке, который живет за счет своих артистов («сам толст, его артисты тощи»), только развлекается. Чацкий гово­рит про него: «На лбу написано: «Театр и маскерад».

Этот «Театр и маскерад» запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в «комнате посекретней», чтобы тот «щелкал соловьем».

Совет

Потом Чацкий рассказывает про челове­ка, который согнал на «крепостной балет» детей, «отторженных» от родителей, и «заставил всю Москву дивиться их красе», а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов вы­являет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями.

Еще один знакомый Чацкого «поселился в ученый комитет» и «с криком» протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразо­ванность фамусовского общества.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал являет­ся Репетилов.

Этот персонаж в изображении Грибоедова — че­ловек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по чет­вергам», где только «шумят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для ко­торого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Ре­петилов называет Чацкому каких-то людей, которые автори­тетны в «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что «сквозь зубы говорит», другой — тем, что поет, еще двое — просто «чудесные ребята», а Иппо­лит Маркелыч Удушьев — «гений», потому что написал в журнале «отрывок, взгляд и нечто». В образе Репетилова Гри­боедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества.

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и Б. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин Б.

не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот ме­ханизм, и стоило ей сказать двум «господам» несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого.

В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.

Некоторые внесценические персонажи не принадлежат фамусовскому обществу: например, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Брат Скалозуба отказался от чина, «крепко набрался каких-то правил», стал читать книги. Князь Федор, племянник Тугоуховской, «чинов не хочет знать! он химик, он ботаник». Профессора «упражняют­ся в расколах и безверьи».

Фамусов и его окружение не пони­мают этих людей, которые живут не по их правилам, считают их ненормальными. Грибоедов дает понять читателю, что Чацкий не одинок, у него есть единомышленники.

Обратите внимание

Тем, что педагогический институт находится в Петербурге, писатель стремится показать, что в Москве царят нравы времен Екате­рины, а более передовые взгляды и убеждения — у молодежи СТОЛИЦЫ.

И фамусовском обществе добиться успеха в карьере могут тол ысо люди, угождающие начальству и высокопоставленным пицц м. В монологе Фамусова рассказано о пожилом чиновни- I г.

Максиме Петровиче, который унижается перед самой го- с удары нам императрицей, нарочно падая, чтобы заслужить сначала «высочайшую улыбку», а потом и «почет перед всеми», и «при дворе приветливое слово».

Грибоедов смеется над такими людьми, которые «отважно действуют затылком» и «сгибаются вперегиб» ради «высочайшей улыбки».

За гостями на балу стоят еще более высокие люди. На про­тяжении всего произведения упоминаются имена важных людей, мнение которых чрезвычайно важно для фамусовского окружения. Это Пульхерия Андреевна, Настасья Николаевна, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна.

Дамы эти занимают вы­сокое положение, и вследствие этого все, кто окружает Фаму­сова, стремятся им угодить, создать о себе благоприятное впе­чатление. Молчалин советует Чацкому: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам».

Когда Чацкий делает предположе­ние, что «Гильом, француз, подбитый ветерком» может же­ниться на Пульхерии Андреевне, Софья восклицает: «Танц­мейстер! можно ли!» И в самом конце произведения Фамусов ужасается: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Молодому же поколению чужды такие от­ношения. Автор показывает, насколько порочны такие прин­ципы жизни.

Грибоедов в своей гениальной комедии изобразил много­численные пороки дворянского общества. Автор обличает чи­нопочитание, невежество, преклонение пред всем иностран­ным, ничтожество интересов старого поколения.

Важно

Если утром Чацкий появляется в доме Фамусова с надеждой, что он най­дет единомышленников, встретит понимание и сочувствие, то к утру следующего дня он покидает фамусовский мир с окон­чательно развеявшимися иллюзиями, как человек, чуждый и враждебный этому миру.

Источник: https://www.prepodka.net/rol-epizodicheskix-vnescenicheskix-geroev-v-komedii-s-griboedova-gore-ot-uma/

Роль внесценических персонажей в комедии «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Роль внесценических персонажей в комедии Горе от ума<\p>

«Горе от ума» — это одно из самых злободневных произведений в

Русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия.

В комедии ясно ощущается смена исторических эпох.

В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.

Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства. Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова.

Максим Петрович — это яркий пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет наверх, нравоучительно говорит: «Упал он больно — встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?» Фамусов забывает о другом: время «дураков» проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея».

Все жизненные блага представители «века минувшего» получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян. Но менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова.

Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и на богатой был женат, Переженил детей, внучат… Что за тузы в Москве живут и умирают! Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Фамусов говорит:

Совет

А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов.

Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями массы среднего дворянства.

Важно

Сценические персоналки этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.

Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор.

Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом», видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться — он женился по расчету.

Чванливый по отношению к тем, кто ниже него стоит по положению в обществе. Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который «не нынче — завтра генерал».

Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: А тот — чахоточный, родня вам — книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился. Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно — политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе.

Все боятся образованных людей, типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как не нужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами они ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет.

Обратите внимание

Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои пpивилeгии. Комедия очень актуальна и сейчас. Недаром Пушкин говорил, что цель комедии — это «изображение характеров и нравов».

Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов «века минувшего», которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве: Служение лицам, а не делу, «дома новы, а предрассудки стары», способность ради карьеры «отважно жертвовать затылком», беззастенчивость, с которой «торопятся попасть в полки шутов», — все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу: Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки! Таковы внесценические персонажи из лагеря Фамусова. Старуха Хлестова говорит: «И впрямь, с ума сойдешь от этих школ, гимназий». Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что скоро-будут учить «по-настоящему: «раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий». Он сожалеет о своем брате: «Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, будущее за поколением Чацкого, но ничего, кроме раздражения. Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: «А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!» Недаром декабристы взяли комедию для пропаганды своих политических идей. Сам Грибоедов писал: «Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству; «Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они по существу не знают и не желают знать.

Читайте также:  Краткое содержание романа «евгений онегин» по главам (а. с. пушкин)

В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословья. Все образы., даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии — дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть «века нынешнего» с «веком минувшим».

Большое количество внесценических персонажей раздвигает рамки сатирической картины общества, делает проблему не частной, а повсеместной. В этом новаторство Грибоедова. Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы «минувшего века»: «И награжденья брать, .и весело пожить». Вот их лозунг, их девиз жизни.

Чацкий же, и ему подобные, видят цель жизни в переустройстве общества, когда «рабов по духу» сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса России. Чацкий о «минувшем веке» говорит: «Прямой был век покорности и страха».

Чацкий противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Источник: http://ruslit.biz/rol-vnescenicheskix-personazhej-v-komedii-gore-ot-uma/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

“Горе от ума” — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать читателя и сегодня, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох.

В высказываниях различных персонажей возникают реалистический образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.     Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства.

<\p>

    Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович — это яркий пример служения царице. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной.

Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице, нравоучительно говорит: “Упал он больно — встал здорово. / Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? / Кто слышит при дворе приветливое слово?” Фамусов забывает о другом: время “дураков” проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев.

Важно

Он с горечью говорит: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Все жизненные блага представители “века минувшего” получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян.<\p>

    Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова.

Он сумел не только свою жизнь устроить, но и 6 близких не забыл: “Покойник был почтенный камергер, / С ключом, и сыну ключ умел доставить, / Богат, и на богатой был женат, / Переженил детей, внучат… / Что за тузы в Москве живут и умирают!”

    Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны.

Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: “А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. / Судьи всему, везде, над ними нет, судей, / Присутствовать пошлите их в Сенат.

/ Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! / Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!” Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер.<\p>    Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче.

Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Сценические персоналии этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий.

Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.     Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество.     Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение.

Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным “тузом”, видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры.

Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что “чуть из постели прыг” — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто ниже его по положению в обществе, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который “не нынче — завтра генерал”.

Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: “А тот — чахоточный, родня вам т-книгам враг, / В Ученый комитет который поселился / И с криком требовал присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и не учился”. Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как ненужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы удержать свои привилегии.

    Комедия Грибоедова, цель которой, по выражению Пушкина, это “изображение характеров и нравов”, и сегодня звучит очень актуально и современно.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/griboedov-a-s/gore-ot-uma/3795-rol-vnestsenicheskikh-personazhej-v-komedii-a-griboedova-gore-ot-uma

Внесценические персонажи и их роль в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.

Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь.

Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ.

Совет

И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.

Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить…”) и Максим Петрович:

Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.

Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.

Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, — притом чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”.

Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются.

Это “судьи” московского общества.

Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: “Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей”, а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.

В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.

“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”..

Обратите внимание

Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Далее — племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор”.

А также среди внесценических персонажей “века нынешнего” — вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы…”

Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.

В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение “картины нравов” Москвы 10—20-х годов XIX века более полным.

Сочинения по теме:

  • Роли эпизодических персонажей — нельзя не дооценивать сочинение
  • Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — завсегдатаи Английского клуба и аристократического салона сочинение
  • Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: герои из жизни сочинение
  • Две противоборствующие стороны времени в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/vnescenicheskie-personaji-i-ih-rol-v-komedii

Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Коллекция сочинений: Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

«Горе от ума» — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох.

В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений. Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства.

Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова.

Максим Петрович — это яркий пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет наверх, нравоучительно говорит: «Упал он больно — встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?» Фамусов забывает о другом: время «дураков» проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея».

Все жизненные блага представители «века минувшего» получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян. Но менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл:

Читайте также:  Смысл повести гоголя «шинель»

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить,

Богат, и на богатой был женат,

Переженил детей, внучат…

Что за тузы в Москве живут и умирают!

Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Фамусов говорит:

А дамы? Сунься кто, попробуй овладей.

Судьи всему, везде, над ними нет, судей,

Присутствовать пошлите их в Сенат.

Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями массы среднего дворянства.

Важно

Сценические персоналки этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность.

Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор.

Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом», видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться — он женился по расчету.

Чванливый по отношению к тем, кто ниже него стоит по положению в обществе. Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который «не нынче — завтра генерал». Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова:

А тот — чахоточный, родня вам — книгам враг,

В Ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе.

Все боятся образованных людей, типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как не нужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян.

Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами они ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои привилегии. Комедия очень актуальна и сейчас.

Недаром Пушкин говорил, что цель комедии — это «изображение характеров и нравов».

Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов «века минувшего», которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве: Служение лицам, а не делу, «дома новы, а предрассудки стары», способность ради карьеры «отважно жертвовать затылком», беззастенчивость, с которой «торопятся попасть в полки шутов», — все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу:

Смешные, бритые, седые подбородки,

Как волосы, так и умы коротки!

Совет

Таковы внесценические персонажи из лагеря Фамусова. Старуха Хлестова говорит: «И впрямь, с ума сойдешь от этих школ, гимназий». Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что скоро-будут учить «по-настоящему: «раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий». Он сожалеет о своем брате: «Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать».

Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, будущее за поколением Чацкого, но ничего, кроме раздражения. Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: «А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!» Недаром декабристы взяли комедию для пропаганды своих политических идей. Сам Грибоедов писал: «Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству.

» Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они по существу не знают и не желают знать. В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословья. Все образы.

, даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии — дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть «века нынешнего» с «веком минувшим».

Большое количество внесценических персонажей раздвигает рамки сатирической картины общества, делает проблему не частной, а повсеместной. В этом новаторство Грибоедова. Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы «минувшего века»: «И награжденья брать, .и весело пожить». Вот их лозунг, их девиз жизни.

Чацкий же, и ему подобные, видят цель жизни в переустройстве общества, когда рабов по духу» сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса России. Чацкий о «минувшем веке» говорит: «Прямой был век покорности и страха». Чацкий противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Источник: http://www.rlspace.com/rol-vnescenicheskix-personazhej-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1)

«Горе от ума» — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох.

В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений. Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно жизни столичного дворянства.

Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович — это яркий пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной.

Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет наверх, нравоучительно говорит: «Упал он больно — встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?» Фамусов забывает о другом: время «дураков» проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, его идеалы вызывают в нем только гнев.

Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Все жизненные блага представители «века минувшего» получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян. Но менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова.

Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл:<\p>

Покойник был почтенный камергер,<\p>

С ключом, и сыну ключ умел доставить,<\p>

Богат, и на богатой был женат,<\p>

Переженил детей, внучат…

Что за тузы в Москве живут и умирают!<\p>

Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Фамусов говорит:<\p>

А дамы? Сунься кто, попробуй овладей.<\p>

Судьи всему, везде, над ними нет, судей,<\p>

Присутствовать пошлите их в Сенат.

<\p>

Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна!<\p>

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!<\p>

Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помельче.

Их больше, и поэтому они являются типичными представителями массы среднего дворянства. Сценические персоналки этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий.

Обратите внимание

Все они, сознавая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение.

Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом», видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры.

Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться — он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто ниже него стоит по положению в обществе. Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который «не нынче — завтра генерал».

Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова:<\p>

А тот — чахоточный, родня вам — книгам враг,<\p>

В Ученый комитет который поселился<\p>

И с криком требовал присяг,<\p>

Чтоб грамоте никто не знал и не учился.<\p>

Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе.

Все боятся образованных людей, типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как не нужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами они ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет.

Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои привилегии. Комедия очень актуальна и сейчас. Недаром Пушкин говорил, что цель комедии — это «изображение характеров и нравов».

Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов «века минувшего», которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве: Служение лицам, а не делу, «дома новы, а предрассудки стары», способность ради карьеры «отважно жертвовать затылком», беззастенчивость, с которой «торопятся попасть в полки шутов», — все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу:<\p>

Смешные, бритые, седые подбородки,<\p>

Как волосы, так и умы коротки!<\p>

Таковы внесценические персонажи из лагеря Фамусова. Старуха Хлестова говорит: «И впрямь, с ума сойдешь от этих школ, гимназий». Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что скоро будут учить «по-настоящему: «раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий». Он сожалеет о своем брате: «Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, будущее за поколением Чацкого, но ничего, кроме раздражения. Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: «А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!» Недаром декабристы взяли комедию для пропаганды своих политических идей. Сам Грибоедов писал: «Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству». Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они по существу не знают и не желают знать. В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословья. Все образы, даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии — дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть «века нынешнего» с «веком минувшим». Большое количество внесценических персонажей раздвигает рамки сатирической картины общества, делает проблему не частной, а повсеместной. В этом новаторство Грибоедова. Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы «минувшего века»: «И награжденья брать, .и весело пожить». Вот их лозунг, их девиз жизни. Чацкий же, и ему подобные, видят цель жизни в переустройстве общества, когда рабов по духу» сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса России. Чацкий о «минувшем веке» говорит: «Прямой был век покорности и страха». Чацкий противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Источник: http://velib.com/sochinenie/rol_vnescenicheskikh_personazhejj_v_komedii_as_griboedova_gore_ot_uma_1/

Ссылка на основную публикацию