Образ степана астахова в романе м. шолохова «тихий дон»

Образ Степана Астахова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» | Литерагуру

(437 слов) Степан Астахов – это второстепенный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». Судьба была немилостива к нему, но все же этот герой проявил незаурядное упорство и мужество на фронте, а также сильную любовь к Аксинье. В его образе слились главные черты трудового казачества – страстного, необузданного и вольного народа.

Степан по-своему красив, его отличают красивые и правильные черты лица, русые волосы, светлые глаза. «Высокий, крутошеий и статный» — так описал его автор.

Себе в жены он выбрал столь же миловидную Аксинью, но этот брак оказался неудачным: девушку изнасиловал родной отец, и она досталась жениху «порченной». Этого удалой и резкий казак простить не мог: бил и ругал молодую жену, пил и вел себя грубо.

Даже хозяйство забросил, переложив все заботы на плечи супруги. Здесь проявились отрицательные черты героя: гневливость, мстительность, жестокость. Надо сказать, что и нравы казачества не отличались благонравием: мужчины пили, били жен и с семьей обращались грубо.

Обратите внимание

В этом смысле Степан был продуктом своей среды. Всеми силами он доказывал Аксинье, что именно он – главный, и на ней вымещал досаду за обман ее родни. Однако в ленивом и холодном его обращении скрывались чувства, которые дали о себе знать позднее.

Узнав про измену, Степан возобновил избиение жены, и она сбежала. В этом он винил Григория и с радостью пошел на фронт, лишь бы поквитаться с ним за обиду. Все это время он пил, пытаясь забыть Аксинью, но горечь все равно подступала к горлу. Даже когда на передовой Мелехов спас его, он не смог простить ему роман с женой.

Но окончательно чувства Степана раскрываются тогда, когда он приехал из плена. Разочаровавшись в товарищах, которые его бросили, в войне, которая его подвела, в заграничной жизни, где жил он на содержании у богатой немки, он понял, что единственное, что у него осталось – любовь к Аксинье.

Униженно и жалко гордый казак просит ее вернуться и «позабыть старые обиды». Что-то надломилось в смельчаке и задире: он как-то сник, глаза потухли, и, наконец, к нему пришло осознание, что в своей неудачной семейной жизни он виноват сам. Теперь Степан решил наверстать упущенное.

Когда казаки пришли мобилизовать его, он согласился воевать только под угрозой расстрела.

Перелом в характере бравого казака определил его дальнейшую судьбу: он не смог добиться успехов в ратном деле, шел с неохотой и ленцой. Его болезненная страсть к жене не утихала, и он до последнего тянулся к ней и мирной жизни вдали от потрясений и волнений. Крутой и норовистый его характер уступил «буревому времени».

Таким образом, на примере Степана Астахова автор показал, как рядовой казак воспринимал события, описанные в романе. Недуг, поразивший Степана, стал уделом всех казаков: им надоела война, они стали равнодушными к власти, обществу, стране, все их прежние чувства выгорели на огне войн и потрясений.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-stepana-astahova-v-romane-m-sholohova-tihij-don/

Характеристика и образ Степана Астахова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Степан Астахов — один из наиболее ярких второстепенных персонажей романа Михаила Шолохова под названием «Тихий Дон».

На момент начала повествования, мужчине приблизительно 25 лет, так как он только закончил военную службу, а длилась она в то время 4 года и казаки отправлялись в армию в 21. После возвращения домой, Степан женится на девушке Аксинье.

В их первую брачную ночь выясняется, что она уже потеряла невинность, так как ранее над ней надругался её собственный отец. Астахов любит жену, но не может ей этого простить, хотя Аксинья ни в чём не виновата. Он позволяет себе кричать на супругу и даже поднимать на неё руку.

Важно

Сложившаяся ситуация задела мужское самолюбие Степана, поэтому во всех семейных неурядицах и постоянных ссорах он обвиняет Аксинью.

Внешне Степан выглядит следующим образом: высокий рост, смуглая кожа, крепкое телосложение, широкие плечи. У мужчины светлые глаза, русые волосы и густая щетина.

Через полтора года совместной жизни у Степана и Аксиньи родился ребёнок, но он заболел и умер, не прожив и года. После этого отношения в семье разладились ещё больше. Аксинья изменает супругу с Григорием Мелеховым, а вскоре и вовсе уходит от Астахова. Степан же отправляется на войну.

Во время военных действий, Астахов получает боевое ранение и все жители его родного хутора считают мужчину погибшим. Также, он имел возможность отомстить любовнику Аксиньи Григорию Мелехову, который разрушил его семью, но, вместо этого, спасает ему жизнь.

Астахов становится пленным и вынужден работать в немецком лагере. Позже Степан знакомится с состоятельной женщиной, которая потеряла мужа на войне и некоторое время живёт у неё в доме. Сначала он скучал по Родине, но позже привык, ведь в Германии его жизнь была намного лучше.

Но, в конце-концов, Степан всё равно возвращается домой, на свой хутор.

За время, проведённое в Германии, изменились его внешность и характер. Степан постарел, но стал более спокойным и уравновешенным. Он снова начинает жить с Аксиньей, но вскоре девушка вновь от него уходи и трагически погибает. Астахов переносит тяжёлое заболевание тифом, мужчина с трудом выживает. Степан уезжает в Крым, события его дальнейшей жизни автор в произведении не освещает.

Степан является достаточно противоречивым персонажем: он любит Аксинью, но при этом, жестоко избивает её. Мужчина не сделал супругу счастливой, но и свою жизнь так же не смог устроить.

Сочинение про Степана Астахова

Степан Астахов является одним из главных героев романа М.Шолохова «Тихий Дон».

Основной коллизией, связанной с этим персонажем, является любовная коллизия: именно его жену «сманул» его сосед по хутору Татарскому донской станицы Вешенская Григорий Мелехов.

Через взаимоотношения с семьей Мелеховых и Аксиньей Шолохов показывает характер Астахова и изменения, которые с ним происходят под влиянием разных событий.

Несмотря на то, что Степан Астахов был участником войн, первой мировой и гражданской, был ранен, провел некоторое время в немецком плену, то есть был свидетелем и участником масштабных исторических событий, главным в его жизни стало случившееся с ним в жизни личной – измена и предательство его жены Аксиньи.

Совет

Нельзя сказать, что Степан не был виновен в том, что с ним произошло. Женившись на красавице-казачке, он превратил ее жизнь в ад, только потому, что не мог простить ей того, что над ней еще до свадьбы надругался ее собственный отец.

Изменяя Аксинье, избивая ее смертным боем, Степан, как это ни странно, жену любил, правда, любовью «тяжелой, ненавидящей». Потеряв Аксинью, он потерял смысл жизни.

Именно поэтому он говорит Григорию, что тот «выхолостил» его жизнь «как боровка», обидел его, обещает его «рано аль поздно» убить.

История взаимоотношений этих персонажей не заканчивается уходом Аксиньи, которая не испытывала к мужу никаких чувств, кроме привычки и жалости, к Григорию.

Уже после возвращения Астахова из плена будет еще период, когда Аксинья некоторое время поживет с ним, как с мужем, вновь начав ему изменять с Григорием.

Логического финала отношения Степан и Аксиньи так и не произошло: эта сюжетная линия заканчивается смертью героини во время попытки ее бежать вместе с Григорием на Кубань.

Надо сказать, что жизнь неоднократно давала возможность Степану «цокнуться» с обидчиком, но он так и не убивает его, мстит только всей семьей, встречаясь Дарьей Мелеховой – женой брата Григория.

На протяжении романа меняется внешность Степана: в начале романа читатель видит его типичным донским казаком, высоким и статным, с тяжелыми и крупными руками. Степан, можно сказать, брюнет – темно-русый, почти черный, как описывает его Шолохов.

Обратите внимание

При этом глаза имеет светлые, что делает его внешность привлекательной и необычной: неслучайно и Аксинье он как жених сразу понравился. До плена Степан имеет характер взрывной, даже глаза его описываются как лихие, разбойные.

Пожив два года в Германии с богатой немкой-вдовой, он возвращается в станицу совсем другим человеком. Теперь Степан имеет вид более интеллигентный, ученый, европейский.

Шолохов показывает на примере Астахова, как исторические события и внешние обстоятельства меняют человека, при этом сохраняя то важное для него, что было приобретено в юности.

Так, Астахов не только проносит через годы чувство к Аксинье, которое заставляет его забыть обиды и попытаться начать с ней новую жизнь, но и любовь к родной донской земле.

Так, Степан Астахов не смог жить в Германии, где он жил богато и ни в чем не нуждаясь: его потянуло домой, на Дон.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/harakteristika-i-obraz-stepana-astahova-v-romane-tihij-don

Образ и характеристика Степана Астахова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Образ Степана Астахова – донского казака – является одним из ключевых в произведении  Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Он является соседом главного героя Григория Мелехова и невольным свидетелем всей его жизни.

Его образ примечателен. Кожа была настолько темной и загорелой, что любая белая ткань казалась ослепительно белой. Шолохов неоднократно подчеркивает его русые, завитые усы, как  настоящего казака.  Он был высок и статен. Жена его, Аксинья, подолгу могла наблюдать за спящим мужем, рассматривая его красивое, загорелое лицо.

Важно

Частенько при стычках с Григорием отмечает автор сильные, мужественные руки Степана, которые одним ударом могут повалить на землю.

Жесток был Степан к своей жене, часто избивая ее не щадя и забыв о своей любви к ней, а может и по любви, как сказано в старой поговорке. Жили они плохо, но, тем не менее, тяжелой любовью утешал Астахов свою жизнь. Не был доволен он и рождению ребенка, который, к сожалению, не дожил и до года.

Может быть от такой жизни и влюбляется его молодая жена в соседа Гришку Мелехова. Узнав об этом, Степан в первую очередь избивает жену то ли от любви, то ли от ненависти и боли.

Когда же жена сбегает с Григорием, Степану кажется, что пропал у него смысл жизни, не для чего просыпаться по утрам, не для чего жить. В своих несчастьях винит он только ненавистного врага Мелехова.

Врагом он видит и меньшего Мелехова Петра, с которым не так давно водил крепкую дружбу.

Во время войны получает Степан ранение, в то время, как на родине все считают его погибшим. На самом же деле он не погиб, а попал в плен к немцам. Там он работает, но всё же невыносимо скучает по родным просторам. Спустя два года он, наконец, возвращается в хутор, где никто уже не ожидал его увидеть.

После плена он изменился, стал более благородным и интеллигентным, возмужал и окреп.  В 1920 году во время отступления армии попадает Степан Астахов в Крым, где и остается.

О дальнейшей судьбе героя ничего не известно. Возможно, он даже вернулся в хутор после Гражданской войны.  Образ Степана можно назвать одним из самых несчастных героев во всем произведении. Как бы он не поступал, он искренне любил Аксинью и только поэтому всю оставшуюся жизнь держал на нее обиду за измену и предательство.

← Образ и характеристика Ильиничны Тихий Дон ← Характеристика и образ Натальи в романе Тихий Дон↑ ШолоховОбраз Дуняши в романе Тихий Дон → Характеристика и образ Петро Мелехова в романе Тихий Дон →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/obraz-i-harakteristika-stepana-astahova-v-romane-tihij-don

Будущее главных героев, вытекающее из разговора Григория и Степана Астахова в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Это произведение называют романом-эпопеей, потому что в нем полно и многогранно отразились события того времени, образ жизни людей, причины их поступков.

Через все произведение проходит любовь главного персонажа Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Чувство героев было одновременно и высоким, и трагичным. Через всю свою жизнь, запечатленную на страницах романа, пронесли они, несмотря на все испытания, глубокую и сильную любовь.

Будучи женой Степана Астахова, Аксинья не была счастлива в браке. Поэтому, когда Гришка Мелехов стал проявлять к ней интерес, у Аксиньи зародилось ответное чувство. Влюбленные не скрывали своей связи. Естественно, что Степан обо всем узнал. С этих пор бывшие друзья Степан Астахов и Григорий Мелехов становятся заклятыми врагами.

Эпизод из 19-й главы 2 части романа в очередной раз показывает враждебность между мужчинами. К тому времени Мелехов, уже женатый на Наталье, вновь уходит к Аксинье. Недовольный таким положением вещей, Степан хочет отомстить Григорию. Об этом он открыто заявляет в разговоре с Мелеховым: «Нынче я драться с тобой не буду, не хочу…Но ты, Гришка, помни мое слово: рано аль поздно убью».

Совет

На мой взгляд, его обвинения оправданы. Аксинья, бросив Степана, выставила мужа в глазах хуторян не в лучшем свете. Об этом говорит и сам Астахов: «Обидел ты меня!… Выхолостил мою жизнь, как боровка».

Григорий делает вид, будто не воспринимает угроз Степана всерьез. Но в глубине души он понимает состояние бывшего друга, может быть, даже в какой-то момент жалеет его. Однако не в интересах Мелехова сочувствовать Степану.

Прежде герой видел, как муж относился к Аксинье – избивал ее до полусмерти. О какой любви здесь может идти речь! А он, Григорий, испытывает сильное, глубокое чувство к этой женщине.

Поэтому в итоге Мелехов нисколько не сожалеет о том, что увел Аксинью у Степана.

Астахов же сожалеет о другом. Шолохов отмечает, что во время разговора Степан «вдруг улыбнулся простой ребячьей улыбкой, расщепляя углы глаз на множество тонких морщинок». Оказывается, он вспомнил случай, когда судьба предоставила ему «хорошую возможность убить» Мелехова. В тот раз Астахов пожалел Григория, а «ежели бы вдарил на бегу – надвое пересек бы!».

Астахов сожалеет об упущенной возможности. Но кто мог предугадать ситуацию, в которой окажется позже Аксинья и два друга, влюбленные в нее: один – муж, другой – любимый. Мелехов отшучивается, говоря, что это не последняя их встреча со Степаном, жизнь непременно столкнет их вновь.

Позже мы и сами убедимся в этом. Окажется, что судьба будет испытывать и одного, и другого героя. Степан уедет в Крым и так и не осуществит своего желания убить Григория.

Читайте также:  Маленькая жизнь на красной площади

Не станет счастливым и Мелехов, так как смерть отнимет у него Аксинью, жизнь станет для него бессмысленной…

В анализируемом эпизоде Степан стоит перед Григорием, «широко расставив ноги, перекусывая оскаленными зубами бурьянную былку».

Обратите внимание

Внешний вид Астахова – обвисшие усы, густая щетина давно не бритой бороды, серое от грязи лицо – выдавали его внутреннее состояние.

Григорий, глядя в глаза сопернику, не видит перед собой знакомого человека и бывшего друга. Он смотрит на него, словно «на далекую, задернутую дождевой марью степь».

Степан отпускает стремя, за которое держался рукой в течение всего разговора, но не прощается с Григорием, еще надеясь его встретить. Напоследок Астахов спрашивает об Аксинье.

Мелехов грубо отвечает: «Она об тебе не сохнет, не горюй!», пытаясь задеть Степана. Но слова Григория нисколько не удивили Астахова.

Наоборот, последним вопросом («На самом деле?») он вызывает злость Мелехова, который уезжает, ничего не ответив.

Таким образом, в этом эпизоде показана ярость Степана и неуступчивость Григория. Их разговор не привел ни к каким определенным результатам.

Помимо проблем, связанных с личной жизнью героев, в этом небольшом по объему эпизоде Шолохов делает намек на проблему общественную, связанную с военными событиями.

Говоря о своей обиде, Степан показывает Григорию свои черные руки: «Видишь вон…пашу, а сам не знаю на что. Аль мне одному много надо? Я бы походя и так прозимовал. А только скука меня убивает…».

Важно

Слова эти раскрывают непонимание простым народом, казачеством, своей роли в решении общественных задач, своего места в обществе. В дальнейшем Шолохов покажет пробуждение народных масс, которое произойдет под влиянием коммунистической партии.

Но пока в реплике Степана слышна только растерянность.

В небольшой сцене разговора Астахова и Мелехова автор готовит читателя к будущим важным событиям. Но пока Аксинья и вражда между собой для мужчин важнее, чем все остальное. Пытаясь выяснить отношения, они так и не находят верного решения. На всю жизнь Мелехов и Астахов останутся заклятыми врагами, ненавистными друг другу.

Сочинения по теме:

  • судьба Григория Мелихова, как образ русского народа в 20 веке, по роману «Тихий Дон» М. А. Шолохова сочинение
  • Жизненные принципы главного героя романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова сочинение
  • Глубокий смысл личных раздумий Григория Мелихова в третьем томе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Художественные образы романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/budushhee-glavnyh-geroev-vytekaushhee-iz-razgovora-grigoriya

Герои и образы романа М. Шолохова «Тихий Дон». Образ Дона в романе «Тихий Дон» :

Многие произведения, написанные в ХХ веке, посвящались авторами теме войны. Одни описывали ужасы баталий, другие — героические поступки солдат, а третьи — внутренний душевный мир людей, которые оказались свидетелями всех непростых событий прошлого века.

Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон» раскрывает перед нами целый мир, в котором сложно и запутанно переплелись судьбы героев.

Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру. Присутствует в нем и глубокий подтекст, хоть и не всем удается понять его с первого прочтения.

Образ Дона в романе «Тихий Дон» имеет немаловажное значение, об этом поговорим подробнее.

История романа. Первоначальная идея

Уже в 20-х годах у Михаила Шолохова возникла идея — создать произведение, которое расскажет о простых людях, о том, как у них менялись взгляды на жизнь, как разгорался конфликт между «свояками», как зарождалась Советская власть. В 1925 году автор приступил к написанию романа «Донщина». Это было первоначальное название произведения. Шолохов и не предполагал, что события развернутся так широко, и он создаст целую эпопею.

Идея автора – раскрыть исторические условия жизни простых людей так, чтобы стало понятно, почему они привели к революции. Образ Дона в романе «Тихий Дон» предстал перед читателем как символ мощи народной, казачьей воли, широкой души.

Совет

Перемена замысла послужила тому, что роман стал называться «Тихий Дон». Авторский взгляд подразумевает и то, что в романе раскрывается быт казаков до революции и во время Гражданской войны.

Главной задачей произведения Шолохов ставит показать трагические судьбы людей, которые попали в страшный водоворот событий начала 20 века.

Работа в Вешенской

Новый замысел романа созрел у автора в 1926 году. Шолохов начал сбор материала. Для этого он поселился в станице Вешенской, объезжал ближайшие хутора, разговаривал с местными жителями, участниками революции и войны.

Так накапливался материал, созревал сюжет. Для более тонкого изучения казачества Шолохов тщательно изучал материалы из архивов Ростова и Москвы. Роман публиковался по мере написания частей.

Пресса не смолкала, во всех изданиях публиковались рецензии и отзывы о произведении.

Над своей четвертой книгой Михаил Шолохов работал гораздо медленнее, читатели очень переживали за судьбы героев и писали много писем автору. Был период, когда в среде литераторов возникло мнение, что роман написал не Шолохов, а какой-то убитый офицер. Рукопись якобы была найдена в его сумке.

Автору пришлось доказывать свою правоту перед ростовской комиссией, которая была специально создана, чтобы опровергнуть клевету. Произведение выдержало испытания временем, образ Дона в романе «Тихий Дон», а также другие реальные герои раскрыли всю сущность того времени. Итак, мы разобрались в истории написания эпопеи.

Теперь рассмотрим более подробно образы.

Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон»

Бессмертную эпопею «Тихий Дон» Шолохов назвал в честь могучего, несмолкающего, рокочущего Дона. И это не напрасно. Конечно же, дело не только в географии. Смысл намного важнее и глубже…

События, действительно, происходят на берегах могучей реки, и образ Дона в романе «Тихий Дон» играет немаловажную роль. Протекает река на юге России, местность эту с давних времен облюбовали донские казаки — вольнолюбивые и свободные. Дон и является символом их свободы.

Дед, отец, да и сам Григорий Мелехов, а также другие герои произведения родились и выросли в горячих степях, которые с двух сторон подступают к реке. Две природные мощи — земля и вода — повлияли на формирование характеров этих людей.

Обратите внимание

Неудивительно, что Шолохов использовал слово Дон в названии романа. Так отчего же «тихий»? Ведь описанные в романе события происходили в начале 20 века, которые никак нельзя назвать спокойными.

Миллионы людей стали жертвами революции и войны, реки были багряными от крови.

Скрыт в названии особенный смысл. Жизнь меняется, идет своим чередом, а тихие воды реки вечны и неизменны. Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон» очень важен. Могучая река, которая дала жизнь сухим степям, взрастила свободолюбивых казаков, сама же приняла в свои объятья их тела.

Живой Дон

Дон может быть разным по характеру. То он спокойно катит свои воды под солнцем, а то бушует и разливается, выходя из берегов. Но какие бы события ни происходили в жизни людей, река неизменно устремляет свои воды к морю. Ничто на свете не остановит этот процесс: ни войны, ни злоба людская, никакие революции. Дон в произведении — символ стабильности и надежды.

Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» сопоставляется с могучей рекой. После многолетних скитаний он возвращается. За эти годы казак потерял отца, брата, невестку, любимую женщину. В хуторе от многих домов остались одни пепелища, друзья детства не вернулись с войны. Но Григорий берет сына на руки.

Он есть его зерно, росток, надежда на будущее. Финал романа олицетворяет продолжение жизни. Описание Дона здесь гармонирует полностью с образом вольного казака — сильного духом, прошедшего через многие нелегкие испытания на жизненном пути.

Дон еще скован льдом, но кое-где уже виднеется черная вода, река сбрасывает с себя «цепи» и несется вперед, к морю.

Наталья

Рассматривая женские образы в романе «Тихий Дон», особое внимание хочется уделить Наталье. Две женщины полюбили одного казака — классический треугольник. Наталья — законная супруга. Аксинья — жена соседа, любит Григория страстно, горячо.

Жизнь Натальи изуродована и трагична. Эта женщина глубоко нравственна, будучи невестой, она разглядывала своего нареченного влюбленными глазами. С нетерпением она считала до свадьбы дни. Удивительно, но именно застенчивая Наталья настояла на замужестве, когда родители противились этому.

Но так сложилась жизнь, что брак ее стал несчастливым. Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» раскрывает читателю своенравного казака, который покорен Аксиньей и готов идти с любимой на край света. Он честно признается Наталье, что не любит ее.

Важно

Вся семья Мелеховых встала на сторону невестки. За бескорыстность, простоту, трудолюбие все они полюбили Наталью. Она обо всех заботится, свое же горе переживает в себе. В ее лице Шолохов рисует нам образ трудолюбивой казачки, верной жены и любящей матери.

Безответная любовь

Женские образы в романе «Тихий Дон» можно охарактеризовать как полярные. Если Аксинья — боевая и горячая, то Наталья — скромная и послушная жена. Не познав семейного счастья, она находит утешение в детях.

После рождения Полюшки и Мишатки похорошела и расцвела она необыкновенно. А с какой гордостью показывала Наталья своих детей Григорию. Образ Мелихова в романе «Тихий Дон» меняется в этой сцене. Сердце его в этот момент заливает волна нежности и сострадания к своей жене.

Но и теперь он не испытал к ней любви. Притянул к себе и поцеловал в белый лоб.

В последние дни на смертном одре проявляется величие Натальиной души, ее самозабвенная любовь, мужество и нравственная чистота. Просит она надеть на нее ту самую зеленую юбку, которая нравилась Грише, а Мишатке наказывает поцеловать отца, как тот вернется. Несмотря на все обиды, которые нанес ей при жизни муж, Наталья прощает его и не держит зла.

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Центральным в романе является образ Аксиньи. Женщина красива, сильна и независима, способна на пылкие чувства. Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви.

Жизнь героини очень непроста. О связи с Григорием говорил весь хутор, что стало известно ее мужу. На его вопрос о том, правда ли это, казачка гордо созналась в своем грехе без колебаний. Способность нести ответственность за поступки подтверждает ее сильный дух. Отношения между Аксиньей и Григорием не были легкой интрижкой.

Свою любовь они пронесли через многие испытания на протяжении нескольких лет. Оба были уверены в силе своих чувств, хотя все хуторяне приняли их связь как безнравственную. Именно у Аксиньи возникли мысли порвать с условностями и покинуть хутор. Женщина, не задумываясь, шла за любимым, не задавая лишних вопросов.

Настолько сильной была ее любовь.

Григорий Мелехов

Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» многогранен. Поначалу кажется, что он – главный герой. Но потом читатель видит его примитивный кругозор, понимает, что не видит он дальше «дедовой сабли». Сразу даже не скажешь, отрицательный или положительный это персонаж. Прежде всего Григорий – правдоискатель.

Однако живет он с молодости бездумно, следует устоявшимся традициям. Родители женили его на нелюбимой девушке, как и все, он готовился к службе. Все происходило будто без его участия. Даже страстная любовь к Аксинье не перевернула его жизнь. Все шло по накатанной. В мир этот Григорий пришел не для того, чтобы проливать кровь.

Но суровые времена в его натруженные руки вложили казачью саблю.

Трагедия Григория

Образ Григория в романе «Тихий Дон» можно назвать трагичным. Последним для него испытанием в романе стала гибель любимой Аксиньи. Женщина получила пулю в тот момент, когда вдвоем с Григорием они направлялись в новую, как им казалось, счастливую жизнь. Все в душе его погибло, замерло в один момент.

В конце романа казак остается совсем один. Все дорогие ему люди оставили этот мир. Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» собирательный.

Он объединил в себе те несчастные судьбы, которые в злые годы замирали и возрождались вновь, с новыми силами начинали жизнь.

Единственной ниточкой, связывающей Григория с жизнью, стал его сын Мишатка, родная земля, хутор и, конечно же, Дон-батюшка, сила и мощь которого передавалась казакам из рода в род.

Шолохов не создал в романе образ идеального казака. Но ему удалось описать судьбу целого поколения – сильного духом, вольного казачества.

Источник: https://www.syl.ru/article/305796/geroi-i-obrazyi-romana-m-sholohova-tihiy-don-obraz-dona-v-romane-tihiy-don

Характеристика Аксиньи Астаховой (Тихий Дон)

Казачка Астахова Аксинья — один из главных женских персонажей шолоховского романа о сложной судьбе народа в период смены власти. Образ и характеристика Аксиньи в романе «Тихий Дон» помогают понять, как чувствуют себя женщина, преданная и влюбленная, но, волею судьбы, оказавшаяся женой другого человека.

Внешность Аксиньи

Об Аксинье все говорят, что она красива. Полного описания внешности не найти. Все складывается из деталей, ярких и точных. Внешность бросается людям в глаза, Женщину сложно не начать рассматривать. Возможно, поэтому автор говорит, что красота Аксютки губительна и порочна. Она меняет судьбу, вносит только сложность и проблемы.

Красота женщины такая вызывающая, что ей завидуют соседки. Ее не меняет возраст, беременность.

Что особенно нравится в ее облике:

  • губы: «бесстыдно-жадные, пухловатые», «вишневые», «порочно-жадные»;
  • тело: «бесстыдно-зазывное»;
  • красивая посадка головы;
  • смуглое лицо;
  • густые черные брови;
  • крутая спина;
  • налитые плечи.

Нежной прелести добавляют завитки кудрявых волос, крупные пушистые кольца, спадающие на шею. Глаза казачки поражают. Они полыхают пламенем, мерцают синевой. Блеск черных глаз заливают слезы, но влажные капли не застилают глубины чувств. К Аксютке чувствуется нежность и любовь автора. Казачка даже к седине относится шутливо: выдергивает сединки на висках, любуется своим прекрасным лицом уже на закате жизни.

Характер Аксиньи

Женщина с непростой судьбой горда и вынослива. В жизни Аксютки совсем мало радостных событий. Даже от молодости в памяти почти не осталось счастливых дней. Она началась с изнасилования отцом, затем замужества и жизни с человеком, который бил и не ценил душевных качеств пылкой казачки.

Какие черты развила в себе красавица:

Гордость. Аксинья всегда остается собой, не теряет рассудка, не унижается. Когда любимый человек решает отказаться от нее, она не навязывается, жалко и растеряно улыбается, не показывает отчаяния, не истерит, не кричит.

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения «выстрел» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Честность. Астахова не скрывает от мужа связи с Григорием. Она понимает, что разговор закончится избиением, но не меняет поведения, не врет мужу. Влюбленная, не таясь, говорит, что на ней грех. Степан бьет жену сильно, без разбора. Она кричит и плачет, но не просит пощады и прощения.

Смелость. Казачка умеет дать отпор, постоять за себя. Она не боится разговаривать с мужчинами старше. Встретив отца Григория, смело отвечает ему на оскорбления. Аксинья пытается добиться своего несколько раз, идет на бесчестье, лишь быть рядом с мужчиной, которого любит.

Хозяйственность. Женщина умеет вязать, шить, готовить. Умело работает по хозяйству: косит, белит. Казачка не боится мужской работы: сама кроет крышу соломой, гонит быков.

Трудолюбие. Аксинья встает с зарей, доит коров. Она старается постоянно работать, чтобы не думать, спрятать под заботами чувства и тягостные мысли.

Доброта. Казачка добра к окружающим. Редкие сцены Аксинья не отвечает заботой близким и соседям. Сцена встречи с Натальей – наверно, единственная. Женщина добра к мужу, к матери Григория, к соседским детям.

Многогранность характера

Казачка мечтает о любви, семейном счастье, детях. Она подчиняется традициям, выполняет волю матери. Став женой, терпит побои, унижения, не перечит свекрови. Но никто не догадывается, какая сила таится внутри. Покладистая казачка меняется, преображается, когда приходят настоящие чувства. Страсть растет и расцветает.

Женский образ реален, потому что неоднозначен. Каждый читатель воспринимает характер по-своему. Отношение к Аксинье меняется с возрастом читателя. Молодые девчонки многое не поддерживают в поведении женщины, зрелые начинают сочувствовать, сопереживать. Другое отношение у тех, кто терпит и прощает измену.

Сколько читателей, столько и мнений. Судьба меняет характер Аксиньи. Она становится более чувственной и открытой. Казачка не боится опасностей, презрения, она гоняется за счастьем, надеясь, что оно все-таки будет рядом. Счастье – это дни с любимым, за минуту близости с ним Астахова готова пожертвовать собой.

Преданность просто поражает.

Страстность и преданность любви

Одна из основных сюжетных линий романа – это любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Понять чувства сложно. Их могут понять только пережившие настоящую любовь. Чаще их связь критикуют. Замужняя женщина поддается любви так безудержно, будто теряет голову. Но осуждать всегда легче, чем понять.

Аксинья полюбила мужчину за нежный взгляд, приятные заигрывания и необыкновенные новые чувства по отношению к ней. Связь молодых людей открыта всем хуторянам. Аксинья полюбила Григория на всю жизнь. Она готова идти за ним на край света. Судьба женщины такая сложная, что даже часть ее могла бы прожить редкая казачка.

Аксинья живет душой, она несколько раз теряет любимого и вновь обретает. Смутные времена схожи с мятежностью в душе женщины. Как казаки переходят от белых к красным, меняют банды и атаманов, так и женщина мечется между мужчинами.

Степан. Астахов осознал, что любит жену, когда потерял.

Он сумел простить ей измену, но ведет себя по отношению к ней, как хозяин. Истинные чувства скрыты так глубоко, что их сложно рассмотреть.

Евгений. Богатый барчук воспользовался слабостью женщины. Повергнутая в горе после смерти дочери женщина не смогла дать отпор хозяину, оказалась в руках умелого ловеласа. Но здесь в отношениях нет чувств, только голый расчет и пользование своей властью над красивой казачкой.

Григорий. Страстная пылкая натура Аксиньи покорила сильного мужчину. Даже отказавшись от своей любимой, женившись на другой, он не сумел забыть ее, полюбить Наталью. Любовь преследует казака всю жизнь.

Аксинья умирает на руках у любимого человека. Григорий теряет смысл своего существования. Он скитается бесцельно, теряет себя и возвращается на хутор к сыну, к маленькому человечку, связывающему его с живущими в сложном мире.

Любовь – сложное чувство. Редкой женщине оно дарит только счастье. Аксинья – не исключение. Для нее любовь к Григорию – это благо, радость, тепло. Счастливые моменты перемешиваются с горестными.

Любовь становится проклятием, приводит к гибели.

Другие материалы по роману «Тихий Дон»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1251-harakteristika-aksini-astahovoy-tihiy-don.html

Шолохов М.А. «Тихий Дон» Образ Аксиньи. Видео

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Совет

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи.

С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы.

Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем». Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини.

Обратите внимание

Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения.

Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна.

Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её.

Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью.

Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины.

Случайная пуля обрывает её жизнь.

Аксинья в «Тихом Доне» — персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его.

Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей.

Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Цитатная  характеристика Аксиньи Астаховой в романе «Тихий Дон»

Важно

Возраст Аксиньи в начале романа – около 20 лет (или чуть больше): «…Аксинью выдали за Степана семнадцати лет…» (в начале романа Аксинья состоит в браке со Степаном, как минимум, уже 2,5 года) Аксинья — донская казачка, жена казака Степана Астахова: «…Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать…»

Аксинья Астахова живет на хуторе Татарском на берегу Дона: «…С Татарского, — переждав время, отозвался Степан…»

Аксинья Астахова — соседка семьи Мелеховых: «…жили Астаховы от хутора крайние к Прокофию…» «…Но-но, соседка, не ругайся…»

Внешность Аксиньи Астаховой Аксинья — красивая женщина: «…Аксинья — красивая баба, — говорил сотник…» Аксинья — полная женщина: «…Она подурнела за лето, но статной фигуры ее почти не портила беременность: общая полнота скрадывала округлившийся живот, а исхудавшее лицо по-новому красили тепло похорошевшие глаза…» «…

Она заметно потолстела после родов, обрела новую, уверенно-счастливую осанку…» «…крутую спину и налитые плечи…»  «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка*, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи…

» (*шлычка — традиционный казачий женский головной убор) «…Григорий видел бурые круги слинявшей под мышками от пота рубахи…» «…заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые…» «…Принаряженная в зеленую шерстяную юбку Аксинья подвела ему коня…» «…на белой Аксиньиной кофточке…» «…

Аксинья, в рваной подпоясанной веревкой кофтенке и в синей исподней юбке, выглядела меньше ростом, худее. Она, пересмеиваясь с Дарьей, сняла с головы платок, потуже закрутила в узел волосы…» (Аксинья в рабочей одежде для рыбалки) «…Лицо ее медово-бледно, но красные, чуть вывернутые губы уже смеются…» «…От мокрых Аксиньиных волос тек нежный, волнующий запах…

» поправляя сбитый на затылок платок…» «…глянул через плетень: Аксинья, нарядная, помолодевшая, покачиваясь в бедрах, шла в курень…» (внешность Аксиньи, когда она влюбляется в Григория) «…Аксинья кутает желтым полушалком лицо…» «…Аксинья злобно рванула ворот кофты. На вывалившихся розоватых, девически крепких грудях вишнево-синие частые подтеки…» «…

бледнея, несла мимо красивое, стосковавшееся по нем тело, бесстыдно-зазывно…» «…Вспомнил Аксиньину точеную шею с курчавыми пушистыми завитками волос…» «…Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами. Зеленая юбка ее зыбилась перед закрытыми глазами Григория…» «…стояла Аксинья. Левой рукой придерживая полу донской шубы, она глядела на дорогу…» «…

сжимая пальцами узкую ее кисть, спросил…» «…Из-под пухового платка выбились пряди волос, щекотали щеки…» «…ветер трепал, кружил на плечах ее концы красного шалевого платка…»

Глаза Аксиньи:  «…жгла его полымем черных глаз…» «…в уголке черного ее глаза внезапно нависла слезинка…» «…мерцающая синевою чернь Аксиньиных глаз…» «…переводила влажные черные глаза на Григория…» «…влажный, горячий блеск черных, из-под пухового платка Аксиньиных глаз…»

У Аксиньи высокий грудной голос: «…Степан завел служивскую. Аксинья грудным полным голосом дишканила*…» «…Голосистая жена Степану попала…» (*дишканить — петь высоким голосом)

Аксинья — физически крепкая, выносливая женщина: «…Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору…» «…подхватила на плечи мешок с уловом, почти рысью пошла по косе…»

Личность и характер Аксиньи Астаховой

Аксинья — женщина с непростой судьбой: «…За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!..» «…Убей! Убей, ради Христа… Отмучаюсь… Не житье…»

Совет

Аксинья — гордая женщина: «…Я не навязываться пришла… Не боись!..» «…В эту минуту она сама верила, что не затем пришла, чтобы навязываться Григорию…» «…Аксинья замкнулась в себе, не напрашивалась на ласку…»

Аксинья — женщина с характером. Она умеет дать отпор, когда ее оскорбляют: «…Ты что мне, свекор? А? Свекор?.. Ты что меня учишь! Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!.. Вот на! Выкуси!..»

Аксинья — честная, открытая женщина. Она не скрывает от мужа, что любит другого: «…Бей! Не таюсь, — грех на мне. Бей, Степан!..»

Аксинья — решительная женщина: «…В мыслях шла баба на новое бесчестье, на прежний позор: решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой…» «…Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше…»

Аксинья — страстная, горячая натура: «…Григорий, вспоминая исступленную в любви Аксинью, вздыхал…» «…Я горячая, погрею. — Распахнула опушенные полы донской шубы, обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба…»

Аксинья — трудолюбивая женщина: «…На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась…» «…днем топила Аксинья думки в заботах, в суете по хозяйству…» «…Аксинья отстряпалась рано, загребла жар, закутала трубу и, перемыв посуду, выглянула в оконце…»

Аксинья — хозяйственная и чистоплотная женщина: «…Чисто выметенный земляной пол присыпан красноватым песком, в переднем углу на лавке вынутые из печи пироги…» «…Аксинья чисто выбелила замшевшую в грязи комнату, отмыла наличники окон, выскребла битым кирпичом полы. Бабьим уютом пахнуло в пустой веселой комнатке…»

Читайте также:  Когда побеждённый достоин уважения?

Аксинья — усердная, старательная работница (у пана Листницкого): «…Она ретиво взялась за службу, всем стараясь угодить, не исключая и Лукерьи…»

Обратите внимание

Аксинья — ласковая женщина: «…Гриша, колосочек мой…» «…Гриша, дружечка моя… родимый… давай уйдем. Милый мой!..» Аксинья умеет вязать и кроить одежду: «…Аксинья терялась в его присутствии, дрожали в пальцах спицы, набиравшие петли чулка…» «…Да Машка Кошевых А, это она по своему делу… юбку просила скроить…»

Аксинья в романе также называют Аксюшей, Аксюткой, Ксюшей: «…Держись, Аксюша, при мне, вместе будем в тюрьме, — хрипло хохочет Малашка…» «…Мы Аксютку Астахову покличем…» «…Чего кричишь? Обидел? Ксюша! Ну, погоди…» 

Ссылка на видеоролики https://www.youtube.com/watch?v=RBLu2CjtESo

                                      https://www.youtube.com/watch?v=UUTW9rKHl6w

                                      https://www.youtube.com/watch?v=zbFYA6edwFQ

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_obraz_aksini/85-1-0-914

Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Категория: Сочинения по роману «Тихий Дон» Шолохов М.А.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым.

К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к столь печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт.

Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья — женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна.

Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…» Она человек глубоко верующий, богобоязненный.

И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу.

Аксинья же с самого начала «решила отнять Гришку у Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью», владеть им, как раньше, до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет. Из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом.

«Ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый наше-пот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой». Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами.

Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.

Важно

Наталья же задолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью: Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, «мудрая и мужественная старуха», делать ей это категорически запрещает: «Смолоду и я так думала, — со вздохом сказала Ильинична.

– Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом — сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь.

И не думай об этом, не велю!» Тут «все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

В исступлении Наталья осыпает самыми страшными проклятиями неверного мужа: «Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..» И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Панте-лея Прокофьевича отговорить от неразумного поступка «взбесившуюся с горя сноху», но не успела.

Наталья именно «с горя взбесилась». Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочери. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи.

Аксинья нянчит мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи — активное участие в вешенском восстании.

Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: «Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…» Тем не менее, Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности. «Как бы ты думал?..

Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..» Она, разумеется, не подозревает, что быть ей вместе с Григорием суждено очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий воспринимает как трагедию смерть обеих женщин.

Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий «из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…» Понимая, что он виноват в смерти жены, Григорий представил себе, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах. Как замечает автор, Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты и, уж наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем… Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье. Ведь это она «выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть». Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как «кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…» Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает, что «расстаются они ненадолго…»

Совет

В «Тихом Доне» вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна.

Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой. Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии «Тихого Дона».

Не может быть счастлив человек в такие годины, когда страдает весь его народ.



Если бы я вдруг, по мановению волшеб­ной палочки, стал бы самым сильным чело­веком на планете, я бы сделал много добрых дел: стал бы чемпионом мира по тяжёлой ат­летике, устроился бы на работу в МЧС или в милицию, чтобы бороться при помощи своей силы со злом и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Пожалуй, в не меньшей степени, чем Грэй, Ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. В душе Грэя уживались два человека. И в душе Ассоль жили две Ассоль, «перемешанных в замечательной прекрасной неправильности».

Одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. Другая, та, которую Грин называл живым стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов», сама была воплощением поэзии.

Трепеща и волнуясь, жила Ассоль в ожидании чуда. И в

В последнее время многие говорят об охране природы. Мы так загрязнили моря и речки, леса и степи, что стало страшно за будущие поколения. Что оставим мы в наследство потомкам? В школах ввели предмет экология.

На этих уроках мы говорим об окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить — очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и сохранять тот мир, в котором живут.

Если мы отравим землю и воду, то будем дышать от

В походеКаждое путешествие — прикосновение к чему-то значительному и прекрасному. Так говорил ещё писатель Константин Паустовский. Начинать приобщаться к путешествиям лучше всего через походы. Мои родители уже давно ходят в походы выходного дня. Я тоже часто ходил с ними. Особенно мне запомнился звёздный поход, который мы совершили этим летом по Ленинградской области.

Обратите внимание

К нам пришла осеньНаступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч.

Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Ещё слышитс

Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану.

Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к «единому привципу» композицию I тома.

Действительно, трудно доказать, что Ноздрев, например, «хуже» Манилова или Собакевич «вреднее» Коробочки. Возможно, Гоголь р

Пожалуй, каждый из нас, задумавшись над этим вопросом. А действительно, для чего мы живем? По моему мнению однозначного ответа дать нельзя.

Возможно чтобы чего-то достичь в жизни, но это что-то у каждого человека другое! Скорее всего каждый должен сам найти свою цель и идти к ней! Для кого-то смысл жизни заключается в будущем его детей, для другого – в благосостоянии его родителей, некоторые считают главным в жизни свой собственный сегодняшний день.

Важно

Н. Г. ПомяловскийМолотовВ одном из петербургских доходных домов на Екатерининском канале живет семья чиновника Игната Васильича Дорогова. У него шестеро детей, старшая из них — Надя, ей двадцать лет.

Мать семейства, Анна Андреевна, — образцовая хозяйка. В доме царят уют и спокойствие.Дед и бабка Анны Андреевны были бедными питерскими мещанами.

На их дочери, Мавре Матвеевне, которая была умна, хороша собой и трудолюбива, женился мелкий чиновник Чижиков. Хозяйственность и энергия Мавры Матвеевны п

С детства Антуан мечтал стать лётчиком. Но карьера военного пилота не прельщала его. Он не хотел убивать людей и ненавидел войны. Поэтому Экзюпери поступил в гражданское училище.Окончив училище, Антуан стал водить почтовые самолёты.

Его задачей было доставлять письма в Южную Америку и обратно. Экзюпери был горд и счастлив, когда удавалось, не смотря на туман и грозу, привести самолёт вовремя.

Счастлив, что победил в единоборстве со стихией, сумел вовремя доставить письма, эти драгоценные весточк

Я не буду утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, что он нравится мне больше всех.

Но сейчас именно он интересен мне и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступившийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создать его.

Совет

    Конечно, я, как и другие, сначала услышал Высоцкого, его громкий хриплый голос. Ведь его слушали везде и все: пожилые люди, молодежь в рабочих и студенчес

Сейчас смотрят:{module Шолохов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-sholokhova-m-a/sochineniya-po-romanu-tikhij-don/15789-kharakteristika-obraza-aksini-astakhovoj-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don.html

Ссылка на основную публикацию