Анализ повести первая любовь тургенева – Лучшие Сочинения
Автобиографические работы — особенные произведения, ведь они дают возможность прикоснуться к личной жизни писателя и его семьи. Такой работой является повесть Тургенева Первая любовь, анализ которой нам предстоит выполнить.
Свою работу Первая любовь Тургенев написал в возрасте сорока двух лет, где с высоты прожитых десятилетий, писатель мог оглянуться в прошлое и передать все на листе бумаги.
Благодаря произведению Первая любовь и ее анализу, мы понимаем, насколько может быть разным это первое чувство. А главное, мы наблюдаем, как это чувство меняет людей, которые впервые сталкиваются с первой любовью.
На примере главного героя Володи и его сильных чувств, мы следим за бурными их проявлениями и тем, как мысли становятся неподвластны герою. Впервые увидев прекрасную девушку Зину, уже невозможно было думать о подготовке к поступлению в университет и экзаменах.
Играет молодая кровь, разбужена фантазия.
Читая главы, мы видим, как меняется настроение героев, как меняются их переживания. Вот Володя счастлив, а вот нарастает некая тревога, да не просто так. Чувствует парень, что у Зинаиды имеется другая жизнь и она кого-то любит. И вдруг, ее избранником оказывается отец Володи.
К Петру Васильевичу у девушки глубокое чувство любви, не похожее на романтическое чувство Володи. Эта любовь серьезнее и пронзительнее.
В конце концов к Володе приходит осознание того, что именно чувства Зины и ее отца — это и есть проявление настоящей любви, которая, как оказалась, бывает разной.
Концовка произведения совсем не радостная. Володин отец умер от удара, а Зина замужем за другим человеком, и спустя четыре года после свадьбы, она умирает при родах. Володя же стал студентом, хотел было встретиться с Зиной, но закрутился, а когда явился по адресу, Зина уже скончалась.
Сюжет повести строится по принципу воспоминания, где герой рассказывает своим друзьям о своей первой любви. Многие биографы, которые исследовали биографию Тургенева, утверждают, что все выше рассказанное было в жизни писателя и его семьи. Герои произведения являются прототипом писателя, его матери и отца. А Зинаида была прототипом первой и неразделенной любви писателя Екатерины Шаховской.
План
1. Рассказы гостей о первой любви 2. Володя готовится к поступлению 3. Соседи Засекины на даче Володиных родителей 4. Встреча с Зиной и знакомство с семьей Засекиных 5. Володя на званом вечере у Засекиных, знакомство с другими кавалерами Зины 6.
Разговор Вовы с отцом 7. Зина влюблена, но в кого? 8. Вова получил ответ на вопрос. Зина влюблена в его отца 8. Родители Владимира ссорятся 10. Переезд в город, Вова видит последнюю встречу влюбленного отца и Зины 11. Смерть отца 12. Вова студент.
Известие о свадьбе Зинаиды
13. Владимир желает встретиться с Зиной. Смерть Зины
Источник:<\p>
Авторская позиция в повести «Первая любовь» Тургенева на Сёзнайке.ру
Создавая произведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту или иную идею, привязывается к своему труду и сочувствует героям — в его сознании они живут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.
Раскрывая смысл произведения, автор готовит героям судьбы, которых они заслуживают. Так рождается отношение автора к героям — авторская позиция в произведении. Каковы же основные способы ее выражения? Это портрет, пейзаж, взаимные характеристики героев — словом, все детали, влияющие и на наше отношение к главной идее произведения.
Рассмотрим конкретные примеры из повести Тургенева. Само название «Первая любовь» говорит о трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно предположить, что Тургенев, вспоминая об этом увлечении, не жалеет о нем и думает о чувстве с нежностью.
Здесь надо сделать оговорку: Тургенев как сторонний наблюдатель описывает разговор между «не старыми, но и не молодыми холостяками» — Сергеем Николаевичем и Владимиром Петровичем. Далее рассказ о первой любви ведется от лица Владимира Петровича.
Хозяин дома, где встречаются холостяки, и Сергей Николаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего внимания и почти ничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько исключительной история Владимира Петровича кажется Тургеневу.
О позиции автора в произведении можно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот Зинаида, какой ее увидел Владимир в первый раз:
«В нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое и милое, что я… кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу…»
Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его «эти пальчики хлопнули по лбу».
Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и «что в душе, то и на лице».
Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика?
Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. «Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело… боже мой, как тяжело!»
Мать Владимира не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой и гризеткой, а ее мать — «une femme capable de tout», женщиной, способной на что угодно.
Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится за сына, который влюбился в бедную девушку со множеством поклонников, она не хочет, чтоб мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке и своего мужа.
Тургенев жалеет матушку Владимира: она не нужна своему мужу, который женился на ней по расчету, будучи младше ее на десять лет; она ни разу не называет его по имени — этим подчеркивается ее ненужность грубому мужу. Автор понимает ее чувства.
На всю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания; он будто сам все переживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зине! В его отношении к Владимиру — а это проявляется в описании черт, поступков — нет иронии. И хотя Владимир Петрович сам излагает события, он не высмеивает свои ошибки, не осуждает кого-либо.
Если образ Зины написан с благоговением, то Владимиру автор симпатизирует. Портрет его не приводится, так как повествование ведется от первого лица. Мы можем судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишь месяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает, как реагировать на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок отца.
Владимир искренне любит Зину, он исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены, участвует в нелепых играх. В своем отношении к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание — на его голову свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрослый.
Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полным отсутствием у него эгоизма — юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет, чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.
Благодаря своеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев автором, читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика.
Итак, чистый образ этого молодого человека написан с сочувствием и симпатией.
Каково же отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно, что Владимир, а значит, и Тургенев сдержанно осуждают его.
Вот что говорит рассказчик о своем отце: «Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней (матери) по расчету; она была старше его десятью годами.
Матушка моя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала — но не в присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно…»
Эти строки и объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой, бесчестность Петра Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им — но автор не говорит об этом напрямую; он лишь рассказывает о поведении этого персонажа, не комментируя его поступков.
Трудно не заметить, что Тургенев ждет от читателя оценки интриги повести, близкой к главному герою, мальчику, — значит, мы не найдем в произведении открытого осуждения отца сыном.
Одновременно с любовью Владимира к Зинаиде девушкой увлекается и Петр Васильевич. Однако его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдает Владимир, Зинаида мечется между отцом и сыном — а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.
Владимир до последней минуты не верит в то, что отец обманывает его и мать, хотя все вокруг и говорят об этом. Однажды Володя видит отца в ночном саду, идущего к княжне, но оправдывает его в своих глазах. Для мальчика он неоспоримый идеал.
В конце повести Петр Васильевич берет с собой сына на конную прогулку и заезжает к княжне, думая, что Володя не видит его. Вот когда рушатся надежды юноши.
Может быть, прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая и властолюбивая женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любит отца Владимира.
Петр Васильевич и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зине. Его жестокость подчеркивается и тем, что он способен причинять не только нравственные страдания, но и физическую боль близким: «отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке.
Я едва удержался, чтоб не вскрикнуть, а Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Этот эпизод происходит во время конной прогулки Владимира и его отца. Чтобы убедить юношу в жестокости отца, автор дал ему возможность оказаться рядом именно в эту минуту.
Читая любое талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, без труда видим его позицию.
Причем автору достаточно описать несколько черт героя, а не говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет, как автор относится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение.
Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному, неоперенному Владимиру; к Зинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к Петру Васильевичу, сухому и жестокому разрушителю.
Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том, что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобы продемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича.
Вместе с тем этот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд — трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрение Тургенева к расчетливости, холодности, эгоизму.
Воистину, несмотря на миновавшее столетие с момента написания повести, несмотря на значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция автора «Первой любви» остается понятной и близкой современному читателю.
Может быть, оттого, что первая любовь — понятие, существующее вне времени, талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.
Источник:<\p>
Анализ повести Тургенева “Первая любовь”
Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических произведений русской классической литературы. Написана она была в 1860 году, когда писателю исполнилось 42 года и он осмысливал свое прошлое с высоты прожитых лет.
Произведение состоит из 20 глав, в которых от первого лица идет последовательное изложение воспоминаний главного героя о его юности. Начинается же повесть с пролога – предыстории воспоминаний.
Все тот же главный герой – Владимир Петрович, будучи уже в возрасте, находится в компании, где все рассказывают друг другу о своей первой любви.
Он отказывается от устного изложения своей необычной истории и обещает приятелям, что напишет ее и прочитает при следующей встрече. Что и выполняет. Далее идет сам рассказ.
Интересно,что автор в финале истории не показывает реакцию на нее слушателей, предоставляя возможность читателям самим представить ее, основываясь на собственных впечатлениях.
Несмотря на то, что герои, как и в других произведениях Тургенева, имеют вымышленные имена, современники писателя сразу же узнали в них реальных людей: самого Ивана Сергеевича, его мать, отца и объект его первой страстной и неразделенной любви. В повести это княжна Зинаида Александровна Засекина, в жизни – Екатерина Львовна Шаховская.
Отец Ивана Сергеевича Тургенева женился не по любви, что впоследствии сказалось на его семейной жизни с супругой. Она была намного старше его, крепко стояла на ногах, самостоятельно занимаясь хозяйством в усадьбе. Муж жил, как хотел, и мало касался каких-либо семейных вопросов. Был хорош собой, обаятелен и популярен в глазах дам.
Источник: https://school-10.ru/kartiny/analiz-povesti-pervaya-lyubov-turgeneva.html
Герои повести Тургенева “Первая любовь”: характеристика героев
Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания.
Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать.
Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.
Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви.
Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели.
Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.
Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды.
Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию.
В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника.
Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).<\p>
Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства.
На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей).
Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта.
3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников).
Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.
3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни.
Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает.
Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.
<\p>
Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни.
Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.
Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя.
Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни».
Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле.
Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…».
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/geroi_povesti_turgeneva_pervaja_ljubov_kharakteristika_geroev/41-1-0-1568
Презентация – И.С. Тургенев «Первая любовь»
Слайды и текст этой презентации
“«Первая любовь» – это пережито” Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…
И.С.ТургеневАвтобиографическая основаВарвара Петровна Лутовинова. Мать писателя.Сергей Николаевич Тургенев. Отец писателя.
Прототип Зинаиды Засекиной – княгиня Шаховская, поэтесса Что голос осуждений света? Глагол ничтожной суеты!
Я не хочу его привета И презираю клеветы! Главные герои и прототипыВладимир Петрович (Вольдемар) — прототипом является сам автор.
Зинаида Александровна — прототипом является княжна Екатерина Львовна Шаховская, поэтесса, первая любовь писателя и любовница его отца. В сентябре 1835 года, через год после смерти Сергея Николаевича Тургенева, Шаховская вышла замуж за Льва Харитоновича Владимирова.
22 июня 1836 года родила мальчика и через шесть дней скончалась.
Петр Васильевич — прототипом является отец писателя Сергей Николаевич Тургенев. Сергей Николаевич, женился по расчету на женщине, которая была гораздо старше его (мать писателя Варвара Петровна Лутовинова).
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
“Первую любовь” Тургенев опубликовал в 1860 году, через десять лет после смерти матери. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, “лишенную всякого нравственного чувства”. В творчестве Тургенева высокие чувства, пережитые в юности, отразились в повести «Первая любовь». Это лучшее его произведение.
Повесть делится на главы. Это определяется авторским замыслом – рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с детства. Каждая глава имеет свой микросюжет.Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.
Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя. Ему исполнилось шестнадцать лет.
В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Юноша знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в дворянской среде брак без любви.
«Мой отец, – рассказывает Володя о жизненной драме матери, – человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами .
Образ ВольдемараВ нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”.
Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.
Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.
Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью. Образ ЗинаидыЛюбовь поклонников ее забавляет.
К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.12 главаВ 12 главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил чувство лучше которого у него не было в жизни.
Кроме того, в этой главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения:”только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое”. Его герой уже взрослый человек, переживший многое в свои годы , но именно то, пережитое тогда, в 16 лет чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится.
Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.
В повести Тургенев рассказывает, как возникало и развивалось чувство героя, проникновенно передает самую диалектику любви, мгновенные переходы от безысходного горя к опьяняющей радости.
Но повесть, обращенная в прошлое, была освещена светом настоящего.
С одинаковой силой он передает и бурные чувства Володи, и сложную гамму переживаний Зинаиды, ее постепенное превращение из резвой кокетливой шалуньи в сильную духом любящую женщину, и безысходное обреченное чувство отца Володи.
Источник: https://lusana.ru/presentation/18420
Первая любовь Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель, чье творчество интересно читателем многих стран и поколений. Слава пришла к этому величайшему писателю не только благодаря романам и повестям. Большую роль сыграли многочисленные рассказы, пьесы, стихи в прозе. Это был очень разносторонний писатель.Автор не гнался за количеством.
Известно, что свои произведения он писал не спеша, долго вынашивая замысел. Несмотря на это его произведения с регулярностью появлялись на страницах журналов и отдельными книгами. Известную повесть «Первая любовь» Тургенев написал, когда ему уже исполнилось 42 года. В своем произведении он попытался осмыслить прожитые годы, понять свое прошлое.
Поэтому весь литературный сюжет пропитан автобиографичностью.
История создания и замысла повести «Первая любовь»
Тургеневская повесть с красивым и необычным названием – «Первая любовь» писалась автором в то время, когда он находился в городе на Неве. Известно, что основой для авторского сюжета послужили те события, которые некогда произошли с самим писателем.
И вот, находясь в Санкт-Петербурге с января по март 1860 года, он берется за свое новое произведение, замысел которого уже давно родился в его голове.
По сюжету автор повествует о душевных переживаниях, которые вызвали в главном герое новые чувства.
Небольшая детская влюбленность на страницах тургеневской повести превращается во взрослую любовь, наполненную трагизма и жертвенности.
Известно, что практически у каждого героя этого произведения были прототипы, так как написана эта повесть на основе личного авторского эмоционального опыта и тех событий, которые когда-то произошли в его семье.
Как впоследствии признавался сам писатель, он пытался изобразить все события такими, как они есть, ничего не скрывая и не приукрашивая.
«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски».
<\p>
Автор полагал, что ничего дурного в том, что он рассказал правду, нет, скрывать ему нечего, а кто-то его сюжет возьмет за образец и это поможет избежать многих ошибок и трагедий.
Эта тургеневская повесть впервые была напечатана в России, год ее издания- 1860.
Содержание тургеневской повести
Сюжет тургеневской повести «Первая любовь» построен так, словно это воспоминания. Рассказ ведется от лица пожилого человека, который вспоминает свою первую любовь. Основным персонажем своей повести автор взял молодого человека Владимира, которому едва исполнилось 16 лет.
По сюжету главный герой вместе со своей семьей едет отдохнуть в родовое имение, которое находится за чертой города. В этом деревенском спокойствие и умиротворении он встречает молодую и прекрасную девушку. Зинаиде на тот момент уже исполнилось 21 год. Но Владимира нисколько не смущает разница в возрасте.
Так в тургеневской повести появляется главный женский персонаж – Зинаида Александровна Засекина. Конечно же, она молода и прекрасна, поэтому трудно удержаться и не влюбиться. Да, Владимир полюбил Зину, но оказывается, что он не один такой влюбленный. Вокруг симпатичной девушки постоянно находятся соискатели ее расположения.
Но характер у девушки оказывается не самым прилежным. Понимая, что она очень нравится мужчинам, Зина не прочь иногда и жестоко подшутить над ними. Вот и Владимира она совсем не любит, но, видя его страдания, решает его немного разыграть, показывая свой капризный и игривый нрав. Порой Зинаида Александровна высмеивает его при всех, потому что он слишком молод.
Но тургеневский герой все это стойко выносит, так как сильно влюблен. И только через какое-то время Владимир неожиданно узнает, что Зинаида тоже сильно влюблена и этот объект ее любви его отец.
Однажды он становится свидетелем тайной встречи Зинаиды Александровы и Петра Васильевича, отца.
Он из всего увиденного и сказанного понял, что его отец покинул девушку навсегда, потому что вся семья уезжала обратно в город из деревни. А через неделю у отца Владимира случается совсем неожиданно инсульт, и он умирает.
Зинаида очень скоро выходит замуж за какого-то господина Дольского. Через четыре года молодая женщина умирает при родах.
Прототипы героев тургеневской повести «Первая любовь»
Все тургеневские герои в его повести «Первая любовь» имеют вымышленные имена, но по воспоминаниям современников, все они имеют прототипы. Как только вышла повесть, то все узнавали в ней реальных людей: самого писателя, его мать, отца и девушку, в которую автор был влюблен.
Рассмотрим их прообразы более внимательно:♦ Владимир, главный тургеневский герой – это сам автор, Иван Сергеевич Тургенев. ♦ Зинаида Александровна – княжна Екатерина Львовна Шаховская, которая была поэтессой. Известно, что юный автор был сильно в нее влюблен, но вскоре выяснилось, что она любовница его отца. Ее судьба: свадьба и смерть после родов, были в действительности.
♦ Петр Васильевич, отец главного героя – Сергей Николаевич Тургенев, который женился по расчету на женщине. Варвара Петровна Лутовинова была намного старше его, и он совсем ее не любил. Отсюда и его романы с другими женщинами. Известно, что из-за того, что брак отца писателя был не по любви, то романы Сергея Николаевича были частыми.
Его супруга, мать писателя, занималась хозяйством, крепко стояла на ногах. Поэтому супруги жили сами по себе. В повести автор и показывает такую семейную пару, от взаимоотношений которых страдает их сын – совершенно юное создание. В нем легко узнается сам автор.
Вся эта история происходит в тот момент, когда Иван Тургенев живет в деревне, в Подмосковье, чтобы подготовиться к экзаменам для поступления в университет.
Молодой человек страстно влюблен, а девушка заигрывает и шутит с ним. Володя совсем забывает об учебе и думает лишь о Зиночке.
Поэтому так много в тургеневской повести отведено описанию переживаний и чувств молодого человека, которые постоянно меняются и чем-то даже напоминают бурю, вспышку. Стоит заметить, что Володя все равно счастлив, хотя девушка просто смеется над ним.
Но все-таки тревога постепенно нарастает, и вскоре молодой человек начинает понимать, что Зина не так проста: у нее есть тайная жизнь и она тоже в кого-то влюблена.<\p>
Вскоре уже не только герой, но и читатели начинают догадываться о том, в кого же влюблена Зинаида.
Тон всего повествования тургеневской повести сильно меняется и слово «любовь», которое до этого было бурное и восторженное, становится темным и трагичным. Чувства девушки оказываются намного глубже, чем у главного героя. И Владимир понимает, что это-то и есть настоящая любовь. Вот такая разная, у каждого своя, которую невозможно понять и объяснить. И как подтверждение этого – финал повести, где герой становится свидетелем объяснения двух влюбленных людей, которые не могут быть вместе.<\p>
Но Володя не обижается на них, понимая, что эта любовь настоящая и он не вправе осуждать или мешать такой настоящей любви. Эта любовь многогранна, прекрасная, сложна. Ее всю жизнь пытался найти и сам автор.
Композиция тургеневской повести
По своей композиции тургеневская повесть «Первая любовь» довольно простое произведение, но глубокое и содержательное. В нем насчитывается двадцать глав.
Повествование построено в форме воспоминаний, поэтому изложение идет последовательно и от первого лица, так как автор – это сам главный герой, который рассказывает о том, что с ним произошло в молодости. Хотя имя, конечно же, изменено: Владимир Петрович.
Начинается тургеневская повесть с небольшого пролога, которая показывает предысторию всех этих воспоминаний и знакомит читателя с тем, о чем им предстоит узнать. Так, Владимир, находясь в возрасте, в одной из компаний рассказывает историю своей первой и трагичной любви.
Он не желает рассказывать приятелям ее в устной форме, как это делали они, а сообщает им, что обязательно напишет эту историю и прочитает им уже при следующей новой встрече. И он сдерживает свое слово. После этого уже следует сам рассказ.
Подробный анализ двенадцатой главы тургеневской повести
Особое место во всей тургеневской повести занимает двенадцатая глава, которая является кульминацией всего сюжета. Именно здесь, в этой главе, чувства героя достигает наивысшего накала. В ней автор описывается то чувство, лучше которого больше в жизни у него никогда и не было. Сюжет этой главы позволяет понять девушку, которая вначале кажется легкомысленной и не серьезной, но оказывается, что она способна на страдания и глубокие и серьезные чувства. Но только эти «незаконные» чувства становятся для нее настоящей трагедией, и, скорее всего, это толкает ее на то, чтобы совершать непредсказуемые, а порой и жестокие поступки.Автор утверждал, что, то, что ему пришлось пережить в 16 лет просто блаженство, которое, к сожалению, никогда не повторится. Писатель многое в жизни мерил через любовь, поэтому и своих героев в тургеневской повести проводит сквозь испытание любовью. Иван Сергеевич показывает, что его герои обязательно должны состояться как личности. Тургеневский психологизм всегда тайный, он не даёт их открытого описания, только общие намеки, которые помогали читателям окунуться в глубину чувственности. В этой главе много переживаний Владимира, которые показывают внутренний его мир, и это помогает понять содержание всего произведения.
С помощью своего произведения Тургенев смог сам заново пережить свои юношеские волнения, и показать читателю всю многогранность любви.<\p>
Источник: https://gfom.ru/pervaya_lyubvo_turgenev.php
И. С .Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств
МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск
Открытый урок
И. С .Тургенев «Первая Любовь».Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.
Учитель: Федяева Л.
Саранск 2011
Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.
Цели урока:<\p>
биография обзорно (история семейных отношений);
беседа по содержанию повести «Первая любовь»;<\p>
анализ эпизодов повести.
Оборудование урока:
портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.
Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..
Автор неизвестен
-
Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.
-
Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:
«Чужое я внедрилось в твое… и твое я умерщвлено».
(И.С. Тургенев «Любовь».)
«Любовь даже вовсе не чувство – она болезнь… Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка…» («Переписка», 1856)
«Любовь – цепь, и самая тяжелая… По крайней мере я дошел до этого убеждения… Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)
«Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин…»
(«Переписка», 1856)
Вывод учащихся, затем учителя.
Вывод по цитатам:
Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и
бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по
Тургеневу, – сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и
обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,
подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.
Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону – светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
«Первая любовь» – «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений.
И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь – это пережито», – так напишет Тургенев в год своей смерти.
Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом…
Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.
<\p>
1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты.
Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы – жена Тургенева, я его помню; после смерти императора
Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).<\p>
2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны – исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству.
Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры – писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И.
Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.
3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка.
Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких.
И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское.
И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).
4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо – Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов.
Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа.
Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он – покорствуя своему любвеобильному характеру, она – властной хозяйкой усадьбы.
5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года.
Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью – решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.
6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми.
Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец».
А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.
Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. – Назовите героев повести. Запись в тетради.
Герои Прототипы
Владимир ' Иван Сергеевич Тургенев
Его отец Сергей Николаевич Тургенев
Его мать Варвара Петровна
Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В
замужестве Владимирова)
Предоставление портретов учителем
1)Счастъе:
– Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.
(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).
– Встреча с девушкой (чтение эпизода)
(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).
– Прокомментируйте сцену – проснулся перед утром…<\p>
Завязка сюжета
-Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?
(Влюбленный Володя – юноша – рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника.
Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по – рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы).
«Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».
– Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) – поцелуй неловкий, но искренний и благородный – в итоге он опять счастлив – « Но я чувствовал себя …»).<\p>
-Второй поцелуй (кульминация) – пик счастья – чтение эпизода. («Мне казалось …»)
Вывод: любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.<\p>
2) Душевная боль.
– Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?
Ревность(примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно… Я силился не плакать… Я ревновал к гусару…».Холодность( «Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).<\p>
-
Ревность к тому, кого она полюбила.
– Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины…»).
– Какие советы давал отец сыну?
( «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть – и будешь свободным…». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…»).
– А что надобно Зинаиде?
– кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа…»<\p>
Развязка.
-Изменилось ли отношение к отцу?
– Нет. («.. .я даже не роптал на отца…». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах…».<\p>
(Опять перед нами благородный мальчик – рыцарь, с достоинством переживает боль<\p>
утраченной любви)).
– К Зинаиде ?
– Нет («… я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».
Об обоих вместе ?- чтение.)
– Почему?
( За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).
Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но … Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.
Вывод: Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его любовь «детская и мизерная …».
Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).
Р.s. Зинаида – Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.
– Выводы учащихся.
Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/i-s-turghieniev-piervaia-liubov-gieroi-poviesti-i-ikh-prototipy-vospitaniie-chuvstv
«Дачный текст» в повести «Первая любовь» И. С. Тургенева
Н. Н. Старыгина
107
УДК 821
Н. Н. Старыгина
Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола
«ДАЧНЫЙ ТЕКСТ»
В ПОВЕСТИ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» И. С. ТУРГЕНЕВА
И. С. Тургенев известен как один из самых ярких авторов «усадебного текста» русской литературы. Однако выбор Тургеневым довольно неожиданного, с точки зрения неискушенного читателя, для него хронотопа – житье на даче – вполне понятен.
В повести дачное пространство строится по принципу удаления и укрупнения локусов: от маленького дома-дачи – к огромному пространству «за заставой».
В каждой части дачного пространства локализуются определенные события: в дачном доме протекает семейная бытовая жизнь, во флигеле Засекиных происходит официальное знакомство героя с княгиней и драматичное прощание с ней, кроме того, это место стало средоточием сугубо дачных развлечений Образ жизни, сложившийся на даче семьи героя Владимира Петровича, напоминает усадебный образ жизни, тогда как образ жизни в «засекинском доме» типичен именно для дачного образа жизни, как о нем вспоминают современники Тургенева. Жизнь в пространстве «малого» сада изображена Тургеневым как дачная жизнь со всеми ее атрибутами. Система образов и мотивов, неизменно соотносимых читателем с миром усадьбы: сад, пруд, липы, соловей, скамейка в саду, калитка сада, чаепитие, музыка, чтение и др., – перекликается с системой образов и мотивов «дачного текста». Но в «усадебном тексте» все: и сад, и пруд, и липы, – родное, свое, с которым знаком с детских лет. В «дачном тексте» сад, скамейка, даже цветы – чужое, не свое, временно используемое. Тургенев акцентирует знаковые для «дачного текста» образы, хронотоп, мотивы, указывая на ту пропасть, которая лежит между миром высоких чувств, глубоких переживаний, искренних эмоций и душевных порывов и миром обыденным и приземленным, прагматичным и поверхностным.
Ключевые слова: «дачный текст», Тургенев, «Первая любовь», хронотоп, усадьба, дача, «усадебный текст».
С именем И. С. Тургенева ассоциируется, прежде всего, словосочетание «усадебный текст», поскольку тема русской усадьбы в его произведениях присутствует постоянно. Вместе с тем в известной и такой, казалось бы, «усадебной» повести писателя «Первая любовь» (1860) местом действия, где разворачиваются основные события, является подмосковная дача.
Известно, что повесть «Первая любовь» автобиографична и именно впечатления от событий, случившихся во время «житья на даче против Нескучного» в 1833 году, легли в основу повествования, поэтому выбор Тургеневым довольно неожиданного, с точки зрения неискушенного читателя, для него хронотопа вполне понятен. Вместе с тем, учитывая, что дача – это типично русское изобретение, ставшее одним из «знаков русского» [5], интересно посмотреть, что в дачном образе жизни важно было для Тургенева как для писателя, как он обозначил это в своей пове-
сти и как «дачный текст» поспособствовал выражению авторской позиции.
Что мы понимаем под «дачным текстом»? Дачный текст – как любой другой топологический текст – сверхтекст, складывающийся вокруг «топонимов высокой культурной значимости» [3, с. 252].
По словам Марины Румянцевой, автора книги «Auf der Datscha» (Dorlemann, Zurich 2009), «дача очень сильно нагружена культурными традициями, в ней … заложен культурный код» [4].
В произведении писателей «дачный текст» проявляется в актуализации системы знаковых образов, мотивов, символов, замкнутых дачной тематикой и характеризующих дачный хронотоп и образ жизни.
Устойчивость системы обеспечивается сложившейся в России в течение трех веков традицией дачной жизни. «Дача -не просто место отдыха, летний домик, это – образ жизни, который уже давно укоренился в России»: «уже в первые десятилетия XVIII века вдоль
© Старыгина Н. Н., 2015
108
Филологические науки
дороги на Стрельну и Петергоф стали расти дачи» [1]; чуть позже дачи окружили и Москву.
В образе жизни на даче главное – стиль общения между дачниками. «Дача, в первую очередь, -это феномен общения, неформального общения», общения «без чинов»; «она уже изначально означала некую свободу от города, от рутины, освобождение от этики, условностей, жестко регламентированных вещей, с которыми человек так или иначе связан в городе» [5].
В повести Тургенева, прежде всего, выдержан дачный хронотоп. Основное время действия – лето, но горожане начинают массово выезжать на дачи в начале мая, как правило, и завершают сезон в конце сентября – начале октября.
В «Первой любви» время, к которому относится завязка действия, и время основных событий обозначены точно: «мы переехали из города девятого мая в самый Николин день» [2, с. 245]; «Дело происходило летом 1833 года» [2, с. 244]; семейство Засеки-ных появилось на даче «недели три спустя после девятого мая» [2, с. 245].
Но завершился дачный сезон для семьи Владимира Петровича неожиданно и раньше обычного времени, о чем свидетельствует вопрос княгини Засекиной герою-по-вествователю: «Что это, батюшка, ваши так рано всполошились?» [2, с. 295].
Нарушение темпорального ритма дачной жизни подчеркивает драматизм сложившейся ситуации, и неожиданный отъезд, по сути, бегство семьи, не становится выходом из нее, он лишь вуалирует ситуацию, трагическая развязка наступит позже.
Заметим, что общим признаком дачного хро-носа является ощущение временности (непостоянности): герои живут на даче определенный период времени, они нанимают дачу, привозят мебель («словно наскоро расставленная мебель», [2, с. 249], всегда чувствуют присутствие рядом города.
В тексте это чувство временности подчеркивается простым приемом: курсивом в записках героя выделено слово «наши» («собственно наши владения», [2, с. 246]. В отличие от «дачного текста», в «усадебном тексте» нет чувства временности, напротив, усадьба – это именно дом, в котором живут давно и прочно.
Например, для Лаврецкого, героя романа «Дворянское гнездо», Васильевское – родина, дом: «никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины».
Дачное пространство обычно примыкает к городу, что обусловливает особенности транспортной связи дачи с городом, состав дачного населения (горожане), сезонность дачного отдыха, связь и обусловленность городской культурой и другое.
В этом плане дача, изображенная в повести, вполне соответствует традиции: «Я жил в Москве у своих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного» [2, с. 244]. До 1852 года Калужская застава находилась при въезде в Москву по Калужскому шоссе.
(Сейчас это северная часть площади имени Ю. А. Гагарина, расположенной на Ленинском проспекте.) Рядом располагались Донской монастырь (вероятно, «колокольный звон» из Донского монастыря слышит герой-повествователь [2, с.
275]) и Нескучный сад, упомянутый в вышеприведенной цитате.
В повести дачное пространство строится по принципу удаления и укрупнения локусов: от маленького дома-дачи – к огромному пространству «за заставой». Сначала изображается собственно дачный дом («Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков» [2, с.
245]), примыкающий к нему флигелек или «засекинский дом» [2, с. 255]; далее – сад вокруг дачи («Сад нашей дачи» [2, с. 245]) и «… узенькая полоса сада, простиравшаяся за флигельком направо и принадлежавшая к нему» [2, с. 246]; затем Нескучный сад и, наконец, пространство «за заставой».
В каждой части дачного пространства локализуются определенные события.
В дачном доме протекает семейная бытовая жизнь, которая состоит из упоминаемых в тексте завтраков (с. 291), обедов (с. 255, 256, 265, 280, 293), чаепитий (с. 247, 263), знакомства и встреч с соседями-дачниками (с. 256-257), сна, чтения/ нечтения «Кайданова» героем-повествоваьедем (с. 256) и другого.
В другом дачном доме – флигеле Засекиных состоялись официальное знакомство героя с княгиней и драматичное прощание с ней [2, с. 295-296]. Но, главное, это место стало средоточием сугубо дачных развлечений.
Близость дачи к городу (по существу, дача в «Первой любви» расположена на окраине города) позволила Тургеневу мотивировать почти ежедневное (ежевечернее) присутствие гостей на даче Засекиных: приехать для них не составляло труда и не занимало много времени.
(Заметим, что гости, которые собираются в усадьбе, как правило, приезжают надолго, они гостят: живут в доме, ночуют и т. д.) Вечерами у Засекиных играли в фанты, в веревочку, показывали карточные фокусы, декламировали стихи, рассказывали сны, выдуманные истории, ужинали [2, с. 261] и т. п.
«Да то ли мы еще проделывали в течение этого вечера! Мы и на фортепьяно играли, и пели, и танцевали, и представляли
Н. Н. Старыгина
109
цыганский табор» [2, с. 260] [2, с. 258-261, 270, 272-274, 282-286].
Следует отметить, что образ жизни, сложившийся на даче семьи героя Владимира Петровича, напоминает усадебный образ жизни, тогда как образ жизни в «засекинском доме» типичен именно для дачного образа жизни, как о нем вспоминают современники Тургенева.
Сад – непременный пространственный образ как «усадебного», так и «дачного текста». В повести «Первая любовь» в малом саду – «сад нашей дачи» [2, с. 245] – разворачивается история романтической влюбленности юного героя с ее мечтами, надеждами, томлением, разочарованием и печалью. Именно в саду герой впервые видит Зинаиду [2, с. 246-247].
Здесь происходит первая встреча отца героя с Зинаидой [2, с. 256]. В саду случается череда встреч с Зинаидой, приносящих герою то надежду, то разочарование [2, с. 268, 276, 281-282, 292].
Описание этих встреч позволяет читателю догадаться о развитии отношений Зинаиды и отца героя, также как изображение двух ночей, проведенных героем-повествователем в ночном саду.
Вместе с тем образ сада вмещает в себя и изображение обычных событий жизни героев, живущих на даче: это прогулки по саду («бродить каждый вечер с ружьем по нашему саду и караулить ворон» [2, с. 246]; «уходил на самый конец сада, забирался на уцелевшую развалину…
» [2, с. 268]), чтение книги [2, с. 255-256], просто наблюдения («Я сидел на низенькой скамеечке под широким кустом бузины; я любил это местечко: оттуда было видно окно Зинаидиной комнаты» [2, с. 281]), качание на качелях [2, с. 292], игра в запуски [2, с. 292].
Образ сада складывается из изображений не только романтических и бытовых событий, но и мыслей, чувств и эмоций влюбленного героя, из пейзажных зарисовок [2, с. 261, 262 и др.], упоминаний о развалинах оранжереи [2, с. 268, 275, 276] и аллеях [2, с. 246, 287] и т. д. По этим характеристикам дачный сад напоминает усадебный сад, но внимательное чтение убеждает, что между ними есть много различий.
Во-первых, дачный сад – маленький по размерам сад: «я обошел все аллеи» [2, с. 287], «обошел весь сад» [2, с. 290]. Характерно, что ни разу в повести не упомянуты липы (липовые аллеи) – характерный образ-символ «усадебного текста». Знаковым для «дачного текста» в этой повести становится образ бузины: «Я сидел на низенькой скамеечке под широким кустом бузины» [2, с.
281], «подошел к моей ска-
меечке под кустом бузины» [2, с. 290]. Оба упоминания встречаются в описаниях важных событий, когда герой наблюдает за появившейся в окне Зинаидой, видимо, принявшей переломное для себя решение, и когда он наблюдает – после ночной встречи с отцом – за окном героини.
Наряду с образами скамеечки и бузины знаковыми становятся следующие образы (пейзажные штрихи): огород [2, с. 287], запах укропа 2, с. 288], «круглая беседка из сплошных акаций» [2, с. 289], калитка, собака [2, с. 290], старенькие качели [2, с.
292], «длинная ветка малины» [2, с. 260], голуби [2, с. 260], пчелы [2, с. 260], «маленькая птичка», «серая кошка» [2, с. 281] «первые жуки» [2, с. 281], «небольшая красная роза» [2, с. 281], «одинокая ель» [2, с. 289], кусты [2, с. 280], высокие цветы [2, с. 290].
Некоторые из них способствуют восприятию дачного сада как маленького за счет использования слов с уменьшительноласкательными суффиксами.
Другие несколько приземляют или обытовляют образ сада: дачный сад – это еще и дачное хозяйство, расположенное недалеко от дома (дачная территория не так велика, как усадебная).
Специфическим для данной повести образом-символом стал образ забора между дачными владениями героя и частью сада, окружавшего флигель Засекиных: «низкий забор, отделявший собственно наши владения от узенькой полосы сада, простиравшейся за флигельком направо и принадлежавшей к нему» [2, с. 246]. Образ забора является сквозным [2, с. 247, 255, 264, 268 и др.
] и символизирует, с одной стороны, ту пропасть, которая образовалась между героем-повествова-телем и Зинаидой; с другой, как это ни странно, «отсутствие заборов» (характерная черта дачного образа жизни): «. ограда нашего сада была очень низка, и никакого труда не стоило перелезть через нее» [2, с. 289], то есть внешнее препятствие легко преодолевается дачниками.
Образ забора; стиль общения между Зинаидой, ее поклонниками-гостями и героем-повествовате-лем, автором записок о первой любви; соседство богатого семейства героя и обедневшей княжеской семьи; совместные обеды и времяпрепровождение; знакомство отца героя с княжной – все это характерно для дачной атмосферы. Дачная жизнь – это общение запросто, это – в прямом и переносном смысле слов – отсутствие заборов.
Атмосфера дачной жизни – это и легкий, доступный досуг, множество развлечений, дружеское общение (ср. общение героя с Лушиным), легкий флирт (так можно охарактеризовать поведение
110
Филологические науки
Зинаиды по отношению к городским друзьям), дачный роман (вероятно, именно как дачный роман начался роман между отцом героя и Зинаидой), а также – разговоры, болтовня, сплетни, интриги (описание всего этого тоже присутствует в повести), даже заглядывание в окна: «я прошелся несколько раз по улице перед дачей -и издали заглядывал в окна» [2, с. 247].
Таким образом, жизнь в пространстве «малого» сада изображена Тургеневым как дачная жизнь со всеми ее атрибутами. Здесь же разворачивается – преимущественно – история первой влюбленности героя. С пространственными образами Нескучного сада и «за заставой» в большей степени связана параллельная сюжетная линия – любовь Зинаиды и отца героя. Конечно, события даны в восприятии главного героя.
Нескучный сад (сейчас это часть Парка культуры и отдыха имени М. Горького; располагается на правом берегу Москвы-реки) представлял собой лес со множеством тропинок, ручейков, оврагов, Екатеринским прудом с арочными мостами. Конечно, для дачников он был любимым местом прогулок. В повести изображена содержательно значимая для героя прогулка с Лушиным [2, с.
280], когда прозвучал намек на отношения Зинаиды и отца героя-повествователя. Кроме того, можно предположить, что именно в Нескучном проводила время Зинаида, полюбившая отца Владимира Петровича: «Она уходила гулять одна и гуляла долго» [2, с. 270]. (Ср.: «я обошел все аллеи» [2, с. 287], «обошел весь сад» [2, с. 290].
Так молодой герой повести подчеркивает возможность быстро обойти территорию малого сада.)
Пространство, которое мы условно называем «за заставой», – то место, где впервые герой-повествователь увидел отца и Зинаиду (верхом на лошадях) вместе во время своей пешей прогулки [2, с. 279-280]. Масштаб этого огромного пространства охарактеризован словами «Я долго бродил по горам, по лесам» [2, с. 279].
Нельзя не заметить, что конструкция дачного топоса на основе принципа удаления и укрупнения объема локусов явно символизирует, во-первых, путь взросления героя, пережившего душевную драму, во-вторых, процесс все более глубокого отдаления и отчуждения от него Зинаиды и – в некоторой степени – отца. Характерно, что в изображенном пространстве дачный дом не становится центральным топографическим образом, вокруг которого располагались бы другие локусы и пространство бы расширялось (а не удалялось). В «усадебном тексте», как уже отмечено,
дом является средоточием художественного мира. Например, в романе «Дворянское гнездо» усадебный дом вызывает в Лаврецком воспоминания, эмоции, чувство родины. Дом воспринимается как родовое гнездо, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Поэтому дом в «усадебном тексте» – это смысловой и хронотопический центр мира.
Думается, именно в различном восприятии дома героями произведений с «дачным» и «усадебным» текстами проявляется разное смысловое наполнение образов дачи и усадьбы. На первый взгляд, система образов и мотивов, неизменно соотносимых читателем с миром усадьбы: сад, пруд, липы, соловей, скамейка в саду, калитка сада, чаепитие, музыка, чтение и др.
, – перекликается с системой образов и мотивов »дачного текста». Но в «усадебном тексте» все: и сад, и пруд, и липы, – родное, свое, с которым знаком с детских лет. В «дачном тексте» сад, скамейка, даже цветы – чужое, не свое, временно используемое.
Поэтому знаковый образ «усадебного текста» -липы, липовые аллеи, вековые липы, тогда как в «дачном тексте» повторяющимся растительным образом становится образ бузины.
Конечно, автобиографический характер изображенных событий, произошедших когда-то на даче около Нескучного, объясняет изображение дачи как места действия в повести «Первая любовь».
Однако Тургенев, можно предположить, акцентирует знаковые для «дачного текста» образы, хронотоп, мотивы, указывая на ту пропасть, которая лежит между миром высоких чувств, глубоких переживаний, искренних эмоций и душевных порывов и миром обыденным и приземленным, прагматичным и поверхностным.
_________Ш___________
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/dachnyy-tekst-v-povesti-pervaya-lyubov-i-s-turgeneva