13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17) Вариант 1
Финал романа
«Евгений Онегин» необычен – он открыт.
Это позволяет читателю самому домыслить
дальнейшие судьбы героев.
Человеческая жизнь
имеет не только закономерности , она
подвержена случайностям, которые
могут резко изменить привычный ход
событий. Жизнь и судьба – проблема,
которая волнует Пушкина на протяжении
многих лет. Этот вопрос автор ставит и
в романе «Евгений Онегин».
Подумаем над
финальной сценой романа. Поэт намеренно
оставил своего героя в минуту «злую
для него… Надолго… навсегда». Так в
чем же смысл такого конца? Не в том ли,
что герой так и не нашел себя, что он все
еще на распутье?
Перелистаем восьмую
главу романа. Онегин приехал в Петербург
уже не тем человеком, каким уезжал из
него (первая глава), и не тем, каким был
в деревне. Он многое пережил. Острее
стал его конфликт с обществом: герой
потрясен чувством, перевернувшим всю
его «ленивую душу».
Изменилась и Татьяна:
она уже не та доверчивая девочка,
какой была в начале романа. Жизнь,
трагические события, через которые
пришлось пройти героине, ранили ее,
однако не изменили ее нравственных
принципов, которые она раз и навсегда
приняла. Нравственная сила искренности,
простота, верность возвышают Татьяну.
Татьяна отвергает Онегина не потому,
что она перестала его любить, а потому
что осталась верна своим взглядам на
жизнь, своим идеалам. Евгений Онегин ,
находясь в зависимости от традиций
светского общества, пройдя через
испытание любовью, стоит на перепутье,
не определившись в своих дальнейших
целях.
Счастье взаимной любви было
невозможно для героев тогда, в деревне,
невозможно оно и сейчас.
Все перечисленные
особенности говорят о сложнейшей
философии жизни, которую вложил в
свой роман А. С. Пушкин.
14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа а.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7) Вариант 1
В октябре 1836 года
А. С. Пушкин заканчивает свое последнее
крупное прозаическое произведение –
роман «Капитанская дочка». В основе
романа- события грозной пугачевщины. К
раскрытию темы пугачевского бунта А.
С. Пушкин подходит как историк, мыслитель
и реалист.
Он работал в архивах, изучал
мемуары участников подавления бунта,
ездил на место событий в оренбургскую
губернию и там встречался с очевидцами.
Результатом этих исследований стала
«История Пугачева», которая из-за цензуры
была переименована в «Историю Пугачевского
бунта», а через два года Пушкин издает
роман «Капитанская дочка».
«Капитанская дочка»
– это не только историческое повествование,
это и семейная повесть. Автор ставит
вопросы, связанные с морально-бытовой
стороной жизни дворянства, раскрывает
темы человеческого счастья, любви,
истинного благородства.
Форма «Капитанской
дочки» – семейная хроника. Семейные
записки даны от лица Петра Андреевича
Гринева, это его воспоминания.
Заглавие для своего
романа А. С. Пушкин выбрал, вероятно,
осенью 1836 года. До этого времени
Пушкин называл это повествование
просто романом. Выбор названия позволяет
предположить, что образ Маши Мироновой
для понимания общей концепции романа
чрезвычайно важен и значим.
В «Капитанской
дочке» Пушкин хотел, прежде всего,
показать, как складывалась судьба
героев' повествования в круговороте
исторических событий.
Именно поэтому
автор выбирает Машу Миронову и Петра
Гринева, чьи характеры показаны в
развитии, представлен процесс становления
личности.
Маша Миронова –
воплощение гармонической ясности. Она
существует для того, чтобы вносить
во все свет, любовь.
Это простая русская
девушка «лет осьмнадцати», с самой
обыкновенной внешностью: «круглолицая,
румяная, со светло-русыми волосами,
гладко зачесанными за уши», но за
этой простотой таится настоящее
нравственной богатство.
В Маше столько
нежности и мягкости, что трудно и
предположить б
ней внутреннюю
твердость и решительность. В той
обстановке, в которой она росла, ей
неоткуда было получить ни образования,
ни умственного развитии. Ее речь –
показатель невысокой культуры: «Я так
и обмерла», «Да так…он такой насмешник…
он
очень мне противен», «Это меня беспокоило
бы страх». Но, несмотря на это, она
обладает неким нравственным чутьем и
поэтому чувствует неискренность,
нравственный изъян в Швабрине, который
к ней сватается. А вот Петр Гринев сразу
вызывает в ней симпатию и расположение,
она не может не заметить его искренность
и чистоту души.
Сильно привязавшись
к Петру Гриневу, любя его всем сердцем,
она отказывается выйти за него замуж
без благословления его родителей:
она по-народному, по-патриархальному
верит в судьбу, не хочет начинать семейную
жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих
для нее людей. «Без их благословения не
будет тебе счастия», – говорит она
Гриневу. Она готова покориться «воле
господней», нежели причинить кому-либо
боль или страдание. В ее отношениях к
людям нет ни тени эгоизма, расчета.
Робкая и скромная
в обычной жизни, она проявляет стойкость,
решительность и смелость в борьбе против
посягательств Швабрина и в спасении
Гринева. Ради спасения любимого человека,
сама недавно пережившая трагедию
гибели родителей, Маша совершает
невозможное.
Она добивается свидания
с Екатериной И, от которой ждет высшей
справедливости в решении вопроса о
признании невиновным ее жениха Петра
Гринева. Решающая для судьбы Гринева
сцена свидания Маши и Екатерины II
происходит в парке Царского Села –
любимом парке А. С.
Пушкина.
Финал романа немного
напоминает сказку, поэтому «Капитанскую
дочку» можно назвать романом о чуде,
которое совершается благодаря любви
и вере главной героини романа – Маши
Мироновой.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3494090/page:17/
Сочинение на тему «В чём идейный смысл финала «Евгения Онегина» «
Сочинение на тему «В чём идейный смысл финала «Евгения Онегина» «
Величайший роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» поражает своей глубиной и неоднозначностью. На мой взгляд, после прочтения данного произведения у каждого останется в душе именно то, что читатель хотел бы извлечь и понять для себя сам.
Поэтому для кого-то Онегин – это жестокий и предатель, который погубил молодого и ни в чем не повинного поэта. А для кого-то Евгений будет сам несчастным молодым человеком, который окончательно запутался в своих отношениях, стремлениях и целях жизни.
Кому-то будет жалко главного героя, кто-то же наоборот будет убежден в том, что он получил по заслугам.
Заключительная часть данного романа построена очень непредсказуемо. Прежде всего свадьба Татьяны и знатного князя.
Несмотря на то, что чувство Татьяны никак не угасло к Евгению, она прекрасно понимает, что вместе им никогда не быть, ведь он довольно жестоко, но и великодушно, отверг ее чистую, невинную и страстную любовь.
Поэтому по настоянию матери и по сути против своей воли, молодая девушка все же соглашается на очень удачный брак. Она не любит своего мужа, но безмерно его уважает и никогда не пойдет против его воли.
Однако, судьба довольно иронично через несколько лет сводит снова двух неудавшихся любовников – Татьяну и Евгения. По всему видно, что девушка обрела покой и стабильную семейную жизнь. И вот как только у нее все стало более менее налаживаться, появляется давняя любовь всей ее жизни – Евгений.
Внешне Татьяна остается холодной и сдержанной с молодым человеком. Не сомневаюсь, что это стоило ей огромных душевных и физических сил. Но девушка до конца остается сдержанной и никак не демонстрирует своего расположения или хотя бы просто заинтересованность Онегиным.
И вот здесь такое поведение пробуждает в Евгении давно забытые чувства. Он начинает осознавать для себя, что несмотря на все любит Татьяну и хотел бы быть с ней. Для этого осознания, однако, ему понадобилось слишком много времени.
Онегин пишет страстное письмо с признанием в любви девушке, умоляет ее бросить мужа и быть с ним.
Удивительно, что как только Татьяна стала холодна, безразлична и недоступна, так и в Онегине пробудились чувства к ней. Получается, что молодому человеку были интересны только те девушки, которых можно охарактеризовать, как «запретный плод сладок».
И здесь Татьяна проявляет себя, как верная и благородная жена. Она даже не отвечает на письма Онегина, чтобы еще раз не скомпрометировать своего высокого положения в обществе. Евгений Онегин не может так жить и сам приезжает к Татьяне. Он застал ее за прочтением его любовного письма в расстроенных чувствах.
Молодой человек бросается ей в ноги и умоляет все и всех бросить и уехать с ним. Татьяна честно признается, что все еще любит Евгения, и его предложение – это то, о чем она мечтала всю жизнь, и оно вполне бы могло осуществиться несколько лет назад.
Но теперь это совершенно невозможно, она замужем за другим человеком и готова быть верна только ему до конца своих дней. На этом Татьяна удаляется и появляется ее муж. Евгений Онегин же пребывает в полном шоке. Возможно, впервые в жизни ему отказала девушка.
Получается, что Татьяна и Евгений как бы поменялись местами. Раньше Евгений мог с такой легкостью отказать в чувствах любой красавице. А здесь его также бросила сама Татьяна.
На мой взгляд, идейный смысл заключается именно в том, чтобы Онегин осознал и понял, как больно он делал своим поклонницам, которые любили его на «своей шкуре». Все те эмоции, которые он сеял вокруг себя, теперь также вернулись к ним.
Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-v-chyom-ideynyiy-smyisl-finala-evgeniya-onegina/
Финал «Евгения Онегина»: конец «без конца»
Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный, для жанра романа, чем была нетрадиционна для драматического произведения концовка «Бориса Годунова», немало смущал не только критик ков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина.
Поскольку «роман в стихах» не был доведен до привычных, так сказать, «естественных» фабульных границ-герой «жив и не женат», – многие друзья поэта убеждали его продолжить, свое произведение (см. относящиеся к 1835 году наброски стихотворных ответов Пушкина на эти предложения).
Правда, сейчас мы знаем, что Пушкин и сам начал было, по-видимому, сразу же после того, как окончил свой роман, той же болдинской осенью 1830 года, продолжать его: стал набрасывать знаменитую «десятую главу»; но вынужден был сжечь написанное ввиду его резкой политической неблагонадежности.
Однако мы не знаем ни того, наг сколько твердо было в Пушкине его намерение продолжить роман, ни как далеко продвинул он осуществление этого намерения. Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»:
- Она ушла. Стоит Евгений,
- Как будто громом поражен.
- В какую бурю ощущений
- Теперь он сердцем погружен!
- Но шпор внезапный звон раздался,
- И муж Татьяны показался,
- И здесь героя моего,
- В минуту, злую для него,
- Читатель, мы теперь оставим,
- Надолго… навсегда….
Что же касается незавершенности в романе судьбы главного его героя, – то, как мы могли только что убедиться, это вполне в духе многих и многих пушкинских финалов; Вместе – с тем именно эта незавершенность дала поэту возможность наложить последний и исключительный по своей идейно-художественной весомости и выразительности штрих на тот образ-тип «лишнего человека», который был впервые явлением в лице Онегина. Это превосходно понял Белинский, который и в этом отношении сумел: подойти к пушкинскому роману отнюдь не с традиционных позиций:
«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?' И что за роман без конца?» спрашивал критик и тут же отвечал: «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…» И дальше: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать…»
О том, что роман Пушкина в его настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура.
Подобно тому как большинство современников Пушкина не почувствовало замечательной композиционной организованности «Бориса Годунова», многие из них и в «Евгении Онегине»- были склонны видеть не целостный художественный организм – «не органическое существо, которого части необходимы одна для другой» (отзыв критика «Московского телеграфа» о седьмой главе «Евгения Онегина»), а почти случайную смесь, механический конгломерат разрозненных картинок из жизни дворянского общества и лирических рассуждений и раздумий поэта. В' связи с этим один из критиков даже прямо замечал, что стихотворный роман Пушкина может и продолжаться до бесконечности, и закончиться на любой главе.
На самом деле мы видели, что уже к началу работы Пушкина над «Евгением Онегиным» в его творческом сознании сложился «пространный» «план целого произведения».
И мы можем с уверенностью сказать, что в течение всего очень длительного периода работы Пушкина над романом план этот, меняясь – и порой меняясь весьма существенно – в деталях его разработки, в основных своих очертаниях оставался неизменным.
В роман Пушкина, посвященный изображению жизни русского общества в ее развитии, из самой этой развивающейся жизни приливал весьма обильный и разнообразный-«пестрый» – материал, который заранее далеко не во всем мог быть предусмотрен автором.
Но никогда поэт не отдавался пассивно наплыву жизненных впечатлений, не плыл по течению привносимого нового материала, а, как зрелый мастер, свободно владел и распоряжался им, охватывал его своей «творческой мыслью», подчинял его как своему основному художественному замыслу, так и той «форме плана» – продуманному композиционному чертежу, – в котором этот замысел, опять-таки с самого начала работы над ним, ему предносился.
Что это было именно так, подтверждается той четкостью архитектурного рисунка, стройностью композиционных линий, соразмерностью частей, тем гармоническим соответствием начала и конца произведения, которые, как мы уже знаем, составляют черты пушкинских композиций, которые и в «Евгении Онегине», конечно, не могли возникнуть случайно и независимо от творческой воли автора, так сказать, сами собой.
Основные образы романа, при всей индивидуальной жизненности каждого из них, носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения, воссоздающего широчайшую картину пушкинской современности, на отношениях между собою всего лишь четырех лиц – двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные, лица, входящие в роман в качестве не бытового фона, а его – в той или иной степени – участников (их тоже очень немного: мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал – муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.
Столь же характерен для общественно-исторической действительности, воссозданной в романе Пушкина, образ Татьяны.
Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь – быть «век верной» своему супружескому долгу, – несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь.
Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии.
Если Вам понравилось сочинение на тему: Финал «Евгения Онегина»: конец «без конца», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится
Источник: https://soshinenie.ru/final-evgeniya-onegina-konec-bez-konca/
Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
Сочинения и ЕГЭ по литературе Сочинения ЕГЭ по литературе Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? Сочинения ЕГЭ по литературе
Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина, полностью оторванным от быта, от русской жизни.
С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, сердечного “невежества, преданности чувствам, юношеской отваги и благородства.
Уже тем, какое имя выбрал автор своему герою – Владимир Ленский, подчеркивается характерная черта этого персонажа: “Он пел любовь, любви послушный…
Использованная аллитерация на “л, говорит о мягкости, влюбленности Ленского.
Представив героя во второй главе романа, Пушкин дает ему красноречивую характеристику. Ленский, “красавец в полном цвете лет, “поклонник Канта и поэт, вернулся в свою деревню из “Германии туманной.
Он верил, что “друзья готовы / За честь его принять оковы, он верил в родные души. Такое мироощущение делает Ленского поэтом, ориентирующимся на творчество Шиллера и Гете.
Тематика и образы его творчества напоминают общие места романтических элегий, в своих стихах Ленский воспевает “поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет. Подобные настроения – дань романтической традиции.
И, как романтик, Ленский живет в своем чудесном мире, наполненном “уединеньем, тишиной, мире, не имеющем ничего общего с реальностью, где ведутся разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне. И мыслит он романтическими категориями:
Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал.
И, конечно, как романтический герой, он должен был погибнуть на дуэли.
В преддверии поединка весь вечер Ленский испытывает смену настроений – от рассеянности до веселья. Утро следующего дня стало для Ленского последним:
Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает.
Строфы, следующие за описанием его смерти, дают два варианта возможной судьбы Ленского – поэтико-героической и прозаической. По смыслу построения этих строф нельзя сказать, какой из этих вариантов более реальный. Для Пушкина важна мысль о том, что жизнь человека непредсказуема.
И в то же время смерть романического героя весьма символична – это прощание с юностью.
Пушкин, Сочинение, ЕГЭ онлайн
Источник: https://www.rlspace.com/pochemu-v-finale-shestoj-glavy-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin-zvuchit-tema-proshhaniya-avtora-s-yunostyu-poeziej-i-romantizmom/
Проза ~ Загадки романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (глава 22) (Юрий Игоревич Рожинский)
22
Вопрос. В чем загадка «незаконченности» романа «Евгений Онегин»? Почему Пушкин оборвал роман на высокой ноте?
Уже два века загадка «незаконченности» романа «Евгений Онегин» волнует многие поколения читателей. Поиск ответа на этот вопрос пушкинисты тесно связываютс общепринятой хронологией романа, которая указывает, что события в романе охватывают период от зимы 1820-1821 годов по весну 1825 года. Действительно, предложенная авторитетным пушкиноведом, автором двухтомной «Истории русской общественной мысли» Ивановым-Разумником еще в 1916 году версия о встрече Онегина с Татьяной в столице осенью 1824 года и о последней их встрече весной 1825 года уже сто лет весьма популярна и безраздельно господствует в учебной и научной литературе. Она дает основания пушкиноведам и читателям полагать, что Онегин мог примкнуть к восстанию декабристов в конце 1825 года, а Татьяна затем могла добровольно поехать вслед за осужденным Онегиным в сибирскую ссылку, подобно многим женам декабристов. Такое окончание романа хотелось бы увидеть и многим романтически настроенным читателям, вместо предложенного Пушкиным открытого финала, прерванного на самом интересном месте без развязки любовного треугольника. Вернемся к последнему свиданию героев. Татьяна произносит слова о любви к Онегину и … роман заканчивается. «…………… Но судьба моя Уж решена………………….. Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен! Но шпор незапный звон раздался, И муж Татьянин показался, И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда. Чем же обоснована общепринятая версия о том, что события романа завершаются весной 1825 года? Иванов-Разумник опирался на обнаруженное им свидетельство одного из современников поэта о том, что Пушкин планировал встречу Онегина с княгиней Татьяной в столице именно на осень 1824 года. (После именин Татьяны и дуэли с Ленским в январе 1821 года Онегин три года путешествовал). Эта мысль так понравилась Иванову-Разумнику, а за ним и всем другим известным комментаторам романа (Н.Бродский, Ю.Лотман, В. Набоков), что многие противоречащие ей пушкинские строки были объявлены анахронизмами. Так, они не посчитали убедительными слова Ленского о приглашении Онегина на именины Татьяны «в субботу», поскольку только в календаре 1824 года день именин Татьяны, 12 января, приходится на субботу. ..…………… «Когда-нибудь Заедем к ним; ты их обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь. Да вот… какой же я болван! Ты к ним на той неделе зван!». «Я?» – Да, Татьяны именины В субботу. Оленька и мать Велели звать, и нет причины Тебе на зов не приезжать.
Было проигнорировано и то обстоятельство, что Татьяна не могла на балу осенью 1824 года «с послом испанским» говорить, поскольку Россия восстановила прерванные ранее дипломатические отношения с Испанией только в 1825 году.
Онегин, как хорошо помнят читатели, ..……. возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал.
Встретив там «родню и друга своего», Онегин задал ему вопрос: «Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Кстати, почему поэт не мог заменить отсутствующего в Петербурге испанского посла каким-то другим (французским, турецким, немецким, английским) никто из комментаторов объяснить не может. Очевидно, что беседа Татьяны с послом французским выглядела бы гораздо естественнее, учитывая, что ранее свое любовное послание Онегину Татьяна писала по-французски.
Игнорируется пушкиноведами и тот факт, что ряд других событий, описанных в восьмой главе, явно относится ко времени царствования Николая I, коронованного только в 1826 году.
Пушкин в примечаниях к роману однозначно указал на то, что «время в романе расчислено по календарю», а, по мнению вышеназванных комментаторов романа, получается, что поэт легкомысленно и безответственно путает события времен Александра I, умершего в 1825 году, и следующего царя Николая I. А это были существенно разные исторические периоды, разделенные восстанием декабристов.
(Подчеркнем, что у нас нет никаких оснований полагать, что Пушкин использовал анахронизм как сознательный прием). При этом вся приписываемая Пушкину путаница с событиями разных лет не мешает этим комментаторам называть роман «Евгений Онегин» первым реалистическим романом и, вслед за Белинским, – «историческим романом» и «энциклопедией русской жизни».
Удивительная живучесть указанной общепринятой версии хронологии романа заслуживает подробного рассмотрения, как и загадка внезапного окончания романа.
Разве не был поэту очевиден шквал недовольства публики «романом без конца», как утверждал Белинский? Мы считаем вполне пригодной для реконструкции первоначального пушкинского замысла окончания романа обоснованную версию Иванова-Разумника о том, что Пушкин планировал встречу Онегина с Татьяной в столице на раннюю осень 1824 года.
Более того, мы полагаем, что их последняя встреча должна была состояться 7 ноября 1824 года. В этот день в Петербурге произошло катастрофическое наводнение.
Разрушительный ураган и поднявшиеся на 4,1 метра ледяные воды Невы, затопившие Зимний дворец до второго этажа и особняки знати в этом же районе города, позволяли главным героям романа в экстремальных обстоятельствах проявить все свои лучшие духовные и нравственные силы, ярко продемонстрировать в полной мере важнейшие черты характера.
И, конечно же, Пушкин не мог обойти вниманием это грандиозное стихийное бедствие, самое разрушительное в истории города. (Предыдущее наводнение с тяжелыми последствиями имело место полвека назад, в 1777 году, когда вода поднялась на 3,2 м). В письме 1833 года Пушкин отмечал, что наводнение 1824 года он, к сожалению, «прогулял». Но поэт не оставлял желания отразить его в своем творчестве. Читателям хорошо известны строчки из поэмы «Медный всадник»:
Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье… Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.
Поэтому, по нашему мнению, указанная версия окончания романа именно 7 ноября 1824 года, видимо, постоянно присутствовала в планах поэта. Подобно «чеховскому ружью», она появилась у Пушкина при публикации первой главы в 1825 году, когда «даль свободного романа» он «еще не ясно различал», с тем чтобы «выстрелить» в конце романа эффектным драматическим окончанием. Нетрудно представить, что произошло бы в доме генерала 7 ноября 1824 года, когда после разговора с Онегиным Татьяна ушла и «муж Татьяны показался». «Спасибо тебе, дорогой друг, – сказал бы генерал Онегину, – ты так своевременно приехал! Из Адмиралтейства пришло сообщение, что к городу приближается сильный ураган и возможно катастрофическое наводнение. Я срочно отбываю в воинскую часть, а тебя прошу остаться здесь и при необходимости обеспечить безопасность Татьяны. Слуги, как видишь, разбежались». И генерал уехал по делам службы. Онегин вспомнил, что был удивлен тем, что при входе в дом вышколенная прислуга почему-то ему не встретилась, и он без труда прошел во внутренние покои дома: Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого. Дверь отворил он ……… Княгиня перед ним, одна, Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И он понял, что слуги помчались на набережную Невы наблюдать за угрожающим подъемом воды. Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь… Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но через некоторое время Нева вышла из берегов, и началось затопление города. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен. Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! всё гибнет: кров и пища! Современные читатели, неоднократно видевшие в фильмах-катастрофах поведение героев во время стихийных бедствий, могут без труда вообразить, как Онегин, рискуя жизнью, героическими усилиями, проявляя мужество, смелость, отвагу, бесстрашие, самопожертвование, спасал Татьяну от неминуемой гибели при затоплении первого, а затем и второго этажа генеральского дома ледяной водой, хлынувшей через разбитые плотами и лодками окна. Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу…………… …………………………… Вода сбыла……………… После спада воды Татьяна получила сообщение о том, что ее муж героически погиб вместе с отрядом своих гусар, спасая лошадей от наводнения. Вот таким мог быть яркий драматический финал, достойный первого реалистического романа! Почему же Пушкин отказался от подобного окончания романа? Почему «чеховское ружье» провисело на стене кабинета Пушкина 9 лет и «выстрелило» только в поэме «Медный всадник» в 1833 году уже после публикации полной версии романа «Евгений Онегин»? (Кстати, напомним, что герой «Медного всадника» Евгений прилагает героические усилия, чтобы спасти свою невесту от наводнения). По свидетельству современников поэта, в процессе работы над романом Пушкин пришел к убеждению, что «Онегин Татьяны не достоин». И поэтому указанный выразительный, драматический финал романа оказался невостребованным. «Интересная версия, – скажет вдумчивый читатель, – но для нее нужны веские доказательства». И он будет вполне прав. Ранее (в главе 21) на основе анализа окончательного текста романа нами четко показано, что после трехлетнего путешествия Онегин приехал в столицу только осенью 1827 года, встретился на балу с замужней княгиней Татьяной, влюбился в нее, провел зиму в своем кабинете за чтением книг, а весной 1828 года снова встретился с Татьяной в ее доме. Приводим доказательства того, что Пушкин без серьезных изменений текста романа первоначально мог планировать время приезда Онегина в столицу на раннюю осень 1824 года. Действительно, в черновиках романа указано, что Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны «в четверг», вместо «субботы» в окончательном тексте: В четверг ты зван. Пушкин четко указывает таким образом, что именины Татьяны приходятся на 12 января 1822 года! Тогда дуэль Онегина с Ленским состоялась бы 14 января. Весной Онегин покидает деревню, летом Ольга выходит замуж за улана, а Татьяна читает книги в кабинете Онегина. В феврале 1823 года Татьяна едет в Москву на ярмарку невест, осенью 1823 года выходит замуж и встречается с Онегиным на балу осенью 1824 года после двухлетнего путешествия Онегина. Правда, в этом случае генерал должен сообщить Онегину, что он женат на Татьяне около года. В сентябре – октябре 1824 года происходят события, описанные в восьмой главе: вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне, преследование ее, безответные любовные послания. Уединение Онегина в своем кабинете и чтение книг «без разбора» должно быть ограничено несколькими неделями. Это вполне естественно, поскольку Онегин «издавна чтенье разлюбил», Как женщин, он оставил книги, И полку, с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой. Следует дополнительно отметить, что указанный в романе четырехлетний период сельской жизни Онегина (от лета 1820 года по весну-лето 1824 года) легко сокращается до двух лет, поскольку никаких событий за последние два года не происходит. И поэтому утром 7 ноября 1824 года Онегин вполне мог «примчаться к своей Татьяне».
Отказ Пушкина от яркого драматического финала, по нашему мнению, не означает, что роман «Евгений Онегин» оставлен автором без достойного художественного завершения.
Как показано нами ранее, Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Более того, за время путешествия его имение, очевидно, пришло в упадок, обанкротилось.
Подобно старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», он оказался «у разбитого корыта». А княгиня Татьяна вполне счастлива в семейной жизни.
Источник: https://www.litprichal.ru/work/212842/
Чем заканчивается роман Пушкина «Евгений Онегин»?
К великому сожалению, современная молодежь не слишком-то любит читать. Но такой роман, как «Евгений Онегин», знают, пожалуй, все. Да и стыдно не знать. Это величайшее произведение не только русской, но мировой литературы.
Оно настолько многогранно, что рассматривать его можно с множества сторон. Каждый герой, выведенный Пушкиным, достоин большого отдельного исследования. Но, как любое захватывающее, глубокое, непостижимое в своей красоте произведение, «Евгений Онегин» стремиться к развязке, к завершению.
Повествование должно обрести свой логический конец.
По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах», а композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе.
Подробнее: e-onegin.jimdo.com
«К неоконченному роману „Евгений Онегин“, соч. А. Пушкина, продолжение и окончание…» Герои великих произведений литературы, придя на страницы книг из преходящего и уже никогда в будущем неповторимого отрезка жизни человеческого общества, затем снова возвращаются к людям, обретя если не бессмертие, то, во всяком случае, мафусаилов век, и становятся современниками новых и новых поколений.
Подробнее: history.wikireading.ru
Роман «Евгений Онегин» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Работа над ним заняла у писателя более 7 лет: роман был начат в 1823г., а закончен лишь в 1830. В нем много необычного для читателей-современников Пушкина.
Необычен жанр: роман в стихах. Необычны герои, в которых читатели узнавали себя и своих знакомых. Необычно место действия романа — те же ресторан, театр, гостиные, где проводили свое время и они.
Так был создан первый в русской литературе реалистический роман.
Подробнее: www.kritika24.ru
(329 слов) В романе «Евгений Онегин» открытый финал. Татьяна отказывается от отношений с Онегиным. Он остаётся в отчаянии. Читателю примерно ясно, как сложится жизнь героини, но совершенно непонятно, что произойдёт дальше с Евгением. Существуют разные точки зрения на смысл открытого финала.
На Викитеке есть полный текст этого произведения «Евге?ний Оне?гин» (1823—1831) — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.
По мотивам романа Чайковский написал одноимённую оперу. Также существует много экранизаций и романа, и оперы, а также много пародий на отдельные части романа или только на его особый стихотворный размер (т. н.
«онегинская строфа»).
Подробнее: dikc.academic.ru
Роман «Евгений Онегин», который написал Александр Пушкин, работая над ним более семи лет с1823-1831 годы, является одним из самых значимых произведений русской литературы.
Работа над романом началась в мае 1823 года, когда Пушкин был в ссылке в Кишинёве. Сам Пушкин назвал свой роман в стихах «подвигом», и известно, что только в отношении «Бориса Годунова» поэт высказался подобным словом.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин на фоне описания русской жизни ярко показал судьбу дворянской интеллигенции.
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени.
На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня.
В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.
Автор знакомит читателей с главным героем романа – своим «добрым приятелем» Евгением Онегиным, который родился в Петербурге.
Отец Евгения жил на широкую ногу, давал в год по три бала, а затем разорился. Мальчика в раннем детстве воспитывала гувернантка, потом – француз гувернер.
Он обучал ребенка шутя, не слишком докучая строгой моралью. Когда мальчик подрос и вышел в свет, гувернера уволили.
Да ничем. Татьяна выходит замуж за князя вроде. Онегин ей в любви признается, она его отвергает. Николай
Роман заканчивается тем, что Татьяна, чью любовь Евгений Онегин отверг, вышла замуж за генерала. И сама отвергла признание Евгения в любви!<\p>
Вот тут-то Евгений и остался у разбитого корыта своей жизненки совсем один!
Подробнее: sprashivalka.com
Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах «Евгений Онегин».
Еще по теме: Александр Пушкин последние новости <\p>
Источник: https://www.chsvu.ru/chem-zakanchivaetsya-roman-pushkina-evgenij-onegin/
Сочинение «Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа (По роману А С Пушкина «Евгений Онегин»)»
У романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» открытый финал. Как заметил прозаик двадцатого века Владимир Владимирович Набоков: «С колен поднимется Евгений — но удаляется поэт».
Поэт удаляется, предоставляя читателю возможность и право самому осмыслить прочитанное.
Чтобы ответить на вопрос, произошло ли духовное единение героев в финале романа, следует внимательно рассмотреть их отношения на протяжении всего произведения.
Первая встреча Евгения Онегина и Татьяны Лариной происходит тогда, когда они находятся на разных ступенях нравственного развития. Онегин имеет уже значительный жизненный опыт.
Он всесторонне познал образ жизни петербургского высшего света, стал «истинным гением» в «науке страсти нежной». Не найдя применения своим способностям, «прямым Онегин Чильд-Гарольдом вдался в задумчивую лень».
Он разочаровался в жизни, в окружающих, в женщинах, да и в самом себе тоже. Именно в это время он знакомится с Татьяной.
Татьяна моложе Онегина, ей не довелось получить житейского опыта. Душа ее формировалась в условиях сельского уединения, общения с природой и усиленного чтения книг:
Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Нет ничего удивительного в том, что юная девушка восприняла нового знакомого, находясь под впечатлением от прочитанного, и он ей представился похожим на героев любимых романов. «Пора пришла — она влюбилась».
Онегин тоже сразу отметил необычность и своеобразие юной девушки. В разговоре с Ленским Евгений удивляется тому, что тот увлечен Ольгой. «Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. Чувства Татьяны находят выражение в письме, которое она пишет Онегину.
Это письмо по откровенности и силе чувств оказалось таким ярким, что, равнодушный ко всему, «получив посланье Тани, Онегин живо тронут был». Однако он не в силах разделить ее чувство. Когда между ними происходит объяснение, Онегин держится сухо и холодно.
Он лишь предостерегает Татьяну от повторения в будущем таких опрометчивых поступков:
Не всякий вас, как я, поймет.
К беде неопытность ведет.
Татьяна глубоко переживает отповедь Онегина. Ее чувства к нему не проходят даже тогда, когда Евгений, из-за пустячной, спровоцированной им же самим ссоры, убивает на дуэли Ленского и надолго исчезает из поля зрения девушки.
А тем временем ее духовное развитие продолжается. В разлуке с Онегиным она постоянно думает о нем и пытается понять суть его натуры. После посещения дома Онегина и знакомства с его библиотекой, где книги хранили «отметки быстрые ногтей», Татьяна лучше начинает представлять себе характер Онегина и задается вопросом: «Уж не пародия ли он?»
Когда спустя годы герои встречаются вновь, это происходит в петербургском высшем свете. Татьяна стала княгиней, женой видного генерала, в ее доме бывают самые знатные представители общества. Онегин поначалу не верит своим глазам:
Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья…
Зеркальная композиция романа меняет местами героев. Теперь Онегин оказывается в положении пылкого влюбленно-
го, а Татьяна стала совсем не похожей на прежнюю робкую девочку:
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон…
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!..
Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?..
Онегин пишет письмо Татьяне. Он раскаивается в том, что прежде отвергал ее любовь:
Свою постылую свободу Я потерять не захотел…
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
И так же, как ранее Татьяна писала ему: «Судьбу мою отныне я тебе вручаю», — так Онегин теперь признаётся:
Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.
В финале романа происходит последнее объяснение Онегина с Татьяной. В нем первая роль принадлежит ей, а не ему:
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я ?
Сегодня очередь моя.
Татьяна ведет разговор с позиций своего нравственного кодекса. Конечно, в ее отповеди Онегину есть и слова, в которых выражается прежняя обида, и даже едкое предположение
о том, что его внимание к ней имеет целью «соблазнительную честь» добиться победы над великосветской дамой. Но главное состоит в другом. Для Татьяны превыше всего ее супружеский долг и незапятнанная честь. Она отдает должное тому, что Онегин в тот страшный для нее час поступил благородно — и надеется встретить то же благородство с его стороны в теперешней ситуации:
Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? —
спрашивает она, а позже сама заявляет:
Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Итак, прямого ответа на вопрос о нравственном единении героев в финале романа Пушкин не дает. Однако заключительный разговор героев позволяет предположить, что чувства долга и чести в равной мере определяют характеры и Татьяны, и Онегина. В это смысле можно считать, что их неизбежная вынужденная разлука сохранит между ними чувство духовного единства.<\p>
Источник: https://litsochinenie.ru/proizoshlo-li-duhovnoe-edinenie-glavnyih-geroev-evgeniya-onegina-v-finale-romana-po-romanu-a-s-pushkina-evgeniy-onegin.html
Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Финал романа открыт. И в этом принципиальная позиция автора. Нам не дано предугадать, как сложатся судьбы героев. Роман Пушкина «Евгений Онегин» непредсказуем. Не случайно Татьяна, поначалу затмившая Онегина, в конце концов помогает ему «вернуть» утраченные права заглавного персонажа. 66<\p>
Благодаря именно ей буквально за миг до финала психологический портрет героя претерпевает еще одну существенную перемену. Встреча с Татьяной заставляет что-то шевельнуться в глубине «Души холодной и ленивой». Эпитет «туманный», который однажды уже был закреплен за поэтичным Ленским, в начале восьмой главы как бы ненароком применен к Онегину («безмолвный и туманный»), И эта «переадресовка» эпитета вполне уместна. Продолжая зависеть от «законов света» (его любовь к Татьяне тем сильнее, чем слаще запретный плод и чем неприступней молодая княгиня), Онегин тем не менее открывает в своей душе способность любить искренне и вдохновенно — «как дитя». Письмо (которое он пишет по-русски, в отличие от Татьяны, писавшей по-французски) — одновременно и светски-куртуазное, дерзко адресованное замужней женщине, и предельно сердечное.<\p>
И когда, не получив ответа, Онегин в отчаянии принимается читать без разбора, а затем пробует сочинять, — это не просто повтор эпизодов его биографии, о которых читатель знает из первой главы. Тогда (равно как в деревенском кабинете) он читал «по обязанности» ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
— то, что «на слуху», подражая духу времени. Теперь он читает Руссо, Гиббона и других авторов, чтобы забыться в страдании. Причем читает «духовными глазами»! Тогда он пробовал писать от скуки, теперь — от страсти и как никогда близок к тому, чтобы действительно стать поэтом, подобно Ленскому или даже самому Автору.<\p>
Онегину суждено пережить одно из самых горьких потрясений своей жизни — окончательный и бесповоротный отказ Татьяны, которая преподает тайно любимому ею Евгению нравственный урок верности и самоотверженной силы страдания. Этот отказ перечеркивает все надежды Онегина на счастье (хотя бы и беззаконное!), но производит в нем такой переворот чувств и мыслей, который едва ли не важнее счастья, едва ли не дороже его… Вторая кульминация служит окончательной развязкой — сюжетной линии и романа в целом.<\p>
И в этот миг высшего сюжетного напряжения Автор «покидает» героев; роман о любви, счастье и страдании завершен.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/7663-proizoshlo-li-dukhovnoe-edinenie-glavnykh-geroev-evgeniya-onegina-v-finale-romana-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin