Пейзаж в рассказе «макар чудра» (м. горький)

Анализ рассказа «Макар Чудра» Горького

Рассказ «Макар Чудра» написан в 1892 году и относится к раннему периоду творчества Горького. Здесь особенно отчётливо проявились его романтические идеалы. Повествование ведётся от лица рассказчика.

Обрамление – описание моря и беседа со старым цыганом. Внутри текста помещена легенда о любви двух цыган, которую вспоминает Макар Чудра. Таким образом, перед нами рассказ в рассказе.

Ниже вы найдете анализ рассказа «Макар Чудра» Горького.

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей.

Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю».

Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

Обратите внимание

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась.

Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

Анализ рассказа «Макар Чудра» – конфликт

В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.

В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт.

Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».

Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.

Важно

Прекрасная цыганка  способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором.

Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды.

Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.

В этой статье был представлен анализ рассказа «Макар Чудра». Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов. Читайте также по теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-makar-chudra-gorkogo

Основные сюжетные линии в рассказе “Макар Чудра” М. Горького

Сочинения › Горький М.<\p> Готовые Домашние Задания

“Макар Чудра” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький.

Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути.

Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы.

Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга.

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Совет

Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим.

Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья.

Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа.

Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”.

Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность.

Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.

Сочинения по теме:

  • Своеобразие творческой манеры рассказчика в притче “Песня о Соколе” сочинение
  • Сосуществование и взаимодействие в ранних текстах М. Горького автора и рассказчика сочинение
  • Новаторский образ Босяка в русской литературе сочинение
  • Глупый риск или благородный поступок? (по творчеству М. Горького) сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/raznoe-236/osnovnye-sujetnye-linii-v-rasskaze-makar-chudra-m-gorkogo

Ранние рассказы М. Горького («Макар Чудра», «Челкаш», «Мой спутник»)

М. Горький [А.М. Пешков] (1868-1936).От большинства писателей Серебряного века Горький отличается тем, что он не принадлежал к той утонченной культуре, к которой принадлежали символисты или акмеисты. Произведения С. в. обычно апеллируют к большим культурным пластам, к большой литературе.

Университетами Горького же правда были бесконечные путешествия. Прежде чем прийти в литературу, он искупался в такой гуще жизни, которая была никому не ведома. Он не принадлежал к какому-0то конкретному литературному направлению. Если творчество символистов и т.д. было осмыслением культуры, то творчество Горького скорее было осмыслением жизни.

Добиться смысла от жизни было, наверное, главной задачей Горького. Чаще всего мы встречаемся в литературе с писателями, которые априори это знают. У Горького этого не было, он добивался, добивался и еще раз добивался этого самого смысла жизни.Конечно, нельзя утверждать, что Горький не испытал никаких литературных влияний.

Раннее творчество – романтические мотивы.

Рассказ «Макар Чудра» стал первым опубликованным произведением Горького. Может быть, самое интересное – не основной сюжет, а жизненное кредо Макара. Он призывает избегать всяческой рефлексии и считает, что нужно просто впитывать в себя жизнь.

Человек – это и есть сгусток жизни, и главное для человека – воля (=свобода), воля впитывать в себя самые разнообразные впечатления жизни. Для демонстрации такой т.з. не зря выбран цыган – сильный и прекрасный естественный человек.Страсть – плен для души, для сильного человека главное воля, поэтому история Лойко и Радды разворачивается трагически.

Обратите внимание

Смерть как единственное средство сохранить любовь.Статья «Ницше и Горький».Рассказчик не участвует в событиях, никак не реагирует на речи Макара. Но это и значит, что рассказчик не вписывает себя в мир героев. Он их, а вовсе не себя считает достойными воплощения в литературе. М, в общем-то, так и не знаем, соглашается ли рассказчик с Макаром Чудрой. Рассказ «Челкаш» 1895.

Так же как и «Макар Чудра» открывается морским пейзажем. Но на этот раз это не вольное море, это современная цивилизация. Здесь дышит не воля, а труд (которым Макар Чудра отвергал, так как считал, что он порабощает людей). «Страстный гимн Меркурию» (Меркурий – бог торговли). Гришка Челкаш выделяется из толпы своим сходством с хищным ястребом.

Свобода для Гаврилы – самостоятельное хозяйство, но сам он беден, поэтому ему придется идти в зятья к богатому мужику и работать на тестя. Гришку этот Гаврила раздражает, потому что тоже смеет любить свободу, понимая ее по-своему. Челкаш «нанимает» Гаврилу, отношения хозяин – работник. Челкаш понимает, что в его руках жизнь Гаврилы.

Но сам становится несвободным, потому что вступив в подобные отношения он вступает в те социальные отношения, из которых когда-то сознательно ушел. В конце концов Челкаш испытывает к Гавриле нечто «отеческое» и «хозяйственное». Потом оказывается, что в прошлом у Челкаша был хозяйственный отец, добрая мать, красавица жена.

Все было хорошо в его деревенской жизни, но он отказался от нее. Тоска по деревне (мера несвободы Челкаша) возникает у Челкаша именно вследствие отношения к Гавриле как хозяина к работнику.Наутро после «дела» Гаврила оказывается в ситуации выбора: вернуться в деревню, продолжать грабить или получить те большие деньги, которые забрал себе Челкаш.

Челкаш и Гаврила становятся испытанием друг для друга. Они оба проходят через сомнения, их система ценностей пошатнулась. Душа Гаврилы оказывается погубленной. Челкаш остается при своем презрении к жадному крестьянству и деньгам. Свободным в итоге будто бы оказывается Челкаш, но весь рассказ построен так, что приходтся в этом сомневаться.

Свобода Челкаша оказывается получена ценой свободы Гаврилы.В результате оказывается, что безграничная свобода невозможна. Меркурий – бог воровства и торговли. Получается, при решении проблемы свободы разница в торговле и воровстве нет. Получается, что свободный и сильный человек должен быть одинок, если он хочет сохранить свою независимость Если сравнить два рассказа («М.

Читайте также:  Список литературы на лето для 11 класса

Ч.» и «Челкаш»), увидим, что речь идет об одной и том же. Но в первом рассказе действие идет в неком условном пространстве, а в «Челкаше» проблема погружена в социальный контекст. Отношения хозяин-работник = власть-подчинившийся власти.Еще одна нота, которая возникает в «Челкаше» в самом конце: все смыло. События проходят бесследно. В этом мире ничего не меняется.

Важно

Тогда: был ли вообще какой-то смысл в том, что произошло между героями, если время смывает все?Итак, первые итоги: восхищение свободы и силы, в которых красота человека; свободен человек постольку, поскольку он одинок + сомнение в наличии смысла этой самой жизни.Горький начал печататься в 90-е, когда еще не отгремела битва между символистами и народниками.

Сотрудничал в журнале «Северный вестник», в котором печатались старшие символисты. Конечно, никаким символизмом в раннем творчестве Горького и не пахнет, но какие-то идеи Мережковского оказались ему близки. Стриндберг с культом витальности и жизненных сил человека. Критика незамедлительно записала Горького в ницшианцы («Так говорил Заратустра»). Толстой, Короленко.

Лекции. МЧ – 1-е опубликованное произведение (1892).Смысл: не нужно никакой рефлексии по поводу жизни (???).

Для человека главное – воля (ср. сам Горький очень гордился тем, что не принадлежит ни к какому литературному направлению – свобода). Изгнан => вне цивилизации, «естественный человек», «сильный и прекрасный человек».

И пейзаж под стать такому человеку: море и костёр.

Страсть – это плен для души => для свободных людей нет выхода, конец трагический.

Челкаш (1895). В начале – морской пейзаж, но море здесь не свободно, оно помещено в контекст цивилизации (порт). Это не воля цыганской жизни, а труд. Само море подчинено труду.

Гришка Челкаш – заядлый пьяница и ловкий «смелый вор». Его поначалу раздражает, что Гаврила тоже смеет любить свободу. Тогда он жестоко предлагает ему вступить в привычные для того отношения хозяин-работник. Но это накладывает рамки и на Челкаша: по отношению к Гавриле он чувствует «нечто отеческое».

Сам Челкаш тоже из деревни. Любовь к деревне – мера несвободы Челкаша.

Эти два героя становятся испытанием друг для друга.

В конце (после споров из-за денег) победителем в духовной схватке оказывается Челкаш, а душа Гаврилы погублена. Но ведь цена этой победы – рабство Гаврилы. Абсолютной свободы, которую проповедовал Макар Чудра, нет. Или человек должен быть совершенно одинок.

Смытые с песка следы всего произошедшего – указание на то, что любые события проходят бесследно. А был ли смысл в разыгравшейся драме?..

Раннее творчество Горького: восхищение красивым и свободным человеком, жизнью (но одновременно и сомнение в её смысле).

Мережковский «О причинах упадка…». Есть две тенденции: растворение в боге или обожествление «я». Для Горького характерен 2-й подход.

Критики немедленно отнесли Горького к ницшеанству. Ср. «Так говорил Заратустра», где проповедуется сильный и красивый человек.

Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 г.

Совет

В ранних произведениях Горького реализм сильно смягчен романтизмом, и именно этот романтизм обеспечил Горькому успех в России, хотя именно реализм перенес его славу через границу.

Для русского читателя новизна ранних рассказов Горького была в их бодрой и бесшабашной молодости, а для иностранного читателя — в безжалостной резкости, с которой он описывает жизнь низов общества.

Самые первые рассказы Горького чисто романтичны.

Таковы Макар Чудра и Старуха Изергиль (1895), как и его ранние стихи и известнейшая Песня о Соколе, с припевом ”Безумству храбрых поем мы славу”.

Этот очень театральный и безвкусный романтизм был действительно заразителен и внушил обкормленному Чеховым русскому читателю больше любви к Горькому, чем все остальные его произведения.

К 1895 г. Горький отказывается от традиционного набора форм своих рассказов о цыганах и разбойниках и переходит к манере, где реалистическая форма сочетается с романтическим вдохновением.

Первый рассказ Горького, опубликованный в ”большой” прессе, — Челкаш (1895) — является и одним из лучших.

Другие рассказы такого же рода: Мальва (1897), где Мальва — женская ипостась Челкаша, и Мой спутник (1896) — по созданному характеру лучший из этой серии.

Примитивный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идет пешком из Одессы в Тифлис, — действительно замечательное создание, достойное стать рядом с самыми лучшими горьковскими зарисовками характеров. В рассказе нет ни капли идеализации Шакро, хотя очевидно, что ”художественная симпатия” автора целиком на его стороне (ПОЧЕМУ???).

Обратите внимание

Келдыш В.А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 тт. М., 1983—1994.Уже в самых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского творчества — пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку, идея активной личности.

Поначалу, в 90-е годы, этот духовный комплекс предстал в двух художественных линиях: реалистической (прежде всего цикл рассказов о людях, отпавших от своей среды) и романтической («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и др.). В романтическом сказании и в рассказах об окружающем переплелись реалистическая и интенсивная романтическая образность.

Главное же, что и тому и другому циклу произведений, еще очень художественно неровных, свойственно ощущение атмосферы грозового времени, близких потрясений. В изображении центральных персонажей реалистического цикла — босяков, «выломившихся» людей (рассказы «Челкаш», «Мальва» и др.

) — соединились неприглядная правда жизни и одновременно «романтическое» помышление о ней.

Писатель по-новому осмысливает знакомую и прежде русской литературе тему изгоев общества, жизни «дна». Герой Горького в своем непосредственно социальном, в том числе «люмпен-пролетарском» обличье, так же бесплоден, как и его литературные предшественники.

И вместе с тем возвышен над ними незаурядными задатками — душевной гордыней, жаждой независимости, — искаженными в нем самом, но многообещающими. И в этом другом своем, не «эмпирическом», а возможном содержании он сходится с горьковскими людьми из легенд.

Два ряда персонажей тесно сближены и подчеркнуто личностной проблематикой, равно касающейся их положения в мире и их отношения к нему. Самоутверждающийся герой раннего Горького чаще всего одинок. Он отвергает окружающее общество в целом, противопоставляет себя ему. И в этой позиции открываются как сильные стороны его духовной сущности, так и уязвимые.

34. Повесть М. Горького «Фома Гордеев».

Повесть «Фома Гордеев». 1899. Тот же комплекс проблем, но они помещены в еще более «реальную» социальную среду. Приволжский провинциальный город, совершенно конкретная социальная среда – купечество. Цель жизни для Игната – жажда денег, но без меркантильности; это тоже проявление красоты жизни. «В теле Игната жило три души…».

Совместима ли вообще свобода и труд? Таким же сильным хозяином как он сам Игнату представляется жизнь. Между человеком и его делом такая же борьба, как между мужчиной и женщиной. У Горького вообще всегда, когда встречаются две реальности, между ними – отношения бооьбы.

Важно

Можно найти отсылки к классическим текстам в отношении денег – «Скупой рыцарь», «Подросток», «Идиот». Но интерпретация денег как физической силы – собственно горьковское. Здесь перед нами скорее не купеческий тип, а человеческий тип.

Противоположный тип – Яков Маякин, из древнего купеческого рода, в конце концов – главный онтогонист Игната. Если в Игнате живет три души, то у Якова два лица. Мозговая сила Маякина. Главная позитивная мысль Маякина – социальной жизнью в государстве должны управлять купцы.

Замечательны рассуждения Маякина о культуре: культура – дело и порядок жизни. У всех купцов темное прошлое. Фома Гордеев тоже сильный человек. Мозговой силе Якова Маякина Фома противопоставлен еще как и человек чувствующий. Беда Фомы в том, что он задумался (разговор с любовницей Сашкой (?) ). Но силы ума ему не хватает.

Думает он о смысле жизни. Оказывается, что мыслям такого рода никакой силы и ясности не обрести. Фома отличается от всех остальных. В тексте неоднократно подчеркнута неясность сознания Фомы. Люба – тот же туман сознания.

Лекции. Действие происходит в приволжском городе, в купеческой среде (аллюзия на Островского). Купечество – молодое, свежее сословие. В этом оно противостоит интеллигенции. При этом Горький не идеализирует купцов.

Изображена смена поколений. Игнат более сильный и цельный человек, чем Фома. Ему всегда способствует удача, потому что «совесть непобедима лишь для слабых духом». В жажде обогащения Игната есть и своя красота. Деньги как сила, родственная физической силе и вообще жизни.

Другой вид купца – Яков Маякин. Уродлив (Игнат красив), прячется за личиной. Его сила – ум. Яков «сильнее, но хуже» (Фома) Игната.

Фома тоже сильный человек, в нём та же живая сила Игната, противопоставленная уму Якова.

Фома – человек с «большой дерзостью сердца». Маякин: сердце есть, «ума, значит, нет».

Совет

Проблема Фомы в том, что он «задумался», но силы ума у него нет. Он думает не о прибыли, а о смысле жизни (ср. билет 32: смысла в жизни нет). Его мысли «неопределённы». Всё «особенное», что было в Фоме, так и не поддалось определению. Фома не может совладать ни с собственной мыслью, ни с собственной жизнью.

Эту неясность можно было бы объяснить необразованностью, но Люба Маякина тоже не понимает, в чём смысл жизни. Тема скуки жизни. Сильные люди не скучают, но остальным почему-то ужасно скучно, в т.ч. и аристократии, хотя у них и есть образование.

Впервые появляется положительный образ рабочих – наборщики. Ежов призывает их к объединению с интеллигентами, он считает, что именно они должны создать новую культуру. Но им это непонятно.

Идея свободы: Фома просит у Якова или отдать ему всё дело или забрать совсем. Он хочет быть полностью свободен. Но в конце он «погибает» и оказывается изгоем.

Келдыш В.А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 тт. М., 1983—1994. В ФГ интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре снова оказывается анархический бунтарь Фома Гордеев, многим близкий ранним горьковским героям.

Однако он значительно глубже вписан в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени.

Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.



Источник: https://infopedia.su/3xc316.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

История создания

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псев­донимом Максим Горький.

Этим рассказом начинается романтиче­ский период в творчестве писателя. К романтическим произведени­ям М.

Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя.

Обратите внимание

В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, — на­стало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это нач­нет, — жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».

Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чуд­ра — старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, та­бор которого странствует по югу России.

Род, жанр, творческий метод

Цикл романтических произведений М. Горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным литературным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). Для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности.

Так по­строен и рассказ «Макар Чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». Макар Чудра выступает не только в ро­ли главного героя, но и в роли рассказчика.

Такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, помогает в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. Действие рассказа разворачива­ется на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. Это атмосфера свободы.

Рассказчик отводит себе роль мудрого созерца­теля жизни. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.

Читайте также:  Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни

Тема

Тема романтических произведений писателя — стремление к свободе. О воле и свободе рассказывает и «Макар Чудра». В основу произведения положена поэтическая история любви Лойко и Рад- ды, рассказанная Макаром Чудрой. Герои красивой легенды не мо­гут сделать выбор мевду гордостью, вольнолюбием и любовью. Страсть к свободе определяет их помыслы и поступки. В результате оба погибают.

Идея

В небольшом по объему рассказе заложены идеи свободы, кра­соты и радости жизни. Рассуждения Макара Чудры о жизни свиде­тельствуют о философском складе ума старого цыгана: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя.

Важно

Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…». Макар Чудра говорит о стремлении к внут­ренней свободе, свободе без ограничений, так как только свобод­ный человек может быть счастлив.

Поэтому старый мудрый цыган советует собеседнику идти своим путем, чтобы не «загинуть даром». Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть, так считают герои этого рассказа. Именно этим продикто­ваны поступки Лойко и Радцы.

В рассказе Горький выступил с гим­ном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, по­клонение силе, прославление свободы нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».

Характер конфликта

Для старого цыгана самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга.

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независи­мость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать.

Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Основные герои

В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку.

Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведо­ма ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, и все тут! » По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Раддой.

Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собствен­ную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, по­скольку «всякий сам учится».

Совет

Вопросом на вопрос отвечает он сво­ему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастли­выми? Нет, не можешь».

Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которо­го ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира.

Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи за­думчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …

окружающая нас мгла осенней ночи вздраги­вала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безгранич­ную степь, справа — бесконечное море… ».

Безусловно, романтическое начало заключено в героях краси­вой легенды — молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни.

Для Лойко высшей ценностью является свобода, от­кровенность и доброта: «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возь­ми.

У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю.

А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразре­шимое противоречие мещу Раддой и Лойко — любовью и гордо­стью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смер­тью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Сюжет и композиция

Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга.

Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Обратите внимание

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным уни­жением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа является его по­строение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду.

Она помогает глубже по­нять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда — идеалы свободолюбия.

Он уверен, что два прекрасных чув­ства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Другой особенностью композиции этого рассказа является на­личие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.

Художественное своеобразие

В романтических произведениях Горький обращается к роман­тической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества.

Многообразна палитра изобразительных средств, которые ис­пользовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «…улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «… сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…», «… зашатался, как сломанное дерево» и т.д.

Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос — голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.

Важно

Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, на­пример, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рас­сказ обращением к собеседнику, называя его соколом: «Эге! Было, сокол…», «Вон он какой был, сокол!..», «Вот она какова была Радда, сокол!..

», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.

Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия.

В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь зали­ла…», «На всю степь гаркнул Лойко…».

Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Мор­ской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».

Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распе­вает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган.

Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспре­дельное: беспредельную ширь моря и степи, бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым гро­хотом, с ее сверкающим блеском.

Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радце, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее кра­соту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Значение произведения

Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, В.Г.Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением.

Совет

Значение ху­дожника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений.

Горького любили люди, чьи имена вне­сены в священный список создателей русской культуры.

Истоки романтических произведений будто ясны. Отсутствующее в реальности воспето в легендах. Не совсем так В них писатель вовсе не отказался от главной для себя сферы наблюдений — за противоре­чивой человеческой душой.

Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей.

Мотив этот усилен от лица сказителей, которых слушает автор: цыгана Макара Чудры, бессарабки Изергиль, старика татарина, передающего сказание «Хан и его сын», крымского чабана, поющего «Песню о Соколе».

Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. О Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься».

Вот почему возника­ют образы-символы «огненного сердца», полета, битвы. Величавые сами по себе, они еще укрупнены «участием матери-природы». Она украшает мир голубыми искрами в память о Данко.

Реальное море внимает «львиному реву» легендарных волн, несущих призыв Сокола.

Встреча с небывалой гармонией чувств и деяний зовет к пости­жению сущего в каких-то новых измерениях. Таково подлинное влияние легендарного героя на личность.

Обратите внимание

Об этом нужно помнить и не подменять содержание романтических произведений Горького однозначным призывом к социальному протесту.

В образах Данко, Сокола, как и в гордых возлюбленных, молодой Изергиль, воплоще­ны духовный порыв, жажда красоты.

Горького больше волновали раздумья, каков есть и каким дол­жен стать человек, чем тот реальный путь, который лежит к будуще­му. Грядущее рисовалось полным преодолением исконных духов­ных противоречий. «Верю, — писал Горький И.Е. Репину в 1899 г.

, — в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совер­шенствованию духа . Нужно, чтобы интеллект и инстинкт сли­лись в гармонии стройной…» Жизненные явления воспринимались с высоты общечеловеческих идеалов. Потому, видимо, Горький ска­зал в том же письме: «…

я вижу, что никуда не принадлежу пока, ни к какой из наших «партий». Рад этому, ибо — это свобода».

(По книге ЛА. Смирновой «Русская литература конца XIX — начала XX века», М.: Просвещение, 1993)

Точка зрения

Н.Я. Стечкин (1854-1906). Ведущий критик и публицист журна­ла «Русский вестник», консерватор, монархист и государственник. Писал под псевдонимом Стародум. Фрагмент из работы «Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словес­ности и в жизни русского общества».

…Бродяжество признается Чудрою высшим делом человека. Это — не мнение кочевого по природе человека — цыгана. Это слу­чайно вложенное в уста цыгана Чудры учение самого автора.

Слиш­ком по-образованному рассуждает этот цыган, хотя автор и старает­ся некоторыми штрихами придать его рассуждениям цыганский ко­лорит. «Ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай».

Это не наивное суждение старика-цыгана, а домысел больного, тронутого цивили­зацией ума. Сравните Чудру со стариком-цыганом в бессмертной поэме Пушкина «Цыганы».

Условия стихотворного изложения за­ставили поэта вложить в уста темного цыгана речь, соответствую­щую лицу более образованному, но гений поэта даже в рассказе старика об Овидии сумел сохранить наивность и простоту перво­бытных понятий и чувствований человека, близкого к природе.

Важно

У Макара наоборот, — вопросы о том, можно ли научиться сде­лать людей счастливыми, нужен ли труд. У Макара не наивное без­верие, а издевательство человека-практика над Божеством.

Читайте также:  Почему трусость связывают с бесчестием?

Макар учащему его, что Бог дает просящим все ими просимое, прямо ста­вит вопрос: попроси у Бога новой одежды вместо твоей рваной.

Ма­кар любит свободу, но не свободу в широком духовном значении этого великого слова, а свободу как возможность не трудиться, не заботиться ни о чем и слоняться из угла в угол.

Для характеристики избранного автором действующего лица исповедание веры, вложенное в уста Чудры, ничего не дает, так как такой Чудра никогда не мог ничего подобного сказать. Это — мысли самого автора, которыми он спешит поделиться с читателем в пер­вых строках своего писательства.

Макар Чудра вообще ни при чем в рассказе, озаглавленном его именем. Во второй части этого рассказа Макар повествует об одном случае, которого он в своей цыганской жизни был свидетелем. Слу­чай этот — любовь с трагической развязкой молодого цыгана Лойки Зобара к красавице-цыганке Радде.

Зобар был знаменит. «Вся Венг­рия, Чехия и Словения, и все, что кругом моря, знало его, — удалый был малый». Радда была так красива, что словами это описать не­возможно. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Радда немало по­губила сердец.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/analiz-proizvedeniya/6350-makar-chudra-analiz-proizvedeniya

Разработка урока “Рассказ М. Горького “Макар Чудра” в 8 классе

План-конспект урока в 8 классе по теме «Биография Максима Горького. Анализ рассказа «Макар Чудра»»

Тип урока: урок усвоения нового материала

Цели урока: <\p>

  • создать условия для формирования представлений о понятии «неоромантизм» на основе известного понятия «романтизм».

  • развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания, грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

  • содействовать совершенствованию универсальных учебных действий, таких как сохранение и передача информации, определение целей предстоящей работы, свободное и правильное изложение мыслей в устной и письменной форме.

Методы и приемы: работа с текстом учебника, эвристическая беседа

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как настроение?<\p>

  1. Повторение ранее изученного материала.

Тест:

1. Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательное авторское изложение событий.

2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) возмущение;

б) восторг;

в) пренебрежение

3. Что особенно умиляет автора во внешности полковника на балу? <\p>

а) шляпа <\p>

б) сапоги <\p>

в) мундир <\p>

г) галстук

4. О событиях какой эпохи рассказывает Иван Васильевич?

а) Александра 2

б) Николая 1

в) Николая 2

5. Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «…Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае…»?

а) Вареньке

б) Ивану Васильевичу

в) Петру Владиславовичу

6. Какой прием использует автор для изображения сцены бала и сцены после бала

а) Гипербола

б) Антитеза

в) Метафора

  1. Открытие темы урока. Постановка целей.

Рассказ какого автора вы читали к этому уроку? (М.Горького) Как называется рассказ, который вы прочитали? (Макар Чудра) Давайте сформулируем и запишем тему сегодняшнего урока. (запись темы урока на доске и в тетрадях)

Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать? (ребята озвучивают цели урока)

  1. Знакомство с биографией писателя.

Хорошо.

Скажите, вам знаком автор рассказа? (Да) С какими произведениями М.Горького вы встречались? («Детство», «Старуха Изергиль»)

Давайте вспомним некоторые биографические сведения о М.Горьком. Для этого прочитаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству писателя. Открываем стр. …, читаем и составляем план.

Несколько учеников зачитывают получившиеся планы.<\p>

  1. Анализ рассказа «Макар Чудра»

Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».

Скажите пожалуйста, как вы думаете, в каком литературном направлении работал М.Горький. В духе какого литературного направления написан рассказ? (романтизм)
(Резерв: Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода?)

Верно. Давайте вспомним что такое романтизм? Давайте найдем определение в учебнике и запишем его в тетрадь. (Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)

Хорошо.

Скажите, в каком году был впервые опубликован рассказ «Макар Чудра»? (В 1892) Согласитесь, что это уже далеко не начало 19 века, как сказано в нашем определении? (Нет) Направление, в духе которого написаны ранние произведения М.

Совет

Горького литературоведы называют неоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм). Отлично, давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)

Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма? (да, совпадают, но есть и новаторство авторов).

Давайте вспомним основные характерные черты романтизма.

С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы? («Тарас Бульба», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»).<\p>

Для того, чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра».

Для начала обратите внимание на пейзаж. М.Горький начинает свой рассказ с описания природы. Автор изображает главного героя на фоне природы. Давайте найдем в тексте описание природы.

<\p>

С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов.

Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Почему море, степь, предельно широкое пространство? Как это связано с образом рассказчика? Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя?

(Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь – безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)

Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.

Вторая черта – герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.

Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.<\p>

«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, – как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Хорошо.

Обратите внимание

Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (нет) Почему?
(развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя)

Это еще одна черта романтизма. Давайте запишем ее. (Внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям)

Мы не можем составить портрет внешности героя, но можем составить речевой портрет т.к. автор дает герою право говорить. Как герой проявляет себя через речь? Что вы услышали в речи героя? Как она его характерезует?

(Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « — Эге! Было, сокол…», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..

», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» -— вместо Словакия.

В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила…», «На всю степь гаркнул Лойко…».

Притчевая, фольклорная речь)

Давайте, обратимся к композиции рассказа. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием вставного рассказа или рассказа в рассказе) Верно. Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре?Вот, например, если в рассказе Л.Н.

Толстого «После бала» вставной рассказ играет главную сюжетную роль, то здесь это не совсем так. А как? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего использован этот прием?

(Автор заставляет героя рассказывать легенду и т.о.

задает определенную систему человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда в первую очередь служит средством раскрытия образа главного героя. )

Поэтому чтобы понять образ Макара Чудры, обратимся к легенде о Радде и Лойко Зобаре.

Назовите основные черты характера Лойко и Радды?

(Лойко – свобода и независимость, Радда – гордость)

Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью). Но что для каждого важнее?<\p>

Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.<\p>

Радда:

«Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила.

Важно

Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше.

А без него мне не жить, как и ему без меня…»<\p>

Что для нее важнее? (гордость, воля, свобода)

Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей.

Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею! <\p>

А что важнее для Зобара?

(любовь, но и свободу терять он не хочет)

Итак, друг без друга герои не могут. И потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят?
(выхода не нашли…на компромисс тоже, Лойко поставил свою гордость выше любви, Радда – свою свободу.)

Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Жуковского, Лермонтова, Пушкина.

Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

<\p>

Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? ( он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами) А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите.

(не согласен с ней)
Верно, уже в начале рассказа прослеживается скептицизм Макара Чудры к словам повествователя.

В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

Давайте сделаем вывод. Что хотел сказать нам автор своим рассказом? По вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли выбирать?
(Как бы прекрасны не были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням , в которые превратились герои )

Ребята, давайте подведем итоги. Что мы сегодня узнали?

Ребята, дома письменно отвечаем на вопрос 11.<\p>

Источник: https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-rasskaz-m-gor-kogho-makar-chudra-.html

Ссылка на основную публикацию