Итоговое сочинение – Честь и бесчестие (примеры сочинений)
Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Честь и бесчестие”. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.
Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения.
Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.
В. Г. Белинский
Ф. Вольтер
Б. Паскаль
А. П. Чехов
А. Шопенгауэр
<\p>
Честь, достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – вот основные показатели действительно стойкого и сильного, волевого человека.
Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его трудно, а то и невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, это личность.
Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.
Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны.
История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера.
Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда.
Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала.
И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.
Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы.
Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет.
Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить.
Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.
Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.
В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед.
Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести.
Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.
В наше время кажется уже, что понятия “честь и достоинства” устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках.
Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. ” Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России”, – говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести “Капитанская дочка”: “Береги честь смолоду”.
Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль.
Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.
«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», – как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.
Всего: 302 слова
<\p>
В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.
В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства.
Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться.
Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.
Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.
В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.
Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.
Но, пока жив человек, жива и честь.
Всего: 206 слов
Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне.
ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью.
Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство».
Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.
Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь.
Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова.
Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».
По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных.
Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу.
Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.
Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.
Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага.
Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем.
И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.
418 слов
<\p>
Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.
Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.
В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.
Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.
Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.
Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.
Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.
Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.
Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.
Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.
Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.
Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.
Всего: 426 слов
<\p>
Источник: https://7oom.ru/sochinenya/sochinenie-chest-i-beschestie.htm
Трусость — что такое, причины и как бороться?
Трусость – невозможность к действиям в период реальной (или воспринимаемой как реальную) угрозы, преступная слабость или деятельность в период невозможности контроля своего страха.
Страх – это нормальная реакция организма на угрозу для функционирования и целостности организма. Он есть всегда и встречается у всех людей, с сохранной психикой и полноценным развитием.
Однако, все мы с ним боремся как в бытовых, так и экстремальных ситуациях.
Мы можем бояться знакомиться с родителями нашей избранницы, подниматься в прозрачном лифте, и идти просить повышение у руководителя, а можем – бояться идти в бой, понимая реальную угрозу нашей жизни. Но, мы берём себя в руки, и не отступаем. А вот некоторые отступают, убегают.
Это и называется трусостью.
Иногда не просто «сдаются», а готовы совершить всё что угодно, осознано или нет. И одно дело, когда мы поворачиваем в сторону перед кабинетом начальника. Ну что же – будем сидеть ещё на низкооплачиваемой должности.
И совсем другое дело, когда ради личного спасения трусы готовы расстреливать своих пленных товарищей, топить женщин и детей, снимая с них спасательные жилеты во время кораблекрушения.
Поэтому к трусости всегда негативное отношение и она оценивается как «преступная» деятельность или бездеятельность. Отсюда хорошо прослеживаются различия между страхом и трусостью.
Различие страха и трусости
Основных различий между страхом и трусостью можно выделить несколько.
- Страх – это реакция организма на угрозу, а трусость – это всегда поступок (причём пассивность – это тоже ведь поступок).
- Отсюда идёт следующее понятие, трусость всегда связана с волевой детерминацией деятельности, вернее её недостатком.
- С трусостью связывают глубинные личностные установки, которые формируются каждой личностью, и не которые влияют очень многие факторы. Таким образом, на упомянутое понятие влияют все отношения, которые закладывались ребёнку, его моральные догмы, способность принимать решения, чувство ответственности, в общем — развитость его личности с психологической стороны. Поэтому, одни люди предпочтут расстаться с жизнью, если на весы положена жизнь ребёнка; а другие впитывали установку, что дети – не великая ценность и спокойно предпочтут свою выгоду, в экстремальной ситуации.
Поэтому, из этих различий, отлично выводятся причины трусости.
Причины трусости
Итак, на основании вышеперечисленного, давайте подробно остановимся на причинах формирования трусости и приведём соответствующие примеры.
- Особенность формирования эмоционально-волевой сферы. Многие родители сами не замечают, как формируют в ребёнке такую особенность. Когда малыш чего-то боится и просит, чтобы ему разрешили это не делать, мы соглашаемся, таким образом закладывая дефект развития его упомянутой сферы. Например, ребёнок боится идти знакомится со старшими ребятами, участвовать в соревнованиях, выступать перед публикой. Позволяя избавляться от таких ситуаций без волевых усилий, мы формируем такой тип реагировании и в дальнейших «взрослых» ситуациях. Человек будет стараться избежать проблемы. Потому что, воля у него не развита, и его страх не контролируется ей.
- Но, бывает, что мы не просто позволяем избегать проблемную ситуацию, а делаем что-то вместо ребёнка. Посыл, с которым мы «вмешиваемся» в чужое дело, станет основой для посыла формирования трусости. А это может быть:
- «ты ещё маленький», «всё у тебя не слава богу» и т.д. Этот посыл понижающий самооценку, ставящий маленького человечка на уровень «ничто». Таким образом, в критической ситуации, человек будет склонен спускаться на уровень базовых потребностей и вести себя, как биологическое существо. А у животного ведь совсем немного потребностей. И главная – выжить любой ценой. Значит, в ситуации опасности, такой трус просто будет выживать любой ценой.;
- «ты супер, а остальные – хуже». Ситуация. Когда у малыша формируется сверхценность себя любимого. Поэтому трусость будет идти от привычки «не напрягаться» ради других.
- И, наконец, моральные установки и примеры значимого окружения влияют на формирования способов реагирования в критической ситуации. Ты уже говорили о личностном эгоцентризме. Но, этим не ограничивается ситуация. Патриотическое воспитание, общественные нормы, принципы благородства – это всё не пустые слова. Это постулаты, которые формируют всё наше сознание. И, если кто-то готов умереть за идею, другие будут бежать со всех ног, спасая свою жизнь.
Как бороться с трусостью?
Давайте разделим этот пункт на две большие части: глубинная проработка себя и ситуативные принципы борьбы с «приступами трусости».
Если мы готовы на глубинную проработку проблемы, мы просматриваем все возможные моменты, которые могли привести к формированию такого способа реагирования на ситуацию:
- Повышаем уверенность в себе, для этого придётся поработать, найти причины. Поэтому, в этой ситуации лучше поработать с психологом;
- Прибегаем к «перемотивации». Побудительные мотивы заставляют нас совершать какой-либо поступок. Или не совершать его. Но, если мы находим другой, значимый для нас мотив, поступать мы будем совсем по-другому. Так, видя, что половина офиса улетела на отдых за границу, а ты не можешь себе это позволить, находится иной мотив, чем «достоин большего, наверно…». Он звучит: «хочу на отдых, не могу уже без него!». В ситуациях более глобальных, например, во время Великой Отечественной войны, люди находили более важные ценности, чем личная жизнь: Родина, будущее близких людей;
- Формируем понятие личностной ответственности: никто за вас не будет виноват, если вы взрослый человек. Это в детстве можно было сказать: «а бабушка не положила мне пенал» или «а это мама одела мне это платье». Вы и только вы должны отвечать за свои действия или своё бездействие. Но, если человек взрослого возраста не привык отвечать за всё это, то с такой проблемой обязательно стоит обратится к психологу. И, скорее всего, ему будут вменяться не только трусость, но и безответственность, непунктуальность и проблемы межличностного взаимоотношения;
- Учимся контролировать инстинктивные проявления. Убежать, спрятаться от проблемы, «напиться и забыться» — всё это инстинктивные проявления самосохрания путём наименьшей затраты энергии. И снова – развитие нашей драгоценной воли. Контроль себя в ситуации острого страха, постоянных волнений, готовность к экстренным действиям начинается с малого: публичных выступлений, обычных знакомств на улице или в новом коллективе. Чем больше вы будете взаимодействовать с миром и понимать, что мир вам не враг, чем больше вы будете преодолевать и немного заставлять себя в мелочах, тем легче будет принимать волевые решения в важных и судьбоносных ситуациях. Значит, в последний момент, вы не струсите.
Ситуативные принципы борьбы также направлены на выработку контроля над собой. Это и дыхательные упражнения, уменьшающие чувства напряжённости и готовности к импульсивным действиям; и экспесс-методы, позволяющие сконцентрироваться на важном мотиве; и, наконец, методы, позволяющие «создавать» себе «помощников» или находить внутренние резервы, чтобы не струсить.
<\p>
Источник: https://psihter.ru/strahi-i-fobii/trusost/
Трусость и предательство.Как связаны эти понятия?
Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному
намерению, а по слабости характера.
Франсуа Ларошфуко
Трусость и предательство: как связаны эти понятия? Мы привыкли считать, что измена — это тщательно продуманный хитрый план подлого, нечестного человека. Но всегда ли это так? Уверена, что нет.
В большинстве случаев предателем движет вовсе не коварство и стремление к собственной выгоде, а слабость характера. Именно трусость, неспособность совершить смелый поступок ради того, что тебе дорого, порождают предательство.
О причинах и истоках этого явления размышляли многие русские и зарубежные писатели, но я бы хотела остановиться на повести Владимира Железникова «Чучело».
Главная героиня произведения —шестиклассница Лена Бессольцева, недавно сменившая школу, переехавшая в дом своего деда, странного замкнутого человека, из-за которого ее сразу же невзлюбили новые одноклассники.
Что только ни делала девочка, чтобы угодить глубоко презирающим ее сверстникам: с улыбкой встречала все колкости о себе и своем дедушке , отзывалась на обидное прозвище «чучело».
Но ничего не помогало: жестокие дети по-прежнему высмеивали беднягу! И если бы не Дима Сомов, самый авторитетный мальчик в классе, который стал заступаться за Лену, она бы, наверное, чувствовала себя совсем одиноко.
Между героями завязалась крепкая дружба, переросшая во влюбленность, но вскоре она дала трещину из-за трусливого предательского поступка Димы, случайно выдавшего учительнице прогулявших урок одноклассников, не решившегося рассказать им об этом.
И тогда Лена, смелая и благородная девочка, взяла всю вину на себя в надежде на то, что ее другу станет стыдно, и он сам во всем признается. Но, к сожалению, у Димы не было ни того мужества, ни той отваги, которыми обладала Лена. Он струсил…
Стал предателем, потому что побоялся упреков и издевательств. Дима знал, как жестоки бывают его сверстники.
Знал и то, что намного легче будет принять их сторону: прекратить дружить с «чучелом» и стать таким же, как злопамятные и бессердечные Миронова, Валька, Шмакова, Попов, считавшие предателем Лену…
Один трусливый поступок тянет за собой другой: Дима не только не рассказал правду одноклассникам, не оценил смелый поступок Лены, но и лично поджег уродливое соломенное чучело, которое дети изготовили специально для того, чтобы показать свою ненависть к Бессольцевой.
Трусость и предательство, идущие рука об руку, порождают жестокость! И причина всего – слабость характера, неспособность проявить мужество, отвагу во имя добра и справедливости, дружбы и любви! Дима, изменник и трус, предал всех: и своих старых одноклассников, и Лену, и, главное, самого себя…
(383 слов)
Вика
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/chem-lyudi-zhivy/1786-trusost-i-predatelstvo-kak-svyazany-eti-ponyatiya
Трусость – психология
19.02.2013 by petr8512
Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого.
Автор афоризма: Конфуций
Трусость – реакция человека на страх, выраженная в неспособности или нежелании выполнить какие-либо должные действия (поступки); душевная слабость.
Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: «Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение».
Неумение или нежелание справиться со страхом или какой-либо фобией становится движущей силой трусости. Храбрость – это дрессированная трусость. Когда человек в минуту опасности «думает» только ногами, игнорируя голос совести и разума, значит, перед нами трусость. Она всегда делает выбор в пользу удобного, неопасного настоящего в сравнении с непредсказуемым и неопределенным будущим.
Вместо решения проблемы трус прячется от нее. С подачи Плиния Старшего пришла к нам из Древнего Рима легенда о страусах, якобы прячущих от страха голову в песок: «Страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым». Любопытно, что это заблуждение и по сей день бытует в головах граждан.
Страус – птица, которая активно защищается при опасности. У страуса длинные очень крепкие двупалые ноги, отлично приспособленные для бега и защиты от врагов. К земле страус наклоняется, чтобы поесть и проглотить песок и мелкие камешки.
Это делают многие птицы – ведь зубов у них нет, их заменяет мускулистый желудок с твердыми стенками, вот и приходится страусу глотать камни, чтобы легче было переваривать свой обед.
Прятаться от страха решения жизненных проблем трусости помогают различные увеселительные мероприятия.
За ширмой пирушек, половой распущенности или просто увлечений кино и спортом трусость избегает разрешения неприятных ситуаций, все больше и больше накапливая их.
Трусость тянется к смешливым друзьям, жизнерадостным, бодрым людям, стараясь найти в них хотя бы психологическую поддержку. Она невольно осознала истину – смешное не опасно, и, защищаясь от страха, приобрела склонность к подсмеиванию и подхихикиванию.
Советую почитать: Тоска (Тоскливость) Тоскливый
Трусость не следует отождествлять с осторожностью, умеренностью, постепенностью или осмотрительностью. Трус, столкнувшись с неопределенностью, не желает рисковать, он раб страха. При этом он вполне осознает необоснованность своих страхов.
Но когда человек, завидев агрессивно настроенную пьяную компанию, избегает с ней общения и зрительного контакта, конечно, это разумная предосторожность.
Если он, впервые занимается подводной охотой, то разумно ознакомиться с правилами поведения под водой.
Когда трусость становится проявленным качеством личности, естественно, что она отвергает свои противоположности – храбрость, смелость, мужество и самоотверженность. В то же время легко трансформируется в пугливость, боязливость, робость и опасливость.
Необъяснимое явление, неопределенность и связанные с нею риски, всегда вызывают определенную боязнь у любого человека. Не боятся разве что умалишенные. Страх испытывают все. Трусы умирают много раз.
Однако мужественный человек усилием воли преодолевает страх, принуждая себя на исполнение своих обязанностей и долга. У трусости атрофированы мускулы разума, подавлена страхом сила воли и молчит совесть. Когда минуты роковые настают, она только под сторонним принуждением, «из под палки» делает должное. Ф.
М. Достоевский писал: «Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус».
Все на свете относительно. Кто лучше недисциплинированный храбрец или дисциплинированный трус? В. Тарасов в «Принципах жизни» пишет: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся.
Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения.
Храбрый поднялся и, не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли.
Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок.
Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок.
Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать».
Советую почитать: Теплота
Вот почему в условиях мирного времени работодатель предпочтет взять в крупную хозяйственную структуру исполнительного, дисциплинированного трусливого чиновника. Излишне самостоятельный инициативный смелый человек в чрезвычайных обстоятельствах может повести себя неординарно и рискованно для системы. Трус десять тысяч раз перестрахуется и поступит так, как выгодно системе.
«Трусу кажется, что и горы трясутся», — гласит монгольская пословица. Исповедуя принцип «Как бы чего не вышло», трусость закупоривается в скорлупе собственного эгоизма, ограждаясь от угроз и вызовов внешнего мира. Она замкнута в своем одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове.
Перепуганное Эго, опасаясь за свою сохранность, готово идти на предательство и подлость. Во все времена трусость была и будет кузницей предателей. Трусость, измена и предательство – неизменная троица порочности.
В паре с трусостью многие отрицательные качества личности приобретают гипертрофированный вид: глупый становится невменяемым тупым «тормозом» с параличом ума, лживый превращается в обманщика и клеветника.
Крылатой стала фраза последнего российского императора Николая II, записанная им в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола: «Кругом измена, трусость и обман».
Трусость рождает жестокость. Посредством жестокости к более слабым или близким людям она умело маскируется и скрывает свою истинную сущность. Всю свою злобу и обиду трус выплескивает на жертву.
Изуверские убийства, холодящие сердце своей жестокостью, зачастую, совершаются под влиянием страха. Страх перерастает в ужас, а последний в необузданную жестокость. Трусость лишает человека разума, и он становится воплощением бессердечности, жестокосердия и безразличия.
Гельвеций точно подметил: «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости».
Человек может прожить жизнь и так и не узнать из-за своей трусости, на что он был способен. Стремление к безопасности, боязнь рисков, желание иметь «крышу», отказ от принятия жизненно важных решений – все это в совокупности делает потенциально смелого человека жалким трусливым львом. «Почему же ты трус? — спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва.
— Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь лев — царь зверей! Когда я реву — а я реву очень громко, вы слышали — звери и люди убегают с моей дороги. Но если бы слон или тигр напал на меня, я бы испугался, честное слово! Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус, — сказал Лев, утирая слезы пушистым кончиком хвоста.
— Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя…»
Источник:<\p>
Трусость, страх и смелость. Что между ними общего?
Вот скажите мне, в чем разница между трусливым человеком и человеком, который испытывает страх? Где предел этой трусости и как воспитывается смелость? А стоит ли считать трусость пороком? Или это оправданное чувство.
Сложные вопросы, на которые однозначно ответить не получится. Увы, но таковы законы психологии, философии и взаимоотношения в обществе.
Что такое трусость, и кто такой трус?
Итак, начнем с хрестоматийных определений. Трусость – это такое поведение человека, которое возникает в определенных ситуациях под воздействием страха или других фобий. Выражено оно в отказе от каких-либо действий или полном бездействии.
Трус – человек, который с легкостью поддается влиянию страха.
Принято считать, что существует истинная трусость как качество личности, которая проявляется в подлости, склонности к низким, близким к преступным поступкам и обычный страх.
Какие выводы мы должны сделать из этих понятий. Самый главный – это то, что трусость – это в первую очередь подлость. Почему? Потому что бояться все. Психически здоровый человек однозначно чего-то боится. Не важно, чего или кого. Но страх – это физиологическое проявление организма. И избавиться от него практически невозможно.
Можно скрывать его, преодолевать, бороться с ним. А вот трусость – это уже нравственная категория, вернее безнравственное проявление страха. Трусость чаще всего выражается в нежелании человека бороться со своими страхами. В таких случаях личностью руководит не мозг, а исключительно рефлекторные проявления, направленные в первую очередь на спасение себя.
И не важно каким способом.
Главные отличия трусости и страха:
- Трусость – преследует человека постоянно. Страх – сиюминутное чувство.
- Страх – это чувство самосохранения. Трусость – пассивность в действиях по освобождению от страхов.
- Трусость всегда сопровождается страхом. Страх – явление независимое.
Таким образом, трусость – позорна. А страх – простителен. Особенно тем, кто сможет его преодолеть. Таких людей называют смелыми.
Отличие смелого человека от трусливого
В общем смысле смелость и трусость понятия антонимы. Однако, в значении и совмещении заключено столько многогранности и различных нюансов, что иногда существование одного бессмысленно без другого.
Казалось бы, человек, который способен к самопожертвованию – смельчак, а тот который в момент опасности сделает шаг назад – трус. Все однозначно, не так ли? На самом деле нет.
Приведем пример. Человек, который для того, чтобы испытать новые ощущения лезет на крышу движущегося поезда – храбр или глуп? Или врач, который перед сложной операцией отправляет пациента на дополнительное исследование – нерешителен и труслив или благоразумен? Отвечая на эти вопросы, сразу становится понятно, что не все так однобоко.
Обоснования трусости и смелости:
- Смелость заключена не в отсутствии чувства страха, смелость, в отличие от трусости – способность бороться со страхом.
- Трусость – полное отсутствие способностей и возможностей борьбы со страхом.
- Смелость без страха – глупость.
- Но трусость – это не только страх. Бывает, что она возникает на основе эгоизма, равнодушия и нерешительности.
Таким образом, и смелость и страх определяются только в конечной цели поступка.
Как избавиться от трусости
Способов избавления от трусости существует предостаточное множество. Они основаны на реализации практической психологии, на духовных, нравственных и даже физических принципах. Интернет, библиотеки пестрят статьями и книгами, предлагающими в один момент снять все рукой и избавить от недуга трусости.
Дело в том, что трусость – это личностное психологическое проявление. А человек и его личность – вещь сугубо индивидуальная, а потому универсальных методик, которые подойдут всем и каждому быть попросту не может.
Да и некоторые авторы так до конца и не разобрались в различии страха и трусости. Поэтому озаглавливая свою книгу или статью как панацею от трусости, предлагают способы борьбы со страхами.
Итак, чтобы начать бороться с трусостью, необходимо:
Иногда это может быть слабое физическое развитие или определенные дефекты во внешности или речи, которые на начальных этапах вызывают комплексы, перерастая далее в трусость.
- Начать работу по устранению физических причин.
Если это физический недостаток – достаточно записаться в спортзал, дефект речи – посетить специалиста, дефект внешности – возможно, скрыть его, выставляя достоинства.
- Сделать список психологических причин.
Кроме комплексов во внешнем виде к трусости может привести и психологические причины. Напишите их на листочке. Выберите самую незначительную для себя. Воссоздайте ситуацию и постарайтесь преодолеть ее. Хвалите себя и старайтесь. Доведите дело до того момента, когда страх исчезнет полностью. Теперь можно приступить к следующие причине.
- Воспользоваться самовнушением.
Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/trusost-psihologiya.html
Честь и бесчестие
Фрагмент спектакля «Капитанская дочка», 1976 г.
Честь в наше время довольно редко можно встретить. Многие люди позабыли, что это такое, а для некоторых может, и нет разницы в этих словах, но на самом деле это совершенно разные слова с различным значением.
Бесчестие – это другими словами трусость, безвольный и бесчестный человек. Такой человек будет искать выгоду для себя, не расплатится собственной жизнью за чужую жизнь. Бесчестный человек совсем не повод для гордости, напротив, это позорный гнусный человек, который к тому же, со слабым характером.
Честь – это чувство собственного достоинства.
То, чем может гордиться человек. Своей отвагой, мужеством, честностью и смелостью. Имея честь, человек может отдать даже свою жизнь за другого человека. Конечно, все эти качества раскрываются, как правило, в нравственном выборе. Хотя, жизнь – это и есть череда выборов, и каждый раз, что-то выбирая или делая, мы совершаем выбор.
И как раз он и выбирает, имеет ли человек честь или бесчестие.
Вспомним даже, военные времена. Сколько человек стояло перед выбором – умереть с честью, достоинством или жить с тем, что ты предал Родину. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников». Что же мы тут видим?! А видим мы тут двух товарищей партизан, которые попали в плен к врагу. Как это ни странно, но перед ними тоже стоял выбор, свойственный тем временам.
Сотников смог выдержать все пытки, он вынес всю боль, но так ничего не рассказал врагам.
После этого естественно его собираются казнить, но даже там, перед смертью, которая не минует его, он сохраняет чувство собственного достоинство, свою честь, что самое в этом рассказе главное! Его товарищ, Рыбак, не сопротивляясь, не видя свои пытки, все рассказывает.
Именно так и поступает бесчестный человек, который перейдет на вражескую сторону ради сохранения своей жизни. Рыбак даже присутствовал на казне своего товарища. Ну, разве такой поступок считается мужественным?! Правильно, абсолютно нет. Очень печален тот факт, что во времена войны было много таких людей, предавших свою Отчизну, свое Отечество!
Но есть пример и с другого, наверняка знакомого произведения, который написан А.С. Пушкиным – «Капитанская дочка».
Роман начинается с эпиграфа – «Береги честь смолоду», эта фраза лишь часть русскому пословицы.
Наверное, «Капитанская дочка» — один из лучших примеров чести и бесчестия.
Главный герой произведения – Петруша Гринев. Парень совсем молодой, почти юноша. Он готов будет умереть, но оставить следа на своей чести не позволит. Именно этот человек является ярким примером чести. Его же завистник Швабрин поступает по другому принципу. Он перешел на сторону Пугачева, опасаясь за свою жизнь.
Тем самым он становится бесчестным человеком. Умирать, конечно, он не хотел и именно поэтому перешел. Гринев же поступает в ситуациях разумно и мужественно.
Естественно, ясно, что у этих двух героев ясна судьба сначала.
Они противоположные личности и поэтому Гринев, пусть, он и не богат, но умирает среди своих детей и внуков, а Швабрин, его судьба понятна и без лишних слов.
Так как же лучше быть? Человеком с честью, но мертвым или бесчестным, но живым. Для кого-то это сложный вопрос, а для кого-то простой, но я хочу пояснить, что именно наши поступки это определяют. Только нам, людям, подвластен выбор, что делать со своей жизнью, так поступить или этак. Каждый выбирает себе дорогу сам.
_____________________________________________________
Источник: https://so-chinenie.ru/chest-i-beschestie/
Ответы@Mail.Ru: Связаны ли трусость и жестокость? Какое этому объяснение?
Жестокость — это храбрость трусов
мне кажется трусость – жестокойсть к себе и другим. те ты боишься, не хочешь, и бездействием калечишь всех.<\p>
Это, неблагородные качества, мягко говоря…. тем и связаны….<\p>
жестокость это защитная реакция для оправдания трусости
Трус жестоким стать не сможет, даже если очень сильно того захочет. И Жестокий, если он и вправду таковой, никогда не струсит.<\p>
Злость на свою слабость. Слабость характера, комплексы – источник жестокости.<\p>
Хороший вопрос. Да, эта связь есть несомненно.
Под жестокостью всегда прячется трусость на самом деле! И вот почему: Трусливый человек не уверен в своих силах. А не уверен потому что одержим греховными страстями – гордостью, сребролюбием, тщеславием, блудом и т. д. Там где грех – там всегда страх. (нечистая совесть) Трусливый человек тщеславен и горд.
А если тщеславен и горд, значит любит угождать себе любимому, любит деньги, славу, хорошую еду, блуд. И чрезмерно зависит от всего этого – от признания, почестей, возвеличивания и т. д. А если чрезмерно зависит от этого, значит боится потерять. Гордая душа – раба страха. Сердце ожесточается и становится бесчувственным.
Ко всем, кто хоть немного усомнился в его великих достоинствах – гордый и тщеславный человек будет жесток и мстителен.<\p>
Не всегда это верно. Если человек относиться к себе жестоко (сурово,). Он вправе относиться к людям также… А под его жёсткостью мы можем принять как Жестокость. одного понятия о жестокости нет..
Но согласен в том что трусость прячется под жестокостью очень часто.<\p>
Механизм психологической защиты ЗАМЕЩЕНИЕ развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.
Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительнсоть, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение “боевыми” видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т. п.) , предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т. п.
) , приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом. Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность) . Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронических алкоголизм, самоповреждения и суициды. или такой механизм защиты как проекция, но это реже
Не всегда, далеко не всегда. Есть два основных типа личности жестоких людей: злобный и жестокий трус и храбрый, упёртый и упоротый, который за счёт жестокости самоутверждается, достигает своих целей и добивается власти.
По своей природе это два совершенно разных типа личности, но почему же им обоим свойственна жестокость? Свойство труса – прогибаться, а свойство сильного – бороться с тем эффектом, когда жизнь тебя лупцует и пощады ждать вообще нечего.
Тот, кто борется и сопротивляется – приобретает силу, тот, кто прогибается – не приобретает ничего, кроме комплексов и бессильной злобы. Почему у таких разных людей проявляется сходное личностное качество? Разные люди реагируют по разному, но если определённое качество проявляется у всех, значит у этого качества один корень зла.
А корень зла в том, что человек формируется в среде, где всё хорошее не приживается и быстро отмирает, а плохое разрастается махровым цветом.
Только сильные и жестокие люди используют жестокость как инструмент влияния на людей и достижения своей цели, например, власти, а глупые и слабые люди носят в себе тонны ментального дерьма и изливают его на тех, кто не может от них защититься в силу зависимости от поганого труса, или им этого не позволяет склад характера, опыт, возраст и. т. п. В любом случае, если человек жесток – это или вынужденная мера, или малодушная, мелочная мстительность. Третьего не дано.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/37418605
Бесчестие
Бесчестие как качество личности – склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.
Честь стала нынче не в чести, отдав дорогу для бесчестья. Подлость, лицемерие и ложь, гнусно ухмыляясь и мерзко хихикая, упоминают о ней в контексте атавизма – хвостовидного придатка и сплошного волосяного покрова на теле человека. Современное общество, деградируя семимильными шагами по дороге к невежеству, превращает честь в глупость, отсталость и косность.
Немногие сегодня смеют
Сказать уверенно, что честь имеют
Скороговоркой пробубнить, мол, – Честь имею
Сподручно даже прохиндею
Владимир Высоцкий по этому поводу писал:
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Бесчестие, случайно услышав слова великого Шекспира «Честь — жизнь моя, они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни», совершенно не понимает, о чем говорит классик.
Когда сомневаешься, как поступить, чтоб избежать бесчестия, поступай по совести, она всегда безошибочно укажет тебе благородный и порядочный путь.
Человек, как разумное, общественное и сознательное существо, время от времени совершает акт самооценки, задумывается о своей нужности и значимости для людей, рассуждает об оценках внешнего мира его действиям и поступкам. Категория «честь» обозначает моральную ценность человека, фиксирует общественную оценку его нравственных качеств и поступков.
Иоанн Златоуст говорил: “Позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог”.
Бесчестию глубоко наплевать на мнение и оценки окружающих, оно иронично воспринимает слова «долг» и «обязанности», прибегает к обману, не держит слово, равнодушно оставляет своего «друга» в нужде, беде или опасности.
Бесчестие как инвалид совести с лёгкостью отказывается от обещания хранить верность и преданность. Не имея внутреннего судьи, бесчестный человек отдаст предпочтение сиюминутной выгоде над всеми клятвами и обязательствами, данными своим близким и окружающим людям.
Философ Артур Шопенгауэр совершенно справедливо заметил: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». Бесчестие – это отрицание совести.
Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать её бесчестный…
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.
Признание и одобрение человек получает локально от своего социального окружения, которое оценивает его специализированные нравственные качества, например, как врача, офицера, воина, ученого, профессионала, мужчины или женщины.
Бесчестие грубо игнорирует нравственные качества, присущие представителям данной социальной группы.
Бесчестная личность, слыша слова врача о клятве Гиппократа, врачебной тайне, принципе «Не навреди», смотрит на него, как на инопланетянина или мошенника, пытающего отговорками выудить у нее больше денег.
Воспринимая любого офицера как возможность купить «ствол», она никак не может уразуметь его слова об офицерской чести. Предлагая ученому – химику создать за большие деньги новый наркотический препарат, бесчестие недоверчиво и подозрительно выслушивает его категорические возражения о невозможности попирать честь ученого.
Бесчестье оскорбить нельзя, ему хоть в глаза плюй – скажет «божья роса». Во все времена люди тщательно оберегали свою честь.
В период Средневековья во Франции одним из посягательств на честь было грызть ноготь на руке, повернувшись в сторону человека, которому адресовалось оскорбление. В Персии подобной атакой на честь другого человека было наступить ногой на его тень.
Хотя на Руси и говорили «Не в бороде честь – она и у козла есть», тем не менее, – дернуть за бороду по закону признавалось более тяжким преступлением, нежели лишить человека конечности, руки или ноги.
А читавшие роман «Моби Дик» могут вспомнить мучительные размышления главного героя о том, считать ли ему оскорблением чести пинок, полученный от капитана.
Дело в том, что пинок ногой был недопустимым оскорблением чести, но у капитана вместо собственной ноги был протез и, получается, полученный удар можно было считать эквивалентом удара тростью или посохом, а это уже оскорблением не считается.
Не имея профессиональной чести, бесчестье аналогично относится к утверждениям о важности фамильной, семейной, мужской или женской чести, ей чужда гордость за свою семью и близких родственников – братьев и сестер. Начисто лишенное благородства, оно, соответственно, целиком утрачивает нравственное величие личности.
Опозоренный человек, несмотря на унижения и оскорбления, может принимать бесчестье с достоинством. Иными словами, потеряв честь, он сохраняет человеческое достоинство. Если он человек чести, значит, не оставит попыток вернуть уважение окружающих на базе сохранённого собственного достоинства.
Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. Тем не менее, никогда не расставаясь с достоинством, человек с его помощью нередко возвращал утраченную честь посредством доказательства своей невиновности или дуэлью.
От бесчестия не спрятаться, не скрыться. Томас Манн пишет: “«…позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее!»
В народе говорят: «Бесчестья больше пули бойся. Вода всё смоет, только бесчестье не может смыть».
В экстремальных ситуациях есть только мгновение, за которое человек выбирает или путь чести или бесславья и бесчестия. Можно единожды проявить трусость, непорядочность и навсегда погрузиться в бесчестие. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».
Malo mori guam foedari (лат.) – Лучше смерть, чем бесчестье.
Есть такая притча. Один царь уехал на войну и оставил дома свою жену. Попав на поле боя, он увидел, что противник силен, его армия многочисленна. И понял, что может проиграть битву и быть убитым. На какое-то мгновение им овладел страх, и он решил вернуться во дворец. Он подошел к воротам и постучал. — Кто там? – спросила его жена.
— Это я, твой муж. Открой мне. Я не хочу воевать – ответил царь. — Это неправда. Ты не мой муж. Мой муж храбрый герой. Он вернётся или со щитом, или на щите. И Он, если нужно умрёт на поле битвы, но избежит бесчестия, – ответила жена и не открыла ворота. Тогда царю пришлось вернуться на поле битвы и воевать. В той битве он одержал победу.
Михаил Юрьевич Лермонтов в «Беглеце» рассказывает об обесчестившим себя воине, бежавшем с поля боя:
«Мать, отвори! я странник бедный,
Я твой Гарун! твой младший сын;
Сквозь пули русские безвредно
Пришел к тебе!» «Один?» «Один!».
«А где отец и братья?» «Пали!
Пророк их смерть благословил,
И ангелы их души взяли».
«Ты отомстил?» «Не отомстил…
Но я стрелой пустился в горы,
Оставил меч в чужом краю,
Чтобы твои утешить взоры
И утереть слезу твою…»
«Молчи, молчи! гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус — и мне не сын!..»
Бесчестие ездит по жизни в одном купе с завистью, бессовестностью и ложью. «Честный и бесчестный человек познаются не столько из того, что они делают, но и из того, чего они желают», – говорил Демокрит.
Человек без чести как угодливый слуга своих эгоистичных желаний, постоянно завидует людям, почитаемым за их высокий профессионализм, бескорыстность и преданность своему делу.
Наплевав на оценки внешнего мира, бесчестие, тем не менее, крайне ревностно реагирует, когда люди чести, пользуясь доверием и уважением окружающих, обходят их в карьерном росте, как мощный современный автомобиль обходит лошадку, «везущую хворосту воз».
Завистник жаждет видеть человека чести опозоренным. То есть, обвиняет людей чести в скрытых, гадких мотивах.
Нас часто восхваляют, а потом с остервенением бесчестят. Такова природа человеческого общества. К предвзятому, тенденциозному бесчестию нужно относиться спокойно.
Когда людей бездоказательно чернишь,
Себя при том ещё святошей выставляя,
Не забывай, что совесть начисто теряя,
Уж не вернёшь её, в бесчестии сгоришь…
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Источник: https://podskazki.info/beschestie-beschestnost/