Рецензия на повесть Куприна «Олеся» | Литерагуру
(363 слова) Есть произведения, которые просто необходимо прочитать каждому, чтобы понять и пропустить сквозь себя. Одним из таких является книга А. Куприна «Олеся», написанная еще в 1898 году.
Действие повести развивается на окраине Полесья, и на фоне данной драматической истории любви природа этого края становится еще живописнее.
Главные герои: обыкновенная девушка Олеся, живущая в лесу вместе со своей бабушкой, и интеллигентный джентльмен Иван Тимофеевич, приехавший, чтобы приобрести новый опыт для литературной деятельности. Молодые люди настолько разные, словно полюса магнита, притянутые друг к другу.
Если эмоции лесной нимфы не поддельны, то Иван лишь приобретает новую игрушку, которая поможет ему скоротать время. Может показаться, что у него были искренние чувства к Олесе, однако его поступки заставляют сомневаться в том, что это настоящая любовь.
Желание, привязанность, влечение к красоте, безусловно, имеют место быть, однако никак не более того. Это отчетливо видно в эпизоде, где молодой человек заявил любимой о том, что вера в Бога для женщины обязательна. Оказывается, он не понимал молодую девушку и не знал об ее силе любви.
Он не осознавал, что она была гораздо ближе к Богу, чем все эти глупые энтузиасты, которые потратили время на сплетни, зависть и интриги, а затем притворились, что искренне воздают почести Богу в церкви. И вот из-за его слепоты героиня пошла в храм Божий и была избита прихожанами.
В образе «ведьмы» А. Куприн воплотил в жизнь свою женщину-мечту. Не удивительно, ведь Олеся старается отвечать эталону любимого человека.
Она счастлива мимолетным счастьем, зная, что они с Иваном не будут вместе навек, ведь, дав согласие стать его женой, она станет лишь предметом издевок. Свет не примет простолюдинку, и герою придется бросить все, чтобы быть с нею.
Девушка не хочет ставить его перед таким выбором. Поэтому Олеся решает оставить любовь и память об Иване в своей душе и покидает его, не попрощавшись.
Недаром повесть «Олеся» считается одним из любимейших творений А. Куприна. Этот шедевр изучается даже в рамках учебной программы школ.
И не удивительно, ведь после прочтения книги сегодняшнее молодое поколение, растущее в мире пренебрежительности и эгоизме, переоценит собственный взгляд на жизнь, и в особенности на любовь. В конце концов, мнение других — это не самое главное в мире.
Но честь, достоинство и способность питать нежные чувства, несмотря ни на что – это самое ценное, что может быть!
Источник: https://LiteraGuru.ru/retsenziya-na-povest-kuprina-olesya/
Рецензия на книгу “Олеся” – Александр Куприн
Рецензия на книгу «Олеся» — Александр Куприн, написанная в рамках конкурса «Ни дня без книг». Автор рецензии: Жумабекова Алия.
Живет в белорусском Полесье
Кудесница леса Олеся…
«Девушка из Полесья (Олеся)»
сл. А. Поперечного
Когда в старших классах школы на уроках литературы все дружно восхищались «Гранатовым браслетом», я недоумевала: во всем произведении мне нравились только заключительные абзацы, где княгиня Вера слушала, как Женни Рейтер играет Вторую сонату Бетховена. Гораздо большее впечатление тогда произвела повесть «Олеся», может быть, потому что сильные женские натуры лично для меня привлекательнее. Со временем я оценила и «Гранатовый браслет», но любовь к «Олесе» от этого не уменьшилась.
Итак, о чем эта повесть? О любви, конечно. О любви не очень счастливой, но очень красивой.
Сначала читатель знакомится с главным героем – Иваном Тимофеевичем, который по долгу службы попал в глухую деревушку на окраине Полесья, где ему почти нечем было заняться.
Автор описывает, как молодой человек ищет себе дело: чтение книг, светская жизнь, лечение крестьян, — но ничего из этого не идет на лад. Единственное развлечение – охота.
Незначительная вроде бы деталь, но заметьте: продуктивного, приносящего пользу занятия Иван Тимофеевич не нашел. Впрочем, он считал себя писателем и знал, что «полезно наблюдать нравы». Понаблюдаем и мы, пожалуй.
Крестьяне в этой деревне поголовно неграмотны, суеверны, раболепствуют перед любым начальством, однако эти черты присущи им в силу воспитания и привычки, здесь нет их вины.
Из положительных качеств можно отметить упорство в достижении цели (Ярмола готов месяцами учиться писать одну только свою фамилию!) и … Пожалуй, больше положительных качеств я не нахожу.
Крестьяне служат «фоном», чтобы оттенить красоту (и внешнюю, и внутреннюю) главной героини, поэтому о них самих немного можно сказать.
Местные же чиновники готовы нарушить свои служебные обязанности за «подарочек» и обрушить всю свою суровость на тех, у кого «подарочка» нет.
Непривлекательная картина, не правда ли? Неудивительно, что Иван Тимофеевич увлекся красивой и умной, свободной и загадочной Олесей. В этих условиях у него выбора просто не было.
Что мы знаем об Олесе? Крестьяне прогнали ее и бабушку из деревни в лес, так как не понимали и, как следствие, боялись, насмехались и звали «ведьмакой», то есть ведьмой, колдуньей, но вернее будет назвать ее волшебницей. Умеет девушка гадать на картах, знает какими травами можно вылечить болезнь, заговаривает раны – что здесь дурного? В современном мире ее назвали бы знахаркой и записывались в очередь на прием!
Обстоятельства своей жизни Олеся принимает со спокойным достоинством, понимая, что вместе с силой дается и ответственность. Воспитанная бабушкой, она впитала всю мудрость своих прародительниц (отца не было, как и дедушки, видимо). Эта мудрость помогает ей пройти предназначенные испытания, ведь от судьбы не уйти и не обмануть.
А испытания судьба приготовила нелегкие. Любовь ей встретилась вроде взаимная, но не равная. Для счастья мало чувств и страсти, должна быть гармония душ и готовность идти навстречу друг другу. Что же получилось на деле?
По мере развития отношений ее Ванечка взвешивает все «за» и «против» того, чтобы увезти Олесю с собой, придумывает, как сделать ее соответствующей его кругу общения (приодеть, обучить и т.д.
), то есть пытается «подогнать под себя» и ни разу не думает о чувствах самой Олеси.
Подтверждением этого служит хотя бы то, что он даже не вспомнил о бабушке своей любимой, не подумал, как быть с ней, и Ивану Тимофеевичу тем более не могла прийти мысль самому остаться с Олесей.
В то же время Олеся ставит на первое место интересы своего возлюбленного: ничего от него не требует, понимая недолговечность отношений, успокаивает все его муки совести (хотя и заслуженные) и даже готова рискнуть своей жизнью, чтобы сделать ему приятное. Жалеет девушка лишь о том, что не будет у нее ребенка от любимого. Подобное великодушие просто поражает, жаль только, что оценить, кроме читателей, некому.
Больше всего меня потрясла именно эта жертвенность Олеси: независимая, свободная от предрассудков, мудрая девушка отдает все, что у нее есть, любимому, даже зная о скорой разлуке, более того, зная все его недостатки и слабости! Наверное, такой и должна быть настоящая любовь: не слепой, но принимающей человека целиком и полностью.
Олеся обещает Ванечке: «Потом все пройдет, все изгладится. И уже без горя ты будешь думать обо мне, а легко и радостно». Эти слова очень точно описывают послевкусие от прочтения. Прочтите и вы эту повесть: прогуляйтесь по весеннему лесу, насладитесь выразительной речью и волшебными, хоть и короткими, сказками Олеси и прикоснитесь к чистой, нежной и великодушной любви.
Рецензия написана в рамках конкурса «Ни дня без книг»,
автор рецензии: Жумабекова Алия.
Источник: https://buklya.com/olesya-aleksandr-kuprin.html
Рецензии на книгу Олеся
Повесть «Олеся» я прочитала впервые, кажется, в классе 9. И помню те чувства, которые я испытала после прочтения: я дня два не отходила от этой волшебной истории. И вчера какая-то кнопка во мне чрезвычайно хотела перечитать данную повесть Куприна.
Все было обращено в пользу этого произведения: и погода, и мое редко-романтическое настроение, и даже тусклый свет в комнате, также странная тишина, которая создалась в нашем доме из неоткуда.… Поэтому я взялась за дело немедля.
<\p>
Эта повесть рассказывает о Мануйлихе – старой ведьме, об Олесе – ее внучке, которая тоже является ведьмой и Иване Тимофеевиче – начинающем писателе, интеллигентном человеке, который оказался в Полесье по служебным делам.<\p>
«Олеся» впервые была опубликована в 1898 году.
И с тех пор радует сердца людей, может быть. {lol}. У Куприна потрясающий слог. Я не знаю, почему мне нравится, как он пишет, но это факт. Его герои пронизаны неким очарованием, из-за чего кажутся волшебными. Возможно, Олеся действительно является колдуньей, но Иван Тимофеевич не меньше «колдун».
Иван Тимофеевич импонирует своей проницательностью, здравомыслием, интересом не только к внешним данным, но и тому, что заложено внутри:
«Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины. Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах… Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным. Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы».<\p>
Олеся – храбрая, красивая, порой наивная, самоотверженная девушка. Она принимает себя, принимает других такими, какими они являются на самом деле. Олеся не отрицает факта, что она на стороне темных сил. А те, кто признает свое «зло», во многих случаях являются наидобрейшими людьми. И ее любовь – такая чистая, наивная и запоминающаяся. В ней мне все нравится.
Красные бусинки – высшее проявление любви.<\p>
В общем, перечитала «Олесю» я за один вечер. И не сомневаюсь, я буду перечитывать снова и снова и советовать читать ее другим.<\p>
Источник: https://readly.ru/book/30614/reviews/
Отзывы читателей о книге «Олеся» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Александр Куприн — MyBook
Тэээкс, господа и дамы. Поймите меня правильно.
Я не сухарь, не хлебная корка и даже не россыпь бесчувственной гречневой крупы.
Напротив, – я очень даже люблю романтичные истории и не прочь время от времени погрустить над чем-нибудь сентиментальным, повспоминать, например, – Наташу Ихменеву или Пашу, – ололо, какого такого Пашу? – из “Истории любовной” (каюсь, – не читал, но смотрел и пересматривал гениальное творение А. Петрова, а потому считаю себя лицом компетентным). Тексты лирические мне не то, что не чужды, – они мне, – по моему, ессесно, мнению, – весьма и весьма близки. Но вот “Олеся” меня не впечатлила.
Точнее не так, – впечатлить-то она меня впечатлила, образы героев удачны и живы, никакой чрезмерной чувствительности, – на что частенько жалуются в рецензиях, – в гг я не заметил, история до определенного момента развивается красиво.
Казалось бы, ну где тут можно оступиться? Ан нет, оступился-таки. Прямо споткнулся.
На том самом определенном моменте, после которого повесть, прежде вполне естественным образом возгревающая сострадание и сочувствие по отношению к героям, начинает бросаться на читателя и кричать нечто вроде:
– Плачь! А ну плачь, скотина!
Я о разлуке Олеси и Ивана Тимофеевича.
Ну зачем??? Ну для чего было вить из развешанных по хатке Мануйлихи травок развязку с расставанием на века? Развязку, которой не веришь! Не веришь именно потому, что успел поверить в Любовь, связавшую главных героев! Как посмел Иван Тимофеевич согласиться на счастье без любимой, раз уж судьбе не по нраву, – а еще ведь верующий человек, – счастье их совместное. Как смог отвернуться от любви, которая и есть составляющая счастья. Да еще какая!
Не верю я, братцы. Не ушел бы Иван Тимофеевич, не оставил бы Олесю. А если и оставил бы сдуру, так потом бы весь свет исходил вдоль и поперек, лишь бы найти.
Не предпочел бы он счастливое, спокойное, но одинокое будущее будущему неясному, – возможно, горестному (что отнюдь не факт), – но совместному. А то сунул бусы в карман и отправился вздыхать. Нет уж. Тут, как по мне, не обошлось без сознательного нагнетания драматизма.
Простите меня, Александр Иванович, но “Гранатовый браслет”, – ох уж этот гранатовый браслет, – заставляет всматриваться несколько предвзято.
Написано красиво. Мастерски написано, изящно. Интересные темы подняты. Тут и сословные вопросы, и мистически-оккультные вопросы, и вопросы прямолинейно религиозные, и даже пресловутые бабы, дерзающие у церковных врат бесчинства творить. Но не могу я отделаться от дурных мыслей о неестественности концовки, от подозрения, что сознательно автор побольнее кольнуть постарался.
Потому, – 4 из 5. Жалко Олесю и Ивана, правда жалко. Могло у них и получиться, мне кажется. Был бы к месту хэппи-энд, не испортил бы ничего.
Закрадываются у меня сомнения, что Александр Иванович -, что называется, – “не мой” автор. При всем моем к нему несомненном уважении. Хотя в целом “Олеся” показалась куда лучше, нежели тот же самый “Браслет”.
Источник: https://MyBook.ru/author/aleksandr-ivanovich-kuprin/olesya/reviews/
Александр Куприн – Олеся
Сюжет повести разворачивается в глухой украинской деревне на окраине Волынского Полесья, куда Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города. Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота.
В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.
Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, попытку самоубийства.
Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», шатенки, как и она сама.
Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.
Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает, и неделю не приходит в гости к Олесе.
После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город.
Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.
На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья.
Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась всё же пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы.
Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.
Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать.
Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.
Источник: https://KnigoPoisk.org/books/aleksandr_kuprin_olesya
Олеся Анализ повести Куприна | Инфошкола
13 Декабрь 2012 админ Главная страница » Критика Просмотров: 34772
Повесть Олеся Куприна
Анализ повести «Олеся» Куприна.
Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся».
В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.
Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом реальном мире, устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».
Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?
В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.
И всё же есть ли в повести что- то необычное?
Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».
Почему?
Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».
Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви.
Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся.
Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.
Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь.
Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.
Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?
Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой.
Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? ..
Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку.
Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »
Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?
Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека.
Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.
Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?
Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку.
Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение.
Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.
Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?
Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.
Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?
Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях.
Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему.
— Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.
Почему Олеся решила пойти в церковь?
Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.
Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?
Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.
Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.
Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.
Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?
Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи.
Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере.
Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,
Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу.
— С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе».
И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »
Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения.
Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик».
Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.
Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?
Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду.
Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь».
Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.
Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?
Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.
Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.
Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе.
Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств.
И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …
Источник: https://info-shkola.ru/olesya-analiz-povesti-kuprina/
Анализ произведения Олеся Куприна
В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.
Повесть «Олеся» – одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.
Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели.
Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю.
Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие.
Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.
С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств.
Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И.
Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.
Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение.
Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая.
На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.
Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.
Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек.
Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств.
Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.
Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса
Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.
Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.
Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж.
Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны.
Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более.
Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.<\p>
Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду.
На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.
Анализ повести для 11 класса
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/analiz-rasskaza-kuprina-olesya
Анализ повести «Олеся» Куприна
Александр Куприн написал повесть «Олеся» под впечатлением от поездки по Полесью, услышанных там рассказов, легенд, преданий.
В повести использованы черты этнографического очерка: описание местных нравов, фольклорные элементы, диалектная лексика.
Давайте проведем краткий анализ повести «Олеся», и посмотрим на некоторые особенности произведения. На нашем сайте вы также можете прочесть краткое содержание «Олеся» Куприна.
Сюжет повести «Олеся»
Повесть «Олеся», анализ которой мы проводим, посвящена истории любви Ивана Тимофеевича и полесской «колдуньи». Взаимоотношения героев раскрывают характеры каждого из них.
Повествование ведётся в прошедшем времени, рассказчик Иван Тимофеевич вспоминает события, произошедшие с ним во время поездки в одну из полесских деревень. Там он охотился, лечил крестьян, изучал нравы.
Его заинтересовал рассказ о ведьме Мануйлихе, жившей в этих местах.
Однажды во время охоты Иван Тимофеевич забрёл в её избушку. Там рассказчик познакомился с Олесей, внучкой Мануйлихи. Девушка была настолько необычна, что Иван Тимофеевич влюбился в неё, «прекрасная сказка любви» изображается в окружении таинственного леса. Они задумывались о венчании.
Ради любви Олеся решилась пойти в церковь на Троицу, но деревенские бабы выгнали её и избили, так как считали ведьмой. Олеся в сердцах крикнула, что они пожалеют об этом. На следующий день разразилась гроза с градом. Олесе с бабушкой пришлось бежать, иначе их ждала расправа местных жителей. На память о себе она оставила Ивану Тимофеевичу нитку коралловых бус.
Хотя это описание не назвать кратким содержанием, без него, все-таки, трудно себе представить анализ повести «Олеся».
Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна
Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального.
Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек.
Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.
Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев.
В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.
Образ главной героини
Первое появление Олеси в повести необычно. Вначале Иван Тимофеевич, сидя в избе у Мануйлихи, слышит песню, которую напевает Олеся, только потом появляется девушка. «Свежий, сильный и звонкий голос» показывает молодость и красоту Олеси, выросшей в лесу.
Куприн рисует образ Олеси с помощью психологического портрета: оригинальная красота, «неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», блестящие, тёмные глаза, своевольный изгиб губ. Всё это показывает решительный, сильный характер Олеси, в то же время её детскость и доброту.
Неслучайно впервые Олеся появляется, неся в руках птенцов, которые «увязались» за ней. Эта мысль очень важна, когда мы проводим анализ повести «Олеся».
Девушка считает себя настоящей колдуньей. Она умеет гадать на картах, понимает язык птиц, заговаривает и останавливает кровь, показывает ещё много «фокусов» (как называет их Иван Тимофеевич).
Любовь Олеси так же прекрасна, как вечерние и утренние зори, неслучайно спустя много лет для рассказчика образ возлюбленной остаётся неразрывно связанным с июньской свежестью природы. Он отмечает тонкую деликатность и чуткость девушки. Она готова на многое ради любви.
Одним из испытаний стал для «ведьмы» поход в церковь. Она знала, чем это может обернуться для неё, ведь местные жители ненавидели колдуний. Но даже после того как Олеся поплатилась за этот поступок, она ни разу не упрекнула Ивана Тимофеевича.
Анализ повести «Олеся» Куприна показывает, что девушка оказывается смелее и выше мужчины, который никак не может решиться, как ему поступить. Он любит Олесю, но не может представить, что она окажется его женой, хозяйкой светских вечеров.
Колебания героя приводят к тому, что Олеся с бабушкой уезжают, а он всю жизнь вспоминает возлюбленную и упущенное счастье.
Надеемся, что данная статья, в которой был представлен краткий анализ повести «Олеся», поможет вам лучше понять смысл произведения и замысел Куприна. Посетите наш литературный блог – там сотни статей на подобную тематику. Вас также может заинтересовать по теме:
- Краткое содержание повести «Олеся»
- Биография Александра Куприна
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-olesya-kuprina
Александр Куприн “Олеся” (1898)
Прекрасное рождается спонтанно, без предварительной подготовки. Можно терзаться переживаниями или жить с лёгкой поступью, не подозревая о поджидающих за углом неожиданностях. Жизнь состоит из череды случайных встреч и событий, формирующих моральный облик человека.
Хорошо, если отразить этот облик взялся Александр Куприн, значит есть надежда на благоприятное впечатление со стороны читателя. Каким бы не являлся человек на самом деле, он окажется прекрасным представителем своего рода, хоть и заранее обречённым на печальный исход.
Против проказ судьбы возводить ограждения бессмысленно: карты предсказали будущее; значит придётся пройти через всё то, о чём они сообщили деревенской гадалке.
<\p>
Прекрасен деревенский быт: лихой ямщик – чудесный собеседник, местный мужик – неуч с надеждой на лучшую долю, природа – не хватит слов рассказать, а девушки… вернее Алёна, внучка презираемой знахарки, воспитанная в строгости и обладающая непоколебимым характером, мгновенно становится воздухом и пищей для главного героя произведения, от лица которого Александр Куприн строит повествование. Удивительно, но автору веришь без возражений, полностью доверяясь вкусу его героя. Читатель сам не замечает, как он влюбляется в Алёну, переживая за неё и желая обрести долгожданное счастье.<\p>
Прекрасны традиции, когда они говорят о гуманности общества. Но гуманность является понятием относительным, раскрывающим пороки ханжества. Покуда человек подвержен предрассудкам, в его окружении будет процветать добродетельное насилие. Тяжесть участи отдельно взятой личности полностью зависит от стечения обстоятельств. Поэтому нет причин удивляться, если читателю предлагается история развития взаимоотношений между человеком извне и одним из членов конкретно взятого социума путём слома установленных порядков, грозящих обернуться трагедией. Читатель заранее знает, чем закончится повествование – тем интереснее ему наблюдать за драматическим развитием событий.<\p>
Прекрасна выстраиваемая Куприным повествовательная линия. Она разворачивается перед взором читателя подобно негаданно случившемуся происшествию. Изначально нельзя предположить, для чего автор выстраивает образ главного героя, оказавшегося в тех краях, где происходит действие. Беседы с людьми дают ему пищу для размышлений, а сам он не подозревает, чем обернётся следующий шаг. Любовь не спрашивает, когда ей стоит постучаться в сердце. Привязанность формируется без дальнейшего участия разума. Взаимность способна даровать влюблённым истинное счастье. Осталось разобраться с общественным осуждением, неоправданно ломающим судьбы, не давая право на счастье презираемым.<\p>
Прекрасные мгновения обязаны быть разрушенными, если человек желает их сохранить. Короткая история развития отношений тем и радует, что ей не суждено перейти в нечто более продолжительное. Героев могла заесть рутина, отравив первые впечатления. Былое чувство легко растоптать, никогда уже не придавая ему значения. Трактовать иначе не получится – у истории ярко прорисован финал, за которым начинается новая жизнь, где обязательно возобладает угнетающий повседневный быт, разбавляемый воспоминаниями о событиях прошлого, даровавших кратковременную радость.<\p>
Прекрасная история состоит из выверенного временем развития событий. Куприн не мог осчастливить всех действующих лиц разом, лишив читателя осознания красоты происходящего на страницах. Нельзя было построить повествование без внесения элементов противоречия и людского невежества. Читатель бы не понял, зачем автору понадобилось описывать чью-то идиллию, слишком радужную, чтобы быть достойной внимания.<\p>
Прекрасно думать о чужой судьбе, окрашивая её в мрачные тона. Всякая жизнь достойна протекать без горестных вкраплений: чего никогда не случается. Из мучений проистекает счастье, если не своё, то чужое. Череда ярких эпизодов характеризует прошлое. Ошибки следует признать основными достижениями в жизни – они позволяют ярче осознать минувшее.<\p>
Дополнительные метки: куприн олеся критика, куприн олеся анализ, куприн олеся отзывы, куприн олеся рецензия, куприн олеся книга, повесть олеся куприн, Alexander Kuprin, Olesya, analysis, review, book, content
Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop
Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
– “Алая буква” Натаниеля Готорна
Источник: https://trounin.ru/kuprin98/
Анализ повести А.И. Куприна “Олеся”
Повесть «Олеся» была написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году.
1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением.
Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества.
Здесь был задуман цикл так называемых «Полесских рассказов», в который впоследствии вошли рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя — повесть «Олеся».
Повесть эта — воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.
История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой.
Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке глухой деревни.
Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.
Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притягательная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгновение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.
В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей полнотой раскрываются характеры героев повести.
Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире».
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.
Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.
Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправдывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.
К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпадают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюбленный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.
В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.
Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности.
По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной».
Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.
Константин Паустовский, прекрасный писатель, истинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».
Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/434-povest-ai-kuprina-olesya.html
Сочинение по литературе анализ повести “Олеся”А.И. Куприна
Александр Иванович Куприн написал повесть “Олеся” в 1898 году. Она входит в цикл «Полесских рассказов», который автор написал под впечатлением от красот Полесья и нелегких судеб жителей этого края.
По композиции «Олеся» является ретроспективой. В ней ведется повествование от лица рассказчика, вспоминающего уже прошедшие события. В произведении имеется противопоставление двух миров: природы и цивилизации. С их помощью и раскрывается тема любви интеллигента Ивана Тимофеевича и колдуньи Олеси.
Главный герой приехал из большого города в глухую деревушку Полесья. Этот заповедный край кажется ему довольно странным. Складывается впечатление, что время здесь остановилось.
Несмотря на стремительное развитие естественных и технических наук, люди здесь продолжают верить не только в Бога, но и в водяных, чертей, леших и прочую нечисть.
Когда Иван Тимофеевич встречает красавицу Олесю, которая живет с бабушкой в лесной глуши, между ними вспыхивает взаимное притяжение. Олеся, как и её бабушка, наделена колдовской силой, поэтому местные жители её не любят и бояться.
Христианские и языческие традиции в Полесье тесно переплелись. Первый конфликт в повести А. И. Куприна: дикая природа и цивилизация живут по абсолютно разным законам. Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, выросшие в настолько разных условиях, не могут быть вместе.
Ивану Тимофеевичу, олицетворяющему мир цивилизации, и колдунье Олесе, живущей по законам дикой природы, не суждено сохранить свою любовь. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание ими любви и долга кардинально отличается. Олеся ведет себя намного более ответственно в сложной ситуации. Ее не пугают дальнейшие события, для неё важно только то, что она любима.
Иван Тимофеевич же нерешителен и слаб. Он не способен на решительные поступки, так как привык плыть по течению.
Главный герой предлагает Олесе выйти за него замуж, однако она отказывают ему, не желая портить ему жизнь и не представляя себя среди городской цивилизации.
Иван Тимофеевич думает, что её отказ связан с боязнью церкви и девушка, пытаясь доказать ему обратное, назначает встречу в праздник Святой Троицы именно там. Олеся приходит в церковь, но её возлюбленный не является вовремя из-за служебных дел.
Деревенские жители набрасываются на девушку, считая её ведьмой, и хотят обмазать её дегтем, но она успевает сбежать.
В итоге, Олеся вынуждена была покинуть свое жилище, спасаясь от гнева суеверных крестьян. На память о ней Ивану Тимофеевичу остается только нитка красных кораллов. Их красивая, но короткая любовь закончилась трагично, еще раз доказывая не несовместимость природы и цивилизации.
Источник: https://sochinenienatemu.com/olesya-kuprin/analiz-povesti-a-i-kuprina-olesya/
Сочинение на тему любви в повести Олеся А. Куприна, анализ произведения, – Сочинения по литературе
Читайте также:
Сочинение на тему “Творчество Осипа Мандельштама”
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПОВЕСТЬЮ А. И.
КУПРИНА «ОЛЕСЯ»<\p>
И снова передо мною страницы книги про любовь, после несравненной, яркой в стилистическом отношении, какой-то торжественной повести «Суламифь», после светлого трагизма и очищающей душу мелодии «Гранатового браслета». И каждый раз — по-другому, потому что нет (и не может быть!) одного-единственного подхода, одного рецепта, одного пути.
Дело не в том, что эта история снова с грустным и в чем-то трагическим концом, а, наверное, в том, что начинаешь искать ответ. Хочешь разобраться: почему все-таки разделенная любовь тоже не всегда счастливая? Хочешь узнать: а как же определить неравный брак? Перед нами — прекрасная колдунья из лесной избушки, необразованная, даже неграмотная, в чем-то диковатая.
Она не знает ни жизни в большом городе, ни законов того окружения, к которому принадлежит любимый, но твердо убеждена: сила любви сломает все препятствия.
Она бы научилась и важным вещам, и суетливым мелочам и была бы такой красивой и привлекательной, достойной высокого счастья, как здесь, в родной избушке в лесу, потому что есть, и его уже не отнимешь, главное — желание быть достойной любимого, не слепо подчиняясь ему, а даря сокровища своей души.
<\p>
А что же он, тот самый Иван Тимофеевич, тот просвещенный и воспитанный, который знает законы общества и использует это знание — когда нужно, и ружья не пожалеет, чтобы задобрить начальство и добиться своего: отстоять избушку любимой девушки.
Сознавая неординарность девушки и ее возможность подняться не только над теперешним уровнем ее жизни, а и над уровнем жизни его городских знакомых, он не видит до конца личности Олеси, отводит ей в будущей семейной жизни второстепенную роль. В их будущем семейном доме он не находит места для ее бабушки, не задумывается над тем, что же делать с полным отсутствием документов у девушки.
Живя сиюминутным, он не задумывается над будущим — просто не видит завтрашнего дня. Этот человек не берет на себя настоящую (не на словах, не в конкретной сумме денег) ответственность за любимую. Более того, ради прихоти, абстрактного: «Так все женщины поступают» (заметьте: снова ощущение неравноправия между ним и Олесей) он подтолкнет девушку к трагиче скому для нее появлению на церковном дворе. Не известно, бросился бы он спасать Олесю, если бы это угрожало его собственной жизни и спокойствию, или просто сложил бы руки?
«У тебя сердце доброе, но ленивое», — говорит девушка — и все равно делает шаг навстречу. Выходит, она, зная его душу, читая в ней, могла отстранить трагическую для нее любовь, но поступила искренне, повинуясь не голосу разума, а сердцу.
Вот где оно, это неравенство — в разном подходе к себе и к другим, в разнице требований к себе и к любимому. Неравенство и в расставании.
Торопливое бегство из села Ивана Тимофеевича, которого не посмели бы тронуть, и последний дар перед спасением от возможной кровавой расправы грубых деревенских дикарей, дар, о котором она не забыла, — коралловые бусы на оконной раме на память любимому, грусть, что нет от него ребенка.
«Доброе, но ленивое»… Сердце, отдающее себя, и сердце, что бережет свой покой. Вот к каким размышлениям привела меня повесть А. И. Куприна «Олеся».<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-lyubvi-v-povesti-olesya-a-kuprina-analiz-proizvedeniya/