Течения модернизма в русской литературе
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм
Когда говорят о русской литературе конца XIX начала XX века, то в первую очередь вспоминают о трёх течениях, которые были самыми яркими: о символизме, акмеизме и футуризме. Объединяет их то, что они относились к модернизму.
Модернистские течения возникли как противопоставление традиционному искусству, идеологи этих течений отрицали классическое наследие, противопоставляли свои направления реализму и провозглашали поиски новых способов изображения действительности. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.
Символизм
Символисты считали своей целью искусство интуитивного постижения мирового единства через символы. Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак.
Духовная жизнь не может быть осмыслена рациональным путём, только искусство может проникнуть в её сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как подсознательное, интуитивное проникновение в тайные смыслы, которое под силу только художнику-творцу.
И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом.
Теоретической основой русского символизма принято считать статью Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В русском символизме обычно выделяют два этапа: творчество старших и младших символистов.
- Старшие символисты пришли в литературу в 1890-е годы. Это В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др. В. Брюсов и Д. Мережковский возглавили течение и воспринимали его как литературную школу. Основные темы их произведений – несовершенство мира, одиночество и избранность поэта.
- В творчестве младших символистов, пришедших в литературу в 1900-е годы, доминирует идея слияния искусства с жизнью, преобразование мира по законам красоты. Самыми яркими представителями «младосимволизма» были А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.
Символизм обогатил русскую литературу множеством художественных открытий. Поэтическое слово получило яркие смысловые оттенки, стало необычайно многозначным. «Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира. Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.
Акмеизм
Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл. Рождение акмеизма связывают с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководителями которого были Н.
Гумилёв и С. Городецкий. А теоретической основой этого течения стала статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Название течения происходит от греческого слова acme – высшая степень, расцвет, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии – поэтическое осмысление многообразного и яркого земного мира.
Ее приверженцы придерживались определенных принципов:
- придать слову точность и определенность;
- отказаться от мистических значений и прийти к ясности слова;
- четкость образов и отточенные детали предметов;
- перекличка с минувшими эпохами. Многие считают поэзию акмеистов – возрождением «золотого века» Баратынского и Пушкина.
Более подробно об акмеизме можете прочитать тут.
Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Футуризм
В переводе с латинского futurum означает будущее. Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский.
Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое в корне изменит мир.
Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.
Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.
- Кубофутуристы (или «Гилея») также называли себя «будетляне»– наиболее влиятельная из группировок. Они создатели скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», а также благодаря их высокому словотворчеству была создана теория «заумного языка» — зауми. Сюда входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
- Эгофутуристы, входящие в кружок «Ego». Провозглашали человека эгоистом, дробью Бога. Поддерживали эгоистичные взгляды, из-за которых не смогли существовать как группа, и течение быстро закончило свое существование. Самыми яркими представителями эгофутуристов являются: И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.
- «Мезонин поэзии» — объединение, организованное несколькими эгофутуристами во главе с В. Шершневичем. За свое короткое существование (около года) авторы выпустили три альманаха: «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы» и «Вернисаж», и несколько сборников стихов. Кроме В. Шершневича в объединение входили Р. Ивнев, С. Третьяков, Л.Зак и др.
- «Центрифуга» — литературная группа, которая образовалась в начале 1914 года. Ее организатором был С. Бобров. Первое издание – сборник «Руконог». Активными участниками группы с первых дней ее существования были Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич. Позже к ним присоединились некоторые эгофутуристы (Олимпов, Крючков, Широков), а также Третьяков, Ивнев и Большаков, участники распавшегося на тот момент «Мезонина поэзии».
Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.
Поделитесь статьей в соц. сетях: <\p>
Источник: https://olgadyachenko.ru/napravleniya-modernizma.html
Модернизм в русской литературе
Замечание 1
Модернизм в русской литературе – это явление конца девятнадцатого – начала двадцатого века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.
Является также частью целого направления в искусстве – модернизма (от лат. «современный», «новый»). Период модернизма считается завершенным к концу тридцатых годов прошлого века.
На смену модернизму пришел постмодернизм или постмодерн.
Как явление модернизм возник в силу того, что представители литературных течений понимали: новой России нужна новая литература, нужно новаторство и перемены в устоявшемся слое старой, изжившей себя литературы. Направление модернизма возникло в конце девятнадцатого века в символ того, что Россия обновилась, а, следовательно, обновилась и литература, а точнее, произошло ее переосмысление.
Модернизм в русской литературе также характеризуется отрицанием общепринятых, «изживших себя» норм русского языка – использованием неологизмов, вызовом, бросаемым «старой литературе», времен буржуазии. Модернизм также очень радостно принял революцию. Среди представителей модернизма очень много революционеров.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Вместо создания собственного мира литература модернизма становится либо отражением действительности, либо его противоположностью – антиподом. Автор в своих произведениях зачастую субъективен и относителен – в различных сферах жизни больше не нужна истина. Мир показывается таким, какой он есть: со всеми его трещинами и красотой одновременно, некой смесью добра и зла.
Композиция модернистских произведений зачастую раздроблена, не связана между собой. Она отличается от линейно выстроенной композиции, прежде всего тем, что состоит из нескольких эпизодов, не связанных между собой или же частей.
Модернизм в литературе проявился в следующих направлениях:
- Символизм – литературное направление, характеризующееся использованием символов и аллегорий. Представители: А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.
- Акмеизм – литературное направление, характеризующееся субъективным восприятием ситуации, личностным отношением к происходящему. Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев.
- Футуризм – литературное направление, характеризующееся новаторством в литературе, нарушением обыденного и привычного стихосложения, использованием метафор и ярких, запоминающихся и броских фраз. Представители: В.В. Маяковский, О. Брик.
- Экспрессионизм – направление, характеризующееся открытостью, диалогом между автором и читателем.
- Сюрреализм – направление, характеризующееся фантастическим, необычным, непривычным восприятием мира. Может считаться частью символизма.
Замечание 2
Все вышеперечисленные направления являются новыми для русской литературы, поэтому они считаются модернистскими. Таким образом, можно сделать вывод о том, что модернизм – это часть истории русской литературы, определенный период, включающий в себя многие направления, благодаря которым, в свою очередь, появились совершенно новые жанры русской литературы.
Однако, модернизм существовал и вне этих направлений. Была также переосмыслена не только классическая литература, но и реалистическая.
В реалистическом направлении благодаря модернизму впервые была поднята тема «потерянного поколения», детей войны, которым война сломала жизнь.
В модернистской литературе большое место занимают характеристики внутреннего мира героев, их представлений и образа жизни.
К представителям модернизма в России относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, Д. И. Мережковский, М. И. Цветаева, А. А. Блок, Бальмонт, Брюсов и многие другие. Все они – поэты нового века, нового поколения, названного «Серебряным веком русской литературы».
Значение модернизма в русской литературе
Безусловно, модернизм как явление играет большую роль в русской литературе. Что же появилось благодаря модернизму и почему он является одним из самых значимых периодов в русской литературе?
Во-первых, модернизм является символом изменений в России: как исторических, так и социальных. Значение модернизма просто огромно: новая литература как ни что другое смогла воплотить перемены в буквах, фразах и строчках, отразить действительность и те перемены, которые происходили в России на тот период.
Во-вторых, в модернизме впервые поднимаются такие важные темы, как тема войны, тема потерянного поколения, разрушенных жизней людей и сломленных судеб. Все это дало понять: Россия беспомощна и слаба, люди истощены морально и физически, все изнурены постоянными войнами и политическими интригами.
В-третьих, модернизм в русской литературе несет историческое, социальное и политическое значение. Именно модернисты, поначалу воспевавшие новую власть и свершившуюся революцию, после стали указывать на недостатки новой системы.
В-четвертых, модернизм, как часть русской литературы, оказал большое влияние на ее структуру: была переосмыслена классическая, «буржуазная» литература, до этого считавшаяся основой и нерушимой нормой, реалистическая литература, считавшаяся одной из самых основных частей классицизма. Все это не только приобрело новые краски, но и стало играть совершенно другую роль в литературе: не роль восприятие человеком произведения, а роль понятия относительности этого произведения. Все это приобрело некий философский, идеологических оттенок.
В-пятых, благодаря модернизму возникли многие жанры и направления в литературе. К таким направлениям относят: сюрреализм, футуризм, символизм, акмеизм и многие другие. К жанрам, появившимся благодаря модернизму, можно отнести: девиз, слоган, стих, поэму в стихах, мемуары, письмо и другие.
В-шестых, модернизм определил дальнейшее развитие русской литературы, как таковой. Благодаря модернизму в русской литературе определились новые течения и популярные жанры, которые отразили в полной мере все происходящее в России на тот период.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что модернизм играет большое значение в русской литературе как явление.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/modernizm_v_russkoy_literature/
Русская литература – Модернизм
E-mail Печать
На рубеже веков реализм стал утрачивать свои позиции, он оказался недостаточно выразительным для изображения действительности, бурной, переменчивой. На смену ему приходит модернизм.
Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. В Литве – Чюрлёнис, Сруога. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки, Фолкнера, Набокова.
Модернизм делится на большое количество течений, но все они объединены поиском новых форм и взглядом человека на место в мире. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде. Сама суть модернизма, зародившегося между мировыми войнами в обществе, истощенном идеями прошлого, является космополитичной.
Писатели, работавшие в это время, экспериментировали с формами, способами, приемами, техниками, чтобы дать миру новое звучание, но темы их оставались вечными. Чаще всего это была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире, несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей действительности.
Именно модернизм, в отличие от всех предыдущих течений акцентирует свое внимание на человеке, на его внутренней сущности, отбрасывая внешний антураж или видоизменяя его так, чтобы он только подчеркивал основную идею.
Критики говорят о литературе модернизма, как о явлении довольно мрачном, но такое ощущение создается преимущественно из-за того, что читатель рассматривает мир, поданный автором, через призму восприятия последнего, окрашенную разочарованием и вечным поиском смысла бытия.
С исторической точки зрения модернизм находится в тесной связи с появлением новых режимов.
Чаще всего речь идет о становлении фашизма и коммунизма, и обращении к ним классиков литературы за новыми идеями. По этой причине творчество писателей иногда можно разделить на два периода – увлечения политикой и разочарования нею. И все же большинство модернистов аполитичны, единственный регламент для них – собственное воображение и мировосприятие.
Модернизм (от фр. moderne – современный, новейший) – направление в искусстве и литературе, противостоящее реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам, к условности стиля.
Основные признаки модернизма:1) неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;2) исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;3) мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);
4) поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).
Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше. Ницше заявил «Бог умер» и вместо этого Бога каждый может поставить себя на его место, т.е. сформулировать собственные представления о добре и зле, вырвавшись за пределы узких рамок, которые ставит человеческое стадо, создавшее рабские представления о мире.
Сверхчеловек Ницше – это именно такое существо, которое создает собственные представления о добре и зле, исходящие из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. Ницше предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон. Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы.
Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти. Именно ей движется все мироздание.
Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. Человек по Фрейду представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго».
В такой концепции на долю разумного «я» осталось только соблюдать равновесие между двумя проявлениями бессознательного.
Человек получает свободу бога и свободу животного, и оказывается, в полном соответствии со своим желанием уйти от ненавистного позитивизма ближе к животному, чем к богу, потому что Сверхчеловеками люди что-то становились мало, а вот невротиками и истериками, неспособными не то что к божественной, а просто к нормальной жизни – сколько угодно.
У Шопенгауэра сущность мира предстает как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм достигается в состоянии, близком буддийской нирване.
На основании утверждения, что человек слаб и беспомощен модернисты отказываются от традиции литературы 19 века – помогать ближнему, служить людям.
В поле не видно ни зги. // Кто-то зовёт: помоги! // Что я могу?
Сам я и беден, и мал, // Сам я смертельно устал, // Как помогу? (Сологуб)
Источник: https://ruslit.info/xx-century/modernizm
Русский модернизм
Содержание
Введение
1.Генезис предпосылок русского модерна
2.Анализ национально-романтических тенденций в русском модерне
3.Попытки создания синтетических форм искусства
Заключение
Список использованной литературы
Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития ХХ столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов — все это затруднило поиски общих определений модернизма.
И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее — современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм происходит от французского слова «moderne» — новый.
Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».
Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания.
Цель написания контрольной работы – рассмотреть предпосылки стиля модерн в России, основные тенденции русского модерна.
При написании контрольной работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.
Работы модернистов заметно отличаются от произведений искусства, ранее созданных человечеством: содержание и смысл творений художников-модернистов, как правило, непонятны зрителям, модернистское искусство малокоммуникативно.
Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах; в рядах модернистов оказывались художники, писатели, поэты, подчас не знавшие друг друга и не связанные между собой общими стремлениями и идеалами.
Многочисленные модернистские направления не были связаны и с национальными традициями искусства своих стран.
Так, кубизм, возникший во Франции, не имел ничего общего с французской национальной культурой, итальянский футуризм ничего не воспринял от великих традиций итальянского искусства; дадаисты, обосновавшиеся в Швейцарии, не смогли привлечь на свою сторону швейцарских художников, и пребывание дадаистов в Швейцарии не оставило следа в ее национальном искусстве.
Порвав с национальными традициями, искусство модернизма не приобрело и интернационального характера, поскольку оно не несло в себе общечеловеческих идеалов. С самого своего возникновения и по сей день искусство модернизма носит космополитический характер.
«Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны между собой одним: их объединяет антиреалистический творческий метод. Это, в свою очередь, определяет общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма (трактовка соотношения искусства и действительности, формы и содержания, проблемы коммуникативности и др.)».[1]
Общность эстетических позиций различных направлений модернизма настолько очевидна, что объединение их в специфический тип искусства вполне закономерно. Может вызвать сомнение только основательность термина, обозначающего этот тип искусства. Само слово “модерн” в ряде европейских языков означает “современный”.
Однако современным являлось в свое время каждое искусство; кроме того, современным в наши дни является прежде всего реалистическое искусство, в частности искусство социалистического реализма.
Этимологическая неточность термина “модернизм” дает повод для тенденциозного его толкования; в результате реализм, и в особенности социалистический реализм, оказываются терминологически за рамками “современного” искусства.
Очевидно, оперируя понятием “модернизм”, целесообразнее иметь в виду не этимологическое, а смысловое значение этого слова. В основных европейских языках для более точного обозначения соответствия чего-либо духу времени кроме термина “модерн” употребляется слово “современный” (в английском языке – contemporary, во французском – contemporain, в немецком – zeitgemass).
В лингвистическом отношении слово “модерн” связывается с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего.
И с этой точки зрения использовать термин “модернизм” для обозначения совокупности новых направлений в буржуазном искусстве вполне допустимо: модернистское искусство более, чем какие бы то ни было другие явления в искусстве прошлого и настоящего, порывает с традициями и претендует на абсолютное новаторство.
Первые модернисты — это люди конца XIX века, взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира.
Духовная революция, как новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новой идейной платформы. Эта платформа была сформулирована на базе интуитивизма А. Бергсона и Н. Лосского, ницшеанства, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа Ф. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализма С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др.
Работы этих авторов не только сцементировали идейную платформу модернистских поисков в искусстве указанного периода, но и позволили самому художественному направлению действовать ретроспективно, захватывая предшествующие явления культуры, (предмодерн, ростки которого обнаружились в творчестве Ф. Достоевского, Ш. Бодлера, Э.
Бронтэ, Э. Сведенборга, Г.Ибсена, отчасти О. Бальзака и др.), и перспективно, оставляя поле для экспериментов в будущем (постмодерн). Модернизм, борясь за раскрепощение и обновление форм в искусстве, не мог обойтись без общих связей с историей культуры, признав, таким образом, принципы историзма внутри собственного направления.
В модернистском искусстве мы постоянно сталкиваемся с дальнейшим углублением качеств, модернизмом не порожденных, но унаследованных от романтизма эпохи Великой Французской революции и радикального сентиментализма И. Гердера и Г. Лессинга.
Таковы домодернистские по своему происхождению акценты о месте личности, индивидуального сознания в составе целого, в жизни космоса. Однако романтический индивидуализм XVIII века и индивидуализм модернистский — явления принципиально разные.
Для романтизма личность либо была обладательницей всех духовных богатств вселенной, либо скорбела о недоступности, запретности абсолютных ценностей и общезначимых идеалов, вовсе не отрицая возможности их существования. Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных «абсолютов».
Вместе с тем, они стремятся возродить в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы — художественными средствами.
Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытала поэзия модернистов, в такой своей разновидности как символизм.
Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традиции классической поэзии, но, напротив, пытались выстроить свой «новый» язык на основе древних архаичных образов. Не случаен, поэтому энтузиазм, с каким символисты относились к классической мифологии (француз П. Валери, англичанин Т.
Элиот), к национальным фольклорным персонажам (ирландец У. Йетс), к древним эзотерическим учениям и их современным модификациям — теософии, антропософии (тот же У. Йетс, создавший собственную мистическую систему).
Но особенно отчетливо этот процесс обозначился в России. Русские символисты (Вяч. Иванов, А. Белый, В. Хлебников, ранний А. Блок) провозгласили сознательную, теоретически оформленную установку на миф, фольклор, архаику, корнесловие.
Вяч. Иванов объявил миф, фольклорную стихию, запас живой старины вообще «источником и определителем символической энергии, символического смысла». Неологизмы Андрея Белого неотделимы от его опытов в области корнесловия. В.
Хлебников предлагал рассматривать свое искусство как род тайного знания, а себя — как посредника между космосом и человечеством, владеющего «заклинательной» силой, магией слов.
(«Слово управляется мозгом, мозг — руками, руки — царствами»).
Другие группировки модернистской поэзии встали на путь как можно более полного разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи, на путь бурного словотворчества, иногда доходящего до крайностей «заумного языка».
Так, дадаизм (от упрощенно-детского да-да) утверждал алогизм как основу творческого процесса («мысль формируется во рту») провозглашал «полную самостоятельность» слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности.
Сторонники имажинизма (от французского image — образ) требовали передачи непосредственных эпических впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически мало связанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов» (существовал в Англии и Америке, в России получил название имажинизм). Футуризм (от лат.
futurum — будущее) объявлял человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра — «слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу» («мотор — лучший из поэтов»). Наибольшего расцвета достиг в Италии, России и во Франции. Экспрессионизм (от франц.
expressionisme — выражение) преподносил мир в столкновении контрастов, в преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок — нервной дисгармонией, неестественностью пропорций (играл существенную роль в культуре Германии и Австрии).
Источник: https://MirZnanii.com/a/129690/russkiy-modernizm
Русский модернизм
Мы изучаем три наиболее изученных течения модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Символисты делятся на младших и старших, но не по возрасту.
В 1892 году в литературу входит Горький («Макар Чудра») и прочитана лекция Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» возникает символизм.
В 1893 г она опубликована как брошюра. В 1893 году в этой брошюре публикуются стихотворения новых авторов, необычные.
Но это на самом деле не разные авторы, а один поэт – Брюсов, который показывает, что образовалось новое течение – символизм.
2 главных тезиса лекции Д.Мережковского:
1) тезис упадка – реализм умер, он не может отразить реальность, и на смену ему приходит символизм как течение модернизма.
2) символизм адекватно отражает реальность и должен : а) насытить литературу новым религиозным содержанием, б) насытить литературу образами-символами, в) преобразовать, обогатить средства художественной выразительности.
Почему называется символизмом? В символизме в основе лежит образ-символ, но он был еще в фольклоре, но символисты его преобразовали. Символизм имеет свою философию и новую программу.
Они исповедуют идеалистическую философию (мир, в котором мы пребываем – мир не подлинный, не сущностный, а подлинный тот мир, который мы не видим, не знаем, но можем догадаться о нем, насытить искусство образами-символами). Они верят в двоемирие. Их символы – это окно в вечность, это знак.
У них нет порядка в подходе к символу, но одно у них точно: образ-символ не есть троп, это результат откровения о той реальности, которая существует.
Символисты играют роль эдакой элиты человечества, поэтому художник – творец – элита. Они добывают, открывают символы. Писатели должны себя нести, держать, превозносить высоко себя. Они видят наш мир как искаженный отклик, отблеск той, идеальной реальности.
Для старших символистов (Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус) мир, который мы не видим, – это мир Божий. Они уходят туда от реальности. Они проповедуют идеи духовной революции, способные изменить мир.
Эта революция приведет к торжеству «Третьего Завета» (1 – Бога-Отца, 2 – Бога-Сына, 3 – Бога-духа Святого). Они говорят, что религия двух заветов ущемляет плоть во имя духа, а третий Завет должен стать Заветом Плоти. Это было еретичеством.
Гиппиус и Мережковский организовали религиозно-философские чтения, в которых участвовали священнослужители и творческая элита, но у них ничего не получилось, так как верующих людей невозможно перековать, заставить передумать.
Гиппиус, Мережковский, Философов живут втроем и утверждают, что это соборность (попирают православную святыню). Таким образом, очень много притворства и игры в символизме.
Для старших символистов характерен декаданс. Декаданс – философия упадка. Они исповедуют эротизм, интимную разнузданность.
Но и старшие и младшие символисты экспериментировали с техникой стиха, стих приобрел неимоверную выразительность, музыкальность.
Старшие символисты делились на Петербургских (Мережковский, Гиппиус) и Московских (Брюсов).
Если петербуржцы призывали к тому, чтобы готовить общество к духовной революции, то москвичи считали, что дело поэта не революция, а писать стихи.
К младшим символистам относятся А.Блок, В.Иванов, Соловьев, а возглавлял их идейно Владимир Соловьев. Он смотрел на тот мир, как на мир Софии – мудрости Божьей. Мудростью Божьей и должен быть преобразован мир.
На самом деле все символисты проповедуют религиозный модернизм (мир будет преображен только вторым пришествием Христа).
Младшие символисты сделали много в области поэтики (Блок, Белый), они были в большей мере патриоты, чем старшие.
После первой Революции (1907г.) символизм впал в кризис: символисты перестали соответствовать теоретическим посылам своего времени, творческие (индивидуальность) развивались сами по себе.
На обломках символизма в 10-е годы 20 века рождаются два новых течения: акмеизм и футуризм. Акмеизм (акме с греч. – острие, высшая степень расцвета поэзии).
Акмеизм презентует себя как течение, отпочковавшееся от символизма, но не критикуют его. Предвестие акмеизма – М.
Кузмин статья «О прекрасной ясности», Гумилев – «Наследие символизма и акмеизма»: «Символизм был хорошим отцом, но дитяти (акмеизму) надо от него отпочковаться, так как символисты хотели приблизиться к невидимому, непознаваемому, а акмеисты говорят, что его надо принять, а не объяснять – и это нецеломудренно». Поэтому нужно проповедовать красоту земную, опустить глаза на землю. Но это не потому, что они неверующие, а потому что надо «освободить поэзию от образного слова, свойственного символизму, надо писать понятнее». Акмеисты пытаются эстетизировать земную красоту. У них нет программы, но они исходят из того, что искусство – это ремесло, а не дар. Гумилев создал группу «Цех поэтов», идя по линии пушкинской традиции.
Гумилев и несколько молодых поэтов просят мэтров поэзии прочитать курс по стихосложению, им давали задание написать стих на тему, с размером и рифмовкой. Это искусство было нацелено на воспевание земного.
В категориях символизма одной из важнейших категорий была музыка.
Символистами музыка понимается в двух ипостасях: 1) мир соткан из музыки, это мир звучащий (например, призыв Блока: «Слушайте, слушайте, слушайте музыку Революции», а перестал он писать, когда мир перестал для него звучать), для правдивого изображения мира надо предельно музифицироваться (не Блок владеет музыкой, а музыка – Блоком).
Акмеизм отказывается от нецеломудренного желания познать непознаваемое. В основе его лежит абсолютизация интуитивных начал. Акмеизм настаивает на том, что надо вернуться к самоценности земного.
По словам Кузмина, в основе акмеизма лежит культ «прекрасной ясности» (мысли).
Акмеисты ориентировались на предметные формы искусства – архитектура, скульптура (их образы точны, вещественны), не нужно передавать значение одного через другое, а видеть самоценное.
Акмеизм имеет еще одно название – адамизм (Адам был выгнан из Рая, но не проклят. Он пришел на землю с заданием дать окружающим вещам имена). Акмеисты призывают вернуться к чистоте, первозданности названия. Адам был не рефлексирующий, а деятельный.
Человек не НАД природой, а равноценен ей. И герой акмеизма должен быть похож на Адама. Но Адам утратил свою цельность, поэтому они рисовали героя средствами внешнего психологизма (как у Пушкина). Эти детали (перчатка Ахматовой) – параксизм боли.
Немного раньше акмеизма зарождается эгофутуризм (проповедует значимость своего я, но индивидуализм присущ и символизму, таким образом виден контакт течений).
Футуристы считают, что их искусство – искусство будущего (изобретают слово будетляне). Возглавил направление эгофутуризма Игорь Северянин, туда входят Грааль Арес… (Стефан Петров), Константин Олимпов. Тезис Северянина: «душа – единственная истина».
Подтечение №2 – кубофутуризм (Давид Бурлюк, Каменских, Кручёных, Маяковский. Они конкурировали с группой Северянина.
Группа «Мезонин поэзии» (Шершеневич, ………., Боян).
Группа «Центрифуга» (Пастернак).
Мы акцентируем манифесты кубофутуристов. Они положили в основу искусства и жизнеповедения принцип эпатажа буржуа (дразнить, раздражать, бесить его). Футуристы положили себе за правило взять такой образ, который раздражал буржуа. Кубофутуристы печатали книжки на обоях, хотя не были бедны.
Они хулиганили («Доители изнуренных жаб», «Идите к черту», «Пощечина хорошему вкусу» – название манифестов). Они называли символизм символятиной – эпатаж. В основе их программы лежит нигилизм: они отрицают необходимость старого поэтического словаря, метрику, стихосложения, литературной традиции.
Принцип кубофутуризма – создать новое искусство.
Эгофутуристы также говорят об обновлении искусства, но не посредством разрушения старого. Футуристы утверждают принцип «самовитого слова», они придумывают новые слова.
Но из этого хулиганства вырастает новация – они становятся творцами новых слов (неологизмов). Творили они их по-разному (В.
Хлебников делал новые слова из устаревших слов, Маяковский создавал новые слова на основе современных ему слов).
Всех модернистов объединяло то, что в основу всех произведений положен культ формы. Модернисты ломают и трансформируют принцип единства формы и содержаний. Для них главное – форма, на первом месте не мысль, а форма ее выражение. Все модернисты были формалистами.
Периодизация Серебряного века
I. 1890-е – 1907 гг.
II. 1908 – 1910-е гг. (начало 20-х)
В границах первого периода мы выделяем два этапа:
1) 1890-е гг. (поиски новых эстетических возможностей реализма в творчестве писателей-классиков (Толстой, Достоевский, Короленко), а также литераторов младшего поколения обновление традиционного реализма); искание Горьким своего метода и стиля, попытка соединения романтизма и реализма.
Происходит рождение «рабочей поэзии».
Возникновение новых (модернистских) течений в искусстве и литературе, творчество старших символистов.
2) 1900-1907 (годы Революции) – обновление реализма писателей общедемократической ориентации, усиление идеологизации и социологизма, становление «социалистического реализма» в творчестве Горького. Оформление системы философских и эстетических взглядов младших символистов.
Второй период:
1) 1908 – 1909 гг. В это время накапливаются кризисные явления в литературе критического реализма, рождается течение неонатурализм. Происходит «закат» символизма, усложняются идейно-эстетические идеи Горького (кризис – хаос; кризис – исток выздоровления).
2) 1910-е гг. Возникновение неореализма, проявление его в творчестве Андреева, Замятина, Сергеева-Ценского, Зайцева, Ремизова.
Формирование новых черт горьковского реализма: выход к религиозно-философской и национально-русской проблематике. Возрождение реализма в творчестве молодых литераторов 10-х гг. (Шишков, Пришвин, А.
Толстой), традиционное и новаторское в их прозе; возникновение акмеизма и футуризма, их развитие и распад.
Источник: https://students-library.com/library/read/45889-russkij-modernizm
Что сближает разные течения модернизма? Модернизм в литературе 20 века :
В статье будет рассмотрено такое неоднозначное культурное явление, как модернизм. Основное внимание уделено различным стилям модернизма, в частности, его проявлению в русской культуре и особенно – литературе, а также тем характерным чертам, которые объединяют все эти многочисленные стили.
Что такое модернизм?
Давайте разберемся. Прежде чем дать ответ на вопрос, что сближает разные течения модернизма, стоит дать определение этому явлению. Модернизм – это весьма общее обозначение, применяемое для культуры рубежа 19-20 веков.
Впрочем, на хронологические рамки этого явления существуют разные точки зрения, некоторые исследователи считают, что модернизм – явление исключительно 20 века.
Этот термин происходит от итальянского слова modernismo, что переводится как «современное течение», или, если смотреть глубже – от латинского modernus – «современный».
Характерные черты модернизма
Период модернизма не только в искусстве (хотя в этой области он проявлялся, пожалуй, ярче всего), но и в философии, и науке, определяется резким разрывом с предыдущими концепциями и опытом, характеризуется желанием опровергнуть устаревшие начала и установить актуальные, появлением новых выразительных художественных форм, которые отличались общностью и схематичностью. Иногда поиск форм выражения субъективного взгляда на реальность был самоцелью в ущерб идейной ценности и эстетики произведения. Все эти особенности модернизма вызывали его негативное восприятие в буржуазном обществе. Ценности его эти течения ставили под сомнение. Буржуазные настроения находили свои отражения в первую очередь в реализме, а модернизм и реализм – прямо противоположные течения. Отрицание традиций культуры, начиная с античности, заканчивая реализмом, принято обозначать как авангардизм (от французского «передовой отряд»), но это понятие относится уже к 20 веку. Впрочем, соотношение понятий модернизма и авангардизма до сих пор нечетко, они воспринимаются то как взаимозаменяемые, то как полностью противоположные.
Культура модернизма
Модернизм, в сущности, был выражением всех внутренних несостыковок и противоречий, существующих в буржуазном обществе.
Это произошло как под влиянием развития науки и техники, так и под влиянием мировых социально-политических катастроф.
Конфликты и разлад в обществе, безусловно, оказали влияние на изменение психологии людей начала 20 века, так же, как и появление технических новинок и коммуникативных средств.
Культурное и социальное расслоение повлекло за собой возникновение двух субкультур – элитарной и массовой, разделение на которые присутствует в обществе и до сих пор. В этот же период возникло понятие китча, тесно связанное с массовой культурой.
Не касаясь пока что искусства и литературы, можно сказать о модернизме в философии, где он соприкасается главным образом с так называемой философией жизни, а также экзистенциализмом.
В культуре модернизма нашел свое отражение так называемый закат Европы, но суть этого течения не только в изображении культурного и духовного кризиса, но и в непрестанном поиске путей выхода из него. И если говорить о том, что сближает разные течения модернизма, то это в первую очередь то, что все они дают многочисленные разнообразные варианты выхода.
Модернизм в искусстве
Для обозначения модернизма в искусстве обычно используют термин «модерн».
Оно начинает изменяться качественно: если раньше авторы изображали в основном скопированную реальность, то с конца девятнадцатого века на полотнах они передают собственный взгляд на эту реальность, свои эмоции и чувства по отношению к ней, стремясь тем самым изобразить настоящую реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой.
С конца 19 века возникает огромное количество разнообразных стилей, для общего обозначения которых используется термин «модернизм».
Такое резкое появление новых стилевых течений может быть связано с тем, что жизнь в этот период начинает меняться крайне быстро, все постоянно изменяется, и вместе с развитием науки, общественных взаимоотношений, политики возникают, исчезают и видоизменяются различные стили в искусстве и архитектуре.
Возникают идеи “искусства для искусства”, “искусства для себя”, и одновременно с этим искусство становится средством для препарирования окружающей реальности и преодоления ее противоречий.
Среди наиболее значительных и заметных можно назвать импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и абстрактное искусство.
Для всех этих жанров характерен разрыв с изображением объективной реальности, крайне субъективный взгляд, элитарность и отказ от художественного наследия предыдущих эпох – классицизма и реализма.
Последнее не всегда означает только полный разрыв с ранним художественным опытом, но также и стремление выразить эстетические идеалы в более качественном виде.
Новые стили возникали в разные временные отрезки и в разных странах, зачастую у художников, работающих в модернистских стилях. Что сближает разные течения модернизма, если они были настолько отличны друг от друга? В сущности, часто их не объединяло ничего, кроме следования антиреалистическим тенденциям и стремления выразить свое видение мира.
В качестве нижней планки времени появления модернизма часто называют год возникновения так называемого Салона отверженных – 1863 год.
Там выставлялись работы художников, которые не одобрили члены жюри парижского салона – а он был основным средоточием европейского искусства того времени.
Появление этого салона связано с именами известных импрессионистов, следовательно, этот стиль условно считается первых проявлением модернизма в живописи. Исчезать же модернизм стал ближе к середине двадцатого века, когда начал появляться постмодернизм.
Модернизм в литературе
Как направление в литературе модернизм складывается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в 20-е годы XX века. Так же, как и в искусстве, модернизм представляет собой интернациональное течение, представленное различными школами – экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.
Основными целями литературы направления модернизма, которая пришла, чтобы заменить собою классический роман, были следующие: максимально раскрыть индивидуальное восприятие мира человеком, проникнуть в глубины его подсознания, изучить работу памяти.
Проблемы социального характера, которые были так важны для литературы предыдущих эпох, уже не играют для модернистов столь большой роли, акцент делается на моральные, экзистенциальные вопросы. В частности, большое внимание модернисты уделяли тематике военных конфликтов и так называемого потерянного поколения.
В литературе демонстрируется ощущение оторванности человека от реальности и возникающее от этого чувство абсурдности индивидуального и всеобщего существования, что особенно было характерно для экзистенциалистов.
Вместо того, чтобы предлагать абсолютную истину, автор демонстрирует ее относительность.
Лучшим средством для достижения этих целей был новый литературный метод – «поток сознания», который позволял наблюдать непрерывную работу мыслей и чувств человека и полностью погрузиться во внутренний мир персонажа.
Естественно, что этот метод меняет и манеру повествования, которая становится дробленой, отрывочной, часто рассказчиками становятся разные герои. Вот что такое модернизм в литературе 20 века.
Основателями модернистского течения в литературе, разработавшими новые приемы работы со словом, считают трех писателей – Д. Джойса, Ф. Кафку и М. Пруста. Сильное влияние на литературу модернизма оказали философ Ф. Ницше, концепции З. Фрейда и К. Юнга.
Литература модернизма состоит из многочисленных разнообразных группировок, объединенных между собой стремлением не описать окружающую реальность, но самовыразиться, что в конечном счете помогло направить фокус общественного внимание на индивидуальность каждого человека и оказало значительное влияние на изменение психологии общества.
Русский модернизм
Интересным явлением предстает модернизм в России. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. В частности, как и все модернистские течения, имел интерес к древним мифологическим образам, но в русском варианте модернизма это отразилось особенно ярко, в нем появился четкий ориентир на мифологию и фольклор.
Русский модернизм был присущ той части интеллигенции, которая была наиболее европеизирована. Точно так же, как и западный, модернизм в России был в определенной степени пронизан настроениями декаданса, что в особенности касается одного из наиболее крупных течений – символизма.
И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции.
Модернизм в русской литературе
Пожалуй, ярче всего представлен русский модернизм в литературе 20 века. Среди основных течений стоит вспомнить акмеизм, футуризм и символизм. Все эти течения носят в себе характерные особенности модернизма – поиск новых способов изображения реальности и отрицание традиционного искусства.
Символизм
Как направление в литературе символизм появился в конце 19 века во Франции. Поэзия становится индивидуальной, она закрепляет мгновенные впечатления, стремится стать максимально чувственной и выразительной.
По мнению символистов, внешняя и внутренняя действительность не может быть познана рациональным путем, поэтому художник-творец при помощи использования символики способен познать тайные смыслы мира.
Символизм в России возник достаточно внезапно, и в качестве его начальной точки обычно отмечают «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» – статью поэта Д. Мережковского. Он, З. Гиппиус, В.
Брюсов и другие были одним из представителей старших символистов, в творчестве которых в основном поднимались темы уникальности пути творца, несовершенства мира.
Следующее поколение символистов – младосимволисты – использует темы преобразования мира при помощи красоты, соединения жизни и искусства, среди представителей были Блок, Андрей Белый, В. Иванов, это поколение поэтов можно назвать утопистами. Благодаря представителям символизма слово в поэзии получило множество дополнительных смысловых оттенков, язык стал более образным и гибким.
Акмеизм
Это явление возникло как противовес символизму, основываясь на идеях о четкости и ясности взгляда на действительность и соответствующем ее изображении.
Слово, по их мнению, не должно быть многозначным, ему следует носить изначальный смысл, стиль должен быть лаконичным, сдержанным и выразительным, структура произведения – строгая и отточенная. Начало существования акмеизма связывают с возникновением «Цеха поэтов», руководителями которого были поэты Гумилев и Городецкий.
В этом течении возникает перекличка с литературными традициями Золотого века русской поэзии. Среди других представителей модернизма можно назвать А. Ахматову, О. Мандельштама, М. Кузмина.
Футуризм
Представители этого наиболее авангардного из течений стремились создать искусство, которое коренным образом изменило бы окружающую действительность. Они отличались не только использованием экспериментальных форм творчества, смелого поэтического строя и языка, но зачастую и тем, что совершали эпатажные поступки и вели необычный образ жизни.
Футуризм разделялся на несколько подгрупп: эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифугу» и включал в себя таких знаменитых поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и многих других.
Временем появления этого модернистского (и даже больше, авангардистского) течения считают 1910 год, когда был напечатан первый сборник футуристической поэзии «Садок судей».
Модернизм в русской живописи
Модернизм значительно проявил себя не только в русский литературе, но и в живописи. Среди представителей модернизма в этом виде искусства стоит вспомнить в первую очередь М. Врубеля, И. Билибина, А. Бенуа, В.
Васнецова – список можно продолжать бесконечно, особенно если вспомнить других художников, которые так или иначе обращались к модерну в разные временные периоды. Их творчество одновременно обнаруживало в себе сходство с теми поисками, которые примерно в это же время происходили в Европе, но и заметно отличалось от них.
Для них свойственна определенная условная декоративность, четкие и скульптурные лица и фигуры персонажей на первом плане, орнаментальность и масштабных плоскостей цветов. Все эти характерные черты придавали живописным полотнам большую выразительность и трагичность.
Основными темами, к которым обращались художники, были темы смерти, скорби, сна, легенды, эротики. Кроме того, в живописи появилась определенная ценность символики цветов и линий.
Общее в модернистских направлениях
Итак, в финале можно сказать, что разные течения модернизма сближает то, что все они противопоставляют себя реализму и ценностям, которые реализм отражал.
Модернистские произведения вне зависимости от направления в искусстве были своеобразными экспериментами, действительно новым, неожиданным и необычным явлением в культуре конца девятнадцатого века, постоянно находящимся в поиске.
Модернизм и его стилевые течения стремились стать стилем в отличие от других стилей, возникавших естественным и органичным образом в мировой культуре, в сущности, независимо от желания творцов. Возможно, причиной столь недолгого существования этого течения было то, что в нем ставился слишком сильный акцент на индивидуализм.
Источник: https://www.syl.ru/article/349582/chto-sblijaet-raznyie-techeniya-modernizma-modernizm-v-literature-veka