Роль эмоций в жизни человека
Эмоции играют
важную роль в жизни человека. Различные
эмоциональные переживания, возникнув
в процессе активного взаимодействия с
миром и другими людьми, сами начинают
влиять на характер и успех той или иной
деятельности.
Особенно большое значение
имеет эмоциональная мотивация в условиях
волевых действий, связанных с преодолением
серьезных трудностей и препятствий,
которые встречаются на пути к достижению
цели.
Чем выше цель, которую ставит перед
собой человек, тем эмоционально насыщенней
его жизнь.
Эмоции и чувства
выполняют существенную коммуникативную
функцию. Через выразительность речи,
интонаций, жестов, мимики человек
проявляет свое эмоциональное отношение
к другим людям. Л. Н. Толстой в романе
«Война и мир», раскрывая эмоциональное
состояние своих героев, описал 85 оттенков
выражения глаз и 97 оттенков улыбки.
Эмоции и чувства
развиваются и закрепляются, когда они
находят реальное проявление в жизни.
Они во многом зависят от образа жизни
человека.
Формирование эмоций
Человек рождается
с определенным набором эмоциональных
реакций, более того, эмоции есть и у
животных. Эти эмоции получили название
первичных.
К ним относятся страх и тревога как
выражение потребности в самосохранении;
радость, возникающая при удовлетворении
жизненно важных потребностей, и гнев
как следствие ограничения потребности
в движении.
В более позднем
возрасте в результате общения с людьми
и вследствие формирования собственного
«Я», возникают вторичные
эмоции. Они не связаны с жизненно важными
потребностями, но от этого не становятся
менее значимыми, напротив, именно они
доставляют наибольшие страдания и
радость.
Эмоциональные
явления делятся на аффекты, собственно
эмоции, чувства, настроения и стрессовые
состояния.
Наиболее мощная
эмоциональная реакция — аффект.
Он захватывает человека целиком и
подчиняет его мысли и движения. Аффект
всегда ситуативен, интенсивен и
относительно непродолжителен. Он
наступает в результате какого-либо
сильного потрясения.
В аффекте изменяется
внимание: снижается переключаемость,
воспринимаются только те явления,
которые имеют отношение к ситуации. Как
правило, забывается все, что происходило
до события, вызвавшего аффективную
реакцию.
Примерами аффективных реакций
могут быть состояние эйфории после
освобождения от опасности, ступор при
сообщении о смерти, гнев — как реакция
на насмешки и издевательства.
Собственно эмоции
— это более
длительная реакция, которая возникает
не только на совершившиеся события, но,
главным образом, на предполагаемые или
вспоминаемые. Эмоции отражают событие
в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства —
устойчивые эмоциональные состояния,
имеющие четко выраженный предметный
характер. Это отношения к конкретным
событиям или людям (вполне возможно
воображаемым).
Настроения —
наиболее длительные эмоциональные
состояния. Это тот фон, на котором
протекают все остальные психические
процессы. Настроение отражает общую
установку приятия или неприятия мира.
Превалирующие у данного человека
настроения, возможно, связаны с его
темпераментом.
Стресс —
неспецифическая реакция организма на
неожиданную и напряженную обстановку.
Это физиологическая реакция, которая
выражается в мобилизации резервных
возможностей организма. Реакцию называют
неспецифической, так как она возникает
в ответ на любое неблагоприятное
воздействие — холод, усталость, боль,
унижение и т. д.
Автор теории стресса
Ганс Селье определяет его как совокупность
филогенетически запрограммированных
реакций организма, подготавливающих
его к физической активности по типу
сопротивления, борьбы или бегства.
Эти
реакции выражаются в изменении режима
работы многих органов и систем организма,
например, учащается ритм сердца,
повышаются свертываемость крови, частота
пульса. Все физиологические реакции
запускаются выделенными в кровь
гормонами. Известно, что разные люди
по-разному реагируют на стрессовые
нагрузки.
У одних реакция активная —
при стрессе эффективность их деятельности
продолжает расти до некоторого предела
— это «стресс льва», а у других реакция
пассивная, эффективность их деятельности
падает сразу — «стресс кролика».
Психолог и
психотерапевт Ю. М. Орлов попытался
объяснить природу некоторых отрицательных
эмоций, которые возникают в процессе
общения и существенно омрачают жизнь
многих людей. Это эмоции обиды, вины и
стыда.
Если Вас лягнет
осел, Вы на него не обидитесь, хотя это
и больно. Если толкнет незнакомый
человек, то рассердитесь, но не обидитесь.
Но если друг пренебрегает Вашими
интересами, любимый человек ведет себя
с Вами не так, как Вы ждете, а родственник
приезжает из командировки без подарков,
то возникает неприятное чувство, которое
принято называть обидой.
Это чувство
возникает только в общении с людьми,
значимыми для нас, от которых мы ждем
особого к нам отношения. И когда ожидаемое
отношение расходится с реальным,
возникает обида.
В любом переживании
обиды можно выделить три компонента:
1. Мои ожидания
относительно поведения человека,
ориентированного на меня. Как он должен
вести себя, если он мой друг. Представления
об этом складываются в опыте общения.
2. Поведение
другого, отклоняющееся от ожидаемого
в неблагоприятную сторону.
3. Эмоциональная
реакция,
вызванная несоответствием ожидания и
поведения.
Эти три элемента
сцеплены между собой нашим убеждением,
что другой человек жестко запрограммирован
нашими ожиданиями, лишен самостоятельности.
Подобное стремление программировать
поведение близких людей идет из детства.
Когда маленький ребенок испытывает
дискомфорт и ему плохо, он обижен и
плачет, тем самым сообщая родителям,
что что-то не так. Они должны изменить
свое поведение. Чувство обиды у ребенка
стимулирует чувство вины у родителей.
Ребенок таким образом воспитывает своих
родителей.
В детстве такое поведение
оправдано — иначе маленькому существу
не выжить, да и родительские навыки не
сформировались бы. Ребенок чувствует
себя центром мира и, естественно, что
мир должен соответствовать его ожиданиям.
В старости люди опять становятся
обидчивыми: у слабых свое оружие —
формирование чувства вины у другого.
Когда же обижается взрослый человек,
он начинает чувствовать себя маленьким
и беспомощным, даже выражение лица у
него становится инфантильным.
В обиде много
эгоистичного. Обижаясь, человек
эксплуатирует любовь другого, так как
формирует у него чувство вины. Так как
обида — это мучительное ощущение, то
мы часто пытаемся ее скрыть или заменить
другими эмоциями.
Мы мстим, мысленно
или реально, обидчику — на смену обиде
приходит агрессия. Умственная агрессия
опасна тем, что она включает механизмы
драки, но не использует их. Лучший вариант
избавления от обиды — творчество.
Можно
рекомендовать такой девиз: «Хорошая
жизнь — это лучшая месть».
Вина противоположна
обиде. Внешне она не имеет характерных
признаков, экспрессии, жестов. Мы
испытываем вину благодаря дару мышления.
В переживании вины также три составляющие:
1. Мои представления
о том, каким
я должен быть в соответствии с ожиданиями
другого человека. Мне точно не известны
ожидания другого, я их только моделирую.
Модель строится в соответствии с общими
социальными установками. Наше поведение
в гораздо большей степени определяется
ожиданиями других, чем мы предполагаем.
2. Восприятие
и оценка
собственного поведения «здесь и теперь».
3. Сличение
модели ожидания с собственным поведением
и обнаружение рассогласования, которое
и воспринимается как вина. Это чувство
усиливается эмоцией и выражением обиды
у другого.
Чувство вины
переживается сильнее, чем обида. С обидой
мы можем справиться, приняв другого
таким, какой он есть, т. е. сменив свои
ожидания или простив обидчика. В вине
нам нужно менять ожидания другого, а
это уже нереально.
Чувство вины
полезно для незрелых людей. Так, детьми
можно управлять, не наказывая их, а
вызывая чувство вины. Здесь важно не
перестараться, чтобы у ребенка не
развился невроз, основанный на комплексе
вины.
Вина не может
переживаться слишком долго, так как не
может быть долгим непереносимое
страдание, и она ослабляется чувством
гнева или агрессии, которые оттягивают
энергию вины.
Из виноватого мы
становимся обидчиком. Иррациональное
чувство вины может находить выход и в
болезнях. Человек своими физическими
страданиями как бы расплачивается за
то, в чем он будто бы виноват, и ему
становится легче. Но это тяжелая плата.
Если мы не
соответствуем ожиданиям обобщенного
другого или общества, то возникает
чувство стыда. Функциональное значение
стыда заключается в регуляции поведения
человека в соответствии с «Я-концепцией»,
которая во многом является продуктом
культуры, а не личного опыта.
Родители
и воспитатели, книги и идеология формируют
у человека представление о том, каким
он должен быть. При этом общество
руководствуется соображениями собственной
безопасности.
Даже культуру можно
рассматривать как механизм защиты
целостности сообщества и наиболее
слабых его членов.
Культура ограничивает
инстинкты, прежде всего агрессивные и
сексуальные, вырабатывает правила
поведения, за нарушение которых человек
испытывает психологическое наказание
в виде стыда или вины. У древних
существовало выражение: «Бичуемые
стыдом, влекутся они к добродетели».
Возникновение
чувства стыда можно представить следующим
образом:
1. То, каким я должен
быть «здесь и теперь» в соответствии с
«Я-концепцией».
2. То, каков я «здесь
и теперь».
3. Рассогласование
между должным и реальным поведением и
его переживание.
Так как стыд мы
получаем в наказание, то поведение,
диктуемое стыдом, часто бывает
инфантильным. Но сколько от него бед!
Это — самоубийства у подростков,
самоубийства из чести, месть, ревность,
агрессия. Познание причин своего стыда
открывает скрытые в бессознательном
свойства «Я-концепции».
Если человек
стыдится того, что он не ответил на
письмо друга детства, которого он не
видел много лет, то можно предположить,
что такой человек обязателен и предан
друзьям. Стыд, возникающий при нарушении
сексуальных запретов, даже мнимых, часто
свидетельствует о подавлении сексуальных
влечений у человека.
То есть, то, чего
человек стыдится, говорит о нем больше,
чем многое другое.
Стыд похож на
чувство вины, но в вине мы ориентированы
на ожидания близкого человека, в стыде
такого оценщика быть не может. Но
существует такое понятие, как социальный
стыд, когда стыдятся оценки или мнения
конкретной группы лиц.
Можно выделить
стыд
атрибутивный,
предметом которого являются отдельные
признаки: физические недостатки,
отсутствие вещей, ценимых в группе, к
которой принадлежит человек, и стыд
экзистенциальный —
целостный, когда стыдятся за все признаки,
приписываемые себе. Такой стыд иногда
называют комплексом
неполноценности.
Сколько бы ни убеждали человека,
испытывающего этот комплекс, он, несмотря
на все свои успехи, не верит себе, считает
себя недостойным. В основе возникновения
комплекса неполноценности лежит потеря
базового доверия к миру и отсутствие
любви на ранних этапах развития человека.
Трудно исправить психику нежеланного
или нелюбимого ребенка, даже если он
будет умен и красив, на нем все равно
останется пятно неудачника. Вместе с
тем стыд — это важная эмоция, которая
способствует приспособлению человека
к жизни в обществе.
Благодаря стыду,
углубляется самопознание, формируются
самоуважение, способность оценивать
последствия своих поступков,
чувствительность к оценкам других. Эта
эмоция необходима на определенных
этапах развития, но затем стыд надо
уметь не просто переживать, а анализировать.
Существуют и другие
эмоции, которые возникают при общении,
но они не являются культурно оправданными.
Это — зависть
и тщеславие.
В структуре этих эмоций также можно
выделить три компонента:
1. Допущение, что
другой человек такой же, как и я (мы редко
завидуем недосягаемым).
2. Концентрация
внимания на этом человеке или отдельных
его свойствах и качествах, сравнение
этих качеств со своими.
3. Переживание той
или иной эмоции в зависимости от
результатов сравнения.
Зависть:
«он такой же, как я, но у него лучше».<\p>
Тщеславие:
«он такой же, как я, но у меня лучше».<\p>
Злорадство:
«он такой же, как я, но у него хуже».<\p>
Основным компонентом
этих эмоций является сравнение.
Если
бы человек отказался от сравнения или
отделил себя от его результатов, то и
зависть, и злорадство были бы убиты в
зародыше. Но мы не можем отказаться от
сравнения, потому что оно является
основной умственной операцией в процессе
мышления и познания.
Все свойства
объектов природы постигаются в сравнении.
Отказавшись от сравнения, мы подавили
бы и работу мысли.
Сравнение привычно
— с раннего детства ребенка сравнивают
с другими детьми родители, воспитатели,
учителя. В результате этого сравнения
возникают не только отрицательные
эмоции (зависть), но и положительные —
гордость, ощущение своей исключительности.
Ребенок перенимает привычку сравнивать.
С годами мы начинаем сравнивать всех:
родителей, друзей, возлюбленных, а также
самих себя.
Неукротимое
стремление человека сравнивать себя и
других постоянно поддерживается духом
соперничества. Общество награждает
первенство, в какой бы области оно ни
возникло. Но в условиях постоянного
соперничества успех и неудача одинаково
опасны.
В случае неудачи человека
«сомнут» более успешные, а успех
пробуждает зависть и враждебность со
стороны других людей, и они объединятся
в борьбе против удачливого.
Отказ же от
соперничества в условиях нашей цивилизации
часто способствует формированию чувства
неуверенности и даже неполноценности.
Гордясь, завидуя,
злорадствуя, мы участвуем в процессе,
построенном на сравнении. Поэтому
познание этих эмоций всегда требует
ответа на вопрос: «По каким пунктам,
признакам, свойствам сравниваю я себя
с другими, лишая себя согласия с самим
собой и вовлекая других в гонку, которой
нет конца?»
Сравнение должно
быть уместным, иначе оно порождает
конфликт. Следует помнить слова древних:
«Пока я в своем уме, я не сравниваю свою
милую ни с кем».
Источник: https://StudFiles.net/preview/5267371/page:15/
Роль сердца в жизни человека (итоговое сочинение)
Роль сердца в жизни человека.
Чувство и разум… Как часто жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум – это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений.
Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями.
Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля. Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство – важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки.
Однако хочется заметить, если не будет желаний, если сердце наше будет молчать, тогда и управлять будет нечем, и ехать будет некуда. Так какую же роль играет в нашей жизни сердце, чувства?
Об этом размышляли многие философы, психологи, писатели.<\p>
Главный герой романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева – нигилист. Базаров четко сформулировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении всего нематериального, прежде всего сердечных влечений.
Выслушав историю Павла Петровича, он прямо говорит Аркадию, что не существует никаких таинственных взглядов, а соответственно, и отношений между мужчиной и женщиной. Все, по его мнению, строится на основе физиологических потребностей.
Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в итоге обернулось против него самого.
Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию.
<\p>
Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви.<\p>
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой часто ставит своих героев перед выбором «между велением сердца и подсказкой разума».
<\p>
По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…
А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно.
Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив?<\p>
На первом этапе жизни Андрея Болконского – тщеславный человек, увлеченный идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры.
И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, чистое, спокойное небо Аустрелицо, открывшееся перед раненым Болконским, позволит ему понять ложность своей цели и открыть свое сердце мирной жизни в кругу близких ему людей.
«Надо жить, надо любить, надо верить…» – говорит разочаровавшемуся в своем Тулоне Болконскому его друг Пьер Безухов. Слушая плеск волн о паром, взглянув снова на высокое бесконечное небо, Болконский постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству.
Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Теперь Андрей Болконский живет чувствами, для него мир разделен на две части: светлую, где есть Наташа, и темную, где ее нет.
Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ.
И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье, как это сделал разумный Болконский.<\p>
Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но в Болконском вновь преобладает разум над чувствами.
Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.
<\p>
И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина – любовь к Отечеству. Именно это чувство руководит Болконским, когда он выбирает вместо службы в штабе Кутузова действующую армию. Он высказывает Пьеру мнение о том, что французы – враги. За то, что они «разорили и разоряют» общий дом русских людей, «их нужно казнить». Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал». Сердце Болконского наполнено истинной «божеской», как считал Л.Н. Толстой, любви к ближним.
По мнению И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. Именно это и происходило с «правильными», разумными героями Евгением Базаровым и Андреем Болконским. Герои с холодным сердцем слишком поздно поняли эту жизненную мудрость.
Может быть, именно поэтому оба эти героя умирают?<\p>
Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни. Такова суть человека, существа, которое «изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся».
Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности основная роль отводится все-таки сердцу.
Безусловно, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Сердце – основа нашего существования. Только оно делает нас поистине гуманными людьми, способными на высокое чувство любви.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/06/11/rol-serdtsa-v-zhizni-cheloveka-itogovoe-sochinenie
Эмоции в жизни человека
Человек – это многогранное, загадочное существо. Его природа до сих пор до конца не изучена. В этой статье мы хотим осветить один из аспектов внутреннего мира человека – это его эмоции.
Эмоции в жизни человека, играют ключевую роль в общении и познании окружающего мира. По сути, с помощью эмоций каждый из нас познает этот прекрасный и удивительный мир. Благодаря эмоциям человек может дать почувствовать своему собеседнику то, что у него на душе. Когда мы счастливы или печальны, наше состояние чувствуют окружающие нас люди.
Эмоциональное состояние, проявляется в мимике лица, в жестах. Также эмоции окрашивают содержание наших мыслей, слов и поступков.
Эмоции в жизни человека – это неизведанная область человеческих отношений. Знания о своей эмоциональной природе позволяют понять себя и свою роль в окружающем нас мире.
При помощи эмоций, человек может созидать и разрушать. Заключенная сила в эмоциях, позволяет каждому из нас влиять на себя, на своих собеседников, и на окружающий мир.
Воспринимая окружающий мир, мы на него реагируем. Каждый предмет, попавший в поле внимания человека, получает свою эмоциональную оценку, реакцию. Нам может, понравиться фильм или не понравиться, и мы выразим свое отношение в эмоциях.
Эмоциональная реакция может быть настолько сильна, что человек подпадает под ее влияние, он буквально сливается с эмоцией. В этом состоянии человеку практически невозможно управлять собой, своими мыслями, словами и поступками.
Когда человек находится в приподнятом настроении, переживает эмоции радости и счастья, он веселиться, душа его поет, хочется творить добро, все его существо настроено на созидание.
Переживая позитивные эмоции, мы активируем силы созидания, которые позволяют нам гармонизировать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей. Мы впускаем в свою жизнь здоровье, удачу и гармонию.
Находясь под влиянием гнева или других отрицательных эмоций, ум человека затуманивается, осознанность тускнеет, человек находится в состоянии безумия. Негативные мысли толкают на необдуманные поступки, о которых человек потом сожалеет.
Отрицательные эмоции активируют в нас силы разрушения, которые разрушают нашу жизнь, делают нас несчастными, забирают наше здоровье и силы. В таком состоянии, человек также негативно влияет на окружающих его людей и мир в целом.
Эмоции в жизни человека — видео
Эмоциональное состояние человека определяет качество его жизни, наличие здоровья, счастья и благополучия или присутствие болезней, несчастья и неудач.
Совершенно очевидно, что само обладание таким орудием созидания и разрушения, возлагает на человека ответственность за свои поступки.
Только нам самим решать, в какую сторону направлять свои эмоции, созидать или разрушать нашу жизнь
© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.
Статья « Эмоции в жизни человека» подготовлена специально для elatriym.com
Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.
Ссылка для указания источника https://elatriym.com/upravlenie-emocijami/emocii-v-zhizni-cheloveka
Источник: https://elatriym.com/upravlenie-emocijami/emocii-v-zhizni-cheloveka
Какую роль смелость играет в жизни человека? Ответы репетиторов
Смелость позволяет объективно оценивать свои возможности, не бояться трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.
96
1 комментарий
- Ответ супер5 Май 2018 Виктория<\p>
Комментировать ответ
От смелости зависит вся жизнь человека: не побояться что-то сказать, кому-то противостоять, что-то сделать. Смелый человек – это человек с сильным характером. Смелый держится увереннее.
45
Смелость помогает человеку принимать важные решения, ставить перед собой цели и двигаться к их достижению. Смелость придает силы, способствует поиску нестандартных решений.<\p>
34
Смелость берёт не только города, но и сердца людей. Смелый человек получает уважение от окружающих.
Есть множество профессий, где человеку необходимо обладать смелостью: врачи, сотрудники МЧС, военные и т.д. Смелость можно проявить не только на поле боя, но и в обычной жизни.
Подойти к человеку, которому стало плохо на улице, а не побояться обратиться к нему и малодушно пройти мимо.<\p>
21
Только смелый человек может принимать ответственные решения и самое главное брать на себя ответственность за то,что делает
19
Смелость помогает преодолевать преграды на пути жизни.
16
придает человеку твердость в принятии решений, помогает человеку быть самим собой
11
Смелость обеспечивает независимость человеку от мнения толпы. Придает уверенность в собственных силах. Позволяет быть собой.
11
огромную. она помогает выбрать жизненный путь… рискнуть в бизнесе и стать успешным.. во время опасности -защитить себя и других(как .например, во время ВОВ)
10
Смелость — способность не поддаваться страху. Страх – неотъемлемая часть инстинкта самосохранения. Способность преодолеть страх дана в той или иной степени каждому жителю нашей планеты.<\p>
10
Смелость ставит человека на более высокую ступень на иерархической лестнице общества, а так же рождает героев.
8
Смелость – это умение взять на себя ответственность; только смелые люди выигрывают битвы и управляют государствами в эпоху перемен.
8
Смелость -это психическое состояние индивида, позволяющее ему совершать различные поступки, будучи уверенным в своих действиях и правоте. Смелость очень важна в жизни человека практически любого возраста и профессиональной деятельности. Так, в спорте это качество активно может проявиться, когда спортсмен активно играет в коллективных видах спорта (футбол, хоккей и т.д.)<\p>
8
смелость сродни решительности, что необходимо во многих жизненных ситуациях для достижения успеха.
7
Жизнь, как и история, не имеет сослагательного наклонения. Во многом она определяется нашими поступками. А чтобы решиться на поступок нужна смелость.<\p>
7
Смелость – это социально-психологическое качество (характеристика) личности. Данное качество может быть как врожденным, так и приобретенным (когда человек целенаправленно вырабатывает данное качество). Смелость помогает преодолевать трудности, не бояться их. Смелый человек способен добиться большего. Однако важно отличать смелость от безрассудства.
4
Смелость позволяет человеку принимать решения, совершать поступки, порой, героические.
3
Источник: https://onlinerepetitor.net/article/kakuyu-rol-smelost-igraet-v-zhizni-cheloveka
Эмоции в нашей жизни
Главная » Блог » Отношение к себе » Эмоции в нашей жизни
Эмоции делают нашу жизнь более яркой, живой, интересной и насыщенной разными красками. Но точно так же они могут сделать её тяжёлой и даже разрушить.
На консультации мы работаем с теми или иными ситуациями. Потому что проблема, с которой человек пришёл на консультацию, возникла не сама по себе. Она берёт своё начало в какой-то ситуации.
И не важно – была эта ситуация в этой жизни или в прошлой. Важно, что от прошлых событий в физическом теле и в тонких телах человека (в частности, в эмоциональном) остались неприятные чувства или эмоции.
Эти «застрявшие» эмоции и притягивают теперь, как магнит, определённых людей и определённые обстоятельства, которые создают похожую проблему.
Т.е., в очень упрощённом варианте: была ситуация → мы её оценили: «хорошая» или «плохая» она для нас → появились мысли о ситуации: «хорошие» или «плохие» → от мыслей возникли эмоции → эти эмоции отпечатались в тонком теле.
Если эти эмоции хорошие, положительные – они делают нашу жизнь радостной и наполненной.
Если эти эмоции отрицательные – они притягивают к нам негативные, по нашей оценке, события.
Хорошие и плохие эмоции
На самом деле ведь нет хороших и плохих эмоций. Все наши жизненные опыты – нейтральны. И только наш ум, наши мысли об этих опытах, наше личное отношение к ним придают им оттенок «+» или «-».
Каждая наша эмоция или чувство, если их проанализировать, помогают нам:
- глубже познать себя
( Как и какой своей стороной мы проявляем себя в этом мире?) - увидеть и понять свои истинные желания
(Чего я хочу на самом деле? – Чего я не хочу?).
Хорошие эмоции – это приятные для нас эмоции, они радуют и вдохновляют нас. Только в таком состоянии принимайте важные решения, стройте отношения, ставьте цели и воплощайте идеи.
Плохие эмоции – истощают нас, лишают сил и энергии. Такое состояние непродуктивно для нас.
Но – они помогают нам отследить у себя негативные, не полезные для нас программы и установки! И за это им огромная благодарность ))
Мы воплощаемся в физическом мире по разным причинам и с разными целями. Одна из них – испытать весь спектр земных эмоций :))
И вполне нормально на Земле реагировать – раздражением на то, что раздражает; гневом – на то, что злит; печалью и грустью – на то, что расстраивает.
Вопрос в другом:
- Насколько глубоко вы погружаетесь в не полезные эмоции?
- Как долго вы собираетесь в них находиться?
Ощущения в теле
Эмоции проявляются в теле разными ощущениями. От радости весело стучит сердце. От любви и счастья по всему телу разливается тепло. От печали и обиды сжимается и сдавливается грудь. От страха болит живот и подкашиваются ноги.
Негативные эмоции, когда начинаешь с ними работать, могут ощущаться как боль, как напряжение, как сдавливание, как покалывание и т.д. в разных частях тела.
Из опыта знаю, что так происходит тогда, когда возникшие негативные эмоции были просто подавлены, не проявлены, не приняты.
В нашем обществе существуют моральные правила и условности: стыдно и некрасиво проявлять открыто гнев, злость, раздражение, недовольство и т.д.
В результате эти эмоции сознательно подавляются и «запихиваются» глубоко внутрь, «прописываются» в физическом или в тонких телах.
Так происходит каждый раз в неприятных для нас ситуациях. Представьте, какие «залежи» накапливаются в теле человека на протяжении жизни.
Как это происходит
ПРИМЕР из КОНСУЛЬТАЦИИ
Одна семья жила в коммунальной квартире. Папа ушёл к другой женщине. Через время у мамы появился новый мужчина.
Когда он приходил в гости, девочку часто просили выйти из комнаты погулять. В один из таких дней маленькая девочка зашла в общую кухню и услышала разговор двух соседок, которые готовили обед.
– Опять к В… ухажёр пришёл, дочку выгнала в коридор.
– Да… бедное дитя, не нужна она ей…
Казалось бы, посудачили две соседки, что тут такого? Но у маленькой девочки от услышанных слов неосознанно прописалось убеждение, что её никто не любит, что она никому не нужна, прописались обида на маму, недовольство собой, нелюбовь к себе.
Ситуация забылась, девочка выросла, стала взрослой женщиной. И не понимала, почему у неё с мамой отношения не складываются?
Почему она чувствует себя не нужной?
Почему и откуда в её жизни эти негативные программы и убеждения?
Вибрации эмоций
Всё в нашем мире имеет свою вибрацию (колебание). И каждая эмоция имеет свою вибрацию.
Мы все, как энергетические существа, реагируем на вибрации. Например, в определённых местах и в присутствии определённых людей мы чувствуем себя комфортно и уютно.
А есть места, откуда хочется быстрее уйти. И есть люди, от которых хочется бежать. Это и есть наша реакция на их вибрации.
Точно так же мы излучаем свои личные вибрации. Они могут меняться в зависимости от нашего внутреннего состояния и настроения. Но есть основные вибрации, некая постоянная величина на данный момент жизни.
Эти основные вибрации сложились в результате наших мыслей + наших эмоций, чувств + наших действий и поступков. Мы их излучаем во Внешний мир. И теперь они привлекают в нашу жизнь соответствующие им по вибрациям события и людей.
На картинке ниже представлена шкала вибраций наших эмоций. По ней можно сделать самодиагностику – по преобладающей у Вас в настоящий момент эмоции определить, на какой отметке вы находитесь сейчас. И принять решение для себя – на какой отметке Вы хотели бы находиться.
Связь эмоций с болезнями
Наши эмоции – это мост между умом и телом. При помощи эмоционального тела мы как Душа исследуем жизнь в физическом мире.
И по некоторым данным, 90% всех физических болезней берут своё начало в эмоциональном теле. Очень подробно и понятно об этом говорит Китайская медицина.
Жизненная энергия не может течь в те участки тела, где «застряли» эмоции. В таких местах образуются энергетические блоки. Чаще всего это происходит с внутренними органами и в голове. Реже – в руках и ногах.
Постепенно органы, находящиеся в этих участках тела, ослабевают и начинают неправильно функционировать. Большинство хронических болезней – всегда результат проблем в эмоциональном теле.
На картинке ниже показана взаимосвязь органов тела между собой и характерные для них эмоции.
По ней также можно отследить, какая основная эмоция (или её отсутствие) стоит за имеющимся у Вас заболеванием.
Кроме того, сильный эмоциональный всплеск лишает нас энергии. Вы, наверное, замечали, что после конфликтных ситуаций нет сил, хочется спать. И не важно – кричали вы в этой ситуации или молча испытывали гнев – выплеск энергии всё равно был.
Когда мы занимаемся своим развитием, работаем над собой, общаемся с Тонким Миром и Наставниками, у нас энергии становится больше. И вместо того, чтобы направить её на дальнейший свой рост, мы через эмоции выплёскиваем её вовне, просто отдаём.
Кому? Всегда найдётся тот, кому она нужна ))
Такой выплеск энергии происходит не только с негативными эмоциями. С положительными – та же история. Неконтролируемая, слишком бурная радость также приводит к сильному выплеску энергии. Поэтому учение Дзен призывает к гармонии и балансу во всём.
Благодаря разнообразным эмоциям и чувствам мы ощущаем себя Живыми Существами. Но как они повлияют на нашу жизнь – это зависит только от нас, от нашего выбора в каждой ситуации.
Что же делать, если захлёстывают негативные эмоции?
Об этом мы поговорим в следующей статье ))
P.S. Напишите в комментариях, замечаете ли Вы влияние эмоций на Вашу жизнь?
Источник: https://tatianaskliarova.com/emotsii-v-nashey-zhizni/
Роль эмоций в жизни человека
Роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции представляют собой специфическую группу состояний психики субъективного характера, которые находят выражение в форме переживаний и ощущений позитивного либо негативного характера, восприятия человеком окружающего мира и людей, собственных поступков и результатов действий.
В группу эмоций входят чувства и страсти, настроения и аффекты, а также стрессы. Все процессы психики протекают в сопровождении данных состояний. Другими словами, любое проявление человеческой активности окрашивается какими-либо эмоциями.
Основная роль эмоций в жизни человека состоит в том, что посредством них люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не используя вербальные сигналы, делать выводы о состоянии своего ближнего.
По утверждениям легендарного естествоиспытателя Чарльза Дарвина, эмоциональные состояния зародились в ходе эволюционного процесса как «мерило», которое отражает важность и необходимость каких-либо условий для нормального существования человека.
Эмоциональные движения человека, включающие жесты и мимику, а также пантомимику, играют роль средства межличностного общения. Иными словами, сообщают собеседнику характер состояния говорящего, его мироощущение и отношение к предмету разговора.
Кроме того, эмоции в жизни человека играют роль воздействующего средства. Под этим подразумевается, что при помощи эмоций человек может оказывать воздействие на того, кто в данный момент играет роль воспринимающего субъекта.
Истолкование эмоциональных проявлений происходит на основании соотнесения человеком эмоции с контекстом, сопровождающим межличностное общение.
Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить, так как эмоции – это своеобразная организация сигналов, которые дают понять собеседнику характер потребностей человека.
Специфика эмоций в жизни человека заключается в том, что они выступают прямым выражением связи потребности и способов ее удовлетворения.
Роль эмоций в жизни человека состоит и в том, что они, по сути, являются направляющими указателями и стимулами для человеческой деятельности любого рода.
С точки зрения эволюционного процесса эмоции в жизни человека зафиксировались как так называемое средство выражения оптимальных условий жизни человека, как отражение его недовольства или удовлетворенности жизнью. Чем сложнее физиологическая и психическая организация живого существа, тем более обширен набор его эмоциональных переживаний и состояний.
Основные эмоции в жизни человека подразделяются на непосредственно эмоции, аффективные состояния и чувственные переживания. Эмоции и чувственные переживания являются преддверием процесса удовлетворения той или иной потребности.
Другими словами, эмоции и чувственные переживания отражают важность текущего процесса удовлетворения потребностей для человека, то, что для него актуально в данный момент.
При этом специфика именно эмоций состоит в том, что они могут быть вызваны как реальными событиями, так и выдуманными обстоятельствами.
Как и чувственные переживания, эмоции человек воспринимает как собственные переживания, которые могут передаваться окружающим и находить в ответ сочувствие и сопереживание. Внешнее поведение человека редко носит печать каких-либо эмоций.
А посторонние люди вовсе могут не замечать переживаемых человеком эмоций, особенно если последний умеет их тщательно скрывать.
Сам человек может даже не отдавать себе отчета в том, что он переживает какую-либо эмоции в процессе выполнение определенного действия не взирая на то, что любое действие человека, по сути, направляется на удовлетворение какой-то актуальной потребности.
Источник: www.megamedportal.ru
Источник: https://nedugamnet.ru/articles/2291
Роль чувств в жизни личности
Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер.
Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека.
Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.
Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.
По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:
1) Эпизодическими переживаниями – мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека.
2) Глубокими чувствами – связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.
Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.
Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.
1.3. Развитие чувств в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение.
Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания.
Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» – «Какая?» – «Я есть хочу!». С помощью речи ребенок различает внешнее выражение эмоций и их переживание. Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает М. М.
Кольцова, до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. В более старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций.
Нужно подчеркнуть, что даже у детей дошкольного возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной системой более выражена, чем со второй.
В наблюдениях, проведенных в старшей и подготовительной группах детского сада, можно было убедится, что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или диафильмов, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми. Если же рассказ сопровождался иллюстрациями, то эмоциональность детей сразу же возрастала, что проявлялось и в последующих пересказах: услышанное передавалось в живой, образной форме, с более выразительными интонациями.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Как показано в исследовании М. И. Лисиной, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. У детей, воспитанных с ранних лет вне семьи, недостаточное эмоциональное развитие может сохраниться на всю жизнь.
Это обусловлено тем, что в дошкольных учреждениях на одного взрослого приходится много детей и эмоциональных контактов воспитателя с каждым ребенком мало. Однако воспитатель должен стремиться к установлению тесных интимных контактов с каждым ребенком. В семье ребенок имеет возможность испытать целую гамму переживаний.
Источником сильных переживаний являются прежде всего родители. Пятилетняя Руффа говорит «Папа, я тебя добросовестно люблю». Шестилетний Ваня подарил матери стихотворенье: «Я маму уважаю, я мамочку люблю, ей цветочек подарю!» Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослых. Трехлетнему Кирюше отец громко сделал замечание. Кирюша жалуется матери: «Меня папа звуком обидел».
По данным М. М. Кольцовой, неблагополучие в семье улавливается детьми и может немедленно отразиться в рисунках. М. М. Кольцова приводит рисунок Наташи. Девочка никогда не говорила о семье, но когда было предложено нарисовать ее, Наташа сказала: «Папу нельзя рисовать вместе с нами» и изобразила его отдельно коричневой краской.
Источником эмоционального отклика могут быть переживания братьев и сестер. Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязанности (чаше всего к матери).
При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребенок может быть чрезвычайно зависимым в своем поведении от взрослого, может испытывать сильные отрицательные переживания (например, ревность). Как показано в исследованиях М. М. Кольцовой и В. С. Мухиной, проявление ревности к родителям может быть связано с рождением в семье еще одного ребенка.
Процесс общения в семье, и в дошкольном учреждении должен быть тщательно организован. Общение со взрослыми может стать для ребенка источником сильных отрицательных эмоций. Известен неврогенный субфебрилитет (повышение температуры тела), отсутствующий в выходные дни и появляющийся тогда, когда ребенок должен идти в детский сад.
Нарекания, окрики в адрес одного ребенка отрицательно влияют на всех присутствующих детей, порождают неприязнь к воспитательнице, нежелание ходить в детский сад. В исследовании Т. А. Комиссаренко показана прямая связь настроения детей с настроением взрослых.
Пять минут специально организованного воздействия воспитателя изменяли состояние и поведение ребенка, влияли на установление им контактов со сверстниками. После отрицательного воздействия (неласковый тон или мимика, строгий взгляд, отсутствие сопереживания, реплики типа «У тебя плохо получается») дети начинали вести себя со сверстниками агрессивно, дрались, отнимали игрушки.
Половина детей не вступала в общение со сверстниками, у них наблюдалась заторможенность, подавленное настроение. Положительное воздействие взрослого (ласковый тон, улыбка, сопереживание) вызывало иную реакцию. Общение в группе со сверстниками становилось активным, носило игровой характер, игры строились на эмоциональном взаимодействии играющих.
Эмоциональный компонент играет заметную роль во внеситуативно-личностном общении взрослого и ребенка (М. И. Лисина). В процессе общения со взрослым создается зона ближнего развития эмоциональной сферы ребенка: это те переживания, те отношения к объектам действительности и к своим потребностям, которые возникают в результате влияниявзрослого.
В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка.
Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, проявляет сорадость к его успеху и сопереживание неуспеху, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников.
Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает.
Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремиться преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и стремится избежать общения.
Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.
Положительные и отрицательные формы воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.
Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/40138.html