Взгляды толстого на смысл жизни

Взгляды Толстого на смысл жизни | Литерагуру

(352 слова) Творчество Льва Николаевича Толстого охватывает широкий спектр неразрешимых вопросов человеческого бытия. Но особое место в творчестве мыслителя занимает поиск смыла человеческой жизни. Зачем мы рождаемся и умираем? Писатель все время искал ответ на этот вопрос.

В своих знаменитых романах Толстой каждый раз изображает путь от лихорадочного поиска заветной цели человеческого существования, до осознания и обретения душевного покоя. Так, «Война и мир» рассказывает нам о Пьере Безухове и Андрее Болконском.

Два представителя привилегированного дворянского сословия могли бы жить спокойной, размеренной жизнью. Но, не желая мириться с недостатками общества, они с головой окунаются в круговорот событий, чтобы достигнуть заветного понимания. Болконский отправляется на войну, чтобы добыть себе воинскую славу, сравнившись с Наполеоном.

Получив тяжёлое ранение на поле боя, князь, переступив грань жизни и смерти, осознает мелочность своих амбиций, бессмысленность человеческих дрязг перед лицом вселенной, а его кумир предстаёт перед ним обычным, низким, полным человеком.

Обратите внимание

После войны герой помогает в разработке реформ Сперанского, надеясь коренным образом изменить Россию. Но однажды, представив, как созданный им проект может быть воплощён на примере знакомого ему мужика, Андрей понимает, что занимался ненужным делом, обречённым на провал.

Он так и не нашёл своего места, но отдав свою жизнь, защищая родину, он смирился с неизбежностью смерти, примирился со всеми своими ошибками, разочарованиями и всеми, кто когда-либо причинял ему боль, и с лёгким сердцем покинул этот мир.

Похожий путь проходит и Пьер Безухов. Неудачная женитьба, масонство, попытка убить Наполеона приводят его в плен, где он и встречает Платона Кратаева. Все столь долго лелеемые Пьером вопросы разбиваются в один миг перед обычной житейской мудростью простого солдата. Жизнь Каратаева наполнена добротой, простотой и стоицизмом.

Раз за разом принимая удары судьбы, Платон не впадает в отчаяние и не черствеет душой, продолжая с любовью относиться ко всем вокруг себя, не исключая и врагов.

Однако в то же время герой понимает, что человек — всего лишь щепка в океане, ему не дано изменить мир, обрести власть над судьбой, а потому необходимо смириться с этим и прожить жизнь, наполненную добротой и счастьем, чтобы с чистой душой отойти в мир иной.

Для Толстого, Бог — есть любовь, любя и будучи любимым, человек воссоединяется с Богом, обретая вечное блаженство и вечную жизнь.

Источник: https://LiteraGuru.ru/vzglyady-tolstogo-na-smysl-zhizni/

Взгляды толстого на смысл жизни

Главная › {MULTIKEY_N}

Взгляды Толстого на жизнь по роману «Война и мир»

В романе “Война и мир” мы видим Льва Николаевича Толстого не только самобытным гениальным писателем, но и выступающим в роли стилиста и художника.

Важное место в построении сюжета произведения занимают его исторические, порой очень оригинальные идеи и­ взгляды на жизнь.

Писатель в России всегда является чем то большим, чем то, что вмещается в этом понятии, у него всегда создается собственная философия истории,­ выстраивается цельная система взглядов, он анализирует причины и цепи в общественном развитии народа.

Важно

Так, автор изложил свои мысли в романе на многих сотнях страниц, особенно во второй части эпилога. В завершении произведения мы можем видеть целый трактат по­ истории и философии, где автором подводится мировоззренческий итог его многолетних размышлений и поисков, связанных с этой темой.

Роман можно назвать не только историческим, но скорее романом об истории, которая влияет на судьбы всех героев. В «Войне и мире» история не просто атрибут или фон сюжета, она, как главная линия, определяющая то стремительность, то плавность движения всего сюжетного замысла. Она постоянно находится в действии на протяжении всего романа.

Широкая, полноводная, могучая река — этот образ возникает в пустоте и молчании. Эта река, берущая свое начало в месте, где начинается само человечество, течет именно туда, где оно и умирает. Для Толстого нет никакой свободы для личности. Он считает, любое существование, существованием лишь по необходимости.

Для него все исторические события являются результатом бессознательного­ действия природных сил. Человек не может быть­ субъектом в общественном движении. Только сама история может быть действующим субъектом и персонажем. Он считал, что законы истории вполне объективны и никак не зависят от поступков и воли людей.

Он приравнивает историю к действующей естественной природной силе со своими законами, (как в физике или химии), существующими отдельно от сознания, желания и воли миллионов людей. Для автора является аксиомой, что личность, как таковая может очень мало.

Она просто бессознательно покоряется любой жизненной стихии — так он объясняет даже мудрость Кутузова и Платона Каратаева в своем произведении.

Для Толстого любой общественный катаклизм, как и исторические события, являются результатом­ действий каких то безличных, недуховных персонажей. О роли личности в истории Толстой говорит примерно так, что суть её — это ярлык, повешенный на событие самой историей.

Согласно логике таких рассуждений автора, в результате из истории полностью исчезает такое понятие, как свобода воли и даже сам Бог, являющийся нравственным её началом. В произведении воля и свобода выступают в роли бездушной, равнодушной силы, которая смалывает в порошок много человеческих жизней.

Совет

Любая личная активность выявляется абсолютно нерезультативной, а в итоге — драматичной. Поэтому, по мнению писателя, объясняя какие-либо исторические­ «нелогичные и неразумные» явления, неизбежно приводит к фатализму.

Следовательно, чем больше люди стараются дать разумное объяснения таким явлениям в историческом плане, тем они становятся непонятнее для них.

По мнению автора, люди­ еще немощны в своем разуме, у них нет научного подхода­ для познания законов исторического развития, а осознание этих законов к ним не пришло.

Но мысль писателя о том, что это должно произойти в скором будущем, говорит о его своеобразном историческом и философском оптимизме.

­ Он считал, что изменение точки зрения,­ отказ от концепции свободной личности, которая может действовать в истории, будут достаточным необходимым условием для понятия абсолютной и жесткой необходимости исторической закономерности.

Роман стал грандиозным исследованием пятидесятилетней истории России. Здесь есть все: и острые столкновения и сопоставления с Европой, раскрыты вопросы национального характера народа. О многих проблемах, затронутых в романе: психологических, социальных, исторических, нравственных у автора есть свое личное мнение. С ним можно согласиться, а в чём то и нет.

Источник: http://www.sdamna5.ru/vzgljady_tolstogo_na_zhiznj

Источник: http://psihologvam.ru/name/vzglyady-tolstogo-na-smysl-zhizni

Взгляды толстого на смысл жизни

«В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)»

Главным объектом творчества Л. Н. Толстого был человек, его душа. Для Толстого человек — часть Вселенной. Писателю интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским , — «диалектика души».

Н. Г. Чернышевский писал: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияние общественных отношений и столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»

Обратите внимание

Остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы — герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым.

Проанализируем личность самого близкого автору героя — Пьера Безу-хова.

Подобно Андрею Болконскому, Пьер — честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.

Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни.

Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.

В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева.

Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви.

Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.

Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу.

Важно

Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: «Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы», исходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва.

Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы.

От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой», к которым он тщетно стремился прежде.

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов.

Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле; Наташа, когда становится женой и матерью; Николай, сделав карьеру военного.

Совет

Показав судьбы героев, Толстой подтвердил свою мысль: «Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество». Толстой сумел выполнить главную задачу — уловить и показать момент текучести жизни.

Источник:
В — поисках смысла жизни (по — роману ЛСочинение по произведению Война и мир Толстой Л. Н.: В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

Читайте также:  Сочинение: конфликты в комедии «горе от ума»

http://www.allsoch.ru/sochineniya/7503

Л.Н. Толстому удалось создать уникальный роман, затрагивающий не одну общечеловеческую тему. Среди множества вопросов, затрагиваемых в его произведении «Война и мир», наиболее актуальным в настоящее время является тема поиска смысла жизни.

На примере центральных героев — высокообразованных дворян Пьера Безухова и Андрея Болконского автор демонстрирует поиски душевной гармонии, этапы саморазвития и результаты внутренних противоречий героев. Их характеры и судьбы кардинально различны, их мнения зачастую противоположны, но их объединяет главное — стремление к развитию.

Жизненный путь Болконского обрывается, не давая шанса герою все таки отыскать ту самую истину. Его поиски перенимает на себя Безухов. Он уже прошел сложный путь духовной борьбы, переродившись из наивного человека, которым легко манипулировать, в сильную личность.

Жизненные испытания, масонство, посещение сражения, и, наконец, плен, дает ему шанс осознать настоящую силу народа, и ценность семейной, «негероической» жизни. В конце романа Безухову открылся смысл его жизни в понимании себя, своих желаний и потребностей.

Герой осознал, что вечные искания и есть сама жизнь, ибо без них она — «душевная подлость».

Источник:
Взгляды толстого на смысл жизниСмысл жизни в произведении Война и Мир

Смысл жизни в произведении Война и Мир

Ой о смысле жизни и назначении человека

Реферат на тему Л.Н.Толстой о смысле жизни и назначении человека

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования Московской области.

Московский государственный областной педагогический институт.

(кафедра социально-экономических наук).
Реферат на тему:

Источник: http://wornen.ru/vzglyady-tolstogo-na-smysl-zhizni/

Размышления Л. Н. Толстого о смысле жизни

Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с традиционным.

Это – не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. “Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам”.

“Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни”.

Из этих определений становится понятным, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.

Обратите внимание

Понятие веры в толстовском понимании совершенно не связано с непостижимыми тайнами, неправдоподобно чудесными, превращениями и иными предрассудками. Более того, оно вовсе не означает, будто человеческое познание имеет какой-либо иной инструментарий, помимо разума, основанного на опыте и подчиненного строгим законам логики.

Характеризуя особенность знания веры, Толстой пишет: “Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно скрываться, как начало всего, в бесконечности.

Но я хочу понять так, чтобы быть приведенным к неизбежно-необъяснимому, я хочу, чтобы все то, что необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы своего ума.

Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить”. Толстой не признавал бездоказательного знания. Он не принимал ничего на веру, кроме самой веры. Вера как сила жизни выходит за пределы компетенции разума. В этом смысле понятие веры есть проявление честности разума, который не хочет брать на себя больше того, что может.

Из такого понимания веры вытекает, что за вопросом о смысле жизни скрыто сомнение и смятение. Смысл жизни становится вопросом тогда, когда жизнь лишается смысла.

“Я понял, – пишет Толстой, – что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже – разум для того, чтобы понять ее”. Растерянное вопрошание о том, ради чего жить, – верный признак того, что жизнь является неправильной.

Из произведений написанных Толстым вытекает один-единственный вывод: смысл жизни не может заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека.

Это значит: он не может заключаться в жизни для себя, как и в жизни для других людей, ибо и они умирают, как и в жизни для человечества, ибо и оно не вечно. “Жизнь для себя не может иметь никакого смысла… Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни”.

То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется Богом. И ничего другого о Боге с достоверностью утверждать нельзя.

Важно

Разум может знать, что существует Бог, но он не может постичь самого Бога (поэтому Толстой решительно отвергал церковные суждения о Боге, о триединстве Бога, творении им мира в шесть дней, легенды об ангелах и дьяволах, грехопадении человека, непорочном зачатии и т. п., считая все это грубыми предрассудками).

Любое содержательное утверждение о Боге, даже такое, что Бог един, противоречит самому себе, ибо понятие Бога по определению означает то, чего нельзя определить. Для Толстого понятие Бога было человеческим понятием, которое выражает то, что мы, люди, можем чувствовать и знать о Боге, но никак не то, что Бог думает о людях и мире.

В нем, в этом понятии, как его понимает Толстой, не было ничего таинственного, кроме того, что оно обозначает таинственное основание жизни и познания. Бог – причина познания, но никак не его предмет. “Так как понятие Бога не может быть иное, как понятие начала всего того, что познает разум, то очевидно, что Бог, как начало всего, не может быть постижим для разума.

Только идя по пути разумного мышления, на крайнем пределе разума можно найти Бога, но, дойдя до этого понятия, разум уже перестает постигать”. Знание о Боге Толстой сравнивает со знанием бесконечности числа. И то, и другое безусловно предполагается, но не поддается определению. “К несомненности знания бесконечного числа я приведен сложением, к несомненности знания Бога я приведен вопросом: откуда я?”.

Идея Бога как предела разума, непостижимой полноты истины задает определенный способ бытия в мире, когда человек сознательно ориентирован на этот предел и полноту. Это и есть свобода. Свобода – сугубо человеческое свойство, выражение срединности его бытия.

“Человек был бы несвободен, если бы он не знал никакой истины, и точно так же не был бы свободен и даже не имел бы понятия о свободе, если бы вся истина, долженствующая руководить его в жизни, раз навсегда, во всей чистоте своей, без примеси заблуждений была бы открыта ему”.

Свобода и состоит в этом движении от темноты к свету, от низшего к высшему, “от истины, более смешанной с заблуждениями, к истине, более освобожденной от них”. Ее можно определить как стремление руководствоваться истиной.

Свобода не тождественна произволу, простой способности действовать по прихоти. Она всегда связана с истиной. По классификации Толстого, существуют истины троякого рода. Во-первых, истины, которые уже стали привычкой, второй натурой человека.

Во-вторых, истины смутные, недостаточно проясненные. Первые уже не со всем истины. Вторые еще не совсем истины.

Совет

Наряду с ними есть третий ряд истин, которые, с одной стороны, открылись человеку с такой ясностью, когда он их не может обойти и должен определить свое к ним отношение, а с другой стороны, не стали для него привычкой.

По отношению к истинам этого третьего рода и обнаруживается свобода человека. Здесь важно и то, что речь идет об истине ясной, и то, что речь идет об истине более высокой по сравнению с той, которая уже освоена в жизненной практике. Свобода есть сила, позволяющая человеку идти по пути к Богу.

Но в чем состоят это дело и этот путь, какие обязанности вытекают для человека из его принадлежности к Богу? Признание Бога как начала, источника жизни и разума ставит человека в совершенно определенное отношение к нему, которое Толстой уподобляет отношению сына к отцу, работника к хозяину.

Сын не может судить отца и не способен понять полностью смысл его указаний, он должен следовать воле отца и только по мере послушания отцовской воле постигает, что она имеет для него благотворный смысл, хороший сын – любящий сын, он действует не так, как сам хочет, а так, как хочет отец и в этом, в выполнении воли отца, видит свое предназначение и благо.

Точно так же работник потому является работником, что он послушен хозяину, выполняет его распоряжения, – ибо только хозяин знает, для чего нужна его работа, хозяин не только придает смысл усилиям работника, он еще и кормит его; хороший работник – работник, который понимает, что его жизнь и благо зависят от хозяина, и относится к хозяину с чувством самоотверженности, любви. Отношение человека к Богу должно быть таким же: человек живет не для себя, а для Бога. Только такое понимание смысла собственной жизни соответствует действительному положению человека в мире, вытекает из характера его связанности с Богом. Нормальное, человеческое отношение человека к Богу есть отношение любви. “Сущность жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь”.

Но как любить Бога и что значит любить Бога, если мы о Боге ничего не знаем и знать не можем, кроме того, что он существует? Да, не известно, что такое Бог, не известны его замыслы, его заповеди.

Однако, известно, что, во-первых, в каждом человеке есть божественное начало – душа, во-вторых, существуют другие люди, которые находятся в одинаковом отношении к Богу.

И если у человека нет возможности непосредственно общаться с Богом, то он может сделать это косвенно, через правильное отношение к другим людям и правильное отношение к самому себе.

Правильное отношение к другим людям определяется тем, что надо любить людей как братьев, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними.

Обратите внимание

Перед Богом теряют какой бы то ни было смысл все человеческие дистанции между богатством и бедностью, красотой и безобразием, молодостью и дряхлостью, силой и убожеством и т. д. Необходимо ценить в каждом человеке достоинство божественного происхождения.

“Царство Бога на земле есть мир всех людей между собою”, а мирная, разумная и согласная жизнь возможна только тогда, когда люди связаны одинаковым пониманием смысла жизни, единой верою.

Правильное отношение к себе кратко можно определить как заботу о спасении души. “В душе человека находятся не умеренные правила справедливости, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства.

Читайте также:  Почему татьяна отвергает онегина в финале?

Только стремление к этому совершенству отклоняет направление жизни человека от животного состояния к божескому настолько, насколько это возможно в этой жизни”.

С этой точки зрения не имеет значения реальное состояние индивида, ибо какой бы высоты духовного развития он не достиг, она, эта высота, является исчезающе ничтожной по сравнению с недостижимым совершенством божественного идеала. Какую бы конечную точку мы ни взяли, расстояние от нее до бесконечности будет бесконечным.

Поэтому показателем правильного отношения человека к себе является стремление к совершенству, само это движение от себя к Богу.

Более того, “человек, стоящий на низшей ступени, подвигаясь к совершенству, живет нравственнее, лучше, более исполняет учение, чем человек, стоящий на гораздо более высокой ступени нравственности, но не подвигающийся к совершенству”. Сознание степени несоответствия с идеальным совершенством – таков критерий правильного отношения к себе. Поскольку реально эта степень несоответствия всегда бесконечна, то человек тем нравственнее, чем полнее он осознает свое несовершенство.

Если брать эти два отношения к Богу – отношение к другим и отношение к себе, – то исходным и основополагающим, с точки зрения Толстого, является отношение к себе. Нравственное отношение к себе как бы автоматически гарантирует нравственное отношение к другим.

Человек, сознающий, как бесконечно он далек от идеала, есть человек, свободный от суеверия, будто он может устроить жизнь других людей.

Забота человека о чистоте собственной души является источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, государству и т. д.

Важно

Понятия Бога, свободы, добра связывают конечное человеческое бытие с бесконечностью мира. “Все эти понятия, при которых приравнивается конечное к бесконечному и получается смысл жизни, понятия Бога, свободы, добра, мы подвергаем логическому исследованию.

И эти понятия не выдерживают критики разума”. Они уходят содержанием в такую даль, которая только обозначается разумом, но не постигается им. Они даны человеку непосредственно и разум не столько обосновывает эти понятия, сколько проясняет их.

Только добрый человек может понять, что такое добро. Чтобы разумом постигнуть смысл жизни, надо, чтобы сама жизнь того, кто владеет разумом, была осмысленной.

Если это не так, если жизнь бессмысленна, то разум не имеет предмета для рассмотрения, и он в лучшем случае может указать на эту беспредметность.

Однако возникает вопрос: “Если нельзя знать, что такое бесконечное и соответственно Бог, свобода, добро, то как можно быть бесконечным, божественным, свободным, добрым?” Задача соединения конечного с бесконечным не имеет решения.

Бесконечное потому и является бесконечным, что его нельзя ни определить, ни воспроизвести. Л. Н.

Толстой в послесловии к “Крейцеровой сонате” говорит о двух способах ориентации в пути: в одном случае ориентирами правильного направления могут быть конкретные предметы, которые последовательно должны встретиться на пути, во втором случае верность пути контролируется компасом.

Точно так же существует два разных способа нравственного руководства: первый состоит в том, что дается точное описание поступков, которые человек должен делать или которых он должен избегать, второй способ заключается в том, что руководством для человека является недостижимое совершенство идеала.

Совет

Подобно тому как по компасу можно определить только степень отклонения от пути, точно так же идеал может стать лишь точкой отсчета человеческого несовершенства. Понятия Бога, свободы, добра, раскрывающие бесконечный смысл нашей конечной жизни, и есть тот самый идеал, практическое назначение которого – быть укором человеку, указывать ему на то, чем он не является.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/razmyshleniya-l-n-tolstogo-o-smysle-zhizni/

Толстой Л. Н. Война и мир, В поисках смысла жизни (по роману Толстого «Война и мир»)

Толстой Л. Н.

Сочинение по произведению на тему: В поисках смысла жизни (по роману Толстого «Война и мир»)

Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества.

На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло.

Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества

Последние видят смысл своей жизни в приумножении благосостояния за счет выгодного брака, удобного служебного положения или даже выигрыша в карты. Эти люди красиво рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности, не интересуясь этими понятиями. Все, что их действительно волнует, касается личного спокойствия, узкого семейного благополучия и карьерного роста. Князь Василий Курагин, считая себя тонким политиком, уважаемый многими в светском обществе как человек мудрый и справедливый, на самом деле занят мыслями о том, как бы лучше устроить своих детей: определить недалекого Ипполита в Вену, удачно выдать замуж бесчувственную и корыстную красавицу Элен. Ради приумножения своего состояния князь Василий готов продать свою дочь, похитить завещание Безухова. Ради богатства и высокого положения в свете он способен на любую подлость, и эта черта в полной мере передалась и детям: развратная и хитрая Элен готова дорого продавать свою красоту, Анатоль и Ипполит ведут праздный образ жизни за чужой счет и ради удовлетворения своих низменных желаний готовы идти по головам других, ломая чужие судьбы, не считаясь с чувствами окружающих.
Анна Михайловна Друбецкая готова часами льстить всему свету, лишь бы замолвить слово о своем сыне, а сам Борис женится на богатой, но немолодой Жюли Курагиной, надеясь, что состояние и знатное родство жены помогут ему достичь больших высот. Полковник Берг стремится, чтобы все у него складывалось в жизни “как у всех”. Особенно отвратителен он тогда, когда во время отъезда Ростовых из захваченной французами Москвы по дешевке скупает у них ценные вещи, мебель и просит у графа Ростова лошадей, чтобы вывезти все это добро.
И это далеко не все представители “благородного сословия”, стремления которых глубоко эгоистичны. Они готовы продать свою душу за деньги, они говорят, мыслят и живут фальшиво и напоказ. Именно
поэтому в трудные для всей страны минуты войны такие люди оказываются трусами, не способными не только к защите родины, но даже на спасение самих себя.
Совсем иначе относятся к жизни лучшие люди романа. Несмотря на свою юность и неопытность, Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить и отдавать все свои силы на то, чтобы сделать счастливой жизнь своих близких и помочь всем нуждающимся. Потребуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в Наталью Ростову — преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. Наталья Ростова сумела сохранить свою душу чистой и любящей, способной понять чужую боль и беспрестанно совершать добрые и светлые поступки.
Точно такой же душой обладает и Пьер Безухов, которому пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прийти к своему истинному жизненному предназначению. Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел-таки побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пьер не боится начать все заново, не боится совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества.
Несколько другой путь к истине проходит Андрей Болконский. В самом начале он предстает неудовлетворенным светским существованием дворянином-офицером, с откровенным недовольством относящимся к общепринятым нормам поведения и светскому образу жизни. Будучи всецело охваченным тщеславными мечтами, он рвется на войну, на поле сражения. И сама война с ее жестокостью и жизненной правдой открывает ему глаза и заставляет взглянуть на мир иначе. Андрей сближается с простыми людьми, солдатами и крестьянами — и понимает, насколько пусты и никчемны его стремления.
Также прекрасен образ Марьи Болконской, которая свято верит в Бога, и эта вера ведет ее по жизни, помогает справляться с трудностями, не озлобиться и остаться доброй, честной, полезной другим людям. Настоящим мужчиной — смелым, щедрым и благородным — предстает перед читателями Николай Ростов. В семьях Болконских и Ростовых отсутствуют свойственные другим представителям знати ханжество, лицемерие, жажда наживы. Дети Ростовых безгранично любят и доверяют своим родителям, а те, в свою очередь, уважают стремления и желания своих детей. Разорение во время войны не ожесточило их сердца, а напротив, сплотило всех вместе и позволило сохранить верность семье и не запятнать свою совесть предательством и соблюдением мелких интересов. Князь Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях деятельность и ум и также прививал эти ценности своим детям — Андрею и Марье.

Все они, и Болконские, и Ростовы, воспитываются в духе истинного патриотизма, трудолюбия и высокой нравственности, вот почему эти люди огромное значение придают таким понятиям, как ум, совесть, порядочность, честность и т. п.

Все эти люди способны по-настоящему любить и жертвовать собой ради счастья близких людей, умеют сострадать и бескорыстно помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи.

Но самое главное, что возвышает этих персонажей романа и ставит их в центральный ряд произведения, — это их умение не поддаваться внешним обстоятельствам и сохранять свое человеческое достоинство несмотря ни на что, в любой ситуации оставаться верными самим себе и своим жизненным принципам.

http://www.school-essays.info/tolstoy/vojnaimir247

Источник: https://www.school-essays.info/tolstoj-l-n-vojna-i-mir-v-poiskax-smysla-zhizni-po-romanu-tolstogo-vojna-i-mir/

В поисках смысла жизни (по роману толстого «война и мир»)

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / В поисках смысла жизни (по роману толстого «война и мир»)

  Скачать сочинение

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества.

    На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло.

Читайте также:  Образ русской женщины в литературе

Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества
    Последние видят смысл своей жизни в приумножении благосостояния за счет выгодного брака, удобного служебного положения или даже выигрыша в карты. Эти люди красиво рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности, не интересуясь этими понятиями. Все, что их действительно волнует, касается личного спокойствия, узкого семейного благополучия и карьерного роста. Князь Василий Курагин, считая себя тонким политиком, уважаемый многими в светском обществе как человек мудрый и справедливый, на самом деле занят мыслями о том, как бы лучше устроить своих детей: определить недалекого Ипполита в Вену, удачно выдать замуж бесчувственную и корыстную красавицу Элен. Ради приумножения своего состояния князь Василий готов продать свою дочь, похитить завещание Безухова. Ради богатства и высокого положения в свете он способен на любую подлость, и эта черта в полной мере передалась и детям: развратная и хитрая Элен готова дорого продавать свою красоту, Анатоль и Ипполит ведут праздный образ жизни за чужой счет и ради удовлетворения своих низменных желаний готовы идти по головам других, ломая чужие судьбы, не считаясь с чувствами окружающих.
    Анна Михайловна Друбецкая готова часами льстить всему свету, лишь бы замолвить слово о своем сыне, а сам Борис женится на богатой, но немолодой Жюли Курагиной, надеясь, что состояние и знатное родство жены помогут ему достичь больших высот. Полковник Берг стремится, чтобы все у него складывалось в жизни “как у всех”. Особенно отвратителен он тогда, когда во время отъезда Ростовых из захваченной французами Москвы по дешевке скупает у них ценные вещи, мебель и просит у графа Ростова лошадей, чтобы вывезти все это добро.
    И это далеко не все представители “благородного сословия”, стремления которых глубоко эгоистичны. Они готовы продать свою душу за деньги, они говорят, мыслят и живут фальшиво и напоказ. Именно
    поэтому в трудные для всей страны минуты войны такие люди оказываются трусами, не способными не только к защите родины, но даже на спасение самих себя.
    Совсем иначе относятся к жизни лучшие люди романа. Несмотря на свою юность и неопытность, Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить и отдавать все свои силы на то, чтобы сделать счастливой жизнь своих близких и помочь всем нуждающимся. Потребуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в Наталью Ростову — преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. Наталья Ростова сумела сохранить свою душу чистой и любящей, способной понять чужую боль и беспрестанно совершать добрые и светлые поступки.
    Точно такой же душой обладает и Пьер Безухов, которому пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прийти к своему истинному жизненному предназначению. Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел-таки побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пьер не боится начать все заново, не боится совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества.
    Несколько другой путь к истине проходит Андрей Болконский. В самом начале он предстает неудовлетворенным светским существованием дворянином-офицером, с откровенным недовольством относящимся к общепринятым нормам поведения и светскому образу жизни. Будучи всецело охваченным тщеславными мечтами, он рвется на войну, на поле сражения. И сама война с ее жестокостью и жизненной правдой открывает ему глаза и заставляет взглянуть на мир иначе. Андрей сближается с простыми людьми, солдатами и крестьянами — и понимает, насколько пусты и никчемны его стремления.
    Также прекрасен образ Марьи Болконской, которая свято верит в Бога, и эта вера ведет ее по жизни, помогает справляться с трудностями, не озлобиться и остаться доброй, честной, полезной другим людям. Настоящим мужчиной — смелым, щедрым и благородным — предстает перед читателями Николай Ростов. В семьях Болконских и Ростовых отсутствуют свойственные другим представителям знати ханжество, лицемерие, жажда наживы. Дети Ростовых безгранично любят и доверяют своим родителям, а те, в свою очередь, уважают стремления и желания своих детей. Разорение во время войны не ожесточило их сердца, а напротив, сплотило всех вместе и позволило сохранить верность семье и не запятнать свою совесть предательством и соблюдением мелких интересов. Князь Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях деятельность и ум и также прививал эти ценности своим детям — Андрею и Марье.

    Все они, и Болконские, и Ростовы, воспитываются в духе истинного патриотизма, трудолюбия и высокой нравственности, вот почему эти люди огромное значение придают таким понятиям, как ум, совесть, порядочность, честность и т. п. Все эти люди способны по-настоящему любить и жертвовать собой ради счастья близких людей, умеют сострадать и бескорыстно помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Но самое главное, что возвышает этих персонажей романа и ставит их в центральный ряд произведения, — это их умение не поддаваться внешним обстоятельствам и сохранять свое человеческое достоинство несмотря ни на что, в любой ситуации оставаться верными самим себе и своим жизненным принципам.

30257 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / В поисках смысла жизни (по роману толстого «война и мир»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00023701184864046686

Пожалуйста напишите собственное сочинение на тему: Поиски смысла жизни главных героев романа – Школьные Знания.com

Лучшие герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» являются ищущими героями. Они пытаются найти в своем существовании какой-то смысл, преображаются в процессе поиска, меняются их взгляды.

И князь Андрей, и Пьер, и Николай Ростов, и Марья, и Наташа – все они стремятся к лучшей жизни, к далекому идеалу, но каждый герой представляет этот идеал по-своему.

Если рассматривать каждого героя, можно заметить, что их взгляды на жизнь и искания различны.

Обратите внимание

Князь Андрей на первый взгляд может показаться очень эгоистичным, самолюбивым человеком, стремящимся к славе, к подвигу. Но на самом деле Андрей претерпевает сложную эволюцию в душевном развитии, он очень чуткий, благородный человек, который живет внутренней жизнью, жизнью души. Поэтому автор раскрывает его как ищущего героя. Он несовместим с тем миром, в котором протекает его жизнь.

Он мечтает совершить подвиг, прославить своё имя и считает это своим предназначением. Находясь в душевном оцепенении после смерти жены, он длительное время «существует», пока не встречает Наташу. Она поразила его своей любовью к жизни, к людям, к природе, ко всему миру. Он, наконец, вышел из этого мёртвого оцепенения и до конца жизни сохранил этот таинственный свет волшебного чувства.

Увлечение Наташи Курагиным князь переживал глубоко и болезненно. Судьба сложилась так, что в мире Трубецких и Курагиных Андрей не нашел своего идеала, не нашел ничего, кроме несчастной любви к Наташе.

Конец его жизни был предрешен.

Только одно «вечное» открылось ему на грани жизни и смерти: «Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки несоизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками».

Пьер Безухов более всех ищущих героев романа приближен к народу. На первых страницах романа он – незаконнорожденный сын, «изгой» общества. Но такое положение только благоприятствовало формированию его взглядов.

Он очень хорошо понимает тех, кто потерпел материальный и моральный крах, и старается помочь им. Он пытается облегчить жизнь крестьянам, сближается с князем Андреем (возможно, из-за того, что тот несчастлив), он хорошо понимает Наташу.

Пьер идет по пути Андрея, только у него «земные» искания, он бескорыстно помогает другим, находя в этом смысл жизни. Пьер ищет мира.

Николай Ростов – обычный человек, типичный представитель российского дворянства своего времени. Для него идеал заключается в исполнении собственного долга. Он считает, что ни к чему мучительные размышления о смысле жизни, не нужны споры.

Важно

Нужно просто выполнять свой долг, что он и делает как в военной обстановке, так и дома. Николай – прекрасный сын, брат, очень честный, благородный человек. Но он не похож на князя Андрея или Пьера.

Жизнь его течет спокойно и размеренно, со своими трудностями, радостями и заботами.

Княжна Марья покоряет своей добротой, отзывчивостью, разумом, любовью к брату и отцу. С самого детства она была подчинена отцу, который был очень строг с ней, но несмотря на это очень любил дочь.

Может быть, благодаря такому суровому обращению, княжна Марья была необыкновенно чуткой, религиозной… Многие не замечали ее необыкновенного внутреннего мира, а обращали внимание только на недостатки внешности. Она ищет счастья в жизни, хотя знает, что может не найти его… Лучезарный свет исходит из глаз ее, а глаза – зеркало души.

Марья прекрасно понимала, что нужно заботиться о любимом отце, она не представляла жизни без него. Когда старый князь умер, она глубоко переживала его смерть, но в это же время предпринимала решительные действия, чтобы защитить крестьян от французов.

Наташа Ростова – романтическая натура, она живет в постоянном ожидании любви, видит в ней свое жизненное счастье, но за любовь принимает другое чувство – влюбленность, увлечение. Поняв разницу между этими чувствами, она глубоко страдает и находит утешение в том, что до смертного часа остается с князем Андреем. Позже Наташа осуществит свою мечту.

Княжна Марья и Наташа приходят к счастью в личной жизни – служению своей семье.

Главные герои романа всю жизнь ищут, стремятся к воплощению своей мечты, подвергаются испытаниям, страдают, находят новые мечты, разочаровавшись в старых. В этом и заключаются их вечные искания… и жизнь человека.

Источник: https://znanija.com/task/19075121

Ссылка на основную публикацию