Анализ поэмы маяковского «облако в штанах»

Поэма «Облако в штанах»: анализ. «Облако в штанах», Маяковский :

В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. “Облако в штанах” – произведение, замысел которого появился у Владимира Владимировича в 1914 году. Сначала оно называлось “Тринадцатый апостол”.

Молодой поэт влюбился в Денисову Марию Александровну. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена в 1915 году, летом. По частям, последовательно проведем ее анализ.

“Облако в штанах” (Маяковский). Композиция произведения

Из вступления и следующих за ним четырех частей состоит это произведение. Каждая из них реализует частную, конкретную идею.

Их сущность определена самим Владимиром Владимировичем в предисловии к вышедшему немного позже второму изданию произведения. Это “четыре крика”: “долой вашу любовь”, “долой вашу религию”, “долой ваш строй”, “долой ваше искусство”.

О каждом из них мы расскажем подробнее, проводя анализ. “Облако в штанах” – поэма, разбирать которую весьма интересно.

Проблематика и тематика

Многопроблемное и многотемное произведение – “Облако в штанах”. Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. “Красивый, двадцатидвухлетний” лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, “как пословица” женщины; “залеженные”, как больница, мужчины.

Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, “нахальный и едкий”, то ранимый, расслабленный, “безукоризненно нежный” – “облако в штанах”, а не мужчина.

Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.

Первая часть поэмы

Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: “Долой вашу любовь”. Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.

“Облако в штанах” открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой.

Так мучительно оно, что ему кажется, будто “ржут” и “хохочут” канделябры в спину, двери “ляскают”, “режет” ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время.

Обратите внимание

Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как “голова казненного” с плахи.

Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. “Облако в штанах” Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. “Корчится”, “стонет” герой, скоро “издерется рот” криком.

Трагическое известие

Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием “Нате”. Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой “Джоконды” из Лувра, а себя самого – погибшей Помпее.

Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что “спокоен”, однако сравнивает эту невозмутимость с “пульсом покойника”. Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.

Развитие темы любви во второй части

Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы “Облако в штанах”. Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу.

Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и “цветочек под росами”, и “любовь”, и “барышню”. Пошлы и мелки эти темы, а поэты, “рифмами пиликая”, “выкипячивают” “варево” из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как “проказы”, уличной толпы, бросаются сознательно от улицы.

Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями “венецианского лазорья”.

Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя – пиликающим “поэтикам”.

Третья часть поэмы

Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности – поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении.

Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма “Облако в штанах”, анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его “пропитое лицо”.

По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.

Развитие темы любви в третьей части поэмы “Облако в штанах”

Краткий анализ третьей части поэмы следующий. Владимир Владимирович Маяковский в ней поднимается до отрицания жестокого и бесчеловечного строя, господствовавшего в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь “жирных”.

Тема любви здесь новой гранью поворачивается в поэме. Воспроизводится автором пародия на любовь – извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как “любовница” Ротшильда – “обжиревшей”. Настоящая любовь противопоставляется похоти.

“Долой ваш строй!”

Существующий строй рождает “бойни”, расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается “человечьим месивом”, опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество.

Именно поэтому поэт призывает “долой ваш строй!”. Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать “окровавленные туши”.

Герой, становясь “тринадцатым апостолом”, противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.

Главная тема четвертой части

Анализ стихотворения “Облако в штанах” переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога.

Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение.

Даже на оскорбление идет герой (“крохотный божик”) и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.

Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать “без мук”. Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии.

Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце.

Его несет он, подобно тому, как собака – лапу, “перееханную поездом”.

Финал поэмы

Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо “лапу с клещами звезд”.

Таков анализ произведения “Облако в штанах”. Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха “Облако в штанах” можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский – весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.

Источник: https://www.syl.ru/article/176763/new_poema-oblako-v-shtanah-analiz-oblako-v-shtanah-mayakovskiy

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы.

Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем.

Его и проанализируем.

Маяковский: Облако в штанах

Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью.

Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года.

Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.

История создания

Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась.

И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова.

Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.

Жанр и композиция

В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.<\p>

Изучая работу и делая ее анализ, мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.

Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь.

Важно

К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе.

В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.

Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности.

Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому.

Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.

По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.

Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.

Главные герои

В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной.

Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей.

Совет

Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.

Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.

Смысл произведения и названия

Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье.

Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое.

И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.

Говоря о смысле названия поэмы, то стоит упомянуть, что вместо Тринадцатого апостола автору пришлось дать своей работе название Облако в штанах. В противном случае поэма не прошла бы цензуру, а сам писатель мог попасть на каторгу.

Смысл же второго названия в его легкости и воздушности. Дав название Облако в штанах, автор превратил стих в некое сочетание легкости вперемешку с грубостью. Под облаком мы понимаем внутренний мир героя, а штаны — это образ самого героя.

Он хоть и противился установленным правилам, но не имел сил бороться с происходящим.

Послушать Облако в штанах

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax.html

Поэма В.В. Маяковского “Облако в штанах”

Замыселпоэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью по­эма была закончена летом 1915 года.

Жанр — поэма.

Композиция

Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализу­ет конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей».

Тематика и проблематика 

«Облако в штанах» — многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы.

Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как по­словица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется.

Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслаблен­ный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.

Читайте также:  Сочинение: в чем сила русского характера?

Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвер­того раздела.

Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией.

Обратите внимание

Ожи­дание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают» двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д.

Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадца­том часе:

Полночь, с ножом мечась,

догнала,

зарезала,—

вон его!

Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного.

Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчит­ся», «скоро криком издерется рот».

И вот, наконец, Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Резкость и оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «На­те». Кражу любимой — с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя — с погибшей Помпеей.

Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокой­ствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника!

«Пульс покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.

Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами».

Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Бо­лее того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы».

А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!» :

Я знаю —

солнце померкло б, увидев,

наших душ золотые россыпи.

Важно

Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэти­кам» — самого себя: «Я — где боль, везде».

В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:

Выньте, гулящие, руки из брюк —

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук —

пришел чтоб и бился лбом бы!

развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворе­ний, а силой их воздействия на читателей:

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь те­ма любви поворачивается новой гранью.

Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как лю­бовница, которую вылюбил Ротшильд».

Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.

Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно созда­ет лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно.

Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окро­вавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, стано­вясь «тринадцатым апостолом».

Совет

В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествую­щими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями.

Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение.

Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хвата­ется за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».

Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии.

Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака…

несет перееханную поездом лапу».

Финал поэмы — картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/poehma_v_v_majakovskogo_oblako_v_shtanakh/85-1-0-1202

Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах

Стихотворение Маяковского «Облако в штанах» длинное и изумительно красивое. Четыре его части воплощают в себе четыре разных посыла: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Об этом пишет сам Маяковский в предисловии к одному из изданий.

Впервые «Облако в штанах» появилось в печати в 1915 году с сильными цензурными сокращениями. Был вычеркнут даже первоначальный заголовок «Тринадцатый апостол». Иначе поэту светила бы каторга.

Нельзя приписывать каждое «Долой» только одной главе.

«Облако в штанах» – целостное высказывание, причиной которого стала неразделённая любовь Маяковского к Марии, девушке не только красивой, но и интеллектуально одарённой.

Это была первая любовь Маяковского, она охватила его сердце, и поэт не находил себе места. Он пишет о любви откровенно, вызывающе, грубо, эпатирующе. Грубость поэта можно понять – его отвергли.

Обратите внимание

Маяковский отрицает искусство прошлого и ставит над ним «nihil», то есть уничтожает его хотя бы в своём сердце. И это тоже было сделано по-своему верно: рафинированный язык искусства прошлого не подходил будущему великому поэту, не подходил для выражения его истинных чувств.

Маяковский свергает со своих позиций не только поэзию, но и кумиров этого века: Бисмарка, Ротшильда, – а Наполеона хочет повести на цепочке, как мопса. Революцию он приветствует, видя в ней выход, очищение от старого и косного. Будущий мир поэт видит освободившимся от безлюбой любви, отжившего своё строя, отпевшего своё искусства.

В четвёртой и последней главе возвращается боль Маяковского по Марии. Поэт зовёт её, молит её – нет ответа, холодно. Выход Маяковский находит в бунте против Бога, унижении его, потому что земные чувства несовершенны. И верит Маяковский в будущее, где любви много, она огромна и чиста во всём своём миллионном количестве.

Поэт не видит будущего в религии, он попирает и презирает её. В светлом мире, который ему видится, прошло нравственное очищение. Одних читателей отталкивало такое презрение к религии, других же оно притягивало.

Финал стихотворение немного комичный. Вселенная спит и не слышит страданий поэта. Тринадцатый апостол ей не нужен.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мной
    Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.
  • Анализ стихотворения Жуковского Песня
    Далеко не секрет, что великий русский писатель Жуковский Василий Андреевич являлся крупнейшим представителем поэтического романтизма на протяжении всей своей литературной деятельности. Вклад, который он внес в создание новой поэзии, просто огромен,
  • Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный нос
    В произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.
  • Анализ стихотворения Северянина Запевка
    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея
  • Анализ стихотворения Тютчева О как убийственно мы любим
    В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим…» написал в 1851 году, вскоре после встречи

Источник: https://analiz-stihov.ru/mayakovskij/oblako-v-shtanax

“Облако в штанах”: анализ поэмы

Во время турне по России группа футуристов посетила Одессу. В. Маяковский познакомился с Машей Денисовой, влюбился, но любовь осталась безответной. Поэт тяжело переживал свою безответную любовь. В поезде, уезжая из Одессы, Маяковский читал друзьям фрагменты поэмы «Облако в штанах».

Поэма была завершена с посвящением Лиле Брик «Тебе, Лиля». Первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол» цензурой было воспринято как кощунство над христианством, кроме этого указывалось, что в поэме Маяковский соединил «лирику и большую грубость».

В ответ поэт пообещал быть «безукоризненно нежным, не мужчиной, а — облаком в штанах». Эта фраза послужила основой нового названия. В издании 1915 года был подзаголовок — тетраптих (произведение в 4 частях).

Важно

Каждая часть выражала отрицание: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”.

Поэму “Облако в штанах” исследователи называют вершиной дореволюционного творчества В. В. Маяковского, в котором тема любви сочетается с темами значения поэта и поэзии в обществе, отношения к искусству, религии.

В поэме отмечаются лирические и сатирические ноты, что придает произведению драматическое звучание. В целом же это поэма о любви. Во вступлении подчеркиваются мотивы лирики и причины трагедии В. В.

Маяковского (противопоставленность лирического героя толпе, «жирным»).

Первая часть поэмы — крик недовольства: “Долой вашу любовь!” Что кроется за этим отрицанием? Лирический герой ждет встречи с Марией, но ее нет и нет.

Сердце лирического героя в тоске и тревоге, выражается это через видение им окружающего мира: вечер “уходит”, сменяясь мраком ночи; канделябры “хохочут и ржут” в спину уходящего вечера и т.д.

Все это представляется в увеличенных размерах, а лирический герой — «жилистая громада», “глыба”. Мария приходит и говорит: «Знаете, я выхожу замуж». Кражу любимой поэт сравнивает с похищением из Лувра «Джоконды».

Во второй части поэмы Маяковский переходит к теме искусства, которое не хочет видеть страдания людей. Нищие и калеки (герои ранней лирики) требуют внимания к себе. Поэты сторонятся их, а Маяковский считает, что они «чище венецианского лазорья».

Тема поэта и поэзии звучит все сильнее. В. Маяковский противопоставляет себя “поэтикам” — “…я — где боль, везде”; обращаясь к «пиликающим поэтикам», он заявляет: «Долой ваше искусство!».

Совет

В третьей части автор отрицает господствующий строй, который порождает искаженную любовь и псевдоискусство. Бесчеловечное устройство мира порождает жестокость среди людей, как результат этого возникают тюрьмы, виселицы, сумасшедшие дома. Навстречу сильным выходит лирический герой с лозунгом “Долой ваш строй!”.

В четвертой части – «Долой вашу религию!»-  поэт явно богохульствует, вводит богоборческие мотивы. И снова, как в начале поэмы, он обращается к Марии. Это и мольбы, и упреки, поэт остается с кровоточащим сердцем.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: “Академия”, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/majakovskij_v_v/oblako_v_shtanakh_analiz_poehmy/93-1-0-554

Анализ поэмы В.Маяковского “Облако в штанах”. Часть первая. Тема, конфликт, время

25 11 2012      гид       13 коммент.

Владимир Маяковский

Когда в Одессе двадцатидвухлетний Владимир Маяковский влюбился, он и подумать не мог, что это первое сильное чувство так захватит его, так обожжет, что, какое-то время спустя, появится поэма «Облако в штанах», отправной точкой которой и станет несостоявшийся роман, а смысл ее окажется гораздо глубже банальной любовной истории…

Тема богоборчества и тема любви в поэме Маяковского

Страстный, своевольный Маяковский, переживая первую свою любовную неудачу, вдруг поймет, что все человеческие неурядицы, все мелкие и крупные неприятности и проблемы связаны с главным жизненным несоответствием: конфликтом Бога и Человека.

Человек видит несовершенство мира, созданного Богом, он не согласен с таким положением вещей и чувствует в себе силы изменить мир, самому встать на место Творца. Вот такая глобальная тема богоборчества встала перед молодым поэтом, когда он обдумывал замысел своего произведения.

Конечно, идея конфликта человека и Бога не появилась в голове Маяковского вдруг, у нее была своя предыстория, с которой и начнем анализ текста поэмы.

Начало ХХ века в России оказалось очень бурным во всех отношениях. Европейская философская мысль об изменении несовершенного мира проникла в умы русских людей через идеи Ницше. Мысль о том, что человек сам себе господин и волен располагать своей жизнью так, как хочет, во время политического кризиса, несомненно, нашла поддержку у многих людей, особенно в молодежной среде.

Юный Владимир Маяковский, познакомившийся с революционными идеями еще в гимназии и успевший за них пострадать, искренне верил в необходимость изменений.

Его религиозные чувства не были столь сильны, а идея Ницше о богочеловеке оказалась очень созвучной собственным воззрениям на мир. Кроме того, выросший на природе, в горах, он так и не принял городской суеты и тесноты, не нашел себя в мире урбанистическом.

Романтика наполняла его сердце, сильный темперамент и своеволие дополняли характер. Для него никогда не было полутонов и оттенков, только черное и белое, с четкой границей.

И полюбил впервые Маяковский тоже со всей страстью, без запретов и преград.

Обратите внимание

17-тилетняя избранница его, Мария Александровна Денисова, девушка из приличной семьи, красавица и интеллектуалка, сначала увлеклась темпераментным юношей и его бунтарскими идеями, но позже поняла, что не сможет сделать выбор в его пользу между своей консервативной семьей и чувством. Так кончилась красивая история невзаимной любви, подтолкнувшая поэта на создание произведения, признанного одним из лучших в его творчестве.

Читайте также:  О чем роман «мы» на самом деле?

Мария Александровна Денисова

Маяковский, переживая расставание, понимал, что истинной причиной ее ухода было не скоротечное замужество, а огромная пропасть между двумя мирами. Мир ее семьи, где Бог на небе и сомневаться в его мироустройстве невозможно, никогда бы не принял бунтаря, чувствующего Бога в самом себе и желающего самостоятельно строить свое будущее, даже через революцию.

Так, в 1915 году была написана поэма «Облако в штанах», где история невзаимной любви превращается в бунт человека против установленного миропорядка. И этим человеком Маяковский назвал себя, соединив авторский голос с голосом своего лирического героя, а тема любви, заявленная в заголовке и в начале поэмы:

Хотите –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах!

   –  зазвучала как тема поединка с Богом, не сумевшим создать совершенный мир. Изначально поэт и заголовок хотел сделать провокационным, вызывающим: «Тринадцатый апостол».

Но это было настолько кощунственно в условиях господства церкви, что никакая цензура никогда б не пропустила подобное в печать.

А известности юный поэт хотел не менее страстно, чем взаимной любви с не выдержавшей такого напора чувств девушкой.

Особенности конфликта лирического героя с миром

Тема богоборчества обусловлена в поэме конфликтом лирического героя с несовершенным и устаревшим миром, с обществом, не желающим меняться. Этот конфликт, в миропонимании Маяковского, имеет несколько уровней:

1. Несоответствие обычной жизни людей (быта) и их философского мироощущения (бытия)

В этом плане на юного поэта сильное влияние оказали идеи Ницше.

Он даже поэму свою строит в том же ключе, в каком знаменитый на весь мир бунтарь написал любимую Маяковским книгу «Так говорил Заратустра»: библейское повествование в четырех евангелиях переосмысляется немецким философом как трактат о самодостаточности человека в четырех частях, написанный почти евангельским языком. То ли пародия, то ли провокация.

Владимир Маяковский тоже пишет свою поэму в четырех частях с прологом, а позже, в предисловии 1918 года, скажет о ней так: «Долой вашу любовь!», «долой ваше искусство!», «долой ваш строй!», «долой вашу религию!» – четыре крика четырех частей»

2. Глубокое отторжение лирическим героем-романтиком основ реалистического, жестокого и бездуховного мира

И это еще одна сторона конфликта поэмы. Маяковский был человеком с тонкой душевной организацией, ранимым и самолюбивым, его лирический герой, второе Я автора, тоже не выносит низости и пошлости своего окружения.

Он страдает, но при этом эпатирует публику, используя в своей речи нестандартный, специально сниженный набор слов, странные метафоры, резкие сравнения, изобретая новые слова и нарушая все законы грамматики уже в Прологе:

Вашу мысль,

Мечтающую на размягченном мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий…

2. Противостояние земного, человеческого существования миропорядку, созданному Богом

Отсюда многочисленные детали жизни людей, опять-таки эпатажные и вызывающие:

Вы любовь на скрипки ложите…

…А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы!

В связи с таким трехуровневым конфликтом, организация поэтического пространства поэмы тоже усложнена. Герой видит себя в мире людей и отдельно от них, а еще ощущает себя внутри и снаружи телесной оболочки одновременно.

Конфликт человека и мира начинается с малого: невзаимной любви, заключенной в сердечное пространство героя. Постепенно это пространство расширяется, вот уже улицы, целый город включены в него, а чуть позже – весь мир.

Маяковский подчеркивает такое расширение горизонтов емкой метафорой выскакивания лирического героя из собственного сердца:

Дайте о ребра опереться.

Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!

Рухну ли.

Важно

Не выскочишь из сердца!

Расстояния увеличиваются от нескольких метров комнаты до городских, враждебных герою, кварталов, вавилонских башен, атлантических глубин с затонувшей из-за пожара «Лузитанией» и Голгофы, возникающей перед глазами бунтующего героя. И в конце уже – «Вселенная спит….»

Метафора пожара как суть конфликта лирического героя с миром и Создателем

Другой чертой безграничного пространства борьбы человека с миром, созданным Божьей волей, является емкий и широко развернутый в первой главе образ огня, пожара.

Этот пожар, овеществленная метафора беспокойной души, имеет свой собственный сюжет: появившись внутри как болезнь («Вы думаете, это бредит малярия») огонь переживания личной драмы разгорается все больше. Вот уже «плавлю лбом стекло окошечное»,  а потом, после разрыва отношений, «в доме, который выгорел, иногда живут бездомные бродяги».

Здесь же появляется образ Везувия и Помпеи, «обгорающий рот»… а дальше метафора обожженной души становится яркой и осязаемой через конкретные образы горящего публичного дома, пожарных, испуганных людей, которым «стоглазое зарево рвется с пристани».  И вот уже пылает весь город, весь мир.

И этот пожар – пожар революции, предсказанный поэтом в 1916 году, отражается в окровавленных телах, флагах и красном закате.

А когда лирический герой в своем бунте встает рядом с Богом  и заявляет ему, что он «недоучка, крохотный божик», он вдруг замечает, что пожар-то уже кончился, а мир спит под звездами, которые никого не могут согреть или сжечь своим далеким светом. Так, Маяковский с помощью овеществленной метафоры изображает борьбу лирического героя с самим собой, целым миром и Богом.

Как расширяется географическое пространство, так и время в поэме непостоянно: вечер ожидания вырастает до размеров целой жизни. В первой части поэмы мы еще замечаем тянущиеся часы:

«Приду в четыре», – сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

…Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного.

Позже время становится необъятным, превращается в вечность, мелькающую перед глазами: мы возвращаемся в прошлое, во времена погибающей Помпеи, потом снова 1915 год, время бунтарских идей Ницше и Первой Мировой войны. А дальше – все смешалось, и герой, уже вне времени, говорит с Богом, ни слова не получая в ответ… Мир спит под безграничным звездным небом, не удостаивая беснующегося где-то внизу человека даже взглядом.

 В тексте использованы фото В.Маяковского разных лет
Дальше – о концепции искусства, поэте и лирическом герое в свете библейских традиций

Источник: https://museumdoma.ru/mayakowskii-oblako1/

“Облако в штанах” анализ поэмы

Анализ поэмы “Облако в штанах” Маяковского поможет понять тему этого произведения и глубже проникнуться идеей автора.

Написал эту поэму Владимир Маяковский в 1915 году, она подняла много шума, потому что стала протестом против основополагающих устоев жизни того времени, таких как: искусство, политический строй, идеология и мораль.

Маяковский укоряет общество, которое так чуждо для него, в том, что люди не могут любить по-настоящему, не способны на такие чувства. Приведем несколько распространенных фраз из поэмы, и сделаем короткий анализ каждой из частей. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание “Облако в штанах”.

“Долой вашу любовь”

Особое место Маяковский в поэме “Облако в штанах”, анализ которой мы проводим, уделил теме предательства, которая начинается с Марии, и тянется по другим областям: ему жизнь видится совсем другой, она улыбается своим гнилым оскалом, и ему вовсе не хочется оставаться там, где каждого интересует лишь антураж.

Бросается в глаза, что стихи Маяковского полны разнообразия и он щедро использует выражения и слова, которые становятся новыми для читателя, хотя произведены из обычных высказываний, которые знает каждый.

Совет

Колорит создается благодаря ярким образам и двойному смыслу, которые оживают под мыслью читателей.

Если рассмотреть триптих, используемый в поэме, можно найти слово “изъиздеваюсь”, которым выражена агрессия по отношению к тому, кто читает, а это не кто иной, как представитель буржуазии.

“Долой ваше искусство”

Продолжим анализ поэмы “Облако в штанах”, а именно второй части. Сначала автор желает низвергнуть тех, кто стал идолами в искусстве и кого превозносили в ту пору, пока Маяковский писал поэму. Чтобы ниспровергнуть этих пустых идолов, поэт объясняет, что только боль может породить настоящее искусство, и что каждому по плечу начать творить и увидеть себя, как главного творца.

Маяковский тут оперирует интересными сложными прилагательными, можно встретить и “крикогубого” и “златоустейшего”. Или взять к примеру “новородит”: здесь автор составил его из двух других, приблизив по значению к обновлению и призвав к действию.

“Долой ваш строй”

Не секрет, что Маяковский с негативом отзывался о политическом строе, который как раз принял становление в расцвет автора, как поэта.

Весьма уместно, что такими словами, как: “изругиваться”, “вылюбить”, “вещина” поэт подчеркивает ту или иную сторону слабости и глупости режима.

Например, можно поразмышлять о принадлежности к вещам или о глаголе “проломать”, которым Маяковский акцентирует решительное действие, упорство и быстроту.

“Долой вашу религию”

Четвертая часть практически свободна от таких непростых новообразованных слов, потому что поэт здесь просто доносит конкретику: как бы он не призывал любить Марию, она отвергает его, и тогда поэт гневается на бога. Он считает, что нельзя полагаться на религию, учитывая ее продажность, лень, лживость и другие пороки.

Хотя Маяковский, и это четко видно в анализе поэмы “Облако в штанах”, превносит революционную идею, видно, что мысли о боли, страсти и переживаниях конкретны и динамичны. Им тоже уделено много внимания. Безусловно, поэма, проанализированная нами, стала достоянием русской литературы; она великолепно и доходчивыми речевымии оборотами выразила революционные настроения эпохи Маяковского.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/oblako-v-shtanah-analiz-poemy

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Рассмотрим одно из нашумевших произведений В. В. Маяковского 1915 года «Облако в штанах». Анализ этой поэмы выявляет протест против искусства, строя, идеологии и морали буржуазного общества. С переживаний из-за Марии Александровны Денисовой начинается его укоризна чуждому для него обществу, в котором нет истинной любви.

Поэт обличает всю лживость сложившегося в стране строя и, агрессивно иронизируя, заявляет: «Маяковский – «облако в штанах». Анализ каждой из частей ознаменует конкретная фраза поэта.

«Долой вашу любовь»

Тема предательства в полной мере раскрыта в поэме «Облако в штанах». Анализ произведения помогает понять, как это предательство распространяется от ситуации с Марией ко всем остальным аспектам жизни: он видит жизнь иной, она открывает ему свой гнилой оскал, и он не хочет жить в таком мире, где каждый угождает другому ради антуража.

Весьма приметно то, что Маяковский в своих стихах всегда разнообразен и щедр на различные новые производные слова, которые он создает из простых и привычных каждому выражений.

Образность и двусмысленность слов помогают создать в воображении колоритную картину, оживленную сознанием читателя.

Так, например, в триптихе употребляется слово подобного строения: изъиздеваюсь – это слово выражает агрессию относительно самого читателя: представителя буржуазного стоя.

«Долой ваше искусство»

Во второй части Маяковский низвергает идолов искусства, которые пользовались популярностью в период его работы над поэмой «Облако в штанах».

Анализ идеи этой части открывает читателю, что подлинное искусство рождается с болью, что каждый человек способен стать главным творцом в своей жизни. Автор придумывает интересные сложные прилагательные: «крикогубый» и «златоустейший».

Обратите внимание

Слово «новородит» у Маяковского также состоит из двух простых слов «ново» и «родит», оно приближено в своем значении к глаголу «обновит» и означает действие.

«Долой ваш строй»

Изучение произведения «Облако в штанах», анализ его дает читателю ясное представление о негативном отношении Маяковского к политическому устройству, сложившемуся во времена расцвета его поэтической деятельности.

В третьей части стали уместны следующие слова: «исслезенные», «вылюбил», «изругивался». Придуманное им слово «вещины» характеризует принадлежность к вещам.

Вместо слова «поломаем» Маяковский употребляет «проломаем», потому что оно имеет акцент на более подходящее по смыслу действие, означающее не только «поломать», но и «проломить дыру в чем – либо».

В четвертой части произведения почти нет сложных авторских слов. Поэту хотелось донести конкретный смысл до читателя: он призывает к любви Марию и, отвергнутый, гневит Бога, желая его раскроить.

Для Маяковского религия лжива: Бог не спасает, а лишь дразнит людей своей праздностью и ленью.

Здесь автору стала важнее не идея революции, к которой он призывает в предыдущих частях поэмы, а его боль, его страсть и переживания, выраженные конкретно и динамично, словно вскрик после удара.

На все эти выводы относительно поэмы указывает смысловой и лексический анализ. «Облако в штанах» – это поистине ценное для истории произведение, которое ярко и доходчиво выражает революционное настроение того времени.

(1

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax/

Анализ «Облако в штанах» Маяковский

Творчество В.В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика. Заслуженную известность принесли В.В. Маяковскому помы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» и «Человек».

В них ярко воплотились стилевые особенности поэтики В.В. Маяковского: обилие неологизмов, которые легко и непринужденно включаются в текст произведений («изьиздеваюсь», «выжиревший», «любёночек», «декабрый» и т.д. ), изысканные метафоры («окровавленный сердца лоскут», «сердце — холодной железкою»).

Метафоричны и сами названия поэм: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Символично, что поэма «Облако в штанах» первоначально называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник».

Важно

По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название «Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся религиозную традицию, указывает на то, что произведение претендует па общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы. Апостолы обладали большой властью.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «гробовщик» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Они были наделены способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную жизненную миссию.

Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии произведения, на миссия заключается в том, чтобы разоблачать существующие общественные пороки и с максимально возможной душевной открытостью показать миру силу человеческих чувств. Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение.

Его идейный смысл сам автор определил как четыре крика «допой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны того времени.

Автор считает, что буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастье человечеству. Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы.

В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров укутана». Известно, что сам В.В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только и не столько желанием выделиться, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен («В стеклах дождинки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют химеры Собора Парижской Богоматери»), то романтический («Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!»), то экспрессионистски шокирующий («Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стекала вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет»), В лирическом герое сильно проповедническое, пророческое начало:

Где глаз людей обрывается куцый,  главой голодных орд  в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет собой не последовательное развитие событий, а строится по ассоциативному принципу: фрагментарность, неопределенность, недосказанность — все эти особенности как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала века. Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня контрастны во всем: он — огромный, неуклюжий индивидуалист, она — хрупкая, маленькая дочь своего общества. Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголоски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войною, ненужный, ничей,

бережет свою единственную ногу.

Поэму принизывает ощущение грядущих перемен. Симво-личен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной гигантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот-вот она воспрянет ото сна.

<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/m/mayakovskij-vladimir/3693-analiz-oblako-v-shtanakh-mayakovskij

Анализ поэмы Маяковского “Облако в штанах”

Первоначальное название поэмы – “Тринадцатый апостол” – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает.

Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: “Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах”».

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «”Облако в штанах”…

Совет

считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».<\p>

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!».

Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение.

Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца».

Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария. / Восемь. / Девять. / Десять…

Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Обратите внимание

Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане, // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни.

Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.<\p>

В.

Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному…

» «Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”…

Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда деться».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Я над всем, что сделано, Ставлю «nihil».

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

а во рту умерших слов разлагаются трупики.

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом И, серенький, чирикать, как перепел. Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:

От вас, которые влюбленностью мокли, От которых / в столетие слеза лилась, уйду я, / солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз.

Важно

Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй», ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», – заявляет автор.

<\p>

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира.

В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Идите! / Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники! Пускай земле под ножами припомнится, кого хотела опошлить! Земле, / обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд! Чтоб флаги трепались в горячке пальбы, как у каждого порядочного праздника – выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный скабрезный анекдот, вижу идущего через горы времени, которого не видит никто. Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. А я у вас – его предтеча!

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих – «шестнадцатым годом».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной.

«Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – «недоучки, крохотного божика».

Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!

Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение.

Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в поэме богоборческая струя».

«Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал… и что господу богу от Маяковского здорово влетело».

Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища достаю сапожный ножик. Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю! Ерошьте перышки в испуганной тряске! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски! …Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду! Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Совет

Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!<\p>

Особенности поэтики Маяковского

Поэме В. Маяковского “Облако в штанах” (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты.

После Маяковского нужно долго и много есть».<\p>

На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще К.И. Чуковский: «Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого таланта не хватит.

В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник, затем – вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на флейте. Это ошеломляет.

Но когда на других страницах он выдергивает у себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться.

А когда он затем наряжает облако в штаны (поэма “Облако в штанах”), спрашивает нас:<\p> Вот, / хотите, / из правого глаза / выну целую цветущую рощу?!

читателю уже все равно: хочешь – вынимай, не хочешь – нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенел». В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.

<\p>

Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский – это неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И.

Обратите внимание

Чуковский написал статью о поэзии А. Ахматовой и В. Маяковского – «тихой» поэзии одного и «громкой» поэзии другого поэта. Совершенно очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны. Кому же отдает предпочтение К.И.

Чуковский? Критик не только противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их объединяет присутствие в них поэзии: «Я, к своему удивлению, одинаково люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои. Для меня не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна другую, они обе необходимы равно».

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/majakovskij/analiz_poehmy_majakovskogo_quot_oblako_v_shtanakh_quot/36-1-0-464

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]