Анализ рассказа «судьба человека» (м.а. шолохов)

Анализ рассказа М.Шолохова “Судьба человека”

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Анализ рассказа М.Шолохова “Судьба человека”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В 1917 году в России была великая Октябрьская Социалистическая Революция. Почти во всех сферах жизни общества произошли изменения. В том же числе были изменения и литературе. Нужны были новые образы, новые герои, с новыми идеалами, ценностями. Так, на смену Евгению Онегину, Чичикову, Печорину пришли люди из рабочего класса.

Стали цениться такие качества как трудолюбие, мужество, честность, товарищество. Вся литература перестраивалась под коммунистическую идеологию.     Одним из таких произведений стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это не просто интересная исто¬рия, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

    Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на реч¬ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи¬ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от¬дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со¬беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведе¬ния.

Обратите внимание

Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека».
    В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война.

     В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край.

Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли.

Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.
    Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе.

Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.

    Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?».

И не может он найти ответ на этот вопрос.

    Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.

Добавил: dewuschka111

208038 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Судьба человека”:

  • Краткое содержание

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00937051354559386336

“Судьба человека” – анализ рассказа

Михаил Александрович Шолохов написал произведение “Судьба человека” в 1956 году. Оно, по сути, является кратким содержанием рассказа, который писатель услышал на фронте.

Это первый рассказ, в котором глубоко затронута проблема солдат, оказавшихся в плену у немецких оккупантов. Коротко говоря, эта история повествует о человеческих горестях, потерях и вместе с тем надежде на другую жизнь, вере в человека.

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ “Судьба человека” Шолохова.

Главный герой рассказа

Сюжет рассказа и его главная тема выстроена, как исповедь. Главного героя зовут Андрей Соколов, он простой работяга, который в довоенное время работал в колхозе. Жизнь Соколова спокойная и размеренная, он кормит свою семью и живет, как и многие другие. Но вот все резко меняется, потому что нападают фашисты.

Каждый в то время считает своим долгом отправиться на фронт, чтобы защитить родную землю от агрессора, Андрей Соколов не исключение.

Важно

Во время анализа “Судьба человека” становится понятно, что Шолохов не хочет представить читателям Соколова героем и вознести его в какой-то особый статус.

Однако его пример – это возможность показать, что происходит в душе всех русских людей, жизнь главного героя – это судьба народа. Шолохов старается вызвать у читателя чувство гордости за мужество, выдержку и силу воли, которые были проявлены в тяжелые времена войны.

Характеристика Андрея Соколова

Невозможно сделать анализ рассказа “Судьба человека” Шолохова без характеристики главного героя. Следя за рассказом Соколова, мы замечаем слова, передающие нотки настоящего русского характера.

Много в его речи пословиц. Хотя Андрей не отличается высокой грамотностью, потому что он простой рабочий, и зачастую в его выражениях присутствуют простые или неверные речевые обороты, это не главное.

В характеристике Андрея Соколова видно, что он настоящий мужчина, он любит свою семью. Шолохов изображает своего главного героя во всех красках, ведь можно прочитать и том, как он – простой солдат – почувствовал всю тяжесть военного времени, можно узнать и о том, как он побывал в немецком плену.

В судьбе Соколова произошло многое: он встретился с предательством и трусостью, солдатской дружбой и единомыслием. Соколову даже пришлось совершить убийство. Это было во время плена, когда пленный солдат собирался предать командира, отдав его немцам. Далее произошло знакомство с доктором.

Тот тоже был пленён, но проявил небывалое мужество и человеческое сочувствие.

Выводы

Чтобы сделать точный анализ рассказа “Судьба человека” Шолохова, мы рекомендуем вам обязательно прочесть это произведение, хотя бы его краткое содержание. Конечно, кажется, что события, произошедшие в судьбе Андрея Соколова, чью характеристику вы могли прочесть выше, не являются особенными и трудно назвать его действия подвигами. Но ведь в этом и состояла задумка Шолохова.

Да, главный герой получил несколько легких ранений и сделал то, что сделали многие в то время, но на эпизодах жизни Соколова ярко видно, как проявились мужество, сила воли, гордость, любовь к своей стране и другие выдающиеся качества. А это и является подвигом, то, что обязан сделать каждый – пройти через всё, остаться человеком, жить дальше и трудиться на благо других. В характеристике Андрея Соколова это и проявилось.

Вы прочитали статью на тему анализ “Судьба человека” Шолохова. Надеемся, что в сжатой форме нам удалось донести до вас краткий анализ. Ознакомьтесь также с биографией Михаила Шолохова.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/sudba-cheloveka-analiz-rasskaza

Анализ рассказа М.А. Шолохова “Судьба человека”

Рассказ  М.А.Шолохова «Судьба человека»  — это рассказ о невосполнимых утратах, о человечес­ком горе и о вере в жизнь, в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале, прощание в конце с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком) не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова авто­ром отбирается только то, что позволяет осмыслить отдель­ную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость добро­го, мирного, пронзительно человечного — и бездушно-жес­токого, варварски беспощадного отношения к людям.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор — слушатель, случай­ный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдер­жанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его…

Совет

Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокро­венных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соко­лова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» — сына Анатолия.

Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, стано­вится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…

» Повествование как бы переводится из трагически безна­дежного в тональность, пронизанную верой и надеждой.

Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на чело­веческую долю.

Тема оскорбленного детства издавна в русской лите­ратуре была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страш­ного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма — не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расста­вание.

Сила добра, красота человеческого открываются в Со­колове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби.

Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком.

Обратите внимание

Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны.

Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вы­терпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом раздумье утверждение величия и красоты ис­тинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Эти две темы — трагического и героического, подвига и страдания — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его.

В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержа­нию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа — вступление, три части рассказа Андрея Соко­лова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.

В начальном описании возникает мотив тяжелой до­роги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ва­нюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время пешком.

Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что дове­лось пережить…

»

В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают, всему трагедийную напряженность переживаний. Автор показы­вает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д.

Важно

Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза… был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, челове­ческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.

Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мир­ный человек оказался сильнее войны. Он устоял под со­крушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/500-rasskaz-ma-sholohova-sudba-cheloveka.html

Анализ финала рассказа м. а. шолохова «судьба человека»

АНАЛИЗ ФИНАЛА РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление ак­тивно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», — говорил М. А. Шолохов.

Стремясь достичь поставленной цели, пи­сатель с мастерством настоящего психолога проникает в самые глу­бины человеческой души, создает правдивые образы сильных духом людей, мужающих в суровых испытаниях на самых крутых поворо­тах истории.

Именно в гармоничном слиянии жизненной правды и художественного мастерства заключается, по-видимому, источник неотразимого, сильного воздействия его произведений на читателей.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» представлена, на пер­вый взгляд, обычная история простого русского человека, прошед­шего через многочисленные трудности и испытания военного вре­мени и вышедшего победителем не только в войне, но и в собствен­ной судьбе.

Жизнь главного героя — Андрея Соколова — ничем не отличается от жизни сотен тысяч русских солдат, ценой тяжелых утрат и трагических лишений отстоявших свою родину, утвердив­ших великое право на жизнь, на свободу и независимость страны и народа.

Но именно в типичности, в глубокой народности образа ге­роя Шолохова и заключается основной смысл всего произведения, прозвучавшего на весь мир настоящим гимном всепобеждающей силе человеческого духа.

Андрей Соколов не просто честно и преданно воевал за родину. Он прошел через страшные испытания — ад фашистского плена, потерю друзей, близких, семьи.

С великим состраданием описыва­ет автор все, что пришлось вынести его герою, те великие испыта­ния, которые преодолел весь советский народ. Но писатель вовсе не воспевает жертвенность русских людей, он противопоставляет ей волю, мужество, героизм сопротивления.

Совет

Все эти качества заклю­чены в образе главного героя, чья судьба не отделима от судьбы на­рода, который каждый день находится рядом со смертью и все-таки остается в живых.

Остается благодаря именно этой неистребимой силе, мужеству, воле и героизму, благодаря тому, что, несмотря на все испытания, сумел сохранить главное — отзывчивую, чуткую душу, собственное достоинство, честь, доброту и милосердие.

«Немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на бере­гу безымянной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила под­дерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой.

И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, ту­гие листья…» Этот глубоко символический образ искалеченного, но не сломленного дуба проходит через все творчество писателя.

Он воп­лощается в героях его произведений, наделенных богатым и цель­ным внутренним миром, стремящихся к добру и справедливости, стойко переносящих лишения, невзгоды, жизненные трудности. Та­ков и герой рассказа «Судьба человека».

Андрей Соколов — как тот несгибаемый дуб, тянущийся к солнцу, продолжающий жить и да­ющий жизнь молодой поросли. Эта мысль о всепобеждающей силе человеческой души, русской души, проходит через все произведе­ние Шолохова, но особенно ярко она выражена в финале рассказа.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чу­жие края военным ураганом невиданной силы». Один — поседев­ший раньше времени солдат, потерявший жену, дочерей, сына, ис­пытавший на себе все ужасы военного времени, несущий в своей душе неизлечимые кровоточащие раны, нанесенные этой беспощадной вой­ной.

«Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сы­нишку.

А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью про­снусь, и вся подушка мокрая от слез».

Ни слова, ни упрека, ни вида страдания — лишь эти мужские слезы по ночам, когда спит созна­ние, но не может уснуть сердце.

Что осталось в жизни у этого сол­дата? Ради чего он продолжает жить? Ради чего, потеряв работу, бредет в поисках новой? Что есть у него? Что было? Уже в молодос­ти, после гражданской войны, «родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души». Женился на сиротке.

Обратите внимание

Судьба не баловала этого человека, но он все же переборол ее, построил скромное счас­тье своими руками, честным трудом. И все отняла новая война: жену, детей, любовь, счастье. Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его дом, дом, построен­ный его собственными руками, теперь — воронка от немецкой бом­бы. Грустные, тяжелые мысли роятся в голове старого солдата: «Иной раз не спишь ночью и думаешь: “За что ж ты, жизнь, меня так по­калечила?”». И не находит он ответа на свои вопросы «ни в темноте, ни при ясном солнышке».

И все-таки, даже оставшись один на всем белом свете, этот чело­век не чувствует одиночества. Он сохранил в своей душе любовь к людям, теплоту, жажду жизни.

И все свое душевное тепло, всю свою богатую, чуткую, любящую душу отдал сиротке Ванюше, заменив мальчонке отца.

Беспомощный, еще только начавший жить, но уже с избытком хлебнувший горя, ребенок стал новой целью в жизни солдата, он стал человеком, ради которого стоит жить.

Ваня искренне тянется к Соколову, еще до разговора с ним, в душе стремится найти в этом сильном мужчине своего отца.

А ког­да тот подтвердил его надежды, он кинулся ему на шею, «целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке слышно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Не могло в эту минуту не дрогнуть сердце солдата: «У меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…»

Соединяя этих двух одиноких осиротевших людей, автор под­черкивает мысль об обновлении человека после войны.

Мысль о том, что русский человек, несмотря ни на какие беды и страдания, вы­павшие на его пути, никогда не утратит своей связи с людьми, най­дет в жизни цель, будет жить, борються, трудиться.

Важно

И своим при­мером возрождать к жизни души окружающих его людей, таких же одиноких, прс-шедших через годы испытаний и потерь.

В заключительных строчках произведения наиболее отчетливо звучит глубокая вера Шолохова в русский народ, в его разум, бла­городство, силу. А еще — вера в его будущее.

Соколов берет на себя ответственность за судьбу Ванюши, тем самым открывая будущее — для себя, для этого маленького мальчика, для всего народа.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, по­взрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

Жизнь продолжается, человек снова и снова «восстает из пепла» страданий и потерь, снова верит, надеется, строит, идет вперед, хоть и продолжает нести в своей душе трагизм пережитого.

Перед взо­ром людей, испытавших на себе все тяготы войны, еще долго будут проходить кошмары бесчеловечия, их возмущенная совесть никог­да не успокоится.

Да это и естественно — ведь забвение пережитого миллионами людей было бы преступлением против прошлого, про­тив памяти народа, против всей истории. И все же жизнь неистре­бима — эту мысль уверенно утверждает Шолохов в рассказе «Судь­ба человека».

И жить нужно ради будущих поколений, ради таких вот Ванюшек, хранящих в своих детских сердцах веру и любовь. А они способны сделать многое. «Тут главное — уметь вовремя отвер­нуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза».

Источник: https://www.prepodka.net/analiz-finala-rasskaza-m-a-sholohova-sud-ba-cheloveka/

Шолохов,

Искусство и развлечения 11 января 2015

В 1956 г. было написано произведение “Судьба человека”. Шолохов, краткое содержание истории, которую он услышал во время Великой Отечественной войны, уместил в рассказе.

Хотя по своему значению эта тема достойна даже повести. Михаил Александрович стал первым писателем, кто затронул проблему солдат, попавших в плен к немецким оккупантам.

Это рассказ о безграничном человеческом горе, утратах и наряду с этим вере в саму жизнь и людей.

Начало произведения и его главные персонажи

Как строится повествование рассказа, который написал Михаил Шолохов “Судьба человека”? Анализ его показывает, что данное произведение представлено в виде исповеди.

Главный персонаж – личность довольно незаурядная. Андрей Соколов – обычный труженик, работающий до войны в колхозе. Вместе со своей семьей он живет просто и размеренно, как и миллионы других семей.

Но напали немцы, и все словно переворачивается.

Андрей в числе других идет защищать свою Родину. Рассказ “Судьба человека” не представляет главного персонажа в виде какой-то героической личности. И тем не менее автор на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа. Он преклоняется перед его мужеством, выдержкой и силой воли. Ведь, пережив такую трагедию, каждый нашел в себе силы жить дальше.

Малограмотный человек или настоящий рабочий

Рассказ Шолохова “Судьба человека” раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о “большой черствой руке”. Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.

Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский национальный характер. Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей – обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.

Видео по теме

События, произошедшие с персонажем во время войны

Ученики, которые пишут сочинение на тему “Судьба человека”, обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения.

Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен.

Совет

Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов (“Судьба человека”). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.

Здесь присутствует солдатское единомыслие и братство, предательство и трусость. В плену Андрей Соколов совершает убийство, первое в своей жизни. Он убил пленного солдата, который хотел выдать фашистам своего командира. Затем Соколов встречает доктора. Он такой же пленный, как и остальные, но проявляет безграничное гуманное отношение к своим товарищам.

Основные качества характера главного персонажа

На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена.

Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только чувство собственного достоинства. Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной.

Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.

Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину.

А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя.

Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его – чище и мужественнее.

Как Андрей спас себе жизнь

Есть еще один эпизод, который необходимо отметить в произведении “Судьба человека”. Краткое описание его позволит читателю самостоятельно судить о характере Соколова.

Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту. Звали его Мюллер.

Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Но Андрей отказался.

Обратите внимание

Тогда комендант вторично поставил перед ним стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил один, затем не закусывая второй. И хотя он уже едва держался на ногах, осилил и третий стакан, отломив потом маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Соколову. Он ведь прекрасно понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях.

Многие за кусок хлеба убивали друг друга. А тут такое мужество, тем более перед лицом смерти.

До последнего хотел Андрей оставаться настоящим мужчиной и показать немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Оценив такое поведение плененного солдата, Мюллер не стал расстреливать его.

Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Вернувшись в барак, Андрей разделил все между товарищами.

Побег из плена, или Новые удары судьбы

Далее рассказ “Судьба человека” повествует о том, как Андрей Соколов попал к одному немцу водителем, и как бы хорошо тот ни относился к нему, одна и та же мысль преследовала солдата. Бежать к своим.

Дальше сражаться за Родину. Наконец, представился случай – и Андрею удается перехитрить фашистов.

Оказавшись среди своих, он первым делом отправляет письмо жене, чтобы оповестить родных, что с ним все хорошо, жив и здоров.

И здесь этого мужественного человека ждет очередной удар судьбы. Его жена и дочери погибли, когда немецкие оккупанты совершали авиационный налет. Безгранично тяжело переживает Соколов эту потерю, но, взяв себя в руки в очередной раз, он продолжает жить. Сражаться и побеждать. Тем более есть еще сын, есть ради чего жить.

Шолохов. “Судьба человека”: анализ очередного испытания

Судьба как будто окончательно хочет испытать Андрея Соколова на прочность, предоставив ему короткий миг общения с сыном. В последние дни войны его ждет последний сокрушительный удар. Сына убили. И единственное, что остается главному герою – это попрощаться с телом мертвого ребенка, последнего своего родного человека, и похоронить его на чужой земле.

Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.

Подарок судьбы – сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка.

Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу.

Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке.

Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить.

Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Последние страницы известного произведения

Если писать сочинение на тему “Судьба человека”, то нельзя будет описать какие-то особенные подвиги, которые совершал главный герой во время Второй мировой войны. Он несколько раз был ранен, да и то легко.

Но те эпизоды из жизни Андрея Соколова, которые описывает автор, те, что достаточно ярко демонстрируют его мужественный характер, силу воли, человеческую гордость, чувство собственного достоинства и любовь к Родине, разве не являются своеобразным подвигом?

Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить. Вот настоящий подвиг человека, который хотел описать Михаил Шолохов, рассказывая о судьбе своего главного персонажа Андрея Соколова.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/129312/

Анализ финала рассказа Шолохова «Судьба человека»

М. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей художественной силой.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал ему печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил писателя.

Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком». Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через десять лет.

Важно

Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадательного народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.

В биографии Соколова отразилась история страны – трудная и героическая. Борьба, труд, лишения, мечты молодой республики были жизненным университетом миллионов людей его поколения. В небольшом по объему произведении перед нами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины.

Скромный труженик, отец семейства жил и был по-своему счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос.

На солдата обрушились все беды военной жизни: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны – девятого мая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» – спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

Страшным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких и крова, полное одиночество.

Андрей Соколов вышел из войны победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Оставшись один на белом свете, Андрей Соколов всю сохранившуюся в сердце теплоту отдает сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому стал понемногу возвращаться к жизни. Маленький приемыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Анализ финала романа дает нам очень многое для понимания авторского замысла. Закончив свой рассказ о нелегкой судьбе, Андрей Соколов, взяв за руку приемного сына, отправляется в далекий путь, в Кашарский район, где надеется подыскать себе работу.

«Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной».

Глубокое авторское сочувствие к судьбе Андрея Соколова и Ванюшки звучит в словах: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?..»

Совет

Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы, достойный своего отца, своего великого народа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В финале рассказа звучит голос автора. Автор-повествователь, потрясенный рассказом своего собеседника, размышляет о его судьбе, задумывается о силе человека, о его возможностях, о его долге и праве.

С глубоким сочувствием относится он к этому чужому, но ставшему ему близким человеку.

Когда Ванюшка, расставшись с Шолоховым, повернулся и помахал на прощание розовой ручонкой, сердце писателя как будто сжала «мягкая, но когтистая лапа», а на глаза навернулись непрошеные слезы. Это слезы жалости и сострадания, слезы прощания и памяти о хорошем человеке.

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая слеза…»

Глубокое сочувствие писателя к судьбе простого русского человека, яркое повествование о нем – нашло отклик в сердцах читателей. Андрей Соколов стал национальным героем.

Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы, выносливость, душевная человечность, непокоренность, национальная гордость и достоинство советского человека – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова.

«Судьба человека» произведение исключительно ёмкое по своему содержанию, по мыслям, вложенным в него. Суровая правда жизни выражена в этом рассказе, драматическом по характеру и эпическом по звучанию. Вновь раскрылась в нем народность шолоховского таланта, громадная сила его жизнеутверждающего искусства, великий гуманизм писателя-патриота, вера в свой народ, в его будущее.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-finala-rasskaza-sholoxova-sudba-cheloveka.html

Анализ рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской “оттепели”. Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата.

Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа.

И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы.

Обратите внимание

Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, – которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как он добился этого?

В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя. Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: “Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая”. Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе.

Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое.

Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был “чужим, но ставшим близким человеком”, и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был “высоким, сутуловатым мужчиной”.

П Ортретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает ее деталями.

Сначала он выделяет “большую, черствую руку”, потом “глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской”. Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой.

В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: “баранка”, “дуй на всю железку”, “последний перегон”, “шел на первой скорости”, “браток”.

Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: “табак моченый, что конь леченый”.

Важно

Он употребляет сравнения и поговорки: “как конь с черепахой”, “почем фунт лиха стоит”. Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений.

Характер Соколова раскрывается постепенно.

До войны он был хорошим семьянином. “Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали…”. “Перед войной поставили домишко.” Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина.

Терпеть не мог Андрей “этаких слюнявых”, которые “сопли по бумаге размазывали”. “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.” Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе.

Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм.

Вот как их вели в плен : “… наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки”. Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол.

Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. “Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал”. Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство.

Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. “Первый раз в жизни убил, и то своего” кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером.

Мюллер – комендант лагеря, “невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый”.

“По-русски говорил как мы с тобой”. “А матерщинничать был мастер ужасный”.

Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была “профилактика от гриппа”.

Совет

Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу “какого-то подлеца”, и Андрей приготовился к “распылу”. Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом.

Он захотел показать, “что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили”.

И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость.

Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром.

Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер.

Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба.

После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика. Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова.

Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести.

Обратите внимание

Сначала он выделяет “розовую холодную ручонку”, а потом “глаза, светлые, как небушко”.

Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова. В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме.

Ирина была “смирная, веселая, угодливая и умница”. Андрей очень хорошо о ней отзывается: “Хорошая попалась мне девка!” В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну.

Ему было хорошо на природе.

Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, “с тяжелой грустью” смотрел он на уходящих людей.

В конце рассказа по щеке его бежит “жгучая и скупая мужская слеза”. На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Анализ рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

Другие сочинения по теме:

  1. “Судьба человека”; Шолохова Имя М. А. Шолохова “Судьба человека” Шолохова Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут…
  2. Анализ рассказа “Судьба человека” В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов…
  3. Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три…
  4. Вторая мировая война в рассказе “Судьба человека” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел…
  5. Урок: подготовка к оочинению по рассказу М. Шолохова “Судьба человека” ХОД УРОКА I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение,…
  6. Размышления над творчеством Михаила Шолохова Русский писатель Михаил Шолохов родился 11 мая на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, со…
  7. Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова) В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора…
  8. Тема чести человеческого достоинства произведениях Шолохова В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который…
  9. Никто не любит войну – По рассказу “Судьба человека” “Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при…
  10. Сочинение очерк: О судьбе человека на войне Сочинение по роману “Они сражались за Родину” и рассказу “Судьба человека” М. А. Шолохова. М. А. Шолохов – беллетрист, в…
  11. Трагические истории жизни в романах Шолохова Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,…
  12. Краткое содержание “Судьбы человека” Шолохова Андрей Соколов Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно…
  13. Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека “Повести Белкина” дневник провинциальной России. Здесь и “мученик четырнадцатого класса” коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный…
  14. Судьба человека или образец сочинения о войне Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории….
  15. Красота изложения “Донских рассказов” Шолохова Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые…
  16. Анализ психологии человека Сочинение по произведению Д. Джойса “Джакомо Джойс”. Произведение Д. Джойса “Джакомо Джойс” по жанру – психологическое эссе, которое характеризуется небольшим…
  17. Судьба народа и человека в романе П. Загребельного “Диво” “Диво” – это судьба таланта. “Смерть в Киеве” – судьба государственной идеи. “Перво-мост” – судьба народного сооружения. “Евпраксия” же –…
  18. Трагическая судьба талантливого человека в сказе “Левша” Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи – те тульские мастера, искусству…
  19. Тема честі людського достоїнства добутках Шолохова Наприкінці 56р. М. А. Шолохов опублікував своє оповідання Доля людини. Це оповідання про просту людину на великій війні, що ціною…
  20. Краткое содержание рассказа Шолохова “Чужая кровь” Ы Каждую ночь после первых петухов в донской станице Филипповке просыпается дед Гаврила, долго сидит возле дома, курит, кашляет и…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-rasskaza-m-sholoxova-sudba-cheloveka/

Анализ рассказа “Судьба человека” Шолохова М.А

Категория: Сочинения по рассказу “Судьба человека” Шолохов М.А. <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений.

«Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил!.. Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке», — восклицает герой рассказа. Примечательна композиция произведения. Это так называемый рассказ в рассказе. М.А. Шолохов использует так называемую сказовую манеру. Рассказчик встречает на Дону мужчину и мальчика. Во время перекура завязывается разговор с путниками.

Благодаря ряду колоритных художественных деталей автор с первых страниц рассказа знакомит нас с героями. Мужчина достает памятный кисет с надписью «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы» и сетует на то, что не мужское дело с ребенком путешествовать. Затем выясняется, что тот приходится ему приемным сыном.

Образ мальчика, который во время Великой Отечественной войны остался сиротой, чрезвычайно колоритный. Не случайно автор акцентирует внимание на улыбке и светлых, как небушко, глазах ребенка. Далее следует обстоятельный рассказ о жизни главного героя. Андрей Соколов рассказывает о том, как складывались его семейные отношения.

Важно

Эта история демонстрирует простое человеческое счастье в работе и хозяйственных заботах: хлопотливая жена, дети, небольшой домишко. Война разрушила все в один момент. Ярким трагизмом окрашена в рассказе сцена прощания Андрея с женой. Она прижалась к нему, «как лист к ветке», всхлипывала и дрожала, «будто подрубленное дерево».

Каскад сравнений передает всю глубину горя женщины, провожающей мужа на фронт («глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека», «губы белые, как мел»). До самой смерти будет вспоминать он, как оттолкнул ее в прощальный час. М.А. Шолохов использует в этой сцене прием развернутого портрета, акцентируя внимание читателя на двух основных деталях: губы и глаза.

После сцены прощания героя с женой следует о том, как тяжело пришлось женщинам и детям в тылу. Лишь после гибели семьи понял Андрей Соколов, что та довоенная жизнь в заботах и каждодневном труде и была самым счастливым временем в его судьбе. Через портрет героя М.А. Шолохов мастерски передает его переживания сцены прощания с женой: «Чужое волнение передалось и мне.

Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы…» При воспоминаниях у героя сердце «будто тупым ножом режут…

» Редко писал герой домой, избегая жаловаться жене: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Глазами Андрея Соколова показываются в рассказе ужасы войны: стрельба, разрыв снарядов, в клочья пробитая машина. Герой попадает в окружение.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было предвзятое отношение к тем, кто возвратился из плена. Конечно, среди пленных были и трусы, и предатели. Но в основном солдаты все-таки пытались выполнить свой воинский долг до конца, а попали в плен, выходя из окружения или при мощных наступательных маневрах противника. М.А. Шолохов своим рассказом реабилитировал этих людей.

Осудить их на фоне многочисленных жертв и увечий было проще, чем войти в то непростое положение, в котором они оказались. Недаром М.А. Шолохов так подробно рассказывает о том, как Андрей попал в плен: герой рассказа выполнял приказ командира доставить боеприпасы на батарею, был контужен и подобран фашистским отрядом.

Соколов не мог смириться с участью пленного, пытался бежать, но его снова поймали. Всем ходом развития сюжета рассказа М.А. Шолохов подчеркивает, что Андрей не виноват в том, что попал в плен. Он не был предателем и стойко выносил все лагерные мучения.

В то же время писатель не пытается лакировать действительность и не скрывает от читателей горькой правды: в плену некоторые солдаты вели себя недостойно (выдавали взводных, доносили на своих товарищей по несчастью). В то же время это явление не носило массовый характер.

Совет

Мужественное поведение Андрея в лагере, умение хладнокровно взглянуть в глаза смерти вызывает уважение даже у немецкого коменданта. «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников», — говорит он. При первой же возможности Андрей возвращается на родину, да еще и привозит с собой важного языка, — немецкого майора с портфелем документов.

С горечью пишет М.А. Шолохов о том, какой душевной травмой даже для такого сильного духом человека, как Соколов, оказался плен. Два года герой не видел человеческого обращения. Даже когда немцы оказывали ему милость и давали продукты, он чувствовал себя собакой, которой бросили кусок. Долго еще после плена оставалась у Андрея привычка втягивать голову в плечи при разговоре, опасаясь удара.

Однако самые тяжелые удары нанесли Соколову фашисты не в лагере: после возвращения из плена узнал он, что в начале войны погибли его жена и дочки, а от родного дома осталась одна воронка. Остался сын Анатолий — последняя надежда отца, да и того убил немецкий снайпер прямо в День Победы. Вернувшись с войны, взял Андрей к себе осиротевшего мальчика.

Так две одинокие души нашли семейную привязанность и обрели теплоту. Лишь по ночам вспоминает Андрей теперь погибшую семью. А у Ванюшки тоже порой всплывают воспоминания о родном отце, и тогда задает он Соколову свои детские, но непростые вопросы. В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Действие произведения происходит весной.

В это время, когда оживает заснувшая на зиму природа, еще сильнее воспринимается невосполнимость людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и нашедших друг друга людей (мужчину и мальчика), наворачиваются на глаза слезы.

Он желает им только одного, чтобы хватило сил выдержать все испытания и «все преодолеть на своем пути, если к этому позовет… Родина». В конце рассказа вновь звучит мысль о том, что Андрей Соколов — человек, воплотивший национальный русский характер. И Ванюшку он тоже вырастит достойным человеком.

В 1956 году написан этот рассказ. С момента окончания войны прошло у тому времени десять лет. Но у такого всенародного горя нет срока давности. И пока живы свидетели этих тяжелых событий, острота восприятия утраты не притупится.<\p> 

Образ Офелии — один из ярких примеров драматического мастерства Шекспира. Ее жизнь показана как бы пунктиром: прощание с Лаэртом, разговор с отцом, рассказ о безумии Гамлета, беседа и разрыв с Гамлетом, беседа перед сценой «мышеловки», сцена сумасшествия. Офелия предстает перед нами во взаимоотношениях с братом, отцом, принцем Гамлетом, в которого она влюблена. Воспитанная при дворе, героиня очень одинока. Она окружена людьми, которым нет до нее никакого дела. Девушка — лишь игрушка, орудие в ч

Выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи Иван Сергеевич Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.

Обратите внимание

Его произведения имели яркую антикрепостническую направленность, в них он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянства.

В рассказе “Муму” мы читаем о том, как крепостной крестьянин Герасим по приказу барыни убрать из ее двора собаку, утопил единственное близкое ему живое существо. Он подчинился воле помещиц

Берлиоз Михаил Александрович — литератор, председатель МАССОЛИТа. Фамилия персонажа, во-первых, сближает его с известным композитором — но именно как «антидвойника», отмеченного признаком «немузыкальности» (ср.

также «музыкальные» фамилии других персонажей: Римский, Стравинский): Б. прежде всего функционер, чиновник от литературы; с другой стороны, имя героя ассоциируется с самим автором романа, а инициалы — М. А. Б.

— полностью совпадают с инициалами Булгакова. Б. проживает в «нехорошей квартир

Творчество Пушкина, его гений были одним из ис­точников вдохновения великой поэтессы «серебряного века» Анны Ахматовой.

Лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергее­вич Пушкин.

Влияние его творчества на Анну Ахмато­ву особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала поэтесса к Пушкину. Каковы же были названные выше обстоятельс

  У романі В. Скотта «Айвенго» виведені два образи прекрасних дівчат — Ровени та Ребекки. Обидві вони молоді, дуже красиві, розумні, виховувалися без матерів. Їх постійно оточувала любов і ласка ближніх, велика розкіш.

Важно

Але і соціальний стан, і характери у них різні. По-різному вони пово­дяться в критичних ситуаціях, по-різному склалася і їхня доля. Ровена — знатна саксонка, нею опікувався Седрик Ротервудський.

Оп­ікун обожнює її, ні в чому не відмовляє і пов'язує з нею свої надії на віднов­ле

Некрасов внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в.— «Современника» и «Отечественных записок».

Нужно было обладать незаурядным мужеством, блестящими организаторскими способностями, талантом подлинного журналиста, чувством высокой гражданской ответственности, чтобы в невиданно тяжелых условиях поддерживать существование журналов, без которых деятельность многих выдающихся представителей русской литератур

Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев.

Пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («Евгении Онегин»), Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его со чинения «живой летописью» эпохи.

В 17

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853), поэт, критик. Родился 11 декабря (22 н.с.) в имении Шаёво Костромской губернии в дворянской семье. Получил домашнее образование. Детские годы прошли в родительском имении.

Поэтическая деятельность Катенина началась перед Отечественной войной 1812 стихотворениями, связанными с гражданской темой: “Отечество наше страдает…”, “Рассказ Цинны” и др. С началом войны уходит воевать, с русской армией вступает в Париж.

В 1814 – 15 Катенин написал баллады “Певец

Совет

Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» – небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.

     Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как деньги и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным.

В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высоки

Кожна людина наділена хистом до любові і доброті, від народження в рівній мірі. Одні люди, йдучи по життю, розвивають в собі ці якості, інші ж, навпаки, вважають чесноти непридатними до сучасних умов життя. І це легко довести.

У той час як, з одного боку, наприклад, розвивається благодійність, з іншого боку, спостерігається зростання злочинності у світі. Кожна людина може сам вирішити, яким шляхом слідувати йому.

Але якщо вірити, що в житті діє «закон бумеранга», і те, що ти віддаєш світу (добро

Сейчас смотрят:{module Шолохов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-sholokhova-m-a/sochineniya-po-rasskazu-sudba-cheloveka/15743-analiz-rasskaza-sudba-cheloveka-sholokhova-m-a.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]