Женские образы в повести б.л. васильева «а зори здесь тихие»

Женские образы в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» | Литерагуру

(432 слова) В легендарной повести Б. Л. Васильева описываются женщины на войне: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак. Каждый образ в книге индивидуален и достоин внимания.

Рита Осянина была сурова и молчалива. Причина этому — потеря мужа на второй день войны. Ребенок Осяниной остался на руках ее матери, к нему она бегала по ночам, когда их перевели в разъезд. Возвращаясь утром от сына, она и заметила диверсантов.

Во время задания Рита, как и остальные девушки, проявила себя героически, она была сильной духом, поэтому сражалась до конца. Получив смертельное ранение, она не винит Васкова, а лишь просит позаботиться о сыне.

Война разрушила ее жизнь, но женщина погибла с осознанием того, что она постояла за родину.

Обратите внимание

Женя Комелькова прибыла в отделение на замену убитой подносчицы. На ее глазах немцы расстреляли родных, и она пошла на фронт. Несмотря на испытания, красавица Женя жизнерадостна, улыбчива и дружелюбна.

Во время задания она ведет себя смело и даже отчаянно: когда герои прикидываются лесорубами, купается на виду у немцев, спасает жизнь Васкова, а в последнем бою пытается увести врагов за собой. Она слишком любит жизнь и верит в ее бесконечность.

Как можно умереть в 19 лет? Но, к сожалению, война забирает лучших.

Лиза Бричкина жила в лесах Брянщины, мало видя в жизни, но много мечтая о будущем. Даже на войне она продолжала ждать счастье. Старшина Васков ей нравился, для нее он был идеалом.

И то, что именно ее он послал за подкреплением, утвердило героиню в мыслях о своей исключительности. Но мечтам не место на войне: думая о Васкове, Лиза оступилась, переходя болото, и утонула.

Так нелепо и трагично оборвалась жизнь молодой девушки.

Соня Гурвич – тихая, слабая, интеллигентная девушка, которая любит поэзию и театр. Университет, первая любовь, дружная семья – все осталось позади, когда началась война, и героиня не смогла спрятаться за чужими спинами.

Она мало приспособлена к военному быту, но изо всех сил пыталась быть полезной стране, находящейся в опасности.

Эта неприспособленность стала роковой: она побежала за оставленным Васковым кисетом и была сражена вражеской пулей.

Галя Четвертак придумала целый мир, в котором все представлялось в романтичных красках. Девушка выросла в детдоме, где реальность совсем не радостная, ей нужна была отдушина. На войну она пошла, думая, что это сплошная романтика.

Важно

Но увидев смерть, кровь, снаряды, девушка совсем потерялась. Она бросила винтовку в бою, сломленная смертью подруги Сони, а потом, когда Васков взял ее в разведку, выбежала из засады наперерез врагам.

Галя была не готова к реальной войне, но она изо всех сил пыталась защитить свою родину.

Б. Л. Васильев, описывая женщин на войне, подчеркивает беспощадность этой бойни. Однако если нужно встать на защиту всем миром, то и девушка может стать сильной. Или хотя бы попытаться.

Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-v-povesti-vasileva-a-zori-zdes-tihie/

Портал педагога | Женские образы в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Автор: Козлачкова Галина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 г.Сердобска
Населённый пункт: г.

Сердобск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Женские образы в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
Дата публикации: 04.04.

2016
Раздел: среднее образование
<\p>

Назад

Б.Васильев «А зори здесь тихие» «Женские образы в современно военной прозе» «Мне вообще нравится люди, которые не громко живут ,но, если надо ,идут в бой на смерть; знают во имя чего спасают тонущего ребёнка, мчатся в ночь к больному человеку, строят город в пустыне.» Б.Васильев «Женщина для меня — это воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. А женщина на войне — это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений .А наши шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами.» Б.Васильев Дисгармония – несогласованность, нарушение соответствия чего – либо с чем –либо. Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие. Цели урока 1. Показать подвиг народа в годы войны долг, ответственность каждого человека перед Родиной. 2. Тем самым содействовать идейно – нравственному развитию личности.
I

Вступление учителя.

( ДО УРОКА НЕ ГРОМКО ЗВУЧАТ ПЕСНИ О ВОВ) Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» хочется начать словами самого писателя. «Каждый писатель пишет о своем времени ,какой бы темы или эпохи он не коснулся. И я написал о том , что знаю .О моем поколении. Опыт поколения – это и биография героев и выстраданное самим тобой . » Тема Великой Отечественной войны всегда волновала и волнует нас а повесть Б.Васильева привлекает и тем , что героини девушки ,только еще вступающую в жизнь ,они по возрасту близки старшеклассникам , их восприятие жизни ,их чувства , их мысли близки вам школьникам. И хотя в повести рассказывается о далеких днях войны. Тема её основной пафос близки и понятны каждому. Сам писатель ,ушедший на фронт в 19 лет подчеркивает ,что повесть прежде всего адресовано молодежи. «Я хотел рассказать сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так ,чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими ,понятными их современницами. И в то же время – девочками 30 х годов. Писатель исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, рассказывает новые стороны подвига советских людей. Мы становимся свидетелями будней полувзвода зенитчиков на разбомблённом и потому спокойном глухом разъезде в Карелии. В основу повести положен маленький совсем незначительный в машт .дел ВОВ эпизод, но рассказано о нём так, что за ним встает вся минувшая война – о её страшном ,уродливом не соответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого разлада подчеркнут в названии повести и усугубляет, тем что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими ,борющимися, гибнущими во имя долга перед Родиной. Вопросы анкеты до урока. 1. Что вам понравилось в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». 2. Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление и почему? 3. Кто из героев повести особенно понравился и почему? 4. Какие вопросы возникли у вас в процессе чтения? 5. Какие вопросы (темы) нужно по вашему обсудить в классе? 6. По какой теме вы хотели бы выступить на уроке?

II Из биографии

Б.Л. Васильев –участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодрама . Повесть. А зори здесь тихие – его первое произведение. Оно было напечатано в 1969 г. в журнале «Юность». Потом появилась повести «Самый длинный день», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился» (1974). Первое произведение было о войне, о погибших девушках. Писатель вспоминает: «замысел повести родился от толчка памяти. На фронт я попал едва кончил десятый класс, в первые дни войны. Точнее 8 июня 1941 года. А 9 июля было это под Оршей, мы бойцы комсомольско-истребительного батальона, задачи которой была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес и вот там среди живой зелени лесной поляны такой мирной в своей тишине ароматах нагретой солнцем хвои и трав я увидел двух мертвых деревенский девушек. Фашистские десантники убили их, потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал не мало горя и смертей но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог. Сами понимаете, что от этой нестираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…» Тишина, лесная поляна и две мертвые деревенские девушки. Контраст становится и в повести одним из основных средств раскрытия ее идейного смысла, само название – контраст тему о чем рассказывается в ней «А зори здесь тихие». — Где происходит действие, какие события описаны в повести. — После чтения была проведена анкета. — Ответы учащихся на вопросы анкеты (Первые два). — Художественный пересказ о Рите Осяниной. Художественный пересказ о жене Комельновой. Вывод учителя. (Личный счет с врагом у Риты Осяниной и Жени Комельковой). Нас не могут не восхищать отчаянная храбрость, самоотверженность, сила воли девушек. — Как вы думаете почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171 разъезде? — Чем занимались? Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчеркивает, что девушки, озорные и веселые, ведут себя не так, как положено на войне. (постирушки, Катенька в караул., трещали как сороки, загорали). Ученики: Когда читаешь начало повести, сначала не ждешь, даже не предполагаешь такого трагического конца. Как-то все простои обычно. На задание идут весело, просто из не страшит враг силою до 2-х фрицев. Может быть, поэтому больно читать о том, как они гибнут. «Не знали ни любви, ни материнства». Ничего не видели, были молодыми. Их и бойцами нельзя назвать. А многие погибли, защищая страну. — Что привело девушек на фронт. О том, какой личный счет с врагом у Жени и у Риты, было рассказано. Вспомним прошлое Сони Гурвич, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак. Лиза Бричкина – «нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья» ощущение завтрашнего дня. (в нее было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места). Соня Гурвич – талант, любовь к поэзии, театру. Галя Четвертак — фантазия, мечтательность, воображение. Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. — Сопоставим героинь повести с теми девушками, о которых пишет Ю. Друмина. Стихи Ю. Друминой. Поэтесса доказывает возможность присутствия и активной деятельности женщины на фронте. Она гордится своими девчатами в кирзовых сапогах, сражающимися в самом пекле, где рвутся снаряды, где кровь и смерть. Так бы могли написать о себе и своих подругах. Женя Комельк, Рита Осянина. Но не так пишет Васильев. Его отношение к ним – отношение старшего, сильного, умудренного опытом человека, понимающего, что война и женщина понятия несовместимые. — Это показано и на рисунках Алеши Коремного изображает на литке. — Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают. — Почему погибла Лиза? Она была опытнее других? (Стремилась выполнить приказ Васкова. ) Думала; ужас; вера до последнего мгновения, что завтра будет и для нее . — Почему Ж. Комельнова не затаилась, а приняла бой? Она хотела чем-нибудь помочь раненой смертельно Рите и Васкову, который должен довести дело до конца. Она понимала, что уводя в сторону своих боевых товарищей, она спасает их от верной смерти. Правда ли Рита, выстрелив себе в висок, понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя? Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя. Смертельная рана, не желает быть ему обузой. — Как погибли Соня и Галя? — Можно ли осуждать их за нелепую смерть? Соня погибла, т.к. хотела сделать приятное Васнову. Убита ножом в грудь. Б. Васильев. «Действительность, с которой толкнулись женщины на войне, была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом». — Правы ли Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании. Было ли поведение в первом бою трусостью или это растерянность. (Ответы в повести). — Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? Бесстрашно перебрались через болото; при встрече с немцами, не пали духом. Когда надо было сделать, чтобы немцы пошли в обход, разыграли сцену с лесорубами. Погибли как герои, защит. Родину, ели не считать растерян. и страха. Г. Четвертак. — Почему все девушки погибают? Война жестока, гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Немцев было много, а их шесть, воевать не умеют. На чит. конд. Васильев отвечая на этот вопрос подчеркнул: надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках 1942 г. об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и 5 неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь. Б. Васильев — Почему повесть названа «А зори здесь тихие» Майорова. Образ Федота Евграфовичат(Агеева) Носова И. Соня Гурвич. Сцена: стр. 51 (Королева Д.) Федот Висков – в тетради. На доске. Смысл афоризма. Командир, он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. — С какими героями советской литературы мы могли бы сравнить Федота Евграфовича? Андрей Сонолов усыновил Ванюшу, опытный, мужественный, душевный. Федор Евграфович Васнов – Альберта сына Риты, сироту. Оба советские люди умеющие переносить всякие трудности. Василий. Теркин (внешне суровый). Дунет, плюнет, как Теркин все сделает? Ромины адресованы прежде всего молодежи. Посвященные далеким уже военным дням, они непосредственно обращены к современности. — Почему писатель снова и снова обращается к молодым читателям, возвращая их к военным событиям? Поему в эпилоге появляются наши современники? Напоминаем о нашей ответственности перед прошлым и будущими поколениями. — Почему так названа повесть? Удивительное, скромное, протяжное название. Заглавие подчернив ужас длительности войны в прекрасных, Нарельских лесах. Девочки – зенит возвратили тишину зорям, а зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, соблюдая, как и прежде, тишину. Несколько раз, напоминает о мирных днях, которые могли бы не прерываться. Выразим главную мысль: девушки погибли во имя светлого будущего, чтобы было голубое, безоблачное небо, тихие зори, никогда (заглавие повести Васильев выражает протест против войны) не знали войны. Чуню Гале Четвертак, слеги на болоте, брусничные листья для гая. Народный язык, образно говорит и думает.

Читайте также:  Краткое содержание повести «метель» для читательского дневника (а.с пушкин)

— Какие вопросы возникли? Лично таких вопросов не возникло, только интерес узнать более подробно дальнейшую жизнь Васкова.<\p>

В раздел образования<\p>

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7610

Женские образы в повести б.васильева «а зори здесь тихие…» — презентация

1 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ Б.ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» <\p>

2 «А зори здесь тихие..» На тихом разъезде несут службу девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. <\p>

3 Женя Комелькова Одна из самых ярких, сильных и мужественных девушек Ее оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. <\p>

4 Женя Комелькова Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде. <\p>

5 Женя Комелькова В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Васкова.. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. <\p>

6 Мужество, хладнокровие, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Дважды Рита Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя. Рита Осянина <\p>

7 Получив смертельную рану, она не желает быть Васкову обузой, понимает, как важно задержать фашистских диверсантов. «Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно» Рита Осянина <\p>

8 «Переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач» Автор подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Соня Гурвич <\p>

Совет

9 И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь. Соня Гурвич <\p>

10 Воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Галина Четвертак <\p>

11 «А-а-а! Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне» Галина Четвертак <\p>

12 «Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. Лиза Бричкина <\p>

13 «Погибли девушки, почти наши ровесницы. Нежные и хрупкие, они вступили в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. ИТОГ <\p>

14 Источники: Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/556795/

Женщина на войне (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”)

Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей обрушилась страшная трагедия. Война – это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война – это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.

Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании – это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы.

Мало кому известно, что медсестры, наши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик… Шли и убивали врагов не хуже мужчин.

О Великой Отечественной войне написано много произведений, в которых без прикрас показаны все трудности, с которыми сталкивались люди на войне, но больше всех меня потрясла повесть Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…”.

Действие повести разворачивается в мае 1942 г.

Обратите внимание

Главный герой, Федот Евграфович Васков, по “собственному желанию” получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: “Шлите непьющих… Непьющих и это… Чтоб, знаете, насчет женского пола…”.

О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя “пенек замшелый”. И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был “старше самого себя”, он немногословен, но многое знает и умеет.

Все девушки не похожи друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем – старшим лейтенантом Осяниным.

Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали… Рита вышла замуж, родила сына, и “более счастливой девушки просто не могло быть”. Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке.

Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

Полная противоположность Осяниной – Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ей: “высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца”. Семью Женьки: маму, бабушку, братишку – всех убили немцы, а ей удалось спрятаться.

В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: “Женька, тебя бы в театр…”.

Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

Важно

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании.

Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью.

Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием… Но и этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша на помощь своим подругам.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

“А зори здесь тихие…” – значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/zhenshhina-na-vojne-po-povesti-b-vasileva-a-zori-zdes-tixie/

«А зори здесь тихие»: характеристика героев из повести Бориса Васильева

Образование 27 марта 2016

Смерть – постоянная спутница войны. Солдаты погибают в бою, и это приносит неизгладимую боль их близким. Но их участь – защищать Родину, совершать героические подвиги.

Смерть молодых женщин на войне – это трагедия, оправдания которой нет. Этой теме посвящена повесть «А зори здесь тихие».

Характеристика героев, которые придуманы Борисом Васильевым, придает произведению особую трагичность.

Пять женских образов, таких разных и таких живых, создал талантливый писатель в повести, которая была впоследствии экранизирована не менее одаренным режиссером. Система образов в произведении играет важную роль. Историю о пяти жизнях, которые оборвались трагически рано, представляет собой повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев играет в сюжете центральное место.

Федот Васков

Старшина прошел Финскую войну. Он был женат, имел ребенка. Но к началу Отечественной войны стал человеком абсолютно одиноким. Жена ушла. Малолетний сын умер. И не было на всем свете человека, который тосковал бы по Васкову, дожидался бы его с фронта и надеялся на то, что он выживет в этой войне. Но он выжил.

Главных героев нет в повести «А зори здесь тихие». Характеристика героев все же дана Васильевым довольно подробно. Тем самым автор изображает не просто людей, а судьбы пятерых девушек, едва успевших окончить школу, и немолодого фронтовика. У них нет ничего общего. Но война связала их навсегда. И даже спустя много лет Васков возвращается туда, где оборвались пять жизней молодых зенитчиц.

Женя Комелькова

Почему на протяжении многих лет не теряет интереса читателей повесть «А зори здесь тихие»? Характеристика героев в этой книге представлена столь объемно, что гибель, которая настигает каждую из девушек, начинаешь воспринимать как смерть знакомого человека.

Женя – рыжеволосая красивая девушка. Она отличается артистичностью и необыкновенным обаянием. Ею восхищаются подруги. Однако важными качествами ее характера являются сила и бесстрашие. На войне ею также движет желание мести. Характеристики героев произведения «А зори здесь тихие» связаны с их судьбами. Каждый из персонажей – человек со своей печальной историей.

У большинства девушек родителей отняла война. Но судьба Жени особенно трагична, потому как ее мать, сестру и брата немцы расстреляли у нее на глазах. Из девушек она погибает последней. Уводя за собой немцев, она вдруг задумывается о том, как глупо умирать в восемнадцать лет… Немцы расстреляли ее в упор, а потом долго всматривались в красивое гордое лицо.

Видео по теме

Рита Осянина

Она казалась старше других девушек. Рита была единственной матерью из взвода зенитчиц, погибших в те дни в Карельских лесах. Она производит впечатление более серьезного и рассудительного человека по сравнению с другими девушками.

После тяжелого ранения Рита выстрелила себе в висок, тем самым спасая жизнь старшине. Характеристика героев повести «А зори здесь тихие» – описание характеров и краткая предыстория довоенных лет. В отличие от своих подруг Осянина успела выйти замуж и даже родить сына.

Муж погиб в самом начале войны. А сына воспитать ей не дала война.

Другие героини

Вышеприведенные персонажи являются самыми яркими в повести «А зори здесь тихие». Главные герои, характеристика которых представлена в статье, – это все же не только Васков, Комелькова и Осянина. Еще три женских образа изобразил в своем произведении Васильев.

Лиза Бричкина – девушка из Сибири, которая воспитывалась без матери и, как любая молодая женщина, мечтала о любви. Поэтому при встрече с немолодым офицером Васковым в ней пробуждается чувство. О нем старшина никогда не узнает. Выполняя его задание, Лиза тонет в болоте.

Галина Четвертак – бывшая воспитанница детского дома. Она никого не теряла во время войны, потому как на всем свете у нее не было ни одной родной души. Но ей так хотелось быть любимой и иметь семью, что она с самозабвением предавалась мечтам. Рита погибла первой. И когда пуля ее настигла, выкрикнула «Мама» – слово, которым она не называла ни одну женщину при жизни.

Совет

Когда-то у Сони Гурвич были родители, братья и сестры. В войну все члены большой еврейской семьи погибли. Соня осталась одна. Эта девушка отличалась от других утонченностью и образованностью. Погибла Гурвич, когда возвращалась за кисетом, забытым старшиной.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/182972/

У войны не женское лицо… (по повести б. васильева “а зори здесь тихие… ” )

Не все солдаты встретят день победный, Не всем прийти на праздничный парад. Солдаты смертны. Подвиги бессмертны. Не умирает мужество солдат. Б. Серман У каждого человека свое представление о войне. Для одних война – это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других – сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев.

В его повести “А зори здесь тихие… ” нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, ценой своих жизней останавливая передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей – вот что помогает Б.

Васильеву доказать, что “у войны – не женское лицо”, то есть женщины и война – понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.

<\p>

Больше шестидесяти лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник Победы.

Дорог памятью сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла. Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.<\p> Идут годы… Создаются все новые и новые произведения о тех тяжелых для страны годах.

Читая книги о войне, мы оказываемся там, потому что в свой час в том пространстве войны были наши деды, прадеды или отцы и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и не чья-нибудь, а их память отзывается в нас, если не отучились чувствовать глубоко и сильно. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье.

Мы обязаны помнить о тех почти девочках из повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие… “, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. И в своем сочинении я хочу рассказать о повести Васильева. Повесть “А зори здесь тихие… ” рассказывает о далеких событиях 1942 года.

Обратите внимание

В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы. Пятеро девушек – совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить – уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов.

Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов. Непомерно высока цена за одержанную ими победу. Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем.

Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряв осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.

Галя Четвертак – тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом… Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая “нараспев, точно молитву” стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож? А Рита Осянина, единственная из всех девчонок отряда познавшая счастье замужней женщины и матери, но оставшаяся на второй день войны вдовой, а Женя Комелькова, у которой тоже к войне “личный счет имеется”? Они были полны отваги и решимости отомстить врагам за свои искалеченные жизни, за трагедию своего народа, за беды и горести, выпавшие на долю их любимой Родины. И девушки стояли до конца, хотя для этого и пришлось ослушаться приказа старшины, потому что нельзя было отступать, сдаваться, поворачиваться спиной…

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. “А зори здесь тихие… ” – значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

(No Ratings Yet)
Loading…

Франко вірш розвивайся ти високий дубе читати.

Ви зараз читаєте: У войны не женское лицо… (по повести б. васильева “а зори здесь тихие… ” )« Нове… Нове погане чи хороше

Источник: https://ukr-lit.com/u-vojny-ne-zhenskoe-lico-po-povesti-b-vasileva-a-zori-zdes-tixie/

Готовые школьные сочинения

Апр
14 2016

“У войны — не женское лицо” (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть.

Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны — не женское лицо», то есть женщины и война — понятия несовместимые.

Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом.

Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого. Май 1942 года. 171-й разъезд.

Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Комельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак.

Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась война.

Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу.

Важно

Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.

Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь: сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комель-кову.

Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. И так было, пока не пришла война.

На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти.

Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…

» Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны!

Вот чему не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчеркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Басков: «Пока война — понятно. А потом, когда мир будет?

Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это &copy A L L S o c h. r u вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?

Что ж это вы со смертью их оженили, а сами — целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы. Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах».

Совет

Итак, война — явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее».

Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным.

Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Ле-гонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик.

Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…

» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны — не женское лицо». «…Чтоб не было забыто, что было на войне» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») Великая Отечественная война 1941—1945 годов знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв.

Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше).

Двадцать миллионов1 Целая страна погибших: Смерть многих из них вошла в историю, чтобы быть примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит Вспомнить.

Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «А зори здесь тихие…

» Б. Васильев.

Повесть была написана в 1969 году, почти через двадцать пять лет после окончания войны, и прозвучала траурным гимном всем тем, кто совершил свой подвиг не на полях сражений, а просто честно выполняя свой солдатский долг. Возможно, этим и объясняется простота сюжета. Удаленная от фронта застава, где служат женщины-зенитчицы. Неожиданно они узнают о появлении немецких десантников.

Старшина Ва-сков вместе с пятью девушками отправляется на задержание немцев. Во время операции все девушки погибают, но раненый старшина все же берет десантников в плен. Однако именно эта простота и сделала повесть Б. Васильева одним из самых человечных произведений о войне.

Обратите внимание

Собранная по воле случая небольшая группа людей оказывается единым сплоченным коллективом,, готовым на самоотверженные поступки во имя друг друга.

Между ними всеми много общего: общая цель — победить немцев, отомстить за то горе, что они принесли каждому из них, за разрушенное и поруганное прошлое, в котором остались их мечты и желания.

Федот Васков опекает и заботится о каждой из девушек: о Лизе Бричкинрй и Соне Гурвич, о Гале Четвертак и Рите Осяниной, о красавице Жене Комельковой. Борис Васильев находит самые точные слова для выражения состояния своего героя. Острыми, лаконичными фразами он передает чувства людей, оказавшихся на нейтральной полосе между жизнью и смертью. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать.

Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит, живы.

Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!» И они действительно держали до последнего вздоха.

Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу; Галю Четвертак скосила автоматная очередь; Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины; Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненной Риты Осяниной. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б.

Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, ее ничего не ждет. Но при этом ее заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука.

Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить.

Важно

И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк.

Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала» .

Все кажется просто и естественно, как-то буднично, без пафоса и традиционных громких фраз: «За Родину! За Сталина!» Наверное, именно поэтому жизнь и смерть девушек выглядят так достоверно.

В них не просто веришь, а начинаешь осознавать, что патриотизм не просто красивое слово, а то чувство, которое скрыто внутри каждого из нас и которое проявляется в момент истины. Ведь нельзя обмануть ближнего в минуту смертельной опасности.- Кроме того, гибель этих девушек подчеркивает мысль Б. Васильева о том, что война — самое несправедливое и страшное зло на земле.

Недаром Васков размышляет о будущем, когда с каждого спросится: «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили?» Хотя и понятно, что не с Васкова спрос, а с тех, кто затеял эту страшную войну. Повесть Б. Васильева удивительно пронизана тонкой лирикой и чистотой, несмотря на кровь и смерть. Ее главное достоинство заключается в ее жизнеутверждающем начале.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » “У войны — не женское лицо” (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/u-vojny-ne-zhenskoe-lico-po-povesti-b-vasileva-a-zori-zdes-tixie/

Анализ произведения Васильева «А зори здесь тихие»

Творчество Бориса Васильева известно далеко за пределами нашей страны. Известный писатель, фронтовик, он на себе испытал все ужасы воины и прекрасно знал, что такое смерть. «А зори здесь тихие», «В списках не значится», «Завтра была война» и многие другие его произведения, по праву занимают достойное место в мировой литературе.

Но в отдельный ряд хотелось бы поставить повесть Васильева «А зори здесь тихие». Тема данного произведения о женщинах на войне не нова, но здесь мы видим, как писатель не сентиментальничая, жёстко и правдиво рассказал о событиях, происшедших в 1942 году где-то в лесах Карелии.

Подразделение ПВО, которым командует старшина Басков, на все сто процентов укомплектовано молодыми девушками. Места здесь тихие, и служба необычного контингента протекала спокойно, без всяких происшествий.

Но всё перевернулось в один миг… По данным разведки в расположение батареи были заброшены немецкие диверсанты. Старшина принимает решение уничтожить малочисленный, по его мнению, десант своими силами. Для этого он выбрал пять девушек–зенитчиц.

Фашисты были уничтожены, но какой ценой?!

Совет

Рита Осянина, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Женька Комелькова, Четвертак – у каждой из них свой счёт к фашистам. Короткими, точными мазками автор нарисовал портреты этих девушек. Конечно, ключевая фигура повести – старшина Басков.

Он участвовал финской войне, за ним имеется фронтовой и жизненный опыт, который он пытается донести до своих подчинённых. Но это только на первый взгляд. Все шестеро – это одно неразделимое целое. Они гармонично дополняют друг друга.

Из «пенька замшелого, у которого в запасе двадцать слов, да и те уставные», по мнению девушек, старшина, в момент опасности, выплёскивает свои необыкновенные душевные свойства. Он готов взять на себя все мыслимые и немыслимые трудности, чтобы защитить своих молодых бойцов.

Своим заместителем Басков назначил сержанта Осянину. Он давно приметил Риту. Строгая, неулыбчивая, она выглядела старше своих лет. Было видно, что предыдущая жизнь не баловала её.

Командир не ошибся; сержант воевала зло и умело, мстя за погибшего мужа, защищая своего сына.

Перед тем как умереть, Рита рассказала старшине свою тайну, тем самым она вверила судьбу мальчика в надёжные руки.

Женя Комелькова – полная противоположность Осяниной. Озорная хохотушка, душа любой компании, но как оказалось, характер у этой девочки был стальной. Она трижды спасает группу: первый раз — у протоки, искупавшись в ледяной воде, тем самым сорвав переправу гитлеровцев; второй – убив ножом немца, который одолел командира; и, наконец, ценой своей жизни, она спасает раненую Риту.

Да, все девушки погибли, погибли геройской смертью. Они погибли ради грядущих поколений. В этом произведении Б. Васильев, прежде всего, показал силу русского духа, самопожертвование ради светлого будущего, связь между поколениями.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-proizvedeniya-vasilyeva-a-zori-zdes-tikhie.html

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «а зори здесь тихие. . . »

108 — НОМАИ донишгох л М. Шарыпова ОБРАЗ СТАРШИНЫ ВАСКОВА В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой Приближается 70-я годовщина победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Война носила всенародный характер.

Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, старики и дети принимали участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень.

Обратите внимание

Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и видов. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике.

Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

В дело достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат и старшины пишет в своей повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев.

Произведение было написано в 1969 году.

Прошло 45 лет, однако оно продолжает волновать всё новые и новые поколения глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепными образами старшины Федота Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Лизы Бричкиной.

Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, и старшина. Для девчат же «тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».

Объем статьи не позволяет остановиться на анализе системы образов в повести, поэтому свое исследование на данном этапе мы посвятим лишь анализу образа одного из них — старшины Федота Васкова.

Полностью человеческие и командирские качества старшины раскрываются в лесу, до столкновения и в момент столкновения с фашистскими диверсантами.

До выхода в лес — он лишь строгий комендант, требовательный командир, для которого устав — это свод законов, исполнение которых обсуждению не подлежит.

Из экспозиции произведения, из авторской информации о Васкове, годах его детства мы узнаем, что он вырос в семье участника первой мировой и гражданской войн. Данное обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на его формирование как гражданина и военного.

Сам он был участником финской войны.

Важно

Его профессиональные качества раскрываются раньше, чем человеческие: вспомним, как он проверял каждый раз охраняемые объекты, как он упорно добивался у начальства дать ему непьющих бойцов, как он организовал службу девушек в соответствии с уставом, как он готовился сам и готовил к выходу в лес для ликвидации вражеских диверсантов девушек. Васков собрал все необходимое для борьбы с врагом, провел соответствующий инструктаж с личным составом, ознакомил девушек с создавшейся ситуацией и с условиями ведения боя с противником в лесу.

Старшина был человеком наблюдательным, с сильно развитым охотничьим чутьем, прекрасно знал лес и реакцию животных и птиц на появление человека в лесу, замечал мельчайшие следы, оставленные врагом, по ним определял направление его движения.

Более того, он предугадывал как опытный боец и командир замысел врага, возможные намерения его, делал соответствующие выводы и почти не ошибался в своих расчетах. В соответствии с этими выводами он строил свои планы.

Старшина Васков как командир и воспитатель, передавал свой богатый опыт молодым бойцам.

Васков был бесстрашным командиром, готовым в любую

— 110 «С НОМАИ донишгох _ }

минуту столкнуться с врагом один на один, а когда его вынуждали обстоятельства и долг патриота, он один шел против многих.

С сильно развитым чувством гуманизма старшина делал все возможное, чтобы сохранить личный состав, сберечь девчат от бессмысленной гибели. Но соотношение сил на поле битвы, в лесу, было слишком разное — шестнадцать на шесть.

Трудовая его жизнь началась в четырнадцать лет. Надо было содержать семью. Тогда голодная, тяжелая жизнь была. Летом работал в поле, а зимой охотился. Потом был призван в армию. Служил исправно, стал старшиной. Да и на своих подчиненных он смотрел, как человек из другого поколения.

Как настоящего командира его особо радует то, что «отличную позицию выискал. Глубокую, с укрывистыми подходами, с обзором от леса до озера» (1, 44).

Совет

Старшина был командиром и воспитателем. Его интересовали и проблемы личной жизни подчиненных. В любую минуту он мог помочь им, поддержать добрым словом, вселить надежду, веру в лучшее будущее.

Строг учитель и командир по отношению к подчиненным, не соблюдающим тишину и конспирацию, когда враг рядом.

В тексте повести много примеров, когда старшина пытается пробудить в бойцах бодрость и уверенность.

Выше мы уже упоминали о весьма уважительном отношении старшины к уставу. Сам он всегда, как военный, поступал в соответствии с требованиями устава и требовал их выполнения от других.

«Немцам один путь: меж этими озерами, через граду. А там известно что: бараньи лбы да каменья с избу. Вот в них-то мы и позицию должны выбрать: основную и запасную, как тому устав учит» (1,42).

Еще: «Расстояние до ориентиров Федот Евграфович лично парами шагов проверил и занес в стрелковую карточку, как того требовал устав» (1, 45).

Старшина, как родной человек, постоянно опекает своих подчиненных: то позаботится о самочувствии Гали Четвертак, то смастерит чуни, то поднимет на руки, чтобы она ноги в холодной воде не замочила, то, с целью воспитания, возьмет ее с собой в разведку, то скажет доброе слово, то укроет своей шинелью.

«Всю жизнь Федот Васков выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и — с удовольствием, ибо именно в Этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования.

Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось.

Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается», — так характеризует Васкова сам автор (1,57).

Настоящий командир Красной Армии, старшина Васков знал не только устав, но и врага, его способности, сильные и слабые стороны. Он знал, что враг опасен и все время старался держать его под наблюдением, иначе он мог совершить много непоправимого.

Обратите внимание

Опыт он имел не только боевой, а еще и охотничий — и понимал, что врага да медведя с глазу спускать не годится. Леший его ведает, что он там еще напридумает, куда рванется, где оставит секреты.

Тут же выходило прямо как на плохой охоте, когда не поймешь, кто за кем охотится.

Как ни старался старшина уберечь девушек от столкновения с врагом, страшное все-таки произошло — Соня Гурвич натолкнулась на диверсантов. Васков и Женя обнаружили бездыханное тело Сони. Сколько ненависти, ярости было в старшине. «Зубами скрипел от черной, ослепительной ярости, и только одного желал: догнать. Догнать, а там — разберемся…

— Ты у меня не крикнешь. Нет, не крикнешь…» (1, 90).

Беспощаден был он по отношению к врагу, ужасен был его приговор над убийцами Сони:

«Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние точно отмерено — тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу.

Именно так все задумано было: как барана, чтоб крикнуть не мог, чтоб хрипел только, кровью исходя. И когда он валиться начал, комендант уже спрыгнул с него и метнулся ко второму…» (1, 92) (24, 'www.gugn.ru').

В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, проявив смелость и героизм, поддержавшая старшину в критический момент. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к

— 112~С НОМАИ донишгох врагу. Возможно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте, когда ударила второго диверсанта прикладом по голове.

Прав был старшина, когда говорил: не женское это дело -война. Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.

Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, которая только что ударила по голове живого человека и которую теперь тошнило:

«Брось, — сказал он. — Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже — фашисты. Вот и гляди соответственно» (1, 95).

И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню:

«Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница -и в школе, и в университете.

— Да, — сказал старшина. — Стихи читала.

А про себя подумал — не это главное. А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» (1, 98).

Важно

Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем им и многим, им подобным женщинам и девушкам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Замечательные слова старшины передает автор, когда оставшаяся тройка — Васков, Комелькова и Осянина — принимала последний и решительный бой с врагом:

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась…» (1, 128).

Пример удивительного героизма проявил Васков, когда он и Галя Четвертак были в разведке, а Галя, испугавшись фашистов, обнаружила себя и тем самым поставила под удар Васкова и всю группу. Раненый, почти безоружный, он долго тянул за собой вереницу немецких диверсантов в глубь леса, к болоту.

Однако характер старшины, характер командира в нем с особым великолепием проявляется в заключительной сцене столкновения Васкова с фашистами, когда пали смертью храбрых последние бойцы, надежная его опора — Рита Осянина и Женя Комелькова.

С одной пулей в пистолете и одной гранатой без запала, раненый и замученный всем пережитым, он один ликвидирует шестерых немецких диверсантов.

На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.

Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-х — 80-х годов, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах характеристики образа старшины Васкова.

1. Васильев, Б. А зори здесь тихие… / Б. Васильев. — М.: Дет. лит., 1987.- 141 с.

2. Бочаров, А. Г. Человек и война / А. Г. Бочаров. — М.: Советский писатель, 1978.

3. Метченко, А. И. Современная советская литература. 70-е годы (Актуальные проблемы) / А. И. Метченко, Б. С. Бутров, А. П. Герасименко, В. А. Зайцев: Изд-во Московского университета, 1983. — 232 с.

4. Русская советская литература 50−70-х годов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит.» / В. А. Ковалев, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.- под ред. В. А. Ковалева. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с.

Совет

5. Современная русская советская литература. В 2ч. 4.1. Литературный процесс 50−80-х годов. Кн. для учителя/ А. Г. Бочаров, Г. А. Белая, В. Г. Воздвиженский и др.- под ред. А. Г. Бочарова, Г. А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. -256 с.

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…

М. Шарипова Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой В статье исследуется образ центрального героя произведения —

— 114- НОМАИ донишгох старшины Федота Васкова. В начале исследования автор делает оговорку, что в пределах одной статьи трудно дать анализ системы образов, по этой причине Шарипова М. А. останавливает свой выбор лишь на одном образе.

Старшина Васков является сюжетообразующим центром произведения. Именно он как командир группы бойцов, направленных на ликвидацию немецкого десанта, инструктирует своих подчиненных и направляет общие усилия на выполнение задания командования. В своей статье Шарипова М. А.

дает обстоятельную обрисовку образа старшины не только как командира, но и как воспитателя. При этом важнейшими средствами характеристики образа литературного героя являются речь, поступки, авторская оценка, портрет. Цитаты, приведенные из текста повести, подкрепляют высказанные Шариповой М. А. мысли.

Образ старшины Васкова имеет большое воспитательное значение.

The Image of Sergeant-Major Vaskov in the Narrative «The Dawns Are Still» by B. Vassilyev

M. Sharipova

Key words: moral substance, system of images, means of characteristics, protagonist

The author of the article explores the image of the protagonist of the literary production «The Dawns Are Still» sergeant-major Feclot Vaskov.

At the very beginning the author makes a reservation that within the boundaries of one article it is difficult to give the analysis of the system of images, due to that reason M.

Обратите внимание

Sharipova gives a thorough portrayal of the sergeant-major stopping her choice on one image only.

Sergeant-major Vaskov is a plot-framing centre of the narrative. It is he who, being a commander of a group of soldiers sent for a liquidation of the German landing, instructs his subalterns and directs all efforts for an implementation of the goal of the commanding.

The author of the article gives a thorough delineation of the protagonist'-s image- he is presented not only as a commander, but as a tutor either. Hereby, the most important means of hero'-s characterization are: speech, actions, author'-s appreciation, portrait.

Tlie citationsfrom the text fortify the ideas expressed by the author of the article. Tlie image of sergeant-major Vaskov is of great educational importance.

Источник: https://gugn.ru/work/2022435/obraz-starsiny-vaskova-v-povesti

Ссылка на основную публикацию