Анализ произведения “Маленький принц” Экзюпери
Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало
Проблемно-тематический анализ произведения
Автор текста: Chipyshk
Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.
Аудиокнига (2 часа):
https://ideazhunter.ru/wp-content/uploads/2014/05/Экзюпери-А.-Маленький-принц-Аудиокниги-и-фильмы-со-смыслом.mp3
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала.
Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы.
Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие.
Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”.
Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.
“Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей.
В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл.
Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно.
Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде.
Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем.
Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”.
Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”.
Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию.
Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству.
Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом.
Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Источник: https://ideazhunter.ru/analiz-proizvedeniya-malenkij-princ-ekzyuperi/
Анализ «Маленький принц» Сент-Экзюпери
Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию.
Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам по литературе в 6 классе.
Год написания – 1942 год.
История создания – Толчком к написанию произведения послужили воспоминания писателя об авиакатастрофе над Аравийской пустыней, а также трагические события Второй мировой войны. Книга посвящена Леону Верту.
Тема – Смысл жизни, любовь, верность, дружба, ответственность.
Композиция – Произведение состоит из 27 глав, на протяжении которых главные герои путешествуют по планетам и беседуют друг с другом, размышляя о жизни.
Жанр – Философская сказка-притча.
Направление – Реализм.
Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всем мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.
В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни, и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.
В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу – вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.
Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя – Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища, и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.
Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что еще больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.
В своем произведении писатель поднял множество глобальных тем, которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать все человечество. Прежде всего, это тема поиска смысла жизни. Этим и занимается Маленький принц, путешествуя от одной планеты к другой.
Автора печалит, что жители этих планет даже не пытаются выйти за пределы своих привычных мирков, и найти ответ на извечный вопрос смысла бытия – их вполне устраивают привычные жизненные рамки. Но ведь только в поиске рождается истина, что и доказывает главный герой, вернувшись в финале повествования к любимой Розе.
Волнует писателя и проблематика дружбы и любви. Он не просто раскрывает эти животрепещущие темы, но и доносит до читателей всю необходимость ответственности за любимого человека, и весь мир в целом. Маленький принц без устали трудится, ухаживая и защищая свою крошечную планету. Он всем сердцем любит и заботится о Розе, которая остается жива лишь благодаря его стараниям.
Всепоглощающее зло представлено в произведении с помощью баобабов, способных быстро поглотить все живое на планете, если их регулярно их не выкорчевывать. Это яркий образ, вобравший в себя все человеческие пороки, с которыми нужно без устали бороться в течение всей жизни.
Основная мысль произведения заключается во фразе: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». Нужно учиться доверять людям, быть ответственным за любимых, не закрывать глаза на происходящее вокруг – вот чему учит знаменитая сказка.
В произведении «Маленький принц» анализ построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры.
В ее основе лежит прием диалога и путешествия центральных персонажей – рассказчика и Маленького принца.
В сказке раскрыты две сюжетные линии – это история летчика-рассказчика, и напрямую связанная с ним тема реальности «взрослых» людей, и история жизни Маленького принца.
На протяжении 27 глав, из которых состоит книга, друзья путешествуют по планетам, знакомятся с разными героями, как положительными, так и откровенно отрицательными.
Время, проведенное вместе, открывает им ранее неизведанные горизонты. Их тесное общение позволяет соединить две совершенно разные вселенные: мир детей и мир взрослых.
Расставание не становится для них трагедией, ведь за это время они стали гораздо мудрее и смогли лучше понять друг друга, поделившись частичкой своей души, сделать важные выводы.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Маленького принца».
«Маленький принц» написан в жанре философской сказки-притчи, в которой удивительным образом переплетена реальность и вымысел. За фантастичностью сказочной истории как нельзя лучше скрываются реальные человеческие отношения, эмоции, переживания.
Сказка в форме притчи является наиболее популярным скрещением литературных жанров. Традиционно сказка носит поучительный характер, однако воздействует на читателей в мягкой и ненавязчивой манере. По сути, сказка – это отражение реальной жизни, но только действительность передается через вымысел.
Жанр притчи также был выбран писателем неспроста. Благодаря ему он смог смело и просто выразить волновавшие его взгляды на нравственные проблемы современности. Притча становится своеобразным проводником размышлений автора в мир читателя. В своем произведении он рассуждает о смысле жизни, дружбе, любви, ответственности. Таким образом, сказка-притча приобретает глубокий философский подтекст.
Правдивое изображение реальной жизни, несмотря на фантастичность сюжета, указывает на то, что в произведении преобладает реализм, которому не чужды философские иносказания. Однако в сказке достаточно сильны и романтические традиции.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/malenkiy-princ/analiz-proizvedeniya-sent-ekzyuperi.html
«Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции.
Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны.
Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.
По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.
Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира.
Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности.
Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.
Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи.
Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку.
Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.
Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора.
Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара.
Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.
Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним.
Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.
Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.
Художественный образ Лиса – аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным.
В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок.
Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе.
Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.
В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность.
Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей.
Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.
Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее.
Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля», возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки».
Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко».
Печальный конец не отменяет жизненно утверждающего начала сказки: автор начинает слышать звёзды и по-новому видеть мир от того, что «где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам Розу».
По произведению: «Маленький принц»
По писателю: Сент-Экзюпери, Антуан де
Источник: https://goldlit.ru/saint-exupery/594-malenkii-prints-analiz
Анализ “Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери
Маленький принц |
1935 г. во время перелета Париж-Сайгон Антуан де Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу над территорией Ливийской пустыни, которая расположена в северо-восточной части Сахары (Африка).
Воспоминания о той аварии, а также фашистском нашествие побудило писателя задуматься над судьбой мира и общей ответственности людей за Землю. 1942 году он писал в своем дневнике: “Я переживаю за мое поколение, которое лишено духовного содержания. Получив бары, рестораны, автомобили, деньги, оно ведет стадное существование, в нем нет человечности.
Существует только лишь одна проблема, одна и единственная во всем мире, это – вернуть людям их нравственную сущность, духовные заботы”.
Повесть “Маленький принц” посвящена другу Антуана – Леону Верту. Это еврейский критик, журналист, писатель, который во время мировой войны потерпел преследования.
Посвящение произведения этому человеку – не только дань дружбе, но и смелый вызов и автора нацизму и антисемитизму. Художник создавал повесть-сказку в ужасное время – время фашистского нашествия.
Однако он боролся против насилия словом и картинками, которые до своего произведения создал вручную.
В повести-сказке “Маленький принц” представлено два мира – взрослые и дети, но не по возрастным признакам (ведь пилот тоже взрослый человек, между тем он сохранил детскую душу), а за их представлениями и идеалами. Для взрослых более важными являются собственные дела, власть, богатство, честолюбие.
А детская душа стремится другого – взаимопонимания, дружбы, радости, красоты. С помощью антитезы (взрослые и дети) раскрывается основной конфликт сказки – противостояние двух систем ценностей: фальшивых и настоящих, причудливых и духовных. В дальнейшем эта антитеза углубляется.
Оставив свою планету, маленький принц встречается с разными “странными” взрослыми, которых он не может понять. Следовательно, какие же они, эти взрослые?
Основой композиции повести-сказки “Маленький принц” является прием путешествия и диалога. Встреча маленького принца с “взрослыми” воссоздают общую картину существования человечества, которое теряет моральные ценности. Дорога привела сказочного мальчика на Землю.
Определение планеты подано через те образы, что и раньше видел сказочный мальчик, которые показались ему странными.
“Земля – это не простая планета! На ней правят сто одиннадцать королей (в том числе и негритянские), географов семь тысяч, бизнесменов девятьсот тысяч, пьяниц семь с половиной миллионов, честолюбцев триста одиннадцать миллионов, то есть почти два миллиарда взрослых людей”.
В следующих разделах путешествия маленького принца продолжаются. Он встречается со стрелочником (ХХІІ раздел), который направляет поезда, но люди не ведают, куда они “идут”. Дальше мальчик увидел торговца таблетками от жажды (раздел ХХІІІ). Эти фантастические таблетки подтверждают отрыв людей от природы и стремление забыть о своих проблемах…
И вот маленький принц снова встречается с пилотом (XXIV раздел). В начале произведения они поняли язык рисунков, а в конце – язык сердец. И маленький принц, наконец, осознал, что он не одинокий во всем мире – у него есть друг. А пилот с помощью мальчика тоже узнал важную истину: “Вода бывает, нужна и сердцу”, “Самого главного глазами не увидишь”.
В XXV разделе появляется образ колодца, который олицетворяет духовный смысл бытия.
Когда читаешь “Маленького принца”, сердце окутывает грусть уже с первых страниц книги. Никто никогда не понимал пилота и в пустыне он оказался совсем один.
Одиноким чувствовал себя и маленький принц, который пришел из далекой планеты. И такое впечатление, что они оба потерялись в просторах Вселенной. Вокруг – лишь пустыня, что есть олицетворением духовной пустоты, отчуждения…
Но даже тогда, когда, кажется, что совсем нет, надежды выжить найдется тот, кто тебя поймет.
Перед тем как маленький принц вернулся назад, на свою планету он подарил пилоту на память звезды, которые смеются. В образ звезд внедрен высший смысл существования, который ищет каждый человек. Маленький принц пообещал пилоту, что когда тот будет смотреть на небо, он будет видеть веселое мигание огоньков.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-skazki-littleprince-Antuan.html
3. ” Маленький принц” – характеристика и анализ произведения
В шесть
лет мальчик прочитал о том,
как удав глотает свою жертву, и нарисовал
змею, проглотившую слона. Это был рисунок
удава снаружи, однако взрослые утверждали,
что это шляпа.
Взрослым всегда нужно
все объяснять, поэтому мальчик сделал
ещё один рисунок —
удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали
мальчику бросить эту ерунду —
по их словам,
следовало побольше заниматься географией,
историей, арифметикой и правописанием.
Так мальчик отказался от блестящей
карьеры художника. Ему пришлось выбрать
другую профессию: он вырос
и стал
лётчиком, но по-прежнему
показывал свой первый рисунок тем
взрослым, которые казались ему разумнее
и понятливее
остальных, —
и все
отвечали, что это шляпа.
С ними
нельзя было говорить по душам —
об удавах,
джунглях и звёздах.
И лётчик
жил в одиночестве,
пока не встретил
Маленького принца.
Это
произошло в Сахаре.
Что-то сломалось в моторе
самолёта: лётчик должен был исправить
его или погибнуть, потому что воды
оставалось только на неделю.
На рассвете
лётчика разбудил тоненький голосок —
крошечный малыш с золотыми
волосами, неведомо как попавший в пустыню,
попросил нарисовать ему барашка.
Изумлённый лётчик не посмел
отказать, тем более что его новый друг
оказался единственным, кто сумел
разглядеть на первом
рисунке удава, проглотившего слона.
Постепенно выяснилось, что Маленький
принц прилетел с планетки
под названием «астероид В-612» —
разумеется, номер необходим только для
скучных взрослых, которые обожают цифры.
Вся
планета была величиной с дом,
и Маленькому
принцу приходилось ухаживать за ней:
каждый день прочищать три вулкана —
два действующих и один
потухший, а также
выпалывать ростки баобабов.
Лётчик
не сразу
понял, какую опасность представляют
баобабы, но потом
догадался и,
чтобы предостеречь всех детей, нарисовал
планету, где жил лентяй, который не выполол
вовремя три кустика. А вот
Маленький принц всегда приводил свою
планету в порядок.
Но жизнь
его была печальной и одинокой,
поэтому он очень
любил смотреть на закат —
особенно когда ему бывало грустно.
Он делал
это по нескольку
раз на дню,
просто передвигая стул вслед за солнцем.
Все изменилось, когда на его
планете появился чудесный цветок: это
была красавица с шипами —
гордая, обидчивая и простодушная.
Маленький принц полюбил её,
но она
казалась ему капризной, жестокой
и высокомерной —
он был
тогда слишком молод и не понимал,
как озарил его жизнь этот цветок.
И вот
Маленький принц прочистил в последний
раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов,
а затем
простился со своим
цветком, который только в момент
прощания признался, что любит его.
Он отправился
странствовать и побывал
на шести
соседних астероидах. На первом
жил король: ему так хотелось иметь
подданных, что он предложил
Маленькому принцу стать министром,
а малыш
подумал, что взрослые —
очень странный народ.
На второй
планете жил честолюбец, на третьей —
пьяница, на четвёртой —
деловой человек, а на пятой —
фонарщик.
Все взрослые показались
Маленькому принцу чрезвычайно странными,
и только
Фонарщик ему понравился: этот человек
оставался верен уговору зажигать
по вечерам
и гасить
по утрам
фонари, хотя планета его настолько
уменьшилась, что день и ночь
менялись ежеминутно.
Не будь
здесь так мало места. Маленький принц
остался бы
с Фонарщиком,
потому что ему очень хотелось с кем-нибудь
подружиться —
к тому же
на этой
планете можно было любоваться закатом
тысячу четыреста сорок раз в сутки!
На шестой
планете жил географ. А поскольку
он был
географом, ему полагалось расспрашивать
путешественников о тех
странах, откуда они прибыли, чтобы
записывать их рассказы
в книги.
Маленький принц хотел рассказать о своём
цветке, но географ
объяснил, что в книги
записывают только горы и океаны,
потому что они вечны и неизменны,
а цветы
живут недолго.
Лишь тогда Маленький
принц понял, что его красавица скоро
исчезнет, а он бросил
её одну,
без защиты и помощи!
Но обида
ещё не прошла,
и Маленький
принц отправился дальше, однако думал
он только
о своём
покинутом цветке.
Седьмой
была Земля —
очень непростая планета! Достаточно
сказать, что на ней
насчитывается сто одиннадцать королей,
семь тысяч географов, девятьсот тысяч
дельцов, семь с половиной
миллионов пьяниц, триста одиннадцать
миллионов честолюбцев —
итого около двух миллиардов взрослых.
Но Маленький
принц подружился только со змейкой,
Лисом и лётчиком.
Змея обещала помочь ему, когда он горько
пожалеет о своей
планете. А Лис
научил его дружить. Каждый может кого-то
приручить и стать
ему другом, но всегда
нужно быть в ответе
за тех,
кого приручил. И ещё
Лис сказал, что зорко одно лишь сердце —
самого главного глазами не увидишь.
Тогда Маленький принц решил вернуться
к своей
розе, потому что был за неё
в ответе.
Он отправился
в пустыню —
на то самое
место, где упал. Так они с лётчиком
и познакомились.
Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке
и даже
намордник для барашка, хотя раньше
думал, что умеет рисовать только удавов —
снаружи и изнутри.
Маленький принц был счастлив, а лётчику
стало грустно —
он понял,
что его тоже приручили.
Потом Маленький
принц нашёл жёлтую змейку, чей укус
убивает в полминуты:
она помогла ему, как и обещала.
Змея может всякого вернуть туда, откуда
он пришёл, —
людей она возвращает земле, а Маленького
принца вернула звёздам. Лётчику малыш
сказал, что это только с виду
будет похоже на смерть,
поэтому печалиться не нужно —
пусть лётчик вспоминает его, глядя
в ночное
небо.
И когда
Маленький принц рассмеётся, лётчику
покажется, будто все звезды смеются,
словно пятьсот миллионов бубенцов.
Лётчик
починил свой самолёт, и товарищи
обрадовались его возвращению. С той
поры прошло шесть лет: понемногу
он утешился
и полюбил
смотреть на звезды.
Но его
всегда охватывает волнение: он забыл
нарисовать ремешок для намордника,
и барашек
мог съесть розу. Тогда ему кажется, что
все бубенцы плачут.
Ведь если розы уже
нет на свете,
все станет по-другому, но ни один
взрослый никогда не поймёт,
как это важно.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5610697/page:3/
Анализ сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери
Удивительно трогательным и одновременно глубоко философским является произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его творение является плодом многочисленных идей автора относительно мира и человечества в целом, представленное в обобщенном виде.
<\p>
«Маленький принц» по жанровой принадлежности представляет собой сказку-притчу, где в аллегоричных образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким.
К жанру сказки его можно отнести также основываясь на таких аспектах, как изображение фантастических событий, произошедших с главным героем, наличие сказочных персонажей (Роза, Лис, Змея) и универсальность, масштабность заложенных в данное произведение идей.
<\p>
Сюжет сказки основывается на рассказе-воспоминании летчика, когда-то мечтавшего быть художником, но похоронившего свою мечту под воздействием «взрослого» окружения. Потерпев крушение в пустыне, летчик неожиданно встречает ребенка – Маленького принца, прилетевшего с другой планеты.
В дальнейшем рассказывается о жизни принца на своей крохотной планете, его встреча с дивным, но капризным цветком Розой, и его путешествия по соседним планетам-астероидам, населенным различными взрослыми, олицетворяющими всевозможные пороки человечества, такие как тщеславие, пьянство, черствость.
Автор умышленно не создает фантастичных монстров, так как эти персонажи сами по себе являются чудовищами с точки зрения человечности.
<\p>
Последней в маршруте путешествий и самой жизни Маленького принца становится планета Земля, где Маленький принц находит настоящего друга в лице Лиса, который и открывает главные истины главному герою: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».
Именно эти слова являются идейным замыслом автора, поднявшего в своем произведении такие важные темы, как сущность человеческого бытия, чистота и нравственность души, понимание прекрасного, красоты и любви.<\p>
Экзюпери посредством детского восприятия, которым наделен Маленький принц, подводит читателя к мысли, что именно в детской чистоте помыслов и прямоте суждений заложена великая мудрость, данная человеку: мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать свое сердце, тем самым расширяя границы своей души.<\p>
Проблемы в сказке «Маленький принц»
Сочинение «Планета людей» Сент-Экзюпери
Герои сказки «Маленький принц» – характеристика с цитатами
Мини-сочинение по сказке «Маленький принц»
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=101
Анализ произведения “Маленький принц”
В повести – сказке принц, путешествует с астероида на астероид, не переставал удивляться странному миру взрослых. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых по одиночке живут люди.
Каждый астероид имеет свой номер от 325 до 330, – как квартиры многоэтажного дома. В этих цифрах намек на боязнь современного мира – разъединение людей, обитавших в соседних квартирах, словно на разных планетах.
Встреча с обитателями астероидов становится для Маленького Принца грустным уроком одиночества.
На первом планете жил король, который смотрел на мир, как все короли, очень упрощенно: для них все люди – поданные.
Но этого короля постоянно мучил вопрос: если его приказы невыполнимы, то кто будет в этом виноват? Он или я? Поэтому он отдавал, на его взгляд, только разумные приказания.
Король успел научить принца, «что себя судить труднее, чем других, но если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты, поистине мудр». Властолюбец любит не подданных, а власть, а поэтому лишен подданных.
На второй планете жил честолюбец, а тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Честолюбец любит не публику, а славу – вот и остается без публики.
На третьей планете – жил пьяница, который сосредоточенно думает о себе, что окончательно запутывается: ему совестно, что он пьет, а пьет он, чтобы забыть, что ему совестно.
Четвертая – принадлежала деловому человеку. Смысл жизни его был в том, что «если ты найдешь что – нибудь, будь это алмаз, остров, идея или даже звезды, и у них нет хозяина, значит это твое». Деловой человек подсчитывает богатства, которыми он не владеет: ведь тот, кто копит лишь для себя, с тем же успехом мог бы подсчитать звезды.
Маленький принц не может понять логику жизни взрослых и приходит к выводу, что «моим вулканам и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы».
И только на пятой планете Маленький принц встречает человека, с которым он хотел бы подружиться. Это фонарщик, которого бы все стали презирать, так как он думает не только о себе. «Но его планета уж очень крохотная. Там нет места для двоих». Но фонарщик работает впустую, поскольку не знает, для кого он работает.
На шестой планете жил географ, который писал толстенные книги. Он был ученый, и для него красота эфемерна. Научные труды никому не нужны. Получается, что без любви к человеку все лишается смысла – и власть, и честь, и совесть, и наука, и труд, и капитал.
Седьмая планета – странная планета Земля. Когда Маленький принц пребывает на Землю, ему становится еще грустнее. Он видит: Земля – «совсем сухая, вся в иглах и соленая», вовсе не домашняя планета. На такой неуютной планете жить бы землянам сплоченной семьей.
Несмотря на то, что на ней насчитывалось множество королей, географов, пьяниц, честолюбивцев, на этой планете пустынно и одиноко Маленькому принцу. Он пытается найти себе друга, но змейке говорит, что «среди людей тоже одиноко», потому что, по словам цветка, «их носит ветер, у них нет корней».
«Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, что ищут, поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую И все напрасно».
Людей так много, что они не могут сойтись вместе, почувствовать себя единым целым.
Миллионы людей остаются чужими друг другу, живя в чужом для них мире, – зачем же они живут? Миллионы людей мчатся в скорых поездах – а зачем им спешить? Тысяча людей продают новейшие пилюли для экономии времени, – а зачем экономить время? Ни скорые поезда, ни пилюли не соединяют людей, не приобщают их друг к другу. А без этого планета не станет домом. Скучно на земле принцу, скучная жизнь у Лиса, и оба они ищут друга. Лис знает, как найти друга: надо приручить кого-то к себе. Приручить означает: создать узы. «Если ты меня приручишь, мы станем, нужны друг другу». И Маленький принц понимает, что на его планете остался друг, которому плохо без него, так как нет таких магазинов, где можно купить друга. Будет у тебя друг: ты узнаешь цену счастья.
До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за существование: он охотился за курами, охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из круга одного и того же – нападения и защиты, голода и страха. Самый важный секрет Лис заключил в формулу «зорко одно лишь сердце».
«Зоркое сердце» – означает способность к метафорическому зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на все, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретает способность видеть сердцем – не только золотые волосы друга, но и золотую пшеницу.
Любовь кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит «и шелест колосьев на ветру». В его сознании близкое соединяется с далеким: он откроет мир вокруг и почувствует себя дома – не в своей норе, а на своей планете.
В обжитых местах легко представить планету домом. Но чтобы познать это, нужно попасть в пустыню. Именно там Маленький принц повстречался с летчиком и подружился с ним. Летчик оказался в пустыне не только из–за неисправности своего самолета. Всю предыдущую жизнь он был заколдован пустыней одиночества. Самолет потерпел аварию, и летчик оказался в пустыне совсем один.
Летчик поймет самый важный секрет: «Жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть. Если ты готов отдать жизнь за друга, планету, свой дом».
Пустыня – это не место, где человеку одиноко. Это то место, где он испытывает жажду общения с человечеством, задумывается о смысле жизни и смерти. Пустыня напоминает, что Земля – дом человека.
Люди забыли простую истину, что они в ответе за планету и за тех, кого приручили. Если бы люди понимали это то, наверное, не было бы экономических проблем, не было бы войн.
Сказочные герои Антуана де Сент – Экзюпери оказались умнее людей, у которых нет воображения, которые забыли, когда смотрели на звезды, восхищались цветами, они, по словам принца, превратились в грибы. Кто не в состоянии посмотреть на мир по – новому, тот никогда не сможет его по – настоящему понять. Что бы любить, надо уметь видеть.
Очень часто мы слепы, не прислушиваемся к сердцу, бросаем свой дом, ищем счастья вдали от своих близких и родных.
Антуан де Сент Экзюпери говорил, что его сказка написана не для забавы, он обращается к нам: всмотритесь внимательно в тех, кто вас окружает. Это и есть ваши друзья. Не теряйте их, берегите.
Источник: https://www.hintfox.com/article/analiz-proizvedenija-malenkij-prints.html
Анализ сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
1) История создания произведения. «Маленький принц» — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери:<\p>
Написана в 1942 году в Нью-Йорке.<\p>
Впервые опубликована в 1943 году в США издательством «Reynal & Hitchcock». Вышла в печати сначала на английском (англ. «The Little Prince», в переводе Катерины Вудс); затем на французском языке.<\p>
Первое французское издание: «Editions Gallimard», 1946 г.<\p>
В русском переводе: Нора Галь, 1958 г. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».<\p>
Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.<\p>
2) Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» — сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент- Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи.<\p>
3) Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы — одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.<\p>
4) Идейный замысел сказки. «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность — внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь — как будто ещё рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.<\p>
5) Особенноши сюжета сказки. Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своём пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.<\p>
6) Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола — основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый фило- софско-этический смысл. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц – взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.<\p>
7) Характеристика героев сказки.<\p>
Образ Маленького принца. Маленький принц — это символ человека — странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко — на его родной планете. Маленький принц немногословен — о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом обронённых слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать её, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» – говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он кавдое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в своё путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определённым жизненным явлением, воплощённом в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоучёностью… Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранён от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.<\p>
Образ Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина — красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький иринц. — Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…» Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признаётся, что ничего тогда не понимал. «На/до было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы гак непоследовательны! Но я был слишком молод и ещё не умел любить!»<\p>
Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло — импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленький сальвадорский вулкан». Кстати, в оригинале автор всегда пишет не «Роза», а «1а Аеиг» – цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно Роза). А вот в украинском варианте ничего заменять не пришлось — «ля флёр» без труда стала «квггкой».<\p>
Образ Лиса. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит О ЛЮДЯХ: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звёзды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания Розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звёзд, — это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ.<\p>
Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было много. Вот что пишет переводчица Нора Галь в статье «Под звездой Сент-Экса»: «Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в редакции: Лис в сказке или Лиса — опять-таки женский род или мужской? Кое-кто считал, что лисица в сказке — соперница Розы. Здесь спор уже не об одном слове, не о фразе, но о понимании всего образа. Даже больше, в известной мере — о понимании всей сказки: её интонация, окраска, глубинный внутренний смысл — всё менялось от этой «мелочи». А я убеждена: биографическая справка о роли женщин в жизни Сент-Экзюпери понять сказку не помогает и к делу не относится. Уж не говорю о том, что по- французски 1е гепагс! мужского рода. Главное, в сказке Лис — прежде всего друг. Роза – любовь, Лис – дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых». Можно добавить ещё одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек — одно из многочисленных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко.<\p>
8) Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приёмов. В его тексте слышится мелодия: «…А по ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…» Его простота — это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «…Когда мне было шесть лет… я увидел однажды удивительную картинку…» или: «…Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери — это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков». Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землёй, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей — так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьёзным раздумьям, на полутонах, прозрачных и лёгких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/analiz-proizvedeniya/4137-analiz-skazki-a-sent-ekzyuperi-malenkij-prints