Образ маленького человека в рассказах Чехова
Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений.
Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П.
Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.
Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.
В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный.
Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.
Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.
Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
<\p>
Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр.
Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.<\p>
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч».
В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми.
Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга.
Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.
Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.
У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица.
Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера.
Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.<\p>
Или другое произведение писателя – рассказ «Студент», повествующий о бунте маленького человека.
Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту.
Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.
Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите человека».<\p>
Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям.
По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми.
И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.
Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в «футляре».
Данное описание темы «маленького человека», его проблем, его эволюции в рассказах Антона Чехова поможет ученикам 9-10 классов при написании сочинения на тему «Маленький человек в произведениях Чехова».
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/essay/chehov/obraz-malenkogo-cheloveka-v-rasskazah-chehova
Образ маленького человека в произведениях Чехова
Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности.
Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос.
И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича Чехова.
В творчестве Чехова это едва ли не основной герой. В сатирических рассказах автора этот персонаж проявляется особенно ярко. Чехов переосмыслил этого человека, его роль в окружающем мире.
Он не оскорблен, он не обижен. Но вместе с тем, что-то есть грустное в его глазах, своя атмосфера во взгляде, и, да, его хоть и обижают, но он настойчивый, агрессивный, иногда он пытается устрашать окружающих. А еще, есть моменты, когда он какой-то до боли смешной.
Давайте откроем свои души, вытащим их из футляров и посмотрим на мир иначе, найдем следы маленького человека на этой большой планете. Об ином футляре говорит Чехов, когда пишет свой рассказ с подобным названием «Человек в футляре». Главный герой даже, кажется, доволен, своим положением маленького человека.
Да и чем этому человеку его положение, собственно, должно не нравиться? Он же сам создал свой мир, из которого не хочет уже уходить. Маленькое счастье для этих маленьких людей в этом внутреннем мире и заключается. Для них все равно, что о них думают окружающие. И может в этом они и правы? Всю свою жизнь Беликов проводит в футляре.
Фуфайка, темные очки, и уши, заложенные ватой — все спрятано от людей. Но в футляре также и зонтик, и часы, и нож. А дом Беликова похож на один большой футляр. Он мечтал о нем — он его себе создал. Весь город в страхе от странностей этого человека, но он этого совсем не понимает.
Да и все «маленькие» люди не совсем заботятся о том, как они своим поведением влияют на других жителей этого города, этого мира, что видно из необдуманных поступков героя рассказа «Злоумышленник».
Есть в них что-то трагическое, в этих образах, и вместе с тем настолько смешное, что уже и не знаешь, смеяться тут, или плакать. Смерть для Беликова была воплощением его идеала.
Не потому ли в гробу у него было «кроткое, приятное, даже веселое» выражение лица? Он оказался в том главном футляре, о котором мечтал всю жизнь.
Если в жизни он этот футляр постоянно надевал на себя сам, то смерть дала ему отличную возможность, положив его в футляр, оставить там навсегда.
Маленькие люди ходят не спеша во многих Чеховских произведениях. Они живут, влияют на других даже своей бездеятельностью. Идеальным примером может послужить Червяков из рассказа «Смерть чиновника» и его настойчивая суета перед генералом Бризжаловым. Порфирий, известный как Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий» также показывает типичную реакцию маленького человека.
Очумелов, маленький герой рассказа «Хамелеон», тоже хочет спрятать себя поглубже от внешнего мира, но немного другим путем. Он, как ящерица, как хамелеон, что меняет цвет, зависимо от того, в какую среду попадет. Он — человек без принципов, в какую ситуацию попадает — так себя и ведет.
В этом маленьком человеке постоянно идет борьба внутри самого себя, и, иногда, кажется, что уже невозможно угадать, какого цвета станет он сейчас — в кого претворится, чтобы ему было выгодно. Он поменяет отношение к щенку только узнав, что хозяин его другой.
Очумелов мечется между тысячами своих «я», так и не находя, не показывая того, единственного и настоящего. Не исключено, что его и нет.
Маленького человека частенько угнетают, обдирают и унижают, что видно на примере гувернантки из рассказа «Размазня». Поднятая в этом лаконичном произведении проблема заключается в том, что человека маленьким делает не он сам, но социум и общество порождает такие шаблоны поведения.
Но маленького человека в сочинениях Чехова не всегда жалко. Иногда эти отрицательные качества, которые в них заложены, и принимать не хочется.
Ведь кто будет одобрять чинопочитание и ограниченность мысли? Кому понравится неискренность и корыстолюбие? Но маленькие люди живут не только на страницах рассказов. Каждый из них вечером приходит домой, садится в свой футляр, и закрывается там до лучших времен.
А иногда он сидит в этом футляре всю жизнь. И, правильно ведь заметил Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».
-
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
-
«Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
-
«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
«Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
-
«Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
«О любви», анализ рассказа Чехова
-
«Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
-
«Хамелеон», анализ рассказа Чехова
-
«Студент», анализ рассказа Чехова
-
«Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
-
«Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
-
«Каштанка», анализ рассказа Чехова
-
Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
-
«Хирургия», анализ рассказа Чехова
-
«Палата №6», анализ повести Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
Источник: https://goldlit.ru/chehov/307-obraz-malenkogo-cheloveka
Маленький человек в произведениях чехова сочинение – Лучшие Сочинения
Чехов, великий художник слова, как и многие другие писатели, не мог обойти в своем творчестве тему «маленького человека». Его герои — «маленькие люди», но многие из них стали такими по своей воле.
Каждый из его героев олицетворяет какую-либо из сторон жизни: так, например, Беликов («Человек в футляре») — олицетворение власти, бюрократии и цензуры. Все рассказы в совокупности составляют идейное целое, создают обобщающее представление о современной жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое со смешным.
Между противоположностями в душах чеховских героев большей частью нет мирного сосуществования.
Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что ему было свойственно.
Это омертвение души, «уменьшение ее» до минимальных размеров — самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество.
«Человек в футляре» представляет собой первую часть знаменитой чеховской «маленькой трилогии». Беликов, учитель греческого языка, влюбленный в свой предмет, мог бы своими знаниями принести много пользы гимназистам.
Влюбленность Беликова в греческий язык на первый взгляд более высокая форма навязчивой идеи, чем страсть к накопительству у Ионыча или к обладанию усадебкой с крыжовником у героя рассказа «Крыжовник». Но не случайно, что своим восхищением прекрасным предметом, который он преподает, этот учитель не заражает учеников, он для них — лишь ненавистный «человек в футляре».
Взяв на себя роль блюстителя морали, он отравляет жизнь окружающим: не только ученикам, но и учителям и директору гимназии, и не только всей гимназии — всему городу. Поэтому его так все ненавидят.
Порождение эпохи реакции 1880-х годов, Беликов прежде всего сам пребывает в постоянном страхе: как бы чего не вышло! как бы не простудиться! — боится он. И пусть светит солнце, на случай дождя или ветра, на всякий случай надо одеться потеплее, надо захватить зонт, поднять воротник, надеть галоши, заложить уши ватой и, садясь на извозчика, закрыть верх.
Детали в поведении героя, отмеченные художником в момент, когда герой покидает дом и выходит на улицу, от которой ждет одних неприятностей, сразу создают яркий образ «маленького футлярного» человека. Казалось бы такой человек, как Беликов, страшась улицы, в собственном доме должен чувствовать себя вне опасности. Но ему и дома не лучше, чем на улице.
Здесь в его распоряжении не менее изощренный подбор предметов охранительного назначения. Как бы не повредились вещи — и на всякий случай часы, перочинный ножик Беликов держит в чехле.
Как бы воры не залезли в дом, Как бы повар Афанасий не зарезал его — ставни, задвижки, кровать с пологом, сам под одеялом с плотно укрытой головой призваны охранять и оберегать спокойствие (точнее, беспокойство) Беликова, который ходит по дому в халате и колпаке.
Обилие предметов, сопровождающих Беликова на улице, дома, в школе, заставляет нас еще раз вспомнить творчество замечательных предшественников Чехова, которые впервые в русской литературе так тесно связали внутренний облик человека с внешним миром, его окружением, — это Н. В. Гоголь и И. А. Гончаров.
Итак, весь смысл жизни Беликова — в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни. Но еще страшнее для него любое проявление живой мысли. Поэтому ему по душе всякие официальные циркуляры.
Особенно они были ему милы, если в них содержались запреты — широкое поле для претворения в жизнь его «жизненной философии».
«Футлярность» как свойство человеческого характера, таким образом, выходит далеко за пределы поведения личности в быту, отражает мировоззрение целого общества, живущего при полицейско-бюрократическом режиме.
И когда думаешь об этом, то в обучении Беликовым детей древнему, мертвому языку чудится зловещий оттенок.
«И древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни», — поясняет свой рассказ о Беликове его сослуживец Буркин.
Чехов не был бы Чеховым, если бы изобразил «человека в футляре» только в одном психологическом состоянии. Его характеры всегда динамичны. Изменился и Беликов под влиянием тусклого, робкого огонька — подобия любви, вспыхнувшей в его душе при встрече с хохотушкой Варенькой. Но это изменение было внешним: «…
решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». С нового «как бы чего не вышло» началась самая первая мысль Беликова о женитьбе на Вареньке, этим «футлярным» соображением и было в конце концов раздавлено подобие влюбленности в его душе.
Но на этот раз это опасение оказалось не напрасным: сброшенный с лестницы учителем Коваленко, братом Вареньки, Беликов покатился вниз и потерял галоши. С ними этот человек, казалось бы, сросся физически, и вдруг он почувствовал себя совсем незащищенным. Роковой исход наступил незамедлительно.
Беликов не мог пережить публичного позора, вернулся к себе, лег и больше не вставал. Эта смерть — расплата за ложное мертвенное мировоззрение, потому в ней нет ничего трагического.
Недаром лицо Беликова в гробу «было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого уже никогда не выйдет».
Перед нами — жизнь, искалеченная общественными условиями, истраченная бессмысленно для самого себя и во зло другим. Страх перед каким бы то ни было проявлением жизни, тупая неприязнь ко всему новому, необычному, особенно выходящему за рамки дозволенного начальником, — характерные черты футлярной жизни.
Рассказ «Крыжовник» — о подобной жизни — стал обобщением всего русского мещанского быта. В процессе работы писатель отверг вариант смерти чиновника от рака. Это выглядело бы как трагическая случайность.
Отверг он и записанную им другую концовку: съел крыжовник, сказал: «Как глупо» — и умер. Это для Чехова было слишком простым решением проблемы. В окончательном варианте чиновник остался жить, довольный собой.
Самодовольная, живучая пошлость — общественно опасное явление. Такое завершение рассказа поражает точностью и удивительной простотой. Рассказ Чехова обличает пошлость, скуку, ограниченность интересов. Перед нами раскрывается нечто мелкое, незначительное, на первый взгляд почти безвредное, постоянно встречающееся, но страшное в своей мелкой обыденности.
В начале рассказа рисуется пейзаж — бесконечные поля, далекие холмы. Великой, прекрасной стране, ее просторам противопоставлена жизнь чиновника, заветная цель которого сводится к тому, чтобы приобрести в собственность ничтожный клочок земли, запереть себя на всю жизнь в собственной усадьбе, есть «не купленный, а свой собственный крыжовник».
Посетив брата, который после долгих лишений осуществил свою мечту — под старость приобрел имение, Иван Иваныч возмущается при виде этого приземленного счастья: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку…
Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
В усадьбе Чимши-Гималайского не было людей, а были существа, по замечанию автора, похожие на свиней. Была рыжая собака, похожая на свинью, кухарка тоже была похожа на свинью, наконец, о самом обрюзгшем, располневшем чиновнике, сидевшем в постели сказано: «…того и гляди хрюкнет в одеяло».
Еще одна точная, почти неприметная бытовая подробность — крыжовник. В любой малой усадьбе сажают крыжовник. Кусты, как и крыжовниковое варенье, — это принадлежность почти всякого мелкого усадебного хозяйства.
В усадьбе, описанной Чеховым, крыжовник имеет куда большее значение: через него автор, во-первых, раскрывает психологию своего героя — не важно, что ягода кислая, жесткая — она своя собственная и уже только поэтому вкусная.
Во-вторых, увидев своего брата, который жадно пожирал кислый, жесткий, вовсе невкусный крыжовник, рассказчик резко меняет свое мнение о нем.
Какие грустные мысли и чувства вызвал этот, казалось бы, безобидный крыжовник! Иван Иваныч обращается к молодому поколению: «Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
О разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная» любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, о том, «как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что… мешало любить», говорит Чехов в рассказе «О любви».
Футлярность распространяется и на область лучших человеческих чувств. Свободное по самой своей природе чувство любви окружается условностями, предрассудками, из-за этого разрушается счастье двух людей, гибнут две жизни. В мире Беликовых нет простора для живых человеческих чувств, гибнут люди с нежной душой, увядает их хрупкая любовь.
И вывод напрашивается сам собой: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносишь обиды, унижения, не смеешь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей…» «Маленькие люди» Чехова — деградировавшие, окончательно «измельчавшие», погрязшие в пошлости, мелочных интересах обыватели.
Причем писатель показал это явление как асоциальное, представляющее угрозу обществу в целом.
Источник:<\p>
Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается.
Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель осуждает безразличие и невнимательность к нуждам таких героев.
В своих юмористических рассказах писатель представляет других персонажей. В рассказе «Злоумышленники» маленькие люди – необразованные, дремучие. Они живут в грязи и невежестве. Другой тип маленького человека – Беликов из рассказа «Человек в футляре».
Он своими страхами «как бы чего не вышло», комплексами третирует весь город. Окружающие, воспитанные люди, всеми силами пытаются ему помочь. Своей глупостью, мелочностью, пугливостью человек в футляре сам себя доводит до смерти. В этом произведении повествование ведется на фоне прекрасного сельского пейзажа.
Это описание противопоставляется атмосфере, в которой жили Беликов и его окружение.
Похож на него и герой рассказа «Смерть чиновника», чихнувший на высокопоставленное лицо. А.П. Чехов остро высмеивает в своих героях холопство и самоуничижение. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» именно приятель, который многого добился в жизни, оказывается добродушным и симпатичным. А маленький человек, тонкий – завистливым, лицемерным. Он вызывает у читателя отвращение.
Писатель использует юмор и сатиру в описании таких маленьких людей. Одни только фамилии: Запойкин, Невыразимов, Мымрина, Докунин, Очумелов – ярко характеризуют персонажей. Они зачастую по своей вине попадают в комичные ситуации.
Есть в произведениях Чехова и другие герои. То, что кажется маленьким – оказывается значимым и настоящим. Так, доктора Дымова писатель называет « чужим, лишним и маленьким». Он так выглядит в аристократической компании своей жены Ольги.
Маленькими людьми оказываются те, кто считал себя высшим обществом.
Эволюция образа маленького человека в произведениях А.П. Чехова заключается в том, что выбор стать ничтожным герой делает сам. Писатель осуждает своих героев за отсутствие человеческого достоинства, преклонение перед вышестоящими по социальному положению людьми. Человек маленький только перед Богом, природой и красотой.
Источник:<\p>
Образ маленького человека в произведениях Чехова
Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича Чехова.
В творчестве Чехова это едва ли не основной герой. В сатирических рассказах автора этот персонаж проявляется особенно ярко. Чехов переосмыслил этого человека, его роль в окружающем мире.
Источник: https://school-10.ru/obrazy/malenkij-chelovek-v-proizvedeniyah-chehova-sochinenie.html
Презентация по литературе на тему “Трагедия одиночества человека в мире других людей по рассказу А.П.Чехова “Тоска”
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе на тему “Трагедия одиночества человека в мире других людей по рассказу А.П.Чехова “Тоска”
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Трагедия одиночества человека в мире других людей Учитель: Колесова Людмила Николаевна МОБУ СОШ №10 г.Якутска имени Д.Г.Новопашина Антон Павлович Чехов Рассказ «Тоска»<\p>
2 слайд Описание слайда:
ЗАДАНИЕ1 Тоска… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.<\p>
3 слайд Описание слайда:
Что говорят нам словари? ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. (словарь В. Даля) ТОСКА́, -и, ж.1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)<\p>
Это название рассказа А. П. Чехова. Почему оно кажется необычным для этого писателя? Судя по названию, это не юмористический рассказ. В чем особенность серьезного рассказа Чехова, над этим сегодня будем размышлять. Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?<\p>
5 слайд Описание слайда:
Чтение рассказа Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится А. Чехов – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.<\p>
6 слайд Описание слайда:
Корзина идей В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди? не интересно, думают о своем, не считаются с твоей точкой зрения, игнорируют сознательно, не хотят…<\p>
7 слайд Описание слайда:
Вывод Люди глухи! Люди глухи? Люди глухи…<\p>
8 слайд Описание слайда:
Что будет дальше и почему? Кому поведаем печаль мою?.. Посмотрим, как эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П. Чехов в рассказе «Тоска»<\p>
Чтение 1 части рассказаА.П.Чехова «Тоска» Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег… Его лошадёнка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…<\p>
10 слайд Описание слайда:
– С описания чего начинается рассказ? С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на все вокруг и на Иону…<\p>
11 слайд Описание слайда:
Где происходят события? Городской пейзаж. Это пейзаж – настроения. Для чего он дается автором? (На его фоне раскрываются душевные переживания героя)<\p>
12 слайд Описание слайда:
Вопросы Кто является героем произведения? Почему в таком состоянии мы видим Иону Потапова? Ваш прогноз.<\p>
13 слайд Описание слайда:
Далее… Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее. — Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона.— Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облеплённые снегом, видит военного в шинели с капюшоном. — На Выборгскую! — повторяет военный.— Да ты спишь, что ли? На Выборгскую! В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места… — Куда прёшь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из тёмной, движущейся взад и вперёд массы.— Куда черти несут? Пррава держи! — Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный. Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошадёнки. Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.<\p>
Чтение — Какие все подлецы! — острит военный.— Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились. Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья. — Что? — спрашивает военный. Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит: — А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер. — Гм!.. Отчего же он умер? Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит: — А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля. — Сворачивай, дьявол! — раздаётся в потёмках.— Повылазило, что ли, старый пёс? Гляди глазами! — Поезжай, поезжай…— говорит седок.— Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка! Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся… Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку. Проходит час, другой…<\p>
15 слайд Описание слайда:
Вопрос Видим ли мы в рассказе портрет героя? -Нет, описано внутренне состояние<\p>
16 слайд Описание слайда:
Вопрос Как автор передает состояние Ионы? -Не понимает, что делает; -не может сказать.<\p>
17 слайд Описание слайда:
Вопрос В чем причина горя, тоски? Сын умер…<\p>
18 слайд Описание слайда:
Вопрос Как реагирует военный? Слышит ли на рассказ Ионы о смерти сына? -Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону. Почему?<\p>
19 слайд Описание слайда:
Вопрос Усиливает ли автор состояние тоски, горя? Какая пейзажная деталь об этом говорит? -Иону опять занесло снегом.<\p>
20 слайд Описание слайда:
Вопрос Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? <\p>
21 слайд Описание слайда:
«Дерево предсказаний» Ваши рассуждения… Думайте!<\p>
22 слайд Описание слайда:
Чтение рассказа По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат. — Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач.— Троих… двугривенный! Иона дёргает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки… Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попрёков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький. — Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы.— Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти…<\p>
23 слайд Описание слайда:
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-tragediya-odinochestva-cheloveka-v-mire-drugih-lyudey-po-rasskazu-apchehova-toska-783328.html
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Урок по рассказу А.П.Чехова “Тоска”
Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы<\p>
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Цели :
– продолжить формирование умения анализировать художественный текст<\p>
– развитие представлений о жанровых особенностях рассказа<\p>
– повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства <\p>
языка
Ход урока.
- Оргмомент.
- Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве А.П.Чехова
- Знакомство с темой урока. (слайд 1)
Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии.
Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры.
Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.<\p>
(слайд 2)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней…
Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).<\p>
Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений.
Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
(слайд 3)«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» – говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:
(слайд 4) I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»
II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.<\p>
- Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.
- Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.
- Художественная деталь в рассказе.
III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»
IV. Анализ рассказа «Тоска»
Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?
(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,<\p>
горе, печаль, нойка сердца, скорбь»<\p>
А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек.
Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.<\p>
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова.
Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта».
За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
- История создания рассказа
(слайд 6 ) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.
Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте.
Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно.
В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».
Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.
Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие
достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”
формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.<\p>
( слайд 7)
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)
Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.
Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.
-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
-О чем думает каждый из них?
-Расскажите о главном герое. (ответ ученика)
-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
(слайд 8) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).
(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.
(слайд 10) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.
(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)
- Роль художественной детали ( слайд 11)
Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова.
Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.
В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев.
Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом.
Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.
В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.
Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством.
Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина.
Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
- В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)
С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина.
То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору.
Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П.
Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).
Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П.
Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П.
Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого.
Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека.
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.
- Рефлексия
- Итог урока
- Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/07/urok-po-rasskazu-apchekhova-toska
Ранние рассказы Чехова
Первой пробой пера А.П. Чехова стали рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. д.», помещенные в журнале «Стрекоза».
В дальнейшем Антоша Чехонте или Человек без селезенки, наиболее частые псевдонимы будущего великого писателя (всего их более 50-ти), появлялись под многочисленными юморесками, фельетонами и рассказами. Первый сборник «Шалость» 1882 года не был пропущен цензурой. Спустя два года удалось издать сборник «Сказки Мельпомены».
Восхождение звезды, засиявшей на литературном небосклоне, можно датировать с 1885-86 года. Развитие таланта молодого Чехова в большей мере выразилось в «Степи» 1888 года и «Скучной истории» 1989 года. После выхода в свет этих произведений он был восторженно принят читателями и критиками, с этого момента к писателю пришла слава.
Маленький человек
Художественным своеобразием ранних произведений Чехова является его сочувствие к «маленькому человеку», но одновременно и ненависть к фальши, лицемерию и подхалимству. Он умел пронзительно сочувствовать страдающим, нечиновным, бедным людям.
Это и сирота Ванька Жуков, который пишет письмо дедушке о своей несладкой жизни у сапожника («Ванька» Чехова, 1886).
Это и девочка Варя, которой безумно хочется спать из-за бессонных ночей до полного физического и психического истощения («Спать хочется» Чехов, 1888).
Теплое участие мы видим и к извозчику Ионе, который весь день пытался рассказать кому-нибудь, что у него умер сын, и его не выслушал никто, кроме собственной лошадки («Тоска» 1886).
Но есть у Чехова и возмущение тем, что человек сам себя попирает, измельчает, сам прежде всех соглашается, что он червяк перед сильными мира сего.
Так, в раннем рассказе «Смерть чиновника», Червяков нечаянно чихнул в театре на лысину генерала, своими назойливыми многочисленными извинениями довел последнего до бешенства, испугался и умер со страху, став жертвой собственного раболепия.
«Толстый и тонкий» продолжает тему «маленького человека». Случайная встреча бывших школьных приятелей, начавшаяся так тепло, обещающая рассказ о дружбе, искренности, детстве, заканчивается неприятным холопством Порфирия перед Мишей, потому что Миша дослужился до двух звезд.
Сколько сразу «почтительной кислоты» и «сладости», от которых Мишу, хотевшего было что-то возразить, чуть не стошнило. Чехов показал, что унижение одного, это ведь, по сути, унижение и второго. Во что нужно ценить человеческую душу, чтобы мерить ее вес по количеству звезд.
Не это ли мы видим сплошь и рядом и в наши дни? Ведь современный мир хочет увлечь всех в соревнование, гонку за материальными благами, звездами, машинами, квартирами.
И мы невольно ввергаемся в эту гонку и сами становимся рабами, классифицируя людей на достойных уважения и неудачников, «лузеров».
Отличительный и неподражаемый стиль А. П. Чехова
Удивительно, с какой легкостью в небольших рассказах Чехов, величайший знаток человеческой души, показывает и высмеивает все червоточинки человека, заставляет нас увидеть эти страстишки, посмеяться над ними, угадать их в себе и устыдится. Впрочем, все зависит от человека. В ком-то эти творения могут родить еще больший цинизм к окружающим: «Все подлые и гадкие, а я, уж, конечно, не такой».
В рассказах Чехова нет тяжести сюжетов, свойственной Достоевскому, однако, при всей простоте и комизме бытовых картинок, герои Чехова не менее драматичны и глубоки.
При этом изысканный сарказм не мешает Чехову показывать своих героев очень тепло и реалистично.
В них нет гротеска Салтыкова-Щедрина, превращающего людей в образы, на страницах чеховских рассказов мы можем узнать современного обычного человека.
Однако, есть у молодого Чехова рассказ, в котором он гиперболизировал хамство и тупость, уродующие до неузнаваемости человеческую натуру. Это – «Унтер Пришибеев».
Главный герой – притеснитель не по службе и не по званию, а, исключительно, по любви. Он толкается, кричит на людей, доносит, бесчинствует «сверхштатно».
Не зря говорят, что человек после 30-ти в ответе за свою внешность, даже лицо у Пришибеева сморщенное и колючее, придушенный хриплый голос.
Анекдоты жизни на страницах чеховских рассказов
Ненавидя чинопочитание и бюрократизм, Чехов высмеивает его и в простых бытовых, а подчас и романтических сценках. Так, молодой пылкий юноша трогательно прощается со своей девушкой на вокзале. Просит ее передать деньги товарищу, но, кидается вслед уходящему поезду за «расписочкой».
Вот такой вот жених, как и называется иронический рассказ. Или в «Загадочной натуре» Чехова, молодая женщина едет в купе с губернаторским чиновником. Всю дорогу она рассказывает о своей жизни, повествуя, как она сама прокладывала в жизни себе дорогу.
Как она встретила богатого старого генерала и вышла за него замуж. Как она страдала, ощущая себя в жизни грубой и пошлой. И когда читатель вместе с попутчиком «размяк» от этой сильной и романтичной девушки в стиле Достоевского, Чехов одним штрихом все «портит».
Старый муж героини умер, но случилось другое несчастье: девушка встретила другого богатого старика.
Знаток человеческих душ
Таким образом, как видно из небольшого краткого обзора ранних произведений Чехова, писатель в кратких эпизодах, иногда похожих на анекдот, раскрывал драму каждого человека, заключающуюся, прежде всего, в его внутренней поврежденности, бездуховности.
Внешняя картинка – это лишь слабое отражение внутренней пошлости, мещанства, меркантильности и пустоты, свойственной не только обществу XIX века, но и современному человеку. Именно поэтому Чехов был и остается величайшим классиком, гордостью всего русского народа.
Красота человеческой души
Несмотря на семя тли, Чехов показывает и красоту человеческой души, он не только изобличает, но и оправдывает человечество через кротких, милых, добрых людей.
Так, милосердная, добрая девушка, белошвейка Анюта помогает бедным студентам, живя впроголодь, но делясь последним куском хлеба, ничего не требуя взамен.
Но, студенты, выучившись и прекрасно устроившись в своей жизни, забыли о бескорыстной любви и долготерпении прекрасной девушки («Анюта» Чехова, 1886).
В повести «Драма на охоте» 1884 года долготерпеливым, смиренномудрым героем становится врач Павел Петрович, любящий Надежду, но понимающий, что его любовь безответна.
Павел Петрович умеет по-христиански, жертвенно, преданно любить, его любовь не гордится, не злобствует, не лицемерит, «не ищет своего». Ведь в Библии сказано, что и грешники любят тех, кто любит их, какая же это любовь, если она требует оплаты.
И в этом Чехов также заставляет и нас вспомнить об этих истинах, которые так умело сейчас закрываются для нас телевидением и пустыми книгами.
В нашей новой статье читайте краткое содержание «Каштанки» Чехова, произведения, написанного в 1887 году и которое по праву можно считать одним из самых известных рассказов автора.
Следующий рассказ Чехова, который мы рассмотрим, называется “Смерть чиновника”. Здесь автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника. Жаль что в наши дни, политические деятели не лучше чеховских.
Становление таланта, повести ранних лет
Завершающим этапом становления молодого Чехова можно условно считать повесть 1889 года «Скучная история», в которой даже обычный читатель увидит силу таланта, гениальность автора. Главный герой Николай Степанович, известный профессор, неизлечимо болен.
Чехов показал, что никакие образования не дают человеку духовности, цельности, смысла жизни, правильного мировоззрения. Это как стройматериалы без плана строительства. И мечется человеческая душа, не зная, что ей делать со своими чувствами, живущая на ощупь. Как сказал современный профессор Осипов А. И.
, без мировоззрения человек может построить жизнь в стиле «барака», а не в стиле «барокко».
Рядом с главным героем также мечутся и его родные.
Прекрасный рассказ, в котором нет положительных и отрицательных персонажей, все образы сливаются в серую краску, может, поэтому повесть и называется «Скучная история».
Есть в этом произведении грех и покаяние, любовь и ревность, ошибка и стремление ее исправить. Даже в этой последней фразе: «Прощай, мое сокровище!», есть щемящее чувство грусти, любви и добра.
«Степь» 1888 года также является рубежом творчества молодого Чехова. Чехов как истинный художник слова описывает степной пейзаж лирическими, теплыми красками. Бескрайность степных просторов аллегорически переплетается с просторами окружающего мира, в котором маленькому человеку так легко потеряться.
Чехов заметил еще сто лет, что история вырабатывала и вырабатывает определенную породу людей без мировоззрения, только с расплывшимся ненавистничеством и самолюбием, скрытым в душе.
Так давайте же будем учиться выбирать правильную литературу, читать и понимать ее. Ведь нельзя же навсегда остаться только телевизионным болельщиком, потребителем в магазинах и пожирателем материальных благ. А.П.
Чехов – сокровище русской литературы, писатель, заставляющий нас оставаться людьми, а не бездумными и бездушными скотами.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/rannie-rasskazy-chekhova.html