Сочинение на тему: свобода в лирике пушкина

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важней­ших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание.

В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современ­ным языком, отсутствие ограничений, связывающих общест­венную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понима­нии, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербург­ский период»).

Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике.

Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых про­грессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресова­но замечательное стихотворное послание «Любви, надежды, тихой славы…

»), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен. Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода «Вольность». Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма.

Обратите внимание

Поэт ис­пользует характерный для этого направления прием — оду­шевление абстрактных понятий. Везде неправедная власть В сгущенной тьме предрассуждений Воссела — рабства грозный гении И славы роковая страсть.

Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: «внемлите», «днесь»; и риторические обороты — во­просы, обращения: «Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?», «Восстаньте, падшие рабы!

» Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призыва­ет царей: «Склонитесь первые главой / Под сень надежную закона…» Этим произведением молодой поэт продолжает тра­дицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода.

Но Пушкин, не разделяя радикализма своего предшест­венника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах консти­туционной монархии. Стихотворение «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») не принадлежит, как «Вольность», всецело к тра­диции классицизма.

В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции: Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье, — И сентиментальной лирики Жуковского: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое пережива­ние: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с лю­бовным: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

В стихотворении «Деревня» содержится страстное обли­чение крепостничества, по стилю напоминающее «Путешест­вие из Петербурга в Москву» Радищева (хотя Пушкин, по-ви­димому, прочел это произведение гораздо позже, через не­сколько лет после того, как была написана «Деревня»).

Пер­вая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейза­жем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть «Деревни» появи­лась в печати.

Вторая часть, представляющая собой полити­ческий памфлет, резко отличается по стилю: вместо «светлых ручьев» и «лазурных равнин» появляются «насильственная лоза», «невежества убийственный позор» и тому подобное. Во второй части «Деревни», как и в «Вольности», присутствуют риторические обороты («О, если б голос мой умел сердца тре­вожить!»), архаическая лексика («бразды», «влачится»), оду­шевление отвлеченных понятий («…

Важно

Здесь рабство тощее вла­чится по браздам…»). За образным описанием ужасной судь­бы «измученных рабов» следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революцион­ных призывов к насильственному уничтожению крепостного права.

Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изме­нить существующее положение вещей: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, / И рабство, падшее по манию царя…

» Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина.

Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихо­творении «Свободы сеятель пустынный…» (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: «…

Но потерял я только время, / Благие мысли и труды…» Идеал «вольнос­ти», то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свобо­ды личности (стихотворение «Погасло дневное светило…

» и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора…

» и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он «в свой жестокий век восславил… свободу».

Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-na-temu-tema-svobody-v-lirike-pushkina/

Сочинение: Тема свободы в лирике Пушкина

Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной «точкой отсчета»: началом нового этапа осмысления мира.

В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Колоссальное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я.

Чаадаевым, с будущими декабристами — членами кружка «Священная артель» и офицерами И. Бурцевым, А. Муравьевым; с Александром Ивановичем Тургеневым. На сходках «Священной артели» звучали пламенные речи, осуждалось самодержавие, крепостное право, царил дух русофильства.

Под влиянием этих идей еще в 1815 году было написано стихотворение «Лицинию». Таким же высоким гражданским пафосом проникнуто одно из «программных» стихотворений первого послелицейского периода — ода «Вольность».

В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.

Каковы же убеждения юного поэта? В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление

воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Лирический герой провозглашает начало нового пути: революционного. В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: «Везде неправедная власть. » И здесь — кульминация оды:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Совет

Эти строки — суть взглядов просветителей, сформулированных в «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо. Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью: гармоничным представляется ему государство, где «владыка» правит народом, сам беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону. Беззаконие ведет к безнравственности, к трагедиям:

в лентах и звездах,

Вином и злобой упоенны

Идут убийцы потаенны,

На лицах дерзость, в сердце страх.

Падут бесславные удары.

Погиб увенчанный злодей.

Картина гибели Павла I заставляет содрогнуться: тиран, поправший Закон, сам провоцирует убийство. Ноне менее отвратительны автору убийцы — удары их «бесславны». Обратите внимание на значительное противоречие между 8-ой и 11-12-ой строфами. В 8-ой строфе автор просто кровожаден:

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Как эта жестокость сочетается с только что цитированными строками о безнравственности убийства? Здесь проявляется как раз своеобразная «нестыковка» идей, под влиянием которых находился молодой Пушкин, с его собственными нравственными убеждениями.

Неслучайно в 1824 году сам поэт скажет о «Вольности» — «детская ода». Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне».

Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека.

В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание «К Чаадаеву».

Жанр послания — один из ведущих жанров романтической лирики, и стихотворение «К Чаадаеву» продолжает «романтическое направление» темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу — также изверившемуся.

Но кто такой Чаадаев, адресат послания? Это один из интереснейших людей эпохи. Участник войны 1812 года и заграничного похода русских войск, он в 1821 неожиданно прервал блестящую военную карьеру, дал согласие вступить в «Союз благоденствия».

Обратите внимание

В 1830 году этот парадоксально мысливший русский философ издает трактат «Философические письма» — и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим.

Пока же, в 1818 году, он проявил себя как человек загадочный: аристократ, глубоко ненавидящий рабство во всех его проявлениях — от крепостного права до плена светских условностей. Итак, с чем поэт обращается к другу-философу? Их объединяет главное:

в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Отчизны внемлем призыванье.

Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свобода перестает быть отвлеченным понятием, она осязаема, конкретна! Свобода нужна не «вообще», свобода России нужна лично им, этим двум людям: Пушкину и Чаадаеву. Разве эта интимность не страшнее для трона всех обличений оды «Вольность».

И хотя официальным поводом для южной ссылки послужила упомянутая ода, истинной причиной была не она: единственное, что не позволяло ее опубликовать — строфы об убийстве Павла I. «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Его надо сослать в Сибирь!» — негодовал император.

Александра I в «Вольности» болезненно задел намек на то, что он возглавил заговор против отца. И все же больше возмущала не ода, а стихи типа «Сказок» и послания «К Чаадаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением.

Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ.

Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в этом была относительная свобода. Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником, узником — и это не могло не сказаться в его творчестве.

Важно

1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В художественной же системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, свобода для романтика — высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику».

Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами «темницы» и томящегося в ней «узника».

Нам никогда не придет в голову задать вопрос: за какое преступление и на какой срок осужден герой? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? И это абсолютно нормально, потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать.

Ведущая мысль романтизма — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку.

Отсюда центральные мотивы романтизма — жажды свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия. Отчего именно орел — «грустный товарищ» узника? Образ орла — типичный романтический символ.

Прежде всего, это птица гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Обратим внимание: стремление к свободе у орла — врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:

Туда, где за тучей белеет гора.

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер. да я.

Мир свободной стихии — мир без людей. Во всем творчестве Пушкина 1830-22 годов особенно силен мотив устремленности к миру абстрактной свободы, вне реалий быта, вне всех условностей.

Совет

1823 год стал кризисным для поэта. В этом году начался мучительный период переоценки ценностей: изменился мир вокруг него; меняется, взрослея, и сам Пушкин. Свойственное юности романтическое мироощущение сменяется более трезвым, реалистическим взглядом на мир. И мир этот оказывается страшен.

Одно из наиболее характерных для этого периода произведений — стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя: мир романтических грез растаял, а реальный мир лишен духовных начал. Теперь герой оказывается осужденным на страдания, ибо в этом мире он не нужен, ему нет места — и бежать некуда.

Стихотворению предпослан эпиграф из Библии: Господь посылает пророка на землю, к людям, сеять семена добра, истины. Лирический монолог стихотворения становится как бы ответом пророка пославшему его: «. потерял я только время // Благие мысли и труды. » Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он — «сеятель свободы».

Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта:

Паситесь, мирные народы!

Эпитет «мирные» приобретает презрительную окраску: мирные — так как не способны восстать против собственного рабства. Это спокойствие бездуховности, спокойствие стада.

А можно ли служить стадам? Нет, ибо: «К чему стадам дары свободы?» К 1824 году приходит философское осмысление понятия свободы.

В стихотворении «Зачем ты послан был и кто тебя послал?» Пушкин размышляет о законах миропорядка, о людях, претендующих на роль «руководителей» человечества:

Явился Муж судеб, рабы затихли вновь,

Мечи да цепи зазвучали.

Поводом к размышлениям поэта стала фигура Наполеона — завоевателя, «владыки полумира». Но если романтическое восприятие делало его героем, то теперь он представляется в ином свете.

Он, «Муж судеб», несет зло, ибо идея завоевания таит в себе идею дозволенности рабства. А само рабство страшно безнравственностью, тем, что и раб, и хозяин духовно ущербны, утрачивают моральные ориентиры.

Обратите внимание

Логический итог рабства — полная девальвация всех нравственных ценностей, обесчеловечивание мира:

Добро и зло — все стало тенью.

Стихотворение того же года «К Морю» завершает романтический период пушкинского творчества. Оно стоит как бы «на стыке» двух периодов, потому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Это прощание — во всех смыслах.

И с реальным Черным морем, с которым расстается (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Это стихотворение интересно сопоставить с «Узником». В обоих важнейший мотив — мотив бегства, стремления к свободе.

Читайте также:  Книги про подростков

Как он звучал в «Узнике? «Куда бежать?» — так вопрос не стоял. «Туда!» — в возвышенный романтический мир. Теперь же нет и не может быть прежней однозначности ответа:

Мир опустел. Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Ибо бежать некуда, нет иного мира там, «где за тучей белеет гора». Но и безысходности уже нет в этом стихотворении, ибо пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе каждого.

И с этого момента понятие свободы окончательно утрачивает политическое содержание, свобода становится этической и философской категорией.

События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I.

В стихотворении 1827 года «Арион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело — и свое в нем место, свою роль. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мошны весла, В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчаньи правил грузный челн;

А я — беспечной веры полн —

Важно

Каждый занят своим, важным делом, и задача певца — петь пловцам, нести Слово о них — Вечности. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца: спасен тот, кому дано Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:

Я гимны прежние пою…

Существует и иное прочтение этого стихотворения. Петербургский литературовед и методист В.Г. Маранцман пишет следующее: «Читая стихотворение , мы замечаем, что поэт существенно изменил миф, изложенный древнегреческим историком Геродотом . Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 года .

Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец, «беспечной веры полн», свободен, открыт, доверчив, и «вихорь шумный» его не губит . «Гимны прежние пою» — это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира.

Именно благодаря любви к миру, доверию к природе поэт оказывается лицом неприкосновенным…»

Утверждение верности прежним идеалам и друзьям, во имя этих идеалов пожертвовавшим собой, звучит и в послании «Во глубине сибирских руд. » Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов.

Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь.

Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.

Глубочайшее философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В первой же строфе возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один мир от вторжения другого.

И пустыня обретает черты особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от переизбытка: «Яд каплет сквозь его кору».

Сравните со следующей строфой:

К нему и птица не летит,

Совет

Тигр — воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого что голоден. Зло Анчара — именно абстрактное зло, страшное самой своей беспричинностью.

По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир.

Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом «древе яда» отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается именно с подчеркнутого противопоставления:

Но человека человек.

Посмотрите, в этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом «антимира» и господин, и слуга прежде всего — люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы.

Одного лишь «властного взгляда» достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, «бедный раб», покорный взгляду царя и умирающий «у ног Непобедимого владыки» вызывает скорее презрение.

Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее «владыкой». Ибо духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием.

Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара:

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

И свобода в понимании Пушкина обретает абсолютную самоценность, превышающую по значимости все сущее в мире: На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Так в стихотворении 1834 года «Пора, мой друг, пора!» откажется поэт от призрака счастья во имя высших ценностей человеческого бытия — покоя и воли. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:

в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Свобода противопоставляется не рабскому, а именно «жестокому» веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость — проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка — о «милости к падшим», о милосердии, которого лишен «жестокий век».

Список литературы

Монахова О.П. Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М.-1994

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/5048-Sochinenie—Tema-svobody-v-lirike-Pushkina

Тема свободы в лирике Пушкина

ТЕМА СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА.

Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику.

В его стихотворениях тех лет явно просматривается его отношение к происходящему. Анализируя такие произведения , как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного движения декабристов первой четверти 19 в.

, можно четко увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия.

После окончания лицея Пушкин пишет оду «Вольность» 1817 год. Проводя анализ этого произведения, можно заметить, что Пушкин в своих стихах открыто выражает свободолюбивые мысли. В «Вольности» он стремится «на тронах поразить порок».

Обратите внимание

В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени — Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы правитель был справедливым, гуманным и мудрым.

Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: «Владыки! вам венец и трон / Дает Закон — а не природа…» Монархия — власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон («Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон»).

Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает «тиранов мира», которые лишают народ его права на свободу.

Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку поставить себя выше закона. Таким образом, в оде он обращается к истории и указывает на будущую судьбу властительного самодержавия. Эта ода была первым произведением поэта , обращенным к теме свободы человека и личности.

Следующим его призывом к свержению самовластия было стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. Оно явилось посланием его друзьям декабристам, находившимся в ссылке .В нем Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении.

Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее «роковой». Автор верит, что «взойдет звезда пленительного счастья», то есть «самовластье» падет. Образ звезды был выбран не случайно, это был декабристский символ, Заключающий в себе главную цель декабрьского восстания.

Пушкин подчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне «души прекрасные порывы» («Недолго нежил нас обман», «Но в нас горит еще желанье»). Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. Выражает им слова поддержки.

В стихотворении есть точная уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи, что правое дело победит: «И на обломках самовластья. / Напишут наши имена!».

Важно

Таким образом, в этом стихотворении можно разглядеть одну, и открыто выраженную тему свободы.

Пушкин употребил множество выразительных эпитетов: «тихой славы», «нетерпеливою душой», а так же ярких метафор: «горит желанье», «свободою горим».

Благодаря средствам поэтической выразительности мы можем ярко представить все те переживания и сочувствия своим друзьям декабристам, которые переполняли душу поэта.

К этому времени все революции в европейских странах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко отложились в душе поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворениях этого периода звучат грустные, печальные ноты.

Если в начале своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении «К морю» его герой одинок, несвободен. Это произведение было написано в 1824 году и явилось следующим стихотворением , отражающим тему свободы. Море для Пушкина — символ свободы.

Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его «прихоти». Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит «брег», где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем «скучная, неподвижная» земля, но он вынужден прощаться с ним.

Поэт переживает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде «Вольность», в стихотворении «К Чаадаеву»: «Судьба земли повсюду та же». На земле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Это стихотворение было направлено несколько иначе.

В нем не было такого натиска и рвения к борьбе против самодержавия, в нем лишь мечта о свободе поэта, о свободе его личности и всего народа.

Совет

Следующим произведением было стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное тремя годами позже. Оно обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь.

Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как человек, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декабристам, что их дело не погибло, на свободе остались их «братья». Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует.

Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, ею нужно дорожить как ничем.

Свойственное человеку понимание важности вещей приходит лишь тогда, когда ты это теряешь. Мы подчас не замечаем того огромного значения свободы для человека. Пушкин отразил это в своих произведениях. Он понял насколько тяжело быть несвободным душой. Его борьба против самодержавия ярко отражена в этих произведения. Они очень четко иллюстрируют напряженную атмосферу тех дней.

Поэт знает, что поэзия нужна людям. Герой этих произведений перерождается из «духовной жаждою» томимого человека в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель — «глаголом» жечь «сердца людей». Пушкин не случайно выбрал такую задачу.

Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его слове, в его произведениях. Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливости, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени.

Он открыто указывает на пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. Даже после поражения декабристского восстания поэт остался верен свободолюбивым идеалам.

Тема свободы в понимании Пушкина обретает огромную ценность, превышающую по значимости все сущее в мире:

» На свете счастья нет, но есть покой и воля.»(А.С.Пушкин)

Тема свободы в лирики Пушкина была ярко представлена в данных произведениях и не скрыта от посторонних глаз…(А.В.Аверьянова)

Источник: http://MirZnanii.com/a/355522/tema-svobody-v-lirike-pushkina

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

…В мой жестокий век восславил я Свободу…

А. Пушкин

Лирика Пушкина – это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его личность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к познанию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пушкина, особенно в романтический период, но само понятие “свобода” постоянно расширялось, проходя свой путь развития.

В ранних произведениях свобода для Пушкина – это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, “вольность святая” :

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Обратите внимание

Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет “прекрасная Заря!” “Свободы просвещенной”. Однако свобода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения “ото сна”, духовного взросления, т. е. освобождения Личности.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях “Птичка”, “Свободы сеятель пустынный…”, “Деревня”. Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений, от ложных кумиров, несет в мир добро и милосердие.

Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим “стадам”, которым чувство свободы недоступно в силу их ограниченности и невежества:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды.

Ярмо с гремушками да бич.

Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушкина является море.

В стихотворении “К морю” поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах “властителей дум” – Наполеона и Байрона.

И если здесь французский император -“мятежной вольности наследник и убийца”, то великий поэт – певец, “оплаканный свободой”. Море здесь символизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

В стихотворении “Из Пиндемонти” Пушкин заявляет, что

Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода…

Здесь он говорит о свободе творческой личности идти “дорогою свободной, куда влечет свободный ум”,

…никому Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать…

Однако, “угождая” себе, великий поэт никогда не посягает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви:

Важно

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем…

Вольнолюбивая лирика “таинственного певца” свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни. Пушкин надеялся, что его мысли найдут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу

Читайте также:  Неоплатоническая концепция любви в эпоху ренессанса

И милость к падшим призывал.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

Источник: https://home-task.com/tema-svobody-v-lirike-a-s-pushkina/

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

…В мой жестокий век восславил я Свободу…

А. Пушкин

Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич­ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна­нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пуш­кина, особенно в романтический период, но само понятие «свобода» постоянно расширялось, проходя свой путь раз­вития.

В ранних произведениях свобода для Пушкина — это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая» (стихотворения «Деревня», «К Чаадае­ву», «Лицинию», «Кинжал»):

Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!

Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет «прекрасная Заря!» «Свободы просвещенной». Однако сво­бода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения «ото сна», духов­ного взросления, т. е. освобождения Личности.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Сво­боды сеятель пустынный…», «Деревня».

Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений («роптанью не внимать толпы непросвещенной»), от ложных кумиров («злодея иль глупца в величии неправом»), несет в мир добро и милосердие («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим «стадам», кото­рым чувство свободы недоступно в силу их ограничен­ности и невежества:

К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в роды.Ярмо с гремушками да бич.

Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушки­на является море.

В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» — Наполе­она и Байрона.

Совет

И если здесь французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт — певец, «оплаканный свободой». Море здесь симво­лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что

Иные, лучшие, мне дороги права;Иная, лучшая, потребна мне свобода…

Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»,

…никомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать…

Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося­гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: Материал с сайта //iEssay.ru

Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем…

Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни («Не дай мне, бог, сойти с ума…», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Пушкин надеялся, что его мысли най­дут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал. На этой странице материал по темам:

  • из пиндимонти пушин анализ
  • тема свободы в лирике пушкина краткое сообщение
  • сочинение на тему интимная лирика пушкина
  • план для сочинения тема свободы в лирике пушкина
  • а.с.пушкин тема свободы

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/obshhie-temy/tema-svobody-v-lirike-a.-s.-pushkina

Сочинение на тему: «Как развивается тема свободы в лирике Пушкина»

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу.

Он пробуждает стремление к высокому, любовь «к святой вольности», желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии.

Мы узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.

Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта — жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу.

Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду «Вольность».

Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Вслед за «Вольностью» Пушкин пишет «К Чаадаеву». Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, «исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман». Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне «души прекрасные порывы»:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия воспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» поэт в уединении на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом «с его прохладой и цветами».

Обратите внимание

Не давая до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может достичь только в свободном обществе.

После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями сосланных в Сибирь. «Во глубине сибирских руд…» посвящено декабристам, осужденным на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей осуществляют мечту о счастье, о свободе:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы.

Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк.

Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе.

Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Слово «свобода» включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. «Милость к падшим» — это о декабристах.

Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник.

Важно

Его памятником, который «вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа», была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия. «Памятник» Пушкина — подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-kak-razvivaetsya-tema-svobodi-v-lirike-pushkina

Тема свободы в лирике Пушкина

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «(Из Пиндемонти)» (1836).

Тема свободы — одна из самых ярких, задушевных тем пуш­кинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пуш­кинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта».

Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от ме­лочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мыс­ли Пушкина-поэта. Она принимает разные лики в различные пе­риоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никог­да не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы.

Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное твор­чество.

Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворе­нии «Лицинию»(1815). Здесь юный Пушкин, анализируя древне­римскую историю, увидел в свободе гарантию прогресса общест­ва, а в «рабстве» — источник гибели цивилизации.

Петербургский период 1817—1820 годов — время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами, деятелями предде-кабристских обществ. Их взгляды, в частности конституционно-монархические идеалы, несомненно, отразились в концепции свободы молодого Пушкина.

Ода «Вольность»(1817) произвела сильное впечатление на современников и стала этапной в эволюции Пушкина. Удиви­тельно, что арзамасец Пушкин пишет оду — жанр, отвергаемый карамзинистами и принятый в «Беседе…».

Дело даже не в само­стоятельности Пушкина в отношении к литературным группи­ровкам той поры, а скорее в традиции: ода «Вольность» уже бы­ла в русской литературе и принадлежала А.Н. Радищеву (она вхо­дит в «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Так же называя свое произведение, Пушкин хотел подчеркнуть преемственность и указать на существенные отличия своей политической концеп­ции. Радищев, как известно, оправдывал бунт народа против ти­рана. Позиция Пушкина не столь радикальна. В основе этой концепции — идеи умеренного либерализма.

Между прочим, идея конституционной монархии уже носилась в воздухе. В сле­дующем, 1818 году, об этом скажет сам Александр I.

Совет

В начале знаменитой оды Пушкина — отказ от прошлого по­этического пути, от любовной темы: поэт прогоняет от себя «Цитеры слабую царицу», то есть богиню любви и красоты Афроди­ту, культ которой господствовал на греческом острове Цитера, или Кифера.

На место этого прелестного образа поэт призывает «грозу царей» — гордую певицу Свободы. Обратим внимание, что слова Вольность, Судьба, Власть и др. написаны с заглавной буквы — это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы.

Прочь «венок», «изнеженную лиру» — атрибуты поэзии любви и на­слаждений; суровая и кровавая действительность требует иных образов и интонаций:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Мир, разделенный на «тиранов» и «рабов», — мир неправед­ный, в нем поругана свобода. К «рабам» обращается молодой по­эт, призывая их «восстать», то есть встать, исполниться достоин­ства. Главное условие свободы в обществе, утверждает Пушкин в этом стихотворении, — соблюдение законов и царем, и народом:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/16038.html

Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина ?

Только тот человек свободен, который вполне сознает свое

человеческое достоинство.

Бертольд Ауэрбах

Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина ? Понятие «свобода» для лирики Пушкина — поня­тие широкое. Свобода для поэта — это и свобода твор­чества, и свобода выбора, и личная свобода. Свобода, или вольность, — одна из ведущих тем лирики велико­го поэта.

Уже в лицейские годы в стихотворении «Лици- нию» юный поэт выступает против рабства и тира­нии. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. «Свободой Рим возрос, а рабством погуб­лен», — звучало как грозное предупреждение тира­нам. Современники это хорошо понимали.

В 1817 г. Пушкин пишет оду «Вольность». В пер­вых же строках он определяет цель своего произведе­ния: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Обратите внимание

Поэт обличает «тиранов мира», попирающих естест­венное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона, по мнению поэта, гибельно для государства.

Вольнолюбие с особой силой проявилось в стихо­творении «К Чаадаеву» (1918). Это стихотворение — одна из самых пылких песен Свободе.

Послание на­чинается с утверждения о том, что юность и связан­ные с ней забавы, иллюзия любви, надежды, «тихой славы» исчезли, развеялись, подобно сну или утрен­нему туману. Но, несмотря на это, в душах людей еще горит желание откликнуться на призыв отчизны.

Ра­дость жизни и счастье человек, по мнению поэта, мо­жет постичь в свободном обществе. Поэтому в стихот­ворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В период южной ссылки Пушкин, политический ссыльный, пишет стихотворение «Узник».

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Тоска по воле, свободе звучит в этом стихотворе­нии. В произведениях более позднего периода трак­товка темы свободы Пушкиным несколько меняется. Осмысление свободы происходит с философской точ­ки зрения, свобода понимается Пушкиным как осно­вополагающая ценность бытия.

Так, в стихотворении «Анчар» поэт развивает те­му губительного воздействия неограниченной власти одного человека на судьбу и жизнь другого. В этом стихотворении поэт сравнивает самодержавную власть с древом яда — анчаром. «Яд каплет сквозь его ко­ру», неся гибель всему живому.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь поте

И к утру возвратился с ядом.<\p>

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Тема несвободы, отсутствия выбора раскрывается на примере страшной участи раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. С философской точки зрения поэт рассматривает вопрос человеческих взаимоотношений.

Пушкин проповедует гуманизм и просвещенность.

Тема неожиданно получает разви­тие: смерть раба — только первая в цепочке смертей, которые последуют тогда, когда господин прикажет напитать ядом анчара стрелы и разошлет их «к сосе- дам в чуждые пределы».

Важно

Одна из составляющих понятия свободы — это свобода поэтического голоса, независимость худож­ника от мнения толпы. И эта свобода иного рода — творческая тайная свобода. Этой теме Пушкин по­святил немало стихотворений, среди которых такие, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг не­рукотворный…», «Эхо».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — одно из последних стихотворений Пушкина. В нем ав­тор как бы подводит итог своему творчеству. Поэт го­ворит о жизни после смерти в памяти многих поколе­ний, поскольку его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и восславляла в «жес­токий век» свободу.

Источник: https://www.prepodka.net/kak-razvivaetsya-tema-svobody-v-lirike-a-s-pushkina/

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина — по русскому языку и литературе

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

Читайте также:  Героизм сотникова в одноименной повести в. быкова

Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе, первый из которых – время учебы в Царскосельском лицее. Это действительно поворотный момент, потому что в Лицее Пушкин впервые проявил свой талант.

Молодость – время веселья, радости, а потому не удивительно, что в лицейский период в творчестве Пушкина появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью.

Так возникает понимание свободы в духе эпикурейской проповеди свободы проявления человеческих чувств: Наслаждайся, наслаждайся; Чаще кубок наливай; Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай! С другой стороны, в это время огромное влияние на Пушкина оказывали просветительские идеи его преподавателей, а потому не удивительно, что в его ранней лирике появляются стихотворения, в которых свобода понимается как общественно-политическая категория. Так в стихотворении 1815 года «Лицинию» в качестве идеала свободы выступает Римская республика: «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода». Рабство Пушкин представляет как всеразрушающее явление, способное уничтожить даже великий Рим: «Предвижу грозного величия конец». Разоблачая человеческие пороки, в конечном счете, ведущие к рабству, поэт предостерегает от повторения прежних ошибок. Свой суровый приговор он произносит в финале стихотворения: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Подобные идеи разделяли те пушкинские современники, которые потом вошли в декабристские общества. Показательно, что среди них были и ближайшие друзья поэта, его товарищи по Лицею – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и другие. Можно сказать, что молодое поколение мечтало о свободе, делало все возможное, чтобы приблизить ее, сделать реальной для России. Вот почему с таким воодушевлением молодежь принимала стихи Пушкина, которые в столь яркой и удивительно точной поэтической форме отражали настроения молодого поколения. Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества. В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру». Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются – не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен. Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой». В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. Например, создание стихотворения «Сказки. Ноэль» 1818 года связано с разочарованием в политике Александра 1. В основе стихотворения лежит речь Александра на польском сейме и его обещание дать народу конституцию, которое он впоследствии так и не выполнил. Стихотворение написано в сатирическом жанре, а сама фигура Александра обрисована с едкой иронией. Примечательно, что именно в это время у Пушкина появляются стихотворения, в которых он высказывает крайне радикальные идеи, что вообще было для него не очень характерно. Так в стихотворении того же года «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти. В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! В то же время стихотворение «К Чаадаеву» очень интересно и по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы соединяются в нем с самыми личными чувствами человека. Здесь прослеживаются тенденции к соединению понятия свободы как политической и романтической категорий: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Вот почему стало возможным стихотворение, обращенное к другу, реальному человеку – Петру Яковлевичу Чаадаеву, – сделать призывом ко всем молодым людям, разделяющим идеи свободомыслия. В основе этих идей лежала мысль о необходимости провести в России скорейшие преобразования и прежде всего избавить страну от позора крепостного рабства. Этой теме также посвящает свои стихи Пушкин. Наиболее известное из них – стихотворение «Деревня» 1819 года. Оно очень интересно по своей композиции. Оно резко делится на две части: в первой представлен элегический деревенский пейзаж, на фоне которого «друг человечества» предается поэтическому вдохновению. Вторая часть написана как политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепостного права: «рабство тощее», «барство дикое», которое присваивает себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Вид столь плачевного состояния народа «омрачает душу» поэта, вызывает гневные строки и стремление привлечь внимание к этой ужасной стороне российской действительности: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – восклицает поэт. Хотя он понимает, что освободить страну от крепостного права может воля царя, поэт вряд ли верит в Александра, и чувство безысходности выливается в печальные строки: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Этот заключительный вопрос так и остается безответным, что вызывает пессимистические настроения у поэта, особенно тогда, когда он за свои вольнолюбивые стихи был сослан в ссылку на Юг. Именно здесь в поэзии Пушкина начинают преобладать романтические тенденции, а вместе с ними меняется и представление о свободе. Именно на юге, в период расцвета романтизма в поэзии Пушкина, свобода становится едва ли не основной темой его творчества. Но теперь на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода, необходимая всему обществу. Причиной тому служит разочарование в своих прежних идеалах и главное – неверие в возможность их осуществления. Уже в стихотворении «Деревня» звучали слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой. Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды». Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям: К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. Вольнолюбивые мотивы теперь становятся у Пушкина романтической мечтой о воле, стремлением вырваться из тюрьмы – ведь он сам ощущает себя изгнанником, узником. В стихотворении «Узник» поэт сравнивает себя с «вольной птицей», молодым орлом, который сидит за решеткой и мечтает вырваться на свободу, улететь Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер … да я!.. Так поэт находит романтические символы свободы: то придает ей вид орла, то растворяет ее в «свободной стихии» или среди пейзажей Кавказа. Так или иначе, узник – это он сам. Но все меняется, и вот уже вслед за Южной ссылкой приходит ссылка в Михайловское, а романтические пейзажи сменяет реалистическое описание красоты природы среднерусской полосы. Не мог не измениться при этом и пушкинский идеал свободы, что находит отражение в его дальнейшем творчестве. В Михайловском Пушкин перерастает романтизм, а со смертью Байрона в 1824 году решает, что для него романтизм мертв. Венчающим южную ссылку и романтический период творчества является стихотворение «К морю» 1824 года. Прощаясь с югом, морем и романтизмом, автор вспоминает двух романтических гениев – Байрона и Наполеона. Именно поэтому, помимо основной темы стихотворения – свободы в ее романтическом понимании, – важное место здесь занимает тема времени и памяти: Прощай же море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго помнить буду Твой гул в вечерние часы. Начатое в Одессе и законченное в Михайловском, «К морю» считается этапным стихотворением. В последующие периоды творчества в пушкинском представлении об идеале свободы будут преобладать черты, определяемые осмыслением реальной действительности, жизни, окружающей поэта. Однако, романтизм не мог просто взять и исчезнуть. Завершая в Михайловском работу над поэмой «Цыганы», Пушкин выносит приговор как романтическому герою, так и романтическому идеалу свободы: Ты для себя лишь хочешь воли. Оставь нас, гордый человек! Теперь поэта занимает вопрос о свободе и тирании в реально-историческом плане. С ним связана написанная в 1825 году в Михайловском трагедия «Борис Годунов», с которой берет отсчет русский реализм. В ней Пушкин по-новому рассматривает вопрос о взаимоотношении народа и власти и приходит к выводу, что власть сильна «мнением народным». В то же время народ здесь предстает как пассивная сила, которой еще предстоит осознать свои возможности. И вскоре события в Петербурге 14 декабря 1825 года и то, что за ними последовало, подтвердило сомнения Пушкина в готовности народа к переменам. А это значило, что необходимо по-новому осмыслить и пути достижения свободы. По возвращении из ссылки Пушкин долго размышлял над уроками декабристского восстания, казнь и изгнание участников которого по иронии судьбы совпали с освобождением самого поэта. Он приходит к выводу, что свобода и насилие несовместимы. Идеал свободы остается для поэта главной ценностью: «Я гимны прежние пою», – заявляет он в стихотворении «Арион» 1827 года. Оно написано в связи с годовщиной казни декабристов, а за основу взята легенда об Арионе – греческом поэте и музыканте. Однако то, что лишь он был «на берег вынесен грозою», заставляет поэта с философской точки зрения задуматься над понятием «свобода», над способами ее достижения и ценой, которую приходится платить. Теперь он возлагает все надежды на справедливость и милосердие царя. В 1826 г. Пушкин пишет стихотворение «Стансы», обращенное к Николаю I. Поэт призывает царя во всем быть похожим на «пращура», то есть на Петра I: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неумолим и тверд, И памятью, как он, незлобен. Последние строчки – это просьба за декабристов, просьба о прощении. Годом позже из под пера поэта выходит стихотворение «Во глубине сибирских руд…», которое Пушкин, рискуя навлечь на себя царский гнев, отправляет в Сибирь. Однако тема стихотворения – это не возврат к прежнему идеалу свободы, как может показаться на первый взгляд. На самом деле это тема верности друзьям, тема надежды и милосердия. Образ меча в этом стихотворении – не символ грозного оружия, необходимого в борьбе за свободу, а символ достоинства и чести, которая должна быть возвращена ссыльным декабристам милосердным царем, разделяющим идеалы свободы как необходимого условия процветания государства. Философская трактовка идеала свободы характерна для позднего творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория. Стихотворение «Анчар» 1828 года – одно из ярких тому свидетельств. В нем Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Анчар – «древо смерти», к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Но абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает «у ног непобедимого владыки», но яд анчара, принесенный им, понесет смерть тысячам других людей. В 30-е годы завершается творческий путь поэта, а вместе с ним и почти двадцатилетний поиск своего идеала свободы. В сонете «Поэту» 1830 года он провозглашает свободу творчества как одну из важнейших составляющих этого идеала, как то, без чего поэт не может существовать и творить: Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит. В одном из последних своих стихотворений «(Из Пиндемонти») 1836 года Пушкин отказывается видеть в политической свободе то, что действительно нужно свободной личности: «Недорого ценю я громкие права», – утверждает он, перечисляя понятия, с которыми обычно связываются представления о демократических свободах. Это происходит потому, что, по мнению поэта, это всего лишь «слова, слова, слова». Вместе с тем Пушкин определяет здесь целую программу жизни, в которой главное – подлинная свобода человеческой личности: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья, Вот счастье! Вот права… Итог всему своему творчеству Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанном 21 августа 1836 г. Примечательно, что именно в этом итоговом стихотворении тема свободы вновь возвращается к признанию необходимости гражданской позиции, но при этом она соединяется с темой милосердия: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Так в ходе естественной эволюции и глубочайших размышлений Пушкин приходит к новому пониманию свободной жизни. В ней выбор человека ничем не ограничен, его дух не угнетен и не унижен. нетен и не унижен. В ней каждый имеет право наслаждаться природой, созданной Богом, и произведениями людей, вдохновленных им. И, как мне кажется, такое представление о свободе отвечает духу нашего времени, идее прав личности, которые в современной системе ценностей признаются главенствующим началом.<\p>

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина
Пушкин А.С.
Стр. 1

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина
Пушкин А.С.
Стр. 2

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина
Пушкин А.С.
Стр. 3

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина
Пушкин А.С.
Стр. 4

Сочинение на тему Тема свободы в лирике Пушкина
Пушкин А.С.
Стр. 5

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171tema-svobody-v-lirike-pushkina187

Ссылка на основную публикацию