Картины русской природы в «слове о полку игореве»

Природа в «Слове о полку Игореве»: образ природы, ее описание и роль, материалы для сочинения

Затмение.
«Слово о полку Игореве».
Художник В. Фаворский

В этой статье представлены материалы для сочинения на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»»: образ природы, ее описание и роль в произведении.

В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.<\p>

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»


Природа в «Слове о полку Игореве»: образ природы, описание и роль в произведении

В отличие от других произведений своего времени, в «Слове о полку Игореве» природа занимает особое место. Здесь природа — это не просто фон. Природа в «Слове» тесно связана с поступками героев, с их жизнью:

«…

природа предстает в «Слове» лишь в своих изменениях (статичный пейзаж отсутствует), оказывается теснейшим образом связанной с поступками действующих лиц…

» («Энциклопедия «Слова о полку Игореве»» в 5 томах, 1995)
Действие «Слова о полку Игореве» с начала и до конца происходит на фоне природы. Основная сюжетная линия «Слова» сопровождается яркими картинами природы, описанием животных, птиц и т.д.

Иногда автор отступает от главной сюжетной линии: говорит о прошлом, передает речь Святослава и т.д. Но даже в этих отступлениях можно встретить элементы пейзажа.

Автор «Слова о полку Игореве» является знатоком степной природы Руси. Это очевидно по тому, как автор описывает животных и птиц, как употребляет охотничьи термины и т.д.:

«…художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира…» 

«…Знаток природы, автор „Слова“ представил здесь степных и речных птиц со всеми их своеобразными навыками…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)

В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам:

«…Подивился Игорь на светило:Середь бела-дня ночная теньОполченья русские покрыла…»
Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром:

«…В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь, 

И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне. 

Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой. 

Словно сокол, вьется в облака,Увидав Донец издалека…»
Природа сопереживает и помогает князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу:

«…Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке…»
В «Слове о полку Игореве» природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках:

«…глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)
На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян — это соловей, половчин (половец) — это черный ворон, а половецкий хан Гзак — это серый волк:

«…О Боян, старинный соловей!..» 

«…Будь то черный ворон — половчин…» 

«…Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий…»
Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава — месяцами:

«…Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси…» 

«…Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав…»

Автор «Слова о полку Игореве» — это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку:

«…Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)
Это были материалы для сочинения на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»»: образ природы, описание и роль в «Слове».

Обратите внимание

В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/priroda-slovo-o-polku-Igoreve.html

Природа в Слове о полку Игореве сочинение

В поэме “Слово о полку Игореве” природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве с половцами. Любит свою родину и борется за её счастье и свободу, как человек. Она всячески помогает героям поэмы, пытается предупреждать об опасности.

Автор очень детально и чётко описывает Донец, берега которого становятся серебряными, во время отмели.

Подробно рассказывается о природе, во время бегства Игоря из плена, именно она подсказывает герою верный и безопасный путь к свободе. Он просит и получает помощь от Донца.

Дятлы, стуком, помогали найти дорогу к реке, чайки предупреждали об опасности, ветер и изменения погоды, всё способствовало спасению и подсказывало верный путь.

В поэме нет отдельного описания пейзажа, нельзя лицезреть природу, наслаждаться её красотой. Она всегда изображается, как действующий герой, участвует во всех событиях, влияет и помогает.

Жена Игоря Ярославна обращается к природе, как к чему-то существующему, просит помощи и сочувствия. Она обращается к солнцу и ветру, природа, кажется, слышит и отвечает на мольбы действиями.

В “Слове о полку Игореве” природа и человек тесно связаны. Она сильно воздействует на человеческие судьбы и события. Подчёркивает значимость происходящего, добавляет напряжение.

Важно

Читатели, в борьбе с половцами, видят всю широту и красоту необъятной степи. Автор очень ярко и подробно описывает окружающую природу, как живое существо, наделяет чувствами. Изображает её поведение и изменения. После поражения, читатель видит все изменения природы, она расстроена и находится в унынии. Автор пишет, что большая печаль постигла всю Русь.

Сложно найти, произведение, в котором так подробно и ярко описана природа. И имеет значительное влияние на человеческую судьбу. В этой поэме жизнь человека тесно связана с природой. Очевидно автор хорошо знаком с природой и она ему близка.

Образ природы в Слове о полку Игореве

Имя автора «Слова о полку Игореве» — неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья».

Выдающийся политический деятель и дипломат — в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет.

Автор уважительно отзывается и своее предшественнике — певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу.

Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.

Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле.

Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли.

Совет

Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.

Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой.

Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.<\p>

В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды.

Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа.

Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки.

В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.

Читайте также:  Характеристика ольги ильинской в романе «обломов»

Литература. 9 класс.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/priroda-v-slove-o-polku-igoreve

Природа в «Слове о полку Игореве»: образ, описание и анализ :

Данная поэма является в буквальном смысле памятником древней литературы Киевской Руси. Это и национальный фольклор, и личные заметки автора. Поэма имеет несколько главных героев, и двое из них находятся за рамками книжных страниц — автор и природа. Это настоящее новаторство — представить природу в качестве отдельного действующего лица.

Русь — родная земля Игоря, к которой он привязан всей душой и за которую готов отдать жизнь. Она ему и мать, и жена, и дочь. Любовь к родине является главной идеей всего патриотического произведения.

Описание природы

Автор данной поэмы отождествляет природу с живым человеком, он использует ее в качестве главного героя, несмотря на существующего полководца. Природа в его словах оживает, может испытывать разные чувства, сопереживать.

Она тоже принимает участие на поле боя, когда происходит сражение между половцами и русскими.

Природа, как сильный боец, борется за свое свободное существование на этой земле, она предупреждает остальных участников поэмы о грядущих опасностях.

Лицо природы в «Слове о полку Игореве»

Когда автор пишет о побеге Игоря из рук своих пленителей, сама природа указывает ему правильную дорогу, пройдя по которой он обретет свободу.

Описание местной реки Донец очень детальное, такое, будто автор описывает человека, но никак не водную гладь. Ее серебряные берега отливают ярким светом, направляя Игоря.

Обратите внимание

Ищущий всегда найдет, просящий всегда получит, Игорь молил о помощи, и природа откликнулась ему.

Как такового описания пейзажных ландшафтов природы в поэме нет, то есть получать наслаждение от ее красоты при чтении не получится. Но автор описывает образ природы. В «Слове о полку Игореве» она рисуется на страницах книги словами, как участник всех событий, она действует наравне с остальными героями, оказывая сильное влияние на их исход.

Взаимосвязь образа природы и человека

Когда любящая супруга полководца Ярославна взывает к русской природе в «Слове о полку Игореве», то здесь подразумевается солнце, ветер, трава и земля как единое целое. Она молит ее помочь и получает в ответ сочувствие. Связь природы и человека в поэме очень тесная. Природа влияет на все происходящее в человеческой жизни, она придает значимость и небольшой драматизм.

Когда наступает момент битвы с половцами, то природа предстает во всей своей необъятной красоте степей. Она, являясь живым созданием, чувствует всю боль и горечь. Природа имеет даже свои изменения в характере поведения, когда битва заканчивается поражением. Природа опечалена, на нее накатывает грусть. И вся Русь уходит с головой в общее горе.

Пожалуй, нет ни одного похожего литературного творения, где бы так блистательно автор описывал природу, ее влияние на судьбы людей. Человеческие жизни в этой поэме вплотную связаны с образом природы. Можно сделать вывод, что автор тесно связан с ней.

Об авторе

Неизвестный автор, талантливый славянин, выстраивает из исторических событий поэму, которая будет жить вечно. Он оглашает призыв всех правителей земли русской объединиться за спасение любимой и родной природы. В «Слове о полку Игореве» мы видим персонифицированный образ певца.

Он знает все о военных походах, крепкий по телосложению и в зрелых годах. Учитывая то, что обращение к князьям он строит на слове «брат», значит, его положение в обществе очень весомо и он является видным политиком и дипломатом.

В данном произведении Киевская Русь описывается как открытая страна, другие государства поддерживают с ней хорошие связи.

В поэме автор упоминает о другом певце, ранее воспевавшем в своих произведениях других правителей. Боян был предшественником в XI веке. Автор проводит параллель между Бояном и язычеством, с тем миром и жизнью, что существовали до прихода христианства на эти земли. Он обязуется создавать свои творения в том же стиле, чтобы вся слава Руси была объединена.

Связь природы и битвы

Тему порабощения Руси автор описывает после раскрытия подробностей о неудачном сражении князя, ведь три дня бился Игорь с половцами, но не смог вывести свою армию на пьедестал победителя.

И вот Игорь Святославович собирается в следующий поход дать отпор врагу. Здесь раскрывается тематика сражения на русской территории. Широта бескрайних русских земель — это еще одна составляющая образа природы в «Слове о полку Игореве».

Сочинение на тему сражений можно начать именно с этого похода, так как это самая главная вступительная часть к одной большой проблеме. Абсолютно все авторские сноски, душевные настроения героев, беспокойство жены за Игоря ведут свои нити прямо к описываемому лику родной земли.

И природа, и остальные герои являются стопроцентными патриотами земли Русской.

Образ природы в «Слове о полку Игореве»: скорбный бой

Природа общается с Игорем с самого начала его похода. Солнечное затмение говорит о плохом исходе. Звери, живущие в степи, заливаются воем, а птицы — своим криком, тем самым природа пытается затормозить шаги Игоря, она пытается его развернуть назад, в дом к своей жене.

В сочинении «Слово о полку Игореве» природу с самого начала можно назвать мрачной, ее тревожные тона холодят душу. Провальное сражение описывается очень насыщенными красками. Автор рассказывает о метаморфозах, происходящих в природе из-за исторических событий.

Реки сопереживают князю и пытаются помочь ему в борьбе с кочевниками, также они хотят задержать силы Ростислава, который уже на подходе.

Дева с лебедиными крыльями показывает природу, в «Слове о полку Игореве» — это ее обиженный лик. Автор не переставая проводит параллель птица — человек.

Переплетение нитей жизни природы и всех событий истории тех времен делают поэму исключительным шедевром. Единение человеческих душ с образом природы в «Слове о полку Игореве» умножает всю важность происходящих вещей, драма в этой ситуации только усиливается. И на все это откликается природа Руси. Ночью она оберегает сбежавшего князя, которого пленили половцы.

Днем прячет Игоря в своих речных дебрях. Все пролетающие птицы «рассказывали» обстановку вражеских войск, о том, кто и где начал за ним преследование. С помощью звуков, издаваемых дятлом, Игорь был в курсе о нахождении оазисов с деревьями посреди степи, а значит и речных вод.

Важно

И вот только стоит Игорю ступить на свою землю, где находится его домашний очаг, солнце тут начинает светить ярко, отдавая ему свое тепло.

Источник: https://www.syl.ru/article/364511/priroda-v-slove-o-polku-igoreve-obraz-opisanie-i-analiz

Образ природы в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль.

Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.

В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку.

Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она “переживает” за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”.

Вспомним описание второй битвы. “…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!” В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения.

За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно.

Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.

Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше”.

Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна.

Совет

Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце “светлое и тресветлое”, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.

Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря “врани не граахуть, сорокы не троскоташа”, соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.

Читайте также:  Образ поэта в творчестве а.с. пушкина

Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, “солнце светится на небесе”.

Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку.

Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе.

Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.

Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.

Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.

Обратите внимание

Изображая природу, автор “Слова о полку Игореве” ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, “принести повинную голову” Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-prirody-v-slove-o-polku-igoreve/

Природа в «Слове о полку Игореве» — сочинение

Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».

Текст сочинения. 

Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.

Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».

Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»

Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».

Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».

Важно

Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».

Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя).

Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.

«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие.

А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».

Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить.

История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком.

С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/priroda-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie/

Природа в «Слове о полку Игореве»

Природа в «Слове о полку Игореве». «Слово о полку Игореве», ценнейший по своему художественному значению памятник древнерусской литературы, отличает своеобразие и целый ряд характерных особенностей, резко выделяющих его из ряда современных ему летописных памятников.

Принимая концепцию, согласно которой «золотое слово» Святослава является идеологически центральным моментом всего повествования; кон­цепцию, трактующую «Слово» как произведение агитационное; ряд особен­ностей можно объяснить именно некоторой спецификой назначения.

Не скованный рамками летописных канонов, предписывающих максимально-точную передачу хронологической и фактической сути событий, автор «Слова» получил неограниченный простор для буйного полёта творческой мысли; объявив ведение песни «по былинам сего времени, а не по замышлешю Бояню» он по сути следует именно вто­рым путём.

Совет

Так текст не только прошит лирическими зарисовками, не­сущими не столько фактическую, сколько эмоциональную нагрузку, не только изобилует красочными сравнениями и метафорами — на протя­жении него автор не раз жертвует событийной и хронологической дос­товерностью, (а иногда даже относится мыслью к прошлому княжеских побед и поражений, что было нехарактерно для обычных летописных списков) для достижения Наибольшего психологического воздействия.

В поисках ответа на вопрос о том, кто же был человек, воспевший поход Игоря и способствовавший Святославу в деле сплочения князей русских для решительного похода на половцев, большинство исследо­вателей сходятся на том, что он принадлежал дружине князя киевско­го Святослава, либо — дружине Игоря, князя Новгород-Северского; хотя часть исследователей допускали галицко-волынское происхожде­ние автора «Слова».

Но родился ли он в Киеве, Новгород-Северском или Галицко-Во- лынском княжестве, был ли дружинником или междукняжеским по­этом, остаётся несомненной как приближенность его к придворным, княжеским кругам, так и тесная, неразрывная связь с народным нача­лом.

Впрочем, ничего странного в этом не было, так как выходцы из крестьян и холопов нередко попадали не только в младшую, но даже в старшую дружину.

Эта связь с народом проявляется и в определённо сильном влиянии, которое оказала на поэта устная словесность (влия­ние это представляется большим, чем литературы книжной), и в аними­стической системе мироощущения, восприятия природы, духом которой проникнуто всё «Слово».

Профессор Н. К. Гудзий отмечал, что в «Слове» «больше, чем в любом другом русском памятнике присутствуют элементы языческой мифологии».

И действительно, сама природа является в произведении активно действующим лицом; присутствуют старые языческие боги — Велес, Даждь-Бог, Стрибог, Хоре; появляются мифические Див, Оби­да с «лебедиными крылы», Карна и Жля.

Но, принимая во внимание время, когда жил автор «Слова» и его приближенность к околокня- жеским кругам, нет оснований считать, что он не был связан с хрис­тианством (подтверждения этому находятся и в тексте: вспомним хоть заключительное «аминь»).

Обратите внимание

Следует учитывать так же, что в те време­на ещё очень живо было двоеверие, поэтизировавшее природу, язы­ческая основа которого особенно сильно чувствовалось в народном, массовом восприятии мира.

Почему же безымянный автор обращается в основном к языческим, а не христианским связям? На это существует ряд оснований.

Во-первых, это уже оговоренное выше влияния литературы устной, т.е. народной, которой языческое начало было исконно ближе.

Во-вторых, зная, что именно на устоявшуюся языческую основу, веками жившую на Руси, было привнесено, причём насильственно, хри­стианство, встречавшее активный отпор, после обусловившей двоеверие; нам кажется справедливым предположить, что поскольку два столетия новой веры (недолгий срок для несколько медлительного и упрямого русского менталитета) не могли в корне изжить взлелеянное столетья­ми, автор «Слова» мог, исходя из специфики своих задач, резонно рас­считывать — сознательно или интуитивно — что скорей найдёт отклик, апеллируя к глубинным, устойчивым понятиям, которые живы искон­ной, «генетической» памятью предков в душе каждого русского челове­ка — независимо от того, князь он или простой крестьянин.

Оставив, впрочем, этот фактор на правах догадки, обратимся к тре­тьему, наиболее, на наш взгляд, значимому.

Решающую роль, по-види­мому, сыграло то обстоятельство, что внутреннему творческому само­ощущению автору «Слова» живое и яркое поэтическое восприятие, свойственное язычеству, было ближе и созвучней холодноватой сдер­жанности христианства.

Здесь любопытно вспомнить Веселовского, ко­торый отмечал, что с приходом христианства яркие эпитеты сменяются на полутона (опять же — чем ярче, эмоциональней произведение, тем больше у него шансов произвести сильное впечатление).

Читайте также:  Краткое содержание сказки о молодильных яблоках и живой воде для читательского дневника

Неудивительно поэтому, что образ природы в «Слове» является до­минирующим. В полном соответствии с языческим мироощущением природа в «Слове» — не фон, театр, на котором разворачиваются собы­тия, — она органически связана с каждым действующим лицом, одно­временно взирая на происходящее и принимая непосредственное в нём участие. Она во всём и всё в ней.

Важно

Природа здесь — не бессловесна, она звучит, говорит в полный го­лос: «нощь стонущи», «галици свою ръчь говоряхуть», «земля тугнеть», а Донец обращается к Игорю с речью человечесхой.

Вообще, всё «Слово», как и сама природа, звучит, поет, звенит на разные голоса: в нём «крычат тыгьгы», «тутнеть земля», «трубы трубять», «гримлють сабли», «трещать» и «поють кота харалужныя», «вьются го­лоси», а Ярослав с вельможами побеждают не просто так — «звонячи въ прадедкою славу».

Именно через образ природы выражает автор сочув­ствие, сострадание — не столько даже войску Игоря, лично его пораже­нию, сколько всей Русской земле, предчувствуя, чем может обернуться для неё это поражение. Принимая живое участие в людях, природа пред­стаёт в «Слове» жалеющей и помогающей.

Вещим сердцем чуя беду, вся­чески старается она предупредить Игоря, а когда не внимает он знаме­нию — то и помешать: «солнце ему тьмою путь заступаше; нощь стону­щи ему грозою».

Не дремлют и силы враждебные дружине Игоря: «уже во бъды его пасеть птиць по дуб по; влъци грозу въ срожать по яругамъ; орли клектом на кости звъри зовуть; лисицы брешуть на чръленыя щиты». «О Руская землъ, уже за шеломянемъ еси! » — сокрушается ав­тор: родная земля не дала бы в обиду, защитила бы своих сынов.

Но вот «падоша стязи Игоревы» и «ничить трава жалощами, а дре­во с тугою къ земли преклонилось», так же, как почти век назад «уны- ша цвъты жалобою, а древо съ тугою къ земли пръклонилося», когда погиб юный князь Ростислав.

Единство природы и человека особо подчеркивается упоминанием богов — олицетворенных сил природы — как родственников: Боян назван внуком Велеса, ветры — Стрибожьими внуками, русский народ — Даждь- Божьими внуком.

Поэтому необыкновенно органично выглядит то, что причитания Ярославны обращены к стихиям — ветру, солнцу и Днепру, их заклинает она не быть суровыми к её милому.

«Възлелъй, господине, мою ладу къ мнъ, абыхь не слала к нему слез на море рано» — просит она Днепр.

Совет

Гениальный композиционный ход: плач Ярославны стоит не после пленения Игоря, что было бы естественно, а г ораздо позже, перед самым его бегством — благодаря этому плач становится магическим заклинани­ем, вызвавшим самое бегство Игоря.

И уже «Игореви князю богъ путь кажеть изъ земли Половецкой на землю Рускую»; снова природа покровительствует князю — «врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа», чтобы слышал Игорь погоню; дятлы ему «тектомъ путь къ ръцъ кажуть», Донец при­ветствует и «теплыми мъглами» укрывает».

Создается впечатление, что персонаж «Слова» не князь Игорь с дружиной, не брат его, буй-тур Всеволод, даже не Святослав, хотя он и выведен здесь идеальным князем, что было далеко от действительно­сти; главное здесь — сама природа, основной образ которой — русская земля, народ, о которых дума, тревога автора.

В этом образе воплощена народность, беспокойство судьбой «вну­ка Даждь-божьего», боль за родную землю, где не так давно «рътко ратаевъ кикахуть, иъ часто врани граяхуть, трупгя себъ дъляче» — что- то будет с ней далее, не отдадут ли ее снова на растерзание — вражес­ким ли нашествиям, своим ли междоусобицам.

Естественные же, природные линии просматриваются в богатом наборе художественных средств, используемых автором «Слова». Излюб­ленное его средство раскрытия событий и фактов — символическое со­ответствие.

Наступление войск половецких он описывает как идущие с моря «чръныя тучи», которые «хотять прикрыти» четыре солнца, то есть погубить четырех князей; битва сравнивается с посевом: «черна земля под копыты костьми была посеяна, а кровью польяна, тутою взыдоша по Руской земли», с брчным пиром: «ту кроваваго вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи: сваты напоиша, а сами полегоша за землю Рускую»; Святослав, вспоминая Всеславовы похождения, с молотьбой кровавый бой сравнивая: «На Немизъ снопы стелють головами, моло- тятъ цепи харалужными, на тецъ животъ кладуть, въють душу отъ тъла». Постоянно используются и более простые символические образы: «ко­пие преломити конець поля половецкаго», «испити Шеломомъ Дону», «летая умом под облакы», «Игорь князь высъдъ из седла злата а въ съдло кощшево». Неисчислимые метафоры, на которых стоит все «Слово»: беда «пасет птиць по дубию», «кровавыя зори свъть повъдають», князья «сами на себъ крамолу ковати», «печать жирна тече средь земли Рускыи».

Показательны — сплошь из мира природы — и эпитеты; на протяже­нии «Слова» князья постоянно сравниваются с соколами, «Дремлеть въ полъ Ольгово хороброе гнъздо. Далече залетьло!» — говорит автор, ког­да войско отдыхает перед решающей битвой.

Боян — «соловш стараго времени», Всеволода неизменно величают «буй-тур» или «яръ-тур»; «акы тури рыкаютъ» храбрая дружина; «Гзакъ бъжитъ сърым вълком»; полов- чанин поганый — «чръный ворон».

Обратите внимание

Ярославна «зегзицею рано кычеть», а Игоро спасается из плена «горнастаемъ», «белымъ гоголемъ», «бусымъ влъкомъ» и «соколомъ».

Многие употребляемые автором эпитеты заимствованы отчасти из устной, отчасти из книжной поэтической традиции.

Так, напри­мер, эпитет «борзый», как и во многих других письменных памятни­ках, прилагается в «Слове» лишь к коню, причем в устной поэзии не встречается такое сочетание; эпитет же «златой» и всяческие его про­изводные («златоверхий», «златокованый» и др.), во многих сочета­ниях, в коих он дан в «Слове», находит параллели и в устной поэзии.

Но, хотя «Слово» остается памятником, несомненно отразившим в себе некоторые особенности стиля, предшествовавшей и современной автору литературе, это не дает, однако, оснований обвинять его в отсут­ствии своего голоса, преувеличивать значение элементов заимствования в «Слове» (как это сделал в своем «Взгляде на «Слово о полку Игореве» В. Ф. Миллер).

В силу своей уникальности, (при том, что аналогичные литератур­ные памятники безвозвратно для нас утеряны), «Слово о полку Игоре­ве» остается неоценимым достоянием русской литературы и культуры в целом, свидетельствуя о ее высотах, оставленных древней Русью в на­следство последующим векам русской поэзии. Нельзя не отметить, что именно народный колорит является основой поэтики, им до последней детали проникнут ценнейший древнерусский литературный памятник.

Источник: https://www.prepodka.net/priroda-v-slove-o-polku-igoreve/

Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» — Сочинение

Начнём с того, что все события и действия в «Словео полку Игореве» тесно переплетены с природными явлениями. Повествователь отожествляет природу с живым существом, которое сопереживает, страдает и радуется вместе с действующими персонажами поэмы.

Все описания, запечатлённые автором, пропитаны нежной любовью и глубоким патриотизмом. Благодаря чему природа как бы помогает участникам действий побеждать в нелёгких боях во имя счастья всей родимой стороны, а не какого-то человека в отдельности.

Тонкий знаток русской природы с неумолимой точностью описывает взаимодействие природы и человека в произведении.

Важно

Чего только стоит красочное описание бегства Игоря из половецкого плена. Его путь пролегает вдоль реки Донец. Беглец нахваливает Донец за охрану ночью и за густоту прибрежной поросли днём.

О преследователях и погоне Игоря настораживали крики юрких чаек… Сам Донец рисуется как «серебряный».

На самом деле в его водах течёт растворённая порода известняка, которая и оседает на откосах и отмелях реки, блестя белым цветом на солнце, переливаясь серебром.

Жена князя Игоря «Ярославна, полная печали» взывает к ветру, могучему Днепру и солнцу о помощи и сочувствии. То есть идёт прямой диалог людей с природой на всём протяжении поэмы. Природа отвечает, сочувствует, предостерегает, радуется и оплакивает («… а деревья печалию к земле преклонило… »).

Природа непрерывно находится в тесном контакте с человеком, как полноценный собеседник, помощник и друг. Растения и деревья, бескрайняя степь, животные и птицы — воюют наравне с дружинниками.

Решение князя о вступлении в поход против половцев сразу вызывает неодобрение, о чём говорит крик филина и солнечное затмение: «Солнце тьмою путь ему закрыло…»

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Поэма читается на одном дыхании, она настолько мелодична, что льётся как песня с непрерывной сменой настроения сказителя, то спокойно течет дыханием ветерка на рассвете и трелями птах, то жестоко бьётся о крутой берег суровыми водами и тучами надвигающейся бури.

Совет

Сложно подобрать ещё какое-то похожее произведение того времени, в котором настолько тесно переплетены судьбы и поступки представителей рода человеческого и среды, в которой они обитали. Это единство является негласным союзом человека с природой, чего так не хватает в современном мире.

Союз в духовном и поэтическом смысле многократно усиливает эффект от прочитанного нами.

Каждый эпизод поэмы «Слово о полку Игореве» многократно переплетён с природой. Исходя из этого можно судить о той важнейшей роли, которую играл окружающий мир в жизни людей той эпохи.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/03/slova-o-polku-igoreve.html

Ссылка на основную публикацию