Ответы@Mail.Ru: от чего зависит поведение и характер человека – от воспитания или среды жизни?
От наследственных факторов, от гороскопа в момент рождения, причём не только зодиакального, от принадлежности к той или иной национальности и связанных с этим привычках и правилах поведения в обществе, от религии (но не везде) .
Характер человека проявляется уже в раннем и нежном возрасте, в первые три года – всё остальное накопление знаний о жизни, память, жизненный опыт. На характер могут влиять несколько факторов – родители, родственники, соседи, друзья, общественные институты вроде общеобразовательной школы, а также техникумов, ВУЗов и пр.
Наконец армия если человек туда попадает)))<\p>
и от воспитания и от среды жизни человека
Главное – воспитание и генетика, но и жизнь вносит свои коррективы.<\p>
Бытие определяет сознание. Поведение человека зависит и от воспитания и от окружения. Но не забывайте, что есть еще и гены. От них, я думаю, поведение зависит на 50%
Пока сознание слабое, оно зависит от бытия. Поэтому надо ограничивать влияние этого бытия воспитанием. Впоследствии сильный разум будет влиять на бытие, т. е на среду обитания :).
Да, я думаю, от воспитания и от обстоятельств. Вот, к примеру, я — интеллигентный человек. Но воевать меня обучили на все сто. И мне это нравится.<\p>
Поведение зависит прежде всего от самого человека, из одной семьи при одном воспитании, разные детки получаются, было бы желание даже при не очень благоприятной среде и воспитании всё в руках самого человека.<\p>
От всего понемногу, даже от того с какой ноги человек встал, когда проснулся…<\p>
Хотя гены могут играть какую-то роль в формировании нашей личности, но на ней, несомненно, сказываются и другие факторы. Главный из этих факторов — окружающая среда, претерпевшая в наше время радикальные изменения. В одной книге, рассказывающей о влиянии современных развлечений на молодежь, отмечается, что вряд ли дети разовьют устойчивые моральные принципы, если они «десятки тысяч часов смотрят телепередачи, в которых герои нападают, стреляют, режут, потрошат, душат, сдирают кожу, расчленяют; а также если дети слушают музыку, прославляющую изнасилование, самоубийство, наркотики, алкоголь и фанатизм» («Boys Will Be Boys»). Невзирая на генетическую предрасположенность и на влияние извне мы способны “Снять старую личность с её делами и облечся в новую личность, которая благодаря точному знанию обновляется по образу Сотворившего её” (Колоссянам 3:9, 10).<\p>
Поведение и характер человека зависит от воспитания, данное родителями. Жизненная среда может разрушить воспитание и характер или внести коррективы отрицательные или положительные.<\p>
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/40272301
От чего зависит наше поведение?
Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом.
Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия.
На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.
В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия.
Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей.
Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.
Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил.
Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения.
Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.
Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:
- Генетика.
- Социальные нормы.
- Творчество.
- Вера и культура.
- Отношения.
Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека.
Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.
Источник: https://communityhost.ru/2015/07/21/ot-chego-zavisit-nashe-povedenie/
Экология СПРАВОЧНИК
Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.[ …]
Среда социальная — культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами), гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.), степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения, бандитским нападением, воровством, неизбежным хроническим или неожиданным заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. д. и т. п.); моральные нормы общения, свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания); возможность свободного общения с лицами сходного этнического и культурного уровня, т. е. создания и вхождения в эталонную для человека социальную группу (с общностью интересов, жизненных идеалов, поведения и т. п.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками, товарами и т. д.) или сознание обеспеченности такой возможности; доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной (временной) перемены типа жилища (вплоть до туристской палатки); обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса от перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); комфорт сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).[ …]
Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. – СПб., 1997.[ …]
Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации.
Так, одни авторы считают, что каждый человек обладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и сохраняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными особенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказывает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.[ …]
Известно, что особую важность в определении поведения имеет нервная система. Несомненно также значение гормональной системы, ибо у высших животных, включая человека, гормоны принимают участие не только в репродукции, но и-в детерминировании индивидуального темперамента, реакций ца стресс.
Животные, половое поведение которых является «осознанным», к гормонам чувствительны только в определенное время (сезон), в другое время гормональный стимул не вызывает у них никакого ответа.
Напротив, у человека способность к репродукции не зависит от сезона, поэтому гормональное влияние в половом поведении является меньшим. Как нервная, так и гормональная системы в конечном итоге находятся под генетическим контролем (природы).
Поэтому поведенческий потенциал человека, вероятно, детерминируется генетически, но этот потенциал может быть реализован только в условиях определенной среды (воспитания).[ …]
В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды.
Первый фактор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ориентировочной деятельности (получение удовольствия при решении неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).[ …]
Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый индивид – продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время.
Существует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с некоторой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем достижения наук в прошлом.
Каждый из нас не хотел бы жить в прошлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возможность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени.
Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуации, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается проблем поведения его в среде социальной.[ …]
Химические вещества, попадающие в организм из внешней среды, могут изменять ход подобных нейрохимических процессов, влияя на количество вещества в каком-либо звене процесса или изменяя уровень активности энзима в каком-либо звене процесса.
Возможно также влияние на процесс проникновения трансмиттера или на его возвращение в пресинаптическую мембрану.
При исследовании связи биохимических процессов и поведения человека химические вещества, влияющие на изменение биохимических процессов, оценивают также по происходящему вследствие этого изменению поведения.[ …]
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие стороны жизни.[ …]
Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей.
Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д.
Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля.[ …]
В последнее время стало понятно, что одна только медицина не может справиться с растущей патологией у населения. Доля влияния здравоохранения на здоровье человека составляет 10—15%, в то время как условия и образ жизни составляет более 50% этого влияния.
В связи с этим возрос интерес к здоровому образу жизни, как среди специалистов, так и широких кругов населения. Происходит осознание тезиса: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее. Становится ясно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением.
Здоровый образ жизни необходимо рассматривать как основу профилактики заболеваний.[ …]
Агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачева (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков человека.
Вместе с тем хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений – хулиганства, пьянства, сквернословия.
В Москве криминогенная обстановка ухудшается от центра к периферии, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей.[ …]
Думается, что данный проект является одной из эффективных форм работы по изучению природы родного края и его экологического состояния.
В ходе работы происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного исследования, развиваются наблюдательность и интерес к исследовательской работе в различных областях знаний.
Учащиеся также могут видеть отрицательные последствия влияния человека на природную и окружающую среду, что побуждает их в дальнейшем к правильному экологическому подходу в своей будущей профессиональной деятельности и приучает к правилам поведения в природе.[ …]
Источник: https://ru-ecology.info/term/77527/
Влияние среды на поведение человека
Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности — особенностями группы, в которую он включен, условиями
совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых
он работает. Соответственно возможности
успешного включения человека в
организационное окружение, научения поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его
личности.
Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое
состояние организма, особенности
высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также
социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).
Любая личность характеризуется:
- общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);
- специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать); элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.); сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными; т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);
- подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков); • направленностью (ориентированностью социальной активности, возникшей под воздействием социальных моментов
- интересов, стремлений, идеалов, убеждений);
- определенным складом характера;
- биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);
- психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);
- психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).
Личностные
черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных
на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е.
действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. В качестве основополагающих начал поведения человека можно
выделить следующие: способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.
Способности. Люди различаются наиболее наглядно по своим индивидуальным способностям, присущим человеку качествам.
У одних людей больше способностей к музыке и пению, у других к компьютерному Программированию у третьих к составлению письменных отчетов.
Различия в интеллектуальных Способностях и физических данных частично объясняются наследственностью частично — обучением и опытом,
Организации почти всегда пытаются воспользоваться
различиями в способностях при решении
вопроса, какую должность, и какую
работу будет выполнять конкретный работник. Выбор человека, Который
лучше других способен выполнять
определенную работу, является средством
увеличения выгоды от специализации,
Предрасположенность, одаренность — это потенциал человека, в отношении выполнения Конкретной работы.
Являясь результатом сочетания врожденных качеств и приобретенного опыта, одаренность становится талантом, открывающимся в определенной области.
Руководители, в частности, должны уметь оценивать возможности людей, Предрасположенность к управлению очень. важна при выборе кандидатов на обучение менеджменту.
Потребности — это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо.
Основными считают физиологические потребности в пище, питье, тепле, а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу, группе людей.
Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но эта может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации.
Ожидания. Люди, основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них.
Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение. Если работник ожидает, что его дополнительные усилия будут вознаграждены, то, вероятно, он будет их прилагать.
При отсутствии таких ожиданий трудно рассчитывать на дополнительные усилия со стороны работника.
Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение. Для практических целей можно определить восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений.
Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Все события влияют на поведение только в той мере, в какой воспринимаются самим человеком.
Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.
Отношение можно определить как-то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь
или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям
окружающей среды.
Отношения формируют
необъективное восприятие среды
и тем самым влияют на поведение, Примерами могут служить разные предрассудки.
Люди, которые придерживаются точки зрения, что женщины некомпетентны
как работники и уступают мужчинам, стремятся преувеличивать все ошибки, которые делают женщины, и не могут
оценить и воспринять доказательства, что они так же компетентны.
Ценности
— это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом.
Ценности, как и многие другие индивидуальные черты, приобретаются посредством обучения. Им обучают в школах, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в других социальных контактах и даже через средства развлечения и досуга.
Конкретные ценности руководителей, в особенности высшего звена, часто отражаются в целях и политике организации.
Каждая
организация сознательно или
несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей: Эта система составляет организационную
культуру или нравственный облик
организации. Организация стремится
иметь свою собственную мораль и
обычаи.
Эти выводы имеют очень большое значение, потому что они указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для
организации.
Руководители
должны совершенствовать свои способности
направлять поведение работников таким
образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, но и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.
Рабочая среда – это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации. Существует внутренняя и внешняя среда предприятия.
Внутренняя
и внешняя среда
предприятия.
Целостность организации и ее открытость как
системы обуславливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость
организации от внешних факторов.
Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той
или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации
относятся структуры (производства, управления), цели и задачи управления, технологии, люди.
Важнейшая часть внутренней и внешней среды организации – инфраструктура, то есть комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности
коллектива организации и обслуживающих
основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести
коммуникации и организационную
культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.
Коммуникации
как связующие звенья в информационных процессах управления являются необходимым
условием самого управления.
Коммуникации — это и пути сообщения (воздушный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.).
Но главное
в коммуникационном процессе – не просто обмен информацией между двумя
и более людьми, а обмен смыслом, содержанием информации. По образному
выражению известного специалиста
по управлению Р.
Фалмера, хорошая коммуникация, как и чистый воздух, обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся до тех пор, пока ее отсутствие не начинает портить нам жизнь. Качество коммуникационных процессов и в целом производственных и управленческих процессов во многом зависит от организационной культуры организации.
Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от ею индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.
) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации. Все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации (рис. 1).<\p>
Рис. 1.
Факторы, влияющие на индивидуальное поведение
и успешность деятельности.
Важный
элемент культуры — это ценности, т. е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что
безразлично в жизни. Ценности приобретаются
при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п.<\p>
Организационная культура помогает решить задачи:
- координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
- мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
- профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;
- привлечения кадров путем пропагандирования в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
Любая организация обладает сильными и
слабыми сторонами, в том числе
и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя
имеющиеся сильные стороны.
В любом случае нужны коллективные мероприятия культурной направленности, в ходе которых с определенной осторожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений
собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.
Успех организации в значительной степени
зависит от учета внешних факторов, а именно поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), конкуренты, законы и государственные органы, международные
события, НТП, и др.
Взаимодействие
человека и организации.
Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.
Модель
взаимодействия человека и организационного окружения.
Системно
поведение человека в организации
может быть представлено с двух позиций: 1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в
этом случае человек находится в
центре модели) и 2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое
является исходной точкой рассмотрения).
Источник: https://stud24.ru/psychology/vliyanie-sredy-na-povedenie-cheloveka/249944-735583-page2.html
Поведение человека
Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для животных.
Иерархическую систему потребностей человека хорошо иллюстрирует пирамида потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (от вершины к основанию):
- Потребность в саморазвитии. Духовный рост, самосовершествование и т.д.
- Потребность в уважении. Самоуважение, общественное положение и т.д.
- Социальные потребности. Дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.
- Потребность в безопасности. Защита от преступности, болезней и т.д.
- Физиологические потребности. Пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.
По мере удовлетворения потребностей человека, лежащих в основании пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Чаще всего последовательность удовлетворения потребностей соответствует их иерархии в пирамиде.
Однако именно для человека характерны случаи, когда потребности более высокого ранга удовлетворяются на фоне неудовлетворения насущных физиологических потребностей. Это можно проиллюстрировать на примере жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Ленинградцы голодали, однако сохранили уникальную коллекцию семян различных сортов культурных растений. Или в концентрационных фашистских лагерях люди находили в себе силы вести подпольную антифашистскую борьбу.
Данные примеры являются свидетельством того, что даже в критические минуты жизни у человека есть возможность к самореализации в обществе.
Человек в социальной среде. Нормы поведения
Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые установки, при которых живет человек.
Таким образом, социальная среда — это люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях и общении.
Социальная среда воздействует на человека, подчиняет общественному мнению, увлекает, а также принуждает к определенной направленности социального поведения.
Научные знания, жизненный опыт, мотивы различных поступков, которые человек черпает из социальной среды, являются ведущими в формировании личности человека. На основании личностных качеств (уровень образования, целеустремленность, организаторские способности и др.
) каждому человеку принадлежит в обществе определенное место. Кроме социальной среды в широком смысле слова, которая подразумевает все общество, выделяют и малые социальные среды. К ним относят семью, класс, трудовой коллектив, членом которого является данный человек.
В качестве социальной среды человека можно рассматривать и неформальные группы людей. Неформальная группа — это спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
Причины объединения людей различны: чувство причастности, помощь, защита, общение. Например, по инициативе Беларуси при ООН была создана неформальная Группа друзей по борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 22 государства, представляющих все регионы мира.
Данная группа — это открытое, неформальное и добровольное объединение людей, созданное для активизации международной деятельности по борьбе с торговлей людьми.
В нашей стране можно также выделить социально активные неформальные группы с позитивно направленной деятельностью: группы экологической защиты, охраны памятников и др.
За время развития человеческой цивилизации были выработаны определенные нормы поведения людей в различных общественных группах. Они основываются на национальных традициях, обычаях, социальном и сословном делении людей, нормах морали, вероисповедании и др. Неукоснительное соблюдение всех норм поведения и законов обеспечивает гармоничное развитие общества.
Суррогатное общение
В последние годы в жизнь человека все больше входят компьютерные технологии. Специалисты озабочены тем, что компьютеры заменяют реальное словесное и духовное общение между людьми.
Суррогатное общение — новый вид общения и получения информации посредством компьютерной техники. Основная доля суррогатного общения осуществляется через сеть Интернет и виртуальный мир компьютерных игр.
Ученые считают, что общение через Интернет не способствует расширению межличностных контактов и кругозора. Кроме того, снижается возможность к самореализации личности человека в обществе.
Ученые предостерегают от излишнего увлечения развлекательными интернет-сайтами и компьютерными играми. Считается, что это может негативно влиять как на физическое здоровье, так и на психику человека. У подростков порой отмечается агрессия к окружающим людям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми также может нарушить работу сердечно-сосудистой системы и даже привести к слабоумию.
Серьезной проблемой современности стала зависимость человека от мобильных телефонов — номофобия. Ученые Великобритании показали, что более 50 % англичан преследует панический страх остаться в одиночестве. А источником данного страха является молчащий мобильный телефон. В приступах номофобии люди отмечают у себя панические атаки, тошноту, недостаток кислорода, жгучую боль в груди.
Антиобщественное поведение
К сожалению, в обществе нередки случаи антиобщественного поведения — поступков личности или групп людей, нарушающих официально установленные в обществе правовые нормы.
Например, в настоящее время получили распространение неформальные группы болельщиков — фан-клубы.
К сожалению, порой это не просто болельщики, а пропагандисты экстремизма, насилия и межнациональной розни.
Крайне негативной формой антиобщественного поведения является наркомания, приводящая к деградации не только отдельного человека, но и общества в целом. Наркотики разрушают здоровье человека.
Наркоманы подвержены очень опасным заболеваниям: СПИДу, гепатитам, сепсису (заражению крови) и др. Они погибают молодыми. Чтобы заполучить наркотики, наркоманы пытаются раздобыть деньги путем краж и грабежей, что вызывает рост преступности.
Данное явление категорически недопустимо в человеческом обществе.
В случае нарушения правил общественного поведения и законодательных актов вступают в силу меры воздействия: от порицания до суровой уголовной ответственности.
Поведение человека и природная среда
Поведение человека в природной среде сегодня в наибольшей степени определяется законами и моралью общественных отношений. В современном мире зависимость человека от природы практически минимальна. Так, почти все современные жилища имеют необходимые системы жизнеобеспечения.
Человек использует одежду, соответствующую сезону, пользуется своевременным медицинским и информационным обслуживанием. Научные достижения позволили человеку заселить практически всю пригодную для жизни территорию планеты. Человек научился успешно противостоять болезням и освоил космическое пространство. Люди значительно расширили спектр употребляемых продуктов питания.
В их рационе теперь не только пища природного происхождения, но и ряд продуктов сельскохозяйственного и промышленного производства.
Обратной стороной научно-технического прогресса является подчинение природной среды исключительно интересам человека. В результате поведение человека в природной среде часто наносит ей огромный вред.
Поэтому человеческому обществу в ближайшее время необходим срочный переход от дальнейшего овладения природой к гармоничным взаимоотношениям с ней.
Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.
Поведение человека в обществе определяется исторически сложившимися нормами поведения. Неукоснительное соблюдение всех правовых норм и законов обеспечивает гармоничное развитие общества и взаимоотношений человека с природой. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.
Источник: https://jbio.ru/povedenie-cheloveka
Поведение человека в естественной и социальной среде
Под естеств-й средой обитания понимается комплекс условий, ест-но и иск-но созданных самим человеком.
Только небольшая часть людей продол-т жить по законам природы: люди нах-ся на ступени первоб-го общественного строя, которые либо не поддерживают связь с цивил-й, либо поддер-т миним-е связи на этом уровне.
При выборе индивидуумом какого-либо варианта на его поведение оказывает влияние след-щие элементы среды:
1. культура (усвоение человеком моральной установки, нормы, ценности).
2. стрессовые факторы и другие источ-ки напряж-ти.
3. физические и слциальные условия.
Здесь можно выделить 2 взаимосв-х аспекта:
· пространственный
· временной.
1- известно, приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находился, либо проживания (южане более общительные, шумливые, разговорчивые. Северяне более молчаливые, экспансивные и т.д.).
Кроме того на поведение чел-ка влияет сам образ жизни (поведение гаражанина отлич-ся от сельского). На поведение ч-ка оказывает место, где он находится (лес, поле и т.д.
) Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды.
Существует немало интересных теорий, в которых рассматрив-ся вопросы, касающиеся влияния на ч-ка. Одной из этих теорий яв-ся теория энвайроментализм. В этой теории рассм-ся влияние на ч-ка природной среды. Поведение ч-ка иссл-ся как совок-ть реак-й на раз-ные разд-ли.
Б) поведение ч-ка в социальной среде.
Ч-к живёт не только в природе и иск-но созданной естественной среде, но и в социуме, включающим в себя других людей, прод-ты культуры. Поведение ч-ка зависит от того, где он нах-ся:
1) поведение конк-го индив-ма детерминировано принад-тью к нации. Англичане – чопорные и привержанные к традициям, немцы – пунктуальные и последовательные. Русский человек – авось, небось и как-нибуть).
2) поведение ч-ка опред-ся религиоз-й прин-тью – для мусульман характ-но обострённое чувство мусульманской самоидент-ции, доходящей до противопоставления другим (не мусульманам). Индусы терпеливы; христиане склонны к нравст-му анализу; буддист – тактика дистанционирования.
3) поведение ч-ка опр-ся той группой, в рамках которой протекает его жизнь от больших групп до малых.
Особое влияние на организм человека оказ-т референтные группы, т.е. это группа на мнение и оценки которой ориен-ся конкретный человек. Бывают сис-мы, когда референтых групп нес-ко и действия их разноплановые. Тогда поведение ч-ка х-ся непоср-тью, противор-тью и всё это влияет на психологическое сост-е.
4) поведение опр-ся его внутренней средой.
Выдел-т 2 аспекта:
– связан с сост-м объекта (болен или наоборот).
– состояние ч-ка как лич-ти (чего добился и т.д.)
Опред-ное к-во людей проживает в больших городах и предстаёт интересным для описания Краудинга стресса субъективно переж-го нехватку пространства.
… предложил след-ю класс-цию ситуаций, в которых возн-т стресс. Он выделял 2 среды:
1- человек проводит знач-ную часть времени (аудитория).
2- в которой встречи с людьми временны и не дают продолжения (место отдыха, транспорт).
Взаимод-вие человека со средой нейтральные, личностные (на личность напр-ны).
Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды (восприятие прекрасного в природе, живописи, музыке).
Фак-ры влияния на поведение чел-ка эстет-й среды:
1 связан с прошлым опытом ч-ка (приятное и красивое оценив-ся чаще всего через соотнесение с привычным опытом).
2 опр-ся биолог-й потр-ю в ориен-й деят-ти получения удовольствия при решении вопр-х ситуаций.
3 связан с эстет-ми прин-ми (гормонии, симметрии).
В кач-ве п-ра более подробно рассмат-ся влияние на ч-ка эстет-й среды. Выд-ся орган-ное поведение, отсюда сущес-т ещё 1 аспект поведения челов-ка в орган-ции: рассм-ся на индив-м, групповом и орган-м уровне. Важное место отводится изучению взаимоотношений, восприим-ти, спос-ти к обучению, инициатив к обучению.
Выдел-т инициативу и исполнительность, как единицы анализа социальной актив-ти, мы прон-т в микрост-ру и строение.
Под инициативой (пониманием) обычно понимают самод-ные части ч-ка в разл-х сферах социальной жизни.
Испол-ль прояв-ся в спос-ти инд-но выполнять ту или иную деят-ть на высоком ур-не, в зависимости от реальной задачи.
Источник: https://infopedia.su/13x9bae.html
Психология поведения человека
Социальное поведение – это одно из основных понятий, изучаемых как в психологии, так и в социологии. Недаром о психологии иногда говорят как о науке, рассматривающей, что такое поведение человека.
Поведение как предмет психологии – это активность человека, которая служит средством удовлетворения его потребностей, относящихся к разным сферам жизни: социальной, физиологической и биологической.
Получается, что рассматриваемое нами понятие сходно по своему содержанию с инстинктом, но есть и отличия, ведь последний является чисто физиологической реакцией на тот или иной раздражитель, а поведение человека – механизм гораздо более глубокий.
Еще в начале 30-х годов психолог из США Э. Толмен сделал вывод, что направляющее начало всех поступков – это цель человека. Он вписал цель в существовавшую ранее схему «стимул – реакция». Получается, что человек именно этим и отличается от животного. Он не просто дает ответ на раздражитель, но имеет возможность обдумывать свои действия и поступки.
Психология поведения человека изучалась многими течениями, в том числе гештальтпсихологией. В частности, К. Левин считал, что объяснить поступки можно, только приняв во внимание состояние личности.
При этом человек ведет себя так или иначе, основываясь на своей собственной двигательной и психологической активности.
Вместе с тем человеческое поведение – это способ отстоять свои интересы, утвердиться в обществе и реализовать свои жизненные интересы.
В психологии самой распространенной теорией является та, согласно которой поступки индивида обусловлены биологическими и социальными факторами. То есть то, как ведет себя человек, зависит от генетической предрасположенности и среды, в которой он находится в данный момент времени.
Существует несколько классификаций рассматриваемого нами психологического явления. Если брать за основу удовлетворение потребностей, то можно выделить следующие виды поведения: родительское, половое, пищевое, защитное, служебное и пр.
Рекомендуем: Конформизм, конформность — что это значит?
Типы поведения человека могут сочетаться друг с другом, так что в один момент человек может совершать поступки нескольких видов.
Характеристика поступков
Особенности поведения человека проявляются следующими фактами:
- Интонация, жесты, мимика и позы.
- Акты поведения – действия, которые имеют конкретный смысл.
- Самые крупные акты – поступки. Они обычно тесно связаны с нормами поведения и имеют социальное значение.
Стоит сказать, что единицами поведения человека являются поступки. Именно они проявляют и формируют человеческую личность. Понятие «поведение» предполагает, что каждый поступок выражается позицией, которую человек высказывает словами, бездействием или действием по отношению к чему-либо.
Рекомендуем: Что такое пантомимика?
Оценить поведение в обществе можно только на основании тех моральных норм, которые в данном социуме общеприняты. Именно этические нормы поведения определяют правильность или неправильность поступка того или иного человека в той или иной ситуации. Отметим, что каждый поступок состоит из нескольких компонентов: мотива, цели, предмета преобразования, средства, процесса, результата и оценки.
Типология
В широком смысле рассматриваемая нами психологическая категория делится на две большие группы – шаблонное и инициативное. Этими разновидностями, правда, оно не ограничивается. Оно обязательно должно удовлетворять потребности человека и не нарушать нравственного начала. Такое социальное поведение является нормальным и не нарушает требования морали или интересы других индивидов.
Рекомендуем: Предрассудки — это
В случае если человек совершает поступки, которые идут вразрез с принятыми всеми людьми нормами, его поведение будет считаться девиантным. Причины отклоняющегося поведения делятся на три большие категории. Они представлены следующими видами:
- Индивидуальные – заболевания психики, нарушения правильного семейного воспитания и пр.
- Социально-психологические – общение в неблагополучной общественной среде.
- Макросоциальные – это причины, которые вызваны социальным и культурным развитием общества.
Виды отклоняющегося поведения, по большому счету, можно свести к следующим: алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, нарушение законов, нанесение вреда себе и другим людям. Причин у этого бывает много, и обычно это комплекс факторов: личностные черты, неблагоприятная окружающая атмосфера (как в семье, так и в других социальных группах).
Однако бывает и так, что виды социального поведения, отклоняющегося от норм, не приносят ничего плохого обществу и имеют положительные черты, – в таких случаях нельзя сказать, что это некорректное поведение. Это, например, могут быть благотворительность, гениальность, святость, аскетизм и т.п.
О конфликтах
Отдельно стоит поговорить о таком понятии, как поведение в конфликте.
Сама поведенческая модель человека порой может провоцировать разнообразные конфликтные ситуации, а она в свою очередь бывает осознанной и бессознательной.
Во втором случае люди не понимают своего конфликтного существования и вызывают конфликтные ситуации, сами того не понимая, а в первом – специально создают ситуации, которые провоцируют других на ссоры, склоки и пр.
Типы социального поведения, которое можно назвать конфликтным, прежде всего объясняются следующими причинами: человек хочет самоутвердиться, проявить свои индивидуальные качества, во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения, подчинить себе окружающих и т.п.
Рекомендуем: Бихевиоризм в психологии
Моделирование поведения в конфликте сегодня широко используется психологами в тренингах и деловых играх в разных коллективах (учебных и трудовых).
Благодаря этому методу запускается механизм сплочения социальной группы, что в конечном счете приводит к тому, что у членов социальной группы в приоритете будет культура поведения и они не будут забывать о правилах взаимодействия и отношения друг к другу, а этика коллективных взаимоотношений будет развиваться все больше и больше.
Умение вести себя в конфликтных ситуациях очень важно для менеджеров и руководителей высшего звена, ведь чем более компетентно они будут управлять коллективом, тем более плодотворной будет его деятельность.
Отметим, что типами поведения в конфликте между личностями являются следующие:
- Уклонение – попытка человека избежать конфликта.
- Противоборство – отстаивание индивидом своих интересов любыми способами и средствами.
- Приспособление – способность индивида уступить своим интересам, для того чтобы не становиться участником конфликта.
- Компромисс – стремление в спорной ситуации найти решение, которое удовлетворит всех участников конфликта.
- Сотрудничество – активное решение проблемы обеими сторонами, причем с выгодой для каждой из них.
- Ассертивность – способность человека отстоять свои интересы так, чтобы при этом не ущемить другие стороны.
Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/povedenie.html
Среда обитания: сила влияния окружения на жизнь человека – Вестник антиклеветы Системно-векторной психологии. Юрий Бурлан
Влияние окружения на каждого из нас гораздо значительнее, чем можно себе представить. Именно от окружения часто зависит то, как состоялась жизнь человека. Стоит изменить окружение, и в жизни человека происходят удивительные изменения – меняется его судьба.
Мы не выбираем, какими родиться: рождаемся с заданными природой векторами (желаниями и психическими свойствами для их реализации, скрытыми в бессознательном). Не выбираем родителей, место рождения, обстоятельства и многое другое. Единственный способ, благодаря которому мы можем повлиять на себя и свою жизнь – через окружение.
Окружение влияет на мировоззрение человека, на его цели, привычки, поступки, душевное состояние, стремления, приоритеты, на его представления о себе, реализацию, уровень дохода и даже на состояние его здоровья!
Каждому из нас кажется, что он решает всё сам, однако это иллюзия. Учёные провели множество опытов, которые наглядно демонстрируют абсолютную, часто необъяснимую зависимость человека от его окружения. Многие из этих экспериментов провели Джеймс Фаулер и Николас Кристакис и описали их в книге «Связанные одной сетью».
Результаты экспериментов поистине удивительны! Они показывают, что окружение радикально влияет практически на все сферы жизнедеятельности человека!
Самый простой и показательный пример – это то, как влияет среда, состоящая из закоренелых преступников (зеков) на новых, пока ещё «неиспорченных» заключённых, попавших в тюрьму впервые.
Исправительные колонии, по иронии, никого не исправляют, а наоборот, окончательно портят. Молодой человек, попавший в места заключения, выходит оттуда преступником.
Человек и его окружение не просто связаны, человек – это продукт своего окружения.
Другой пример, описанный в книге «Связанные одной цепью»: у людей, страдающих ожирением, в окружении обязательно есть люди с лишним весом. И, напротив, у тех людей, которые ведут здоровый способ жизни, не переедает и имеет нормальный вес, окружение более спортивное и здоровое.
Мы бессознательно копируем тех людей, с которыми общаемся. Они как бы задают для нас рамки приемлемости. В первом случае формируется убеждение «потреблять слишком много пищи и быть толстым – это допустимо», во втором – «не допустимо».
Если наше окружение курящее – нам трудно бросить курить (или не начать). Если наши друзья злоупотребляют спиртным или наркотиками – и для нас это становится приемлемо, начинает казаться, что «ничего страшного в этом нет».
Любой врач-нарколог знает, что человеку, который пытается выйти из-под власти наркотической или алкогольной зависимости, необходимо сменить окружение. Прошлое окружение гарантированно вернёт его к употреблению алкоголя или наркотиков.
Тенденции, которые происходят в нашем окружении, удивительным образом влияют и на нас. Об этом свидетельствуют эксперименты Дж. Фаулера и Н. Кристакиса. К примеру, если среди близких знакомых покатилась волна разводов, вероятность того, что это может случиться и с вашей семьёй, существенно возрастает.
Кстати, о разводах. В прошлом поколении разводов было гораздо меньше, потому что общество осуждало разводящихся.
«О, смотри, разведёнка пошла», — презрительно говорили бабушки на лавочках.
«А этот, ты глянь, семью бросил – жену и двух детей!»
Общественное мнение держало людей в браках даже в сложных ситуациях.
Время изменилось, и теперь развод – это нормально, приемлемо для общества. Развод не осуждается, и именно поэтому люди разводятся во много раз чаще, не желая страдать в брачных отношениях. Общественное мнение, общество, окружение, среда обитания – это влияет на наши решения гораздо больше, чем мы осознаём.
Если в вашем окружении принято ныть и жаловаться, то и вы незаметно для себя можете стать нытиком и вечной жертвой обстоятельств.
Если в ближайшем окружении принято выражать неприязнь, враждебность, осуждение, язвительность, недоброжелательность – это может стать и вашим стилем общения. «Среди волков жить – по-волчьи выть», — говорит пословица.
То, что принято в вашем окружении, становится приемлемо и для вас.
Плохие состояния, вредные привычки, тенденции, настроения и манера поведения – всё это «инфицирует» окружающих людей. Все зависят от всех, но особенно мы зависим от близкого круга общения.
Случайно попав в то или иное окружение, вы, совершенно не осознавая и сами того не замечая, можете приобрести вредные привычки (закурить, начать выпивать), растолстеть, обеднеть, впасть в депрессию, начать нарушать закон, стать агрессивным, развестись или что-то ещё.
К счастью, всё может случиться и наоборот – благодаря благоприятному окружению, вы можете похудеть, бросить курить (пить), разбогатеть, быть счастливым, любимым, любящим, добрым и наслаждаться жизнью на все 100%.
Нужно тщательно выбирать людей, с которыми мы проводим время и обмениваемся мнениями. Выбор окружения – это то, к чему стоит относиться максимально осознанно. Окружение может подталкивать вас к развитию, к правильной реализации, формировать правильное, позитивное мироощущение.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу – кто ты
Как формируется окружение человека? Чаще всего неосознанно. Оно состоит из родственников, друзей и знакомых, с которыми на каком-то этапе свела судьба, соседей, коллег по работе. Словом, людей, которые по причинам близкого географического расположения и сплетения обстоятельств, вошли в вашу жизнь.
Друзей мы чаще всего выбираем по равенству свойств – с ними есть о чем поговорить, они векторально такие же, как мы, и находятся приблизительно на таком же уровне развития и реализации.
«Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты», — говорит известная поговорка.
Посмотрите на людей, с которыми проводите время, на их проблемы, желания и настроения, и, возможно, осознаете причины происхождения собственных проблем, желаний и настроений.
Например, подруги со зрительным вектором могут суеверить вместе, ходить к гадалкам, читать гороскопы, увлекаться фен-шуй. Звуковые друзья могут сидеть вместе в депрессиях, говорить о несовершенном мире, бренности бытия или даже увлечься наркотиками.
С любимыми друзьями можно, например, осуждать баб (мужиков), жалуясь на противоположный пол, раз за разом переживая разочарования в личной жизни… И закрепляясь всё больше в этих разрушительных убеждениях, плохих сценариях.
Как же изменить круг общения, изменяя параллельно свою судьбу? Как сформировать его осознанно?
Без осознания себя и других людей это сделать невозможно.
Что мне мешает быть счастливым? Кто я и чего хочу? Моё ли это желание, или позаимствованное у соседа по лестничной клетке? Как узнать человека, который желает того же, что и я? Где найти таких людей? На эти вопросы поможет ответить системный психоанализ.
Все наши преграды, все негативные сценарии, которые заставляют нас двигаться по замкнутому кругу повторяющихся событий, находятся в нашем бессознательном. Точно так же и наши настоящие желания, которые обязательно обеспечены свойствами для их реализации, тоже скрыты в бессознательном.
Осознать себя, свои желания и потребности можно только с помощью системно-векторной психологии. Более того, в процессе системного психоанализа, мы научаемся невероятно глубоко понимать, различать, идентифицировать других людей. Понимать причины всех событий, которые с нами происходят.
И этот навык остаётся с нами навсегда.
С осознанием дела очень просто «настроить» своё окружение на правильный лад, оградить себя от той части, которая оказывает разрушающее влияние, и дополнить его теми людьми, которых в нём недостаёт.
К примеру, человеку со звуковым вектором (обладателю абстрактного мышления и философского ума, искателю смысла жизни), необходимо особое окружение.
Это окружение таких же звуковиков, которые реализуют свою природу – занимаются духовным развитием и самопознанием, работают над собой. Почему? Не потому, что иначе ему не с кем водить философские разговоры.
А потому, что иначе он не реализует свою природу, а значит, так и будет всю жизнь страдать в тяжелых состояниях.
Человек – существо социальное, и не может оградить себя от других людей. Окружение – это необходимость. Оно влияет на человека. Как влияет – зависит от «состава» этого окружения. Как повлиять на себя через окружение? Создать его осознанно.
Как и где искать людей для своего окружения? Хотя бы с помощью Интернета.
Влияние окружения на ребёнка
«Был золотой ребёнок. Попал в плохую компанию и теперь его не узнать…» Знакомо?
На детей окружение имеет ещё более мощное влияние, чем на взрослых. Подражая окружающим сверстникам, дети ранжируются – учатся жить среди других людей. «Подражая» и «ранжируются» – ключевые слова в этом контексте.
В американских школах принято употреблять наркотики, и это настоящая проблема, которую нельзя решить даже на государственном уровне. Не употреблять наркотики в этой среде – значит не ранжироваться. Значит быть «синим чулком», ботаном, хлюпиком, словом, никем не уважаемым, непризнанным. Это — яркий пример того, как дети влияют друг на друга.
Попав под плохое влияние, ребёнок может выйти из-под контроля родителей и серьезно навредить себе.
Однако пытаясь полностью оградить ребёнка от влияния улицы, родители совершают другую ошибку – создают ему плотный график, заполненный интеллектуальным обучением (репетиторы, музыкальная школа, другие кружки).
Всё это на самом деле развивает интеллект, и всё идёт «как надо» до определённого момента, после которого начинаются проблемы (подробнее в статье «Интеллектуальное развитие ребёнка»). Развивая только интеллект (т.е.
верхние вектора, по определению системно-векторной психологии), можно получить обратный эффект – в пубертате такой ребёнок «притянется» в плохую компанию. Это о нем будут говорить: «Какой золотой был ребёнок!»
Ребёнку необходимо ранжироваться среди других детей. Не просто сидеть за партой или в одной комнате. Не быть изгоем, а находить своё место, адаптироваться.
Это ранжирование развивает нижние вектора, то есть ту часть психического, которая должна быть опорой для верхних векторов. Если нижние вектора у подростка не развиты, он вынужден будет ранжироваться среди таких же детей (т.е.
детей с неразвитыми нижними векторами). Это всегда архетипичные «стайки», члены которых не могут адаптироваться в современном мире.
Родитель должен понимать, как происходит развитие ребёнка, видеть системно (а не через себя) его потребности и помогать ему в выборе окружения.
Но самое важное для пап и мам – это самим не стать разрушающим окружением для своего ребёнка. Ведь многие из нас получили максимальное количество психологических травм и якорей именно от родителей. Самые большие и горькие обиды у многих – на родителей. На родителей, которые всегда хотели только самого лучшего, как мы для своих детей…
…
Сила влияния окружения на человека велика. Можно стать жертвой своего окружения. Можно изменить свою жизнь, сознательно изменив окружение. А можно и самому стать окружением для многих…
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Источник: https://vestnik-svp.com/2015/09/sila-vliyaniya-okruzheniya/