Психологизм в романе «герой нашего времени»

Сочинение: Психологизм романа «Герой нашего времени»

(544 слова) Глубокий психологизм является отличительной чертой русской классической литературы. Персонажи наших классиков всегда многогранны, неоднозначны и раскрываются в процессе повествования с совершенно неожиданных сторон.

Лермонтов тонко чувствовал дух своего времени, который он и отразил в своём знаменитом романе «Герой нашего времени».

Произведение Михаила Юрьевича многие критики считают первым русским психоделическим романом, а образ Печорина называют собирательным образом русского романтического героя, отображающим настроения и интересы целого поколения. 

В центре повествования в «Герое нашего времени» находятся не психологические и социальные проблемы высшего слоя, не трудности с которыми сталкиваются персонажи, а всего лишь одна личность, имеющая ряд своих переживаний.

Обратите внимание

Григорий Александрович Печорин – ещё один «лишний человек» в русской классической литературе. Этот персонаж прописан Лермонтовым с учётом всех особенностей эпохи романтизма: он молод, хорош собой, смел и хмур.

Именно такой типаж героев постоянно использовал в своём творчестве английский поэт Байрон, на которого равнялся Михаил Юрьевич. Как и пушкинский Онегин, Печорин не принимает сытой и бездумной жизни светского общества.

Он ищет острых ощущений, неизвестных ему наслаждений, но в итоге всегда скатывается в тоску и апатию к происходящему. Как и все романтики, Печорин стремится к высоким идеалам, грезит великими переменами. Он является настоящим мечтателем, и никак не может примириться с реальностью.

Подобные персонажи существовали во все времена и в каждом обществе. Произведение Лермонтова вскрывает пороки конкретного социального слоя, обнажая звенящую пустоту светской жизни. Люди в эпоху романтизма становятся хмурыми и пассивными уже в молодости, ведь они осознают абсурдность своего бессмысленного существования.

Они не научились любить, поэтому могут лишь тосковать, глядя на то, как другие пытаются наладить свою жизнь. Тонкие, сверхчувствительные романтики слишком впечатлительны. Они много думают о своей жизни, что не приносит молодым людям счастья и покоя. Таковы и Печорин со своими друзьями, знакомыми и возлюбленными.

Ни одна женщина Григория Александровича не может сказать, что по-настоящему любима им, ведь все они служат лишь фоном в придуманной героем действительности. Печорин является масштабным портретом своего поколения: вдумчивым, смелым, но поразительно апатичным к жизни. Герой перманентно находится в состоянии скуки, быстро привыкая к любым изменениям в своей жизни.

И даже ссылка в армию и близость дуэли не могут серьёзно повлиять на состояние героя, которого ничто в жизни уже не удивляет.

В «Герое нашего времени» всё сосредоточено вокруг развития главного персонажа. Печорин как будто подстраивает под себя окружающую реальность. Психологизм романа заключается в том, как изображён внутренний мир Григория Александровича, и как он способен по ходу повествования влиять на развитие сюжета и композицию.

Важно

Один из главных литературных критиков нашей страны, Виссарион Григорьевич Белинский, писал, что последовательность событий в «Герое нашего времени» выстроена так, чтобы автору было удобнее донести до читателей состояние Печорина в тот или иной момент, передать все душевные терзания молодого человека.

Хронология повествования нарушена в угоду раскрытию романтического персонажа, жизнь и переживания которого является для Михаила Юрьевича Лермонтова основой романа.

Помимо явных признаков произведения эпохи романтизма, в «Герое нашего времени» можно отметить некоторые признаки реалистичного жанра. В романе присутствует отчетливый историзм, твёрдо прописанные характеры реально существующих слоёв населения. Отсутствие строго положительных персонажей также позволяет нам усомниться в том, что «Герой нашего времени» — сугубо романтическое произведение.

Психологизм выходит на главные роли именно в эпохе реалистичных произведений, который предвосхищает роман Лермонтова. Образ «лишнего человек» позже будет дорабатываться и совершенствоваться многими советскими и российскими писателями. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов обогатил нашу литературу, добавив в неё новые традиции и особенный взгляд на описание внутреннего мира персонажа.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/514_psihologizm-romana-geroj-nashego-vremeni/

Психологизм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Во время разговора она сидит на лежанке, «повесив голову на грудь», а он стоит перед нею. Автор расположил так героев не случайно. Этим он показывает, что Печорин имеет власть над Бэлой.

Дальше Печорин говорит: «Ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею». Печорин уверен в этом, потому что ему еще никогда ни в чем не отказывали, и он использует все психологические средства воздействия для достижения цели.

В конце концов, это дело его чести.

Камнем преткновения для Бэлы была ее вера. Печорин понимал это и подводил разговор к больной теме постепенно. Автор использует для этого прием градации – усиление мотивации отказа Бэлы.

Очень умело и психологически тонко Печорин построил свой диалог. Он начинает с того, в чем абсолютно уверен. И его вопрос для него содержит отрицательный ответ. И, наконец, подходит к самому сильному, основному мотиву.

Вторую часть разговора Печорин начинает с прилагательных милая и добрая, чтобы растопить немного дрогнувшее сердце девушки, потому что он уже почувствовал свою власть над Бэлой, почувствовал, что она уже стала тянуться к нему, она ему стала верить, настороженность сменилась надеждой.

В разговоре с Бэлой он часто использует местоимение «я», что характеризует его как эгоиста, единоличника, которого волнует только он сам, ему безразличны интересы, чувства и состояние других. Местоимения в своей речи Печорин связывает так: «я хочу», «если ты». По этим мелким деталям общения с Бэлой, по особенности речи Печорина можно судить опять – таки о его эгоизме.

Печорин воздействует на нее психологическим шантажом («если ты …, то я …»). На это она «призадумалась, не спуская с него черных глаз своих», опять пытается искать в нем ответ, и, видимо, найдя его, «улыбнулась ласково».

Совет

Печорин чувствует, что победа уже близка, и, чтобы закрепить ее, требует поцелуя Бэлы, но ее реакция для Печорина неожиданна.<\p>

Лермонтов – мастер жестов, через которые передает психологическое состояние героя.

Жесты Печорина в финале этой сцены говорят о том, что он осознал, что его поспешность неправильна. «Ударил себя в лоб», то есть понял, что «дурак», «осел», «не нужно было так настаивать». Автор показывает стремительность его действий: «выскочил в другую комнату», «как ошпаренный».

Печорин понял, что чуть было все не испортил, потому что чеченские и русские обычаи отличаются. Он рассержен на себя за свою не -сдержанность, и в то же время в нем говорит задетое самолюбие, ведь он получил отказ.

Тщеславие героя задето, поэтому чтобы все-таки добиться своей цели, он заключает пари на то, что «через неделю она будет» его. Это еще раз доказывает, что Бэла была для Печорина вещью, игрушкой, ведь пари можно заключить на вещь, но никак не на живого человека. И теперь для него дело чести – не проиграть.

Заключив пари, Печорин теперь должен был приложить все усилия, чтобы его выиграть. А что это будет нелегко, мы видим.

Печорин добивался расположения Бэлы в основном с помощью подарков.

Сцену прощания Печорина с Бэлой можно назвать психологической кульминацией, так как Печорин в этот раз сильно воздействовал на нее, от этого разговора зависела дальнейшая жизнь героев, это самый напряженный момент в главе.

Она его полюбила, «стала ласковее, доверчивее», не более. Григорий Александрович ей сказал: «Ты свободна». Дать свободу Бэле автор называет «последним средством» в плане психологического давления на героиню.

Она не хочет свободы, ведь Бэла уже нарушила законы своего народа, к тому же уже полюбила Печорина, привыкла к нему. Свобода для нее равносильна смерти: от руки ли своих сородичей, от равнодушия ли Печорина. Свобода для Бэлы – значит жизнь, не связанная чувствами с Печориным, разлука с ним, а на это она уже не сможет пойти.

Обратите внимание

Упоминает Печорин о своей смерти не случайно: он затронул самые нежные струны сердца Бэлы и играет на них. Герой строит свой монолог на градации: «прощай» ( «ты свободна» ( «я должен наказать себя» ( упоминание о возможной смерти ( просит прощение. И он сумел на Бэлу подействовать: ее лицо покрыла «смертельная бледность». Она испугалась разлуки с ним.

Но его слова были несерьезны. Максим Максимович говорил: «Я думаю, он в состоянии был исполнить то, о чем говорил шутя». Он шутит над святыми чувствами любви, которые для него всего лишь «пари», «шутка». Чтобы выиграть пари, все средства хороши.

Реакция Бэлы на слова Печорина была бурной. Она «вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Глаголы передают решительность ее действий, она полностью раскрыла ему душу, потому что не хотела его потерять. Она признала его победу, власть над собой. Печорин полностью «приучил» Бэлу, сделал ее своей собственностью, значит, может распоряжаться ею по своему усмотрению.

Цель Печорина достигнута – пари выиграно. Мы можем предположить, что Григорий Александрович порвет с Бэлой, зная особенности его характера и мотивы поведения.

Почему же герой так эгоистичен, в чем причина его жестокости? Что дает ему право так поступать? Ответ – в исповеди Печорина: «Послушайте, Максим Максимович».

Мы понимаем, что основная черта характера Печорина – эгоизм, крайний индивидуализм. Но что сделало его таким? Исповедь Печорина дает нам возможность разобраться в истоках его эгоизма. Его признание условно можно разделить на несколько частей.

Ключевое слово в первой части его исповеди – «несчастлив» — выдает состояние Печорина. Он осознает, что является причиной несчастья других, в данном случае – Бэлы. Свой монолог он строит на сопоставлении того, что «было» и что «стало». Были положительные задатки, которые выродились в свою противоположность, в пороки.

Закономерный итог своих поисков Печорин располагает по градации: «опротивели» ( «надоело» ( «сердце пусто» ( «стало скучно».

Важно

Григорий Александрович пытался развеять скуку службой на Кавказе, «под чеченскими пулями», но «привык к их жужжанию и к близости смерти». Ему стало «скучнее прежнего».

У него остается «последняя надежда» — надежда на любовь. Любовь – способ реанимировать себя к жизни. Но эта любовь закончилась для него разочарованием. Он самооценивает себя как «глупца». Печорин ошибся. Наступает окончательное разочарование: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Читайте также:  Анализ стихотворения «ленинград» (о. мандельштам)

В последней части монолога ключевым является слово «скучно». Автор использует инверсии при самооценке характера Печорина: «воображение беспокойное», «сердце ненасытное», «к печали легко привыкаю». Его душа не успокоилась, он чего-то ищет.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/psihologizm-romana-mJulermontova-geroj-nashego-vremeni.html

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

  Скачать сочинение

    Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует «душу» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц.

Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, состоянию человека, его жестам и позам. Стиль автора можно назвать психолого-аналитическим.

    Самоанализ Печорина очень глубок, всякое душевное состояние выписано обстоятельно и подробно, анализируется собственное поведение и психологические причины, мотивы и намерения действий.

Доктору Вернеру Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» За видимым в произведении раскрывается существенное, за внешним – внутреннее. Психологизм служит здесь способом обнаружения и познания того, что при первом восприятии кажется загадочным, таинственным и странным.

Важное место в романе, где действие совершается в разных географических точках (у моря, в горах, в степи, в казачьей станице), занимает пейзаж. Восприятие природы в произведении помогает раскрыть внутренний мир героя, его состояние, его восприимчивость к прекрасному. «Я помню, – записывает в своем журнале Печорин, – в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Герой романа близок к природе со всем ее разнообразием, а она действует на его внутренний мир. Печорин убежден, что душа зависит от природы и ее сил. Пейзаж каждой части романа подчинен тому замыслу, который в ней реализуется.

Так, в «Бэле» зарисована кавказская природа (скалы, обрывы, Арагва, снеговые вершины гор), которая противопоставлена северной природе и дисгармонично устроенному обществу.
    Прекрасная и величественная природа контрастна мелким, неизменным интересам людей и их страданиям.

Совет

Беспокойная, капризная стихия моря способствует той романтичности, в какой предстают перед нами контрабандисты из главы «Тамань». Утренний пейзаж, исполненный свежести, включающий золотые облака, составляет экспозицию главы «Максим Максимыч». Природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина.

Перед дуэлью – по контрасту – вводится сияние солнечного света, а после поединка солнце покажется герою тусклым, и лучи его уже не греют. В «Фаталисте» холодный свет сияющих звезд на темно-голубом своде наводит Печорина на философские размышления о предопределении и роке.

    В целом это произведение является социально-психологическим и философским романом, родственным роману-путешествию, близким к путевым запискам. Жанр психологического романа потребовал создания новой романной структуры и особенного психологического сюжета, где Лермонтов отделил автора от героя и расположил повести в особой последовательности.

    «Бэла» представляет собой произведение, соединившее путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке.
    «Максим Максимыч» – рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом.
    «Тамань» – синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой.

    «Княжна Мери» — «светская повесть» психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов «водяного общества».
    «Фаталист» — философская повесть, соединенная с «мистическим рассказом» о роковом выстреле и «таинственном случае».

    Но все эти жанровые формы, отдельные повествования стали у Лермонтова частями единого целого – исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого объединяют все повествование. Предыстория Печорина намеренно исключена, что придает его биографии черты таинственности.

    Интересно узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, самооценка.
    Для Лермонтова всегда были важны не только поступки человека, но их мотивировка, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы.
    Печорин выгодно отличается от остальных персонажей тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его.

    Однако, утверждая свое человеческое достоинство, Печорин активно действует, сопротивляется обстоятельствам на протяжении всего романа. Печорин сам себя судит и казнит, и это его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик – Печорин. Все важное, что было скрыто от людей, окружающих его, живших рядом с ним, любивших его, передано самим Печориным.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00072001184864171866

Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1814-1841. — презентация

1 Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» <\p>

2 Глубокое чувство действитель- ности… богатство содержания… глубокое знание человеческого сердца и современного общества… самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершен- но новый мир искусства. В.Г. Белинский <\p>

3 Словарь Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний человека. Психика – совокупность душевных переживаний, душевный склад. Душевный – внутренний, психический мир человека, его сознание. Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. <\p>

4 Цель работы: 1. Раскрыть, почему роман является психологическим; 2. Показать его значение для развития русской литературы. <\p>

Обратите внимание

5 План. 1. Социально-психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — величайшее открытие XIX века. 2. В чем проявился психологизм романа? Психологически рассчитанный план романа; Психологический портрет героя; Психологизм взаимоотношений героя, его воздействие на людей; Психологизм природы; Психологический анализ – способ решения нравственно-философских проблем; Психология героя как социальное явление. Значение романа для развития русской литературы. <\p>

6 Величайшим открытием в мировой литературе XIX века стало произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман. До него был опыт психологического раскрытия личности (Гёте «Страдания юного Вертера», рассказы Мопассана, «Бедная Лиза» Карамзина, стихотворения Жуковского), но был ограничен – показан в рамках любви. <\p>

7 У Лермонтова психологическая глубина личности, изображение внутренней жизни человека гораздо шире. Он создал социально-психологический и философский роман. Лермонтов первым показал противоречивость человеческой души, которая «едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа». <\p>

8 В чём проявился психологизм в романе? Психологически рассчитанный план. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий с целью шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина, то есть историю его души. На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения. <\p>

9 Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души). 1. Сложный и противоречивый внутренний мир. 2. Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться. 3. Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах. 4. Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века. <\p>

10 «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» М.А. Врубель год. <\p>

11 Психология взаимоотношений героя, его воздействия на людей (Я и общество) Печорин Максим Максимыч Грушницкий «водяное общество» Вернер Вулич <\p>

12 Отношение Печорина к женщинам. Печорин Бэла неизвестная женщина Вера княжна Мери <\p>

13 Психологизм природы. Ф.Д. Константинов г. Кавказ Природа воспринимается героем в связи с его настроением. <\p>

Важно

14 Психологический анализ – способ решения нравственно- философских проблем. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее…» Д.А. Шмаринов. 1941г. <\p>

15 Психология героя как социальное явление. В.Г. Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Иллюстрации М.А. Врубеля и К.А. Савицкого. <\p>

16 Значение романа для русской литературы. За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие. <\p>

17 Значение романа для русской литературы. Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе. <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/454413/

Лермонтов, психологизм романа «Герой нашего времени» Содержание

Лермонтов, психологизм романа «Герой нашего времени»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3

      1. Структура романа…………………………………………………………………………….4
      2. Роман «Герой нашего времени» как психологический.

        …………………………5

Заключение……………………………………………………………………………………………8Список литературы………………………………………………………………………………..

9

Введение

«Герой нашего времени» (написан в 1838—1840) — знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы. Жанр романа — социально-психологический реализм.Своеобразие жанра и композиции романа М. Ю. Лермонтова связано с его главной особенностью. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Поэтому более подробное рассмотрение особенностей данного романа является актуальным.Под психологизмом понимается художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Лермонтов чаще всего использует прямую форму психологизма, непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передаёт эти процессы в виде монолога, диалога, психологического самоанализа.Цель работы — проанализировать психологизм романа «Герой нашего времени».На основании цели работы были поставлены следующие задачи:

      1. Рассмотреть структуру романа;
      2. Проанализировать особенности романа как психологического.

Объект работы — роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Предмет работы — особенности психологизма романа «Герой нашего времени».

1. Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям. Структура романа такова:- Предисловие; — ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Бэла II. Максим Максимыч — Журнал Печорина Предисловие I.

Тамань — ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина) II. Княжна Мери Хронологический же порядок частей таков:

  • «Тамань»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Бэла»;
  • «Фаталист»;
  • «Максим Максимыч».

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет1.

Рассмотрим более подробно, в чем же заключается психологизм романа?

      1. Роман «Герой нашего времени» как психологический

Не хронологический порядок повестей создаёт психологизм. Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него — эксперименты.

Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту «вечную грусть» героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина.

На композиционном уровне внутри каждой части Лермонтов прибегает отнюдь не к техническому, а к впечатляющему монтажу.

Неукоснительно соблюдая принцип вторичной значимости сюжетных перипетий по сравнению с логикой приближения к психологическому «ядру» поступка, Лермонтов дробит действие.

Так, например, сюжетно-эмоциональная кульминация «Княжны Мери», эпизод ночи перед дуэлью, и сама дуэль разъединяются в тексте отсрочкой и резкой сменой обстоятельств действия (то есть условий заполнения дневника): «И, может быть, я завтра умру!. .. и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно… Вот уже полтора месяца, как я в крепости N; Максим Максимыч ушёл на охоту»2

Таким образом, из комплекса читательских впечатлений временно исключается «нецелесообразное» внимание к чистому событийному ряду. Композиционная сложность романа неразрывно связана со сложным психологическим образом, который присущ Печорину.

Можно сказать, что противоречивость и неоднозначность характера главного героя проявлялись не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении главного героя с другими образами романа. Вот почему автор не сразу пришел к композиционному решению романа, благодаря которому мы приближаемся к Печорину.

Специфическое взаимодействие пространства и времени в произведении создает своеобразный кинематографический эффект, благодаря которому все душевные потрясения героя, его психологическое состояние представляется читателю постоянным, непрерывным фактом, который не устраняется сменой конкретных сюжетных событий.

Таким образом, пространство и время главного героя и сюжета в произведении существуют параллельно.

«Бэла» и «Максим Максимыч» дают полную экспозицию героя: от общего плана («Бэла») сделан переход к крупному — теперь пора перейти к психологической разработке.

По окончании прочтения «Бэлы» образ Печорина для читателя остается загадкой; настроенный критично штабс-капитан («Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?») еще больше усиливает загадочность, при этом внося в черты портрета главного героя несколько вульгарный демонизм.

«Тамань», хотя и была написана, по всей видимости, вне прямой связи с романом в целом, но включена в «Героя нашего времени», словно сюжетное и психологическое «противоядие» итогу повестей «Бэла» и «Максим Максимыч».

Если в «Бэле» читателю еще может почудиться налет наивного «руссоизма», то в «Тамини» он просто исчезает.

Совет

По правде говоря, Печорин уже в «Бэле» говорит о том, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», но это можно отнести как раз за счет «демонизма». В повести «Тамань» Печорин, который опять погнался за «любовью дикарки», терпит полное поражение, оказываясь на краю гибели.

3<\p>

Поэтому после такого поражения Печорину приходится покинуть мир «дикарок» и вернуться в мир «знатных» барынь и барышень. Так мы переходим от «Тамани» к «Княжне Мери».

<\p>

В «Тамани» линия Печорина, особенности его поведения опускаются, а в «Княжне Мэри» опять поднимаются, так как мы знакомимся не только с поступками главного героя, а и с его мыслями, стремлениями, жалобами — и всё это заканчивается многозначительным «стихотворением в прозе».

Смысл его выходит за пределы мелкой возни с княжной Мери и с Грушницким: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце»4…

Однако больших битв и бурь ему не дождаться, — и самое большее — что он опять, как это было уже не раз, окажется на краю гибели — и не погибнет.<\p>

Таким образом читатель переходит к повести «Фаталист», которая является эпилогом.

Но при этом в хронологии событий описанное в «Фаталисте» событие не является последним, так как встреча с Максимом Максимычем и отъезд главного героя в Персию происходят намного позже.В этом смысле эпилогом бы считалось предисловие к «Журналу Печорина», так как именно в нем сообщается новость о том, что герой умер, подводятся некоторые итоги жизни Печорина.

Получается, что о смерти Печорина сообщается в середине произведения, без подробностей. Новость подается как простая биографическая справка, с ошеломляющим своей неожиданностью переходом: «Это известие меня очень обрадовало».

Таким образом автор освобождается от необходимости заканчивать произведение гибелью Печорина. Такое решение дает Лермонтову возможность закончить роман на мажорной ноте: Печорин спасся от смерти и совершил смелый и полезный поступок (первый раз на протяжении всего романа), при этом он не был связан ни какими «пустыми страстями», так как тема любви в повести «Фаталист» отсутствует5.

Заключение

Роман «Герой нашего времени» можно с уверенностью назвать первым в русской прозе «личным» (согласно терминологии французской литературы), либо «аналитическим» романом, так как его сюжетным и идейным центром является не биография, а характер и личность героя, его душевная жизнь, переживания и мысли, отображенные как процесс.

Обратите внимание

К подлинному психологизму Лермонтова привели именно повышенный интерес к внутренним особенностям личности человека и его характера. Усложнение представлений читателя о душевной сложности человека, многомерности структуры человеческой личности — одна из главных заслуг автора.

Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

Список литературы

      1. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова./Полное собрание сочинений. Т. IV. — М.: АН СССР, 1954.
      2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. — М.: Правда, 1969. // 1-е изд.: Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. — СПб., 1840.
      3. Эйхенбаум Б. М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 125—162.

Источник: http://l.120-bal.ru/psihologiya/35166/index.html

Психологизм романа “Герои нашего времени”

В прозе Лермонтов выявил свой колоссальный талант писа – теля-психолога. Если прозу Пушкина можно назвать предпсихо – логической, потому что он не рисует реалистичных героев, спо­собных к глубокому самоанализу, то тонкое самонаблюдение за собой и прочими людьми, которое проявляет Печорин, в отечест­венной литературе было открытием.

Конечно, зная и понимая людей, видя насквозь их мотивы не только инстинктивно, как это, допустим, мог делать тот же Евге­ний Онегин, но во всеоружии трезвящего слова, Печорин был бе­зумно одинок, ещё более, нежели его пушкинский предшествен­ник.

Чёткое осознание проблемы, острота переживаний при понимании неустранимости существующего положения вещей особенно тягостны. Поэтому сам поэт был озлоблен и… несча­стен. “Люблю мечты моей созданье…”, — написал он, и вовсе не потому, что бежал от реальности.

Напротив, он страстно стре­мился в реальный мир, но душа нормального человека всегда хо­чет любить прекрасное, и она начинает его выдумывать, если не находит в действительности.

Помимо того, что творчество Лермонтова является неким <\p>

во­доразделом между Золотым веком русской поэзии и последую­щим безвременьем, оно всецело ориентировано на будущее и на развитие. Его переживания и вызов существующему закаляет душу и усиливает готовность самому противостоять серости, ли­цемерию и невежеству в нашей жизни.

В учебнике определение психологического романа дано на стр. 300. Определение это представляется громоздким и не впол­не ясным. В литературоведческом словаре учебника (2-я часть) определения этого термина нет.

Психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании челове­ческой души во всех её проявлениях.

Важно

Приёмами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других пер­сонажей, авторский анализ характера.

Лермонтов в романе “Герой нашего времени” пользуется всеми названными приёмами.

Глоссарий:

  • психологизм романа герой нашего времени
  • психологизм в романе герой нашего времени
  • сочинение на тему психологизм романа герой нашего времени
  • психологизм романа герой нашего времени сочинение
  • сочинение психологизм романа герой нашего времени

(Пока оценок нет)
Loading…

Жизненные ценности сочинение 15.3 по тексту романова.

Психологизм романа “Герои нашего времени”

Categories: Сочинения по литературе

Источник: https://ege-essay.ru/psihologizm-romana-geroi-nashego-vremeni/

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин — это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста.

Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча.

Совет

Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела.

Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц.

То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча — простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству.

У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки.

Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

Обратите внимание

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг — все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом».

Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки…»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности.

Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности.

В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом».

За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем — духом сомнения и отрицания.

Важно

Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери.

Из всех женщин Печорин выбирает только Веру — единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера.

«Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», — говорит Вера.

Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя — очередное препятствие, испытание, вызов.

«Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен.

«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», — холодно говорит он.

Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала.

Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы — все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.

Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.

Совет

Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа.

Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности.

В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках.

Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром.

Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман.

Обратите внимание

История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни.

Человек — целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души — необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

Источник: http://5litra.ru/soch/1002-geroy-nashego-vremeni-m-lermontova-kak-psihologicheskiy-roman.html

«Герой нашего времени» Лермонтова как психологический роман

Лермонтов создал свой роман в очень непростое время. Именно поэтому главный герой романа получился разочарованным в жизни, одиноким эгоистом. Печорин – личность поистине уникальная. Он умен, решителен, расчетлив. Исходя из этого сложно осмелиться назвать Печорина героем.

На его совести есть поступки, несвойственные героям. Достаточно вспомнить как он поступил с Мэри. Он влюбил в себя девушку, а затем бросил. Ему было все равно на страдания девушки. Мэри эта ситуация помогла стать духовнее. А Печорин показал своим поступком неуважение к женщинам.

Но в жизни героя появляется женщина, благодаря которой он понимает, что способен на сильные и глубокие чувства. А когда Печорин понимает, что может потерять любимую, его переполняют чувства. Он осознает – Вера ему дороже собственной жизни. Даже безумно любя эту женщину он разбивает ей сердце.

По какой-то странной закономерности Печорин приносят людям несчастья. Из-за него гибнут люди, женщины страдают.

Рассмотрим его дуэль с Грушницким. В начале дуэли Печорин пытается помириться с оппонентом. Но тот не обращает никакого внимания на все попытки Печорина и стреляет первым. Пуля задевает колено. Печорин стреляет в ответ, уже не думая о пощаде. Никакой радости поражение противника нашему герою не приносит. На мой взгляд, в этой дуэли не было никакого смысла и ее можно было избежать.

Хочется отметить умение Печорина критиковать не только окружающих, но и себя. И сам себя ненавидит он за свой эгоизм.

Про себя Печорин рассказывает, что в молодости он был совсем другим: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешек, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли…».

Важно

Исходя из его слов становится понятно, что в черствости и эгоизме героя виновато окружающее его общество. Как личность наш герой формировался в высшем свете и это наложило отпечаток на него.

В «Дневнике Печорина» мы видим полный психологический анализ. Лермонтов показывает все особенности души героя, его переживания, мотивы. Через анализ характера и чувств Печорина мы видим все социальные проблемы того времени. Довольно жесткому психологическому анализу автор подвергает всю эпоху.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В романе раскрыты основные проблемы человечества – любовные неурядицы, самовлюбленность и эгоистичность человека, конфликт разных культур. Проблема культур очень глубоко описана. Никто не мог предположить к каким последствиям приведет увлеченность Печорина дочерью горца. А последствия оказались весьма трагичны.

Роман «Герой нашего времени» – это зеркало, в котором отображается все поколение той эпохи.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/04/geroj-nashego-vremeni-kak-psihologicheskij-roman.html

Ссылка на основную публикацию