Сочинение на тему Маленький человек в рассказе Смерть Чиновника, Чехов читать бесплатно
Маленький человек
«Маленький человек» — это образ, который стал классическим для русской литературы XIX века. Впервые такой персонаж появился в рассказе А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (1830), а затем данную традицию продолжил и Н. В. Гоголь в повести «Шинель» (1842).
Не смог обойти стороной эту тему и Чехов. Ей он посвятил несколько своих произведений, в числе которых оказался также рассказ «Смерть чиновника», созданный в 1883 году.
Главный герой произведения — Иван Дмитрич Червяков имеет «говорящую» фамилию, что уже сообщает нам о том, что его положение в обществе сравнимо с размером этого крохотного ничтожного существа — червяка. Кроме того, в начале рассказа Чехов пишет, что Червяков служит экзекутором, то есть следит за хозяйством и наводит порядок в канцелярии.
Должность эта сама по себе незначительная, и ощущает себя Червяков в соответствии с ней. Ему, как и любому другому «маленькому человеку», свойственно испытывать слепое благоговение и страх перед начальством. Это приводит к тому, что, случайно чихнув во время спектакля и «обрызгав» впередисидящего генерала Бризжалова, Иван Дмитрич не просто «сконфуживается», а полностью лишается покоя.
Но вместо того, чтобы робко извиниться и скрыться с глаз долой от «обиженного» чиновника, Червяков вдруг проявляет удивительную смелость и назойливость. Он начинает преследовать Бризжалова, пытаясь выпросить у того прощение за содеянное.
Такое поведение несвойственно героям произведений Пушкина и Гоголя. Станционный смотритель Самсон Вырин и «вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин, напротив, решались обратиться к «значительным лицам» лишь тогда, когда от этого зависела их жизнь. Вырин таким образом пытался вернуть свою дочь, а Башмачкин — украденную шинель.
Но Червяков же преследует Бризжалова, которому вовсе нет дела до произошедшего инцидента. «Какие пустяки… Бог знает что!» — говорит генерал Ивану Дмитричу. Но в его словах экзекутору видится скрытый смысл: «Говорить не хочет… Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
«Маленький человек» Иван Дмитрич Червяков значительно отличается от своих литературных предшественников. И в этом новаторство Чехова, который адаптирует образ героя в соответствии с реальным положением вещей в современной ему (писателю) России.
Во времена Чехова появилось много таких беспокойных и вовсе не угнетенных мелких чиновников, которые своей назойливостью мешали жить «их превосходительствам». В данном контексте даже смерть Червякова, очень напоминающая смерть Башмачкина, выглядит комично.
Герой умирает вовсе не оттого, что на него накричал доведенный до бешенства генерал Бризжалов. Иван Дмитрич просто не находит себе места в мире, где его принципы слепого почитания пусть не своего, но хотя бы «чужого» начальства и преклонения перед важными персонами идут вразрез с реальностью.
см. также:
Сочинения по произведению Смерть Чиновника, Чехов
Характеристики главных героев произведения Смерть Чиновника, Чехов
Краткое содержание Смерть Чиновника, Чехов
Краткая биография Антона Чехова
Источник: https://www.sdamna5.ru/malenky_chelovek_smert_chinovnika
“Смерть чиновника” Чехова
Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.
Поразительно, но эти ранние пробы пера ничуть не уступают зрелым произведениям уже состоявшегося литератора. Чехов вообще ценил лаконизм и неукоснительно следовал правилу «писать талантливо – то есть коротко». Он никогда не писал по-толстовски длинно, скрупулезно не подбирал слова, как Гоголь, пространно не философствовал, как Достоевский.
Чеховские произведения просты и понятны, «его Муза, – говорил Набоков, – одета в будничное». Но в этой гениальной будничности и заключается творческий метод прозаика. Именно так пишут по-чеховски.
Одним из примеров ранней прозы Антона Павловича является юмористический сборник «Пестрые рассказы». Он неоднократно редактировался самим автором. Большинство произведений стали хрестоматийными, а их сюжеты мифологизировались. Это рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Смерть чиновника» и другие.
История экзекутора Червякова
В 80-е годы Чехов активно сотрудничал с московскими и петербургскими печатными изданиями («Будильник», «Стрекоза», «Осколки» и другие).
Талантливый молодой литератор, подписывавшийся именем Антоша Чехонте, выдавал десятки коротких смешных историй, которые пользовались большой популярностью у читательской аудитории.
Свои истории автор никогда не выдумывал, а подсматривал, подслушивал в жизни. Любой анекдот он умел превратить в остроумный рассказ.
Однажды хороший приятель семьи Чеховых Владимир Петрович Бегичев (писатель, управляющий московских театров) рассказал занятную историю о том, как один человек случайно чихнул на другого в театре. Он так разволновался, что на следующий день пришел просить прощения за произошедший конфуз.
Над случаем, рассказанным Бегичевым, все посмеялись и забыли. Все, кроме Чехова. Тогда его воображение уже рисовало образы экзекутора Ивана Дмитриевича Червякова в наглухо застегнутом вицмундире и статского генерала Бризжалова из ведомства путей сообщения. А в 1883 году на страницах журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Смерть чиновника» с подзаголовком «Случай».
По сюжету блестящий экзекутор Иван Дмитриевич Червяков отправляется в театр, чтобы посмотреть «Корневильские колокола». В приподнятом настроении он усаживается в ложу и наслаждается действом на сцене.
На минуту оторвавшись от бинокля, он окидывает блаженным взглядом зрительный зал и совершенно случайно чихает. Такой конфуз может произойти с каждым человеком и, прекрасный экзекутор Червяков не исключение. Но вот незадача – он обрызгал лысину впереди сидящего человека.
К ужасу Червякова им оказывается статский генерал Бризжалов, что ведает путями сообщения.
Червяков деликатно просит прощения, но Бризжалов лишь махает рукой – пустяки! До самого антракта экзекутор сидит как на иголках, «Корневильские колокола» больше не занимают его. В перерыве он отыскивает генерала Бризжалова и рассыпается в извинениях. Генерал небрежно отмахивается: «Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же!».
Посоветовавшись с женой, на следующий день Червяков появляется в приемной Бризжалова. Он собирается пояснить высокопоставленному лицу, что чихнул не нарочно, без всякого злого умысла. Но генерал слишком занят, в спешке он несколько раз бросает, что это, право, смешно извиняться за такое.
Целый вечер бедный чиновник бьется над текстом письма для Бризжалова, однако изложить слова на бумаге не удается. Так что Червяков вновь отправляется в генеральскую приемную для личной беседы. Увидев надоедливого посетителя, Бризжалов затрясся и гаркнул «Пошел вон!!!».
Тогда в животе у несчастного Червякова что-то оборвалось. В беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».
Новый «маленький человек»
В печатном варианте рассказ «Смерть чиновника» занимает всего две страницы. Но вместе с тем является частью масштабной панорамы пестрой человеческой жизни, которую рисует Чехов. В частности, произведение затрагивает проблему «маленького человека», которой очень интересовался писатель.
На тот момент эта тема в литературе была не нова. Она разрабатывалась Пушкиным в «Станционном смотрителе», Достоевским в «Бедных людях», Гоголем в «Шинели».
Чехову так же, как и литературным предшественникам, были противны подавление человеческой личности, деление на чины и неоправданные привилегии, которыми пользуются сильные мира. Однако автор «Смерти чиновника» смотрит на «маленького человека» под новым углом.
Его герой больше не вызывает жалости, он противен, потому что добровольно лебезит, заискивает и рабски пресмыкается.
Холодок в отношении к чеховскому чиновнику возникает с первых же строк рассказа. Добиться этого автору удается при помощи говорящей фамилии Червяков. Чтобы усилить комический эффект, писатель использует эпитет «прекрасный».
Итак, в шикарной театральной ложе в застегнутом на все пуговицы и тщательно выглаженном вицмундире с изящным биноклем в руке сидит прекрасный экзекутор Иван Дмитриевич… и вдруг – Червяков! Совершенно неожиданный поворот событий.
Дальнейшие действия Ивана Дмитриевича, его комическая докучливость, мерзкое пресмыкание, чинопочитание и рабский страх только подтверждают его неблагозвучную фамилию. В свою очередь генерал Бризжалов негативных эмоций не вызывает. Он выставляет Червякова вон только после того, как тот в конец замучил его своими визитами.
Можно подумать, что Червяков умер от испытанного страха. Но нет! Чехов «умертвляет» своего героя по другой причине. Иван Дмитриевич просил прощения не из-за того, что боялся расправы со стороны генерала. На самом деле Бризжалов никакого отношения к его ведомству не имел. Экзекутор Червяков просто не мог действовать по-другому. Такую модель поведения диктовало его рабское сознание.
Если бы генерал наорал на Червякова в театре, высокомерно пристыдил или осыпал угрозами, наш экзекутор был бы спокоен. Но Бризжалов, вопреки своему высокому чину, отнесся к Червякову, как к равному.
Привычная схема, по которой все эти годы жил Червяков, больше не работала. Его мир рухнул. Идея оказалась осмеянной. Жизнь для прекрасного экзекутора потеряла смысл.
Именно поэтому он лег на диван и умер, не снимая вицмундира, который был для него главной человеческой характеристикой.
Чехов раньше своих современников решил расширить тему «маленького человека».
Спустя несколько лет после выхода «Смерти чиновника» Антон Павлович писал своему старшему брату Александру (также литератору), чтобы тот прекратил описывать униженных и угнетенных коллежских регистраторов.
По мнению Чехова-младшего, эта тема утратила актуальность и явно отдавала нафталином. Куда интереснее показать регистратора, который превращает жизнь «его превосходительства» в сущий ад.
Смерть главного героя
Больше всего писателю претила рабская философия, что на корню уничтожает зачатки человеческой личности. Именно поэтому Чехов без тени жалости «убивает» своего Червякова.
Главный герой для автора не человек, а машина с несколькими простейшими установками, а потому его смерть не воспринимается всерьез. Чтобы подчеркнуть комичную абсурдность происходящего вместо конечного «умер», «скончался» или «погиб» автор использует просторечный глагол «помер».
Абсурдный реализм Антона Чехова
После того, как рассказ «Смерть чиновника», появился в «Осколках», многие критики обвиняли Чехова, что он сочинил какую-то нелепицу. Ведь не может же человек лечь на диван и просто так умереть от огорчения! Антон Павлович лишь со свойственной ему добродушной насмешливостью разводил руками – рассказ не менее абсурдный, чем сама жизнь.
Еще один поучительный юмористический рассказ Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы. Как всегда, Чехов умело высмеивает людей, которые всегда знают, как и что нужно делать, стараясь выставить других – глупцами.
Рекомендуем прочитать краткое содержание рассказа Чехова “Размазня”, в котором изучается важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»
Позже биографы писателя нашли среди его личных бумаг письмо от приятеля из родного Таганрога. В письме говорилось, что городской почтмейстер пригрозил провинившемуся чиновнику отдать его под суд. Тот пытался попросить прощения, а после неудачи пошел в городской сад и повесился.
Несмотря на критические выпады современников, Чехов был не меньше реалист, чем Толстой и Достоевский, просто для описания действительности он использовал другие художественные инструменты – юмор, сатиру, иронию.
Работая в малом прозаическом жанре, он не мог позволить себе роскошь пространных описаний и внутренних монологов. Поэтому в «Смерти чиновника», как и в большинстве других рассказов, образ автора отсутствует.
Чехов не дает оценку поступкам своих героев, он лишь их описывает. Право делать выводы остается за читателем.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/smert-chinovnika-chekhova.html
Проблема «маленького» человека в рассказах А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
Надо победить в себе раба.
А. Чехов
Даже в самом начале своего творческого пути А. П. Чехов не удовлетворялся написанием просто смешных или забавных рассказов.
Пристально вглядываясь в окружающую его жизнь, писатель явственно понимал, что даже в обыденном существовании рядовых людей тесно переплелись юмор и трагедия, но сами люди этого не видят и не понимают.
Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам, надеясь, что «имеющий глаза — увидит». Таковы и коротенькие рассказы «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника».
В первом рассказе мы становимся свидетелями сцены встречи двух давних друзей детства, которые от неожиданного счастья не только «облобызались и устремили друг на друга глаза», но и «были приятно ошеломлены».
С самых первых строк рассказа Чехов дает нам, на его взгляд, очень исчерпывающее описание приятелей: толстый и тонкий. Это словно является характеристикой их общественного положения, а в мире, где правит чинопочитание и жесткая социальная иерархия, которые и определяют все поведение человека, такого описания действительно предостаточно, поскольку даже имена становятся не важны.
Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего детства. Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несовместимого статуса.
Разительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг «уже до тайного дослужился» и имеет «две звезды».
Мастер детали, Чехов с иронией описывает, как лицо тонкого «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой», а сам он «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…
» Моментально изменилась и речь этого человека — чего стоит одно его «хи-хи-с!»
Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заискивание бывшего приятеля: «Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» Но как переубедить человека, у которого на лице «было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что тайного советника «стошнило». Радостная, искренняя беседа подошла к логическому завершению.
Как тонко и мастерски Чехов высмеивает подобных людей, даже не прибегая к гротеску, а просто показывая нам короткую зарисовку общественной жизни.
Еще более трагично заканчивается рассказ «Смерть чиновника», но неожиданная концовка не только не снижает, но, наоборот, углубляет сатирическое изображение еще одного «маленького человека». Материал с сайта //iEssay.ru
Все дело в том, что однажды, находясь в театре, «прекрасный экземпляр» Червяков случайно чихнул на лысину сидящего перед ним статского генерала. И на этом закончилось его «блаженство» и началось мучительное «беспокойство».
Стараясь убедить генерала (хоть он и «не мой начальник, чужой») в том, что его проступок ненарочен, случаен, Червяков начинает свое преследование с целью извинения.
Он пристает к генералу, давным-давно простившему его, в театре, надоедает ему в последующие дни, приходя в приемную, опасаясь страшных для себя последствий и не желая понимать простейших человеческих слов.
В конце концов он так надоел генералу, что вывел его из себя, спровоцировав на грубость: «Пошел вон!!!» И в этот момент, видимо, от ужаса своего положения, «в животе у Червякова что-то оторвалось», он пришел домой, «лег на диван и… помер».
<\p>
В этих рассказах «маленькие» люди кажутся нам жалкими, вызывающими смех и даже чувство отвращения. Вся их беда в том, что они, некритично принимая общественные нормы, сами принижают себя, добровольно занимая позицию «маленьких», «униженных и оскорбленных». Этим людям незнакомо чувство чести, собственного достоинства, и поэтому они всегда, даже при повышении в должности, обречены играть роли холопов и лакеев перед вышестоящими. Самое страшное, что подобную мораль они передают своим детям, внукам.
Вот уж, действительно, «надо победить в себе раба», чтобы суметь подняться не только над собой, но и над обстоятельствами.
На этой странице материал по темам:
- маленький человек в рассказе толстый и тонкий
- чехов толстый и тонкий ,смерть чиновника
- хи хи в рассказах чехова
- небольшое сочинение чехова смерть чиновника
- развитие темы маленького человека в рассказе смерть чиновника
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/ch/chehov/sochineniya/obshhie-temy/problema-malenkogo-cheloveka-v-rasskazah-a.-p.-chehova-tolstyj-i-tonkij-smert-chinovnika
Антон Павлович Чехов Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника» – презентация
1 Антон Павлович Чехов Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника» <\p>
2 Слово о писателе «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Л. Н. Толстой В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…». А. М. Горький <\p>
3 «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери» Годы жизни: – Место рождения: г. Таганрог Отец: Павел Егорович Чехов, владелец бакалейной лавки Мать: Евгения Яковлевна <\p>
4 «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды» Псевдонимы (более 50): Антоша Чехонте Человек без селезёнки Брат моего брата Дон – Антонио Чехонте Ч. Хонте Акакий Тарантулов Шиллер Шекспирович Гете Дяденька Архип Индейкин <\p>
5 Творчество Герой: средний человек из самых разных социальных слоев и групп Объект изображения: обыденная повседневная жизнь Сборники: «Пёстрые рассказы» и «Невинные речи» <\p>
6 Творчество в 1890-е годы Главная тема: разоблачение иллюзий, смешных претензий, ложных представлений, убивающих живое чувство Позиция писателя: у человека всегда есть выбор между естественным и искусственным, истинным и ложным, безнравственным и нравственным Рассказы и повести: «Попрыгунья», «Палата 6», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Дама с собачкой» <\p>
7 Чехов – драматург Художественный театр К.С. Станиславского и Вл.И. Немирович- Данченко «Чайка» «Дядя Ваня» «Три сестры» «Вишнёвый сад» <\p>
8 «… в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то … детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре. … И вместе угадывалось что-то более глубокое…” В. Г. Короленко. “Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества”. И.Е.Репин. А.П.Чехов г. Фото Х. Бабаева А.П.Чехов. Портрет И.Э. Браза, 1898 г. <\p>
9 Тема «маленького человека» в русской литературе «Маленький человек» велик в своем сопротивлении жизненным обстоятельствам и неизбежно гибнет под его натиском <\p>
10 Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема маленького человека это сквозная тема русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек». Одно из определений предложено исследователем литературы А.А. Аникиным: «Маленький человек» – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.». <\p>
11 Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Само понятие “маленький человек” появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие “маленький человек” ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе? Первый период развития русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, воины. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени: Пётр I строил сильное государство. Классицистов волновали потребности государства и человек как гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны личные потребности и переживания людей. <\p>
12 Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, чиновников в своих “Петербургских повестях”. Особенно значима для раскрытия этой темы повесть “Шинель”, которая имела огромное значение для всей последующей литературы. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, “отозвавшись” в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. <\p>
13 Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. «Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. «Душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Нам кажется, что Н. В. Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать робость души героя, и, даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по – прежнему остался лишь «маленьким человеком». Н. В. Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка. <\p>
14 Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника! <\p>
15 Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» – мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» – вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм. <\p>
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1017443/
Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова
Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского.
Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.
Так, в рассказе “Смерть чиновника” мы видим переосмысленный образ, и новаторство писателя состоит здесь в том, что этот маленький человек и генерал как бы меняются местами – теперь не начальник издевается над подопечным, а маленький чиновник докучает высокопоставленной особе.
Да и сам генерал предстает перед читателем не в образе злого угнетателя, не дающего спокойно жить подчиненному, а, напротив, его образ дан Чеховым нейтрально. Писатель намерено делает такую перемену ролей, чтобы как можно ярче и выразительнее изобразить маленького человека.
Червяков из “твари дрожащей” превращается в настойчивого человека, способного несколько раз обеспокоить генерала с просьбой извинить его за то, что “обрызгал вашество”. Он считает себя виноватым и требует от него наказания или упрека за свою оплошность.
Червяков пять раз приходит извиняться и каждый раз удивляется и даже пугается тому, что генерал реагирует на его появление не так, как он ожидает.
Маленький человек, следуя так называемым порядкам, которые, в его понимании, всегда должны существовать между лицом высокого чина и его подопечными, не может принять факт своей “безнаказанности”. Из-за такого стереотипного мышления Червяков не может перебороть в себе внутреннюю необходимость пресмыкания перед высокопоставленным лицом.
Но также как и Беликов, герой рассказа “Человек в футляре”, он в каком-то смысле даже доволен положением маленького человека. Эти герои живут той жизнью, которую сами себе создали и которая вполне соответствует их характеру и внутреннему миру. В этом и заключается маленькое счастье этих маленьких людей.
Они следуют лишь своим личным убеждениям и не заботятся о том, как тот или иной их поступок отразится на судьбе окружающих их людей. Так, например, Беликов всю свою жизнь проводит как в футляре: носит темные очки, фуфайку, уши закладывает ватой, а когда садится на извозчика, приказывает поднимать верх.
Также и зонтик, и часы, и перочинный нож находятся у него в футлярчиках. Дом Беликова символизирует собой идеал, который он всегда стремился воплотить в жизнь и создать вокруг себя: “халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло!”.
Он не понимает, что в силу своих странностей держит в страхе весь город. Также и Червяков своим поведением сильно докучает генералу. Но просит он прощения не из-за угрызений совести и не из-за того, что посчитал свой поступок действительно дерзким по отношению к такому высокому чину.
Червяков извиняется перед Бризжаловым из-за стереотипов, засевших в его сознании. Он, как и Беликов, опасается “как бы чего не вышло”, если эти стереотипы не будут повторены.
В своих рассказах Чехов изобразил маленьких людей, не понимающих, что именно их характер и поведение, которыми они довольствуются и не стремятся развить от худшего к лучшему, делают их жизнь “маленькой” и нарушают спокойствие окружающих их людей.
Также в образах Беликова и Червякова присутствуют комические и трагические черты. Комичны настойчивость и пафос Червякова, с которыми он обращается с извинениями к Бризжалову.
Трагичен образ Беликова – смерть воспринимается им не как возможность предстать перед богом, а как способ абсолютного воплощения его идеала.
Поэтому в гробу у него было “кроткое, приятное, даже веселое” выражение лица, так как он все же оказался в “футляре”.
Чеховский образ маленького человека мы видим и в рассказе “Хамелеон”. Здесь новаторство заключается в изображении конфликта, или, скорее, в его фактическом отсутствии. Таким образом, предметом изображения оказывается сам маленький человек как личность. Необычным оказывается выбор основной детали, характеризующей главного героя Очумелова.
Для его раскрытия Чехов использует большое количество повторений. Несколько раз меняется реакция Очумелова на происшествие, свидетелем которого он оказывается, в зависимости от ответа на вопрос: “Чья это собака?”.
Таким образом, полицейский надзиратель представлен здесь как человек, с одной стороны, неподдающийся чужому влиянию, с другой – также обладающий стереотипом мышления. Для него все генеральское лучше “негенеральского”. На примере образа полицейского Чехов обыгрывает русскую поговорку: “Бросает то в жар, то в холод”.
Очумелов постоянно просит своего подчиненного то снять, то надеть на него пальто, так как явно чувствует внутренний дискомфорт из-за неопределенности сложившейся ситуации.
Чехов переосмысливает образ маленького человека; к чертам, вызывающим жалость и сочувствие, он добавляет отрицательные качества, которые сам не приемлет. Это чинопочитание, ограниченность мышления. Такое новое освещение этого образа делает его более выразительным и заставляет еще раз задуматься над его сущностью.
Источник: https://home-task.com/obraz-malenkogo-cheloveka-i-ego-pereosmyslenie-v-rasskazax-antona-chexova/