Образ прекрасной дамы в стихотворении а. блока «в ресторане»

Образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока. Сочинение

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл.

Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ – вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты.

А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной – Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Обратите внимание

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом!Но риза девственная зрима…Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине…Я упоён великой тайной…В сердце надежды нездешние…

Жду я холодного дня…

Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она – «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в

Зарево белое, жёлтое, красное…

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, – это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?

Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.

Источник: https://litera.su/learner/all-works/blok-a-a/image-of-the-beautiful-lady-in-bloks-works

Анализ стихотворения А.Блока “В ресторане”

В ресторане

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки… Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Важно

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Стихотворение А.Блока “В ресторане” написано в 1910 году спустя 4 года после стихотворения “Незнакомка” и 7 лет после выхода в “Северных цветах” поэтического дневника Блока, цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Еще в 1901 году в стихотворении “Предчувствую тебя…”, входящем в цикл, поэт пророчески написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Действительно, образ Прекрасной Дамы с 1901 года в творчестве Блока очень сильно трансформировался. Если в “Стихах о Прекрасной Даме” мы видим поэтический, идеальный и потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении “Незнакомка” эта наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы исчезла. Здесь появляется мотив сомнения в реальности образа Прекрасной Дамы:

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Образ таинственной Незнакомки приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, “медленно пройдя меж пьяными”. Пошлость земного мира не вяжется в голове лирического героя с идеальным женским образом. Образ Прекрасной Дамы окончательно приобретает земные черты в стихотворении “В ресторане”. Сложные взаимоотношения Блока с женой Л.

Д. Менделеевой, многочисленные увлечения обоих супругов “на стороне” не могли не сказаться на мировоззрении А.Блока. Новой музой поэта стала актриса и художница Ольга Судейкина. Несмотря на то что Блок был знаком с ней с самого детства и никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную, именно ей он посвящает стихотворение “В ресторане”.

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных.

Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает  у нее лишь скуку и обреченность:

И этот влюблен…

Совет

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря») и золотого («золотой аи») у Блока символизирует разрушение.

Недаром бледное небо «сожжено пожаром зари», а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном – желтое на желтом.

Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность «чуть заметным дрожаньем руки» и «движеньем испуганной птицы».

И эта своеобразная дуэль происходит «в переполненном зале»,  под аккомпанемент целой какофонии звуков: «исступленно запели смычки», «монисто бренчало», «цыганка визжала заре о любви».
И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с “Незнакомкой”. Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка: 

И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»
А сама героиня возникает как будто во сне: «Ты прошла, словно сон мой легка…»
Все это уже было в четыре года назад в “Незнакомке”. Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места.

Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда, «из глуби зеркал», подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь.

Визжащая о  любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно «изменила облик» – стала продажной, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать».

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви.
 

Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

Источник: https://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/load/literatura/analiz_stikhotvorenij/analiz_stikhotvorenija_a_bloka_v_restorane/19-1-0-66

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

Известно, что чем больше толкований у произведения, тем выше степень таланта его автора. А.

Блок обладал удивительной способностью: он мог любую бытовую сцену превратить в сложнейшую философско-психологическую драму; ведь именно поэтому знаменитое стихотворение «Незнакомка» было с восторгом принято как тонкими ценителями литературы, так и неискушенными в поэзии девочками-проститутками, которые, если верить воспоминаниям Ю. Анненкова, подходили к прохожим со словами: «Я Незнакомка, не хотите познакомиться?» Соединение внешнего, бытового, и скрытого, философского, сюжетов характерно для многих произведений Блока.
Обратимся к известному, любимому многими стихотворению «В ресторане». Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, «В ресторане» одно из сложнейших произведений Блока.
Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов-романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя вечное порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.
«Никогда не забуду — он был или не был, этот вечер» — стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это уже было в «Незнакомке». А дальше пейзажный штрих: петербургская заря — желтые фонари на желтом фоне. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в мире грубой реальности; он способен послать розу в бокале «золотого, как небо, аи», но роза «черная», символизирующая неизбывную печаль лирического героя.

Далее происходит поединок взглядов: он смотрит «смущенно и дерзко», она — «надменно». Лирический герой для нее — лишь один из длинной череды надоевших поклонников.

Об этом свидетельствует союз «и» в начале фразы: «И этот влюблен». Но тем не менее она выделяет его из толпы поклонников — его, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение.

Он же готов принять ее такою, как она есть:

Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.

Обратите внимание

Все стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному:

Я сидел у окна в переполненной зале.
Где-то пели смычки о любви.

Ресторанный зал переполнен, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. «Где-то пели…» — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

«Незнакомка», 1906

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят его. И вот герой стихотворения «В ресторане» совершает скандальный с точки зрения обывательского этикета поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Черная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Черный цвет — это цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту.

В этом стихотворении происходит как бы завершение пути, которым движется идеал женской красоты в лирике Блока. Путь был непростым: из заоблачных высот — в мрак и вертеп земной жизни.

Героиня, идя по ступеням вниз, на этом пути утрачивает таинство своей неземной красоты, все более проступают в ее облике черты не только земной, но даже приземленной женщины. Она из предмета поклонения и обожания стала предметом купли-продажи.

Такова героиня этого стихотворения, показанная, однако, с сочувствием и участием.
Тема стихотворения — любовный поединок, длящийся доли минуты, но эта любовь по силе может быть равна чувству, развивающемуся долгое время.

Важно

Героиня стихотворения носит красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино — «золотое, как небо». Небо символизирует вечность, гармонию.

Может, поступок героя символизирует, что герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности? Но понимает ли героиня его порыв? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это.

Читайте также:  Аргументы из литературы на тему: «влияние общества на человека»

Почему? Быть может, потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение к герою, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит он:

И сейчас же в ответ
Что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки.

И героиня, чувствуя близость к герою, уходит:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как способ перейти в идеальный мир. Сон отражает наши подсознательные, не контролируемые разумом чувства, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка:

И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне)
Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

В душе героя живет красота, поэтому он может увидеть ее везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир, и зовет за собой героя:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: Лови!

Герой сделал то, что должен был сделать. Мне кажется, своим поступком он спас красоту, вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари «на желтой заре».

Совет

Ясно, что визжать можно только о той любви, что продается, а не о таинстве отношений между мужчиной и женщиной. Картина этой романтической игры звуков завершается союзом «но», начинающим шестую строфу: сказка окончена — взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: «Лови!..».

Почему в зеркалах? Зеркала, отражая и дробя облик юной незнакомки, тиражируют ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующий аккомпанемент: бренчит монисто пляшущей цыганки. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре — так круг замыкается.

Желтая заря северного неба бросает свой больной отблеск на грешную жизнь людей.

Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”

Источник: https://shpargalkino.com/stixotvorenie-a-a-bloka-v-restorane-vospriyatie-istolkovanie-ocenka/

Анализ стихотворения Блока В ресторане

Стихотворение Александра Блока  «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной – женщине, с которой у поэта были романтические отношения.

Настроение стихотворения – элегическое. Оно пронизано грустью, размышлениями о безответных чувствах.

В данном произведении лирический герой встречается в ресторане с дамой, которая его очаровывает. В её образ автор вкладывает черты Судейкиной, которая была красивой женщиной. Несмотря на то, что она сидит с другим кавалером, он посылает ей черную розу в бокале золотого аи.

Блок известен как поэт – символист. Здесь и сам цветок, и сочетание черного с золотом – неспроста. Это будто говорит о какой- то внутренней беде, боли, которая закована во внешний шик и роскошь.

Героиня реагирует презрительно на такой жест, но по следующим строкам: «Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала// И, бросая, кричала :« Лови!»» мы видим, что она приняла этот знак внимания ближе, чем могло показаться.

Возможно, это значит, что она ощутила ту же печаль, которую чувствует этот человек. Сравнивая её с испуганной птицей, автор намекает на то, что эта женщина способна чувствовать свободу, что ей тесно здесь.

Помимо этого сравнения, поэт использует много других средств, для описания героини : олицетворения (задремали ресницы, зашептались шелка) создают очень живой образ, будто бы все на даме движется; повторы (бросала, бросая взоры) также подчеркивают её выразительность. Синтаксические приемы типа параллелизма «Ты рванулась, ты прошла» тоже описывают живость её образа.

Стихотворение нам открывается потрясающим описанием пейзажа:  

«Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.»

Обратите внимание

Автор уточняет, что не помнит, был ли этот вечер вообще или нет. Смешение сна, иллюзии с реальностью – все это характерно для творчества Блока.  Именно поэтому, в пятой строфе, автор сравнивает свою героиню со сном. Она для него тоже – что-то из другого мира.

Финал стихотворения тоже отводит наш взгляд от сцены с героиней. Автор возвращается к описанию окружающей обстановки:

«А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви».

Конечно, мироощущение автора в этом стихотворении совершенно другое, нежели в стихах более раннего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Да и чувство любви здесь описано по–другому. Это уже поздний Блок. И это произведение является одним из главных, характеризующим его последний этап творчества.

Кратко по плану

  • Анализ стихотворения Есенина С добрым утром
    Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,
  • Анализ стихотворения Баратынского Признание
    Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.<\p>
  • Анализ стихотворения Есенина Мои мечты
    Стихотворение «Мои мечты» поэт написал незадолго до своего отъезда в Москву. В нём автор предпринял попытку сформулировать свои чаяния и надежды относительно новой страницы в собственной биографии.
  • Анализ стихотворения Некрасова Внимая ужасам войны
    Матери – единственные никогда не предадут и всегда примут таким, какой человек есть. Перед ними не нужно притворяться. Всепрощающие и всё помнящие. Настоящую можно сказать оду матерям воспел Николай Алексеевич Некрасов в своём
  • Анализ стихотворения Некрасова Перед дождем
    Николай Алексеевич Некрасов – народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

Источник: https://analiz-stihov.ru/blok/v-restorane

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане»

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане».

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее творчество поэта, где практически нет места восторженным чувствам.
    В этом стихотворении, как почти во всем цикле, лирический герой противопоставляется буржуазному миру, окружающему его. Герой – продукт этой среды.

Он такой же, как все и совершенно отличающийся от других. Этому человеку дано видеть то, что не видят другие. Он умеет смотреть глубже, сквозь маски, которые надевают все вокруг.
    Данное стихотворение начинается с воспоминаний.

Читатель видит, что все происходящее в стихотворении, – уже прошло:
    Никогда не забуду (он был, или не был,
    Этот вечер): пожаром зари
    Сожжено и раздвинуто бледное небо,
    И на желтой заре – фонари.
    В этом четверостишии явно чувствуется мотив сна. Лирический герой говорит, что никогда не забудет события одного вечера его жизни.

И в то же время, он сомневается, было ли все это на самом деле, или это только плод фантазии, сон.     Очень красиво в этом стихотворении описание вечера. Всего лишь несколькими словами автор передает прекрасную картину заката. Ему не нужны пышные описания, достаточно лишь метафоры «пожар зари». Природа в стихотворении прекрасна.

Но здесь уже появляются черты цивилизации: «И на желтой заре – фонари».
    Следующее четверостишие настраивает читателя на романтический лад:
    Я сидел у окна в переполненном зале.
    Где-то пели смычки о любви.
    Я послал тебе черную розу в бокале
    Золотого, как небо, аи.
    Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас.

Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале «золотого аи». Но цвет розы – черный. Это говорит о трагедии, зле.

Роза будто отравлена, как и чувства самого героя, цивилизацией нового жестокого мира.
    Жестока и лирическая героиня:
    Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
    Взор надменный и отдал поклон.
    Обратясь к кавалеру, намеренно резко
    Ты сказала: “И этот влюблен”.
    Девушка надменна, высокомерна, жестока, холодна.

Важно

Невольно задумываешься: неужели она такова от рождения? Нет, скорее – это продукт эпохи, дитя бездуховного, жестокого мира. Видно, что она намеренно старается сделать больно лирическому герою, издевается над ним.

Но так ли прост и однозначен этот образ? Следующее четверостишие заставляет задуматься над этим:
    И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
    Исступленно запели смычки…
    Но была ты со мной всем презрением юным,
    Чуть заметным дрожаньем руки…
    Метафора «презрением юным» говорит о неестественности, какой-то вынужденности реакции героини.

Ее поведение продиктовано негласными правилами жестокого общества, страшного мира. «Чуть заметное дрожание руки» этой девушки говорит о том, что поступок и внимание лирического героя взволновали ее, затронули глубокие нотки ее души. Об этом говорит и страстное музыкальное сопровождение: «грянули струны, исступленно запели смычки».

    Возможно, героиня хотела бы повести себя совсем иначе. Ведь на фоне страшного мира автор поэтизирует этот образ:
    Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
    Ты прошла, словно сон мой легка…
    И вздохнули духи, задремали ресницы,
    Зашептались тревожно шелка.
    Очень символично, что героиня «рванулась движеньем испуганной птицы».

Это сравнение говорит о внутренней тяге девушки к прекрасному, настоящему, живому. На самом деле, ей тяжело в этом мире. Она уже устала играть холодную роль. На самом деле ей хочется совсем другого. И поэтому она, тайно ото всех, продолжает более искреннюю игру с лирическим героем:
    Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
    И, бросая, кричала: “Лови!..


    А монисто бренчало, цыганка плясала
    И визжала заре о любви.
    Я думаю, что на самом деле героиня жаждет настоящей любви. И взгляды, которые она бросала герою, – не что иное, как крик о помощи. Думаю, она не знает, как можно иначе вести себя в мире, где «визжат о любви». В окружающей пошлости и бездуховности лишь эти два героя представляют собой островок «настоящего».

    В этом небольшом стихотворении совсем мало действий. Оно наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мертвом мире современной городской цивилизации.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00400171213871878375

Образы и символика в поэзия А. Блока

А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделял свою поэзию на три тома и назвал «трилогией вочеловечения». Но главный цикл, и это несомненно, о Прекрасной Даме. До конца жизни это была любимая книга А.

Блока, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах», наполненный мистическим предчувствием приближения «Вечной женственности», которая озарит и преобразует мир.

Огромное влияние на Блока оказало учение Платона о «Душе мира».<\p>

Известно, что Блок принадлежит к такому направлению в русской поэзии как символизм, а точнее к младосимволистам.

Совет

В его стихах много различных образов и символов, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. Поэзия Блока несколько раз претерпевала изменения.

Рассмотрим символику и образы блоковской поэзии. Поскольку Блок был символистом, то и чувство Блок изображает с помощью символов. Можно сказать, что ранняя поэзия Блока даже эротична Чувство любви к Прекрасной Даме (первому главному образу стихов А.

Блока) поэт выражает как манящие руки, спадающая вуаль, «горячих поцелуев брёд». Любовь к Прекрасной Даме наполняет стихи Блока этого периода. Для Блока его Божество это — «Она», «Прекрасная дама», «Дева, Заря, Купина». Поэт исходит из платоновского противопоставления истинного мира идей и мнимого мира реальности.

Лирический герой жаждет служить «царице звездных ратей» и воссоединиться с ней.

В стихах последнего цикла первой книги («Распутья») с наибольшей силой звучит тема катастроф. Лирический герой чувствует себя на распутье. Он по-прежнему рыцарь, верный служитель Прекрасной дамы, но возникают новые связи с реальным миром. В стихах меньше мистических упований на «Деву», меньше восторгов, все больше ощущается горечь узнавания жизни.

Образ Прекрасной дамы трансформируется в обрат Прекрасной Незнакомки. Теперь ее лицо закрыто вуалью, что придает стихам печальное звучание. Лицо Незнакомки закрыто, видно, что она прекрасна, но разглядеть ее нельзя (стихотворение «В ресторане»). Прекрасная Дама как бы отдалилась от поэта, превратившись в Незнакомку.

Синее платье, вуаль — все создаст чувство одиночества, покинутости. В ресторане полумрак (это не только в ресторане, во и в душе полумрак), за окном непогода, воет ветер. Настроение сразу становится печальным, появляется чувство одиночества поэта в мире людей. Вообще, Блок часто использует мотив погоды для передачи настроения, обстановки.

Вьюга, ветер, холод а поэме «Двенадцать» показывают враждебность мира прошлого по отношению к человеку. Вьюга, ветер не дают просто так пройти к обновленному миру, они изображают силы, которые мешают отказаться от старого мира. Но образ Прекрасной Незнакомки не вечен и ему на смену приходит образ Родины. Блок любит Родину так, как он раньше любил Прекрасную Даму.

Для Блока Родина — это жена. «О, Русь моя, жена мою». Родина — это третий главный образ блоковской поэзии. Он прослеживается во всех последующих его произведениях. В стихах, где возникает тема России («Осенняя любовь», «Россия»), создается двуликий образ страны — нищей, обездоленной и в то же время разбойной, вольной.

Обратите внимание

Образ родины — тоскующей невесты, жены —наделен поэтом человеческими чертами. Он видит «прекрасные черты», «разбойную красу» России:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка…

В 1917 году прогремела революция. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой он принимает революцию и все ее жертвы: «… Вы думаете, что народ — это паинька…». Блок оправдывает жертвы тем, что без них нельзя  отбросить старый мир и войти в новый мир.

Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революция стала поэма «Двенадцать» (1918 г.) Поэма стала завершением всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит.

Революция в поэме — это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет страшный мир. Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную обстановку: «…Ветер, ветер на всем божьем свете…». Бушуют революционные бури, сопротивляется старый мир, не отпускает людей.

И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир. Но она не безгрешны. Они несут на себе клеймо старого мира: «…На спину б надо бубновый туз…». Не случайно введен эпизод с Катькой. Застрелил ее Петр, опечалился.

Но не должен солдат революции сожалеть о жертвах: «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг». Если будешь жалеть, то как же:

…Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крова,
Господа, благослови…

И пес к ним не зря пристал. Пес — это символ старого мира. Старый мир по пятам идет. Прогоняют они его: «Уйди, штыком пощекочу…». А он не отстает. Не так-то легко от него избавиться. Нельзя в одночасье из черного белое сделать.

Важно

Надо трудный путь пройти, кровавый. Вот он и не отстает. И пурга, пурга, пурга. Непросто пройти к новому миру. Но Блок верит в революцию и число двенадцать.

И Христос — символ надежды, символ того, что новое время настанет: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос».

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших русских поэтов. Так заканчиваются. поиски смысла бытия, гармонии, обретенной им в единстве с судьбой Родины.

Источник: https://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/blok/340-obrazyisimvolika.html

Образовательный портал

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока

Тетерина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ134

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Цель: раскрыть тему «страшного мира» в лирике А. Блока.

Задачи:

  1. Показать, как меняется настроение и тональность лирики А. Блока во второй книге стихов.
  2. Выяснить, почему и как меняется главная тема лирики А. Блока – тема Любви
  3. Учить анализу стихотворений Блока.
  4. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I.Блиц-опрос по пройденному материалу:

С каким течением Серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм). К какой школе символизма принадлежал Блок? («младосимволисты»). Кто был теоретиком этой школы? (В. С. Соловьёв).

Как назвал Блок всё своё творчество? На сколько этапов он разделил его? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез) Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире).

Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме») В каком году он вышел в свет? В каком издательстве? (1905 г., издательство «Грифъ») Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов). Какова основа создания образа Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л.

Д. Менделеева, традиции В. Соловьева – Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки).

Каков основной символический образ в стихотворениях этого цикла? (Прекрасная Дама, возлюбленная поэта) Каков лирический герой в стихотворениях этого периода? (Одинок, чуждается людей, устремлён в иной мир). Каков фон, на котором рисуется лирический герой? (туманный, неясный мир, нереальный, даже мистический).Что значит Любовь для молодого Блока? (обряд служения чему-то высшему)

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя .

«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема – тема «страшного мира». И Цель нашего Урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.

2. Запись темы и эпиграфаСлайды 1 –  2.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

3 . Вопрос: Как вы понимаете слова эпиграфа?

4.Учитель продолжает: – Слайды 3-4

Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта…

Переход из мира Прекрасной Дамы в реальный мир был для А. Блока мучительным…

5. Выступление подготовленного ученика

Краткая характеристика второго этапа творчества Блока

Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия.

Он отходит от мистицизма Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира.

Совет

Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.

Ученики читают стихотворения «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

6. Учитель: Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает?

Вывод – Слайды 9-12

Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности. (читает стихотворение «Я пригвождён к трактирной стойке…»).

Вопрос: Действительно ли ему всё равно?

Из стихов Блока исчезает один из главных признаков символизма – музыкальность.(читает стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»)

Не чувствуя гармонии в своей душе, поэт пытается найти её в Любви.

Находит ли он то, что ищет? Попытаемся найти ответ в его стихах.

III. Групповые выступления ребят (подготовленное домашнее задание)

1.1 группа.Читает и анализирует по вопросам стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»:

– Сравнить стихотворение А. Блока и стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

– найти совпадения лексического и композиционного плана;

– найти отличия;

– указать центральный образ-символ в том и другом стихотворении;

– что в них общего?

– как оба поэта ведут читателя к финалу?

– чьё стихотворение трагичнее?

-в чём смысл трагедии у Блока? Как эта трагедия подчёркивается с помощью изобразительных средств? («Синий плащ» Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое)

2. Выводы – Слайд 13

Высокая любовь покидает поэта, который сам виноват в этом.Но в сердце его она продолжает жить.

У Пушкина Любовь, даже ушедшая, несёт жизнь и вдохновение, а у Блока – Любовь, уходя, уносит жизнь, радость и вдохновение.

3. Учитель: Какова же судьба Любви и Красоты в «страшном мире»? –Слайд 14

4. Выступление 2 группы. Стихотворение «Незнакомка».Чтение и анализ:

– Какова история написания стихотворения?

(Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга.

К нему вела Приморская железная дорога,. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны.

Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты и ,сидя за рюмкой, подолгу наблюдал за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев. Всё обыденное.

Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.)

-Как построено стихотворение? (Стихотворение состоит из 2-х частей.)

– Чем отличаются 1 и 2 части?

(Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть – появление Незнакомки.)

– Где происходит действие?

– Каков мир до появления Незнакомки?  Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

(Эпитеты :«воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные», метафоры: диск луны, анафора: «И каждый вечер…».)

Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

(Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение в стакане вина, второе «я».)

– Что меняется с её появлением? (Мир преображается)

-Как меняется тональность повествования? Что появляется в тексте, а что исчезает?

(Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание).

– Каково звуковое наполнение второй части?

Если в 1 части крики, женский визг, плач, то вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – тишина и спокойствие.

– Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

( В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, “приснившиеся” («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.)

– Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

(Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя.

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

-Какова судьба Любви в «страшном мире»?

5. Задание классу – Слайд15

Выберите правильный ответ.

Какой из них отражён в стихотворении «Незнакомка»?

6. Вывод – Слайд 16.

Обратите внимание

Истинная Красота и Любовь существуют объективно даже в «страшном мире», но но они не всегда могут преобразовать этот мир.

7. Учитель – Слайд 17. Блок страдает, когда унижают Любовь, но он и сам уже является частью  этого страшного, пошлого, бездуховного мира.

8. Выступление 3 группы. Стихотворение «В ресторане». Чтение и анализ по вопросам:

– Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка»

-Каким является фон, на котором происходит действие? ( Один и тот же)

– Как меняются Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

– Какова символика красок в этом стихотворении?

– В какой части стихотворения «В ресторане» действие как будто переносится в мир «Незнакомки»?

– Зачем этот приём использует Блок?

– Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

– Какие препятствия приходится преодолевать героям этой драмы?

9. Выводы – Слайды 18-19

В лирике А. Блока запечатлена мечта поэта о возвышающей любви, которая утверждает в мире Красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» были сильнее Любви и мечты.

И всё же поэт не может замкнуться в своём «я». Его привлекает идея пути к людям, идея «вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала.

9. Выступление 4 группы. Стихотворение «О, весна, без конца и без края…». Чтение и анализ по вопросам:

– Докажите, что это стихотворение – философское умозаключение.

–  Как построено стихотворение? Сколько в нём частей?

– Как воспринимается поэтом  жизнь в 1 и 2 части?

– Какова роль приёма контраста во 2 части?

– Почему встреча с жизнью названа поэтом враждующей?

– Каков смысл символа ЩИТА в начале и в конце стихотворения7

10. Вывод – Слайд 20

Несмотря ни на что, Блок принимает жизнь такой, какая она есть, с её тревогами и бурями. Он не будет сражаться с этим миром, но всё же щит ему необходим для стойкости.

11. Общие выводы учителя – Слайды 21-23

12. Завершаем урок чтением стихотворения «Когда Вы стоите на моём пути…»

13. Домашнее задание.

1) наизусть стихотворение А. Блока (по выбору)

2) Сделать подборку стихов А. Блока о родине, о России, о Руси.

You have no rights to post comments

Источник: https://ext.spb.ru/faq/6897–11-q-q-.pdf

Анализ стихотворения А.Блока В ресторане

Автор: Блок А.А.

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.

Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов — романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя. <\p>

Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…

Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.

Я сидел у окна в переполненной зале, <\p>

Где-то пели смычки о любви.

Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

И медленно пройдя меж пьяными, <\p>

Всегда без спутников, одна, <\p>

Дыша духами и туманами, <\p>

Она садится у окна.

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе чёрную розу в бокале <\p>

Золотого, как небо, аи.

Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту.

И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”.

Важно

Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это.

Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

И сейчас же в ответ что-то <\p>

грянули струны, <\p>

Исступлённо запели смычки… <\p>

Но была ты со мной всем презрением юным, <\p>

Чуть заметным дрожаньем руки.

И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, <\p>

Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка

И каждый вечер в час назначенный <\p>

(Иль это только снится мне) <\p>

Девичий стан, шелками схваченный, <\p>

В туманном движется окне.

В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:

Но из глуби зала ты мне взоры бросала <\p>

И, бросая, кричала: “Лови!”

Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на жёлтой заре”.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-abloka-v-restorane.html

Брюханова Анна | | Журнал «Литература» № 20/2001

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В.Соловьёва о вечной женственности явилась философским началом символизма. Символизм имеет много общего с романтизмом.

В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание “бесконечности в конечном”, подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.Иванов, З.Гиппиус, А.Белый, М.

Волошин и многие другие поэты.

Совет

Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблён в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну.

То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о “Мировой душе”, о “сродстве душ”, обречённых на вечные поиски друг друга, о “вечной женственности” как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме».

В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л.Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошёл конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью.

Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрёл реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка».

В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянён любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль).

Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения

Тема данного произведения – вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Обратите внимание

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражён, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:<\p>

бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

Образ автора:<\p>

образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение – повествование с элементами рассуждения (“иль это только снится мне?”), повествование ведётся от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: “вижу берег очарованный и очарованную даль”; анаколуф: “перья страуса склонённые”.

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

Важно

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг – детский визг, очарованный берег – очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:<\p>

воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:<\p>

правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют её шелка, очи цветут.

Сравнение:<\p>

пьяницы с глазами кроликов.

Эпитеты:<\p>

тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:<\p>

дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

Анафора:<\p>

и каждый вечер.

Звукопись:<\p>

скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздаётся детский (женский) визг.

Живопись:<\p>

золотится крендель булочной.

Приём монтажа (показать авторскую позицию):<\p>

дачи – ресторан – столик, где сидит незнакомка.

Размер:<\p>

четырёхстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой

Черты лирического героя:<\p>

образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моём стакане отражён), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чьё-то солнце вручено), влюблён. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:<\p>

имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка – реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами – неземное создание.

Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200102002

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]