Рассказ «Телеграмма» Паустовского, краткое содержание
пересказы
школьная программа
Рассказ «Телеграмма» был создан Константином Паустовским в 1946 году. Именно это произведение было высоко оценено известной актрисой Марлен Дитрих. Прочитав его, она осталась навсегда большой почитательницей таланта писателя. В статье вы познакомитесь с кратким содержанием замечательного рассказа с описанием всех важных моментов. Текст статьи можно использовать для читательского дневника.
Краткое содержание рассказа «Телеграмма»
Стояла ненастная октябрьская погода. Катерина Петровна болела, совсем ослабла, ей все сложнее было вставать. Дом ее стал совсем неухоженным.
Она жила в селе Заборье, в старом доме своего отца, именитого художника в прошлом. Катерина Петровна очень скучала по Петербургу и Парижу, по прошлой своей столичной жизни.
Ей было не с кем было поговорить на волнующие ее темы, окружение было простоватым, не слишком образованным, хоть и добрым.
Ей помогала по хозяйству соседская девчонка, Манюшка, – убиралась, носила воду, ставила самовар. Катерина Петровна рассчитывалась с ней за услуги старыми вещами. Порой захаживал сторож Тихон, который очень уважал ее отца. Он тоже оказывал старой женщине посильную помощь – колол дрова, помогал в саду.
Катерина Петровна говорила очень тихо, еле слышно, часто плакала. Особенно плохо она себя чувствовала ночами. У нее была дочка, Настя, которая жила в Ленинграде, очень далеко от Заборья, и поэтому навещала мать нечасто, в последний раз приезжала около трех лет назад.
Катерина Петровна часто думала о дочери, но не хотела докучать ей, поэтому писала редко. Настя же не писала матери вообще, но иногда присылала почтовым переводом деньги.
Как-то в одну из октябрьских ночей она написала дочке письмо с просьбой приехать поскорее, так как боится не пережить зиму, и очень хочет увидеть Настю.
У Насти была ответственная работа с талантливыми людьми – секретарь в Союзе Художников. Она устраивала выставки и всегда была очень загружена. Получив письмо, она сунула его в сумочку, чтобы прочесть позже. С одной стороны, она радовалась маминым письмам — если пишет, значит, пока жива. Но с другой, воспринимала их как некий упрек, что мало внимания она уделяет родному человеку.
В этот день Настя направилась к молодому скульптору Тимофееву. Так как поступали от него жалобы, что в мастерской очень холодно. В квартире скульптора действительно стоял холод и гуляли ветра.
Настя попросила показать его последнюю работу – скульптуру Гоголя. И ей показалось, что глаза писателя осуждают ее за то, что она так пренебрежительно отнеслась к письму.
Сама скульптура была очень талантливой, и Настя решила обязательно помочь Тимофееву.
Вернувшись обратно на работу, она долго убеждала председателя устроить выставку скульптур Тимофеева. Уговорив его, Настя вернулась в свою комнату на Мойке и прочитала письмо.
«— Куда там сейчас ехать! — сказала она, — Разве отсюда вырвешься!». И письмо отправилось в ящик стола.
Через 2 недели состоялась выставка Тимофеева, которая стоила Насте много нервов и труда. Скульптор был капризным и несговорчивым, хотя в душе очень радовался выставке. На обсуждении другие скульпторы и художники много хвалили Настю, что она сумела «извлечь» талантливого творца на Свет Божий.
И на этой выставке молодой женщине доставили телеграмму, отправленную Тихоном. «Катя помирает», написано было в ней. Вначале Настя подумала, что это какая-то ошибка, а потом заметила, что телеграмма из Загорья и нахмурилась.
Стал выступать известный художник Перший, он хвалил Настю за ее заботу к малоизвестному художнику, ее внимание и труд по организации этой выставки.
А Настя тем временем думала о маме. Почувствовав на себе тяжелый взгляд, Настя снова увидела скульптуру Гоголя, смотрящую на нее с осуждением.
Наша героиня выбежала на улицу, села на скамейку под идущим снегом и заплакала. Подумала, что больше они не увидятся и что никто не любил ее больше, чем эта маленькая старушка. Она вскочила и побежала на вокзал, чтобы успеть увидеться с мамой, успеть попросить прощения. Но билетов не было. У Насти задрожали губы, но пожилая кассирша пожалела девушку и нашла ей билет.
Катерина Петровна не вставала с постели уже 9-й день. Манюшка все время находилась при ней. Тихон сходил на почту, пошептался с почтальоном и что-то нацарапал на бумажке.
Пришел к Катерине Петровне и сообщил, что получил телеграмму от дочки. Прочитал вслух: ««Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».
Катерина Петровна поняла, что Тихон сам придумал и получение телеграммы, и текст, поблагодарила его за доброту и в тот же день умерла.
«— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой».
Похороны старушки состоялись на следующий день. Молодая учительница, недавно приехавшая в Загорье, увидела процессию и присоединилась к ней. На кладбище она поцеловала руку Катерины Петровны — выразила таким особенным образом свое уважение и печаль.
Насте удалось добраться до Загорья только на 2-й день после похорон. Ее встретил молчанием темный дом матери, ее комната, «из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно». Настя проплакала все ночь, а рано утром незаметно уехала, стараясь не попадаться на глаза жителям деревушки. Да и никто кроме умершей Катерины Петровны уже не смог бы снять с нее тяжесть вины.
Вот такой грустный-грустный рассказ. Об одиночестве, о неоплаченном долге детей перед родителями и, тем не менее, о людской доброте.
Советую почитать:
10 интересных фактов из биографии Паустовского
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/pereskazy/telegramma-paustovskiy-kratkoe-soderzhanie.html
Константин Паустовский и меланхолия осени – «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
Меню статьи:
1946 год ознаменовался для Константина Паустовского – российского писателя, мастера рассказа – созданием нового произведения. Творение получило название «Телеграмма», краткое содержание же этого рассказа легко послужит предметом интереса для почитателя русской литературы.
Тема, затронутая в рассказе писателем, касается актуальной для русской и мировой литературы проблематики – это взаимоотношения родителей и детей, проблема поколений.
Константин Паустовский применяет уникальный метод: автор переносит состояние души героев на описание природы.
Читатель оказывается в вечной атмосфере хмурых осенних дней, которые отображают настроение старушки – главной героини.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с главными героями рассказа “Теплый хлеб” Константина Паустовского.
Литературная критика ценит «Телеграмму» за ненавязчивую, латентную поучительность и нравственные ценности, которые автор демонстрирует, описывая незамысловатую жизненную ситуацию. Перед тем, как приступить к краткому изложению основных сюжетных вех рассказа, следует охарактеризовать центральных действующих лиц произведения Паустовского.
<\p>
Краткая характеристика ключевых персонажей «Телеграммы»
Среди главных героев особенное место занимает фигура Катерины Петровны – пожилой женщины, которая вынуждена одиноко доживать жизнь. У героини есть дочь – Настя.
Писатель намекает, что Катерина Петровна имела дворянские корни, происходила из семьи, в которой почиталось искусство. Женщина – хорошо образованная, благовоспитанная, знала художников и скульпторов.
Однажды Катерине Петровне даже удалось побывать в Париже, увидеть похороны великого французского писателя Виктора Гюго.
Трагедия Катерины Петровны состоит в вынужденной изоляции, в которой оказалась героиня. В селе нет людей, равных Катерине Петровне по уровню образования, поэтому старушке не с кем поговорить.
Женщина проживает в старинном, мемориальном здании, построенном отцом-художником. Однако ни знания старушка, ни антикварные вещи, которыми полнился дом, не интересуют односельчан.
Паустовский описывает, что в сундуках Катерины Петровны хранились вышитая бисером одежда, старые перчатки, украшения со страусовыми перьями, чернеющая в глубине шляпа.
Настя уехала в Ленинград, где обустраивает собственную жизнь, редко навещая старую маму. Девушка ведет активную, насыщенную жизнь в культурной столице России. Настя, живущая в атмосфере забот и суеты, искусства, выставок. С одной стороны, Настя способна тонко чувствовать искусство, сострадать чужой беде.
Когда скульптор Тимофеев рассказывает девушке о тяготах жизни, то Настя искренне сочувствует мастеру. С другой же стороны, Настя остается равнодушной в телеграмме матери, к одиночеству старушки. Материнская боль не вызывает в героине сочувствия. Однако Настя раскаивается в том, что редко навещала мать, но поздно: Катерина Петровна умирает.
Паустовский, по-видимому, осуждает Настю, но не пишет укора прямо. Читатель делает вывод и выносит уроки из рассказа самостоятельно.
Фигура Насти амбивалентная. Девушка не спешит в Заборье, потому что деревня навевает на героиню скуку, а Ленинград обещает веселье и активную жизнь. Настя разрывается между желанием остаться в Северной столице и ощущением неправильности поступков, которые воспринимаются как безразличие и холодность по отношению к матери. Девушка попала в ловушку, характерную для большинства молодых людей.
Взаимоотношения матери и дочери демонстрируют конфликт поколений, потому что молодые дети не понимаю стареющих родителей, уходящих в прошлое. Время молодости – это будущее время, поэтому интересы молодежи кажутся старикам непонятными, так же как воспоминания стариков воспринимаются молодежью бесполезным грузом. Конфликт поколений – трагедия, лежащая в основе культуры.
Второстепенные персонажи, прежде всего, представлены образами Тихона – героя, который сторожил пожарный сарай, а также Манюшки – дочери сапожных дел мастера.
Тихон – добрый и отзывчивый человек, который старается помочь старушке – Катерине Петровне, составить женщине компанию.
Однако дочь художника и охранник живут в разных мирах, и простые сельские люди не могут спасти Катерину Петровну от одиночества.
<\p>
О специфике пейзажа и роли деталей в «Телеграмме» Паустовского
Отдельное внимание стоит уделить пейзажу, который в рассказе приравнивается к действующим лицам. Настроение повествования – грустное, отчаянное, меланхоличное. Ностальгия и меланхолия – постоянная атмосфера в рассказах Паустовского. Октябрь славится ненастной погодой. Начало рассказа навевает грусть и печаль.
Катерина Петровна погружена в одиночество, в созерцательность последних дней жизни. Женщина возвращается мыслями в прошлое, живя прошедшим больше, чем настоящим. Осень создает впечатление застывшего времени и прекрасно сочетается с домом Катерины Петровны. Дом – это торжество прошлого. Здание построил отец героини, поэтому ныне дом напоминает музей или галерею.
Автор добавляет детали к описанию остановки комнат: это газета «Вестник Европы», припавший пылью, посуда, которая пожелтела от времени, развешанные на стенах произведения живописи. Печи давно не топятся, от этого в доме поселился своеобразный запах. Вещи, которые хранятся у Катерины Петровны, нельзя использовать.
Жизнь героини осталась в прошлое, единственное, что связывает старушку с настоящим – Настя, дочка.
Тяжкие мгновения одиночества – лейтмотив, сопровождающий многие произведения Паустовского. Автор подчеркивает этот лейтмотив в «Телеграмме», детально останавливаясь на описании керосинового ночника, который изображается одушевленным предметом.
Описание пейзажа порой вызывает и положительные, оптимистичные эмоции. К примеру, Паустовский описывает осенний рассвет, символизирующий возрождение.
Когда осень поворачивает к зиме, рассветы становятся короче и короче, словно напоминая, что в жизни пожилых людей остается все меньше и меньше дней.
Клен тоже ассоциируется с одиночеством и старостью: глядя на дерево, Катерина Петровна вспоминает, как сажала этот клен в юности.
<\p>
Изложение событий, представленных в рассказе Паустовского
Повествование открывается описанием холодного, дождливого октябрьского дня. Главная героиня рассказа – Катерина Петровна – ощущает тяжесть возраста, потому что женщина с трудом встает по утрам и передвигается. Кроме того, дни не радовали разнообразием: каждый день приносил однообразие.
Писатель рассказывает историю об отце героини. Итак, отец Катерины Петровны – известный художник – возвел дом в деревне под названием Заборье. Люди в селе – необразованные, не могли составить Катерине Петровне компанию в беседах об искусстве и живописи.
Катерина Петровна подружилась с дочкой местного сапожника, который жил по соседству. Девушка принимала участие в хозяйственных делах – вместе с главной героиней. Другой гость, порой захаживающий в дом к художнику, – Тихон. Мужчина работал сторожем, охранял пожарный сарай. Паустовский описывает Тихона рыжим, худым мужчиной, который был свидетелем строительства дома.
<\p>
Тоска по дочери: история Насти
Дочь Катерины Петровны Настя уехала в Ленинград, занимаясь там собственной жизнью. Северная столица редко опускала девушку навестить мать. Катерина Петровна коротала дни в деревне и скучала по Насте.
Последний визит дочери состоялся три года назад, с тех пор девушка не навещала мать. Письма от дочери приходили нечасто.
Однако Настя помогала матери деньгами, раз в несколько месяцев отправляя Катерине Петровне 200 рублей почтовым переводом.
Дни сменялись ночами. В одну из одиноких ночей Катерина Петровна услышала стук в калитку. Подойдя к калитке, женщина заметила, что никого нет.
Плохое предчувствие сказало героине, что эта зима – последняя для нее. Тогда Катерина Петровна составила для дочери письмо, в котором рассказала, что не думает, что встретит весну. Также женщина просила Настю навестить родной дом, заехать к Катерине Петровне пусть даже на один день.
Внешность Насти напоминала героинь из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»: волосы русого оттенка, крупные глаза отливали холодным блеском. За внешность художники прозвали девушку Сольвейг. Как догадался читатель, Настя часто находилась в компании художников, потому что работала в Союзе художников, исполняя обязанности секретаря.
В день, когда Настя получила письмо от Катерины Петровны, девушка решила не смотреть, что написала мать. Настя отложила письмо в сторону, потому что известия от матери вызывали у героини смешанные чувства.
С одной стороны, письмо означало, что мать жива, поэтому письма приносили девушке облегчение. С другой стороны, однако, по мнению Насти, письмо – это молчаливый укор, обида, что дочь редко приезжает в гости.
<\p>
Организация выставки и болезнь Катерины Петровны
Внимание и силы Насти уходили на организацию персональной выставки скульптуры. Молодой, перспективный скульптор решил сделать презентацию работ.
Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур. Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой.
Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке.
После прочтения известия от Катерины Петровны, первое, о чем подумала девушка, – тяготы долгой дороги в Заборье, мать, которая будет плакать.
Поразмышляв об этом, Настя вернула письмо, чтобы то покоилось в верхнем ящике стола. Выставку, которой занималась девушка, провели спустя два дня после этого эпизода.
Скульптора признали талантливым мастером, на Настю сыпались благодарности в успешно организованном проекте.
<\p>
Телеграмма от Тихона
Во время веселья и радости приема по случаю выставки Насте принесли телеграмму – известие от Тихона, где сообщалось, что старушка умирает. Сперва девушке показалось: телеграмму доставили по ошибке, однако потом увидела, что известие пришло из Заборья – это значилось на телеграмме.
К Насте подошел пожилой мастер, живописец, спросив, все ли в порядке. Девушка замешкалась, но сказала: да, все нормально, а телеграмму прислала одна знакомая. Но в душе героиню грызла совесть.
Настя увидела знакомую скульптуру Гоголя, которая, как показалось героине, посмотрела с укором, упрекая в поведении равнодушия и безжалостности.
Торопясь, девушка вышла на свежий воздух.
Внезапно Настю охватила печаль вместе с отчаяньем, ведь героиня поняла, осознала: старушка-мать – единственный человек, который ее по-настоящему любил, что эта старая, несчастная, брошенная женщина выглядывала дочку до последнего дня. В отчаянии, Настя бросилась к железнодорожным кассам, однако билеты закончились. Понимая ситуацию, кассирша помогла девушке достать билет.
<\p>
Заборье и смерть Катерины Петровны
Шел десятый день болезни Катерины Петровны. Женщина уже не поднималась с постели, дыхание старушки затруднилось. Старушка умирала. Тихон с Манюшкой беспокоились об умирающей шесть дней.
Женщина была безутешна, потому что дочь не приезжала и не давала знать о себе. Добрый охранник решил помочь Катерине Петровне и составил телеграмму, будто от имени дочки умирающей. Принеся новость от «дочки», Тихон сказал старушке, что та выехала из Ленинграда и скоро будет в Заборье.
Женщина сказала Тихону слова благодарности, успокоилась, отвернулась и вроде бы уснула. Так одинокая женщина встретила смерть. Дочь перед кончиной Катерине Петровне увидеть так и не удалось.
Умирая, старушка наблюдала огонь, который приносил в комнату уют, однако мысли и сердце женщины занимало прошлое и тоска по былым временам, по безвозвратно утраченному.
Похороны Катерины Петровны назначили на следующий день. Попрощаться с женщиной пришло множество людей, которые любили добрую старушку. Среди пришедших проводить умершую в последний путь была и сельская преподавательница – молоденькая девушка, которой старушка напомнила мать. Девушка простилась с умершей, поцеловав старушке руку.
Дочь Катерины Петровны все же прибыла в родную деревню. Со времени смерти матери прошло три дня. Уезжала же девушка из родного села осторожно, стыдясь своего поступка, желая не попадаться соседям на глаза.
Девушка избегала разговоров и расспросов. Но совесть повисла на шее Насти тяжелым камнем. Героиня понимала, что с этим камнем придется жить всю жизнь, так как только умершая мать могла простить нерадивую дочь.
<\p>
Кое-что из истории создания произведения
Ознакомившись с кратким содержанием «Телеграммы», читатель может заметить, что похожие мотивы встречаются и в других произведениях Паустовского.
Например, тема поколений затрагивается писателем в произведениях «Летние дни», а также тексте о «Мещерской стороне», где, частности, Паустовский рассказывает историю дочки живописца.
В результате, трансформированный вариант истории ляжет в основу «Телеграммы».
<\p>
Особенности композиции «Телеграммы»
Паустовский словно разделяет произведение на три фрагмента. Первый фрагмент касается жизни и биографии главной героини, о специфике существования старушки. Писатель подчеркивает, что женщина – необычная личность.
Вторая часть рассказывает о Насте, о том, что девушка работает в Союзе художников. Здесь же раскрываются особенности характера Насти.
Третью часть Паустовский посвящает эпизоду о телеграммах: первое известие получает девушка – о том, что мать находится при смерти, второе – подделывает Тихон, чтобы душа старушки успокоилась перед кончиной.
Тихон – интересная, казалось бы, незаметная фигура рассказа. Герой темный и необразованный. Однако, герой добрый, отзывчивый, простой, искренний. Тихон помнил отца главной героини, уважает художника и соседку за интеллигентность, образованность. Тихон отличается отзывчивостью, горячим и сострадательным сердцем.
Тихон сочинил телеграмму, представив известие так, будто новость пришла от дочки. Однако неграмотность выдала героя: женщина поняла, что телеграмма составлена Тихоном, но не стала расстраивать доброго соседа.
Телеграмма Тихона символизирует чистоту душевного порыва. Мужчина верит, что порой можно прибегнуть ко лжи во спасение. Момент, когда Тихон зачитал телеграмму Катерине Петровне, – это кульминация произведения.
Источник: https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/telegramma-kratko.html
Телеграмма – краткое содержание
Поздняя осень, пора самой холодной и противной погоды. Екатерина совсем плохо поднималась с утра. Она жила в очень плохом домишке, который когда-то построил её отец. Он славился прекрасным художником и поэтому их достопримечательность охранялась музеем. Все это происходило в Заборье.
Почти каждый день по хозяйству прибегала помогать Маняшка, дочь сапожника. Изредка бывал в гостях Тихон, он работает сторожем. Тихон был настолько стар, что знал, как строился этот прекрасный дом. Дочка Катерины ,Анастасия, давно уехала в город и давно уже не приезжала.
Старушка старалась не мешать своей дочери, но очень скучала. Анастасия не писала писем, а раз в несколько месяцев Екатерина получала 200 рублей через почтальона. Где-то в последних числах октября к Екатерине сильно стучали в дом, но когда она выходила смотреть, там было пусто.
Екатерина Петровна очень испугалась и поэтому отправила письмо дочери, в котором просила приехать к ней. В этот день, у неё совсем времени не было, она подготавливала все для выставки Тимофеева. В этот день она была перегружена.
И когда пришло ей письмо, она не успела его прочитать и единственное, что успокоило её если мать пишет, она еще жива.
Пока Анастасия устраивала выставку прошло уже две недели и вот долгожданное открытие наступило. Вдруг курьер отдал Анастасие телеграмму, в которой было сказано, что ее мать умирает. Настя собралась и быстро уехала к своей матери в село Заборье. В тот момент Екатерина уже давно не вставала с постели.
Манюша постоянно находилась с ней, ведь шел уже десятый день ее болезни. Сторож Тихон уехал на почту, его очень долго не было и все ждали его приезда. По приезду Тихон сообщил, что Анастасия выехала и просила передать, что она очень любит свою мать.
Старушка Екатерина поблагодарила Тихона, за то что он сделал доброе дело А после этого отвернулась и уснула навсегда.
Похороны Екатерины затягивать не стали и на следующий день уже отнесли на кладбище. На эти похороны собралось очень много народа: соседки, старушки и молодые ребята.
Анастасия смогла приехать через 2 дня после похорон матери и ей было очень грустно, ведь она смогла увидеть только могильный холмик, а после этого войти в старый дом, который был уже холодным и темным, ведь наполняло жизнью этот дом лишь присутствие матери. Настя очень долго плакала.
Чувствуя себя виноватой она украдкой уехала из посёлка. Но даже она знала, что никто не сможет очистить совесть кроме ее матери.
Источник: https://szhato.ru/paustovskiy/193-telegramma.html
Телеграмма
В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея.
Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае. Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.
Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.
Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.
Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.
Она была очень занята — устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива.
В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.
Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.
Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.
Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята. По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку.
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.
Вы прочитали краткое содержание рассказа Телеграмма. Предлагаем вашему вниманию также раздел Краткие содержания, где вы сможете ознакомиться с другими изложениями известных писателей.
Источник: https://reedcafe.ru/summary/telegramma
Помогите найти краткий перессказ книги К. Паустовского “Телеграмма” ! Заранее спасибо! Нужно для читательского дневника
Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае. Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.
Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте не хотела мешать, но думала о ней постоянно.
Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на 200 рублей.<\p>
Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.<\p>
Настя работала секретарм в Союзе художников.
Художники звали е Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Она была очень занята устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет значит жива. В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на не.
<\p>
Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: Катя помирает. Тихон . Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.<\p>
Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от не.
Тихон пошл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принс его Катерине Петровне и испуганно прочл: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя . Екатерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.<\p>
Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята.
По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жлтую руку.<\p>
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тмную комнату, из которой ушла жизнь.
В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чм не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с не груз непоправимой вины.
Читай -прекрасный рассказ, небольшой: https://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/43946/Paustovskiii_-_Telegramma.html
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/pomogite-najti-kratkij-peresskaz-knigi-k-paustovskogo-telegramma-zaranee-spasibo-nuzhno-dlya-chitatelskogo-dnevnika/
Краткое содержание «Телеграмма» Паустовский
Катерина Петровна доживала свой век в доме, построенном ее отцом — известным художником. Глаза ее видят плохо, некоторые висящие на стенах картины ей уже трудно разглядеть. Октябрь выдался на редкость ненастный и холодный. Трудно старухе вставать по утрам, все чаще задумывается она о том, что станет с домом, когда она умрет.
Отец вернулся из Петербурга в родное село Заборье жил на покое, занимался садом. Но в доме, который находился под охраной областного музея, было много произведений живописи — не только самого художника, но и других живописцев (например, этюд Крамского). Часто вспоминает старуха свою дочь, которая не только не приезжает ее навестить, но и не пишет.
Вот разве что раз в два-три месяца пришлет денежный перевод с припиской в две три скупых строчки: занята, мол. Длинный, мучительный, как бессонница, октябрь так вымотал старуху, что она написала дочери письмо: «Зиму эту я не переживу. Вся жизнь, кажется, не была такой длинной, как одна эта осень».
Письмо пни поручает бросить в почтовый ящик соседской девочке Манюшке, которая помогает ей по хозяйству. Дочь Настя работает секретарем в Союзе художников. Письмо она к л идет в сумочку, не распечатав. И рада — жива мать, ничего с ней не г пучилось, и недовольна — в каждом письме ей чудится укор. Настя читает письмо от матери. Нужно бы поехать, но…
Тряска, неудобство в пути, неизбежные слезы старухи и скука деревенской жизни… Настя с головой уходит в организацию выставки молодого неужив-чиного и самолюбивого скульптора Тимофеева. Особенно хорош его скульптурный портрет Гоголя. Выставка получилась очень удачной, было много горячих речей, благодарили Настю. На этой выставке ей мручили телеграмму: «Катя помирает.
Тихон». «Какой Тихон? Какая Катя? Наверное, ошибка…» — думает Настя, но вдруг разбирает обратный адрес — Заборье. Старый художник спрашивает ее: «Ничего неприятного?» Так, от одной знакомой… — бормочет Катя. Но вдруг ощущает на себе чей-то укоряющий взгляд. Это Гоголь г 'Iядит на нее, усмехаясь: «Эх, ты!» «Ненаглядная моя…
» — вспоминает Катя обращение из письма ма-тори. Она спешит на вокзал. Билетов уже нет. Настя готова разрыдаться. Кассирша, услышав: «У меня мама…», находит для нее билет. Катерина Петровна не встает уже десятый день. Манюшка ночует у N66, тормошит: – Бабка, ты живая? Дед Тихон идет на почту, берет телеграфный бланк и пишет на нем корявыми буквами.
Приходит к старухе и читает: «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна все поняла. – Не надо, Тиша. Спасибо тебе за добро, за ласку. Так и умерла, не дождавшись дочери. – Не будь, Манюшка, пустельгой. За добро плати добром, — наказывает Тихон и посылает девочку в сельсовет. Хоронили старуху на следующий день.
Шла за гробом и молодая учительница, у которой где-то далеко жила мать — такая же седенькая. Одинокая была? — спросила она про Петровну.
Считай, что одинокая. Дочь у нее в Ленинграде, да, видно, высоко залетела… Некогда было к матери приехать.
<\p>
В Заборье Настя появилась на второй день после похорон. Темные комья земли на могиле и холодная комната матери, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно, — вот что она застала.
Уезжала Настя крадучись. «Ей казалось, что никто, кроме Катерины Ивановны, не мог снять с нее непоправимой вины».
<\p>
Источник: https://libaid.ru/katalog/p/paustovskij-konstantin/3928-kratkoe-soderzhanie-telegramma-paustovskij
Телеграмма, Паустовский. Краткое содержание по главам
“Никогда больше”. Страшно звучит? Но есть слово, которое может звучать еще более безысходно: “поздно”. Именно этим печальным смыслом буквально пропитано произведение “Телеграмма”. Краткое содержание этой книги, написанной великим советским писателем Константином Георгиевичем Паустовским, мы рассмотрим сегодня в нашей статье.
Об авторе
Константин Паустовский, родившийся в 1892 году в Москве, хорошо известен как на родине, так и за границей. Романтизм и сентиментализм – основные жанры, в которых пишет автор.
Особенно широко известен Паустовский стал благодаря многочисленным рассказам и повестям о природе для детей.
В своих произведениях писатель умело пользуется мощью и богатством русского языка, он легко и изящно передает читателю свой взгляд на прекрасную и благородную природу своей любимой Родины.
Паустовскому пришлось жить в тяжелые времена. Он пережил две мировые войны и две гражданские революции в стране. Они не прошли мимо него, приходилось активно участвовать. Это не могло не отложить в его душе серьезного отпечатка.
И в то же время, ничто не смогло загубить его талант и тягу к прекрасному. Он продолжал писать и создавать великие вещи.
Мировая известность пришла к писателю вскоре после окончания Великой Отечественной Войны, что дало ему возможность черпать новые впечатления и вдохновение в путешествиях по миру.
Паустовский “Телеграмма”: краткое содержание
Это небольшое произведение в эмоциональном плане весьма емкое и затрагивает глубокие человеческие чувства. Тема взаимоотношений родителей и детей близка и знакома большинству людей, поэтому мало кто может остаться равнодушным после прочтения книги “Телеграмма”. Краткое содержание ее можно уместить буквально в нескольких предложениях.
В далекой и глухой деревне доживает свои последние дни одинокая пожилая женщина. Старушка настолько одинока, что днем ей и поговорить не с кем, а уж бессонные длинные ночи и вовсе не понятно, как выдержать, как до утра дожить…
От старости она стала совсем слабой и немощной, зрение ее ослабло. Ухаживают за ней чужие люди, соседи и односельчане. А тем временем в Ленинграде живет себе спокойно родная дочь этой одинокой женщины. Она не часто утруждает себя воспоминаниями о родной матери, изредка присылает деньги, но никогда не пишет писем, которым мать была бы так рада.
И вот, в одну холодную ненастную осень старушка, чувствуя, что ей не пережить зиму, а век ее подходит к концу, пишет дочери письмо, с просьбой приехать, навестить ее напоследок. Но та, занятая своими делами, не спешит. В это время она активно помогает совершенно чужим людям. А с матерью в это время находятся сочувствующие ей люди, пытающиеся облегчить ее тоску по дочери.
Одним из этих людей (сторожем Тихоном) в Ленинград отправляется телеграмма – краткое послание со словами, что мать при смерти. Но уже слишком поздно, дочь не успевает, и женщина умирает, не дождавшись своей ненаглядной кровинки.
Казалось бы, уместился в нескольких строчках весь рассказ “Телеграмма”.
Краткое содержание, конечно же, тоже может впечатлить сентиментального читателя и задеть его за живое, но только полностью прочитав всю книгу, человек будет в состоянии ощутить весь трагизм этого произведения.
Ведь дочь, кажущаяся такой бесчувственной, тоже умеет быть участливой. А свою вину и ошибку она полностью осознает впоследствии. Просто слишком поздно… И с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше.
Экранизация рассказа
Бесспорно, великий был автор Константин Паустовский! “Телеграмма”, краткое содержание которого мы еще рассмотрим в нашей статье, поразила умы и сердца многих людей. Одним из этих людей был советский режиссер Юрий Щербаков. В 1957 году он отснял по книге короткометражный фильм с одноименным названием.
Продолжительность фильма чуть более получаса, это незначительно больше, чем уходит времени на прочтение самого рассказа. Однако этот фильм в черно-белой экранизации способен глубоко затронуть душу. По важности и эмоциональности его вполне можно поставить на одну ступень с рассказом, они ни в чем не уступают друг другу.
Марлен Дитрих и Паустовский “Телеграмма”
Содержание этой книги, как оказалось, впечатляло сердца не только соотечественников. Новелла была переведена и на другие языки. Так, великая американская кинозвезда и певица Марлен Дитрих прочла и буквально влюбилась в нее. Настолько, что в ее голове засела мечта о том, чтобы встретиться с автором и поблагодарить его за этот шедевр.
Ее желанию суждено было сбыться – в 1964 году на своем концерте в Москве она познакомилась с 72-летним Паустовским. Писатель был после очередного инфаркта, но все же вышел к певице на сцену по ее просьбе.
Он поцеловал ей руку, а она опустилась перед ним на колени, признавшись, что после прочтения этой книги чувствовала, что просто обязана поцеловать руку такого замечательного человека. И добавила напоследок: “Я счастлива, что успела это сделать”.
Действительно, ведь Паустовский умер спустя 4 года после этой встречи.
О книге
Свой рассказ “Телеграмма” Паустовский (краткое содержание которого мы еще рассмотрим) написал в 1946 году. Несколько позже автор расскажет о том, что послужило толчком к тому, чтобы написать это произведение.
В 1956 году в своей книге “Золотая роза” (глава “Зарубки на сердце”) Константин Георгиевич признался, что в свое время занимал комнату в одном доме с одной несчастной брошенной старушкой – Катериной Ивановной. У нее была дочь, Настя, уехавшая в Ленинград и уже 4-ый год не навещавшая мать.
Единственной поддержкой пожилой женщины были соседская девчонка Нюрка и добрый старик Иван Дмитриевич, ежедневно навещавшие ее и помогавшие по хозяйству.
И когда Катерина Ивановна слегла, Паустовский лично отправил ее дочери в Ленинград телеграмму. Но дочь не успела и приехала лишь после похорон.
https://www.youtube.com/watch?v=Sx_0gO8TSIU
Как видим, писатель мало что изменил в этой жизненной истории. Он даже сохранил имена некоторых героев. Очевидно, что это происшествие оставило глубокий след в его сердце, так называемую зарубку.
Структура рассказа
“Телеграмма” (Паустовский) – краткое произведение. В печатном виде оно занимает буквально 6 листов, то есть 12 страниц. И в среднем уйдет не более 20 минут на прочтение всей этой книги – К.Г.
Паустовский “Телеграмма”. Краткое содержание по главам мы сейчас и рассмотрим.
Хотя формально рассказ и не имеет подобного деления, однако при прочтении можно условно выделить несколько смысловых частей:
- часть первая – “Мать”;
- часть вторая – “Дочь”;
- часть третья – “Телеграмма. Под хмурым небом”;
- часть четвертая – “Не дождалась”;
- часть пятая – “Эпилог. Похороны”.
Каждая из выделенных нами частей несет свою смысловую нагрузку и по своему важна в структуре книги. Все их мы рассмотрим по отдельности, это позволит сложить единую картинку.
“Телеграмма” Паустовский. Краткое содержание: “Мать”
Стоит на редкость ненастная и холодная осень. Из-за реки тащатся рыхлые тучи, из которых сыпется назойливый дождь.
Катерине Петровне с каждым днем становится все тяжелее – ее глаза и тело слабеют, все труднее вставать по утрам, а уж ухаживать за собой и домом оказывается вовсе непосильной задачей. И даже голос ее настолько ослаб, что разговаривает она шепотом.
А непомерное одиночество лишь усугубляет ее положение, ведь ей даже и поговорить по душам не с кем. Описание окружающей природы и дома, в котором живет женщина, показывают, что жизнь ее уже давно позади.
Но есть люди, которые искренне сочувствуют старушке и помогают ей. Это соседская девчонка Манюшка и немолодой сторож Тихон. Манюшка навещает бабушку ежедневно, приносит ей воду из колодца, подметает в доме, помогает на кухне. Тихон из сочувствия, как мог, тоже старался помочь: рубил засохшие деревья в саду, колол дрова для печи.
От одиночества Катерина Петровна частенько плачет, не спит ночами и с трудом дожидается рассвета. Единственная ее дочь Настя живет далеко от нее, в Ленинграде, а с ее последнего приезда прошло уже три года. Раз в пару-тройку месяцев Настя делает матери денежные переводы, однако не находит времени, чтобы написать настоящее письмо.
Однажды ночью Катерине Петровне слышится, что кто-то стучится в ее калитку. Она долго собирается и с огромным трудом доходит до забора.
Потом она понимает, что ей причудилось и в ту же ночь пишет дочери письмо с просьбой приехать, навестить ее перед смертью. “Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день”.
Вот отрывок из ее трогательного и пропитанного грустью письма. Манюшка относит ее послание на почту.
“Телеграмма” Паустовский. Краткое содержание: “Дочь”
А Настя, ее родная дочь, работала секретарем в Союзе художников. В ее обязанности входила организация выставок и конкурсов.
Письмо от матери она получила на работе, но читать не стала. Эти письма вызывали у нее смешанные чувства. С одной стороны, облегчение: мать пишет, а значит она жива. Но с другой – каждое из них было словно немым укором.
После работы Настя отправляется в мастерскую к молодому скульптору Тимофееву. Он трудится в довольно плохих условиях, помещение холодное и сырое. Скульптор жалуется Насте на то, что все его старания остаются незамеченными, а сам он – непризнанным.
Взглянув на скульптуру Гоголя, Настя на какой-то момент чувствует укол совести: письмо от матери лежит в сумочке нераспечатанное.
Разглядев в скульпторе Тимофееве талант, она решает, что любыми силами вытащит этого человека на свет, и отправляется к председателю, чтобы тот организовал ему выставку. Ей удалось договориться и последующие две недели Настя занята подготовкой. Письмо отложено в “долгий ящик”. Мысли о поездке, воспоминания о матери и ее неизбежных слезах, вызвали лишь досаду.
Выставка удается на славу. Посетители восхищаются работами скульптора, немало лестных слов достается и Насте, которая смогла проявить чуткость и заботу к художнику и помогла извлечь Тимофеева на свет.
И вот в разгар выставки курьерша Даша передает ей телеграмму, в которой написано всего три слова: “Катя помирает. Тихон”.
Настя настолько увлечена происходящим в зале, что не сразу понимает, о ком речь и решает, что должно быть, послание адресовано не ей. Однако прочитав адрес понимает, что нет никакой ошибки.
Известие приходит в настолько не подходящий для нее момент, что она комкает телеграмму, хмурится и продолжает слушать выступающих.
В это время с кафедры звучат хвалебные слова. Знатный и уважаемый в кругах художников человек Перший лично передает слова благодарности в адрес Насти. Он благодарит ее за заботу и внимание к незаслуженно забытому автору Тимофееву. В конце речи оратор кланяется Насте, называя ее Анастасией Семеновной, и весь зал долго ей аплодирует, смущая до слез.
https://www.youtube.com/watch?v=x4aJCDaPD34
В этот момент один из художников спрашивает Настю насчет телеграммы, скомканной у нее в руке: “Ничего неприятного?”. На что она отвечает, что это так… от одной знакомой.
“Телеграмма” Паустовский. Краткое содержание: “Телеграмма. Под хмурым небом”
Все смотрят на выступающего Першина. Но Настя долго ощущает на себе чей-то тяжелый и пронзительный взгляд. Она боится поднять голову, ей кажется, будто кто-то догадался. Подняв глаза, она видит смотрящего на нее Гоголя – статую, изготовленную скульптором Тимофеевым. Фигура как будто говорит ей сквозь зубы: “Эх, ты!”
В тот же момент на героиню снисходит прозрение. Она, торопливо одевшись, выбегает из зала на улицу, где валит мокрый снег, а хмурое небо опускается и давит на город и Настю.
Она вспоминает прошлое письмо, теплые, адресованные ей матерью слова: “Ненаглядная моя!” На Настю приходит позднее просветление, она понимает, что никто ее так сильно не любил, как эта брошенная старушка, и что она никогда уже больше не увидит свою родную маму.
Девушка бросается на станцию в надежде скорее попасть к матери. Все ее мысли только об одном: только бы успеть, чтобы мать увидела ее и простила. Ветер, в лицо хлещет снег. Она опаздывает, все билеты проданы. Настя с трудом сдерживает слезы. Но каким-то чудом в тот же вечер она уезжает на поезде в деревню.
“Телеграмма” Паустовский. Краткое содержание: “Не дождалась”
В то время как Настя суетилась над выставкой, ее мать слегла. Вот уже 10 дней она не вставала с постели, и с ней находились чужие люди. Манюшка дни и ночи проводила возле Катерины Петровны. Днем она топила печку, отчего комната становилась уютнее, и тогда бабушка мысленно возвращалась в те времена, когда дочь еще была рядом. Эти воспоминания вызывают у нее одинокую слезу.
Тем временем добрый сторож Тихон в надежде облегчить ожидание пожилой женщины решается на небольшой обман. Он договаривается с местным почтальоном, берет телеграфный бланк и пишет в нем сообщение корявым почерком.
Придя к Катерине Петровне, он долго кашляет, сморкается и выдает свое волнение. Бодрым голосом он говорит, что это хорошо, что скоро выпадет снег и ударит мороз, что от этого дорога станет лучше и Настасье Семеновне будет легче ехать. После этих слов он протягивает телеграмму бабушке.
Телеграмма, краткое содержание которой следующее: “Дожидайтесь, выехала”.
Но женщина сразу распознает его обман, благодарит за добрые слова и заботу, с трудом отворачивается к стенке и как будто засыпает. Тихон сидит в прихожей, опустив голову, курит и вздыхает. Через некоторое время выходит Манюшка и зовет в комнату старушки.
Паустовский, “Телеграмма”. Краткое содержание: “Эпилог. Похороны”
На следующий день Катерину Петровну похоронили на кладбище, которое находилось за селом, над рекой. Подморозило и выпал снежок. Проводить ее в последний путь собрались ребята и старухи. Гроб несли Тихон, почтальон Василий и еще два старичка. А Манюшка с братом несла крышку гроба.
Важным моментом считается появление молоденькой учительницы. Когда она видит похороны, то вспоминает, что у нее в другом городе осталась такая же старушка-мать. Она не может пройти мимо и присоединяется к процессии. Учительница провожает гроб до самой могилы.
Там односельчане прощаются с умершей, кланяются гробу. Учительница тоже подходит к телу, наклоняется и целует высохшую руку Катерины Петровны, после чего отходит к кирпичной ограде.
После этого она еще долго находится на кладбище, слушает разговоры стариков и стук земли по крышке гроба.
Настя же приезжает в Заборье на другой день после похорон. Она застала лишь свежий могильный холмик на кладбище и остывшую комнату матери. Настя всю ночь проплакала в этой комнате, а наутро поспешила незаметно уехать из Заборья, так чтобы никто ее не встретил и не задал неудобных вопросов. Она понимала, что уже никто, кроме матери, не смог бы снять ее тяжкой и неизгладимой вины.
Заключение
Вот мы и разобрали весь рассказ “Телеграмма”. Краткое содержание по главам осветило читателям сюжет книги практически полностью и, возможно, даже о многом заставило задуматься.
Но чтобы не упустить важных деталей, которые были вложены автором буквально в каждую сточку книги, конечно, стоит прочесть все произведение целиком, тем более что это не займет много времени.
Возможно, этот краткий рассказ “Телеграмма” напомнит читателю, что в повседневной суете и заботах ни в коем случае нельзя забывать о том, что есть самые важные люди в нашей жизни – наши родные и близкие люди. Чтобы потом не стало слишком поздно.
Источник: https://autogear.ru/article/164/394/telegramma-paustovskiy-kratkoe-soderjanie-po-glavam/
Краткое содержание «Телеграмма» Паустовского
Октябрь был холодный и ненастный. Катерина Петровна стала очень тяжело вставать по утрам. Она жила в старом доме, который построил еще ее отец – известный художник.
Здание имело культурную ценность и находилось под охраной областного музея. Располагался дом в селе Заборье. Каждый день Катерину Петровну навещала дочь сапожника Манюшка, иногда заглядывал Тихон – сторож пожарного сарая.
Он помнил отца Катерины Петровны и то время, когда строился дом.
Единственная дочка Катерины Петровны Настя жила в Ленинграде. Последний раз она была в деревне три года назад. Хотя письма Насте Катерина Петровна писала редко (не хотела мешать), но постоянно о ней думала. Настя совсем не писала писем, только отсылала матери по двести рублей раз в два-три месяца.
Однажды ночью Катерина Петровна услышала стук в калитку, когда она подошла посмотреть, никого не увидела. В ту же ночь Насте было написано письмо, где мать просила ее срочно приехать.
Настя работала в Союзе художников секретарем и была прозвана Солвейг за большие холодные глаза и светлые волосы. Жизнь ее была очень насыщенной. В то время, когда пришло письмо от матери, она была занята подготовкой выставки молодого скульптора Тимофеева. Она, не читая, положила письмо в сумку и даже облегченно вздохнула: если мать пишет письма, значит жива-здорова.
В мастерской Тимофеева Настя обратила внимание на скульптуру Гоголя. Ей вдруг почудилось, что писатель смотрит прямо на нее укоризненно и насмешливо.
В течение двух недель Настя не вспоминала о письме, полностью погрузившись в заботы об организации выставки. В день ее открытия Насте принесли телеграмму из Заборья: «Мать умирает. Тихон». Скомкав в руках телеграмму, Настя вновь ощутила на себе взгляд Гоголя, полный упрека и укоризны. В тот же день Настя уже ехала в Заборье.
Катерина Петровна совсем слегла. Она не поднималась с кровати уже почти десять дней и Манюшка не отходила от нее почти неделю. Тихон ушел на почту. Там он что-то писал и принес затем Катерине Петровне почтовый бланк, в котором прочитал: «Выехала, ждите. Ваша любящая дочь Настя». Катерина Петровна поблагодарила сторожа за добрые вести и как будто уснула, отвернувшись к стенке.
Похороны Катерины Петровны состоялись на следующий день. На похоронах были старушки и ребята. Когда шли на кладбище, похоронную процессию увидела молодая учительница. Она вспомнила о своей старой, оставшейся одинокой матери и подошла, чтобы поцеловать Катерину Петровну в сухую, пожелтевшую руку.
На второй день после похорон в Заборье появилась Настя. Ее встретил на кладбище свежий холмик и темная холодная комната, из которой совсем недавно ушла жизнь.
В этой пустой комнате Настя плакала всю ночь. Рано утром она уехала из Заборья. Уходила крадучись, чтобы никого не встретить и не отвечать на вопросы.
Она понимала, что груз непоправимой вины может снять с нее только Катерина Петровна.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-telegramma-paustovskogo/