Образ алексея швабрина в «капитанской дочке» а. пушкина

Швабрин: образ и характеристика героя из «Капитанской дочки» Пушкина

Одним из героев повести «Капитанская дочка» является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Обратите внимание

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому Маша, несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других.

Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу.

Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с Гриневым и последующая дуэль. Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным.

Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции.

Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации.

Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Важно

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул Пугачеву. Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе.

Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви.

В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/shvabrin.html

Образы Гринева и Швабрина в повести А. Пушкина «Капитанская дочка»

Петр Гринев и Алексей Швабрин — люди одинако­вого социального положения (оба выросли в дворян­ской семье, примерно одного возраста).

Волею судеб они оказались вместе в Белогорской крепости: Шваб­рин был выписан «из гвардии за поединок», а Петруша Гринев прислан набираться опыта в военной служ­бе. Сначала молодые люди подружились, виделись каждый день, но постепенно Гриневу «час от часу… становилась…

менее приятною» беседа Швабрина. Гринева задевали глупые шутки Алексея Ивановича насчет семьи коменданта. Еще более их отношения обострились, после того как Швабрин, приревновав Гринева к капитанской дочке, Марье Ивановне, ого­ворил девушку («…

ежели хочешь, чтоб Маша Миро­нова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стиш­ков подари ей пару серег»). Швабрин тоже влюблен в Машу, он даже делал ей предложение, но получил от­каз. Характер его таков, что он мстит за то, что его от­вергли, своими способами.

Совет

Он оказывается настолько подлым, что провоцирует вызов на дуэль, а на дуэли, воспользовавшись случайностью, едва не смертельно ранит соперника. Гринев же настолько великодушен, что после выздоровления просит коменданта освобо­дить Швабрина из-под стражи.

Оба героя — офицеры. Но слова «офицерская честь» они понимают по-разному. Вспомним эпизод захвата Белогорской крепости пугачевцами: Шваб­рин очень быстро забывает о своей присяге, данной императрице, и переходит на сторону Пугачева.

Гри­нев, к своему изумлению, с изумлением видит «среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кру­жок и в казацком кафтане».

Перебежчик спокойно наблюдает за убийством людей, с которыми жил, мало того, он использует свое новое положение при Пугачеве для мщения: «Он подошел к Пугачеву и ска­зал ему на ухо несколько слов», после чего тот отдает приказание повесить Гринева, не предлагая присяг­нуть в верности. Лишь вмешательство преданного Савельича спасло Петра.

Швабрин не выдает Машу. Узнай Пугачев, что де­вушка, лежащая в горячке, дочь коменданта, не по­щадил бы и сироту. Но вовсе не благородство движет Швабриным: оставшись за коменданта в крепости, он вынуждает Машу, едва оправившуюся от болезни и в одночасье лишившуюся родителей, выйти за него за­муж.

Гринев же, искренне любящий Машу, не раз рис­кует ради нее жизнью и честью.

Не получив «роты солдат и пол-сотни казаков», с помощью которых он надеялся отбить Белогорскую крепость, молодой че­ловек на свой страх и риск отправляется к Пугачеву, просить освободить любимую девушку.

Он понимает, что Пугачев сполна расплатился с ним за подаренный заячий тулуп во время их первой встречи, и ничем ему, Гриневу, уже не обязан.

Источник: http://5litra.ru/soch/19-obrazy-grineva-i-shvabrina-v-povesti-a-pushkina.html

Сочинение «Гринев и Швабрин» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Перед Вами сочинение –рассуждение о взаимоотношениях двух главных героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринева и Швабрина. Кстати, на сайте есть краткое содержание этого произведения, а также другие сочинения по произведению «Капитанская дочка».

Гринев и Швабрин

Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало.

Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову.

И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями.

Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться.

«С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал».

Обратите внимание

Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях.

Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.

Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина.

Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений.

Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.

Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева.

О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Важно

Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин—носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка».

Надеюсь, это сочинение помогло вам разобраться в характерах Гринева и Швабрина, натолкнуло на мысли для собственного сочинения.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-grinev-i-shvabrin-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина в таблице с цитатами: сравнение, сходство и различия

Гринев и Швабрин. Поединок.
Художник А. Иткин 

Юный прапорщик Петр Гринев и молодой офицер Швабрин — два ярких персонажа романа «Капитанская дочка» Пушкина.


Петр Гринев — это главный положительный герой романа, честный и добрый молодой офицер. 

Офицер Швабрин — это яркий отрицательный герой, подлый, лживый и злой человек.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Петр Андреевич Гринев Алексей Иванович Швабрин
Внешность
(о внешности Гринева ничего не известно) «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…»

«… Волоса его, недавно черные как смоль…»

Характер и личность
Состоятельный потомственный дворянин:

«…у батюшки триста душ крестьян…»

Состоятельный потомственный дворянин:

«…хорошей фамилии, и имеет состояние…»

Возраст – 16 лет:

«…Между тем минуло мне шестнадцать лет…»

Возраст – молодой человек:

«…молодой офицер…»

Начинающий офицер:

«…Я был произведен в офицеры…»

Офицер со стажем:

«…Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен…» (служит в армии, как минимум, около 5 лет)

Добрый:

«…вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…»

Злобный:

«…Он усмехнулся злобной усмешкою…

Незлопамятный:

«…Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору…»

Злопамятный:

«…В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…»<\p>

Стыдливый: 

«…»…Мне было стыдно…»<\p>

Бесстыдный:

«…Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило…»

«…ты лжешь самым бесстыдным образом…»

Жалостливый:

«…Мне было жаль бедного старика…»

Безжалостный, жестокий:

«…Он обходится со мною очень жестоко…»  (Маша о Швабрине)

Искренний:

«…решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным…»<\p>

Лживый, клеветник:

«…В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…»

Сильный и смелый:

«…я сильнее и смелее…» (чем Швабрин)

Трусливый:

«…Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним…»

Честный дворянин:

«…Я природный дворянин; я присягал государыне императрице…»

Дворянин без чести и принципов:

«…С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака…»

Великодушный: 

«…великодушно извинял своего несчастного соперника…»

Гнусный, подлый:

«…все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин…»<\p>

«…из рук гнусного Швабрина…»<\p>

Сходство Гринева и Швабрина

Что общего у Петра Гринева и Швабрина? Гринев и Швабрин — потомственные дворяне из состоятельных семей. Они оба — умные молодые люди. Они оба знают французский язык и умеют фехтовать. 

Кроме того, Гринев и Швабрин оба влюбляются в одну и ту же девушку — капитанскую дочку Машу Миронову.

Это была сравнительная характеристика Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка»  Пушкина в таблице с цитатами: сравнение персонажей, анализ сходства и различий героев.

Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/09/sravnitelnaja-harakteristika-grinev-shvabrin-sravnenie-tablica.html

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — сочинение и таблица

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

1. Таблица

Критерий сравнения Гринёв Швабрин
1. Отношение к семейству Миронова С сочувствием и симпатией, расположением, любовью и привязанностью С язвительной насмешкой, разносит лживые слухи.
2.Поведение на дуэли Спасая честное имя девушки, проявляет отвагу и порядочность. Воспользовавшись тем, что его соперник отвлекся, коварно ранит Гринева.
3. Отношение к присяге Не приемлет мысли о том, чтобы принести самозванцу присягу. Не согласен приложиться к руке Пугачева. Примыкает к бунтовщикам,  поправ присягу.
4.Чувства к Маше Мироновой Влюблен в Машу, но не ограничивает ее в выборе, с уважением относится к ее решению, предоставляет ей самой все решить. С риском для себя спасает ее из лагеря бунтовщиков. Ограждая Машу от внимания следствия, даже не озвучивает ее имя во время процесса разбирательства. Называет Машу «совершенною дурочкою», наговаривает на нее. Держит под замком, заставляет страдать от голода, и, в конце концов, выдает ее Пугачеву.
5.Поведение с Пугачевым Держится с достоинством и отвагой, честно отвечая на вопросы Пугачева. Дорожит честью офицера и дворянина. Пресмыкается перед Пугачевым, лебезит и подхалимствует, выклянчивая прощение.

Повествование А.С. Пушкина обращено к историческим событиям конца 18 века, когда в России бесчинствовали бунтовщики под предводительством Пугачева. Автор представляет на суд читателя не столько подробное описание хода восстания, сколько то, как оно отразилось на поведении людей.

Содержание повести подчинено эпиграфу, русской пословице «Береги честь смолоду».

Одни из героев не отступают от этого правила всю жизнь, другие с готовностью поступаются честью и нравственными принципами ради сохранения жизни.

Центральные герои повести – два служащих в Белогорской крепости офицера. Их характеры и судьбы помогают читателю сделать выводы о том, что же такое человеческое достоинство и честь.

Повествование ведется от лица Петра Гринева. Первая часть дает представление о его детских годах и о первых днях пребывания в Белогорской крепости. В воспитании Гринева мы находим черты традиционного для того времени в среде поместного дворянства способа развития своих детей.

Был нанят французский гувернер, да крепостной Савельич присматривал за недорослем. Вначале Гринев не задумывается о будущем, ведет себя бесшабашно.

Однако пережив в Белогорской крепости трагедию потери близких людей, оказавшись на краю гибели, он понимает, каковы истинные ценности, переосмысливает жизнь.

Приехав в крепость, Петр Гринев сводит знакомство с Алексеем Швабриным, о жизни которого автор сообщает лишь то, что в крепости он находится из-за участия в дуэли. Алексей Иванович Швабрин образован, остроумен, однако у читателя складывается о не нелестное впечатление.

Совет

Влюбленный в дочку начальника крепости Машу, Гринев делится со Швабриным своими стихами, посвященными предмету его обожания. Но Швабрин язвительно высмеивает эти поэтические излияния, которые, может быть, и впрямь достойны критики, однако дело оказывается вовсе не в лирике. Швабрин и сам не прочь поухаживать за Машей, а соперники-поэты ему не нужны.

От лица Гринева автор комментирует происшедшее: «Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом”. Оскорбленный в лучших чувствах, Гринев требует от Швабрина удовлетворения — назначают дуэль, где Алексей Иванович, воспользовавшись тем, что соперник отвлекся, предательски его ранит.

Однако эти события — только начало, завязка событий.

Представление о характеров центральных персонажей читатель получает, когда происходит захват крепости бунтовщиками во главе с Пугачевым. Все обитатели крепости поставлены перед выбором: дать присягнуть Пугачеву или умереть.

Первым погибает капитан Миронов, не пожелавший нарушить присягу государыне, поступиться принципами.

Петр Гринев, на глазах которого происходит казнь, готов последовать за начальником, однако в последний момент Емельян Пугачев вспоминает, как молодой человек даровал ему заячий тулуп в их первую встречу, и щадит упрямца. Швабрин, не гнушаясь предательством, переходит на сторону пугачевцев.

Эта сцена – кульминация сюжетной линии, из нее читателю становится окончательно понятно, что Гринев – отважный, преданный императрице офицер, а вот Швабрин – подлый изменник, трясущийся за свою душонку, забывший о присяге.

А после сцены с вызволением Маши Мироновой читатель уже не сомневается, что Швабрин не только предатель, но и мерзавец, для которого главное – достижение своих целей любой ценой.

Обратите внимание

В итоге герои повести предстают перед военным трибуналом, который честного офицера оправдывает, а предателя приговаривает к повешению.

https://uchim.org/sochineniya/sravnitelnaya-xarakteristika-grineva-i-shvabrina — uchim.org

3. Еще одна характеристика

А.С. Пушкин как автор «Капитанской дочки», обращаясь к вопросам чести и долга, последовательно раскрывает различия в поведении центральных персонажей повести – Гринева и Швабрина. Оба молодых офицера служат в Белогорской крепости, происходят из дворянства.

Автор раскрывает характеры героев, опираясь на свою позицию, выраженную русской пословицей: «Береги честь смолоду» — эпиграфом последней повести Пушкина.

Различны причины появления в Белогорской крепости главных героев: Гринев отправлен «понюхать пороху» отцом в воспитательных целях, а Швабрин переведен в гарнизон капитана Миронова «за смертоубийство», по словам Василисы Егоровны, жены коменданта.

По-разному представляют себе воинский долг молодые люди. Это очень заметно из отношений обоих с Пугачевым.

Швабрин, отринув присягу, переходит на сторону пугачевских бунтовщиков, Гринев же, не поступившись честью и офицерским долгом, все-таки помилован Пугачевым за доброту и искренность чувств.

Ведь это он, не зная, что перед ним глава крестьянского восстания, в первую свою встречу с Пугачевым наградил его стаканом вина и теплым тулупом за то, что тот в буран вывел его кибитку к умету.

Отличается и отношение центральных героев к Марье Ивановне Мироновой, капитанской дочке. Влюбленный Гринев сочиняет посвященные ей стихи и как доверенному лицу показывает их Швабрину.

Важно

В ответ Алексей Иванович смеется и над влюбленным, и над его поэтическими этюдами. В действительности Швабрин сам пытался приударить за капитанской дочкой, да потерпел фиаско.

Поэтому он стремится очернить репутацию Маши в глазах Гринева: «… чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег «.

Человеческие черты Гринева – высокое чувство долга, способность к искренним чувствам, открытость, умение любить. Его жизнь подчинена народной мудрости: «Береги платье снову, а честь смолоду». В нем Пушкин показал лучшие черты офицера и дворянина.

Швабрин же своим поведением роняет не только человеческое достоинство, но и дворянскую честь. Он не то чтобы не выше, а даже ниже подручных Пугачева, Хлопуши и Белобородова.

И автор повести, рисуя судьбу Швабрина, подводит читателя к мысли об обреченности таких людей, ведь не случайно в итоге Гринева ждет свадьба, а Швабрина – приговор трибунала и смерть.

4. И еще одно сочинение

В романе (по определению А.С.Пушкина) «Капитанская дочка» автор на центральное место выдвигает проблему чести и достоинства. Решается она в результате столкновений главного действующего лица произведения, Петра Гринева, с остальными персонажами.

Резко противопоставлен этому герою Алексей Швабрин, хотя, на первый взгляд, между ними немало сходства. Оба они молоды, происходят их дворянского сословия и получили типичное для той эпохи образование.

У молодых офицеров схожие интересы. Они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день.

Совет

Каждый из этих дворян в той или иной степени интересуется поэзией. О Швабрине известно, что он знаком с творчеством В.К. Тредиаковского, а Гринев сам пишет стихи, которые заслужили похвалу самого Сумарокова.

Есть у героев и еще общее: их неравнодушие к Маше Мироновой. Оба пытаются вызвать ее привязанность, ухаживая за ней каждый по-своему. Вот здесь-то и проявляются отличия героев, несхожесть их нравственных принципов.

Получив от Маши отказ, Швабрин, подчиняясь худшим побуждениям, пытается очернить честное имя девушки, при этом, не стесняясь, продолжает посещать дом ее родителей, бывает приглашен к столу. Совесть его молчит и тогда, когда он стремится сделать все, чтобы Гринев и Маша не были вместе, хотя их взаимная симпатия очевидна. Но это-то его более всего и подстегивает к подлостям.

Гринев не в силах терпеть наветы Швабрина, исподтишка оскорбляющего его возлюбленную. Такое поведение он считает подличаньем, недостойным честного человека. Защищая доброе имя Маши, Петр Андреевич вынужден предложить Швабрину дуэль, однако понятие чести не знакомо сопернику Гринева. Он и на поединке ведет себя низко.

Полное представление о том, кто чего стоит, читатель получает из описания захвата Белогорской крепости восставшими крестьянами под предводительством Пугачева. Оба молодых офицера оказываются на краю гибели, видят смерть защитников гарнизона, близких им людей.

Швабрин выбирает путь предательства, забывая о присяге государыне, о своем долге офицера, дворянской чести: он переходит на сторону восставших. Честная смерть не для него, уж лучше бесчестная жизнь – такова его позиция: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!»

Гринев, не поступаясь принципами, готов выбрать смерть. Он в глаза говорит Пугачеву, что будет верен императрице, что в этом он клялся на Библии и поэтому не перейдет на сторону бунтовщиков.

Подобная твердость во взглядах в Пугачеве вызывает одобрение и уважение. Он позволяет Петру уехать из крепости, помогает освободить Машу Миронову из заточения, организованного Швабриным. Тот, бесчестно используя свою близость к предводителю бунтовщиков, поставил девушку перед выбором: брак с ним или голодная смерть. Лишь отвага Петра Гринева помогла Маше спастись.

Обратите внимание

Несмотря на бесчестные уловки Швабрина, его клевету, Петр Гринев остается верен себе и с честью выходит из сложного положения. Сохраненное достоинство и любовь Маши позволяют ему без стыда и позора жить дальше. Швабрин же объявлен государственным преступником. Предательство не уберегло его от ранения, плена и смертного приговора.

Автор «Капитанской дочки» на примере судеб героев показывает: каждый поступок значим. Невозможно сохранить человеческое достоинство, поступаясь вопросами чести и долга. Перебороть низменные инстинкты — значит сохранить душу, поддаться им – потерять ее.

Всё для учебы » Сочинения » Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — сочинение и таблица

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/sochineniya/sravnitelnaya-xarakteristika-grineva-i-shvabrina

Образ Швабрина: особенности речевого поведения

УДК 812

И. С. Юхнова

ОБРАЗ ШВАБРИНА: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье характеризуется речевое поведение Швабрина, что позволяет показать, как в «Капитанской дочке» создается система психологических мотивировок, а также осмыслить причины перехода героя на сторону Пугачёва.

The article is devoted to analysing Shvabrin's talking manner and his reasons of supporting Pougachev's movement. Also the researcher paid attention to the system of phsychological motivation in «The Capitain's Daughter».

Ключевые слова: Пушкин, «Капитанская дочка», Швабрин, речевое поведение, диалог, общение, коммуникация.

Keywords: Pushkin, «The Capitain's Daughter», Shvabrin, talking manner, dialogue, communication.

Исследователями справедливо замечено, что «из всех героев «Капитанской дочки» Швабрину, кажется, уделялось меньше всего внимания» [1]. Однако в последние десятилетия появился ряд работ, отчасти восполняющих данный пробел [2]. В. Я.

Малкина обосновала литературную природу образа, который, по ее мнению, строится с учетом эстетики готического романа. Е. Е. Прощин соотнес его происхождение с другой — авантюрной традицией. Н. А.

Ермакова показала, как воспринят образ Швабрина Лермонтовым, и сопоставила этого героя с Печориным [3].

Важно

Основные наблюдения можно суммировать следующим образом. Все исследователи говорят о литературной природе образа. При этом в тени остается тот факт, что для Пушкина Швабрин -герой, произведенный самой жизнью, реальной историей пугачевского восстания; для него первична естественная, жизненная, а не литературная природа образа.

Другой повторяющийся мотив в исследованиях — мысль о схематичности, фрагментарности в прорисовке характера, что порождает психологическую неопределенность, отсутствие мотивировок предательства.

Отличительной чертой героя называют его бездомность, неустроенность.

Свидетельством этому является тот факт, что Швабрин, в противовес всем другим персонажам, существует в произведении вне родства, вне семейных отношений [4]. А Н. А.

Ермакова высказывает мысль о том, что Швабрин не укладывается в социальные границы — его черта «социальная неукорененность» [5], и спорит с Ю. М. Лотманом, по мне-

© Юхнова И. С., 2011

нию которого, Швабрин «без остатка умещается в игре социальных сил своего времени» [6]. Аналогичную с Н. А. Ермаковой точку зрения высказывает Э. Г.

Бабаев: «В романе Пушкина нет социологической предопределенности, Швабрин тоже был «природный дворянин», но его судьба не похожа на судьбу Гринёва. Пушкин видел перед собой великое множество исторических лиц и судеб» [7].

Исследователь находит такое определение для героя — «смутный человек смутного времени», и считает, что «его появление в стане Пугачева романически хорошо обосновано» [8].

Прототипическую основу образа Швабрина вскрыла Н. В. Смирнова [9].

Судьба отца и сына Шванвичей прояснила «родовые» черты Швабрина, и главную из них — авантюрно-разрушительную основу характера, способность, оказавшись в гуще событий, действовать, не задумываясь об этической стороне совершаемых поступков.

Наследственной чертой Шванвичей становится предательство. Н. В.

Совет

Смирнова так и характеризует Шванвича-сына: «предатель, сын предателя»; при этом исследовательница показывает, что его роль в событиях пугачевского восстания неоднозначна — он «стал чем-то вроде посредника», «необходимым медиатором между двумя культурами/мирами». В «Капитанской дочке» функция посредника перейдет к Гринёву, в Швабрине же окончательно «победит» своеволие, стремление к хаосу, к разрушению устоявшегося порядка.

Все наблюдения крайне ценны, а потому стимулируют новые размышления. Многое в образе Швабрина уточняется, если проследить, как выстраивается его речевое поведение.

Тип общения, который естественен для Шваб-рина, подчеркнуто контрастен тому, который установился в крепости. Герой общителен, но эта общительность иного рода, чем подобное же свойство у Василисы Егоровны или попадьи Акули-ны Памфиловны.

Содержание его разговоров -это не отражение бытовых происшествий, не погружение в мир собеседника, мир привычных и естественных забот и отношений. Швабрину необходимо занять ум, утолить потребность интеллектуального и светского общения.

Он злословит, высмеивает, при этом никогда не говорит о том, что по-настоящему волнует его, не открывается собеседнику. Гринёву, как и другим обитателям крепости, остаются неизвестны его истинные чувства, цели, прошлое.

Швабрин, пожалуй, единственный герой, у которого не совпадает то, что он говорит, с тем, что он по-настоящему думает. В основе стратегии его речевого поведения лежит использование «речи лукавой» [10]. Чтобы сделать это очевидным, Пушкин включает диалог, «разоблачающий» Швабрина, и, как правило, это разговор

сторонних людей: Маша рассказывает Гринёву о сватовстве Швабрина, а «даме» в Царскосельском саду раскроет истинную причину контактов Гринёва с Пугачевым — и уже ро$1ГасШш станут понятными мотивы его злословия, по-новому зазвучат его высказывания и о Маше, и о Василисе Егоровне…

В главе «Сирота» Швабрин, пожалуй, единственный раз окажется в ситуации, когда его интрига раскрыта, речь лукавая разоблачена, и герою приходится мотивировать свой поступок, оправдываться. Мы увидим, как он ведет себя в ситуации правдивого диалога.

Обратите внимание

Инициатива в завязывании общения с Гринёвым исходит от Швабрина. И тема первого разговора, и способ его ведения (Швабрин изъясняется по-французски, сетует на невозможность полноценного общения в крепости, а свой визит мотивирует следующим образом: «. желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел.

Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени» [11]) иллюстрируют его светскость, принадлежность к столичному гвардейскому кругу. Однако стоит вспомнить комментарий, который делает к ситуации знакомства В. С. Листов: «.заметим маленькое неправдоподобие всей сцены знакомства новоприбывшего Гринёва и старожила Швабрина.

Войдя в комнату, Алексей Иванович мгновенно заговаривает по-французски. В историческое время, когда происходит диалог, — а это самое начало 70-х гг. XVIII в. — французский язык далеко не так широко распространен в российском благородном сословии, как среди дворян -современников Пушкина. Великая революция и массовая эмиграция из Франции в Россию еще впереди.

В том, что Швабрин, в прошлом блестящий петербургский гвардеец, владеет языком Корнеля и Расина, ничего удивительного нет. Но многолетний опыт жизни в провинции должен был его убедить, что возможность беседовать по-французски с вчерашним недорослем из глухого уезда ничтожно мала. Даже и сам автор романа намекает нам на случайность появления мсье Бопре в симбирской деревне.

И еще усиливает сомнения в знаниях Петруши: «ои1сЬке1» выучился у ученика «кое-как болтать по-русски» и после уж не прибегал к родной своей речи.

В сцене знакомства Швабрина и Гринёва громко звучит следующий, XIX в. Столичный дворянин в глуши, оторванный от франкоязычного салона, чуть пренебрегает светскими условностями и знакомится с приезжим, справедливо полагая, что язык общения служит достаточной рекомендацией» [12].

Разговор Швабрина, его живость, остроумие увлекают Гринёва. Он так характеризует речевую манеру Швабрина: «Разговор его был остер

и занимателен. Он с большой весёлостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца.» [13].

Важно

Швабрин воспринимает Гринёва как человека своего круга, единого с ним по потребностям в общении, по отношению к людям.

Но постепенно Гринёву открывается, что остроумие Швабри-на — это злоречие, основанное на лжи, искажении реальности, что Швабрин — интриган, так как действует скрытно, тайно.

А его «шутки» обусловлены затаенной обидой, затянувшейся опалой (к моменту приезда Гринёва он провел в крепости уже 5 лет), тем, что он почитает себя выше обитателей крепости. А потому Гринёв начинает испытывать дискомфорт от общения со Швабриным, тяготится им, отдаляется от него.

В главе «Поединок» он записывает: «С А. И. Шваб-риным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне» [14].

Душа Гринёва отвергает разрушительное начало в Швабрине, которое проявляется не только в поступках, но также обозначается и в некоторых особенностях коммуникации: в ряде диалогов героев (прежде всего тех, которые происходят накануне падения крепости) остается что-то недосказанное Швабриным.

Он будто останавливается на пороге какой-то новой идеи — и тогда диалог либо обрывается, либо вовсе не происходит. Таков, например, оборванный разговор Гринёва со Швабриным после «военного совета» у капитана Миронова: «Как ты думаешь, чем это кончится? — спросил я его. «Бог знает -отвечал он; — «посмотрим. Важного покамест еще ничего не вижу. Если же.

» Тут он задумался и в рассеянии стал насвистывать французскую арию»

[15]. А также наблюдение Гринёва во время приступа: «Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля (выделено нами.- И. Ю.)»

[16].

В первом и во втором случае налицо факт выпадения Швабрина из коммуникации, погружения в какую-то важную, сжигающую душу и сознание идею.

Но если первый диалог обрывается французской арией (так неожиданно в стихию зарождающегося мятежа диссонансом врывается оперный мотивчик, а сюжеты опер как раз и строятся на столкновении страстей), то второй диалог даже не завязывается, не возникает.

Совет

Однако само молчание в данном случае содержательно, говорит о многом и «рифмуется» с рядом аналогичных ситуаций как в других в произведениях Пушкина (вспомним знаменитые финалы «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий»), так и в самой «Капитанской дочке».

Подобное погружение в себя, молчание, выпадение из коммуникации неожиданно перекликается с тем, как реагирует Пугачев на реплику Гринёва о калмыцкой сказке.

Подобные акценты в общении позволяют подспудно сформировать мысль о неслучайности столь быстрого перехода Швабрина на сторону пугачевцев. Детали, отмеченные Гринёвым в этих диалогах, свидетельствуют, что предательство Шваб-рина обусловлено не страхом смерти, не желанием самоутверждения или принципом реванша. Через них проступает то, что В. Н.

Катасонов отнес ко второму уровню общения и назвал «свободой произвола» [17]. Тем самым подчеркивается то авантюрно-разрушительное начало, которое уже почувствовал в Швабрине Гринёв и которое в данных исторических обстоятельствах вырывается наружу, обретает свободу.

Это та ситуация, к которой можно применить пушкинское определение «у бездны на краю».

В общении со Швабриным Гринёв приобретает новый и очень разнообразный коммуникативный опыт.

Именно от Швабрина он получает уроки светского общения, основанного на игре слов, злоязычии, подтекстовом диалоге. Достаточно вспомнить разговор в доме Мироновых перед дуэлью. Он строится на двусмысленности, которая понятна только Гринёву и не улавливается другими собеседниками.

Однако Гринёв не поддерживает этот разговор, а, напротив, с досадой вспоминает: «Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило; но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков; по крайней мере, никто не обратил на них внимания» [18].

Обратите внимание

И в этом замечании этическая, нравственная оценка Гринёвым не только поведения Швабрина в конкретной ситуации, но и светского общения в целом.

Именно Швабрин пристрастит Гринёва к чтению, а затем вступит с ним в жесткий литературный спор. Швабрин вовлечет его и в дуэльную ситуацию. Из-за его показаний герой предстанет перед судом.

Почти каждый раз, вступая в контакт со Шваб-риным, Гринёв оказывается в новых для него коммуникативных обстоятельствах. И всегда действия, слова Швабрина встречают внутреннее сопротивление, противостояние Гринёва, зачастую плохо осознаваемое им самим.

В общении со Швабриным герой находится в ситуации внутреннего выбора, когда ему необходимо сформировать свою позицию, а потом отстоять ее. В этом отношении контакты Гринёва со Швабриным в чем-то аналогичны его общению с Пугачевым. Однако есть принципиальное отличие. Между Гринёвым и Пугачевым устанавливаются поистине диалогические отношения: они воспринимают позицию и аргументы

собеседника. При несовпадении склада личности, социального статуса, жизненного опыта они способны понять и услышать друг друга.

Это равноправный диалог двух равноценных сознаний, это диалоги-созвучия при разнице жизненных позиций.

Есть еще один сквозной мотив в общении героев: как бы испытывая Гринёва, Пугачев провоцирует его «на выбор между прямотой и лукавством» [19]. И Гринёв всегда выбирает «прямоту».

Со Швабриным понимание оказывается невозможным, так как он человек «произвола», для него существует только его «правда», что проявляется и в его поступках, и в избираемой им речевой стратегии. Речь Швабрина всегда лукава, ложна, даже когда правдива по излагаемым фактам.

Важно

Однако сама «правда» в его устах превращается в ложь, утрачивает истинность, так как он искусно «вплавляет» ложь в реальность, искажает смысл событий, смещает акценты, не открывает всех обстоятельств, дает неверные мотивировки своим и чужим поступкам.

Так, например, в письме отцу Гринёва, донесении властям вроде бы речь идет о свершившихся и достоверных фактах: Гринёв, действительно, влюблен в Машу и мечтает на ней жениться, он, действительно, покидал Оренбургскую крепость, встречался с Пугачевым и воспользовался его заступничеством.

Но сама правда в изложении Шваб-рина оказывается неполной, а, помещенная в ложный контекст, утрачивает истинность. Речь Швабрина лукава не потому, что он говорит неправду, а потому, что укрывает истину. По этой причине разговоры Гринёва и Швабрина — это всегда диалоги-противостояние, и конфликт проистекает из-за своеволия Швабрина.

Гринёв, вступая в большую жизнь, стремясь найти свой путь, прислушивается к ее многоголосию. Именно в этом видит особенность характера и жизненное предназначение В. А. Гринёва Грехнёв: «.

с доверительной безоглядностью отдаваясь взвихренному течению жизни, в трагический узор истории он (Гринёв. — И. Ю.

) как-то незаметно вписывает узор своего «я», своей человечности, чести и доброты, повинуясь, в сущности, только одному — зову сердца и еще, быть может, той готовности слушать пульс самой реальности, которой в избытке наделено его сознание.

Только сознание, прислушивающееся ко всем голосам жизни, способно, по Пушкину, очеловечить историю, ибо оно лишено рокового соблазна творить его по собственному произволу» [20]. Швабрин этого дара лишен. Он различает только свой голос, или хаос, в который в итоге и уходит.

Примечания

1. Малкина В. Я. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «готическая» традиция (образ Швабрина) //

Болдинские чтения. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. С. 59.

2. Малкина В. Я. Указ. работа; Прощин Е. Е. Жанровый генезис «Капитанской дочки»: образ Швабрина в контексте авантюрной поэтики // Болдинские чтения. Н. Новгород: Изд-во «Вектор-ТиС», 2003; Ермакова Н. А. «Капитанская дочка» в сфере творческих рефлексий М. Ю. Лермонтова // Бол-динские чтения. Н. Новгород: Изд-во «Вектор-ТиС», 2008.

Совет

3. Ранее о Швабрине писали: Вацуро В. Э. А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Л., 1984. (Сер. «Литературные памятники»); Удодов Б. Т. О двух героях века (Швабрин и Печорин) // Сборник материалов 2-й научной сессии вузов Центрально-Черноземной зоны. Литературоведение. Воронеж, 1967.

4. Прощин Е. Е. Указ. раб. С. 213.

5. Ермакова Н. А. Указ. раб. С. 69.

6. Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 124.

7. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 93.

8. Там же. С. 93.

9. Смирнова Н. В. Человек из государства Пугачева. Шванвич и Швабрин // Доклад был прочитан 25 января 20011 г. на научном заседании в Гос. музее А. С. Пушкина.

10. Савинков С. В. Речь прямая и речь лукавая: стратегии поведения в творчестве Пушкина // Болдинские чтения. Н. Новгород: Вектор-ТиС, 2009. С. 98-109.

11. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 8(1). М.: Воскресенье, 1995. С. 296.

12. Листов В. С. «Голос музы темной…» К истолкованию творчества и биографии А. С. Пушкина. М.: Жираф, 2005. С. 289-290.

13. Пушкин А. С. С. 296.

14. Пушкин А. С. С. 299-300.

15. Пушкин А. С. С. 314.

16. Пушкин А. С. С. 322.

17. Катасонов В. Н. Хождение по водам (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина). Пермь: Редакция газеты «Православная Пермь», 1998. С. 8.

18. Пушкин А. С. С. 303.

19. Савинков С. В. С. 102.

20. Грехнёв В. А. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. С. 22.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-shvabrina-osobennosti-rechevogo-povedeniya

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)

В повести А. С. Пушкина “Капитанская доч­ка” Гринев и Швабрин — представители молодо­го поколения. Как известно, писателя глубоко волновала проблема нравственного воспитания, формирования личности молодого человека. В этом аспекте образы молодых людей противопо­ставлены: отличаются их поступки, система нравственных ценностей, восприятие мира.

Обратим внимание на причины приезда юно­шей в Белогорскую крепость. Петр Гринев при­был сюда по воле отца, отправившего сына в от­даленную и глухую местность с целью послужить в армии, потянуть лямку да понюхать пороху.

При этом главной нравственной установкой Гринева-отца Гриневу-сыну было “беречь честь смо­лоду”. У Швабрина причина другая: в отдален­ную крепость он был переведен за убийство, со­вершенное в присутствии двух свидетелей.

Обратите внимание

При создании образа Швабрина писатель ру­ководствовался биографическими фактами дво­рянина Михаила Шванвича. Крестник императ­рицы Елизаветы Петровны, Шванвич получил хорошее по тем временам образование. Поступил на военную службу.

Затем его судьба круто пере­вернулась. Участвуя <\p>

в боевой операции против отряда Пугачева, Шванвич попал в плен, и его ожидала смертная казнь. Однако взятые вместе с ним солдаты заступились за него.

Пугачев по­миловал Шванвича и назначил атаманом полка пленных войск. После разгрома восстания Шван­вич снова попал в плен, но в этот раз пленен он был правительственными войсками.

Шванвич был лишен чинов и дворянства за то, что “буду­чи в толпе злодейской, забыв долг присяги, сле­по повиновался самозванцовым приказам, пред­почитая гнусную жизнь честной смерти”.

При сходстве жизненных обстоятельств, су­ществует сильное расхождение в характерах А. Швабрина и его прототипа М. Шванвича. От­личались и побудительные причины, приведшие каждого из них в лагерь повстанцев. Пушкин­ский Швабрин — человек властный, злой, аван­тюрный.

На сторону Пугачева он переходит не из страха, а добровольно (хотя в тексте повести не раскрыты мотивы этого перехода). Гринев оста­ется верен присяге даже перед лицом смерти: “Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасе­нии всех близких моему сердцу”.

И даже счаст­ливо избежав благодаря вмешательству верного Савельича участи казненных товарищей, Петр Гринев отказывается униженно целовать руку самозванца.

Отличается и отношение молодых людей к женщине. Швабрин, полюбив Машу, абсолютно спокойно называет ее “совершенною дурочкою” и отпускает в присутствии Гринева колкие заме­чания в адрес капитанской дочки. Петр Гринев настроен романтично: посвящает любимой сти­хи, относится к ней уважительно и почтительно.

Важно

Швабрин готов оклеветать Машу, которая не от­вечает ему взаимностью: “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вме­сто нежных стишков подари ей пару серег”.

Петр готов защитить честь невинной и скромной де­вушки: “Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вме­сто грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету”

Швабрин не отказывается от желания обла­дать Машей, даже получив решительный отказ. Воспользовавшись непредвиденными и трагиче­скими обстоятельствами, он принудил отца Гера­сима выдать ему Машу. Долгое время Швабрин держит девушку в заточении, вынуждая выйти за него замуж.

В это же время Гринев, не боясь роковых последствий встречи с Пугачевым, стре­мится прийти на помощь бедной сироте. Во вре­мя освобождения капитанской дочки Швабрин совершает поступок, который раскрыл всю сущ­ность его мелкой и подлой душонки. Пугачев об­виняет Швабрина в обмане и грозится нещадно покарать провинившегося.

Тогда Швабрин упал перед самозванцем на колени. Гринев, ставший невольным свидетелем этой сцены, потрясен: “В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка”. Этот эпизод иллюстрирует, насколько раз­личными нравственными критериями руковод­ствовались Гринев и Швабрин.

Если для первого честь и достоинство — превыше всего, даже смер­ти, то для второго хороши все средства для дос­тижения цели.

Однако есть другое видение образов Швабрина и Гринева. Так, В. Ф. Одоевский, которому принадлежит один из первых отзывов после пуб­ликации повести, оценивал Швабрина несколь­ко иначе.

В частности, он утверждал, что “Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева”. Швабрин слишком умен, чтобы поверить в возмож­ность успеха Пугачева, и недостаточно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Далее В. Ф.

Совет

Одоевский говорит, что Швабрин для него “имеет много нравственно-чудесного”, так как не пользуется теми минутами, когда Маша находится в его власти.

Я думаю, все споры в оценке нравственности героев разрешил сам писатель. Последняя встре­ча Швабрина и Гринева состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачеву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел. Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринева в шпионаже.

Гринев спокой­но принял все эти обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: “Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем”.

Судьба вознаграждает героев справед­ливо: Гринев женится на Маше, а участь Шваб­рина, хотя писатель опускает эту деталь, предоп­ределена и незавидна.

Глоссарий:

– сочинение на тему гринев и швабрин

– сочинение на тему гринев и швабрин в повести капитанская дочка

– сочинение по капитанской дочке на тему гринёв и швабрин

– сочинение на тему капитанская дочка гринев и швабрин

– гринёв и швабрин сочинение

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-grineva-i-shvabrina-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина» (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       А. С. Пушкин — это один из великих писателей, произведения которого производят неизгладимое впечатление на читателя. Его творения завораживают, увлекают, касаются души и учат хорошему. Из всех его произведений больше всего меня впечатлила повесть « Капитанская дочка», а точнее сказать образы героев, которые талантливо создал автор.

Ключевыми героями в «Капитанской дочке» выступают два довольно противоречивых, и абсолютно не похожих друг на друга героя – Швабрин и Гринев. Гринев был воспитан в строгих рамках морали. Основным приоритетом для его отца в воспитании выступала честь и доблесть, на которые он, собственно, и опирался, внушая ему свою идеологию.

Для него офицерская служба — это не карьера, а прямой долг перед обществом и в первую очередь перед государством. О его матери немного известно, но именно строгость и принципиальность его отца, стала основой его характера. Но строгость отца не ограничила его детства. Он как и все ребята играл в чехарду и гонял голубей.

Что касается детства Швабрина, то здесь не известно ничего, и поэтому невозможно точно определить, какие факторы послужили формированию его характера.

       Читая произведение, каждый, несомненно, выбирает своего любимого персонажа. Для меня таким персонажем стал Гринев, так как он не просто человек чести, но и человек с глубокой идеологией и моральными принципами.

В отличие от Швабрина, Гринев даже в Белогородскую крепость приехал исключительно из-за чувства долга, что характеризует его как мужественного человека, целеустремленного и волевого.

Швабрин, как мы помним, попал в крепость из –за совершенного преступления – смертоубийства.

Обратите внимание

       Обоим героям по душе пришлась прекрасная Маша, за которой они ухаживали. Но отказ Маши на предложение Швабрина руки и сердца, пробудил в нем еще одну его негативную черту, которая вызвала у меня исключительно негативные эмоции. Ее отказ стал причиной для унижения девушки.

Как по мне, это вовсе не мужской поступок, так как настоящий мужчина никогда не опустится до такого низкого уровня как унижение, а будет продолжать борьбу за внимание той, которая сумела коснуться души. Гринев же напротив, видит в Маше только прекрасное и защищает ее от клеветы.

       Во всем произведении больше всего меня возмутил момент дуэли. Здесь было более чем предостаточно подлости, лицемерия и хитрости Швабрина, что увеличило мое негативное отношение к герою.

На мой взгляд, Гринев – это честный, чувственный, преданный, смелый, искренний и душевный человек, со своей нравственностью и высокими целями. Швабрин полная противоположность. Он труслив и не искренен. В его характере доминирует алчность, жестокость, хитрость и стремление ко лжи.

Кроме того, он абсолютно не способен чувствовать, он не умеет любить, и лишен чувства благородства.

       Мне кажется, что образы этих героев просто отождествляют общество и его нравственные устои. К тому же, везде и всюду встречаются люди похожие на Швабрина и Гринева, только кто – то стремится изменить себя, а кто – то соглашается с ролью предателя и труса.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/326-sochinenie-na-temu-sravnitelnaya-kharakteristika-grineva-i-shvabrina-povest-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka.html

Ссылка на основную публикацию