Урок литературы «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова»
Тема урока: «Образ Мцыри в поэме»
Цели и задачи:
Образовательные и развивающие
- Понять характер главного героя поэма «Мцыри»
- Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.
- Учить работать с текстом художественного произведения.
- Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.
Воспитательные
- Всматриваясь в нарисованный Лермонтовым характер и осмысляя пафос «Мцыри», воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.
- Воспитание любви к Родине, осознание понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.
- Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность сопричастности человеческому содружеству.
Ход урока
Эпиграф:
«…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (В.Г. Белинский)
Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и<\p>
успехов.
Поэма Ю.М. Лермонтова прочтена, мы с вами продолжаем работать с произведением Мцыри.
2. Работа над композицией поэмы
– Где происходит действие поэмы? (Грузия)
– Как возник замысел написания поэмы?
Ребята, из биографии поэта мы знаем, что в 1837 году М. Ю. Лермонтов отправляется в путешествие по Грузии, где и рождается замысел поэмы «Мцыри», навеянный романтическим настроением. – Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге.
Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре.
Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
<\p>
Да, поэма Лермонтова – это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельноси
Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри.
По-разному оценивают этот образ литературные исследователи:
1. Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский)
2. Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)
3. Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)
А вот какую оценку ему дал великий русский критик В. Г. Белинский
«…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (В.Г. Белинский)
Давайте исходя из оценок литературных исследователей определим тему нашего урока:
«Образ Мцыри в поэме»
Какие цели мы сегодня с вами поставим перед собой?
– дать характеристику образа, героя привлекая для ответа текст поэмы
– совершенствовать навыки анализа художественного текста
Мцыри – «душой – дитя, судьбой – монах» по злой воле судьбы попадает в монастырь, готовится и сам стать монахом.
Но в нем постоянно живет «могучий дух его отцов». Этот дух не позволяет сначала мальчику, потом уже юноше, забыть свой дом, родную семью, свой аул, свою родину. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.
Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь. А теперь мысленно сравните свое детство, отрочество с жизнью Мцыри…
Надеюсь, вы всегда будете благодарить бога, свою судьбу за то, что имели возможность говорить кому-то поистине священные слова «отец» и «мать», что вы навсегда сохраните тепло к отчему дому, никогда не забудете родные места, свою родину.
-
Хронологическая последовательность событий
1 глава- описание развалин старого монастыря
2 глава- рассказ об истории Мцыри с детства до побега
3 – 26 главы- исповедь Мцыри, рассказ о трех днях свободы
Исповедь- это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить.
Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».
«Собрав остаток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрьмой, и о трех днях пребывания на воле.
Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» – полную тревог и битв.
3. Работа в группах
– Начнем с вопроса: кому в поэме непонятен и чужд Мцыри? (монахам).
– О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам и какой Мцыри <\p>
(делим на 2 группы)
Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам 2.3 и 26, 20 главы.
Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. (Устно).
На экране таблица: (предварительно открыты только заголовки).
Вся таблица появляется на слайде после ответов учащихся.
Монахи (думают) | Мцыри (думает) |
|
|
Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.
– Почему же все – таки они не стали спасителями?
Ответы, размышления учащихся.
Обобщение учителя.
Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний, так как монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет.Мцыри решает бежать
– Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.<\p>
Гл.6,9,10,11
(А) Давным-давно задумал я //Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы. Б) «…Я цель одну – // Пройти в родимую страну – // Имел в душе.
В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог; Быть свободным для Мцыри – вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.
В душе его живет образ незнакомого желанного «мира тревог и битв».)
– Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний?<\p>
(главы 6 и 11).<\p>
– Что особенного вы отметили, читая этот эпизод? Какие чувства испытывал Мцыри, воспринимая этот пейзаж? (Увиденное Мцыри резко противопоставлено мрачному монастырскому существованию.
Пейзаж привлекателен для героя, так как тот впервые на воле. «Пышные поля», «холмы», «груды темных скал», «седой, незыблемый Кавказ» как символ свободы – все это увлекает героя. Он погружается в воспоминания, раскрывая свою страстную душу, чувствует легкость и непонятную жажду.
Ощущается любовь к жизни в этом человеке.)) <\p>
● чтение поэмы «Мцыри» (глава 12, 13).<\p>
– Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? (Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от любви. В душе Мцыри идет борьба эмоций.
Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.)
Чтение глав поэмы «Мцыри» (глава 16-18).
– Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?
– Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это<\p>
кульминация трех «вольных» дней героя.
– Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?<\p>
– Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя.
В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей.
Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.<\p>
– Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом? (В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.)
– Почему герой устает от природы? (Свобода оказалось для него избытком кислорода. Пережив столько за 3 дня, сколько не было за все время нахождения в монастыре, Мцыри устает от переживаний. Он жертва цивилизации.)
– Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу.
Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.) <\p>
Давайте прочитаем главу когда Мцыри он увидел монастырь.
– Найдем ответ на вопрос «Зачем живет человек?» с точки зрения монахов и Мцыри. Соотнесите положения каждого из мнений с героем или героями, которые его придерживаются.
1) Идеал – покой. Самоотречение ради служения высшей идее. Отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья. Смирение и пассивность. (Монахи.)
2) Испытывать радость встречи с бурей, грозой… Вольность – смысл жизни. Жизнь с ее напряжениями, препятствиями и опасностями. Тяга к сильным и вольным людям. (Мцыри.)
Анализ с художественных средств в поэме.
– Работа с сигнальными карточками (метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, сравнение).
«Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна!» (эпитет);
«О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола);
– «Я грыз сырую грудь земли…» (метафора);
«Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей» (сравнение);
«Он был, казалось, лет шести;/ Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение);
«…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора);
«Сама земля дышала мне…» (олицетворение).
«Груды скал» (метафора).
«Объятья каменные» (эпитет).<\p>
– Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? (Тропы показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться с тем, что он считает для себя родным).
Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова. <\p>
– А теперь вскроем конверты. (Читают уч-ся.)
Анненский И.Ф. Мцыри всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих «душных келий и молитв в чудный мир тревог и битв». Лермонтов пользуется здесь всем богатством своих красок и пленительно рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней.
Поэту открылись в ней какие-то иные ценности, иной смысл, и он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови.<\p>
Белинский В.Г.
…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.<\p>
Максимов Д.Е.
Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.
Коровин В.И. Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую перед ним необозримые возможности для героической деятельности.
– Близка ли ваша характеристика главного героя поэмы к мнению критиков?
Обобщение изученного.
– Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. (Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…) <\p>
– Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)
– Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)
– К какому художественному направлению принадлежит произведение «Мцыри»? (Поэма «Мцыри» принадлежит к романтическим произведениям.)
-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.) <\p>
7. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы, ответить на 1 вопрос (с. 259), выучить записи в тетради.<\p>
Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-mtsyri-v-poemie.html
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”
Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания.
Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа.
И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну.
Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце–воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом.
Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой:
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой
Меж бурным сердцем и грозой?
Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и гроза.
«Могучий дух» юноши лучше всего проявляется в битве его с барсом. Сердце беглеца зажигается жаждой борьбы. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Из этой схватки герой выходит победителем!
Ничто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей цели:
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Кувшина звон, – когда струя
Вливалась медленно в него,
И шорох… больше ничего.
Находясь на пороге смерти, рассказывая о своем трехдневном путешествии старику-монаху, он говорит, что по-настоящему жил только на воле. Мцыри не боится смерти, он верит, что могила подарит ему покой. Однако юноше жаль расставаться с жизнью, ведь он жил всего лишь несколько дней…
Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучит голос Мцыри, зовущий на волю:
От келий душных и молитв…
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:
Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, стремления к безграничной воле. Его можно назвать тем, кто наравне с М.Ю.Лермонтовым, своим создателем, защищает человеческую волю и отстаивает земные права у небес.
Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/obraz-mcyri-v-poyeme-m-yu-lermontova-mcy.html
Романтический образ Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова
Романтический образ Мцыри. Одна из поэм М.Ю. Лермонтова, тематика которой тесно связана с его кавказским циклом, — поэма «Мцыри». Это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гиперболичностью переживаний. В центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь.
События эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно- Грузинской дороге, о чем писал еще П.А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него; что тот еще ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монастыре.
Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. Выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова.
Кроме того, воображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схватке юноши с тифом, где были такие строки:
Тиф и юноша сцепились
Средь полночной темноты.
Камни в пропасть покатились,
Обломалися кусты.
Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтической поэме.
Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтического героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятежной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности», — писал В.Г. Белинский”.
Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри — это символ тюрьмы, неволи. Он тоскует по своей родине, где «люди вольны, как орлы», по родному аулу, посвоей семье, поотчемудому. Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства.
Три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изображен умирающим. Его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре.
Таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни Мцыри, но они были самыми яркими и запоминающимися в его судьбе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости моей.
Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые, как мечты», «снега, горящие, как алмаз».
Картины природы вызывают в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рассыпанный аул», «свет лунных вечеров», «вечерний гул домой бегущих табунов», «смуглых стариков», отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер.
Поэт замечает, что цель побега Мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир», желание «узнать, прекраснали земля», «для воли ильтюрьмы На этот свет родимся мы». Это свободомыслие героя, его стремление проникнуть втайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании:
…О! я как брат Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?.
«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!», — писал В.Г. Белинский100, восхищенный этими строчками.
В своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испытывает страха: «как зверь», он «чужд людей» и близок к природе.
Природа в рассказе Мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы», «туманный лес заговорил», ему «внятен» шум потока, шепот кустов. Не слышит он лишь «человека гордый глас».
И здесь возникает мотив определенной противоречивости образа Мцыри: он стремится обрести единение с людьми, но ему приходится скрываться от них. Мотив этот иллюстрирует эпизод встречи его с молодой грузинкой. Герой очарован ее юностью и красотой, «думы пылкие» его «смутились».
Однако беглец вынужден притаиться «меж кустов», для того чтобы его не заметили. И далее мотив этот звучит сильнее: Мцыри испытывает голод, страх, ночная природа уже не так благосклонна к нему, но «помощи людской» он «не желал». Мотив этот звучит и в сцене борьбы с барсом.
Здесь поэт снова подчеркивает близость героя к природе и, как следствие этой близости, — удаленность его от мира людей:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под диким пологом лесов.
Мцыри выходит победителем из этой борьбы, но все же ему не удается воплотить свои мечты. Он умирает, примирившись с окружающими его людьми, но не с жизненными обстоятельствами.
Его примирение — «признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле». Природа и цивилизация противопоставлены в романтической поэме.
Мцыри у Лермонтова — герой, пытающийся разрешить мучительный конфликт природы и цивилизации, обрести в душе своей гармонию этих двух начал.
В образе Мцыри М. Ю. Лермонтов представил нам идеального романтического героя, основная трагедия которого в противостоянии его окружающему миру, втом, чтоонлишен родины, семьи, людей, близких ему по духу, традициям. Основной пафос поэмы — это поэтизация борьбы «как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей».
Источник: https://www.prepodka.net/romanticheskij-obraz-mcyri-v-odnoimennoj-poeme-m-yu-lermontova/
Сочинение по литературе. Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Велико, беспредельно наследие великого поэта М. Ю. Лермонтова. Он вошел в русскую литературу как поэт силы и действия, в творчестве которого прослеживается активное устремление в будущее, постоянный поиск героического.
Героика народной жизни, героическая действительность, героический характер, открытые Лермонтовым, не раз вдохновляли великих писателей.
Героическая тема отразилась во многих великих произведениях поэта, таких как «Бородино», «Демон», воплощаясь в образах различающихся между собой, но объединенных одной идеей героев-борцов. Таков и Мцыри.
В своей поэме автор продолжил и развил идею мужества и протеста, заложенную в его предыдущих произведениях «Исповедь» и «Беглец». В образе Мцыри, как и во многих других образах, созданных поэтом, заложено протестующее начало, великая сила духа.
Его характер поражает невероятной цельностью, благородством побуждений, нравственной чистотой. Он старается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество.
Монастырь становится тюрьмой для героя, кельи кажутся ему душными, стены — сумрачными и глухими, стражи-монахи — трусливыми и жалкими. Он ощущает себя рабом и узником. Его страстный порыв к свободе рождает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».
Герой побеждает непроизвольный романтический порыв, вызванный появлением молодой грузинки у горного потока. Он сознательно отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.
Только вне монастыря Мцыри живет, хоть и короткой, но полной жизнью. Только эти дни он называет блаженством. Герой горячо любит родину и хочет сражаться за ее свободу. Автор с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.
В душе Мцыри — настоящий воин, хотя ему и не довелось участвовать в битвах. Ему снятся сражения, в которых он побеждает, мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов».
С детских лет юноша отличался суровой сдержанностью. И, гордясь этим, он говорит: «Ты помнишь детские года слезы не знал я никогда». Трагическое одиночество в монастыре еще сильнее закалило волю Мцыри. Не случайно в грозовую ночь он бежал из монастыря, враждебного «закону сердца»: его душа чувствовала единение с грозой; он «как брат обняться с бурей был бы рад».
За те три дня, в течение которых герой блуждал в поисках дороги в родной край, томимый голодом, израненный и больной, он увидел и пережил намного больше того, что он видел за годы жизни в монастыре. Он заново осмыслил свою жизнь.
И понял, что смысл ее — не в смиренном существовании, а в постоянной борьбе за свободу, за естественные человеческие радости, за полное раскрытие личности.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Его не страшит гибель, так как возврат в монастырь для него — продолжение прежних страданий.
И приближение смерти не ослабляет гордого, вольнолюбивого духа героя. Он не испытывает раскаяния за свой побег.
Как и прежде, он бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни «между крутых и темных скал», где он играл ребенком.
Ничто не могло бы сломить дух лермонтовского героя, разрушить цельность характера, ослабить его мужественность и героизм. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри.
Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», — писал в свое время выдающийся русский критик В. Г. Белинский.
И я также считаю, что во многом образ Мцыри явился отражением души и стремлений самого автора.
В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь.
С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник. Выращенный и воспитанный монахами, обязанный им спасением от смерти, юноша тем не менее не желает провести в монастыре всю свою жизнь. Монастырь он считает тюрьмой, где нет ничего, кроме «келий душных и молитв».
Мцыри мечтает обрести свободу, умчаться прочь от серых постылых будней и размеренного однообразия. Его неукротимо влечет
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
С болью в сердце вспоминает он свой аул, рассыпанный в тени ущелья, родителей, милые памяти картины природы:
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Не желая мириться с постылой и серой жизнью в неволе, в грозовую ночь Мцыри бежит из монастыря, чтобы осуществить давнюю мечту и отыскать дорогу домой. Всего лишь три дня длится его счастье, но это — лучшая награда за долгие годы, проведенные в неволе:
…и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.
Мцыри видит смысл только в жизни, наполненной борьбой и страстью, любовью и ненавистью, когда ты сам — хозяин своей судьбы. Даже перед смертью он продолжает отстаивать свои идеалы:
Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Я думаю, что смерть стала для Мцыри обретением настоящей свободы и что из этой борьбы он вышел победителем.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/2154.html
Сочинение на тему ‘Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова’. Пожалуйста помогите. Срочно нужно
Сочинение на тему ''Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова''. Пожалуйста помогите. Срочно нужно.
- Человек просит помощи, т. к. не понимает. Если бы он мог сам написать, он бы не обращался сюда.
- Лучше самому написать
- Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит дружбу с Мцыри, как и гроза. Могучий дух юноши лучше всего проявляется в битве его с барсом. Сердце беглеца зажигается жаждой борьбы В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова Мцыри рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели . Образ Мцыри это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера. В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом:
Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил и жизнь моя без этих трех<\p>
блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .<\p>
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь:<\p>
Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы:
Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
<\p>
Все действия и поступки Мцыри это образец несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.
Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.
Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно.
В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.<\p>
В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю.
Лермонтова. Основная черта, объединяющая творца и его героя, это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.
Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.
И, наконец, многолетний сон царевны, который прервался благодаря прекрасному царевичу. Все это сказочные мотивы, на которые опирался Жуковский, создавая свое произведение. Тем не менее автор создал русскую сказку.
Поэма Жуковского отличается от народных сказок литературным стихотворным языком, изысканными оборотами. В основных чертах сказка Жуковского и народная сказка с аналогичным сюжетом очень похожи.
* Он был, казалось, лет шести; * Как серна гор, пуглив и дик<\p>
* И слаб и. гибок, как тростник.<\p>
Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет , но вдруг осенней ночью юноша изчез. Он не мог жить спокойно грустил по родине.
Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски но стороне своей родной . Мцыри решился бежать из монастыря. Темный лес закрывает ему путь в родные места. Побег шаг в неизведанный мир. Что же ждет там Мцыри?<\p>
Это чудный мир тревог и битв , о котором герой мечтал с детства, в который вырвался вот келий душных и молитв .
Мцырл, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, где люди вольны, как орлы . Утром он увидел то, к чему стремился:<\p>
Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев , шумящих, как братья в пляске круговой .
<\p>
* Кругом женя цвел божий сад; * Растений радужный наряд * Хранил следы небесных елея, * И кудри виноградных лоз<\p>
* Вились, красуясь меж дерев<\p>
Мцыри тонко чувствует, понимает и любит природу; Он отдыхает после мрака монастыря и наслаждаетея природой.
Юноша отправился в путь: цель одну пройти в родимую страну имел в душе , но вдруг из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал . Мцыри был в ужасном отчаянии лес, красотой деревьев и пением птиц которого он наслаждался, становился 4 страшней и гуще каждый час .
Юноша оказался во враждебной ему стихии: миллионом черных глаз смотрела ночи темнота<\p>
Меня восхищает героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь.
<\p>
Но утром он понял, что заблудился и пришел опять к своей тюрьме . Мир природы не спас человека, насильно оторванного о нее на долгие годы. Мечте Мцыри не суждено было сбыться, раны от битвы с барсом были смертельны, но он не жалел о случившемся.<\p>
Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, той, к которой он стремился.
Мцыри цветок темничный , на нем тюрьма оставила печать , и поэтому он не отыскал путь к свободе. Природа, с которой стремился слиться герой, не только прекрасный мир, но и грозная сила: совладать с ней очень непросто.<\p>
Мцыри умирает. Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для него нет ничего ближе природы, оттуда ему будет виден милый сердцу Кавказ. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как сама природа, как вольный его народ.
Источник: https://info-4all.ru/drugoe/sochinenie-na-temu-obraz-mciri-v-poeme-m-yu-lermontova-pozhalujsta-pomogite-srochno-nuzhno/