Сочинение: красота спасет мир (на егэ по обществознанию)

Эссе «Красота спасет мир?»

Красота спасет мир?

Как красота может спасти мир, если она постоянно требует жертв?

Наверное, было бы правильно начать мою работу с теории, вернее, с риторического вопроса: а что же такое красота? Правильно, но скучно. Поэтому я, пожалуй, отступлюсь от подобного рода техники и начну с другого, не менее важного, аспекта исследования любой проблемы. С практики и эксперимента. Просто оглянитесь вокруг.

Скорее всего, Вы читаете это, сидя в каком-нибудь ничем не примечательном кабинете. Но, может быть, Вы пытались облагородить это место? Так на полке появилась коллекция свечек, на подоконнике молчаливо занимается фотосинтезом цветок, в уголочке тихонько мурлычет радиоприемник, а в воздухе рассеян аромат Ваших любимых духов.

Можно ли назвать это стремлением к красоте? Безусловно.

Однако речь идет о более высоком значении этого понятия. Многие писатели и поэты, обращались к этой теме. Николай Заболоцкий задается вопросами: «Что есть красота?И почему её обожествляют люди?». Единого ответа дать невозможно: каждый человек воспринимает красоту по-своему. Вот, например, так отвечает Заболоцкому Алексей Кунцевич:

Нам не дано узнать ответ; Истоки красоты не зримы. Или они неисчислимы.

Быть может, их и вовсе нет.. Нам не дано узнать ответ;

Обратите внимание

Ф.М.Достоевский, автор нашумевшего высказывания, красоту приравнивает к добру. По словам князя Мышкина, героя романа «Идиот» (откуда собственно и взят данный афоризм), красота «есть сумма нравственных качеств положительно прекрасного человека». В другом своем произведении, «Бесы», Федор Михайлович логически заключает, что «некрасивость» (то есть злоба) мир «убьет».

А теперь от мыслей великих перейду, собственно, к своим размышлениям. Но и здесь без помощи классиков мне не обойтись: первое, что я вспоминаю в связи с темой – крылатое выражение «гений чистой красоты» Пушкина.

Его я и приму за отправную точку путешествия в загадочный мир красоты.

Почему великий поэт очарован осенней «унылой порой»? Почему он мог видеть прекрасное в обыденном? Что ж, вопрос задан, и я попытаюсь найти ответ…

Существует утверждение, что красота – это гармония, и все, что симметрично и уравновешенно, – красиво. Но так ли это? Художники XX века смогли доказать обратное своими работами. Возьмите произведения импрессионизма, сюрреализма. В них нет гармонии, наоборот, это отражения внутреннего разлада их авторов. Но они остаются в памяти человечества как нечто подлинно прекрасное.

Красота не простое понятие хотя бы потому, что она противоречива: красив и строгий профиль, выведенный графитом, и извилистые линии акварели, прекрасна ясность разума и буйный полет фантазии, надежность машины и непредсказуемость человека.

<\p>

Я не стану идеализировать – это ни к чему, все мы знаем, что существуют вещи ужасные и уродливые (хотя и они, наверное, кого-то завораживают), но именно на их фоне мы видим истинную сущность прекрасного. Есть сюжеты всем известные, например, «Красавица и чудовище», где красота отнята за эгоизм и бессердечие, а любовь возрождает красоту.

Значит, любовь сильнее? Значит, не красота, а любовь спасет мир? А если приравнять любовь к красоте, что если это две ипостаси одной и той же сущности? И снова противоречие: считается, что внутренняя суть отражается на внешности, следовательно, все красивое хорошо и добродетельно, а уродливое вредно? Всегда ли форма соответствует содержанию? Обратимся к народной мудрости: «не суди книгу по ее обложке». Все-таки внешность и душа не всегда прямо пропорциональны? На этот сложный вопрос нигде нет ответа!

Ни философы, ни ученые не смогли вывести формулы красоты. Ни в физическом, ни в нравственном плане она не поддается даже простому описанию. Красота – это ощущение, образ, нечто эфемерное (как у Блока в «Незнакомке»: «Дыша духами и туманами…»).

Важно

Все мы знаем, что каноны красоты в разные времена и у разных народов (даже у разных социальных групп) разительно отличались.

Можно ли сравнить гедонизм и эпикурейство Античности и Возрождения с аскетичной простотой и величием Средневековья! Ампир начала XIX века отличен от Классицизма XVIII века, хотя и является его прямым продолжением.

Те же различия и в простейшем: почему одних завораживают морозные узоры на окнах, а другие часами смотрят в пламя костра. Можно ли научить видеть красоту, или это дар, доступный лишь немногим?<\p>

Лично я понимаю красоту как нечто данное свыше – некую силу, вплетенную в ткань мироздания.

С одной стороны, мы, являясь частью этого мира, так тонко ее чувствуем. А с другой, мы – лишь малые частички, которым не дано постичь целого, несмотря на все наши усилия.<\p>

Глупо даже пытаться придумать критерии красоты. Это не наука, где есть свои законы и правила. Не потому ли человек так тянется к прекрасному? Ведь оно манит свободой и возможностью самовыражения.

Вспомним творения великих мастеров: Гомера, Аристотеля, Боттичелли, Вольтера, Микеланджело, Рафаэля, Моцарта, Пикассо, – пережившие своих создателей. Они принесли в мир красоту. Лучшие качества души они передали человечеству в своих работах.

То же и в литературе: даже те, кто были приверженцами теории «чистого искусства» (Фет, Тютчев), так или иначе воздействовали на сознание читателей, побуждая их самих искать красоту, а не только «потреблять» то поверхностное, с чем они сталкиваются.

Совет

Красота – это плод упорного труда над собой, анализа первопричин и следствий. Без этого ее трудно по-настоящему оценить.

Я всегда восхищалась людьми, которые, несмотря на самые страшные события в их жизни, сохраняли свой внутренний мир в состоянии первозданной душевной красоты. Даже если это и не реальный человек.

Например, у В. Гюго в романе «Соборе Парижской Богоматери» главные герои – противоположности: Эсмеральда, красавица-танцовщица, и Квазимодо, горбун с ужасным лицом и прекрасной чистой душой младенца.

Красота – это если не гармония, то уж точно сочетание нескольких элементов. Именно в этой паутине причинно-следственных связей, страстей, пороков, грехов, сокровенных тайн, жертв, добродетелей и кроется она, та самая неуловимая, капризная и легкомысленная, но, безусловно, желанная, красота.

<\p>

Подводя итог всему вышесказанному, можем ли мы сказать, что красота спасет мир? Да, может. Но только в том случае, если стремление к ней есть не пустое тяготение к внешней мишуре, а поиск истинно прекрасного, самопознание, самосовершенствование и искреннее желание сделать мир вокруг себя еще лучше, еще прекраснее.

Таково мое мнение, а как думаете Вы?..

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/essie-krasota-spasiet-mir

Красота спасет мир — сочинение-рассуждение

Достоевский говорил: «Красота спасет мир». Да, возможно, в этом есть что-то истинное, но здесь речь идет не о самой красоте, а о способности человека воспринимать чудесное как реальное содержание мира.

Красивым может быть человек, природа, даже мир, в котором мы живем. Но истинные измерения красоты, которые спасут мир и приведут человечество к лучшему, — это любовь, доброта, труд и сочувствие людей к глобальным проблемам.

<\p>

Мы живем в мире, в котором нас окружают силы добра и зла, любви и ненависти. Каждый день мы сталкиваемся с жестокими и удивительными ударами судьбы.

Обратите внимание

Так что день ото дня наша жизнь проходит, но то, что дает нам силы двигаться вперед и рационализировать наше существование, это любовь.

Любовь — это величайшая и высшая красота, которая сопровождает человека. Это прекрасное чувство, дарить счастье, рожать жизнь.

Каждый, кто испытал и прикоснулся к магии любви, которая так прекрасна и незабываема, чувствовал себя любимым, счастливым, радостным и жаждущим, ожидая чего-то нового.

Читайте также:  5 сочинений (для 1-9 классов) на тему: итоги учебного года

Любовь чиста и свята, она делает нас лучше. Благодаря этому мы учимся любить и быть любимыми, дарить и получать счастье.

Любовь — это не только дарение и получение, но и нечто более реальное и интимное, дающее смысл человеческой жизни — рождение детей. Дети — самые чистые и невинные существа в этом мире. Они продолжают традицию, потомство. Любовь и дети, взявшись за руки, являются величайшей красотой, которая спасет мир.

Любовь с ее необъяснимой силой способна превратить человека: от величайшего преступника к величайшему святому. Это то, откуда мы раскрываем истинную красоту, заложенную в нас самих — доброту. Именно эта красота заставляет нас чувствовать себя важными в мире, в котором мы живем.

Что может быть прекраснее, чем быть хорошим и делать добро в этом мире зла и лжи. Доброта — это красота, она дает нам силы, заставляет нас чувствовать себя довольными хорошей работой, которую мы сделали. Мы живем в каком-то смысле, чтобы умереть.

Но одна из самых важных вещей для нас — когда мы возвращаемся в памяти, чтобы увидеть, что мы испытали и это насыщено полнотой и красиво. Давайте будем добрыми и внесем свой вклад в красоту наших действий по спасению мира.

Сочинение 2

«Красота спасет мир!» — так писал Достоевский. Это правда? Я верю, что она может спасти мир, но ответит ли это на будущее. И это зависит от того, преодолеет ли красота безобразие.

Но какая красота? Это так просто — красота, которая спасет мир, «невидима для глаз», как сказал Маленький Принц. И невидимое для глаз внутри нас. Там, в душе, есть добро и зло.

Добро это красиво, а зло — безобразно.

И многое еще зависит от нашего духа. Дух, который мы несем в себе, с которым мы родились. Он не интеллектуален. Не знание из энциклопедии и книг, а знание существования, мудрости, гуманизма — вот что отражает развитие духа.

Гуманизм — это любовь к людям, а любовь — это красота и доброта в человеческих отношениях. Я знаю, что у каждого свое понимание добра и зла. Но по большей части эти понимания сходны. Зло причиняет боль, а добро — радость, счастье, улыбки.

Важно

Жаль, что боль для одного может быть радостью для другого, но боль почти всегда зла, хотя иногда приходится предотвращать больший вред.

Существует замкнутый круг, который может быть необходим для баланса в нашем мире. Если этот баланс между добром и злом сохраняется, мир может существовать, то есть быть спасенным от гибели.

Но если зло, ненависть, уродство все еще преобладают над красотой, добром и любовью, это уже будет разрушительным для земли, которая является нашим внешним миром. Потому что другого у нас нет.

Безумие, зло и страх накопили на Земле достаточно оружия, чтобы его можно было уничтожить не раз, а много раз. Красота все еще спасет мир?

К сожалению, я довольно пессимистичен и у меня нет больших иллюзий по поводу победы добра, потому что я помню иронически-горькую мысль о том, что нет безнаказанного добра, и это почти всегда подтверждается в жизни. Потому что вряд ли найдется кто-нибудь, кто не сталкивался с людьми, которые живут, чтобы ненавидеть других.

Они просто ненавидят. Ненависть — это их способ мышления, а причинение боли — их потребность. И они действуют любым способом и любыми способами, чтобы достичь своей цели, доставить себе удовольствие. Они пользуются спекуляциями и клеветой, стремятся плевать, чернить, бить, убивать. Нет причин. Просто так. Зло. Местное и глобальное.

Я не знаю, осознают ли они свое несчастье. Возможно, бывают такие моменты, но некоторые из них убеждены, что причинение зла одному приносит добро другим, другие оправдывают тем, что, если все добры, мир будет скучным, и это будет достаточной причиной для зла. Жаль, что во зле и боли нет красоты.

Тот, кто носит красоту в себе, не ненавидит.

5, 7, 8, 9, 10, 11 класс

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/krasota-spaset

Мини сочинение «Красота спасет мир» — Сочинения

«Красота спасет мир» — эту фразу каждый из нас слышал не раз. Выражение стало почти лозунгом всевозможных конкурсов красоты, и звучит в различных телешоу, посвященных преображениям и выбору стиля одежды.

К сожалению, все это направлено на заложение в сознании людей, особенно молодых, стереотипа, что ты должен быть красив внешне, иногда любой ценой. Иначе не будет успеха в обществе, карьеры, финансового благополучия.

Только красивым и стильным открыта дорога в жизнь.

Зачастую, говоря о красоте, люди подразумевают только внешнюю привлекательность. Современный мир слишком привык опираться на законы гламура, пропагандируя каноны современной красоты.

Иногда обычный человек чувствует себя почти неполноценным, разглядывая глянцевые журналы, при этом забывая о работе огромного числа визажистов, гримеров, парикмахеров, фотографов.

«Красота» сейчас стала доходным бизнесом, предлагающим чудеса косметологии, пластической хирургии и новинки моды.

Совет
Обратите внимание

Немногие задумываются о том, что автор крылатой фразы Ф.М. Достоевский вкладывал в нее несколько иной смысл. «Красота спасет мир, если она добра. Но добра ли она?» Здесь, конечно, речь идет о внутренней красоте человека: его души, мыслей, образа жизни. Ведь многие в погоне за благами жизни забывают об истинных ценностях – доброте, милосердии, помощи ближнему.

[/su_box]

<\p>

Люди перестали искать человеческое тепло и стараются окружить себя только материальными ценностями и статусами. Слабых духом неудачников общество сейчас презирает, поэтому все стараются создать хотя бы иллюзию «красивой» жизни. Девушки решаются на операции, думая, что улучшив внешность, они изменят и саму жизнь.

Забывая при этом о том, что недовольство собой все же останется, оно внутри нас. Мужчины берут кредитные обязательства, чтобы соответствовать своему окружению и создать имидж успешного человека. И также забывают о том, что долги только увеличат его внутренний разлад.

Пространство вокруг себя мы создаем сами, своими мыслями и отношением к жизни, и оно останется практически прежним, пока не изменится сам человек.

Спасти мир вокруг нас способно только переосмысление ценностей, воспитание в себе лучших человеческих качеств и потребности дарить тепло и доброту окружающим. Красота внутри нас – это, прежде всего любовь, к себе, людям и живой природе. Человек, излучающий свет души, способный помочь, протянуть руку тому, кто менее удачлив, способен изменить хотя бы частицу мира в сторону добра.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-krasota/mini-sochinenie-krasota-spaset-mir/

Сочинение на тему красота спасет мир

«Красота спасет мир» — эту фразу каждый из нас слышал не раз. Выражение стало почти лозунгом всевозможных конкурсов красоты, и звучит в различных телешоу, посвященных преображениям и выбору стиля одежды.

К сожалению, все это направлено на заложение в сознании людей, особенно молодых, стереотипа, что ты должен быть красив внешне, иногда любой ценой. Иначе не будет успеха в обществе, карьеры, финансового благополучия.

Только красивым и стильным открыта дорога в жизнь.

Зачастую, говоря о красоте, люди подразумевают только внешнюю привлекательность. Современный мир слишком привык опираться на законы гламура, пропагандируя каноны современной красоты.

Иногда обычный человек чувствует себя почти неполноценным, разглядывая глянцевые журналы, при этом забывая о работе огромного числа визажистов, гримеров, парикмахеров, фотографов.

«Красота» сейчас стала доходным бизнесом, предлагающим чудеса косметологии, пластической хирургии и новинки моды.

Совет
Обратите внимание

Немногие задумываются о том, что автор крылатой фразы Ф.М. Достоевский вкладывал в нее несколько иной смысл. «Красота спасет мир, если она добра. Но добра ли она?» Здесь, конечно, речь идет о внутренней красоте человека: его души, мыслей, образа жизни. Ведь многие в погоне за благами жизни забывают об истинных ценностях – доброте, милосердии, помощи ближнему.

Читайте также:  Система образов в пьесе чехова «вишневый сад»
[/su_box]

Люди перестали искать человеческое тепло и стараются окружить себя только материальными ценностями и статусами. Слабых духом неудачников общество сейчас презирает, поэтому все стараются создать хотя бы иллюзию «красивой» жизни. Девушки решаются на операции, думая, что улучшив внешность, они изменят и саму жизнь.

Забывая при этом о том, что недовольство собой все же останется, оно внутри нас. Мужчины берут кредитные обязательства, чтобы соответствовать своему окружению и создать имидж успешного человека. И также забывают о том, что долги только увеличат его внутренний разлад.

Пространство вокруг себя мы создаем сами, своими мыслями и отношением к жизни, и оно останется практически прежним, пока не изменится сам человек.

Спасти мир вокруг нас способно только переосмысление ценностей, воспитание в себе лучших человеческих качеств и потребности дарить тепло и доброту окружающим. Красота внутри нас – это, прежде всего любовь, к себе, людям и живой природе. Человек, излучающий свет души, способный помочь, протянуть руку тому, кто менее удачлив, способен изменить хотя бы частицу мира в сторону добра.

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

…Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего

Важно

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда.

Тогда, может, перестанет наконец человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязанно, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3441/

Сочинение на тему Красота спасает мир Достоевский — по русскому языку и литературе

Страшно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным.

Но если не смущаться грубыми, а иногда и совсем нелепыми выражениями новейшего эстетического реализма (и утилитаризма), а вникнуть в существенный смысл его требований, то в них именно и окажется безотчетное и противоречивое, но тем более дорогое признание за красотою мирового значения: ее кажущиеся гонители усвояют ей как раз эту самую задачу спасать мир.

Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается как праздная забава; идеальная красота презирается как произвольная и пустая прикраса действительности. Значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир.

Освободивши требования новых эстетиков (реалистов и утилитаристов) от логических противоречий, в которые они обыкновенно запутываются, и сводя эти требования к одному, мы получим такую формулу: эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности.

Требование вполне справедливое; и, вообще говоря, от него никогда не отказывалось и идеальное искусство, его признавали и старые эстетики. Так, например, древняя трагедия, по объяснению Аристотеля (в его «Поэтике»), должна была производить действительное улучшение души человеческой через ее очищение.

Подобное же реальнонравственное действие приписывает Платон (в «Республике») некоторым родам музыки и лирики, укрепляющим мужественный дух .

С другой стороны, художественная пластика, помимо своего эстетического влияния на душу, представляет еще хотя весьма незначительное, поверхностное и частичное, но все-таки реальное, прямое и пребывающее воздействие на внешнюю вещественную природу,— на материал, из которого это искусство создает свои произведения.

Совет

Прекрасная статуя по отношению к простому куску мрамора есть бесспорно новый реальный предмет, и притом лучший, более совершенный (в объективном смысле), как более сложный и вместе с тем более обособленный.

Если в этом случае улучшающее действие художества на материальный предмет имеет характер чисто внешний, нисколько не изменяющий существенных свойств самой вещи, то нет, однако, никаких оснований утверждать, что такой поверхностный образ действия должен непременно принадлежать искусству вообще, всегда и во всех его видах.

Напротив, мы имеем полное право думать, что воздействие художества как на природу вещей, так и на душу человеческую допускает различные степени, может быть более или менее глубоким и сильным.

Но, во всяком случае, как бы слабо ни было это двоякое действие художника, он все-таки производит некоторые новые предметы и состояния, некоторую новую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было. Эта прекрасная действительность, или эта осуществленная красота, составляет лишь весьма незначительную и немощную часть всей нашей далеко не прекрасной действительности.

В человеческой жизни художественная красота есть только символ лучшей надежды, минутная радуга на темном фоне нашего хаотического существования. Против этой-то недостаточности художественной красоты, против этого поверхностного ее характера и восстают противники чистого искусства. Они отвергают его не за то, что оно слишком возвышенно, а за то, что оно не довольно реально, т. е.

оно не в состоянии овладеть всею нашею действительностью, преобразовать ее, сделать всецело прекрасною. Быть может, сами не ясно это сознавая, они требуют от искусства гораздо большего, чем то, что оно-до сих пор давало и дает.

В этом они правы, ибо ограниченность наличного художественного творчества, эта призрачность идеальной красоты выражает только несовершенную степень в развитии человеческого искусства, а никак не вытекает из самой его сущности. Было бы явною ошибкой считать существующие ныне способы и пределы художественного действия за окончательные и безусловно обязательные.

Как и все человеческое, художество есть текущее явление, и, быть может, в наших руках только отрывочные начатки истинного искусства.

Обратите внимание

Пускай сама красота неизменна; но объем и сила ее осуществления в виде прекрасной действительности имеют множество степеней, и нет никакого основания для мыслящего духа окончательно останавливаться на той ступени, которой мы не успели достигнуть в настоящую историческую минуту, хотя бы эта минута и продолжалась уже тысячелетия.

Имея в виду философскую теорию красоты и искусства, следует помнить, что всякая такая теория, объясняя свой предмет в его настоящем виде, должна открывать для него широкие горизонты будущего. Бесплодна та теория, которая только подмечает и обобщает в отвлеченных формулах фактическую связь явлений: это — простая эмпирия, лишь одною степенью возвышающаяся над мудростью народных примет.

Читайте также:  Взгляды толстого на смысл жизни

Истинно философская теория, понимая смысл факта, т. е.

его соотношение со всеми, что ему сродно, тем самым связывает этот факт с неопределенно восходящим рядом новых фактов, и какою бы смелою ни казалась нам такая теория, в ней нет ничего произвольного и фантастического, если только ее широкие построения основаны на подлинной сущности предмета, открытой разумом в данном явлении или фазе этого предмета.

Ибо сущность его необходимо больше и глубже данного явления, и, следовательно, по необходимости же, она есть источник новых явлений, все более и более ее выражающих или осуществляющих. Но во всяком случае сущность красоты должна быть прежде всего понята в ее действительных наличных явлениях.

Из двух областей прекрасных явлений — природы и искусства— мы начнем с той, которая шире по объему, проще по содержанию и естественно (в порядке бытия) предшествует другой. Эстетика природы даст нам необходимые основания для философии искусства. Алмаз, т. е. кристаллизованный углерод, по химическому составу своему есть то же самое, что обыкновенный уголь.

Несомненно также, что пение соловья и неистовые крики влюбленного кота, по психофизиологической основе своей, суть одно и то же, именно звуковое выражение усиленного полового инстинкта. Но алмаз красив и дорого ценится за свою красоту, тогда как и самый невзыскательный дикарь вряд ли захочет употребить кусок угля в виде украшения.

И между тем как соловьиное пение всегда и везде почиталось за одно из проявлений прекрасного в природе, кошачья музыка, не менее ярко выражающая тот же самый душевно-телесный мотив, нигде, никогда и никому не доставляла эстетического наслаждения.

Из этих элементарных примеров уже явствует, что красота есть нечто формально-особенное, специфическое, от материальной основы явлений прямо не зависящее и на нее не сводимое. Независимая от материальной подкладки предметов и явлений, красота не обусловлена также и их субъективною оценкою по той житейской пользе и той чувственной приятности, которую они могут нам доставлять.

Что самые прекрасные предметы бывают совершенно бесполезны в смысле удовлетворения житейских нужд и что, наоборот, вещи наиболее полезные бывают вовсе некрасивы — это, конечно, не требует доказательства; но нельзя обойти ту теорию, которая косвенно определяет красоту пользою. А именно, она утверждает, что красота есть переставшая действовать полезность, или воспоминание о прежней пользе.

Важно

То, что было полезно для предков, становится украшением для потомков. При смелом применении дарвинизма можно распространять это понятие о прежней пользе очень далеко и за предков наших считать не только обезьян или тюленей, но, пожалуй, даже и устриц. В этой теории превращения полезного в прекрасное есть доля фактической истины, и нам нет надобности ее отвергать.

Несомненно только, что она совершенно недостаточна в смысле философского объяснения или существенного определения красоты. Далее мы видим, что и на низших ступенях духовного развития (в мире животном) красота имеет объективное значение помимо всякого утилитарного отношения.

Но хотя бы и была доказана генетическая зависимость прекрасного от полезного, этим нисколько не решается эстетическая задача. Несомненно, что все значительные явления прекрасного в природе и искусстве не связаны ни с какою практическою пользой для нас и для наших хотя бы самых отдаленных предков.

А в таком случае возможная материальная полезность тех первичных элементов, на которые мы разлагаем прекрасные явления, так же мало имеет значения для эстетики, как для непосредственного чувства красоты безразличен тот факт, что самое прекрасное человеческое тело произошло из безобразного эмбриона.

Вопрос о том: что есть известный предмет? — никогда не совпадает с вопросом: из чего или откуда произошел этот предмет? Вопрос о происхождении эстетических чувств принадлежит к области биологии и психофизиологии; но этим нисколько не решается и даже не затрогивается эстетический вопрос о том, что есть красота.

В порядке генетическом так называемые «каменные бабы», несомненно, предшествуют греческим статуям. Но неужели указание на эти безобразные произведения поможет нам уразуметь эстетическую сущность Венеры Милосской?.. Несомненно, что в генетическом смысле все наши чувства, не исключая и высших: зрения и слуха — суть лишь дифференциации осязания.

Неужели этим отнимается самостоятельное значение у оптики и акустики? Разложение эстетических явлений на первичные элементы, имеющие свойство полезности или приятности, может быть очень интересно; но настоящая теория прекрасного есть та, которая имеет в виду собственную сущность красоты во всех ее явлениях, как простых, так и сложных. Как органическая химия, при всей своей важности для биолога, не может, однако, заменить ему собственно ботанических и зоологических исследований, так и психофизиологический анализ эстетических явлений никогда не получит значения настоящей эстетики . Каковы бы ни были ее материальные элементы, формальная красота всегда заявляет себя как чистая бесполезность. Однако эта чистая бесполезность высоко ценится человеком и, как увидим далее, не человеком только. И если она не может цениться как средство удовлетворения тех или других житейских или физиологических потребностей, то, значит, она ценится как цель сама в себе. В красоте — даже при самых простых и первичных ее проявлениях — мы встречаемся с чем-то безусловно-ценным, что существует не ради другого, а ради самого себя, что самым существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокоивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов. Это древнегреческое понятие о красоте, как предмете бесстрастного, бескорыстного и безвольного созерцания, или, проще, как о чистой бесполезности, в недавнее время было возобновлено и распространено последним представителем великой германской философии. Впрочем, все, что Шопенгауэр так хорошо и верно говорит на эту тему, есть, в сущности, не более как философский комментарий на известное двустишие, мимоходом брошенное Гете: Dis Sterne die begehrt man nicht: Man freut sich ihrer Pracht. Нет надобности долго останавливаться на этой стороне дела, во-первых, потому, что она исчерпана Как цель сама в себе красота ничему служить не может,— в практическом и житейском смысле она есть чистая бесполезность: но эткм нисколько не устраняется вопрос о независимом содержании самой этой цели: за что, за какое свое собственное внутреннее свойство ценится эта чистая бесполезность? Намек, но только намек на истину находим мы в известном учении, по которому существенное содержание красоты составляют идеи (вечные типы вещей) как предметные выражения (объективации) мировой воли «. Настоящего ответа на эстетический вопрос здесь нет — потому, что для этой теории все существующее одинаково есть объективация мировой воли, а между тем не все существующее одинаково красиво. Взгляд, который логически вынуждается призначь какую-нибудь глисту столь же прекрасною, как Елену на стенах Трои, сам себя убивает в смысле эстетической доктрины. Существуют отвлеченно-метафизические точки зрения, несовместимые с признанием разницы между добром и злом. между красотою и безобразием; но, становясь на такие точки зрения, лучше уже вовсе не рассуждать о нравственных и эстегкческих предметах.<\p>

Сочинение на тему Красота спасает мир Достоевский
Достоевский Ф.М.
Стр. 1

Сочинение на тему Красота спасает мир Достоевский
Достоевский Ф.М.
Стр. 2

Сочинение на тему Красота спасает мир Достоевский
Достоевский Ф.М.
Стр. 3

Сочинение на тему Красота спасает мир Достоевский
Достоевский Ф.М.
Стр. 4

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171krasota-spasaet-mir-dostoevskij187

Ссылка на основную публикацию