Сочинение поэма «Реквием»
14 Июнь 2018 админ Главная страница » Анализ стихов и прозы Просмотров: 218
Исследователи отмечали художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием» в жанровом, композиционном и стилевом плане. Так, произведение называли лирическим циклом, поэмой, было отмечено композиционное сходство его с романтической поэмой.
«Реквием» включал в себя элементы одного из древних жанров русского фольклора — плача.
Кроме того, реквием — это траурное музыкальное произведение, а перевод этого слова — «заупокойная месса», католическое богослужение по умершим.
Сквозные мотивы, их варьирование в тексте сближают ахматовский «Реквием» с музыкальным произведением, а идея его делает произведение настоящим
памятником современникам поэта — и погибшим, и оставшимся в живых.
Рассмотрим композиционные особенности поэмы. Готовя произведение к печати, Ахматова снабдила его эпиграфом, а также добавила раздел «Вместо предисловия».
План «Реквиема» приобрел следующий вид:
1. Эпиграф.
2. Вместо предисловия.
3. Посвящение.
4. Вступление.
5. Основная часть (главы 1-10).
6. Эпилог.
Эпическое и лирическое начало в «Реквиеме» сложно переплетаются: личная история лирической героини (трагедия матери, потерявшей сына) растворяется здесь в общенародной трагедии. Гражданская и творческая позиция Ахматовой отражены в эпиграфе: «Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был».
Тот же самый мотив звучит и в финале поэмы: «И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ … ». Таким образом, мы видим кольцевую композицию. Лирическое начало в эпиграфе переходит в широкую эпическую картину «Посвящения» и «Вступления», обозначающих характерные черты «осатанелых лет»: «И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами
черных марусь».
«Посвящение» и «Вступление» образуют своеобразный пролог, черты трагического, страшного, узнаваемого времени, напоминая нам о Дантовом «Аде», входят в поэтический рассказ Ахматовой: «Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат», «И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград».
Одновременно во «Вступлении» появляется библейский образ звезды, сопровождающий лирическую героиню на протяжении всего ее пути: «звезды смерти стояли над нами», «скорой гибелью грозит огромная звезда», «звезда Полярная сияет».
В первой главе, напоминающей нам о плачах, происходит завязка действия: «Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла».
И уже здесь повествование переходит в широкий исторический план: героиня предстает не современницей поэта, а человеком прошлой эпохи («в темной горнице плакали дети»).
Этот же мотив повторяемости событий, иного исторического времени вводит и сравнение: «Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть».
Во второй, третьей, четвертой главах зарождается мотив безумия, горе героини безмерно, личность ее раздваивается: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает, Я бы так не могла … » Здесь воскресает прежний облик ее — «царскосельской веселой грешницы», «любимицы всех друзей», «насмешницы». Эта антитеза духовных обликов героини вызывает к жизни новые мотивы — судьбы, крестного пути: «Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять».
В пятой и шестой главах чувство отчаяния, безысходности в душе лирической героини нарастает, тишина («И ни звука … «) здесь сменяется криком: «Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой. Кидалась в ноги палачу — Ты сын и ужас мой».
Одновременно здесь появляются мотивы хаоса, путаницы («Все перепуталось навек…»), мотив смерти («И скорой гибелью грозит Огромная звезда»), мотив жертвы, своего креста («Ночи белые … О твоем кресте высоком И о смерти говорят»).
В седьмой главе, «Приговор», страдания матери достигают своего предела. Автор подчеркивает это контрастом между смыслом событий и способом выражения его (простой, «прозаичной» речью): «И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь».
В восьмой главе звучит призывание смерти — жизнь лирической героини, ее страдания становятся невыносимы. В девятой главе продолжает развиваться мотив безумия как средства освобождения от страданий.
Десятая глава, «Распятие», становится кульминацией и смысловым центром произведения. Повествование переходит здесь в общечеловеческий, нравственно-философский, библейский план.
Страдания всех матерей выражаются здесь в образе матери Христа, Пресвятой Богородицы, молча переживающей потерю. сына., Темы неправедного суда и материнского горя предстают здесь вечными темами: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел».
Как отмечали исследователи, «динамика здесь создается контрастом жестов, из которых самым выразительным является молчание и неподвижность Матери.
Ахматова здесь обыгрывает парадокс Библии: ни в одном из Евангелий не описано поведение Марии во время пыток и казни Христа… По Ахматовой, Мария молча стояла и смотрела, как мучают ее сына.
Но ее молчание было настолько выразительно жутким, что в ее сторону все боялись взглянуть»
Исследователи отмечали, что герои в этой сцене воплощают все этапы человеческого страдания: Магдалина — мятежное страдание, Иоанн — оцепенение от горя, состояние, близкое к безумию. Но эти этапы уже пройдены лирической героиней, которая «выла под кремлевскими башнями», «кидалась в ноги палачу», призывала смерть и безумие.
Теперь же молчание Матери воплощает собой высшую форму человеческого страдания, его безмолвие. Страшная звезда, сопровождавшая героиню на протяжении всего повествования, здесь исчезает: «небеса расплавились в огне». И молчание Матери разрешается здесь плачем-реквиемом не только по сыну, но и по всем безвинно погубленным жизням.
Замыкающий поэму эпилог возвращает нас в современность время, вводя темы и образы «Предисловия» и «Посвящения».
Голос лирической героини становится громким и четким, повествование ритмичным: «Опять поминальный приблизился час, Я вижу, я слышу, я чувствую вас».
Здесь вновь возникает мотив памяти: «Хотелось бы всех поименно назвать … » Одновременно здесь звучит мотив творческого наследия личности, мотив памятника поэту. И лирическая героиня сама определяет место этого памятника — «здесь, у тюремной стены».
В финальных строчках поэмы возникает образ голубя. Это евангельский символ чистоты и любви, олицетворение Святого Духа, «знак спасения души, ее очищения страданием». Это у Ахматовой и символ вечнойжизни (мотив воскресения), победы добра: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли».
Стиль поэмы разнороден.
Так, в «Посвящении», написанном пятистопным хореем, звучат эпические интонации, фольклорные мотивы: «Перед эти горем гнутся горы, Не течет великая река … » Одновременно здесь присутствует аллюзия к пушкинскому посланию «В Сибирь»: «Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска». Для «Вступления», написанного трехстопным анапестом, также характерны эпические интонации. Первая глава, где также используется трехстопный анапест, напоминает нам о стиле плачей, причетов.
Вторая глава, выдержанная в жанре колыбельной («Тихо льется тихий Дон»), написана четырехстопным хореем.
Третья и четвертая главы — повествуют о безумии, духовный облик героини здесь как бы спутан, Ахматова пользуется здесь дольником.
Пятая глава представляет собой сонет, здесь выразителен контраст между формой и содержанием: содержанием у Ахматовой становится не любовное чувство, а страшная материнская трагедия.
В шестой и седьмой главах песенный размер — хорей.
Восьмая и девятая выдержаны в классическом стиле — мы видим здесь четырехстопный ямб.
Десятая глава является кульминационной, в ней используется четырехстопный ямб.
Эпилог состоит у Ахматовой из двух частей. Первая часть написана пятистопным ямбом, вторая — четырехстопным амфибрахием.
В поэме использованы различные художественные средства. Точные, эмоциональные эпитеты способствуют созданию мрачной, тягостной атмосферы «Реквиема»: «кровавые сапоги», «тоска смертельная», «Русь безвинная», «каменное слово», «окаменелое страданье».
Поэт использует выразительные метафоры и олицетворения («Перед этим горем гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Желтый месяц входит в дом», «безвинная корчилась Русь»), сравнения («За тобой, как на выносе, шла»), Также мы находим антитезу («и в лютый холод и в июльский зной», «кто зверь, кто человек»), оксюморон («ты сын и ужас мой»), Все эти средства художественной выразительности создают в поэме удивительный синтез, яркую и мощную симфонию звуков и чувств.
«Реквием» стал единым целым, хотя там слышатся и народная песня, и Лермонтов, и Тютчев, и Блок, и Некрасов, и — особенно в финале — Пушкин: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли». Вся лирическая классика волшебно соединилась в этой, может, самой крошечной на свете великой поэме», — писал Е. Евтушенко.
Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-poema-rekviem/
Тема суда времени и исторической памяти в поэме «Реквием»
Оценка сталинской эпохи.
Даже на сегодняшний день ведется достаточно много споров о том, какое влияние оказала сталинская эпоха на нашу страну: положительное или отрицательное?
По-моему мнению, несмотря на то, что в период правления Иосифа Сталина был совершен большой скачок в развитии промышленности, строительства и образования, данный период времени все же, мне кажется, является отрицательным, так как он повлек за собой много крови и бед для населения СССР.
Во-первых, на XV съезде ВКП(б) 1927 года было принято решение о проведении коллективизации сельскохозяйственного производства в СССР – ликвидации единоличных крестьянских хозяйств и объединении их в колхозы. Фоном для перехода к коллективизации стал кризис хлебозаготовок 1927 года. Широко распространилось представление о том, что крестьяне придерживают хлеб.
Коллективизация сопровождалась так называемым «раскулачиванием». Мероприятия властей по проведению коллективизации привели к массовому сопротивлению среди крестьян. Начался массовый забой скота, отказ от вступлений в колхозы. Уже в первый день проведения ОГПУ арестовало около 16 тысяч кулаков.
Всего за 1930-1931 годы на спецпоселения было отправлено 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932-1940 годы в спецпоселения прибыло ещё 489 822 раскулаченных. Сотни тысяч людей умерли в ссылке.
В одном только марте 1930 года ОГПУ насчитало 6500 бунтов, 800 из которых было подавлено с применением оружия.
Во-вторых, в 1932 году ряд регионов СССР поразил голод, называемый «самым страшным злодеянием Сталина». Жертвами голода стали самые простые труженики, ради которых и совершались социальные эксперименты. Количество погибших составило 6-8 миллионов человек.
По мнению ряда историков, голод 1932-1933 годов был искусственным: как заявил А. Рогинский, государство имело возможности для снижения его масштабов и последствий, но не сделало этого. Первопричиной голода стало укрепление колхозного строя и политического режима репрессивными методами.
В-третьих, на 1937-1938 годы пришёлся период массовых репрессий («Большой террор»). Кампания была инициирована и поддержана лично Сталиным и нанесла чрезвычайный вред экономике и военной мощи Советского Союза.
Под подозрение попали целые группы населения: бывшие «кулаки», бывшие участники разнообразных внутрипартийных оппозиций, лица целого ряда иностранных СССР национальностей, подозревавшиеся в «двойной лояльности», и даже военные.
Вместе с умершими в этот период в ГУЛАГе, исправительно-трудовых учреждениях и тюрьмах, а также политическими заключёнными, расстрелянными по уголовным статьям, количество жертв за 1937-1938 годы составило около 1 млн человек.
Таким образом, за период 1921-1953 через ГУЛАГ прошло до 10 миллионов человек, а всего с 1930 по 1953 годы, по данным разных исследователей, только по политическим обвинениям было арестовано от 3,6 до 3,8 млн.
человек, из них расстреляно 748-786 тысяч человек. Также в данный период СССР лишился многих талантливых деятелей культуры, искусства и науки.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что сталинская эпоха нанесла урон по отношению к населению и в какой-то степени развитию СССР.
Игорь Васильевич Курчатов – советский физик, создатель советской атомной бомбы. Родился 8 января 1903 в городе Сим.
Он является основателем и первым директором Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы, а также одним из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.
Одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена.
В сентябре 1920 года поступил в Таврический университет на физико-математический факультет.
С 1930 года заведующий физическим отделом Ленинградского физико-технического института.
В феврале 1960 года Курчатов приехал в санаторий Барвиха, чтобы навестить своего друга академика Харитона. Присев на лавочку, они заговорили, вдруг возникла пауза, и когда Харитон посмотрел на Курчатова, тот был уже мёртв. Смерть наступила из-за эмболии сердца тромбом.
После смерти 7 февраля 1960 года тело учёного было кремировано, а прах помещён в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Igor Kurchatov – soviet physicist, founder of the Soviet atomic bomb. He was born on January 8, 1903 in of Shem.
He is the founder and first director of the Institute of Atomic Energy from 1943 to 1960, as well as one of the founders of the use of nuclear energy for peaceful purposes.
Along with his studies at the Simferopol gymnasium breech men he graduated from the evening craft school, got a locksmith profession and worked in a small mechanical factory Thyssen.
In September 1920, he entered the Tauride University in the Physics and Mathematics Faculty.
Since 1930, the head of the physical department of the Leningrad Physico-Technical Institute.
In February 1960, Kurchatov arrived to the Barvikha sanatorium to visit his friend Academician Khariton. Sitting on the bench, they started talking, all of a sudden there was a pause, and when looked at Chariton Kurchatov, he was already dead. Death was due to thrombus embolism heart.
After the death of 7 February 1960 the scientist's body was cremated and the ashes placed in the Kremlin wall on Red Square in Moscow.
Тема суда времени и исторической памяти в поэме «Реквием».
Все времена имеют своих летописцев. Именно таким поэтом-летописцем была и Анна Ахматова. Неповторимую и искреннюю поэзию она оставила после себя. Эмоциональный дневник и правдивейшую летопись времени представляет ее лучшая поэма “Реквием”.
«Реквием» — произведение о гибели людей, страны, основ бытия. Самое частое слово в поэме — «смерть». Она всегда близко, но никогда не совершается. Человек живет и понимает, что надо жить дальше, жить и помнить.
Последние слова написанного в 1957 году текста к поэме («Вместо предисловия») — прямая цитата из этого стихотворения. Когда одна из женщин, стоявших рядом с А. Ахматовой в очереди, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?» Она ответила: «Могу».
Постепенно рождались стихи о страшном времени, которое пережито было вместе со всем народом. Они-то и составили поэму «Реквием», ставшую данью скорбной памяти о загубленных в годы сталинского произвола людях.
Читая великие страницы, поражаешься мужеству и стойкости женщины, сумевшей не только все это достойно пережить, но и переплавить свои и людские страдания в стихи.
Подымались, как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор…
И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена.
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…
Ни один правдивейший документ истории не дает такого эмоционального накала, как произведение Анны Ахматовой.
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
Поэма писалась с перерывами двадцать шесть лет, менялась жизнь, старше и мудрее становилась Ахматова. Произведение, как лоскутное одеяло, собрано из острейших эпизодов российской действительности. Годы репрессий легли на страну и души людей неизгладимой болью.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
В небольшой по объему поэме Анне Андреевне удалось философски осмыслить и передать настроение трагичнейшего эпизода русской истории, когда ломались судьбы и жизни миллионов граждан страны. Благодаря мужеству А. Ахматовой и подобным ей мы знаем правду о том страшном времени.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском, болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды, смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «Марусь».
Источник: https://stydopedia.ru/4x3a1.html
Как развивается трагическая тема в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»?
Сочинения › Ахматова А.А. › Реквием
Готовые Домашние Задания
Анна Андреевна Ахматова – это Поэт, причем Поэт именно с большой буквы.
Поэтессой можно назвать любую женщину, умеющую достаточно талантливо слагать стихи, а вот для звания Поэта необходимо нечто большее, чем просто талант стихосложения.
Поэт – тот, кто сквозь призму своей собственной жизни, своих чувств, радостей и трагедий может рассмотреть, почувствовать и точно передать состояние и настроение общества, современного ему.
Такова Ахматова, жизнь которой отмечена «талантом несчастливости», бесконечными трагедиями, но, вместе с тем, необычайными душевными и физическими силами, позволившими ей стать «голосом народа» в тяжелые для него времена.
Памятником «страшных лет ежовщины», в течение которых Ахматова провела «семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», стала поэма «Реквием», написанная в 1935-1940 годах. Это произведение посвящено «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, в которой триста часов отстояла сама поэтесса вместе с теми, кто
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались мертвых бездыханней…
Название поэмы говорит само за себя. Реквием – заупокойное католическое богослужение, музыкальное произведение траурного характера. Трагическая тема звучит в каждой строчке поэмы и отзывается, как погребальный звон, в сердце читателя.
Перед нами предстает образ матери, стоящей под Крестами «трехсотой, с передачею», который постепенно из образа земной женщины перевоплощается в образ вечный – Богородицы, Марии.
Четыре части поэмы: «Вступление», «Приговор», «К смерти», «Распятие» – перекликаются с библейским сюжетом казни Христа. На первый план выходит образ страдающей матери, изначально земной женщины, у которой Кресты отняли сына:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла…
Трагедия эта – продолжение страданий героини, так как не только «сын в тюрьме», но и «муж в могиле». Этот момент в повествовании автобиографичен, именно потому, возможно, Ахматовой, не побоявшейся раскрыть свою личную трагедию, удалось стать «голосом народа».
Страдание героини развивается в поэме с повышением уровня эмоциональности.
Во «Вступлении» слышны только интонации безысходности, равнодушие к жизни в голосе той женщины, которую переживания сделали больной и одинокой, похожей на «тень».
Только в пятой части «Вступления» появляется мотив смятения, душевной и физической дисгармонии героини, «кидающейся в ноги палачу», чтобы выпросить пощаду для сына:
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
В следующей части поэмы – «Приговор» – мотив неизбежности, обреченности на страдание помогает раскрыть образ матери, несмотря ни на что желающей «снова научиться жить». Впечатляют невероятные душевные силы женщины-матери, отдающей своего сына, как «агнца на закате»:
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
Но, несмотря на внутреннюю стойкость, героиня Ахматовой дает понять, что она – живой человек, у которого может просто не хватить сил идти дальше по дороге скорби. Об этом свидетельствует следующая часть поэмы под названием «К смерти». Обращаясь к ней, героиня говорит:
Ты все равно придешь – зачем же не теперь?
Я жду тебя, мне очень трудно.
Эти строки указывают на глубину страданий героини, у которой «уже безумие крылом души покрыло половину». Ее состояние подобно агонии, сопровождающейся «уже как бы чужим бредом», воплотившем в себе «окаменелое страданье» сына и «слова последних утешений».
Эта эмоциональная агония земной женщины в части «Распятие» сменяется молчанием матери, Марии, в сторону которой «так никто взглянуть и не посмел», когда умер Иисус Христос.
Образ земной переходит в образ обожествленный, а это значит, что Ахматова назначение матери превозносила очень высоко.
Такова личная трагедия в поэме. Но Поэт, остро переживая боль всей страны, не ограничивается только этим содержанием. Личное для нее – это всего лишь один пример всеобщего народного страдания. Об этом она напишет в «Посвящении» и в «Эпилоге».
Поэма начинается с описания общей трагедии, «горя», перед которым «гнутся горы». И здесь голос поэта сливается с голосом народа:
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
«Эпилог» является своеобразным обобщением жизненных трагедий как одного персонажа, так и всех тех, кто переживал вместе с ним. Поэтесса всех их «видит» и «слышит»:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
Все эти образы неотделимы от образа матери, созданного Ахматовой в основной части поэмы. Всем им она воздвигает памятник, давая согласие на воздвижение в будущем памятника самой себе. Памятник этот, по велению Ахматовой, будет находиться
….Здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Таким образом, трагическая тема в поэме «Реквием» достигает апогея.
Ахматовой удалось возвысить личные переживания простой женщины-матери до уровня общественных, «передав несколькими штрихами, от точности которых сжимается сердце», народную трагедию тех лет.
Благодаря этому поэму можно с уверенностью назвать художественно обработанным историческим фактом, который был, есть и будет памятником самой поэтессе, ее эпохе и современникам.
Сочинения по теме:
- Анна Ахматова. “Реквием” сочинение
- Женские образы в поэме А.Ахматовой «Реквием» сочинение
- Как разворачивается трагическая тема в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»? сочинение
- Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) сочинение
Источник: https://1soch.ru/ahmatova-aa/rekviem/kak-razvivaetsya-tragicheskaya-tema-v-poeme
Сочинение на тему Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием» – по русскому языку и литературе
Имя Анны Андреевны Ахматовой часто связывают с любовной лирикой. Безусловно, в своих произведениях А.А. вдохнула новую жизнь в, казалось бы, давно исчерпанную тему. Так говорил о поэтессе А. Твардовский: «Действительно, тема любви в разнообразных, большей частью драматических оттенках – наиболее развитая тема стихов Ахматовой.
То, что столь существенно для отдельного человека, что часто определяет его судьбу, коверкая или награждая наивысшей человеческой радостью, не может не составлять живейшего интереса для всех. Однако стихи Ахматовой – это менее всего так называемая женская поэзия, с ее ограниченностью мысли и самого чувства».
Современники склонны были видеть в стихах Ахматовой лишь признания женщины, исповедь любящего сердца. Но уже и тогда многих начинала смущать неожиданно широкая проекция духовного мира, раскрывавшегося в этих стихах.
Что же помогло стиху Ахматовой впустить в себя тревоги большого мира? Почему в ее любовном романе, переплетаясь с извечной и традиционной музыкой сердца, зазвучал непонятный ей самой хриплый, как «вой одичавшей метели», неотвратимый трагический «гул»? Ахматова настойчиво ищет исторического осмысления эпохи, о которой другая поэтесса, Марина Цветаева, скажет: «О поэте не подумал век». Своеобразие Ахматовой и в том, что она особенно остро ощущала боль времени как свою собственную, а трагедия России отразилась в личной судьбе поэтессы. Ахматова стала голосом своего времени, ибо она не участвовала в преступлениях власть имущих, но и не клеймила свою страну, а мудро, просто и скорбно разделила ее судьбу: Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым» проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую тюремную очередь, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. А. и стала голосом национальной трагедии. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных «марусь». Художественный мир поэмы «Реквием» строится подобно евангельскому художественному миру. Лирическая героиня – обобщенный образ русской женщины. Мать жалеет сына, принявшего на себя грехи людей, но и гордится им. Эта поэма – последняя надежда на справедливость: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла. В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. Что случилось, не пойму. Как к тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели… В «Реквиеме», говоря о стрелецких женках, воющих под кремлевскими башнями, Ахматова приводит аналогию с кровавой дорогой, тянущейся из тьмы времен в современность: страшная эта дорога, к несчастью, никогда не прерывалась, а в годы репрессий стала еще более широкой, образовав целые моря безвинно пролитой крови. Она создала великий памятник народному горю, всем тем, кто был замучен и обездолен, тем, кто стоял вместе с ней в очередях: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов… Больше всего внимания в «Реквиеме» уделяется трагедии личностной, то есть тому, как лирическая героиня переносит мучения. Потеря близких чрезвычайно сильно влияет на человека, его душу. Ахматова ожидала приговора сыну – Льву Гумилёву. Она пережила всё сама и написала то, что чувствовала. Несомненно, то же ощущали и другие матери, чьи сыновья были в «каторжных норах». Если они вообще что-нибудь ощущали. Ведь во вступлении в поэму Ахматова пишет: «…очнулась от свойственного нам всем оцепенения». Приговор. И сразу слёзы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идёт… шатается… одна… Вроде бы и живёт, раз «идёт… шатается», но «жизнь из сердца» вынули. А что живёт в сердце? Разве не человеческая душа? Что же получается? Душа гибнет, а тело – нет. Вот и пишет Ахматова в главе «Приговор»: И упало каменное слово На мою ещё живую грудь. А после идут очень, я бы даже сказала, слишком спокойные строки: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. Как будто лирическая героиня составляет список дел на ближайшее время, как домохозяйка – список покупок. Никаких эмоций, «ведь» она «была готова». Только, по-моему, к этому нельзя подготовиться. Просто невозможно. До какой же степени должна «окаменеть душа», покрыться непробиваемой коркой безразличия, ненависти? Евангельский сюжет, на который А. сочла себя вправе опереться, расширяет масштабы «Реквиема» до всечеловеческого масштаба. С этой точки зрения стихотворения «Распятие» можно считать поэтико-философским центром всего произведения, хотя и помещено оно непосредственно перед «Эпилогом». Лирическая героиня обращается к смерти, просит её прийти. Женщине «всё равно теперь». Уверена, каждая мать у стен Крестов не раз всерьёз задумывалась о смерти, способной избавить от мучений и дать покой. Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть чёрные сукна покроют И пусть унесут фонари. Ночь. Сознание лирической героини Ахматовой раздваивается. Одна его часть, чувствующая, страдает, а вторая, мыслящая, как бы наблюдает за страданием со стороны. Но даже эта часть сознания не выдерживает, она сбивает классический строй стиха и, кажется, говорит, непонятно о чём. Что означают «чёрные сукна» и ночь без фонарей? Может быть, героине настолько трудно, что она не в состоянии выразить свои мысли до конца? Мыслить в таких ситуациях практически невозможно, мысли парализованы горем. Тихо льётся тихий Дон, Жёлтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень – Видит жёлтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх… Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. Заключительная часть «Реквиема» развивает хорошо известную в русской литературе тему Памятника, приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Можно сказать, что никогда – ни в русской, ни в мировой литературе – не возникало столь необычного образа – памятника Поэту, стоящему, по его же желанию, у тюремной стены. Это поистине Памятник всем жертвам репрессий. «Реквием» Анны Ахматовой – подлинно народное произведение не только в том смысле, что поэма отразила великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной притче. Подводя итог, можно добавить к сказанному лишь слова Виктора Астафьева, которые в точности передают состояние души лирической героини, идею всей поэмы: «Матери! Матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы о своем первобытном одиночестве в своей священной и звериной тоске по детям».<\p>
Сочинение на тему Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием»
Ахматова А.А.
Стр. 1
Сочинение на тему Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием»
Ахматова А.А.
Стр. 2
Сочинение на тему Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием»
Ахматова А.А.
Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171kak-razvorachivaetsya-tragicheskaya-tema-v-poeme-axmatovoj-rekviem187
Тема гражданского мужества в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”
Анна Андреевна Ахматова – величайший поэт, лирические произведения которого занимают значительное место во всей мировой литературе. Она жила в эпоху революционных изменений, страшных войн, потрясений.
Перед ее глазами прошли события, которым не было равных в истории: Так вот когда мы вздумали родиться И, безошибочно отмерив время, Чтоб ничего не пропустить из зрелищ Невиданных… Несомненно, все это повлияло на ее творчество, придав лирике гражданскую направленность. Именно эти мотивы стихов Ахматовой ярче всего запечатлелись в моей памяти.
Наиболее полно тема гражданского мужества отражена в поэме “Реквием”, которая является выражением беспредельного людского страдания и терпения в период сталинских репрессий, трагических событий тридцатых годов. Всю тяжесть того времени Анна Андреевна разделила со своим народом. Строки поэмы проникнуты настроением “смертельной тоски”, горя, отчаяния.
Перелистывая страницы этого произведения, я мысленно представляю себе те страшные годы, которые именуются в литературе “периодом сталинских репрессий”. <\p>
Возникает образ смерти, олицетворяющий трагическое время тридцатых годов: Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.
Такие потрясающие картины проходят через всю поэму, усиливая настроение страха, отчаяния, безысходности. Поэтесса, создавая мрачную панораму времени, передает атмосферу трагического периода истории, когда человеку легче было принять смерть, чем выдержать те испытания, которые выпали на долю каждого.
Лирическая героиня поэмы, ощущая непереносимую тяжесть потери, находясь в состоянии неизвестности и переживая за судьбу сына и мужа, обращается с мольбой к смерти: Ты все равно придешь – зачем же не теперь? Я жду тебя – мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверьТебе, такой простой и чудной.
Потеряв все самое ценное в жизни, женщина готова принять смерть в любом виде: будь то ” отравленный снаряд ” или смертельная болезнь. Трагическая гибель была лучшим выходом из положения, чем вероятность увидеть, как “синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает”.Образ всепоглощающего страха также является олицетворением времени. Боялись всего и всех.
Боялись суровых дворников, раскланивающихся знакомых, всевидящих соседей. Боялись и прятали глаза. Все вокруг сковал страх: Все перепуталось навек. И мне не разобратьТеперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.
Мне кажется, что такие мрачные картины, нарисованные поэтессой, необходимы для того, чтобы показать значение мужества, стойкости тех, кто пытался этому страху противостоять. Вчитываясь в строки “Реквиема”, я отчетливо представляю обобщенный образ матери со “смертельной тоской” в глазах, которая оказалась наедине со своим горем и болью.
Все женщины в это трагическое время были похожи друг на друга, их обезличило одиночество и страх за судьбу семьи и судьбу страны. Обессиленные, они “ив лютый холод, и в июльский зной” стояли у всеобщей тюрьмы “под красною, ослепшею стеной “, надеясь на встречу со своими близкими.
Семнадцать месяцев, проведенных лирической героиней в тюремных очередях, олицетворяют собой потерянное время. Это период, унесший, наверное, семнадцать лет жизни, потому что время, проведенное в страшном оцепенении, смертельном ожидании, длится целую вечность.
Поэтесса вместе со своей страной прошла этот трудный путь и имела право сказать: Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных И в сухоньком смешке дрожит испуг.
Одновременно с обобщенными образами времени и матери мне представляется в поэме главный образ сильного поколения, сумевшего подняться из трясины всеобщего человеческого унижения, сумевшего не только выстоять, преодолеть, но и сохранить в себе достоинство мужественного народа.
Поэтому Ахматова гордо заявляет: И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня. Строки поэмы “Реквием” невозможно забыть, они вновь и вновь возвращают мои мысли к гнетущему периоду сталинского режима. Необычайно емкое, глубокое содержание этого произведения заново осмысляется.
Образы поэмы заставляют задуматься над вопросом “А сколько же требовалось гражданского мужества русскому народу, чтобы суметь выдержать, выстоять, выжить и рассказать правду о жестоком, бесчеловечном времени”. Вполне закономерно тема гражданского мужества стала главной темой “Реквиема”. Основная мысль, которая проходит через все произведение,- мысль об удивительной стойкости характера, силе русского человека, выдержавшего время, когда: Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. Несомненно, эта поэма соответствует моему представлению о подлинной поэзии. Творчество только такого художника, истинного патриота, человека, переживающего за происходящее, стремящегося сделать все для того, чтобы не повторилась трагедия народа, сумевшего рассказать правду и передать свои переживания, обнажив богатый внутренний мир, и можно назвать настоящим.
Художественный дар А. А. Ахматовой позволил ей с удивительной эмоциональностью раскрыть тему гражданского мужества в поэме “Реквием”, показать слияние своей нелегкой судьбы с многострадальной судьбой России.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/tema-grazhdanskogo-muzhestva-v-poeme-a-a-axmatovoj-rekviem/
Сочинение по поэме Анны Ахматовой «Реквием»
Произведение Анны Ахматовой «Реквием» не было грустным «вздохом» поэтессы, который бы позволил ей излить на листы бумаги свою душевную боль. Это были выстраданные в течение шести лет (1935-1940) строки, родившиеся не только из личного горького опыта самого автора, но и из сотен трагически разрушенных судеб других людей.
Именно с этой мысли Ахматова начинает свой сказ, подчеркивая, что даже в самые сложные времена она была частью своего родного народы. Анна отказалась от эмиграции и осталась в России в страшные для неё годы:
Нет, и не пoд чуждым небoсвoдом,
И не пoд защитой чуждых крыл —
Я была тoгда с мoим нарoдoм,
Там, где мoй нарoд, к несчастью, был.
«Реквием» состоит из нескольких частей. Интересно, что эпиграф, с которого всё начинается, был написан только в 1961 году, т.е. позже самой поэмы.
После этих строк следует часть под названием «Вместо предисловия», где речь идет обо всех тех ужасах, что сподвигли поэтессу на создание поэмы. Про все те расстрелы, аресты и произвол, с которыми пришлось столкнуться как самой Анне, так и тысячам других людей.
«Посвящение», следующая часть, посвящено тем, что стоит в военных очередях, описано то горе и та безысходность, что владеет их душами. А во «Вступлении» отображена боль за всех остальных невинных людей, пострадавших под каблуком репрессий.
Части три, четыре, пять и шесть Анна посвятила своим личным воспоминаниям и переживаниям, которые, фактически, являются канвой всего повествования. Призмой, через которую поэтесса отображала боль и потери всего русского рода.
Часть семь – «Приговор» – призывает к стойкости, но, видимо, её оказывается недостаточно, ведь уже в следующей части «К смерти» героиня ожидает свою кончину и, более того, торопит её скорее нанести визит:
Ты все равнo придeшь. – Зачем же нe теперь?
Я жду тeбя – мнe очень труднo.
Я потушила свeт и oтворила двeрь
Тeбе, такой прoстoй и чуднoй.
В «Распятии»- десятой части – Ахматова снова обобщает образ героини, передавая боль тысяч матерей, потерявших своих чад.
Мaгдaлина билaсь и рыдaла,
Ученик любимый кaменел.
А туда, где молчa мaть стоялa,
Так никтo взглянуть и не пoсмел.
В эпилоге Анна умоляет Бога о помощи, но не только своему сыну, но и всем разлученным семьям.
«Реквием» – это не только крик боли раненной в сердце матери, но еще и образец женской отверженности и стойкости в лице прекрасной русской поэтессы с очень трагической судьбой.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-poeme-anny-axmatovoj-rekviem.html
Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой “Реквием”
План
1. Анна Ахматова – человек сложной судьбы.
2. Тема “испытания” в творчестве Ахматовой.
3. Материнская трагедия Ахматовой и ее отражение в творчестве.
Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие которой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 2006 году недалеко от места ее страданий: “А здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов”. Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания.
В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремящихся попасть на свидание с родными, заключенными в следственном изоляторе – в “Крестах” – одна женщина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свободе, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала “Реквием”.
Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами поэтической речи можно в концентрированной форме поэтического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения.
Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глазами лица жен и матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой.
Политическое заключение мужа и сына – тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом советской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима за то, что ее поэзия была “совершенно чуждой, безыдейной”.
Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой: стихи исправляли, не считаясь с желанием автора, безжалостно удаляя все “чуждые” моменты; книги не выходили в печать. Ахматова – одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессированных режимом людей.
Поэма “Реквием” посвящается материнскому страданию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выходит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постигла подобная участь.
Реквием – это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. “Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела”, – убеждает себя лирическая героиня, пытаясь осмыслить свое состояние.
Но слишком много боли в сердце матери, и вот уже рассудок уступает: “Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду”, героиня ведет нас к страшным мыслям, решению трагедии на высшем уровне бытия.
В стихотворении “К смерти” она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти: “Ты все равно придешь – зачем же не теперь?”. Скорбь усиливается от осознания несправедливости происходящего с сыном, от осознания неправого суда над жертвами режима:
Там тюремный тополь качается,
И ни звука – а сколько там
Неповинных жизней кончается…
Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения.
Сын Анны Ахматовой вернулся из заключения в 1956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись.
Поэма “Реквием” написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молиться и надеяться: “А надежда все поет в дали…”.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/tema-materinskogo-stradaniya-v-poeme-a-axmatovoj-rekviem/
Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Категория: Реквием <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
А. А. Ахматова начала писать свою поэму «Реквием» в 1935 году, когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке. Это были годы сталинских репрессий.
Как и другие матери, жены, сестры, Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди, что вела к петербургской тюрьме «Кресты». Самое главное, что ко всему этому она «была готова», готова не только пережить, но и описать. У Ахматовой в раннем стихотворении «Бесшумно ходила по дому…» есть строки: «Скажи, ты простить не можешь?» И я сказала: «Могу».
Последние слова написанного в 1957 году текста к поэме («Вместо предисловия») — прямая цитата из этого стихотворения. Когда одна из женщин, стоявших рядом с А. Ахматовой в очереди, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?» Она ответила: «Могу». Постепенно рождались стихи о страшном времени, которое пережито было вместе со всем народом.
Они-то и составили поэму «Реквием», ставшую данью скорбной памяти о загубленных в годы сталинского произвола людях. Только в 1940 году Ахматова завершила свое произведение, опубликовано же оно было в 1987 году, много лет спустя после смерит автора. В 1961 году, уже после завершения поэмы, к ней был написан эпиграф.
Это сжатые, строгие четыре строки, поразительные по своей суровости: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Слова «чуждый» и «мой народ» повторяются для того, чтобы усилить противопоставление. Для поэта важно было подчеркнуть, что трагедия пережита общенародная.
В «Посвящении», написанном в марте 1940 года, Ахматова вспоминает о своих «невольных подругах» «двух… осатанелых лет»: Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круче? Им я шлю прощальный мой привет. Говорится здесь и о том, что страдание общее объединило людей.
Все происходило так, как будто бы это была религиозная служба: По столице одичалой шли, Там встречались мертвых бездыханней, А надежда все пьет вдали. Все люди одинаково и одновременно совершали свои действия и противостояли тому, что случилось. Только служба Божья посвящена не Богу, а объединенному в страдании народу.
Во «Вступлении» Ахматова пишет: И когда, обезумев от муки, Шли осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки… При этом на всех людей смотрели одни звезды с пустых небес, «звезды смерти».
Размер первой главки, датированный 1935 годом, сходен с размером «Вступления», потому что на фоне того, что «шли… осужденных полки», происходит описанное во фрагменте: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла… Используется здесь «точная и контрастная разом» рифма, помогающая представить тему единства всех женщин, всех страдающих матерей, от Богоматери, «стрелецких женок», жен декабристов до «царскосельских веселых грешниц». Ощущая собственное горе и испытывая тяжесть страдания других людей, поэт все же смотрит на происходящее со стороны. Вторая глава переносит на Дон: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом… Ахматова глядит, будто с неба, для того и нужен месяц «в шапке набекрень». Она не хочет просто пожаловаться небу, Богу, может быть. О себе и о своем горе Мать говорит на пределе страдания, как-то отстраненно и спокойно, в третьем лице: Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Появляется тема Времени, которое не просто в скорби замирает, а корчится, мучается. Оно то укрупняется, то уменьшается и облегчается («Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой» и «Легкие летят недели. Что случилось, не пойму»). Пространство тоже сдвинулось и перевернулось, в нем «ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград». Что же остается делать человеку там, где все перевернулось? Наверное, доказать, что такое случалось много раз, чтобы каждая женщина могла сказать: «Я была готова». Общее прошлое сближает всех живущих и страдающих. Разные времена смотрят друг на друга глазами переживающих беду женщин. В четвертой части поэмы, например, «царскосельская веселая грешница» глядит в глаза той, «трехсотой с передачею». Человек время ощущает в себе, стараясь преодолеть этот разлом, когда «сердце пополам», а две половины — это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни. Будто по кругам ада проходит человек, встречая на пути женские фигуры: Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять… Потом поэт переносится в настоящее, к тюремным очередям. Тут возникает тема «памятника себе»: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество… Это памятник как воплощение памяти о народном горе: Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь… Главное же, что никакими словами не передать того, что происходит с матерью, у которой мучат сына: А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел… Поэт же оглядывается назад и застывает памятником, как жена Лота застыла смоляным столбом. Это памятник тем, кто остался жить и оплакивать близких.
«Реквием» — произведение о гибели людей, страны, основ бытия. Самое частое слово в поэме — «смерть». Она всегда близко, но никогда не совершается. Человек живет и понимает, что надо жить дальше, жить и помнить<\p>
Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Тарантьев появляется па первых же страницах романа — “человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном”. Но есть у Тарантьева еще одна любопытная черта. “Дело в том, что Тарантьев м
Все творчество Тургенева отличается поисками героя времени. Роман «Дворянское гнездо» – это последняя попытка автора найти такого героя в дворянской среде. Роман создавался в роковой момент исторических перемен для российского дворянства.
Очень часто в творчестве писателя именно любовь становилась испытанием, своеобразной проверкой главного героя на правильность, верность, истинность выбранного им пути.
Социально-политические и исторические мотивы, конечно же, не могли не найти отражения в р
Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия.
Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет.
И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегко
Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии.
Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена. Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства.
Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский созда
Характеристика Лужина Пётра Петровича, героя романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» «Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известн
Уроки приходится делать каждый день, и я выработал для себя систему. Она помогает мне рационально распределить силы и время. Во-первых, я не сажусь за письменный стол сразу по возвращении из школы. Вначале — обед и час отдыха.<\p>
Эта повесть рассказывает о любви крестьянской девушки Лизы к богатому молодому человеку Эрасту.
Когда у Лизы умер отец, ей было 15 лет, она осталась с матерью, у них не было достаточных средств к существованию, поэтому Лиза занималась рукоделием и работу продавать ходила в город. Однажды она повстречала приятного молодого человека, который купил у нее цветы. Она влюбилась в него с первого взгляда, но тогда не поняла этого.
Она каждый день приходила с цветами в город, но не продавала их никому
Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не .забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П.
Вяземский Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет.
В это время он осознал свое пред
«Я стою за народное начало в литературе, – писал Ф. Абрамов,- но я решительный противник молитвенного отношения ко всему, что бы ни произнес мой современник, именуемый некоторыми литераторами «простой человек из народа».
Любить народ – значит видеть с полной ясностью и достоинства его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлеты, и падения. Писать для народа – значит помочь ему понять свои силы и слабости». Ф.
Абрамов воссоздает историю в характерах и характеры исторические, такие, как Михаил
Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена – Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается важна дружба ребят. Мне хочется вспомнить такой эпизод. Однажды Том проснулся с мысленным взором, который надо непременно найти сокровище. Но один он не пойдет на его поиски, здесь нужный товарищ. Наилучшим товарищем для этого оказался Гек Финн. Том открыл ему свои тайные планы. Он сказал, что сокровища обычно закапывают под домом, где живет нечистая сила, или на острове,<\p>
Сейчас смотрят:{module Ахматова:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/akhmatova-a-a/rekviem/274-tema-pamyati-v-poeme-a-a-akhmatovoj-rekviem.html