Проблема силы духа ( по И. Грековой “Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах”)
Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
–Кира Петровна! О чём вы так задумались?
Обернулась. Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.
Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. Говорили, что потерял ногу на войне. И, что ещё страшнее, – семью. В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. Замкнут, ироничен, опрятно одет…
Стояли мы с ним у кадки с фикусом. Этот фикус был особенный. На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– Да вот на фикус смотрю.
– Что же вы в нём усмотрели?
– Упрямый субъект. В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. А этот – ни в какую. Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении
– вверх.
–Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. –Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.
С того нашего разговора прошло много времени. И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.
Снова рентгены, анализы, опять рентгены. Снова гимнастика, физиотерапия. Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи…
Примерно месяц я пробыла в родной больнице. И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. Мне показалось, что сердце моё остановилось. Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. Сели.
– Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– Не помню. Какой фикус? Какой разговор?
– А я помню. Фикус – упрямый, стойкий. Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении –
вверх, вверх и вверх.
Я вспомнила всё это. И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– Сращения нет. И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– А перспективы?
– Полной реабилитации ждать нельзя. Частичная возможна.
Всё это зависит от Вас.
– Значит, до конца – на этих костылях?
– Может быть, без них, с палкой. Хожу же я с ней. С работой справляюсь. Значит, справитесь и вы.
Я закрыла лицо руками.
– Испугались?
– Нет. Осмысливаю.
– Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. Не замыкаться в собственных бедах. Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. Это я вам говорю как врач врачу. И как калека калеке.
Вот оно, это страшное слово – калека. Сколько раз говорила его сама себе. Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. Впервые услышала его от другого человека. Пошатнуло, но не сбило с ног.
Отняла руки от лица. Взглянула прямо в глаза Чагину. Даже улыбнулась.
– Молодец, – сказал он. – Фикус.
Источник: https://shkololola.ru/sila-duha/
Что такое сила духа? (По тексту Ю.Яковлева 2017 года.)
Сила духа – это главное нравственное качество человека, которое делает его сильнее. Оно формируется при помощи воли и упорства. На мой взгляд, сила духа – это высокая духовная, душевная стойкость личности.
В тексте Я.Ю.Яковлева дедушка Пешеходов рассказывает взрослым и ребятам о солдатах, которые, проявив свою стойкость и упорство, смогли преодолеть все преграды и дойти до Берлина. Именно благодаря их силе духа, все мы сейчас живем под мирным небом над головой…
В повести «А зори здесь тихие» Б.Васильев рассказывает о пяти девушках, чья духовная сила была такой же стойкой. Они, не испугавшись шестнадцати немцев-фашистов, храбро сражаются, защищая Кировскую железную дорогу. Сражаются до последнего, проявляя мужество.
Таким образом, сила духа – это такая человеческая черта, которая включает в себя твердость, стойкость, непоколебимость, несгибаемость.
Ира
Текст
(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова Семён и Василий.
(2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя.
(3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.
(6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета.
(7)На старике солдатская гимнастёрка.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели ребятня.
(9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.
– (20)Они быстро шли?
– (21)Быстро.
– (22)Пешком?
– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.
(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)Мои сыновья…
(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает: – (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь старика!
– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– (45)Мои сыновья…
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
– (47)Мои сыновья…
– (48)Везде поспевали?
– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
– (52)Так и не вернулись?
– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.
(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! (По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 1996) писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/chto-takoe-sila-dukha/2610-chto-takoe-sila-dukha-po-tekstu-yu-yakovleva-2017-goda
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Г.К. Сапронова
Views: 12630
(1)Когда бываю в Красноярске, я всегда еду в Овсянку к Виктору Петровичу: пройтись по его селу, заглянуть в его домик, зайти в его библиотеку, в его церквушку…
(2)Виктор Петрович Астафьев явился на свет 1 мая 1924 года и, пройдя через сиротство, бездомность, кровь, раны и грязь войны, через цепь нескончаемых битв, перенеся всю боль и каторжные муки писательского труда, оставил нас поутру 29 ноября 2001 года.
(3)Казалось бы, жизнь делала всё, чтобы не было у нас такого писателя. (4)Она изувечила его детство, кинула в мясорубку войны, добивала вернувшегося с фронта солдата послевоенной нищетой и голодухой, мучила сознание идеологическими догмами, кромсала безжалостным цензурным скальпелем лучшие строки.
(5)Он выстоял! (6)Не сделался ни озлобленным обывателем, ни диссидентом с кукишем в кармане, ни литературным барином вроде тех, чьи имена как-то мгновенно исчезли, канули в лету. (7)Он всегда оставался самим собой, не считаясь с пустыми и бездарными мнениями, с «веяниями» времени, с навязываемыми нормами.
(8)Астафьев сам по себе был и норма, и правило и, как доказало время, стал истинно национальным писателем в самом высоком смысле этого трудного понятия.
(9)Все мы, кто знал его, был в переписке с ним, дружил с ним, как-то привыкли к тому, что есть вот такой у нас Виктор Петрович − мудрый, весёлый, рассудительный, горячий.
(10)Астафьев учил нас прежде всего свободе и сам был свободным − и в жизни, и в творчестве. (11)Помню, на одной из встреч его спросили: «Как стать свободным человеком?» (12)Виктор Петрович с улыбкой ответил: «(13)Начните с того, что перестаньте врать самому себе и прогибаться перед начальником».
(14)Усталый, больной, иструдивший душу до дна, он каждое утро садился за рабочий стол, чтобы не только успеть дописать задуманное (сколько ещё осталось нерождённых сюжетов и героев, с которыми нам уже никогда не встретиться!), но и для того, чтобы честно заработать свой хлеб, кормить семью, поднимать сирот-внуков, помогать сыну и его семье. (15)«Какая тяжкая, сжигающая нас, как на огне, наша работа!» − пишет он в одном из писем. (16)А в другом письме: «…даже кувалда, которой в своё время орудовал в литейном цехе, не выматывала так, как “лёгонькое” перо писателя. (17)Но и, конечно же, ни одна моя работа и не приносила столько восторга, как это литературное дело. (18)Когда вдруг из ничего, из обыкновенного пузырька с чернилами извлечёшь что-то похожее на жизнь, воссоздашь из слов дорогую себе, а иногда и другим людям картинку или характер и замрёшь, как художник перед полотном, поражённый этим волшебством – ведь из ничего получилось! (19)Господи! (20)Да неужели это я сделал?»
(21)Безусловно, душа Астафьева, звезда Астафьева будет вечно светить настоящим и будущим его читателям. (22)И он вечно будет наш…
(по Г. К. Сапронову*)
*Геннадий Константинович Сапронов (1952–2009) – журналист, издатель, член Ассоциации книгоиздателей России.
Сила духа. Способна ли она помочь человеку преодолеть любые жизненные испытания? Именно эту проблему поднимает Г.К. Сапронов в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над поставленным вопросом, автор текста приводит пример из жизни известного русского писателя В.П. Астафьева, который «прошёл через сиротство, бездомность, кровь, раны и грязь войны, через цепь нескончаемых битв, перенеся всю боль и каторжные муки писательского труда». Г.К.
Сапронов с нескрываемой болью замечает, что, «казалось бы, жизнь делала всё, чтобы не было у нас такого писателя», о чём говорится в предложении 4. Мы видим, что автор текста относится к судьбе В.П. Астафьева с искренним соболезнованием. Но вместе с тем Г.К.
Сапронов восхищён силой духа этого человека, которого эти ужасные жизненные испытания не сломили, не испортили: «Он выстоял! Не сделался ни озлобленным обывателем, ни диссидентом с кукишем в кармане, ни литературным барином вроде тех, чьи имена как-то мгновенно исчезли, канули в лету». Журналист в восторге от внутренней силы В.П.
Астафьева, который, несмотря ни на что, «всегда оставался самим собой, не считаясь с пустыми и бездарными мнениями, с «веяниями» времени, с навязываемыми нормами».
Поэтому позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Г.К. Сапронов убеждён: сила духа способна помочь человеку преодолеть любые жизненные испытания, какими бы страшными они ни казались.
Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: сильный духом человек может пройти любые жизненные преграды, даже если они кажутся действительно страшными.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Так, вспомним, например, рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В этом произведении главный герой Андрей Соколов пережил в своей жизни очень много мучений и лишений. Часто его жизнь висела на волоске. Ужасные дни он провёл в рабстве у немцев.
Когда ему всё же удалось выбраться, то его постиг новый удар: он узнал, что его жена Ирина и его дочки были убиты. Очень, очень сильно страдал Андрей Соколов, но ведь жизнь продолжается, и, Слава Богу, в живых остался его сын. Герой очень надеялся с ним встретиться, но в самый последний день войны и сына убили.
Много, очень много горя принесла Андрею Соколову эта ужасная война. Но под её влиянием он не сломился, наоборот: он стал более мудрым, сильным и смелым. Чего стоит один его разговор с Мюллером? Герой отказался пить за победу немецкой армии, сказав, что он не пьёт, а когда ему было предложено выпить за свою погибель, он выпил.
Мюллер предложил ему закусить, но Андрей Соколов ответил, что после первой не закусывает. Выяснилось, что он не закусывает и после второй. В конце концов храбрый солдат всё же закусил, но совсем немножко, несмотря на то, что ему страшно хотелось есть. Такое поведение вызвало уважение у врага, и Мюллер отпустил его.
Казалось бы, после всего пережитого ужаса сердце Андрея Соколова должно было зачерстветь, но война, как ни странно, наоборот, смягчила его. Солдат, почувствовав жалость к маленькому мальчику-сиротке Ване, приютил его, став для него отцом.
Сила духа помогла Андрею Соколову справиться со всеми жизненными трудностями и, несмотря на все лишения, остаться человеком. Таким образом, сила духа действительно способна помочь человеку преодолеть все жизненные препятствия.
О мощной силе духа рассказывается в фильме «12 лет рабства». Соломона Нортала, свободного человека, похитили и увезли в рабство. Его отняли от семьи и кинули в мир ада. Все попытки доказать, что он свободный человек, ни к чему хорошему не приводили. Много мучений пришлось перенести ему, но ничто не сломило его дух.
Ни унизительное и презрительное отношение к нему, ни страдания других рабов, ни предательство человека, который обещал помочь – ничто не смогло отнять у Соломона чувство собственного достоинства. Он не потерял надежды на спасение, он всё время искал способы уйти из рабства. И спустя 12 лет он всё же нашёл человека, который помог ему вернуться к семье.
Следовательно, человек, обладающий мощной силой духа, способен преодолеть все трудности.
В заключение ещё раз подчеркну: иногда кажется, что всё в жизни очень плохо, и лишения действительно крайне велики, но сильный духом человек способен справиться с любыми жизненными испытаниями, ничто не сможет убить в нём человека.
Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?
Источник: https://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-g-k-sapr/
Хорошее сочинение (по тексту С. Соловейчика)
Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился…
Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?
Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать…
Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)
Сочинение
Внимание:
В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.
Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С. Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».
Автор считает, что синонимом духовности в некоторой степени является интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.
Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа – это и есть основа духовной жизни.
«Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям.
Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?
В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства.
Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала.
Разве такую жизнь можно назвать духовной?
А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данномсочинении | Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | 1 |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | есть | 2 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | есть | 1 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | есть | 3 |
К5 | Смысловая цельность, связность,последовательность изложения | 2 | есть | 2 |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | есть | 2 |
К7 | Орфография | 3 | 0 ошибок | 3 |
К8 | Пунктуация | 3 | 1 ошибка | 2 |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 1 ошибка | 2 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 0 недочётов | 2 |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 | есть | 1 |
Всего: | 23 | 22 |
Практикум
Грамотность
К7. Соблюдение орфографических норм
Найди в сочинении орфографические ошибки.
Всего: ошибок нет
К8. Соблюдение пунктуационных норм
Найди в сочинении пунктуационные ошибки.
Ошибка: Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком.Правильно: Каждый «нумер» по сути своей являлся математиком.
По сути своей не является вводным сочетанием.
Всего: 1 пунктуационная ошибка
К9. Соблюдение языковых норм
Найди в сочинении нарушения языковых норм.
Ошибка: Несомненно, эта проблема высоконравственная.
Нарушена лексическая сочетаемость: высоконравственный человек (=строго соблюдающий нормы нравственности) — нравственная проблема (=проблема нравственности), нравственный человек (=соблюдающий нормы нравственности). Слово высоконравственный не может быть использовано со словом проблема, поскольку у него нет значения относящийся к нравственности».
Всего: 1 нарушение языковых норм
К10. Соблюдение речевых норм
Найди в сочинении нарушения речевых норм.
Всего: нарушений речевых норм нет
Содержание сочинения
К1. Формулировка проблем исходного текста
Верно ли сформулирована проблема исходного текста?
Проблема исходного текста сформулирована верно.
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?
Комментарий к проблеме включает определение характера проблемы (нравственная проблема) и оценку её актуальности. Он непосредственно связан с исходным текстом.
Рекомендация: Вторая часть комментария могла бы быть более развёрнутой.
К3. Отражение позиции автора исходного текста
Верно ли отражена позиция автора исходного текста?
Позиция автора исходного текста отражена верно.
К4. Аргументация собственного мнения по проблеме
Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?
Автор чётко и полно сформулировал отношение к обсуждаемой проблеме и правильно аргументировал свою точку зрения.
Оба аргумента почерпнуты из художественной литературы. Они действительно имеют прямое отношение к проблеме исходного текста.
Внимание: К4 рекомендует использовать один пример из литературных источников, а второй – из собственного жизненного опыта или общественной практики. Формально это требование в данном сочинении не соблюдено. Но в практике проверки работ за использование двух примеров из художественной литературы количество баллов не снижается.
Рекомендация по аргументу 1: Интерпретация романа Е. Замятина «Мы» дана несколько упрощённо: идеи произведения глубже и сложнее, чем об этом говорится в сочинении.
Можно было бы привести в качестве примера и отдельные эпизоды, и отдельных героев. Но сам пример выбран правильно.
Поскольку в данном случае оценивается сочинение по русскому языку, а не по литературе, то аргумент может быть засчитан.
Рекомендация по аргументу 2: Сочинение можно было бы легко обогатить небольшим замечанием: «Примером по-настоящему духовной личности для нас был и остаётся и сам А.И. Солженицын».
К11. Соблюдение этических норм
Соблюдены ли этические нормы?
Этические нормы соблюдены.
К12. Соблюдение фактологической точности
Есть ли в сочинении фактические ошибки?
Фактологическая точность соблюдена.
Речевое оформление
К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения
Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.
Удачно выстроенная работа: смысловая целостность выдержана, изложение логично, сочинение написано связно и последовательно.
К6. Точность и выразительность речи
Оцени точность и выразительность речи.
Мысли формулируются точно и ясно, работа написана хорошим, грамотным языком.
Рекомендация: Слово упомянуть включает компонент значения «сказать о чём-либо вскользь, бегло, по ходу дела, заодно». Это не лучшее слово для ввода аргумента. Лучше: «В подтверждение своих слов хочу вспомнить героев романа Е. Замятина «Мы».
Источник: https://russkiy-na-5.ru/articles/618
Сочинение-рассуждение по тексту С.Соловейчика. Духовная жизнь
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Даже самые развитые
люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит
ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало
пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная
жажда?
(5)Духовность не то, что
культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея
образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не
образованность, а духовность.
(8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают
порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и
музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его
собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому
что отвечают его стремлениям.
(11)В произведениях искусства духовный человек
ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного
духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же
дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время,
даже если он является ценителем искусства.
(13)Точно так же может быть бездуховным
и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и
добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в
этом его назначение.
(14)Бывает и обратное:
есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в
юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не
нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и
работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг
бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек,
когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие,
добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и
бесконечные.
(20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу;
это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не
исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их
стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).
(22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по
красоте… (С. Соловейчик)
СОЧИНЕНИЕ
1. Проблема
Что такое духовность? Что значит “жить духовной жизнью”? Над этой серьёзной проблемой заставляет нас задуматься С.Соловейчик.
2. Комментарий к проблеме
Рассуждая над этими вопросами, автор делает акцент на том, что культура поведения, образованность, увлечённость искусством – это ещё не показатели духовности. Человек высокообразованный, воспитанный, ценящий искусство, может быть духовно бедным, низким, негодным. Но и добрые люди, не нарушающие моральных законов, тоже могут быть бездуховными, если не развивается их душа, если она сосредоточена только на бытовых заботах и проблемах.
3. Позиция автора
По мнению писателя, “духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому”, к добру, это неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.
4. Собственная позиция
Я абсолютно согласна с позицией автора. Постоянное стремление к высшим ценностям, совершенствование внутреннего мира – вот что движит высоконравственными людьми.
5. Аргумент №1
Примером этого может служить роман Л.Толстого “Война и мир”, герои которого – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – озабочены духовными исканиями.
6. Аргумент №2
Вспоминаются также такие строки из стихотворения известного русского поэта Заболоцкого, в которых говорится о необходимости постоянной работы души:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
7. Вывод
Таким образом, чтобы жить духовной жизнью, необходимо прививать себе высокие нравственные качества, развивать их, совершенствоваться, стремиться к духовному идеалу на протяжении всей своей жизни.
192 слова
Источник: https://rusyazyege.blogspot.com/2013/02/blog-post.html
Смелость и сила духа человека на войне
Вариант 1
Фронтовики — люди особых душевных качеств. Настойчивость, прямота, смелость и мужество всегда отличали их.
Память… Потому, наверное, мы и называем её «вечной» или «светлой», чтобы чётко отделить от прошлого то, что запоминается человеком и без чего он не может жить. И ведь именно такой — сосредоточенно одухотворённой и тем защищённой от стихии мирской суеты — она нам нужна. И не только как нескончаемая дань павшим. Она нам нужна как вера, как приобщение, испытание.
Характерна в этом смысле повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Юноша, почти мальчик, Плужников сравнивается с вечными воинами, с людьми из преданий. Был ли Плужников наделён необычайной силой, был ли он стратегом? В чём секрет его подвига?
Я думаю, секрет этот не в воинских достоинствах Плужникова, а в чём-то ином, находящемся на шкале нравственных категорий.
Мы видим, как связываются совершенно непостижимо победы юноши Плужникова с его мировоззрением, воспитанием, нравственным кодексом его времени — довоенной поры: всегда стоять на защите общественного интереса, никогда не искать лазейки, слабости не поддаваться, от себя требовать того, чего ждёшь от других. Стойкость лейтенанта питается его юношеской ортодоксальностью, от которой всем окружающим подчас приходится нелегко.
Так в чём же нравственные истоки победы на войне? Мне представляется, прежде всего, в нравственной особенности ушедшего поколения, в его смелости и решимости во что бы то ни стало сломить врага.
Максимализм был нравственной сущностью времени.
Я думаю, что в том, как мыслили, как жили эти простые ребята, и были нравственные истоки героического поступка в нужный час.
Именно это подметил Борис Васильев. Писатель сравнивает жизнь лейтенанта с жизнью подвижников. Плужников в подвалах, катакомбах несёт свет в души, и этот свет разгоняет тьму, приближает победу.
Вариант 2
В чём нравственные истоки победы на войне? Мне кажется в том, что мужество, героизм, стремление победить во что бы то ни стало становится естественным выражением повышенного ощущения жизни.
Сразу вспоминаю повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Вспоминаю мечты, надежды и жажду жизни каждой из пяти девочек-героинь, отдаю им свою любовь, своё сочувствие.
Понимаю, сколь неоплатен наш долг — живых перед мёртвыми.
В последний миг жизни в сознании каждой из девушек вспыхивает мечта. Из отдельных сцен предсмертного видения мы узнаём, чего хотела и ждала от жизни каждая из них, ничего не имеющая, кроме щедрого сердца.
Одна из них жила воображаемой идеей детства, которого у неё не было. Другая мечтала о любви, которая ещё не вошла в её застенчиво одинокую жизнь.
Третья жила воспоминаниями и надеждой на возвращение в семью, уничтоженную войной. Четвёртая ждала от жизни просто счастья, потому что была красива и весела.
Пятая, которой общее дело и война не давали возможности побыть с маленьким сыном, хотела бы увидеть его выросшим и взрослым.
В каждом этом человеческом порыве к мечте в миг окончательного её разрушения мы видим соотношение того, что даёт общему делу человек и что он получает за свой бесценный дар. Вопрос о праве личности на счастье здесь передан на решение самого героя. Каждая из девушек могла выбирать. Она сделала тот шаг, который считала для себя единственно возможным.
На уровне большой философии эту мысль сформулировал Борис Слуцкий: «Выбирающий не выбирал».
Мне кажется, что, решая проблему нравственных истоков победы на войне, нельзя обойти и проблемы духовного расцвета, победы воина-освободителя.
Для того чтобы понять её, нужно вспомнить Баскова. Он не выдающийся, не исключительный, он, как его представляет сначала автор, — в общем, средний человек. И именно этот средний человек ведёт себя как личность исключительная.
Басков абсолютно смел и храбр, он ведёт себя с той разумностью, продуманностью, которые исключают наличие страха. Но он не только бесстрашен. Басков талантливо действует в трагической ситуации.
Поразительны сцены, когда он ведёт пятерых девушек против шестнадцати фашистских солдат.
Обыденность личности Баскова заменяется исключительностью от сознания, что он призван защитить нечто большее, чем самого себя и свою жизнь. Басков талантлив в том, как ведёт разведку, в том, как знает природу, как при всей своей простоватости проникает в психологические тайны подхода к этим чужим для него девушкам.
И видим мы это по тому, как принимает Васкова северный лес со всеми его тайнами, западнями и обманами, как его принимают девушки и как ему даётся военная операция, которую он, Басков, смело и отважно побеждает при безнадёжных для него условиях.
Басков напрягает мысль и волю, в его игре одна огромная ставка — спасение Родины, а другая — спасение девушек. И нужно во что бы то ни было победить. Исход трагедийно-героичен. Потому и пробуждается в этой обычной личности необычность. Так открывается то, что можно назвать рождением личности под давлением высокой исторической необходимости. Таковы нравственные истоки этой победы.
Вариант 3
Советская литература, обращённая к событиям Великой Отечественной войны, раскрывает гуманистическую миссию, выполненную советским народом и его армией.
Вспомнился жизненно и художественно достоверный образ Андрея Княжко из романа Юрия Бондарева «Берег».
С Андреем Княжко мы знакомимся в майские дни 1945 года, когда мир праздновал победу над гитлеровской Германией и перед оставшимися в живых открывались пути в ту жизнь, о которой они мечтали четыре суровых, кровавых года.
В те дни радость жизни, счастье жить в условиях мира ощущались с особой силой, а мысль о смерти казалась невероятной.
Чувство почти «одурманивающей тишины» испытывают бойцы батареи, расположенной на отдых в маленьком, словно игрушечном, не пострадавшем от войны немецком городке Кёнигедорфе.
Нелепа и неожиданна среди этой «одурманивающей тишины» внезапная атака фашистских самоходок. Снова бой, снова жертвы. И когда атака была подавлена и вновь наступило затишье, героически гибнет лейтенант Княжко, сознательно, как некоторым кажется, вопреки здравому смыслу и суровым законам военного времени подвергнув себя смертельной опасности.
Андрей Княжко мужественно идёт на смерть, желая предотвратить дальнейшее кровопролитие, желая спасти перепуганных и жалких немецких юнцов из «Вервольфа», засевших в здании лесничества. Выстрелов не было.
Воющие крики людей не затихали в лесничестве.
Княжко, невысокий, узкий в талии, спокойный с виду, сам теперь похожий на мальчика, шёл по поляне, размеренно и гибко ступая сапожками по траве, размахивая носовым платком.
В поединке благородства и человеколюбия, живым олицетворением которого выступает русский лейтенант, с человеконенавистничеством, воплощённым в командире «Вервольфа» — рыжем эсэсовце, побеждает Княжко.
Ценой собственной жизни смело и дерзко спасает он несколько десятков оболваненных немецких подростков, одетых в военную форму и поставленных умирать за фюрера уже после того, как стало ясно, что неминуема полная капитуляция фашистской Германии.
В изъявлении доброй воли Андрея Княжко проявился истинный гуманизм советского солдата-освободителя.
Вот как Бондарев описывает своего героя: «Он был очень молод, этот лейтенант Княжко, и так тонок в талии, и так подогнан, подтянут стан аккуратной гимнастёркой, крест-накрест перетянутой портупеей, и так нежно, по-девичьи зеленоглаз, что каждый раз при появлении его во взводе рождалось ощущение чего-то хрупкого, сверкающего, как узкий лучик на зелёной воде».
И этот сверкающий лучик, короткая и прекрасная жизнь погибшего лейтенанта, светит из далёкого прошлого людям современного мира. Роман «Берег» проникнут атмосферой добра, которая несла немецкому народу наша армия.
Да, советский солдат-освободитель прошёл по улицам Белграда и Варшавы, Будапешта, Вены и Бухареста, смело брал города для того, чтобы прийти в Берлин и победить.
Гитлеровцы порабощали народы Европы, советский воин их освобождал; гитлеровцы разрушали города Европы, советский солдат помогал их восстанавливать; гитлеровцы убивали детей, Советская армия несла им спасение, жизнь и свободу. Вот почему мы победили.
Источник: https://scribble.su/ege/vypusknoe-sochinenie-2018/55.html
Сочинение по тексту С. Покровского
Текст:
(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля
Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили.
(6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать.
(8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно
и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.
(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя.
(12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием.
(13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.
(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное.
(16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны.
(17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.
(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом.
(24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь.
(26)Да, в том походе
не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.
(По С. Покровскому*)
* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.
Сочинение по тексту С. Покровского
Национальный дух, самосознание…
Какое веское, многогранное понятие… Что оно вмещает в себя? Влияет ли национльный дух на ход исторических событий? О проблеме влияния национального духа на исторические события рассуждает Покровский С. в своем тексте публицистического стиля. Его интересует богатейший опыт прошлых исторических событий.
Рассматриваемая им проблема актуальна, так как мы должны изучать опыт предков, ведь народ умирает, если он не знает своего прошлого. Публицист обращает внимание читателя в далекие петровские времена. Во время турецкого похода русские войска оказались в безвыходной ситуации.
Причина этого – головокружение от успехов у многих государственных деятелей. Драматизм, неизбежность положения лучше всего понимает царь. Более того, с глубоким уважением автор показывает понимание Петром I серьезности положения, отмечает его мужество, ответственность перед Родиной.
Из письма Петра 1 визирь понял готовность к самопожертвованию и царя, и воинов. Да, не была одержана блестящая победа, но добыта главная мудрость; побеждает стойкий и мужественный.
Перед лицом страшной неизбежности на первый план выступило главное, что таится в человеческой душе, крупица русского чувства, которая превращает человека в неприступную крепость.
Автор справедливо считает, что национальный дух включает в себе патриотизм и большую ответственность за судьбу народа, родины.
Трудно не согласиться с позицией автора, ведь именно национальный дух делает народ непобедимым. Он помогает ему выжить в трагические моменты, помогает достойно выйти из безвыходного положения.
Подтверждение этой мысли можно найти в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Солдаты решили твердо: «Уж постоим мы головою за родину свою». Насмерть сражались и герои Толстого на поле битвы: Болконский, Денисов, капитан Тушин и т.д. Мужество, героизм проявил советский народ в боях за Родину под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, во время блокады Ленинграда и т.д.
Любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предшествующих поколений делает народ непобедимым.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sochinenie_po_tekstu_s_pokrovskogo_151542.html
Русский характер. Сочинение ЕГЭ
Самое страшное, и смутное время в нашей жизни, это война. Очень много тяжелейших испытаний приходится испытывать человечеству в целом, и отдельному человеку, в частности, когда происходят военные действия. И выходят из этого все по-разному – одни падают духом, а другие, обладая сильным русским характером, с достоинством, и честью, проходят все военные лишения.
Каким образом проявляются дух, и характер славянского народа в войне?
Понятие духа русского человека уже давно сформировалось, как национальная отличительная черта. И появилось оно не просто так, из ничего. Наш народ пережил много военных конфликтов, и противостояний. В итоге закрепились такие черты характера, как патриотизм, отвага, мужество.
Все эти качества дают силу побеждать врага. И они же являются основой для такого понятия, как дух русского человека. Все эти качества не очень понятны для многих людей, далеких от России, и ее жителей. Не каждый сможет пережить, и пройти через то, что пришлось увидеть, и почувствовать нашему народу – убийства, потеря близких, и все другие ужасы войны.
Можно все вышесказанное увидеть у героя Шолохова М.А. «Судьба человека», Соколова Андрея. Противостояв всем кошмарам войны, потеряв все, что было дорогим в жизни (семья, дом), он смог остаться человеком. Проявив сострадание, и милосердие, Андрей нашел в себе силы обогреть теплом своей раненой души, маленького сиротку. Вот прямое доказательство проявления русского характера!
Другой пример – рассказ Толстого А.Н. «Русский характер». Главный герой Егор был искалечен войной – перенес множество операций на лице, восстанавливая его. Но вернуть свою внешность до нормального состояния, ему так и не удалось.
Приехав на Родину, Егору так и не хватило смелости сказать близким людям, что этот человек, он и есть. Но материнское сердце не обманешь – она все поняла. В итоге, Егор уезжает обратно на войну, и там его догоняет весточка от мамы.
В письме она уверяет его, что вся семья очень горда своим сыном, и любит, несмотря на его увечья. Что не стоит скрываться, все беды они перенесут вместе. Главное, чтобы был жив.
Александр Николаевич говорил на эту тему, что характер русского человека и отличается простотой видимой, наружной. Но, как только в дом стучится беда, большая, или малая, в людях просыпается невиданная мощь, настоящая красота сильного духом человека. Вряд ли кто-то с этим сможет поспорить.
Дух русского человека – это особенность души, которая принадлежит народу Руси, и только ему. Эта сила помогает преодолеть все преграды, она же и делает нас одним большим целым. Сможет понять, и почувствовать это только тот, кто родится, и проживет в такой замечательной стране, как Россия.
(3 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/russkij-xarakter-sochinenie-ege.html
«Смелость и трусость» – аргументы для итогового сочинения – PDF
1 «Смелость и трусость» – аргументы для итогового сочинения Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству. Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. Яркий пример истиной смелости главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.
2 Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор. Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок побег из монастыря в надежде вернуться на родину.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом.
В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», так он объясняет причину своей неудачи.
Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре.
Вопрос о смелости и трусости один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа.
Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.
3 Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».
В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины.
Не может быть Мастер героем, так как он струсил отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа.
Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой». Иешуа странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов.
Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно.
Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя». Понтий Пилат представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри.
Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор.
Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа. Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.
4 Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.
В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок трусость обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».
Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, – тоже большое мужество. Таков Данко герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей.
В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света.
Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко один из тех людей, молодой красавец. Красивые всегда смелы».
Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним верили в него».
Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли.
Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим
5 сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей.
Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей.
Действительно, основные черты характера героя душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям.
Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».
Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!» Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П.
Чехова: “Страхи”, “Казак”, “Шампанское”, “Красавицы”, “Огни”, “Степь”, «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», “Палата 6”, “Страх”, “Черный монах” и др. Герой рассказа “Страх” Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он “болен боязнью жизни”.
Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования.
Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он
6 получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: “Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно”. Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.
В рассказе «Палата 6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: “Вот она действительность! – подумал Андрей Ефимович.
Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе”. Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе “Человек в футляре”. Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр.
Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас.
“Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни”.
Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.
Герой рассказа “О любви” Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину. Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е.
Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой
7 момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить.
И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря. Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт.
Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез.
Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил дрожал, и умирал дрожал». Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И.
Куприна «Белый пудель» В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения. Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи.
Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть.
Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.
Источник: https://docplayer.ru/58258806-Smelost-i-trusost-argumenty-dlya-itogovogo-sochineniya.html