Поэма «Облако в штанах»: анализ. «Облако в штанах», Маяковский :
В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. “Облако в штанах” – произведение, замысел которого появился у Владимира Владимировича в 1914 году. Сначала оно называлось “Тринадцатый апостол”.
Молодой поэт влюбился в Денисову Марию Александровну. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена в 1915 году, летом. По частям, последовательно проведем ее анализ.
“Облако в штанах” (Маяковский). Композиция произведения
Из вступления и следующих за ним четырех частей состоит это произведение. Каждая из них реализует частную, конкретную идею.
Их сущность определена самим Владимиром Владимировичем в предисловии к вышедшему немного позже второму изданию произведения. Это “четыре крика”: “долой вашу любовь”, “долой вашу религию”, “долой ваш строй”, “долой ваше искусство”.
О каждом из них мы расскажем подробнее, проводя анализ. “Облако в штанах” – поэма, разбирать которую весьма интересно.
Проблематика и тематика
Многопроблемное и многотемное произведение – “Облако в штанах”. Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. “Красивый, двадцатидвухлетний” лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, “как пословица” женщины; “залеженные”, как больница, мужчины.
Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, “нахальный и едкий”, то ранимый, расслабленный, “безукоризненно нежный” – “облако в штанах”, а не мужчина.
Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.
Первая часть поэмы
Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: “Долой вашу любовь”. Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.
“Облако в штанах” открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой.
Так мучительно оно, что ему кажется, будто “ржут” и “хохочут” канделябры в спину, двери “ляскают”, “режет” ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время.
Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как “голова казненного” с плахи.
Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. “Облако в штанах” Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. “Корчится”, “стонет” герой, скоро “издерется рот” криком.
Трагическое известие
Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием “Нате”. Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой “Джоконды” из Лувра, а себя самого – погибшей Помпее.
Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что “спокоен”, однако сравнивает эту невозмутимость с “пульсом покойника”. Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.
Развитие темы любви во второй части
Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы “Облако в штанах”. Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу.
Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и “цветочек под росами”, и “любовь”, и “барышню”. Пошлы и мелки эти темы, а поэты, “рифмами пиликая”, “выкипячивают” “варево” из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как “проказы”, уличной толпы, бросаются сознательно от улицы.
Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями “венецианского лазорья”.
Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя – пиликающим “поэтикам”.
Третья часть поэмы
Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности – поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении.
Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма “Облако в штанах”, анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его “пропитое лицо”.
По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.
Развитие темы любви в третьей части поэмы “Облако в штанах”
Краткий анализ третьей части поэмы следующий. Владимир Владимирович Маяковский в ней поднимается до отрицания жестокого и бесчеловечного строя, господствовавшего в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь “жирных”.
Тема любви здесь новой гранью поворачивается в поэме. Воспроизводится автором пародия на любовь – извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как “любовница” Ротшильда – “обжиревшей”. Настоящая любовь противопоставляется похоти.
“Долой ваш строй!”
Существующий строй рождает “бойни”, расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается “человечьим месивом”, опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество.
Именно поэтому поэт призывает “долой ваш строй!”. Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать “окровавленные туши”.
Герой, становясь “тринадцатым апостолом”, противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.
Главная тема четвертой части
Анализ стихотворения “Облако в штанах” переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога.
Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение.
Даже на оскорбление идет герой (“крохотный божик”) и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.
Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать “без мук”. Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии.
Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце.
Его несет он, подобно тому, как собака – лапу, “перееханную поездом”.
Финал поэмы
Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо “лапу с клещами звезд”.
Таков анализ произведения “Облако в штанах”. Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха “Облако в штанах” можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский – весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.
Источник: https://www.syl.ru/article/176763/new_poema-oblako-v-shtanah-analiz-oblako-v-shtanah-mayakovskiy
Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы.
Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем.
Его и проанализируем.
Маяковский: Облако в штанах
Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью.
Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года.
Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.
История создания
Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась.
И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова.
Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.
Жанр и композиция
В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.<\p>
Изучая работу и делая ее анализ, мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.
Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь.
К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе.
В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.
Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности.
Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому.
Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.
По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.
Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.
Главные герои
В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной.
Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей.
Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.
Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.
Смысл произведения и названия
Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье.
Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое.
И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.
Говоря о смысле названия поэмы, то стоит упомянуть, что вместо Тринадцатого апостола автору пришлось дать своей работе название Облако в штанах. В противном случае поэма не прошла бы цензуру, а сам писатель мог попасть на каторгу.
Смысл же второго названия в его легкости и воздушности. Дав название Облако в штанах, автор превратил стих в некое сочетание легкости вперемешку с грубостью. Под облаком мы понимаем внутренний мир героя, а штаны — это образ самого героя.
Он хоть и противился установленным правилам, но не имел сил бороться с происходящим.
Послушать Облако в штанах
Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax.html
Поэма В.В. Маяковского “Облако в штанах”
Замыселпоэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года.
Жанр — поэма.
Композиция
Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализует конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей».
Тематика и проблематика
«Облако в штанах» — многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы.
Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как пословица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется.
Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслабленный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.
Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией.
Ожидание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают» двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д.
Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадцатом часе:
Полночь, с ножом мечась,
догнала,
зарезала,—
вон его!
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного.
Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчится», «скоро криком издерется рот».
И вот, наконец, Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Резкость и оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «Нате». Кражу любимой — с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя — с погибшей Помпеей.
Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокойствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника!
«Пульс покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.
Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами».
Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Более того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы».
А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!» :
Я знаю —
солнце померкло б, увидев,
наших душ золотые россыпи.
Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэтикам» — самого себя: «Я — где боль, везде».
В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:
Выньте, гулящие, руки из брюк —
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук —
пришел чтоб и бился лбом бы!
развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:
А из сигарного дыма
ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворений, а силой их воздействия на читателей:
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!
В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь тема любви поворачивается новой гранью.
Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд».
Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.
Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно создает лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно.
Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окровавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, становясь «тринадцатым апостолом».
В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествующими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями.
Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение.
Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хватается за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».
Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии.
Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака…
несет перееханную поездом лапу».
Финал поэмы — картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/poehma_v_v_majakovskogo_oblako_v_shtanakh/85-1-0-1202
Анализ стихотворения Маяковского «Облако в штанах»
Любовная лирика поэта Владимира Маяковского весьма необычна и неординарна. В ней легко уживаются нежность и чувственность, страсть и агрессия, а также грубость, самомнение, гордыня и тщеславие. Подобный феерический «коктейль» способен вызвать у читателей самые разнообразные чувства, однако никого не оставляет равнодушным.
К раннему периоду творчества Маяковского относится очень своеобразная и импульсивная поэма «Облако в штанах».
Над ней поэт работал почти 17 месяцев и впервые представил свое произведение летом 1915 года в Петербурге, где на квартире у Эльзы Брик проходили литературные чтения. Там Маяковский познакомился с младшей сестрой хозяйки, Лилей Брик, которая на долгие годы стала музой поэта.
Именно ей автор и посвятил свою поэму, которая несмотря на довольно своеобразное и вызывающее содержание все же не лишена определенного изящества и романтизма.
Примечательно, что изначально это произведение называлось «Тринадцать апостолов» и было практически вдвое длиннее, чем «Облако в штанах».
Причем, в роли тринадцатого апостола выступал сам Маяковский, который взял на себя смелость судить людей и их поступки.
Однако название поэмы, равно как и отдельные ее части, при первой публикации были запрещены цензурой, поэтому поэту пришлось убрать особо острые социальные и политические моменты, превратив довольно жесткое и бунтарское произведение в образец новой любовной лирики.
Начинается поэма с того, что ее двадцатидвух летний герой, в образе которого выступает сам автор, переживает глубокую личную трагедию. Его возлюбленная Мария, которой он назначает свидание, не приходит к назначенному часу.
В характерной для поэта манере, рублеными и прямолинейными фразами описываются душевные терзания главного героя, для которого каждый удар часов отдается болью в сердце.
Переживания превращают молодого человека в дряхлого сгорбленного старика, который, прислонившись лбом к оконному стеклу и вглядываясь в темноту, задается вопросом: «Будет любовь или нет?».
К тому моменту, когда Мария все же появляется на пороге его комнаты и сообщает, что выходит замуж за другого, главный герой более не испытывает ничего, кроме испепеляющей ненависти. Причем, распространяется она не столько на бывшую возлюбленную, сколько на жестокий и несправедливый мир, где люди заключают браки по расчету, а не по любви, а главной ценностью являются деньги, а не чувства.
Последующие части поэмы посвящены гневному обличению общества, которое погрязло в грехах, но совершенно не обращает на это внимания.
При этом Маяковский затрагивает не только материальные, но и духовные аспекты жизни людей, утверждая, что именно вера в Бога делает их рабами.
То и дело автор пытается опустить читателя на землю, используя очень емкие и образные сравнения вроде «гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете».
При этом поэт мастерски показывает, какой путь проделывает его герой для того, чтобы очистить свое самосознание и избавиться от ненужных чувств, которые мешают ему быть сильным, жестким, решительным и непреклонным. Однако именно несчастная любовь заставляет его переосмыслить жизненные ценности и изменить приоритеты, направив свою энергию на то, чтобы изменить этот грешный мир.
«Я знаю — солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи», — утверждает Владимир Маяковский, подчеркивая тем самым, что каждый человек является вполне самодостаточным и гордым существом, который в состоянии сделать свою жизнь счастливой, избавиться от сомнений и душевных терзаний. При этом автор утверждает, что небу нет никакого дела до того, что происходит на земле, и рассчитывать на помощь высших сил не приходится, потому как «вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо».
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-v-v-mayakovskogo-oblako-v-shtanah.html
Анализ стихотворения Маяковского “Облако в штанах
Любовная лирика поэта Владимира Маяковского весьма необычна и неординарна. В ней легко уживаются нежность и чувственность, страсть и агрессия, а также грубость, самомнение, гордыня и тщеславие. Подобный феерический “коктейль” способен вызвать у читателей самые разнообразные чувства, однако никого не оставляет равнодушным.
К раннему периоду творчества Маяковского относится очень своеобразная и импульсивная поэма “Облако в штанах” .
Над ней поэт работал почти 17 месяцев и впервые представил свое произведение летом 1915 года в Петербурге, где на квартире у Эльзы Брик проходили литературные чтения. Там Маяковский познакомился с младшей сестрой хозяйки, Лилей Брик, которая на долгие годы стала музой поэта.
Именно ей автор и посвятил свою поэму, которая несмотря на довольно своеобразное и вызывающее содержание все же не лишена определенного изящества и романтизма.
Примечательно, что изначально это произведение называлось “Тринадцать апостолов” и было практически вдвое длиннее, чем “Облако в штанах” . Причем, в роли тринадцатого апостола выступал сам Маяковский, который взял на себя смелость судить людей и их поступки.
Однако название поэмы, равно как и отдельные ее части, при первой публикации были запрещены цензурой, поэтому поэту пришлось убрать особо острые социальные и политические моменты, превратив довольно жесткое и бунтарское произведение в образец новой любовной лирики.
Начинается поэма с того, что ее двадцатидвух летний герой, в образе которого выступает сам автор, переживает глубокую личную трагедию. Его возлюбленная Мария, которой он назначает свидание, не приходит к назначенному часу.
В характерной для поэта манере, рублеными и прямолинейными фразами описываются душевные терзания главного героя, для которого каждый удар часов отдается болью в сердце.
Переживания превращают молодого человека в дряхлого сгорбленного старика, который, прислонившись лбом к оконному стеклу и вглядываясь в темноту, задается вопросом: “Будет любовь или нет?”.
К тому моменту, когда Мария все же появляется на пороге его комнаты и сообщает, что выходит замуж за другого, главный герой более не испытывает ничего, кроме испепеляющей ненависти. Причем, распространяется она не столько на бывшую возлюбленную, сколько на жестокий и несправедливый мир, где люди заключают браки по расчету, а не по любви, а главной ценностью являются деньги, а не чувства.
Последующие части поэмы посвящены гневному обличению общества, которое погрязло в грехах, но совершенно не обращает на это внимания.
При этом Маяковский затрагивает не только материальные, но и духовные аспекты жизни людей, утверждая, что именно вера в Бога делает их рабами.
То и дело автор пытается опустить читателя на землю, используя очень емкие и образные сравнения вроде “гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете”.
При этом поэт мастерски показывает, какой путь проделывает его герой для того, чтобы очистить свое самосознание и избавиться от ненужных чувств, которые мешают ему быть сильным, жестким, решительным и непреклонным. Однако именно несчастная любовь заставляет его переосмыслить жизненные ценности и изменить приоритеты, направив свою энергию на то, чтобы изменить этот грешный мир.
“Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи”, – утверждает Владимир Маяковский, подчеркивая тем самым, что каждый человек является вполне самодостаточным и гордым существом, который в состоянии сделать свою жизнь счастливой, избавиться от сомнений и душевных терзаний. При этом автор утверждает, что небу нет никакого дела до того, что происходит на земле, и рассчитывать на помощь высших сил не приходится, потому как “вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо”.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-mayakovskogo-oblako-v-shtanax/
Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах». Урок в 11 классе
Цель урока: показать логику развития идеи произведения.
Методические приемы: аналитическое чтение поэмы.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение выбранных стихотворений.
II. Слово учителя
С самых ранних стихов Маяковскому была присуща чрезмерная лирическая распахнутость, безоглядная внутренняя раскрытость. Между конкретным лирическим «я» поэта и его лирическим героем дистанции практически нет.
Лирические переживания столь напряженны, что, о чем бы он ни писал, острая лирическая, индивидуальная интонация пронизывает ткань его поэзии. Такова и первая его поэма с загадочным и эпатирующим названием «Облако в штанах» (1915)[2].
Сам Маяковский определил ее как «тетраптих», смысл четырех частей которой — «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».
III. Аналитическая беседа
— Какие ассоциации, реминисценции[3] вызывает это определение Маяковского?
(Категоричность суждений, заявлений лирического героя напоминает о бескомпромиссности, нигилизме, бунтарстве Базарова. Вспомним предмет споров Базарова и Кирсанова — он практически совпадает с тем, о чем пишет Маяковский.)
— Какой образ объединяет части поэмы? (Части поэмы связывает ведущий образ — лирическое «Я».) — Какими приемами он изображается?
(Основной прием изображения — антитеза. Противопоставление всему обществу в прологе поэмы вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце. Это не просто спор, это дерзкий вызов, столь характерный для творчества раннего Маяковского (вспомним стихотворения «Нате!», «Вам!»):
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта издеваюсь, нахальный и едкий. (“Облако в штанах”, вступление)
Противостоять всему и вся и не сломаться под силу только небывало мощной личности.
Отсюда следующий прием — гиперболизация образа: «Мир огромив мощью голоса, / иду — красивый, / двадцатидвухлетний»; гипербола может сочетаться со сравнением: «как небо, меняя тона».
Диапазон этой личности — полюса: «бешеный» — «безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» Так проявляется смысл названия поэмы. Это самоирония, но основное чувство, захватившее героя, обозначено: «нежность». Как же она сочетается с бунтарской стихией поэмы?
— Как изображается любовь в поэме?
Первая часть — предельно откровенный рассказ о любви. Реальность происходящего сознательно подчеркивается: «Это было, / было в Одессе». Любовь не преображает, а искажает «глыбу»-человека: «Меня сейчас узнать не могли бы: / жилистая громадина / стонет, / корчится». Оказывается, что этой «глыбе» «многое хочется». «Многое» вообще-то очень простое и человеческое:
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою. Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское. Любовь у этой «громады» должна быть «маленьким, смирным любеночком». Почему? Громада исключительна, второй нет. Ласковый неологизм «любеночек», напоминающий «ребеночка», подчеркивает силу чувства, трогательной нежности. Герой на пределе чувства, каждая минута, час ожидания любимой — мука. И как итог страданий — казнь: «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного». Нервы обнажены, издерганы. Метафора реализуется «Нервы / большие, / маленькие, / многие! — / скачут бешеные, / и уже / у нервов подкашиваются ноги!» Является, наконец, героиня. Разговор идет не о любви-нелюбви. Действие на лирического героя слов его возлюбленной передается скрежещущей звукописью: Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш, сказала:
«Знаете —
Я выхожу замуж». — С помощью каких приемов передано психологическое состояние героя? Психологическое состояние героя передано очень сильно — через внешнее его спокойствие: «Видите — спокоен как! / Как пульс покойника»; «а самое страшное / видели — лицо мое, / когда / я абсолютно спокоен?» Внутренние страдания, разорванность души подчеркнуты переносом (анжанбеман): надо сдержаться, а потому говорить четко, медленно, размеренно. «Пожар сердца» сжигает героя: «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! / Рухнули. / Не выскочишь из сердца!» Здесь вывернут наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Катастрофа постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами: «Крик последний, — / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!» — Какова логика развития поэмы во второй части?
Трагедия любви переживается поэтом. Логично, что вторая часть — об отношениях героя и искусства. Начинается часть с решительного заявления героя: «Я над всем, что сделано, / ставлю «nihil» («ничто», лат.).
Герой отрицает «вымученное», вялое искусство, которое делается так: «прежде чем начнет петься, / долго ходят, разомлев от брожения, / и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения». «Выкипячивать» «из любвей и соловьев какое-то варево» — не для него.
Эти «любви»-«соловьи» — не для улицы, которая «корчится безъязыкая». Буржуазность, обывательщина заполонили город, задавили своими тушами живые слова.
Герой кричит, призывает взбунтоваться против «присосавшихся бесплатным приложением / к каждой двуспальной кровати»: «Мы сами творцы в горящем гимне!» Это гимн живой жизни, которая ставится выше «Я»:
Я,
златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:
мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!
(Обратим внимание на неологизмы Маяковского).
Свою роль «крикогубый Заратустра»[4] (ницшеанские мотивы вообще сильны у раннего Маяковского), говоря о грядущем «в терновом венке революций» «шестнадцатом годе», определяет четко:
А я у вас — его предтеча! я — где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте. — Как вы понимаете эти слова? Здесь герой уже отождествляет себя с самим Богом. Он готов на самопожертвование: «Душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! — / и окровавленную дам, как знамя». Вот цель и назначение поэзии и поэта, достойная «громады» личности героя. — Как эта цель показана в третьей части? Мысль поэмы логически переходит к тем, кого вести под этим «знаменем», сделанным из «растоптанной души» героя: От вас, которые влюбленностью мокли, от которых в столетия слеза лилась, уйду я, солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. Кругом пошлость, бездарность, уродство. Герой уверен: «Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!» А где же признанные человечеством «гении»? Им уготована такая участь: «на цепочке Наполеона поведу, как мопса». Этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало: Выньте, гулящие, руки из брюк — берите камень, нож или бомбу, а если у которого нету рук — пришел чтоб и бился лбом бы!
Идите, голодненькие, потненькие, покорненькие, закисшие в блохастом грязненьке! Идите!
Понедельники и вторники
окрасим кровью в праздники!
Сам же лирический герой берет на себя роль «тринадцатого апостола»[5]. С Богом он уже запросто: «может быть, Иисус Христос нюхает / моей души незабудки». —
Как вам не скучно
В облачный кисель
Ежедневно обмакивать раздобревшие глаза? Затем фамильярность переходит всякие границы: герой с Богом уже на «ты», откровенно хамит ему: Мотаешь головой, кудластый?
Супишь седую бровь?
Ты думаешь —
этот,
за тобою, крыластый, знает, что такое любовь? Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Несовершенство мира в том, «отчего ты не выдумал, / чтоб было без мук / целовать, целовать, целовать?!» Отчаяние героя доходит до исступления, до бешенства, почти до сумасшествия, он выкрикивает страшные богохульства, стихия захлестывает его: Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
Из-за голенища
Достаю сапожный ножик.
Крылатые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
Отсюда до Аляски!
Пустите!
Меня не остановите. И вдруг смиряет себя: «Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду!» (он уже снова с небом на «вы», хотя гордость еще не задушена). Ничто не внемлет герою: «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо».
IV. Заключительное слово учителя
Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя, соединение в нем предельной «расхристанности» и предельной нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество.
V. Практикум по поэме В.В.Маяковского «Облако в штанах»
1. Поэт Николай Асеев[6] писал: «Облако в штанах» — издевательское название, заменившее первоначальное, запрещенное цензурой, и было первым опытом большой темы, построенной на противопоставлении существующих распорядков, институтов, учреждений тому, что идет им на смену, что чувствуется в воздухе, осязается стихе — грядущей революции».
— Почему, по мнению Асеева, название поэмы «Облако в штанах» — «издевательское»? — Что имел в виду Асеев под «опытом большой темы»? — В чем заключается «противопоставление существующих распорядков»? Приведите примеры из текста.
2. В.Маяковский рассказывал в марте 1930 г.: «Оно («Облако в штанах») начато письмом в 1913/14 годах и сначала называлось «Тринадцатый апостол».
Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это вопрос о том, откуда взялось заглавие.
Меня спросили — как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите — буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».
3. «Стихотворения и поэмы, созданные в 1915 гг. («Облаков штанах», «Флейта и позвоночник»), говорили о том, что в литературу пришел крупный поэт-гуманист и проникновенный лирик. В поэме о любви, ограбленной современной жизнью («Облако в штанах»), громко звучит голос самого автора, факты его биографии обретают здесь высокое поэтическое обобщение…» (К. Д. Муратова).
— Можно ли, по вашему мнению, назвать автора поэмы «Облако в штанах» «поэтом-гуманистом» и «проникновенным лириком»? Обоснуйте свой ответ. — Назовите «факты… биографии» В. Маяковского, которые можно узнать в его поэме? — По словам Муратовой, в поэме «громко звучит голос самого автора», так ли это? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры из текста.
4. К.Д.Муратова пишет об «Облаке в штанах»: «Большую оригинальность поэме придает ее метафорическая насыщенность, в ней чуть ли не каждая строка метафорична. Примером материализованной метафоры может служить строка «пожар сердца» поэта, который тушат пожарные, или «больные нервы», что «мечутся отчаянной чечеткой», заставляя рухнуть штукатурку в нижнем этаже».
— Что дает основание говорить о том, что в поэме «чуть ли не каждая строка метафорична»? Согласны ли вы с высказыванием критика? — Что, по вашему мнению, подразумевается под определением «материализованная метафора»? Приведите примеры такой метафоры в тексте поэмы.
5. «В «Облаке…» видна одна из главных особенностей мышления Маяковского: способность к мощным ассоциативным стяжениям весьма далеки друг от друга тем, образов, сюжетов.
Что общего между Северяниным, Бисмарком[7] и «тушами лабазников»? И какое отношение они имеют к страдающему отвергнутому любовнику — «тринадцатому апостолу», то предлагающему Богу завести в раю «девочек», то грозящему ему ножом?» (С. Бовин).
6. А.А.Михайлов пишет об «Облаке в штанах»: «Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлестывает его: «Выньте, гулящие, руки из брюк, — берите камень, нож или бомбу…»
— Что говорит, по мнению критика, об «анархических тенденциях» и «бунтарской стихии поэмы»? Согласны ли вы с этим? — Как, на ваш взгляд, «богохульствуя», Маяковский «возвышает человека»? Приведите примеры из текста.
Домашнее задание
Читать стихотворения Маяковского советского периода, анализировать стихотворение (на выбор).
Источник: https://literatura5.narod.ru/majakovsky_oblako_analiz_k_ur.html
Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Рассмотрим одно из нашумевших произведений В. В. Маяковского 1915 года «Облако в штанах». Анализ этой поэмы выявляет протест против искусства, строя, идеологии и морали буржуазного общества. С переживаний из-за Марии Александровны Денисовой начинается его укоризна чуждому для него обществу, в котором нет истинной любви.
Поэт обличает всю лживость сложившегося в стране строя и, агрессивно иронизируя, заявляет: «Маяковский – «облако в штанах». Анализ каждой из частей ознаменует конкретная фраза поэта.
«Долой вашу любовь»
Тема предательства в полной мере раскрыта в поэме «Облако в штанах». Анализ произведения помогает понять, как это предательство распространяется от ситуации с Марией ко всем остальным аспектам жизни: он видит жизнь иной, она открывает ему свой гнилой оскал, и он не хочет жить в таком мире, где каждый угождает другому ради антуража.
Весьма приметно то, что Маяковский в своих стихах всегда разнообразен и щедр на различные новые производные слова, которые он создает из простых и привычных каждому выражений.
Образность и двусмысленность слов помогают создать в воображении колоритную картину, оживленную сознанием читателя.
Так, например, в триптихе употребляется слово подобного строения: изъиздеваюсь – это слово выражает агрессию относительно самого читателя: представителя буржуазного стоя.
«Долой ваше искусство»
Во второй части Маяковский низвергает идолов искусства, которые пользовались популярностью в период его работы над поэмой «Облако в штанах».
Анализ идеи этой части открывает читателю, что подлинное искусство рождается с болью, что каждый человек способен стать главным творцом в своей жизни. Автор придумывает интересные сложные прилагательные: «крикогубый» и «златоустейший».
Слово «новородит» у Маяковского также состоит из двух простых слов «ново» и «родит», оно приближено в своем значении к глаголу «обновит» и означает действие.
«Долой ваш строй»
Изучение произведения «Облако в штанах», анализ его дает читателю ясное представление о негативном отношении Маяковского к политическому устройству, сложившемуся во времена расцвета его поэтической деятельности.
В третьей части стали уместны следующие слова: «исслезенные», «вылюбил», «изругивался». Придуманное им слово «вещины» характеризует принадлежность к вещам.
Вместо слова «поломаем» Маяковский употребляет «проломаем», потому что оно имеет акцент на более подходящее по смыслу действие, означающее не только «поломать», но и «проломить дыру в чем – либо».
В четвертой части произведения почти нет сложных авторских слов. Поэту хотелось донести конкретный смысл до читателя: он призывает к любви Марию и, отвергнутый, гневит Бога, желая его раскроить.
Для Маяковского религия лжива: Бог не спасает, а лишь дразнит людей своей праздностью и ленью.
Здесь автору стала важнее не идея революции, к которой он призывает в предыдущих частях поэмы, а его боль, его страсть и переживания, выраженные конкретно и динамично, словно вскрик после удара.
На все эти выводы относительно поэмы указывает смысловой и лексический анализ. «Облако в штанах» – это поистине ценное для истории произведение, которое ярко и доходчиво выражает революционное настроение того времени.
(1
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax/
Анализ поэмы В. Маяковского “Облако в штанах” Часть вторая. Поэт и лирический герой в свете искусства и библейских традиций
26 11 2012 гид 10 коммент.
…
(Продолжение анализа поэмы. Начало здесь)
Лирический герой поэмы “Облако в штанах”, Поэт, разочаровавшись в любви и вступая в спор с Создателем, негодует против устройства не только мира реального, человеческого.
Он возмущается и духовными представлениями окружающих. У него есть свое мнение об искусстве, которое также не вписывается в его философию.
Подобный взгляд героя связан с личностью самого Маяковского.<\p>
Концепция искусства в представлении Маяковского. Футуризм
К 1915 году поэт поддерживает футуристическое течение. Идеи футуризма, как и мысли Ницше, были заимствованы из европейской философии, но отлично прижились на российской земле в начале ХХ века.
Футуристы, увлеченные ницшеанством, считали, что все в мире несовершенно, все нужно менять, то есть исповедовали нигилизм, отрицая нравственные устои общества, политическое устройство страны и, как следствие, культуру этого общества и страны.
Знаменитый «Манифест футуризма», в создании которого Владимир Маяковский принимал самое непосредственное участие, предлагал отказаться от классических размеров стиха, ритма, рифмы, уйти в мир ощущений, эмоций, забыть о литературных течениях прошлого и «сбросить Пушкина с корабля современности». Идея борьбы с несовершенным миром предполагала и борьбу с устаревшим искусством. А сборник футуристических творений “Пощечина общественному вкусу”, в обложке из мешковины, подкреплял Манифест практикой.
Коллективный сборник футуристов
Именно в поэме «Облако в штанах» Маяковский обосновывает свою концепцию искусства и воплощает ее в жизнь на живом примере:
Отвергнутая классика должна быть заменена настоящим, идущим от народной культуры, народных истоков, языком.
Потому футуристами приветствовались словотворчество («изъиздеваюсь», «глаза наслезненные»), создание новых словоформ («любеночек», «перчатки замш»), невозможные лексические сочетания («прекрасно болен» «грудь испешеходили»), намеренно ошибочные речевые обороты сниженного («изрыгает обгорающим ртом») или, наоборот, высокого стиля («в терновом венце революций»).
Сюжет произведения тоже должен идти из древнего прошлого, языческих мифов и легенд. Бессюжетность, передача только ощущений, эмоций через цвет, звук также были основными чертами футуризма в литературе, живописи, музыке.
Отвергалась традиционная стихотворная рифма, традиционные жанры. Акцентный стих раёшника зазвучал в строчках Маяковского по-новому.
Все эти особенности футуристического искусства мы и находим в поэме «Облако в штанах».
…
Оппозиция я/мы и лирический герой в философии искусства Маяковского
Убеждая своих читателей в необходимости кардинальных изменений, Маяковский понимает, что его мироощущение не всегда совпадает с теоретическими тезисами футуризма. Так, в поэме вдруг появляется неожиданная оппозиция «я – мы»:
И чувствую –
«я»
Для меня малО.
Кто-то из меня вырывается упрямо
Так получалось, что новое время заставляло менять свои взгляды, ломать мир вокруг себя, но это далеко не просто, ведь этот же самый мир и взрастил, воспитал бунтаря. Подобное противопоставление (Я – МЫ) довольно странно в обычном понимании, но у поэта все логично. «Мы» – это новая кровь в искусстве, свежие силы, преобразователи жизни, футуристы:
Нам, здоровенным,
С шагом саженьим,
Надо не слушать, а рвать их – …
Поэт мечтал об изменении мира, с товарищами он этого достигнет, пройдя через все испытания и увлекая за собой людей:
А за поэтами –
Уличные тыщи…
И этим «тыщам» нужно указать правильную дорогу, увлечь своей идеей богоборчества, смелостью, оптимизмом. Маяковский подчеркивает и тот факт, что «мы» – содружество людей рабочих (поэзия воспринималась им как ремесло):
Мы сами творцы в горящем гимне –
Шуме фабрики и лаборатории.
Мы… каторжане города-лепрозория,
…мы чище веницианского лазорья,
Морями и солнцами омытого сразу!
………
Я знаю –
Солнце померкло б, увидев
Наших душ золотые россыпи!
Жилы и мускулы – молитв верней
Но сам по себе поэт – человек ранимый, чуткий, взявший на себя человеческую боль, спрятавший за откровенно наглой личиной свою душу, которую готов отдать в жертву ради друзей, как пожертвовал когда-то собою сын божий:
Я,
Обсмеянный у сегодняшнего племени,
Как длинный
Скабрезный анекдот,
Вижу идущего через горы времени,
Которого не видит никто.
…А я у вас – его предтеча;
Я – где боль, везде;…
Образ поэта, бунтующего, страстного, утверждающего свободу творчества, Маяковский объединяет с лирическим героем и даже самим собой.
То, что в классической литературе и литературоведении предпочитают четко разделять, поэт умышленно делает единым целым.
Впервые он прибегнул к подобному, когда написал и поставил на сцене трагедию «Владимир Маяковский», тем самым подчеркнув мысль о том, что поэт должен быть не только создателем сюжета, но и непосредственным его участником, чтобы самому решать проблемы мира.
…
В русской традиции такой взгляд на литературу необычен. В Древней Руси авторы даже не подписывали свои сочинения, а уж сделать себя главным героем книги осмелился лишь протопоп Аввакум.
Лирический герой и библейские традиции в поэме
Образ поэта у Маяковского затрагивает еще один важный момент стилистики произведения – помогает создавать христианский образ героя. Несколькими штрихами-полунамеками рисует автор этот образ:
То прозвучит овеществленная метафора боли:
Мама!
Петь не могу.
У церковки сердца занимается клирос!
То возникает ассоциация с пушкинским Пророком:
Пришел поэт,
Легко разжал уста,
И сразу запел вдохновенный простак –
Пожалуйста!
Автор порой словно жалеет о своем бунте против Бога:
Уже ничего простить нельзя.
Я выжег души, где нежность растили.
Это труднее, чем взять
Тысячу Бастилий!
Но он же готов и пострадать за свои убеждения, словно горьковский Данко, спасая людей из тьмы невежества:
Вам я
Душу вытащу,
Растопчу,
Чтоб большая! –
И окровавленную дам, как знамя
И параллель с Иисусом в образе автора тоже хорошо прослеживается, хотя автор и отмежевывается от него, сначала упирая на свои 22 года, а позже называя себя Тринадцатым апостолом. Многочисленные детали из жизни подчеркивают правдоподобность, реальность образа автора: «жилистая громадина», «глыба», «в желтую кофту душа укутана». Да он и сам не скрывает своего происхождения:
А я человек, Мария,
Простой,
Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни
В поэме встречаются и другие образы из Библии. Так, героиня названа «чинной чиновницей ангельской лиги». Да и имя Мария она получила неслучайно. В Библии это имя дано трем героиням, в том числе и великой грешнице, и матери Божьей.
Интересно, что Маяковский написал поэму, глубоко страдая от неразделенной любви к Марии Денисовой, а посвятил ее другой своей любимой женщине – Лиле Брик, отношения с которой тоже не были беззаботно счастливыми.
И нет ли тут параллелей с библейскими традициями?…
Лиля Брик
Терновый венец, который надевали Иисусу, в поэме принадлежит даже не человеку – 16-ому году! Герой ждет революции, как глубоко верующий человек – явления Господа людям, потому, пожалуй, включение библейских образов в богоборческую поэму подчеркивает неприятие автором мира несовершенного и поиск гармонии в жизни.
В тексте использованы фото В. Маяковского разных лет
Дальше – о трансформации мира и сознания в восприятии лирического героя
Источник: https://museumdoma.ru/mayakowskii-oblako2/