Сочинение на тему: лирика тютчева (с цитатами)

Сочинение по литературе на тему Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

Какие бы стихи Тютчева я не читала, больше всего меня потрясла любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без него, был влюблен с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотой — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин. Будучи некрасивым внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорил женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихах невыразимое чувство таинственности: Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-Чудесное, Когда их приподнимешь вдруг И, словно молнии небесное, Окинешь Бегли Цели круг …<\p>

В большинстве своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и только по едва заметным приметам можно догадаться, к кому это обращение:<\p>

Она сидела на полу И груду писем разбирала. И, как остившую золу, Брала их в руки и бросала.<\p>

Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Ернестини Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:<\p>

Любимая ты, и так, как ты, любит — Нет, никому еще не удавалось! О господи! .. И зто пережить … И сердце на Клочки НЕ разорвалось …<\p>

Пятнадцать лет длился «блаженно-роковое» роман Тютчева с А. А. Денисьевою, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевський цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихи, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой Справедливой …», «В разлуке есть высокое значенье», «Последняя любовь».<\p>

Тютчев писал:<\p>

О, как убийственно мы любим … … Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милое!<\p>

Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считали порочным. Испытывая душное чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевои:<\p>

Обратите внимание

Чему молилась ты с любовью, Что как святыню берегла, О судьба человеческой суесловью На поруганье предал. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постидилась И тайн, и жертв, доступных ей …<\p>

Между тем жизнь поэта приближается к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но, вопреки болезням, старости, продолжают звучать ноты любви:<\p>

О, как на склоне наших лет нежно мы любим и суеверней … Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! О, последняя любовь! Те и блаженство и безнадежность.<\p>

Для меня поэзия Тютчева — это музыка, которая волнует душу, которая наполняет ее безмежною любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине, к животным. Его поэзия проникает в самые сокровенные уголки моей души. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.<\p>

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2914

Готовые школьные сочинения

Фев
04 2016

Лирика Ф. И. Тютчева

Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным… Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные.

Я наизусть помню и сейчас: Люблю грозу в начале мая… Зима недаром злится… Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для меня одним из самых понятных и любимых, — Ф. И. Тютчев.

Восприятие стихов менялось с возрастом: в детстве они способствовали развитию чувствительности, далее у меня было желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоценить свое отношение к его творчеству.

Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихи.

По его произведениям можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения — настолько обнажена в них душа Тютчева: О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия! Свои стихотворения поэт ронял, как цветы «мгновенного вдохновения». Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство.

Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изображении природы.

Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то, что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лермонтов.

Важно

Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тайные, неуловимые черты и оттенки ее. Я заметила, что его стихотворения очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово метко, полновесно.

Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах»: Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой… Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью, почти пушкинской красотой оборотов.

И что интересно: от его стихотворений не веет сочиненностью, они кажутся сами собой вырвавшимися по тому или иному случаю. О, не кладите меня В землю сырую — Скройте, заройте меня В траву густую! Его недаром называют певцом природы. Но, конечно, поэт полюбил ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной Москве первой четверти XIX века.

Красота русской природы с юных лет вошла в сердце Тютчева именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг.

Кому незнакомо чувство трепетной любви и нежности, с которым относишься к любому деревцу, цветку, былинке, выросшим на земле твоих предков, на земле, где ты родился? Наверное, именно эти чувства побудили поэта к написанию таких стихотворений, как «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Первый лист». Иногда он даже обожествляет природу, одновременно пытаясь разгадать ее тайны. Природа-сфинкс.

И тем она верней Своим искусом губит человека, Что может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

А какой свежестью, ободряющей силой веет от стихотворения «Весенние воды»: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… В моем восприятии это одна из лучших картин, написанных пером Тютчева.

Читая стихотворение, чувствуешь пробуждающуюся силу весны. У меня, например, в это чудное время года весело и легко на душе. Может быть, такое же состояние было и у автора этих строк?

Совет

Скорее всего. Воодушевленный, полный сил и задора, он и написал это «бурлящее» стихотворение. У поэта любовь к природе неразрывна с любовью к родине. Но не все в России так радует его, как красота родных просторов.

Происходящие события не созвучны его личному мировоззрению. Суждения прекрасно характеризуют мерзость создавшейся в стране политической обстановки: «В России канцелярия и казарма… Все движется около кнута и чина».

Судя по лирике, автор ее был врагом чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права: Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой? Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, Тютчев не рабствовал перед ними душой, не покорялся условной светской «морали», хранил полную свободу мысли и чувства. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой была лишь «внешняя оболочка» России. В глубине своей она была «краем долготерпения».

Ответственность за беды народные, военные проигрыши автор возлагает на царя. Именно в его адрес была направлена резкая, обличительная эпиграмма: Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, — Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Какое чувство вызвало у меня это стихотворение? Конечно, неоднозначное.

Еще три года назад я бы полностью согласилась с Тютчевым. Но сейчас все изменилось. Страна с радостью и благоговением встречает родственников бывших монархов, чувствуется желание возврата к старому. Мое поколение наблюдает, как низвергается все, чем жила Россия 70 с лишним лет. Сейчас трудно занять какую-то твердую позицию. Я, честно говоря, колеблюсь.

Неоднозначен был в своем поведении и Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках, был знаком с некоторыми декабристами. Однако его возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы.

Зная о готовящемся бунте и о многом догадываясь, он придерживался строгого нейтралитета.

Но в 1826 году поэт вдруг выступил с резкой критикой декабристского движения: Вас развратило самовластье, И меч его вас поразил, — И в неподкупном беспристрастье Сей приговор закон скрепил.

Обратите внимание

Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле схоронена. («14 декабря 1825 года») Основываясь на произведениях таких авторов, как Пушкин, Одоевский, я привыкла судить о декабристах, как о героях.

Остаюсь при своем мнении и сейчас, несмотря на приведенные выше строчки.

Во-первых, это стихотворение было написано вдали от родины, в Мюнхене, во-вторых, представления поэта о восстании были составлены по слухам, поэтому в большинстве своем не отражали действительности.

Россия для Тютчева была как бы огромным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить лишь издали, не понимая смысл происходящего; все на родине становилось неясным, чуждым.

В конце жизни, так и не поняв загадки России, поэт писал: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Свою беззаветную веру в родину Тютчев старался прививать и детям.

Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Но, какие бы стихи Тютчева я ни читала, больше всего меня потрясла любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости.

Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.

Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена.

Важно

В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любовных стихотворениях невыразимое чувство таинственности: Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподнимешь вдруг И, словно молнией небесной. Окинешь бегло целый круг…

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено: Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему.

На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены: Любима ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О, господи!.. И это пережить… И сердце на клочки не разорвалось… 15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е. А. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики.

В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «В разлуке есть высокое значение…», «Последняя любовь». «О, как убийственно мы любим…» — писал Тютчев, — …

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Лирика Ф. И. Тютчева . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/lirika-f-i-tyutcheva/

Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

  Скачать сочинение

    Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным… Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза.

Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:
    Люблю грозу в начале мая…     Зима недаром злится…
    Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для
    меня одним из самых понятных и любимых, — Ф. И. Тютчев.

Читайте также:  Сочинение по картине шишкина «утро в сосновом бору»

    Восприятие стихов менялось с возрастом: в детстве они
    способствовали развитию чувствительности, далее у меня было желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоценить свое отношение к его творчеству.

    Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихи.

По его произведениям можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения — настолько обнажена в них душа Тютчева:
    О, вещая душа моя!     О, сердце, полное тревоги,     О, как ты бьешься на пороге     Как бы двойного бытия!
    Свои стихотворения поэт ронял, как цветы “мгновенного вдохновения”. Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство.
    Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изображении природы. Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лермонтов. Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тайные, неуловимые черты и оттенки ее.

    Я заметила, что его стихотворения очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово I метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00035101184864081325

Сочинение по лирике Тютчева и Фета | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям.

Совет

Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

У Тютчева нет «мертвой природы» — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в 364
постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…

(«Тени сизые смесились», 1835)

Это время суток переживается поэтом как «час тоски невыразимой». Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: «Все во мне и я во всем». Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее — уйти на второй план.

Обратите внимание

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью.

Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, «ряд волшебных изменений», а в отдалении — точную картину.

Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений.

Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира — мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Важно

Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы.

И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира.

Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении «Весенние воды» ручьи «бегут и блещут и гласят».

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с запредельным» («О чем вы воешь, ветр ночной?»).

В более позднем стихотворении «Тени сизые смесились…» это желание проступает еще более явно:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совет

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад…» (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов — глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!» это реализуется в словесных повторах («страстной ночи», «страсти глубина»). Для Тютчева минуты любви — «чудные мгновенья», которые превносят в жизнь смысл («В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна…»).

У этого поэта жизнь сравнивается с «временем золотым», когда «жизнь заговорила вновь» («К. В.», 1870). Для лирического героя Тютчева любовь — дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!» важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Обратите внимание

Дышал он (взор) грустный, углубленный,
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями («Шепот, робкое дыханье…»).
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна — любовь, что нет любви иной».

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: «ты одна -вся жизнь», «ты одна- любовь». Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

…нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени («Я очи знал, — о, эти очи!», «Я встретил вас- и все былое…»). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении «К. Б.» трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас…

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение «О, как убийственно мы любим!» (1851), вошедшее в «Денисьевский цикл». Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести «поединок роковой двух сердец»:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Важно

Трагизм наполняет и стихотворение «Последняя любовь» (1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!».

И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…» В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: «Ты и блаженство, и безнадежность».

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: «И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон».

Появление эпитетов, таких, как «утомительный сон», указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество.

В стихотворении философского характера «Два голоса» (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И «хоть бой и неравен, борьба безнадежна», важен сам поединок.

Совет

Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: «Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!». Тем же настроением проникнуто стихотворение «Цицерон» (1830).

В стихотворении «ЗПегШит» (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: «Лишь жить в себе самом умей — есть целый мир в душе твоей».

Читайте также:  Характеристика ольги ильинской в романе «обломов»

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую» (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим».

Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон «неведомым, родным»). «Цветущие берега» и «жизнь иная» — описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение.

Рационально этот мир непознаваем, потому что он «неведом»; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с «неведомым».

Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию — важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи.

Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического «я», сменяется задачей воссоздания атмосферы.

Обратите внимание

Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-po-lirike-tyutcheva-i-feta/

Сочинение на тему Любовная лирика Тютчева Помощь по литературе

В 1850-1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев — поэт возвышенной любви.

Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична.

Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе.

Тютчев не певец идеальной любви — он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством.

Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым: О, не тревожь меня укорой справедливой! Поверь, из нас двоих завидней часть твоя: Ты любишь искренно и пламенно, а я — Я на тебя гляжу с досадою ревнивой. В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из‑за этой «незаконной» любви.

Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений.

В этом стихотворении женщина любит «искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» ее души: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей и ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.

В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха: Я знал ее еще тогда, В те баснословные года, Как перед утренним лучом Первоначальных дней звезда Уж тонет в небе голубом.

Важно

Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него — борьба, мучение, безнадежность. Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а…

ее тайна: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней — мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей.» Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини «сердце, жаждущее бурь».

В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи.

Ночь для него — это время открытия правды, признания в любви: В толпе людей, в нескромном шуме дня Порой мой взор, движенья, чувства, речи Твоей не смеют радоваться встрече Душа моя! О, не вини меня.

Смотри, как днем туманисто-бело Чуть брезжит в небе месяц светозарный, Наступит ночь — и в чистое стекло Вольет елей, душистый и янтарный. На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Денисьевой.

Именно с этой «последней любовью» связаны стихи, такие как: «Не говори: меня он, как и прежде, любит. «, «Весь день она лежала в забытьи. «, «Утихла бриза. легче дышит.» и др.

Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Одно из самых лучших стихотворений «денисьевского цикла» — «Последняя любовь».

Это настоящий шедевр русской лирики: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! В нем чувствуется волнение живой души, ощущается «нарушенное дыхание», неудержимое чувство. Само слово «безнадежность» звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины.

Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении «Весь день она лежала в забытьи. «: Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому не удавалось! О Господи. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось. Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что‑то свое.

Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1067_sochinenie_na_temu_lyubovnaya_lirika_tyutcheva.htm

Философская лирика Тютчева

Философская лирика Тютчева — одна из вершин русской философской поэзии.В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским  мировоззрением. Глубина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.

«Герой» многих произведений Тютчева — человеческий разум, жаждущий познания.

Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глубокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях — в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цветении, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.

Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосферы высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотворении «Поэзия»:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам —

Небесная к земным сынам…

Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще — она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, величественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страшными загадками мироздания:

…И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Совет

Лирическим сюжетом стихотворения «Фонтан» становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих возможностей:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.

Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…» Тютчев освобождается от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:

Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету,

Набресть на свежий дух синели

Или на светлую мечту…

Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это — переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, рифме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении «Silentium!»:

…Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Это стихотворение — еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.

В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, переживает взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Источник: https://www.prepodka.net/filosofskaya-lirika-tyutcheva/

Как я понимаю лирику ф. и. тютчева

Меня всегда увлекал необычайный мир поэзии, который очаровывал своей таинственностью, загадочностью, волновал душу, наполнял ее любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине… Еще с малых лет помню любимые строки:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой…

Это отрывок из великолепного стихотворения Ф. И. Тютчева “Утро в горах”. Неудивительно, что именно эти слова великого поэта звучат в моей душе, ведь даже Тургенев так отозвался о творчестве Тютчева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

Первое свое стихотворение поэт написал, когда ему было одиннадцать лет. С этого времени родился новый гений русской поэзии. В творениях Тютчева мы ощущаем его внутреннюю жизнь, неутомимую работу мысли, сложное противоборство волновавших его чувств. По произведениям Тютчева можно определить настроение поэта: то ли это печаль, то ли радость – все раскрывают строки:

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Особое внимание обращаешь на описание природы, которая воспевается поэтом во всей своей красе. Читая “Весеннюю прозу”, представляешь, как “первый гром грохочет”, “гремят раскаты”. И вместе со всем этим погружаешься в праздничную музыку весны, в природные игры и забавы: “резвяся и играя, грохочет гром”, гром “весенний, первый” и все вокруг радуется этому торжеству в природе.

А вспомним строки о море:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Жак хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чем это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

Обратите внимание

Как метко в нескольких коротких стихотворных строчках Тютчев подмечает великолепие природы, ее ликование. Он открывает читателю неповторимую красоту, обращая внимание не только на очевидные явления, но и на скрытые для обычного восприятия вещи, тем самым подчеркивая загадочность окружающего нас мира:

С горы скатившись, камень лег в долине.

Как он упал? никто не знает ныне –

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был низринут волею чужой.

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Красота русской природы поразила писателя с юных лет, и, я считаю, что именно поэтому он ее одушевляет, возводя в ранг живого существа. Это подтверждают следующие строки:

В нем есть душа,

В нем есть свобода,

В нем есть любовь,

В нем есть язык.

Иногда Тютчев даже обожествляет окружающий мир, одновременно пытаясь разгадать его тайны:

Природа-сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Продолжаю читать. Вот, например, “Весенние воды”:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Все-таки какой свежестью и ободряющей силой веет от каждого слова!

Но больше всего меня привлекает любовная лирика поэта. Ведь, на мой взгляд, только в любви человек полностью обнажает свою душу, открывая ее для светлого чувства. Как известно, Тютчев был счастлив в любви, любил с ранней молодости до самой старости. Пора влюбленности для поэта – это золотое время:

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило:

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Эти строки посвящены Амалии Лерхенфельд, в которую был влюблен писатель в юности. Но все же самые прекрасные стихи о любви были написаны Тютчевым для Е. А. Денисьевой.

Это такие шедевры его лирики, как “О, как убийственно мы любим…”, “Чему молилась ты с любовью…”, “Не говори: меня он как и прежде любит…”, “Весь день она лежала в забытьи…” и другие.

Все эти творения вошли в так называемый “денисьевский цикл”.

Любовная лирика поэта загадочна, таинственна, душевна:

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их сьединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

Читайте также:  Сочинение 15.3: проблема сохранения языка по тексту жаровой

И… поединок роковой.

А тот факт, что в своих, произведениях Тютчев личные переживания поднимает до

Общечеловеческого значения, делает его лирику еще более проникновенной, она становится еще ближе читателю:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Важно

Но интересен еще один прием, который Тютчев использует при написании стихов о любви. Пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина выступает в роли возлюбленной им женщины и пишет от ее имени, в результате чего рождаются очень выразительные произведения:

Не говори: меня он, как прежде, любит,

Мной, как и прежде дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож: в руке его дрожит.

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

И даже на склоне лет, когда жизнь подходит к концу, поэт во весь голос говорит о любви:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Мне очень нравится лирика Тютчева. Она поражает меня своей яркостью, самобытностью, глубиной отражения чувств.

Этот поэт необыкновенно талантлив, причем его талант раскрывается не в абстрактных описаниях, а в раскрытии души человека, его восприятии природы, его отношениях с людьми.

Это помогает со всей глубиной почувствовать подтекст произведения, определить грань между важным и суетным, между прекрасным и обыденным.

Источник: https://goldsoch.info/kak-ya-ponimayu-liriku-f-i-tyutcheva/

Лирика тютчева в моем восприятии

Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным… Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:
Люблю грозу в начале мая…

Зима недаром злится…<\p> Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для меня одним из самых понятных и любимых, — Ф. И. Тютчев. Восприятие стихов менялось с возрастом: в детстве они способствовали развитию чувствительности, далее у меня было желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоценить свое отношение к его творчеству. Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихи. По его произведениям можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения — настолько обнажена в них душа Тютчева:

О, вещая душа моя!<\p>

О, сердце, полное тревоги,<\p>

О, как ты бьешься на пороге<\p>

Как бы двойного бытия!<\p> Свои стихотворения поэт ронял, как цветы мгновенного вдохновения». Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство. Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изображении природы. Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лермонтов. Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тай ные, неуловимые черты и оттенки ее. Я заметила, что его стихотворения очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах»:

Лазурь небесная смеется,<\p>

Ночной омытая грозой,<\p>
И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой…<\p> Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью, почти пушкинской красотой оборотов. И что интересно: от его стихотворений не веет сочиненностью, они кажутся сами собой вырвавшимися по тому или иному случаю.

О, не кладите меня<\p>

В землю сырую —<\p>

Скройте, заройте меня<\p>

В траву густую!<\p> Его недаром называют певцом природы. Но, конечно, поэт полюбил ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной Москве первой четверти XIX века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце Тютчева именно с полей и лесов, окружавших его милый Остуг. Кому незнакомо чувство трепетной любви и нежности, с которым относишься к любому деревцу, цветку, былинке, выросшим на земле твоих предков, на земле, где ты родился? Наверное, именно эти чувства побудили поэта к написанию таких стихотворений, как «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою», «Первый лист». Иногда он даже обожествляет природу, одновременно пытаясь разгадать ее тайны.

Природа — сфинкс. И тем она верней<\p>

Своим искусом губит человека,<\p>

Что, может статься, никакой от века<\p>

Загадки нет и не было у ней.<\p> А какой свежестью, ободряющей силой веет от стихотворения «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,<\p>

А воды уж весной шумят —<\p>

Бегут и будят сонный брег,<\p>

Бегут, и блещут, и гласят…<\p> В моем восприятии это одна из лучших картин, написанных пером Тютчева. Читая стихотворение, чувствуешь пробуждающуюся силу весны. У меня, например, в это чудное время года весело и легко на душе. Может быть, такое же состояние было и у автора этих строк? Скорее всего. Воодушевленный, полный сил и задора, он и написал это «бурлящее» стихотворение. У поэта любовь к природе неразрывна с любовью к родине. Но не все в России так радует его, как красота родных просторов. Происходящие события не созвучны его личному мировоззрению. Суждения прекрасно характеризуют мерзость создавшейся в стране политической обстановки: «В России канцелярия и казарма… Все движется около кнута и чина». Судя по лирике, автор ее был врагом чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, является противником крепостного права:

Над этой темною толпой<\p>

Непробужденного народа<\p>

Взойдешь ли ты когда, свобода,<\p>

Блеснет ли луч твой золотой?<\p> Соблюдая по возможности все внешние светские приличия, Тютчев не раболепствовал перед ними душой, не покорялся условной светской «морали», хранил полную свободу мысли и чувства. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой была лишь «внешняя оболочка» России. В глубине своей она была «краем долготерпения». Ответственность за беды народные, военные проигрыши автор возлагает на царя. Именно в его адрес была направлена резкая, обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,<\p>

Служил лишь суете своей,<\p>

И все дела твои, и добрые, и злые, —<\p>

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:Ство вызвало у меня это стихотворение? Конечно, неоднозначное. Еще три года назад я бы полностью согласилась с Тютчевым. Но сейчас все изменилось. Страна с радостью и благоговением встречает родственников бывших монархов, чувствуется желание возврата к старому. Мое поколение наблюдает, как низвергается все, чем жила Россия 70 с лишним лет. Сейчас трудно занять какую-то твердую позицию. Я, честно говоря, колеблюсь. Неоднозначен был в своем поведении'и Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках, был знаком с некоторыми декабристами. Однако его возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте и о многом догадываясь, он придерживался строгого нейтралитета. Но в 1826 году поэт вдруг выступил с резкой критикой декабристского движения:<\p>

Вас развратило самовластье,<\p>

И меч его вас поразил, —<\p>

И в неподкупном беспристрастье<\p>

Сей приговор закон скрепил.<\p>

Народ, чуждаясь вероломства, –<\p>

Поносит ваши имена —<\p>

И ваша память от потомства,<\p>

Как труп в земле схоронена.<\p>

(«14 декабря 1826 года»)<\p> Основываясь на произведениях таких авторов, как Пушкин, Одоевский, я привыкла судить о декабристах как о героях. Остаюсь при своем мнении и сейчас, несмотря на приведенные выше строчки. Во-первых, это стихотворение было написано вдали от родины, в Мюнхене, во-вторых, представления поэта а, восстании были составлены по слухам, поэтому в большинстве своем не отражали действительности. Россия для Тютчева была как бы огромным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить лишь издали, не понимая смысл происходящего; все на родине становилось неясным, чуждым. В конце жизни, так и не поняв загадки России, поэт писал:

Умом Россию не понять,<\p>

Аршином общим не измерить:<\p>

У ней особенная стать —<\p>

В Россию можно только верить.<\p> Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской. Но, какие бы стихи Тютчева я ни читала, больше всего меня потрясла любовная лирика. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектов и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:

Люблю глаза твои, мой друг,<\p>

С игрой их пламенно-чудесной,<\p>

Когда их приподнимешь вдруг<\p>

И, словно молнией небесной,<\p>

Окинешь бегло целый круг…<\p> В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:

Она сидела на полу<\p>

И груду писем разбирала,<\p>

И, как остывшую золу,<\p>

Брала их в руки и бросала,<\p> Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:

Любима ты, и так, как ты, любить —<\p>

Нет, никому еще не удавалось!<\p>

О, господи!.. И это пережить…<\p>

И сердце на клочки не разорвалось…<\p> 15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е. Л. Дени-сьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денись-евский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой!..», «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь».

О, как убийственно мы любим…<\p>

Мы то всего вернее губим,<\p>

Что сердцу нашему милей!<\p> — писал Тютчев. Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:

Чему молилась ты с любовью,<\p>

Что, как святыню, берегла,<\p>

Судьба людскому суесловью<\p>

На поруганье предала.<\p>

Толпа вошла, толпа вломилась<\p>

В святилище души твоей,<\p>

И ты невольно постыдилась<\p>

И тайн и жертв, доступных ей…<\p> Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,<\p>

Мной, как и прежде, дорожит…<\p>

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,<\p>

Хоть вижу, нож в руке его дрожит.<\p>

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…<\p>

Не мерят так и лютому врагу…<\p>

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,<\p>

Могу дышать, но жить уж не могу.<\p> Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:

О, как на склоне наших лет<\p>

Нежней мы любим и суеверней…<\p>

Сияй, сияй, прощальный свет<\p>

Любви последней, зари вечерней!<\p>

Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус — «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, чего раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.<\p>

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2011/08/blog-post_6319.html

Ссылка на основную публикацию