«восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»: сочинение 15.1

Решу огэ

– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…

– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…

– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?

– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…

– (16)Вот именно!

– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза.

(22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров.

(24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!

– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.

– (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.

– (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

– (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

(По Михеевой Т.) *<\p>

* Михеева Тамара (род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных премий.

Источник: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=8188

117 Эмоциональная функция мелодики

Восклицательные предложения всегда
несут эмоциональную нагрузку. Побудительные
также связаны с повышенной эмоцией. Но
и любое повествовательное предложение
выражает какую-нибудь эмоцию: иронию,
добродушный упрек, восхищение, го­речь,
радость и т. д. Вопросительное предложение
тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоций существуют различные
лексические средства. Например, наречия
(категорически, немедленно, сию минуту,
восторженно, оживленно, правдиво, лживо,
заинтересо­ванно, воодушевленно…),
прилагательные (категорический,
во­одушевленный, восторженный…

),
существительные (душечка, мерзавец,
братец, матушка, голубушка…). Но все
эмоции, заклю­ченные в этих словах,
проявляются только в соответствующей
интонации, рожденной различными
ситуациями речевого дейст­вия.

Интонация может придать противоположный
смысл словам: так “мерзавец” может
прозвучать с любовью, обожанием,
радост­ным укором и т. д.

Обратите внимание

Большую выразительность речи придают
и такие частицы, как ну, ка, оке и другие:
Замолчите же! Подумай-ка хорошенько!
Ну, иди же!

Характер произнесения слов проявляет
эмоции говорящего. Замечено, что при
положительных эмоциях удлиняется
ударный гласный (Сла-авный, до-обрый,
ми-илый человек); при отрица­тельных
эмоциях удваивается согласный ударного
слога, а глас­ный звучит сокращенно
(Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю!
Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания
выделяемого слова его часто произносят
по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи
зависит от тембра голоса, его окраски
различными эмоциями, чувствами. Такой
тембр и называют эмоциональным. Он
образуется при наличии дополнительных
к основному тону призвуков — обертонов.

Раз­нообразные оттенки тембрового
окрашивания, многократно сме­няющие
друг друга в процессе речевого действия,
связаны с внутренним состоянием
говорящего.

При определении эмоцио­нального
тембра мы обходимся условными словесными
обозна­чениями: “Голос бывает теплый
и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый,
твердый, живой, торжествующий и еще с
тысячью оттенков, выражающих самые
разнообразные чувства, настроения
человека и даже его мысли”1.

1 В. П. Морозов. Тайны
вокальной речи. — Л.; Наука, 1967. С. 3.

118 Искусство тембрирования

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним,
например, каким мягким, теплым, приятным
тембром окрашивается наша речь, когда
мы разговариваем с человеком, которому
симпатизи­руем, и каким резким,
раздраженным становится тембр, когда
мы нередко “распускаемся” в различных
ситуациях бытового общения.

Вот почему
воспитание культуры речевого общения
— есть воспитание культуры чувств
человека, и это — важнейшая проблема
дня.

“Помните, что ваша интонация, —
пишет один из авторов, — это зеркало
вашей эмоциональной жизни, движение
вашей души; культура чувств и эмоциональных
межличностных отношений неразрывно
связана с культурой интонационного
“оформления” высказывания”'.

Владеть искусством тембрирования
оратору необходимо. Эта тончайшая
окраска голоса особенно привлекает
внимание слуша­телей.

Важно

У и раж н е н и е “Тембрирование”.
Произносите слово “при­шла” с
выражением: удивления, радости, восхищения,
ненависти, гнева, угрозы… Нафантазируйте
обстоятельства и действие. Пришла?! Мне
страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним, как “верный пес”, везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушел?! Придет иль нет? Загадка.<\p>

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! (С
чувством радостного

Избави бог от этих встреч! облегчения)

…Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) – это
практические тренинги знакомства и
соблазнения в реальных условиях – от
первого взгляда до гармоничных отношений.
Это спецоборудование для поднятия
уверенности, инструктажа и коррекции
в “горячем режиме”. Это индивидуальный
подход и работа до положительного
результата!..

Тренируйте себя в произнесении текстов,
требующих мо­ральных, эстетических
и иных оценок: мудрость—глупость;
кра­сота—безобразие; любовь—ненависть;
доброта—жадность; сме­лость—трусость…

1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. —
М.: Высшая школа,
1980. С. 206.

119

Упражнение “Контрасты”.<\p>

Как притягательно красива:<\p>

В ней все гармония, все диво!<\p>

Она уродлива не от природы.

То — порожденье экстра-моды<\p>

И жизни, протекающей беспечно:<\p>

Не девушка, не юноша, а “нечто”!

Он глуп, “как пробка”, хоть красив.<\p>

От глупости еще спесив.

Он честен, и умен, и одержим.<\p>

Нельзя не преклоняться перед ним!

Он жаден — все себе, все в дом.<\p>

Богач? Нет, бедный.<\p>

Что в богатстве том?<\p>

Когда душа скупа и холодна,<\p>

Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет.<\p>

Чем больше отдает — тем больше богатеет:

Умом и сердцем, добрыми делами,<\p>

Успехами в труде и верными друзьями.

Уж если его что за сердце забрало,<\p>

Идет он в атаку “с открытым забралом”.

Трусливый же смелостью хоть поражен —

Скорее “в кусты”, чтоб “не лезть на
рожон”

Как трудно б ни было — молчит. И знает:

За днями трудными и светлые мелькают.

Он — оптимист. Честь и хвала ему!<\p>

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном
свете.

Как трудно жить ему на свете,

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

(Уродство)

(Глупость)

(Ум)

(Жадность)<\p>

(Доброта)

(Смелость)<\p>

(Трусость)

(Вера)<\p>

(Безверие)

Прежде чем приступать к произнесению
этих текстов, необ­ходимо нафантазировать
предлагаемые обстоятельства: Кто? Где?
Когда? Кому? Для кого? С каким отношением,
чувством?

Упражнение “Луна”. Восприятие явлений
действитель­ности с различной оценкой
и отношением развивает эмоцио­нальный
тембр, дает возможность услышать, попять
глубочай­шую зависимость тембра
голоса от внутренней жизни человека.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «борис годунов» (а. с. пушкин)

120

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

Эх, как некстати нам она!<\p>

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.

В лесу

Какая темень. Пропадем.<\p>

Дорогу к дому не найдем.<\p>

Луна! Ура! О, лунный свет,<\p>

Тебя дороже в мире нет!<\p>

Ну, выходи скорей, свети!

Путь к дому помогай найти! (Восприятие
нужного

предмета с чувством

радостной
благодарности)

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — Нам союзница
она.<\p>

Черт возьми, луна выходит!<\p>

Нас “под монастырь подводит”:<\p>

Засекут и… “крышка” нам.<\p>

Врассыпную по домам! (Восприятие
нежелательного предмета с чувством
досады, тревоги и даже ужаса)

Лицо луны

Взгляни на небо — на луну.<\p>

Вот это диво! Ну и ну!<\p>

Мне видится лицо луны:<\p>

И нос, и лоб, и подбородок,<\p>

Веселый рот. Черты ясны.<\p>

О, как причудлива природа! (Восприятие
невиданного

ранее явления
природы

с чувством
изумления

и радости открытия)

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна?

На кой же черт она дана?<\p>

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И светит “на фу-фу”.

Тьфу! (Восприятие
неинтересного предмета с чувством
иронии и пренебрежения)

Влюбленные

Луна! Волшебница луна!<\p>

О, как божественна она!<\p>

Любовную раскинув сеть,<\p>

Она дала сердцам узреть,<\p>

Что в глубине их жар пылает,<\p>

В одно двоих соединяет!

121

Тоска<\p>

Без нее мне счастья нет.<\p>

Грусть, тоска меня снедает.

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает.
(Восприятие предмета еще более углубляющего
чувство тоски и безысходного одиночества)

Отчаянье<\p>

Я в отчаянье, луна!<\p>

Ты во всех краях бываешь,

Так открой же: где она?<\p>

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь.
(Восприятие предмета, к которому
обращаешься как к последней надежде,

с мольбой и
отчаянием)

Совет

Обогащает эмоциональный тембр исполнение
поэтических произведений наших великих
классиков — Пушкина, Лермонто­ва,
Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского
и других, чьи строки окрашены бесконечно
богатой палитрой чувств, эмоций, желаний,
действий.

Искусству тембрирования поможет
натренированный то­нальный слух,
способный воспринимать и воспроизводить
ма­лейшие изменения в окраске голоса,
рождаемые сменой чувств, отношений,
оценок.

Однако к произведениям поэтов можно
перейти, лишь владея средствами речевой
выразительности. А для этого следует
тренироваться на более простых,
незамысловатых, сочиненных специально
текстах, которые мы рассмотрели выше.

Наиболее удобным материалом для
обогащения тембра яв­ляются поэтические
произведения, окрашенные определенным
чувством.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

В этих словах, конечно, любовь, преклонение,
и потому голос окрашен теплым, нежным,
мягким тембром.

Ненастный день потух: ненастной ночи
мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Все мрачную тоску на душу мне наводит…

122

А в этих строках А. С. Пушкина проявляется
его тоска в разлуке с любимой женщиной,
и потому звук голоса тяжелый, низкий,
мрачный.

Для тренировки тонального слуха полезно
работать с магни­тофоном. Слушая
запись образцовой выразительной речи
(арти­ста, чтеца, оратора), надо
проследить за тем, каким тоном окра­шены
выступление в целом и его отдельные
части? Какие чувства передаются через
различные тембры?

Записав на магнитофонную пленку часть
своего выступления или чтение стихов
и затем прослушав, проанализировав
запись, можно установить, как владеешь
тембрированием: если оно плохо развито,
то надо совершенствовать тембр голоса.

“Прежде русские дикторы могли различные
по смыслу со­общения передавать
по-разному. Русская музыкальная и
поэти­ческая культура, уникальная
сама по себе, развивала возможно­сти
устной речи — ив тональности, и в ритме,
и в произношении звуков, всегда с
уважительным отношением к слушателю.

Обратите внимание

Современные “радиоголоса” изменились,
но в одном отно­шении они одинаковы:
с ироническим ли оттенком звучания,
заигрыванием или запугиванием — они
несут общий отпечаток стилистической
безвкусицы”'.

Тембр голоса должен ласкать не только
слух, но и душу слушателей — говорил К.
С. Станиславский. Через тембр голоса
слушатель чувствует сердце говорящего.
Речь наших современ­ников воспринимается
иностранцами “как агрессивно озлоблен­ный
монотон”! Пора спасать русскую речь и
ее носителей!

Говоря об интонационной выразительности,
нельзя пройти мимо такого действенного
средства речи, как пауза.

Паузы выполняют различные функции в
звучащей речи.

Артикуляционные паузы необходимы при
произношении не­которых звуков,
слогов, в слове, между словами.

Например: Нет хуже удела,

Чем быть не у дела.

У бахчи — сарай —<\p>

Не Бахчисарай.

В танцах из вращений<\p>

Не делай извращений.

В цветенье скор пион.

А на подлость — скорпион.

В. В. Колесов. Русская
речь. СПб, 1998. С. 214.

123

Я — колокол. Подам я зык —<\p>

И в час луны, заката иль утра ты<\p>

Услышишь вновь набатный мой язык<\p>

Глас радости, тревоги и утраты.

Разговор о литературе

— Чем заняты таланты?

Возвести!

— Да продолжают славный воз везти!

— А бездари?

— Те мнят, Что делают погоду.

— А критики?

— Темнят Или молчат по году.

(Я. Козловский)

Усилительные паузы возникают перед или
после слова, логи­чески выделяемого.
Эти паузы подчеркивают значимость
слова, усиливают его значение.

Цветок,] засохший, безуханный,<\p>

Забытый в книге | вижу я.

— Не осуждай меня | без нужды.

— Я так хочу увидеться с тобой!<\p>

Ситуативные паузы замедляют речь,
выполняя те или иные цели: дают возможность
слушателям подготовиться к исполне­нию
приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!);
успеть запи­сать услышанное (диктовка):
легче воспринять речь, звучащую во время
шума, при плохой акустике, звучащую на
большое рас­стояние; при активных
глаголах действия (Внушаю. Запрещаю.
Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю.
Изумляю…)

Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?!
(упрекаю с чувством горечи) Ритмические
паузы — стихотворные. Постоянные паузы
ста­вятся в конце стихотворной строки,
подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы
— в середине строки, когда в ней более
четырех стоп:

Простишь ли мне | ревнивые мечты?

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

Всегда пугать | мое воображенье?

124

Это пятистопный ямб с цезурой после
второй стопы. “Зашагивание” мысли на
другую строку. Пауза более длительная.

Важно

Физиологические паузы возникают от
недостатка воздуха или от задержки
процессов в центральной нервной системе
— забы­вается слово, не находится
нужное. Такая речь с трудом вос­принимается
слушателями. К такого рода паузам
прибегает, на­пример, артист Л. Дуров,
создавая образы своих киногероев. Ко­гда
он слишком злоупотребляет паузами, его
трудно слушать.

Физиологическая же пауза для легкого
“добора” воздуха не воспринимается
как остановка в речи.

Психологические паузы — это интонационные
паузы. Они обладают интеллектуальным
и эмоциональным значением. И возникать
могут в самых неожиданных моментах
речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы
А. П. Чехова “Три сестры”:

“— Мне хочется каяться, милые сестры.
Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше
никому, никогда… Скажу сию минуту… Это
моя тайна, но вы все должны знать… Не
могу молчать… Я люблю, люблю… Люблю
этого человека… Вы его только что
видели… Ну, да что там. Одним словом,
люблю Вершинина…”

Или возьмем короткий диалог из чеховской
шутки в одном действии “Медведь”:

Попова: Почему вы не хотите драться?

Смирнов: Потому что… потому что вы…
мне нравитесь.

Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет
говорить, что я ему нравлюсь.

Смирнов: Послушайте… Вы все еще
сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен,
но, понимаете ли… как бы этак выразиться…
Дело в том, что, видите ли, такого рода
история, соб­ственно говоря… Ну, да
разве я виноват, что вы мне нравитесь?..
Я… я почти влюблен!

Индивидуальные паузы связаны с особой
манерой говорить. Своеобразна неповторимая
паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева
и других.

Источник: https://StudFiles.net/preview/395684/page:16/

Напишите сочинение-рассуждение

Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора andreusdsrk

Кто поможет сделать сочинение по русскому языку за 1 день, тема “Напишите сочинение-рассуждение”

Напишите сочинение-рассуждение раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова “восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку”

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 – это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “тема”<\p>

13 марта 2017<\p>

Совет

Заказчик создал задание на выполнение Сочинения по предмету Русский язык<\p>

13 марта 2017<\p>

15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 150 до 190 руб<\p>

Читайте также:  Анализ произведения «маленький принц» (антуан де сент-экзюпери)

13 марта 2017<\p>

Заказчик переписывался с автором andreusdsrk<\p>

13 марта 2017<\p>

Заказчик выбрал автора andreusdsrk,<\p>

14 марта 2017<\p>

Автор выполнил работу по теме Напишите сочинение-рассуждение за 1 день и уложился в заданный срок<\p>

14 марта 2017<\p>

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ<\p>

14 марта 2017<\p>

Заказчик оставил положительный отзыв.<\p>

Закажи её у наших авторов!

Стили речи Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.

Официально-деловой стиль речи, имеет …

Научный стиль речи Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность. Языковые средства экспрессивного тона:Подстили научного жанра:

Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терми…

Правила речевого этикета В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.

Богатство синонимических …

Русский язык<\p>

Сочинения

Источник: https://Author24.ru/lenta/1824447/

Эмоциональная функция мелодики

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, го­речь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересо­ванно, воодушевленно…), прилагательные (категорический, во­одушевленный, восторженный…

), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка…). Но все эмоции, заклю­ченные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого дейст­вия.

Интонация может придать противоположный смысл словам: так «мерзавец» может прозвучать с любовью, обожанием, радост­ным укором и т. д.

Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!

Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрица­тельных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а глас­ный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков — обертонов.

Обратите внимание

Раз­нообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сме­няющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего.

При определении эмоцио­нального тембра мы обходимся условными словесными обозна­чениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли»1.

1 В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. — Л.; Наука, 1967. С. 3.

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения.

Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня.

«Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного “оформления” высказывания»'.

Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слуша­телей.

У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «при­шла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы… Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушел?! Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного

Избави бог от этих встреч! облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих мо­ральных, эстетических и иных оценок: мудрость—глупость; кра­сота—безобразие; любовь—ненависть; доброта—жадность; сме­лость—трусость…

1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1980. С. 206.

Упражнение «Контрасты».

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво!

Она уродлива не от природы.

То — порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а «нечто»!

Он глуп, «как пробка», хоть красив.

От глупости еще спесив.

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним!

Он жаден — все себе, все в дом.

Богач? Нет, бедный.

Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна,

Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет.

Чем больше отдает — тем больше богатеет:

Умом и сердцем, добрыми делами,

Успехами в труде и верными друзьями.

Уж если его что за сердце забрало,

Идет он в атаку «с открытым забралом».

Трусливый же смелостью хоть поражен —

Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»

Как трудно б ни было — молчит. И знает:

За днями трудными и светлые мелькают.

Он — оптимист. Честь и хвала ему!

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете,

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

(Уродство)

(Глупость)

(Ум)

(Жадность)

(Доброта)

(Смелость)

(Трусость)

(Вера)

(Безверие)

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необ­ходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

Важно

Упражнение «Луна». Восприятие явлений действитель­ности с различной оценкой и отношением развивает эмоцио­нальный тембр, дает возможность услышать, попять глубочай­шую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

Эх, как некстати нам она!

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.<\p>

В лесу

Какая темень. Пропадем.

Дорогу к дому не найдем.

Луна! Ура! О, лунный свет,

Тебя дороже в мире нет!

Ну, выходи скорей, свети!

Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного

предмета с чувством

радостной благодарности)

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.

Черт возьми, луна выходит!

Нас «под монастырь подводит»:

Засекут и… «крышка» нам.

Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)

Лицо луны

Взгляни на небо — на луну.

Вот это диво! Ну и ну!

Мне видится лицо луны:

И нос, и лоб, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного

ранее явления природы

с чувством изумления

и радости открытия)

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна?

На кой же черт она дана?

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И светит «на фу-фу».

Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)

Влюбленные

Луна! Волшебница луна!

О, как божественна она!

Любовную раскинув сеть,

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

Тоска

Без нее мне счастья нет.

Грусть, тоска меня снедает.

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)

Отчаянье

Я в отчаянье, луна!

Ты во всех краях бываешь,

Так открой же: где она?

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,

с мольбой и отчаянием)

Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонто­ва, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.

Искусству тембрирования поможет натренированный то­нальный слух, способный воспринимать и воспроизводить ма­лейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.

Читайте также:  Всегда ли разумный поступок является нравственным

Наиболее удобным материалом для обогащения тембра яв­ляются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Совет

В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.

Ненастный день потух: ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Все мрачную тоску на душу мне наводит…

А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.

Для тренировки тонального слуха полезно работать с магни­тофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (арти­ста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окра­шены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?

Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.

«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу со­общения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэти­ческая культура, уникальная сама по себе, развивала возможно­сти устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.

Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отно­шении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»'.

Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современ­ников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлоблен­ный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!

Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.

Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.

Артикуляционные паузы необходимы при произношении не­которых звуков, слогов, в слове, между словами.

Например: Нет хуже удела,

Чем быть не у дела.

У бахчи — сарай —

Не Бахчисарай.

В танцах из вращений

Не делай извращений.

В цветенье скор пион.

А на подлость — скорпион.

В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.

Я — колокол. Подам я зык —

И в час луны, заката иль утра ты

Услышишь вновь набатный мой язык

Глас радости, тревоги и утраты.

Разговор о литературе

— Чем заняты таланты?

Возвести!

— Да продолжают славный воз везти!

— А бездари?

— Те мнят, Что делают погоду.

— А критики?

— Темнят Или молчат по году.

(Я. Козловский)

Обратите внимание

Усилительные паузы возникают перед или после слова, логи­чески выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.

Цветок,] засохший, безуханный,

Забытый в книге | вижу я.

— Не осуждай меня | без нужды.

— Я так хочу увидеться с тобой!

Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполне­нию приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть запи­сать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое рас­стояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю…)

Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ста­вятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:

Простишь ли мне | ревнивые мечты?

Моей любви | безумное волненье?

Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

Всегда пугать | мое воображенье?

Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.

Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забы­вается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом вос­принимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, на­пример, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Ко­гда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.

Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.

Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:

«— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда… Скажу сию минуту… Это моя тайна, но вы все должны знать… Не могу молчать… Я люблю, люблю… Люблю этого человека… Вы его только что видели… Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина…»

Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:

Попова: Почему вы не хотите драться?

Смирнов: Потому что… потому что вы… мне нравитесь.

Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.

Смирнов: Послушайте… Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли… как бы этак выразиться… Дело в том, что, видите ли, такого рода история, соб­ственно говоря… Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я… я почти влюблен!

Важно

Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль мелодики речи в речевом действии?

Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного

предложения?

Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога

в русской речи?

Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?

Что надо знать об относительности пиано и форте?

Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

Каковы условия звучания сценической скороговорки?

Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?

Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s42398t1.html

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного В.П. Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «� я поняла: надо справиться во что бы то ни стало».

Как Вы понимаете значение слова ВЗА�МОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка»

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

(2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём.

(4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов.

(5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

(7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.

(8)Р� так же, как сейчас, РїСЂРёСЂРѕРґР° будет будить РІ человеке порывы творчества. (9)Р� так же будет страдать, ненавидеть Рё любить человек…

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

(12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

(14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор.

(15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

(16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

РљСѓРґР° зовёшь, РєСѓРґР° ведёшь…

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

п»ї<\p>

Источник: http://3-net.ru/sign/sign-305601.php

Ссылка на основную публикацию