Анализ «Челкаш» Горький
«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма.
Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
<\p>
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».<\p>
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие – преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.<\p>
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.<\p>
В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности.
Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.<\p>
Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами».
Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.
В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника.
Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью.
Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило.
Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.<\p>
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.
Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности.
Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.
Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» – реализм.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelkash/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
Максим Горький “Челкаш” – анализ произведения
Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Автора всегда интересовала жизнь и психология так называемых босяков. В босяках Горький видел настоящую человеческую душу.
Писатель считал, что эти люди хотя и стоят на самой низшей ступени социальной лестницы, но ведут себя намного лучше и выше, чем представители более высоких классов.
Ниже представлен краткий литературный анализ произведения, изучаемого в 8 классе.
Краткий анализ
Год написания — 1894
История создания — стимулом для написания этого рассказа послужила история, услышанная Горьким от одного из пациентов больницы, где он проходил лечение
Тема — В «Челкаше» рассматриваются темы свободы человека, смысл жизни, большое место отводится описанию природы
Композиция — Произведение состоит из вступления и трех глав
Жанр — Рассказ
Направление — романтический реализм
История создания
Писателю в 1891 году пришлось проходить лечение в одной из больниц города Николаев. Вместе с ним в палате находился босяк, который и рассказал товарищу по палате эпизод из своей жизни.
Писатель впоследствии развил эту историю, и за пару дней написал рассказ. Сочинение высоко оценил В. Г. Короленко, и при его содействии в 1895 году произведение Горького было опубликовано.
С того времени писатель был принят в литературных кругах как подающий большие надежды автор.
Тема
В рассказе описаны два главных героя, Челкаш и Гаврила. Все темы взаимосвязаны между собой. Описание природы помогает глубже понять характеристику этих героев, состояние их души, восприятие жизни.
Возможно, вам также будет интересна статья: Тема и идея произведения «Старуха Изергиль»
Для каждого из них свобода представляется по-разному. Гаврила, простой деревенский увалень, видит свободу с точки зрения раба. Он привык подчинению более сильным. Ему хочется иметь семью, свой дом, хозяйство. Не обладая средствами для претворения этой мечты в жизнь, он согласен жениться на богатой невесте, даже если это вновь приведет его к пожизненному рабству.
Челкаш, в отличие от него, это уже не раз битый жизнью человек, он много видел и знает. Свободолюбивый и гордый, он не желает какого-либо подчинения. У него отсутствует материальная зависимость, он вольный, как ветер, бурный как море, и все это придает ему спокойствие души. Он живет легко и просто, и это его кредо.
Рассуждения о смысле жизни совершенно противоположны у этих героев. Челкаш, это уже умудренный жизненным опытом человек. Когда-то и он был семейным человеком, имел хозяйство. Путь бродяжничества он выбрал осознанно.
У него нет проблем, как накормить голодную семью, поднять и приумножить хозяйство. Он живет тем, что занимается воровством. Легко полученные деньги он тратит легко и бездумно, не ставя перед собой цели к обогащению. Гаврила — молодой крестьянин, у которого впереди вся жизнь.
Ему еще только предстоит выбрать путь, по которому он пойдет.
Описывая природу, автор передает состояние действия, раскрывает истинную сущность героев.
Композиция
Рассказ Горького построен на антитезе, перед глазами читателя вырисовывается принципиальная разница между двумя героями.
Полному раскрытию их характеров служит композиция произведения. Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, ничтожно и мелко выглядят людишки. Они копошатся, как муравьи, подчиненные огромной силе, созданной их руками, и их поработившей.
Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)
В первой части идет речь о Челкаше. Это всем в порту известный человек, смелый и находчивый вор. Несмотря на его непривлекательное занятие, он пользуется уважением среди портовых рабочих. Челкаш собирается на «дело», ему нужен напарник. На его пути попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашом, он соглашается ему помочь.
Во второй части рассказа неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила отправились в море. На морских просторах Челкаш чувствует себя вольно и свободно, вид моря очищает его душу от житейской грязи. Гаврила напротив, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе.
Описание моря вырисовывает все хорошие качества, заложенные в Челкаше. В сравнении с ним, трусливый и подленький Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить своего напарника в опасную минуту.Третья часть произведения — кульминация и развязка. Удачно провернув «дело», Челкаш делится с подельником деньгами. Тут наступает кульминация.
В Гавриле, этом бесхребетном и робком увальне, просыпается алчность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые были спрятаны под личиной богобоязненного парня. Ради того, чтобы завладеть всеми деньгами, он совершает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила настолько ничтожен и мелок, что без всяких зазрений совести забирает деньги, брошенные ему Челкашом.
В развязке произведения и выявляется его низменная сущность и величие души прожжённого вора.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Сон смешного человека»
Жанр
Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма.
Источник: https://factstore.ru/chelkash-analiz-proizvedeniya/
«Челкаш» анализ произведения М. Горького
В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш».
По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея.
Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением.
Оглавление:
- История создания
- Максим Горький «Челкаш» — краткое содержание по главам
- Характеристика главных героев
- Смысл названия «Челкаш»
- Жанр и направление
- Конфликт
- Темы произведения М. Горького
- Проблематика
- Основная идея
- Вывод
История создания
Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) — русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» — первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.
Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.
Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.
Максим Горький «Челкаш» — краткое содержание по главам
Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали.
Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.
Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.
Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.
Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.
Глава I
К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся.
Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.
Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.
Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.
Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.
Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.
Глава II
Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.
В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.
Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.
Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.
На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.
Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.
Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.
Глава III
Утром появился приодевшийся Челкаш, и они поплыли на берег.
Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.
Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.
Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.
Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.
Характеристика главных героев
Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.
У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.
Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.
Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.
Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.
Заметно его отношение к деньгам — он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.
Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.
Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват; судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям — крестьянин, работавший на сенокосе.
Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».
Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.
Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.
Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.
Смысл названия «Челкаш»
В названии именем Челкаша определен главный герой повествования – босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности.
Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности.
Жанр и направление
По жанру это произведение — рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм.
Конфликт
За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе.
Темы произведения М. Горького
Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема.
В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.
На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.
Проблематика
Основная проблема — выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.
Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.
Челкаш — хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.
Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.
Основная идея
Свобода Челкаша делает человека духовно богаче, но не счастливее. Автор пытается показать, чем такая свобода обернется для человечества, если оно откажется от того, на чем держатся устои общества: от законов, моральных принципов, привязанности к своей земле, семье и родному дому.
Вывод
Основная мысль состоит в том, что социальная укорененность — необходимое условие жизни в обществе, она дает определенную свободу, но и ограничивает ее обязательствами, делает человека зависимым от всего, что у него есть.
Источник: https://1001student.ru/literatura/chelkash-m-gorkij.html
«Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.
Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою.
Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, – вот что характерно для горьковских бунтарей.
Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.
В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе: перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне.
Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.
Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее.
Челкаш «своей хищной худобой», «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба.
Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные»: всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.
Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища.
В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы», но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.
Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа. Произведение состоит из пролога и трех глав.
Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня».
Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их».
Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка.
Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу.
Хотя тот до смерти пугается «дела», участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу», зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.
Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство», которое очищало душу «от житейской скверны».
Пейзаж моря, данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.
Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба», но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.
Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле.
Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить.
Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!… И блудить-то не умеешь!»
В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.
-
«Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
-
«На дне», анализ драмы Максима Горького
-
«Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
-
«Детство», анализ повести Горького
-
«Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
-
«В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
-
«Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
-
«Мои университеты», анализ повести Максима Горького
-
«В людях», анализ повести Максима Горького
-
«Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
-
«Мещане», анализ пьесы Максима Горького
-
«Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
-
«Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
-
Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
-
Максим Горький, краткая биография
По произведению: «Челкаш»
По писателю: Горький Максим
Источник: https://goldlit.ru/gorky/558-chelkash-analiz
“Челкаш”: анализ рассказа Горького М
Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Он относится к числу тех творений искусства, где не только конфликтуют сами герои произведения (внутренний, художественный конфликт), но где в оценках неизбежны несовпадения между писателем и читателем, да и между самими читателями тоже. «Челкаш» — один из самых спорных, дискуссионных рассказов Горького.
С художественной точки зрения он образцово традиционен.
Присутствуют все композиционные элементы: экспозиция — море, гавань, порт; это фон, на котором происходит действие; три части, внутри которых завязка — встреча Челкаша и Гаврилы; развитие действия — подготовка к ночному воровскому рейду и делёж денег; кульминация — удар Гаврилы в спину Челкашу; развязка — Челкаш отдаёт деньги Гавриле; эпилог — морские волны, смывающие следы Челкаша и Гаврилы, уходящих в разные стороны.
Сюжетная линия, как и во многих рассказах писателя, не осложнена. Вор Челкаш случайно встречает бедного крестьянского парня Гаврилу, главная мечта которою состоит в том, чтобы не столько разбогатеть, сколько добыть денег на сносное крестьянское житьё.
Челкаш вовлекает Гаврилу в свой ночной воровской промысел, за который, по представлениям Гаврилы, получает баснословные деньги — пятьсот сорок рублей. Его «доход» превосходит все ожидания: Челкаш отдаёт почти всё, оставляя себе лишь небольшие деньги, и в порыве благодарности мужик кается вору, что хотел из-за денег убить его.
В гневе Челкаш избивает Гаврилу и отбирает деньги, но затем, смягчившись, отдаёт вновь. Вот, собственно, и всё. «Просто» в сюжетной линии, но совсем не просто в выявлении художественной идеи.
Кто такой Челкаш? Вор, уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности? Основание для такого предположения даёт Горький в начале первой главки: « Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Портрет героя не вызывает к нему симпатии — слишком похож на хищника.
Пройдёт совсем немного времени, и это неприязненное отношение к Челкашу будет уже не столь категоричным. Причина смягчения в том, что встреченный им мужик Гаврила начнёт пробуждать в Григории почти ушедшие, забытые, полуистлевшие воспоминания о прежнем его крестьянском житье-бытье.
В рассказ вкрапливается повествование о добосяцкой жизни Челкаша, и нет в его истории оснований для ухода Григория в другую жизнь. Не может же служить оправданием ухода «на дно» то, что стал «согнут работой» отец или постарела «осевшая к земле» мать.
Но не об оправдании Челкаша ведёт речь Горький устами рассказчика, а о постепенном раскрытии характера героя. Вот-вот может произойти с Григорием Челкашом невозможное для него — установится некая духовная связь с Гаврилой. Сама мысль о сближении неприемлема для Челкаша.
Ещё в начале рассказа Григорий «закипает» от внутренней зависти к Гавриле и ещё более от намёка на родственность мыслей с ним.
Образ Гаврилы понятнее и проще. Крестьянский парень, оторванный от деревни, мечтает каким-то чудом заработать. Предприятие, предложенное Челкашом, противоестественно для него, но, с другой стороны, крестьянская смекалка подсказывает ему, что, может быть, это и есть тот единственный шанс, о котором он и не мечтал даже – шанс быстро получить вожделенные деньги.
Предприятие удалось, он получает свои сорок рублей, затем получает больше — в порыве сентиментальной заботы о мужике Челкаш отдаёт почти всё. И то ли болтливость, то ли благодарная искренность подводят Гаврилу, и он рассказывает о своём чёрном замысле. Дальше — потеря денег, удар Челкаша камнем сзади, покаяние, возврат денег, уход… В разные стороны с Челкашом.
Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором. О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого.
То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни.
Такое толкование рассказа долго было в ходу. То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего.
Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение.
Кажется, что ясна дорога Гаврилы — в деревню, в дом, в зятья. А что, если он прельстится мыслью о лёгкой добыче денег? Ведь и такой поворот в судьбе персонажа вполне вероятен. Многие герои Горького оказались внизу, «на дне». Но ведь каждый пришёл туда по-своему.
Рассказы М. Горького задевали за живое, помогали многим людям познать себя, принять верное решение, попытаться изменить свою жизнь и судьбу.
Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2011
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/gorkij_m/chelkash_analiz_rasskaza_gorkogo_m/107-1-0-1020
Анализ рассказа Горького “Челкаш”
Рассказы Горького о босяках занимают особое место среди раннего творчества писателя (“Страсти-мордасти”, “Дед Архип и Ленька”, “Коновалов”, “Двадцать шесть и одна”, “Супруги Орловы”, “Бывшие люди”, позднее “На дне” и др.).
Интерес к этим “необыкновенным людям” Горький объяснял так: “Смотря на них, я замечал, что хоть они хуже живут “среднего класса людей”, но себя они чувствуют и осознают лучше их, и связанно это с тем, что они не жадные, не готовы душить друг друга и не собирают деньги”.
Босяки обратили на себя внимание Горького и как жертвы социального неравенства, и как носители идеи народного протеста.
Челкаш |
Рассказ “Челкаш” был напечатан в 1895 году в журнале “Русское богатство”. Сама публикация в этом издании много значила для литературной карьеры молодого писателя.
Журнал был столичный, известный, с хорошими традициями и солидной редколлегией. В.
Короленко, прочитав “Челкаша”, воскликнул: “Я же утверждал, что вы реалист! – Но, подумав и усмехаясь, он добавил: – Но и одновременно – романтик!”
Этот рассказ можно назвать компромиссом между правдой жизни и полетом романтического воображения. Такими “декорациями” в “Челкаше” является описание порта. Горький был первооткрывателем проблемы, которая стала одним из главных вопросов для искусства ХХ века.
Это проблема отчуждения буржуазного общества и индустриального производства от человека: “…люди… смешные и жалкие: их фигуры… суетятся, перебегая с одного места, на другое, они ничто в сравнение с окружающим лесом железных Колосов, кучами товара, вагонами, сильно гремящими и всем, что они создали.
Созданные вещи поработили и обезличили их самих, хотя цель их заключается в обратном – помочь людям”.
“В этой, беспорядочной на первый взгляд, суете, Челкаш чувствовал себя превосходно”, – противопоставляет автор главного героя рассказа всем остальным. С одной стороны, “гаванский люд”, “отупевший от усталости”, от “рабского труда”.
С другой – “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”, которому “улыбается солидный заработок”, не требующий больших усилий. Но именно этому оборванцу Горький отдает свою симпатию, потому что, с точки зрения писателя-романтика, этот “драный” босяк обладает высшей ценностью _ свободой.
Сохранить свободу и индивидуальность можно, только освободившись от социума и его норм.
Мерилом личностной ценности для Горького является не традиционная шкала “добро – зло”, а оригинальность или заурядность человека: “Он обожал различных людей с творческим направлением, всех, кто создает или просто мечтает создать в мире что-то новое. Качество и само содержащее этой новинки в его глазах имели второстепенное значение. Ему симпатизировало все, конкретно все люди, добавляющие в мир немного элементов озорства или бунта…” (В. Ходасевич).
Таков образ Челкаша – “среди тысячи таких же фигур, как он, босяцких и резких, он выделялся и на себя обращал внимание”. Горький любуется героем, похожим на степного ястреба, окружает его романтическим ореолом. Напряжение создает контраст между криминальным образом жизни героя и поэтичностью, возвышенностью его натуры.
Полной противоположностью главному герою является случайный подельник Гришки. “Травленый волк” чувствует свое превосходство над доверчивым и простоватым деревенским парнем, напоминающим молоденького теленка.
Участвуя в краже, Гаврила дрожит от страха, после ее удачного завершения вспоминает о боге. Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания – он хочет стать хозяином собственного надела земли. Гаврила вписан в “сильные крестьянские рамки”: он “прикреплен на века к недрам земли потом многих поколений”.
Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша.
Гаврила все просчитал: Челкаш – босяк, которого никто не будет искать. У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение.
Челкаш, “весь покрывшийся дрожью от возбуждения, резкой ненависти к такому жадному рабу”, кидает деньги: “Ворюга, гуляка, отрекшийся от всего родного – не способен быть такой жадиной, низким, не помнящим самого себя”.
Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична. Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они – люди свободные в обществе несвободных.
В “Челкаше” писатель не только помещает романтического героя в реальную обстановку, но использует и обратный ход, предлагая персонажу “из обычных” действовать в романтических условиях, выявляющих его натуру.
Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия. Душа Челкаша подобна морю: “Его вспыльчивая, нервная натура, жадная до впечатлений, никогда не поощряла созерцание этих темных широт, бескрайних и сильных”.
Гавриле же эта безграничная “стихия свободы” внушает только страх.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-rasskaza-gorkogo-chelkash.html
Две правды… (Урок по рассказу М.Горького “Челкаш”.)
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством Горького;
2.Развить представление о романтическом герое;
3.Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького (поэтизация гордых и сильных людей);
4.Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом;
5.Повторить понятие экспозиции и композиции;
6.Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького;
7.Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе;
8.Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив;
9.Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста;
10.Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова.
Эпиграфы урока:
«Люблю человека. «Люблю»,- это у меня не слово, а, так сказать, излюбленное моё ре-месло и даже, может быть, искусство…»
М.Горький – В.Я.Зазубрину,1928г.
«Чёрт побери все пороки человека вместе с его добродетелями – не этим он замечателен и дорог мне – дорог он своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».
М.Горький.
«Люди, их характеры, сложные и противоречивая игра настроений, мыслей, пережива-ний – вот что интересует писателя».
Смирнова Л.А.
Ход урока:
1 Вступительное слово учителя.
-Мне хотелось бы начать урок, наверное, так: в критике начала века писателя про-должали величать «певцом босячества» много лет спустя после того, как был напи-сан последний «босяцкий» рассказ.
Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений. Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу.
А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш.
2 Фронтальная работа с классом по выявлению уровня первичного воспитания:
– Какое настроение создаётся рассказом? (в рассказе есть и радость, и горе, и страда-ние, и ощущение свободы и одновременно горестной жизни, в котором существуют горьковские герои)
– Каково ваше первое впечатление о героях? (первое впечатление говорит о человече-ском превосходстве контрабандиста Челкаша над крестьянином Гаврилой, который, обуреваемый «собственническим инстинктом», готов пойти на убийство; или «подтал-кивает» читателя к тому, чтобы объявить Челкаша «злодеем», а Гаврилу представить носителем высших моральных ценностей: хотя авторская позиция далека от одно-значности и прямолинейности).
3 Составление сравнительной характеристики героев.
-Чем и, самое главное, когда похожи герои рассказа? (перед тем, как сбыть краденое, они вместе мечтают о будущем, вспоминают прошлое и рассуждают о жизненных идеалах. Между ними возникают почти родственные связи.
Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат».
Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость).
– Как они выглядят?
А) Портрет Челкаша: стр.
35: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор…», всклокоченные чёрные с проседью волосы, острое, хищное лицо, «длинный, костлявый, немного сутулый…,поводя горбатым, хищ-ным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными, серыми глаза-ми…». Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы.
Б) Портрет Гаврилы: стр. 38: «молодой парень…широкоплеч, коренаст, русый, с загоре-лым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша до-верчиво и добродушно…добродушный парень с ребячьими светлыми глазами…», круглая физиономия.
Какой художественный приём положен в основу портретов героев? – эпитет, верно, но сами портреты контрастны по своей сути: невольно ощущается следующая антитеза: хищная птица и ребёнок.
– Что мы знаем о их прошлом?
А) Жизнь Гаврилы: стр. 39: «Отец у меня – умер, хозяйство – малое, мать – старуха, земля высосана, – что я должен делать? Жить – надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зя-тья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь – то!..». Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится.
Б) Жизнь Челкаша: стр.52: «Отец – то был из первых богатеев в селе…», стр.54: 11лет босяк, краснощекая, пухлая мать с добрыми серыми глазами, отец – рыжебородый ги-гант с суровым лицом, истовый крестьянин.
Жена – черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле.
– В прошлом они оба были крестьянами, жили на земле и землей.
К чему стремится каждый из них?
А) Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги.
Б) Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства.
-Какой персонаж вам более симпатичен? Почему? (Челкаш. Он ярче, сильнее, интерес-нее.) Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Да.
Давайте вспомним опре-деление романтизма – романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме – микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма.
В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально – нравственным нормам.
-Что же представляет собой микрокосмос Челкаша? Чем он вам интересен? В чем правда жизни этого героя? Он анархичен – добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. НО! Всякая личность – если это духовно здоровая величина – должна стремиться к миру, а не от мира – вот мудрость жизни.
– А Гаврила? Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» – сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист (как вы по-нимаете это определение?), показывает нам, что и у Гаврилы есть своя правда жиз-ни. В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша.
Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни.
Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…».
Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться. Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия.
– Перечитаем заключительную фразу рассказа: «И на пустынном берегу моря не ос-талось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая?
(Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции).
4. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? (вступительная часть произведения, в которой излагаются обстоятельства, предшествующие сюжету): как и во многих ранних произведениях Горького, экспозиция представлена морским пейзажем. Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе».
Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. Стр. 33-34. И обратите внимание на имя греческого бога – Меркурия. О чем оно говорит? Что это за гимн? (гимн можно воспринять как развернутую метафору могущества денег, ведь порт – это место купли-продажи.
Не стоит также пренебрежительно относиться к контекстным антонимам: чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, грузчики перетаскивали тысячи пудов в животы пароходов).
5. Роль пейзажа в рассказе.
Морской пейзаж описывается в рассказе несколько раз. Рассказ буквально «пропи-тан» морем.
– это и экспозиция, о которой мы говорим: здесь пейзаж буквально прожигается солнцем.
– и темная ночь – стр. 43 «По небу двигались толстые пласты лохматых туч…» Именно в таком пейзаже – приморском, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее. Стр.45: «Он, вор, любил море.
Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны.
Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену.
По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты…». Мне кажется, что даже неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша.
-И страшное единение моря и неба тогда, когда Челкаш договаривается о сбыте наворо-ванного, стр. 47-48: « … между стеной и бортом этого гроба (что это символизирует для Гаврилы?), видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами.
Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша. Гаврила чужой этому миру, ему нет здесь места. Создается буквально ощущение скорой его гибели.
И если под ду-ховным понимать небесное, а под телесным – земное, то не понятно, чему суждено уме-реть: телу Гаврилы или душе?
– И «расхождение» их, стр. 49: «Теперь уже небо не походило на взволнованное море – тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелом пологом, низко опустившемся над водой и неподвижным.
А море стало ещё спокойней, черней, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше».
Эта зарисовка, на мой взгляд, как бы «упрочивает» материальность Гаврилы и скрывает от него возможность увидеть небо.
– И после страшного голубого меча, стр.51: «Ветер пронёсся и разбудил море, вдруг заи-гравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было об-ложено ими.
Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую – то серую, скучную думу».
Которая как бы отражает тоску в душе героя, вялое передвижение его «испуганных мыслей» по замкнутому кругу.
– И перед дележом денег, стр.
57: «Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно – зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги…льется глухой гул, рокочущий и вме-сте с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку…И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющая предметы друг от друга…». Жизнь как бы идет не здесь, она отделена от происходящего. Ей нет дела до тех, кто не занят работой,
– И после того, как Гаврила ранит Челкаша, стр. 60: «волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху». Одухо-творенная природа у Горького протестует против происходящего.
«Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды – сеть, сразу закрыв-шую собой даль степи и даль моря». Она (природа) как бы защищается от происходящего между этими людьми сетью дождя.
– И завершающий рассказ, стр. 62: «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их брызги в пену.
Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел…Все кругом наполнялось воем, рёвом, гулом…За дождем не видно было ни моря, ни неба».
Мне кажется, что это не только реакция природы на злодеяние, это и протест авто-ра, который очень любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, чище, совершеннее.
( Какое произведение вы вспомнили, почему?)
По крайней мере, 8 достаточно полных пейзажных зарисовок, не считая отдельных упо-минаний о море, небе и т.д.
И я считаю, что вполне можно сказать, что море, небо, тучи, ветер, дождь – это особые действующие лица у Горького («Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о буревестнике»…).
Мастерство писателя выражается не в одном лишь открытии поразительных переливов света и цвета: не менее разнообразна реакция на них и героев, и читателей.
6.Подведем итоги о роли пейзажа в рассказе.
Что дает для понимания героев пейзаж? Прежде всего, пейзаж у Горького одухотворен – все живет своей особенной жизнью.
Но пейзаж также является средством выражения авторской оценки происходящего (голоса автора мы напрямую не слышим), наверное, уместнее воспринимать его не только как «горизонтальное» измерение художественного пространства, но и как своеобразную «вертикаль» мировоззрения, вечности. Ведь не зря же так переживает за непрощение своей души Гаврила?!
7. Также мы не можем не сказать сегодня о том, что Горький в качестве синтаксического средства выразительности на протяжении всего рассказа использует фигуру умолчания. С какой целью мастер слова использует намеренный обрыв высказывания, предполагая, что читатель догадается о недосказанном?
Вашему вниманию мы хотим представить мини-инсценировку той части рассказа, где практически после каждой фразы героев «читается» фигура умолчания (инсценировка). Попробуйте объяснить, почему ребята сыграли именно так?
(фигура умолчания передает взволнованность речи героев, которые находятся в сильном нервном напряжении, она подсказывает, насколько насыщена сцена внутреннем действи-ем, мелкими нюансами поведения).
8.Подведение итогов урока.
Итак, перед нами 2 персонажа.
Как вы думаете, почему тема нашего урока сформулирова-на следующим образом: «две правды»? Да, мы чувствуем, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, но можем ли мы проиллюстрировать и мнение А.
Блока: « Сердце Горь-кого тревожится и любит, не обожествляя, требовательно и сурово». И как вы сей-час понимаете эпиграф урока? Изменилось ли ваше восприятие этих слов?
Да, вы совершенно правы. В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая за-давлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Но автор верит в человека, в его воз-можность к самосовершенствованию. Он верит в нас, читателей, которым необходимо «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия».
•Некоторые исследователи считают, что одной из особенностей прозы раннего Горького является наличие в ткани произведе-ния слов – лейтмотивов. Как вы думаете, какие слова-лейтмотивы сопровождают героев? Докажите свою точку зре-ния.
Для Челкаша – это слово «хищный», он вор, босяк – хищник.
Для Гаврилы – это слово «хозяин», так как не может он пока, во всяком случае, жить са-мостоятельно, – раб.
И еще одна интересная смысловая параллель: очень часто «хищник» Челкаш называет Гаврилу «теленком».
9.Домашнее задание: составить письменный план – исследование «Ранние романтиче-ские произведение М. Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе»- мож-но расширить список по желанию). О ком они написаны? Как они написаны? Зачем они написаны?»
Материалы для справок:
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение ка-кого-нибудь эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность жанровой формы.
Терминология:
Эпитет, композиция, олицетворения, контраст, антитеза, портрет, фигура умолчания, сло-во-лейтмотив, романтизм, рассказ, портретная характеристика, художественное простран-ство.
Углёва Наталья Георгиевна
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/materialy-v-pomoshch-uchitelyu/2594-dve-pravdy-urok-po-rasskazu-m-gorkogo-chelkash