«Госпожа Бовари», художественный анализ романа Гюстава Флобера
В основу романа «Госпожа Бовари» легла реальная история семейства Деламар, рассказанная Флоберу другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари.
Его вторая жена – Дельфина Кутюрье – изнывающая от мещанской скуки, тратившая все деньги на дорогие наряды и любовников и покончившая жизнь самоубийством – легла в основу художественного образа Эммы Руо/Бовари.
При этом Флобер всегда подчёркивал, что его роман далёк от документального пересказа реальной истории и времена даже говорил о том, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.
С момента рождения замысла и до публикации произведения прошло долгих пять лет. Всё это время Флобер тщательно работал над текстом романа, первоначально имевшим тысячу страниц и урезанным до четырёхсот.
В «Госпоже Бовари», как ни в каком другом произведении французского классика, проявилась его уникальная художественная манера, заключающаяся в лаконизме, ясности выражения мысли и предельной точности слова. Работа над романом далась Флоберу нелегко.
С одной стороны ему было неприятно писать о пошлой жизни среднестатистических буржуа, с другой – он пытался сделать это, как можно лучше, чтобы показать читателю всю подноготную провинциальной мещанской жизни.
Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини – Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности.
Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности», была натурой «рассудочной»: «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке – слова романсов, в книгах волнения страстей…».
«Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер – с тонкостью переживаний».
Получившая стандартное женское воспитание в монастыре урсулинок Эмма всю жизнь тянется к чему-то необычному, но каждый раз сталкивается с пошлостью окружающего её мира.
Первое разочарование настигает девушку сразу же после свадьбы, когда вместо романтического праздника при свете факелов она получает фермерскую пирушку, вместо медового месяца – бытовые заботы по обустройству нового дома, вместо статного, умного, стремящегося сделать карьеру мужа – доброго, ничем, кроме неё, не интересующегося, человека с некрасивыми манерами.
Случайное приглашение на бал в замок Вобьесар становится сокрушающим для Эммы: она понимает, насколько сильно не устраивает её жизнь, впадает в тоску и приходит в себя только после переезда в Ионвиль.
Материнство не приносит главной героини радости. Вместо долгожданного сына Эмма рожает дочь. Купить желаемое детское приданое она не может из-за недостатка средств. Девочка, как и её отец, обладает заурядной внешностью.
Эмма называет дочь Бертой – в честь незнакомой ей женщины с Вобьесарского бала – и практически забывает о ней.
Любовь к дочери в госпоже Бовари просыпается вместе с тщетными попытками полюбить мужа, которые она делает на протяжении всего романа, разочаровавшись то в одной, то в другой своей страсти.
Первая влюблённость в помощника нотариуса, белокурого юношу Леона Дюпюи оборачивается для Эммы платонической, полной душевных переживаний связью. Госпожа Бовари не сразу догадывается о том, что происходит между ней и молодым человеком, но, поняв это, изо всех сил пытается удержаться в лоне семьи и общественной морали.
На людях она «была очень печальна и очень тиха, очень нежна и в то же время очень сдержанна. Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты – учтивостью, беднота – сердечность. А между тем она была полна вожделений, яростных желаний и ненависти».
На этом этапе жизни от измены Эмму удерживает собственная «душевная вялость» и неопытность Леона.
После того, как измученный безответной любовью юноша уезжает в Париж, госпожа Бовари вновь погружается в тоску, из которой её вырывает новая, уже вполне взрослая страсть в виде первого в жизни любовника – Родольфа Буланже.
Эмма видит в тридцатичетырёхлетнем красавце романтического героя, в то время как богатый помещик воспринимает женщину, как очередную любовницу. Госпожу Бовари хватает на полгода возвышенной любви, после чего её отношения с Родольфом переходят в статус «семейных».
При этом разрыв с мужчиной Эмма воспринимает настолько болезненно, что, как и положено всем романтическим героиням, чуть не умирает от нервной горячки.
Последний этап духовного падения Эммы приходится на второго любовника, первого любимого – Леона Дюпюи. Встретившиеся спустя несколько лет герои уже обладают необходимой для создания временной пары распущенностью и не испытывают никаких угрызений совести из-за происходящего. Напротив и Эмма, и Леон наслаждаются своей любовью, но делают это до тех пор, пока не наступает очередное пресыщение.
Любовные похождения госпожи Бовари проходят для мужа незамеченными. Шарль боготворит супругу и слепо доверяет ей во всем. Будучи счастлив с Эммой, он совсем не интересуется тем, что чувствует она, хорошо ли ей, всё ли её устраивает в жизни? Госпожу Бовари это приводит в бешенство.
Возможно, будь Шарль более внимательным, она смогла бы установить с ним хорошие отношения, но каждый раз, когда она пытается найти в нём что-то положительно, он неизменно разочаровывает её – своей душевной чёрствостью, своей врачебной беспомощностью, даже своим горем, свалившимся на него после смерти отца.
Запутавшись в чувствах, Эмма одновременно путается и в деньгах. В начале она покупает вещи для себя – чтобы развлечься, успокоиться, приблизиться к красивой жизни; затем начинает делать подарки любовникам, обустраивать своё любовное гнёздышко в Руане, транжирить деньги на чувственные удовольствия.
Финансовый крах приводит Эмму к краху духовному. Она всей душой ощущает моральное превосходство мужа, и намеренно уходит из жизни, в которой так и не нашла счастья. Шарль прощает жене измены и потерю состояния. Он любит её вопреки всему, и умирает вслед за ней, потому что жить без неё не может.
По произведению: «Госпожа Бовари»
По писателю: Флобер Гюстав
Источник: https://goldlit.ru/flaubert/497-madame-bovary-analiz
Анализ романа Госпожа Бовари Флобера
Произведение относится по жанровой направленности к психологической драме, изображающей жизнь французской провинции девятнадцатого века.
Идея написания романа возникает у писателя в результате услышанной истории о семействе Деламар, в которой жена решается на самоубийство. Именно Дельфина Деламар, жаждавшая для себя лучшей жизни, выступает в качестве прототипа ключевой фигуры романа Эммы Бовари.
При этом сам писатель неоднократно упоминает о том, что все герои произведения являются плодом его литературной фантазии.
Эмма Бовари представляется автором в образе романтической натуры, мечтающей блистать в высших кругах, но при этом являющейся плохой супругой для своего мужа Шарля.
Молодая женщина характеризуется крайней противоречивостью, выражающейся в ее неоднозначных поступках, причина которых кроется в иллюзорном мире героини, поддавшейся влиянию книжной романтики.
Эмма пытается найти в жизни идеал мужчины, а также красивого существования, но ее попытки не увенчаются успехом, поскольку делает это она неразумно и глупо, полностью отрываясь от реальной действительности.
Композиционная структура романа отличается длинной экспозицией, позволяющей более точно раскрыть психологическую мотивацию поступков главной героини, и также тщательными авторскими зарисовками характерных черт героев произведения и деталей их бытовой жизни.
Сюжетная линия романа повествует о трагической судьбе молодой женщины, которая благодаря собственным иллюзиям создает себе несчастную жизнь, при этом писатель использует метод беспристрастного детального изложения событий без лирических авторских отступлений, передающих его точку зрения, применяя исключительно средства художественной выразительности.
Писатель демонстрирует в романе негативные признаки мещанской провинциальной жизни в виде пошлости, отсутствия рефлексии, наличием низменных страстей и амбиций, а также грубого, убогого материализма.
Отличительной особенностью романа является своеобразная атмосфера, в которой отсутствуют положительные и отрицательные персонажи, а также авторская позиция по отношению к героям произведения. Писатель отдает читательской аудитории право суждения о каждом персонаже романа.
Роман воссоздает колоритную картину бездушной буржуазной провинциальной жизни того периода времени, выглядевшей внешне довольно добропорядочной и правильной.
Вариант 2
За основу романа “Госпожа Бовари” Флобер берет реальную историю из жизни семьи Деламар. Ее Флоберу поведал его друг, поэт Луи Буйное. Согласно его рассказу, Эжен Деламар был врачом из провинции, сначала он был женат на вдове, а затем с молодой барышней, Дельфиной Кутюрье.
Она умирала от скуки в провинциальном городке, все свои сбережения тратила на платье и любовников. В конце концов, покончила жизнь самоубийством. Написанию данного романа автор посвятил 5 лет своей жизни, пытаясь раскрыть читателю все тайны провинциальной жизни.
Именно в этом произведении у автора проявилась неповторимая поэтическая манера.
Проблематика романа непосредственно связана с образом главной героини – Эммы Бовари. Она училась в монастыре, все время мечтает, но в жизни сталкивается с повседневностью, простотой. Одним из первых разочарований стала ее свадьба.
Фантазируя о романтическом, незабываемом празднике, все что она получила это, была фермерская гулянка, а вместо медового месяца – бытовые дела по обустройству нового дома. Даже материнство не приносит ей радости, она очень хотела сына, но радела дочь.
Эмма очень хотела бы покупать красивую одежду для малыша, но средств ей не хватает. Эмма пытается полюбить своего мужа, а вместе с ним и дочь на протяжении целого романа.
Однажды она влюбилась в помощника нотариуса, юноши по имени Леон. И когда она осознает о своих чувствах к нему, то пытается не поддаваться им и остаться в семье, соблюдая правила морали. Люди восхищались ее сдержанностью и рассудительностью. Но когда Леон едет в Париж, Эмма грустит. Затем она встречает своего первого любовника – Родольфа Буланже.
Для Эммы он как герой из книги, а для Родольфа она лишь очередная любовница. Она тяжело переживает измену мужу, как и все романтические героини, едва не умирает от тоски. Однако не может себя контролировать и отдается чувствам.
Через несколько лет госпожа Бовари встречает свою первую любовь – Леона Дюпюи. В настоящее время уже никакие моральные принципы и угрызения совести их не останавливают, они становятся любовниками. Они наслаждаются своей любовью, но не долго.
Муж Эммы как будто не замечает все любовные похождения своей жены, он ей слепо верит и вообще обожает жену. С ней он счастлив, но он никогда не интересовался, что думает она, счастлива ли.
Возможно если бы он больше проявлял внимания к жене, то у них были бы хорошие отношения. Каждый раз, когда Эмма искала что-то хорошее в муже, он постоянно ее разочаровывал. Шарль черствый, бездарный врач.
Госпожу Бовари это выводило из себя.
Госпожа Бовари запуталась в своих чувствах, сначала она начала приобретать вещи для себя, чтобы немножко отвлечься. Думала, что таким образом приблизиться к лучшей жизни. Затем она начала делать дорогие подарки своим любовникам, обустраивала квартиру для своих любовных утех.
Когда наступает финансовый крах, то для Эммы это еще и крах в нравственном смысле. Эмма чувствует что не может так дальше жить, не может жить в мире, где не нашла своего счастья. И сознательно расставаться с жизнью. Шарль же, в свою очередь, прощает измену жены. Он все же любит ее, несмотря ни на что.
И решает умереть вслед за ней, потому что жизнь без нее это не жизнь.
← Анализ рассказа Распутина Женский разговор
← Анализ рассказа Распутина Последний срок↑ ДругиеАнализ романа Русский лес Леонова →
Анализ произведения Архипелаг ГУЛАГ Солженицына →
- Сочинение по рассказу Толстого После бала рассуждение
В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла». - Сочинение по картине Васнецова Единородный Сын Слово Божие (описание)
Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем - Критика о романе Отцы и дети Тургенева (отзывы современников)
С момента публикации романа в журнале «Русский вестник». Являвшимся консервативным изданием, произведение писателя подвергается литературоведческим обществом тщательному анализу по главам - Сочинение на тему Гениальность рассуждение
Гениальность, как правило, ассоциируется с великими деятелями науки и искусства, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Исаак Ньютон, Франц Петер Шуберт, Имре Кальман, Г. М. Фихтенгольц и другими известными людьми, чьи творения - Сочинение Анализ рассказа Старуха Изергиль Горького
Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-romana-gospozha-bovari-flobera
“Госпожа Бовари”: анализ произведения
Творческая предыстория такова: от знакомого Флобер узнал об одном происшествии в семье руанского врача. Это происшествие привлекло его внимание, но понадобилось пять долгих лет, с 1851-го по 1856-й, чтобы из этого зерна вырос один из самых знаменитых французских романов. Однако Флобер всегда подчёркивал, что у его героев нет прототипов и весь роман – плод его вымысла.
Роман был написан, по словам писателя, «серым по серому».
Когда один из читателей упрекнул Флобера в пессимистичности и безысходности романа, от которого он ждал большей поэтичности, писатель горько отвечал: «Неужели вы думаете, что меня не тошнит, так же как и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна. Лично я всегда старался как можно дальше от нее уйти, но на этот раз, единственный раз, захотел углубиться в неё с эстетической точки зрения».
Любопытно, что роман о женщине построен как биография её мужа, Шарля Бовари. Эмма гибнет, но скучная и неинтересная история Шарля продолжается.
Роман был опубликован в «Ревю де Пари» в 1856 году. Вскоре после публикации писатель и редактор журнала были обвинены властями в «оскорблении морали, религии и добрых нравов» и вынуждены были предстать перед судом.
Блестящая защита подсудимых, которые добились оправдания, и широкое освещение романа в прессе сделали провинциального писателя Флобера национальной знаменитостью.
Вскоре роман вышел отдельной книгой, и оказалось, что он значительно опередил время: ни критика, ни читающая публика не были готовы по достоинству оценить это произведение, понять его значение и подлинное место в литературе.
«Провинциальные нравы»
Так сформулирован подзаголовок романа, названного по имени главной героини. И это не случайно: почти столь же большое внимание, как и образу заглавной героини, писатель уделяет исследованию нравов, принципов, привычек, поведения окружающих её людей.
Муж Эммы, Шарль Бовари, всем доволен. Он принимает обстоятельства такими, какие они есть. На требования жены Шарль частенько отвечает: «В деревне сойдёт!» Его жизнь серая и безвкусная.<\p>
Одно из открытий Флобера в этом романе – типичный буржуа аптекарь Омэ. «Буржуа…
значит „мещанин”, то есть человек, сосредоточенный на материальной стороне жизни и верящий только в общепринятые ценности» (В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе). Омэ даже печатается в либеральных газетках, но в душе лелеет лишь одну мечту: получить от правительства орден Почётного легиона.
Возможно, этот персонаж стал воплощением незримого героя из «Лексикона прописных истин», который всегда имеет про запас правильную «либеральную» фразу.
Флобер позже писал: «Все аптекари Нижней Сены, узнав себя в Омэ, хотели прийти ко мне и надавать мне пощёчин» — слишком многие узнали себя в этом типическом образе.
Можно предположить, что аптекарь может и не быть человеком одухотворённым, однако церковь гоже не является в этом мирке обителью духовности и нравственного начала. Дело в том, что местный кюре увлекается ветеринарией, и лечить коров ему интереснее, нежели утешать людей.
Душевное томление Эммы, её внутренний разлад он диагностирует очень просто: «Вам нехорошо, мадам Бовари? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше».
Вот единственное «утешение», которое ей может предложить священник отец Бурнизьен.
Сам Флобер называл своё произведение «анатомическим». Для создания лишь одного эпизода Флобер прочитал специальные медицинские исследования об оперировании искривлённой стопы. Он считал, что исследует общество с объективностью и тщательностью естествоиспытателя. Нет его вины в том, что общество выглядит столь несимпатично.
Такова объективная картина жизни. «Искусство — вторая природа, — писал он, – поэтому… в каждом образе надо чувствовать бесконечное и скрытое бесстрастие, и действие на зрителя должно быть ошеломляющим».
Во многих работах о творчестве Флобера приводится известная карикатура той поры, в которой писатель разглядывает сердце госпожи Бовари, наколотое на кончик ножа.
Трагедия Эммы Бовари
«Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», – писал Флобер во время работы над романом. И в то же время он говорил: «Мадам Бовари – это я».
Как же получилось, что писатель разоблачает свою героиню, но в то же время идентифицирует себя с ней? Показывая провинциальные нравы и разоблачая их пошлость, Флобер создаёт героиню, которая не в ладах ни со временем — она живёт лишь в мечтах о будущем, ни с пространством — она живет в глухой провинции, но тешит себя мечтами о жизни в замке, в Париже…
Эмма не может найти себе успокоения в провинции, хотя она выросла как скромная воспитанница монастыря. В чём же дело? Как ни странно, дело в тех книгах, которые она читала в юные годы. Эти романтические книги создали в её воображении блистательный мир, в котором Эмме никогда не будет места.
Писатель разоблачает не только беспочвенные иллюзии героини, но и самую суть сентименталистской и романтической литературы, которая для реалиста Флобера — ложь и отсталость. Эту ложь он должен разоблачить, эту отсталость он должен преодолеть.
Хотя Флобер настаивал на полной объективности и беспристрастности, но в описании романтических иллюзий своей героини он не скрывает своей иронии.
Когда у Эммы появятся возлюбленные, — а разочарование в муже пришло очень скоро, — то и они не будут соответствовать романтическим штампам. Леон и Родольф окажутся заурядными мужчинами, неспособными взять на себя ответственность за их отношения с Эммой и за их совместное будущее.
Эти любовные истории выписаны Флобером чрезвычайно искусно. Они, с одной стороны, очень искренние и живые, а с другой — пародируют романтические любовные истории.
Вот одна из самых традиционных, даже обязательных сцен для любовного романа: объяснение влюблённых. Обычно авторы любовных романов отправляли своих героев в уютный грот, на пустынную аллею в тёмном парке, в укромный уголок замка…
Флобер вписывает эту сцену в крикливую и шумную сельскохозяйственную выставку. Над эпизодом с выставкой он работал очень долго, тщательно его отделывая. Мычание коров, визг свиней, шум весёлой толпы – вот в какой обстановке Эмма выслушивает признание в любви.
Далека, невероятно далека её жизнь от прежних мечтаний… Пустые слова пошлого любовника показывают истинную цену влюбленности Эммы Бовари, но писатель не заканчивает этим эпизод.
Напротив, он идёт дальше и противопоставляет Эмме простую батрачку Катрин Леру, которая проработала на чужой ферме пятьдесят лет.
На выставке она получает за полувековую службу на ферме медаль и двадцать пять франков. И тут автор не сдерживается и проявляет эмоции, чего он всегда старался избегать: «Флаги, бараны, господа в чёрных фраках, ордена советника — всё это навеяло на неё страх… Прямо перед благоденствующими буржуа стояло олицетворение полувекового рабского труда».
Эмма ждет, что Родольф её украдёт и избавит от семейных обязанностей. Даже дочку она недолюбливает: ведь романтической героине не пристало иметь детей, тем более — от провинциального ограниченного мужа.
Однако Родольф вовсе не стремится увезти с собой возлюбленную, это не входит в его планы.
Дорога из города лежит мимо дома Бовари, и вот Родольф заворачивается в плащ и прячется в глубине кареты, чтобы ждущая возлюбленная не заметила его бегства.
Прежде чем скрыться, Родольф пишет Эмме письмо. В этом нет никакой житейской необходимости, но ведь романтические традиции так важны для провинциальных страстей. Письмо по сути составлено из выспренних фраз, набора выражений, прикрывающих лживость содержания. В этих пустых фразах нет ничего личного, душевного — нет чувства…
Наконец письмо закончено. Родольф чувствует, что не может оросить прощальное письмо слезами, как положено герою романа. Ведь прощальные письма непременно должны быть со следами слез! Как же быть? Далёкий от романтики и неспособный на подлинные чувства, Родольф быстро находит решение: он опускает палец в воду и окропляет бумагу…
Конечно, для жены провинциального лекаря возвышенная любовь оказывается столь же недоступной, как и «красивая жизнь». Однако анализировать психологию героини, её воображение, связывать их с её жизнью — сначала на ферме у отца, потом в доме скучного и глупого мужа — писателю уже мало. Флобер широко пользуется социальным анализом.
Конечно, сам метод открыт не им. (Вспомните, как часто прибегает к финансовым расчётам Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное», как много в его жизни определяет финансовое положение, материальное благосостояние.
Великим мастером социального анализа был Оноре де Бальзак, автор бессмертного цикла романов «Человеческая комедия».)
Флобер связывает трагедию своей героини с общей ситуацией во Второй империи, когда французское общество, с одной стороны, было охвачено разочарованием, а с другой — наблюдался интенсивный рост национальной буржуазии.
Деньги открыто и цинично использовались в качестве универсального критерия. Поэтому и гибнет Эмма, запутавшись в финансовых проблемах.
Ростовщик Леже опустошает её душу и её жизнь куда быстрее и страшнее, чем несбывшиеся мечты и неудачливые любовники.
Хочешь помечтать? Во Второй империи и это не будет бесплатным. Эмма старается не по средствам хорошо одеваться, жить в роскоши. Когда Эмма получает прощальное письмо от Родольфа, она лишь задумывает самоубийство. Настоящим смертным приговором для неё становится счёт, выставленный в письме ростовщиком.
Мечты переплетаются с жалким враньём, с утаиванием небольших гонораров, зарабатываемых её мужем. Враньём оказывается вся жизнь Эммы и жизнь вокруг неё.
Она не замечает, насколько органично ложь входит в её жизнь: «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».
Эмма совершает самоубийство. Она всю жизнь посвятила поиску выхода из ничтожной провинциальной жизни навстречу романтическим мечтам и ожиданиям, но вся её жизнь оказалась обманом. Она разорила себя, семью, опустошила свою душу бесплодным ожиданием блистательной жизни. Как и подобает героине романа, Эмма решает красиво уйти из жизни.
Но жестокая реальность жизни не оставляет шансов даже на это: её смерть ужасна и отвратительна. В «анатомическом» романе писатель подробно останавливается на неприятных подробностях её медленного и мучительного умирания. Смерть героини для Флобера — это гадкое умирание романтической лжи, с которой писатель боролся всю свою творческую жизнь.
Это не результат столкновения яркой мечты с жестокой реальностью, это смерть самой мечты.
Флобер писал медленно, кропотливо выписывая детали, вдумываясь в слова и стараясь почувствовать то, что чувствуют его герои.
Описание мучительной смерти Эммы нелегко далось писателю: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим…»
Последняя ироническая нота романа — сообщение о процветающем аптекаре Омэ, который наконец-то получил орден Почетного легиона. Пошлость торжествует во Франции, утверждает Флобер. После этого невозможно верить не только в мечты, но и в позитивную реальность. Пессимист Флобер горестно восклицает: «Основа моей веры — неверие».
Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/flober_g/gospozha_bovari_analiz_proizvedenija/95-1-0-2136
Анализ романа Флобера «Госпожа Бовари»
Центральной героиней романа становится молодая женщина по имени Эмма, дочь самого обыкновенного, хотя и довольно состоятельного фермера. Девушка получает воспитание в монастыре, где постоянно читает старинные книги о прекрасных дамах и благородных, смелых рыцарях, всецело им преданных.
Наивная Эмма даже не сомневается в том, что обязательно встретит на своем жизненном пути именно такого безупречного рыцаря, красивого и храброго, который будет готов совершить ради нее любой подвиг.
Она абсолютно не представляет себе реальной жизни, и именно это обстоятельство становится главной причиной последующей трагедии в ее судьбе.
Мужем Эммы становится самый обыкновенный человек Шарль Бовари, не обладающий ни выдающимися внешними данными, ни светскими манерами.
У Бовари имеются некоторые лекарские навыки, хотя настоящего образования у него и нет.
Шарль безумно влюблен в молодую жену, он согласен трудиться день и ночь для того чтобы она ни в чем не нуждалась, однако Эмма с ее идеалистическими представлениями оказывается не в силах оценить любви и преданности этого простого человека, она мечтает о другом, а Шарль ее запросам совершенно не соответствует. Сам Бовари с самого начала повествования выглядит достаточно жалким, хотя он и не заслуживает столь презрительного и неприязненного отношения со стороны супруги.
Эмма очень быстро разочаровывается и в муже, и в семейной жизни в целом, продолжая грезить о «настоящем мужчине».
Когда она встречает юного Леона, он вызывает у нее живейший интерес, поскольку, по крайней мере, не похож на Шарля, но робкий молодой человек лишь смотрит на нее с восторгом, не в силах сделать ни единого шага навстречу.
В период их первого знакомства никаких отношений не завязывается, для Эммы все ограничивается только мечтами.
В случае искушенного, циничного Родольфа все получается совсем иначе. Он видит с первого же взгляда, насколько госпожа Бовари наивна, насколько она не знает жизни и в особенности мужчин, и понимает, что победа над этой женщиной не составит для него никакого труда.
Эмма действительно сближается с ним без всякого сопротивления, и Родольфу вскоре надоедает ее чрезмерная привязанность, которую она не в силах скрывать, ее преданность и обожание. С самого начала ясно, что эта связь долго не продлится, и Родольф разрывает отношения точно так же, как многократно делал это и до Эммы.
Для него в этом любовном эпизоде нет ничего особенного, тогда как героиня романа от потрясения едва не теряет рассудок.
Следующая встреча с уже несколько повзрослевшим Леоном приводит к тому, что Эмма сама, став довольно опытной женщиной, соблазняет его.
Еще один роман в жизни госпожи Бовари, который тоже в итоге ничем не заканчивается, но в этом случае ситуация осложняется также требованиями кредиторов, ведь Эмма, покупая себе в долг дорогие наряды и бездумно разбрасываясь деньгами, приводит и себя, и мужа к полному разорению.
То, что оба любовника от нее при этом отворачиваются, нисколько не удивляет, этого следовало ожидать, ни один из них и не планировал с нею серьезных и длительных отношений и, разумеется, не собирается решать ее проблемы.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Потеряв все и окончательно отчаявшись, Эмма сводит счеты с жизнью. Ее уход фактически убивает и несчастного Шарля, он даже не пытается вспомнить о том, что у него осталась дочь, что о ней необходимо позаботиться.
Равнодушие героев этого романа к своему ребенку вообще кажется странным, мировоззрение Эммы нисколько не меняется после рождения девочки, а ее муж по-прежнему сосредоточен только на супруге.
Жизнь Шарля заканчивается вместе со смертью жены, он абсолютно не способен взять себя в руки, к тому же он узнает о том, что Эмма его обманывала, встречаясь с другими мужчинами, хотя это было и ранее очевидно, Бовари лишь не хотел ничего замечать в своей слепой любви.
Шарль становится такой же жертвой крушения иллюзий в результате столкновений мечтательности с реальностью, как и его жена, финал обоих супругов весьма печален. Автор показывает читателям, какой трагедией может обернуться отсутствие представлений о настоящей жизни, длительное существование в вымышленном мире, как это произошло с Эммой Бовари.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-romana-flobera-gospozha-bovari.html
«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера
«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера
В романе «Госпожа Бовари» герои — это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа — Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа.
Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.<\p>
Муж Эммы, Шарль Бовари — деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр.
Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала , хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.
<\p>
Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.
<\p>
Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье.
Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.<\p>
Любовники Эммы Родольф и Леон — разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма — его давняя юношеская любовь.
Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.
<\p>
Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.
Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта.
Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.<\p>
История создания «Госпожи Бовари» растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет.
После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества. Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда).
Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример — и это казалось оскорбительным критикам того времени.<\p>
Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/gospozha-bovari-analiz-proizvedeniya-flobera.html
Проблематика и поэтика романа Флобера «Госпожа Бовари»
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.
– Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.
– Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.
– Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.
Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).
«Госпожа Бовари» 1856
– Главная героиня романа — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни.
– Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа — в деталях и формах подачи сюжета.
– Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.
– «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем» – писал Флобер.
– Главная особенность эпохи — пошлость. Флобер стремится показать пошлость мещанской среды и невозможность счастья в жизни.
– Для Флобера провинция — это вся Франция.
– Шарль – воплощение мещанства.
Эмма
– типичная представительница своей среды, но её незаурядность в том, что она не хочет примириться с её убожеством.
– Вкусы Эммы, её представления о жизни порождены пошлой буржуазной средой.
– У неё два идеала — внешне красивая жизнь и всепоглощающая любовь. Но поиски такой любви оборачиваются заурядностью и пошлостью: оба её любовника далеки от идеальных образов её воображения. Но любовь для неё — единственный способ существования.
– Она представляет себе любовь только в роскоши и богатстве, и потому высокие чувства в ней легко уживаются с векселями и долговыми расписками. Настоящим смертным приговором для неё становится письмо-счет от ростовщика Лере.
В этом мире
– деньги олицетворены хищным ростовщиком Лере
– церковь — жалким священником
– интеллигенция — глупым Шарлем
Символом вырождения общества стал образ аптекаря Омэ — образ торжествующей и всепобеждающей пошлости.
– Реализм Флобера – в умении поднять единичное до общества, увидеть в заурядном случае типический.
– Роман считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одни из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.
– Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии для традиционного романа положительных героев.
– Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и мотивацию её поступков.
– Жесткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой половины 19 века.
– Тщательность изображения героев, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера.
25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.
Становление реализма — 1870-е годы
– регионалистические тенденции: достоверное изображение повседневной жизни разных уголков Америки
– Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
– Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
– Ф. Брет Гарт «Габриэль Конрой»
После победы кандидата республиканцев Авраама Линкольна на выборах 1860 года, одиннадцать южных штатов объявили о выходе из состава США, образовав новое мятежное государство, Конфедеративные Штаты Америки. Начинается Гражданская война (1861-1865) между Севером и Югом, в результате которой Юг потерпел поражение, и рабовладение было отменено на всей территории США.
Со второй половины 19 века американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.
Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (1835-1910) — юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др.
Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор его наследники». Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекельберри Финна».
Сборники рассказов и эссе
– «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867
– путешествие по Европе – «Простаки за границей» 1869
Трилогия о Миссисипи
– «Приключения Тома Сойера» 1876
– «Жизнь Миссисипи» 1883
– «Приключения Гекельберри Финна» 1884
Исторические романы
– «Принц и нищий» 1881
– «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» 1889
– «Личные воспоминания о Жанне дАрк сьера Луи де Канта, её пажа и секретаря» 1896
Сатирические памфлеты
– «Соединенные линчующие штаты» – проблема расовой дискриминации
– «Грандиозная международная процессия», «Приветствие 19 века 20 веку» – критика империалистической политики США
– «Исправленный катехизис», «Таинственный незнакомец» – критика религии
Источник: https://cyberpedia.su/6x23af.html
Проблематика романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”
Флобер, как писатель-реалист, раскрывает в Эмме Бовари, героине пошлого адюльтера, личность трагическую, пытавшуюся восстать против ненавистной ей действительности, и, в конце концов, поглощенную ею. Эмма Бовари оказалась типом и символом современности.
Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности. Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной – неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление и неизбежно связанное с ним страдание.
Героиня Флобера не привыкла разбираться в своих чувствах, она подчиняется влечениям, не подвергая их критике сознания, она не ведает, что творит. Флобер должен был разбираться во всем этом сам, без помощи героини, понять то, что она сама не могла понять, проникнуть в подсознание.
Он хотел проникнуть в логику страстей, которая не похожа на логику мысли. Поэтому Флобер отказывается от драмы.
Драма – это исключение, а он должен изобразить правило.
Психологически глубоко разработанный образ Эммы Бовари раскрывается в разных планах: Она – жена Шарля, мать ребенка, любовница Родольфа, клиентка Лере… Только что вышедшая из монастырского пансиона и приехавшая на ферму отца, Эмма хранит в душе усвоенный в пансионе идеал жизни, полной высоких чувств и страстей. Деревня вскоре теряет для нее всякую привлекательность, и она разочаровывается в ней так же, как и в монастыре. Когда на ее горизонте появился Шарль, она приняла «беспокойство, вызываемое новым ее положением» за чудесную страсть.
Тотчас после брака эта иллюзия
исчезла. Эмма хотела найти в своем муже нечто значительное, сколько-нибудь приближающееся к ее книжному идеалу. Она пела ему меланхолические романсы, но оставалась такой же спокойной, а Шарль не был ни более влюблен, ни более взволнован.
Операция калеки убедила Эмму в
бездарности ее мужа. С любовниками происходит почти то же. Эмма Бовари находит в любовниках то же, что в муже, – все ту же «пошлость брачного сожительства».
Родольф скучает во время ее поэтических излияний, Леон – слабый характером, наскучивший слишком большой страстью, практически осторожный человек. Она вскоре перестает любить его, она любит в нем свою любовь, т.е. самое себя. Вместе с тем вся эта «поэзия любви» превращается в самый обычный адюльтер.
Эмма вынуждена лгать мужу, придумывать множество мелких уловок, вовлекать в сферу своих обманов других. Она должна трепетать перед соседями. Из любви к роскоши и сентиментальности она делает подарки своим любовникам. В минуты душевного волнения она способна декламировать всем известные стихи.
Лаская ребенка, она предавалась «патетическим излияниям, которые всюду, кроме Ионвиля, напоминали бы затворницу из «Собора Парижской Богоматери».
Страстная любовь выражается в самых
избитых фразах, заимствованных из какого-нибудь затасканного романа. Однако нелепо не только выражение чувств Эммы, смешны и цель ее стремлений и вкусы.
В центре ее желаний – «мальчик красивый», традиционный герой, одетый в черный бархат, окруженный роскошью и могуществом, исполненный всяческих совершенств. Она дарит своим любовникам подарки, украшает комнату какими-то занавесками, требует от Родольфа, чтобы он думал о ней ровно в полночь.
Мещанские украшения, красивые курточки или сапожки являются для нее необходимым сопровождением большой страсти, «поэзии жизни», без которой счастье для нее невозможно. Но Эмма не может уйти от обыденного. Пошлость не только окружает ее, она царит даже в ее мечтах.
В этом и заключается отличие этого образа от всех предыдущих героев Флобера, которые внутренне были всегда свободны от пошлого.
Объясняя высокие порывы Эммы физиологическими влечениями, Флобер тем самым показал их оборотную сторону и тем самым еще больше усиливал иронию.
Неудовлетворенность духовная связана
с неудовлетворенностью физической, жажда огромной поэзии превращается в жажду сексуальных наслаждений. Связь с Леоном возбуждает у нее страсть к роскоши, к мягким тканям и вкусной пище.
С первых глав романа, через тонко и вдумчиво отобранные детали, Флобер вскрывает драму поэтического чувства.
Для сознания, формирующегося в условиях провинциально-мещанского бытия, оказывается затрудненным выход к живому, реальному ощущению того, что объективно прекрасно.
Героиня романа, казалось бы, не желает считаться с реальной жизнью, стремясь принять действительность лишь в тех условных формах, которые подсказываются «романами о любви», поэтому и создается возможность двойного существования для Эммы: рядом с мужем и без мужа.
Образ Шарля Бовари также претерпел некоторую эволюцию. Первый план свидетельствует о том, что вначале он был задуман в более традиционном стиле.
Фатоватый красавчик, прельстивший богатую вдову, но оказавшийся ее жертвой, безвольный и слабый, даже чувствительный, подчиняющийся своей интриганке-матери, — Шарль, видно, не был предназначен для того, чтобы вызвать сочувствие у читателя.
По-видимому, это был обычный муж традиционного адюльтерного романа, муж, самое существование которого оправдывает неверность жены. Это — воплощение ничтожества, глупости и бездарности.
Конечно, таков он и в окончательном тексте романа. Однако и с ним происходит нечто подобное тому, что произошло с Эммой.
У него появляются драгоценные качества, вызывающие к нему симпатию и даже некоторое уважение, — он безгранично верит своей неверной жене и преданно ее любит. Его характеристика меняется уже во втором плане.
Подчеркивается чувствительность его натуры, его привязанность к родным полям. Исчезает фатоватость, и на богатой вдове он женится уже не по собственному расчету, а по настоянию матери.
Он любит любовника
своей жены, не подозревая их связи, беспокоится о здоровье Эммы и
горюет после ее смерти.
В образе традиционного мужа, всегда в таких
случаях смешного и непривлекательного, появляется «другая сторона», так
же как в образе Эммы. Но если для
Эммы эта «другая сторона» была отрицательной, то для Шарля она оказалась положительной.
Тем самым возникала та «объективность», которая должна была не только полнее изобразить действительность, но и подчеркнуть ее трагизм.
В самом деле, эти положительные
и даже трогательные качества нисколько не меняют конечного смысла образа. Остаются мещанское довольство, бездарность, величайшая вульгарность ума и чувств, делающие Шарля воплощением провинциализма и мещанства и «рогоносцем». В этой функции он и остается до конца, поясняя действие и подчеркивая его «необходимость».
Флобер ясно показывает, что причин злосчастий простых и, в сущности, неплохих людей – Шарля и Эммы – следует искать в идиотизме провинциального существования. Продолжая реалистические традиции Стендаля и Бальзака, Флобер переводит вопрос о «роковом одиночестве» человека на почву подчеркнуто будничной, реальной действительности.
Шарль Бовари в результате сумбурного воспитания и совокупности жизненных обстоятельств делается обывателем. Эмма, начитавшись литературы с ее «обольщениями», становится героиней грязных романов. Это всего лишь следствия главной причины, обусловившей жизненную катастрофу Эммы и Шарля. Эта главная, определяющая причина коренится в условиях существования людей.
Глубокая безнравственность, нечто постыдное и унизительное заложено в самой природе провинциального существования, при котором высокое, здоровое, человечное притупляется и извращается.
Эмма не могла полюбить Шарля, так как не понимала его чувств к себе; она не могла поверить в существование любви у Шарля, так как его любовь не выражалась в выработанных литературой условных формах.
Эмма попала в некий заколдованный круг. Она желает внушить себе любовь, а так как в романах любовь сопровождается рядом неизменных признаков «высокой страсти», то Эмма полагает, что достаточно внешних признаков «страсти» (луна, стихи, романсы), чтобы тем самым испытать ее магическое влияние. Она сознательно пытается привить себе поэтическое чувство.
Понимание безнравственности жизненных
условий, в которые поставлена Эмма Бовари, не мешает писателю довольно сурово осуждать героиню за ее «сентиментальные причуды», столь чуждые ей как положительной натуре, «положительному духу». Флобер колеблется между симпатией к Эмме – жертве развратившей ее мещанской среды – и чувством сурового осуждения Эммы, как олицетворения фальши, эгоизма и сентиментальных причуд.
Искреннее сострадание к героям переплетается с иронией по отношению к ним. Писатель вводит читателя в самую суть формирования «романтического идеала». Так, в начале романа Эмма полна глухого и неопределенного беспокойства, смутного недовольства жизнью.
Она ищет нечто, что могло бы ее противопоставить окружающему. Есть идеальное устремление – идеал воплощается в образе Парижа. Эмма приобретает план Парижа, и тогда «ее Париж» наполняется названиями улиц и бульваров. Но идеал оставался все еще слишком абстрактным.
И тогда на помощь привлекались журналы с подробностями великосветской жизни, и идеал Эммы приобретал конкретные законченные формы. Флобер пишет: « В своих желаниях Эмма смешивала чувственные утехи роскоши с сердечными радостями, изысканность манер с тонкостью чувств…».
И даже после бегства Родольфа Эмма не теряет своих иллюзий.
Вторично встретив Леона в Руане, «Эмма много распространялась о ничтожестве земных чувств, в вечном уединении, где остается погребенным сердце». Леон охотно включается в эту игру, и собеседники состязаются в выражении самой безрадостной меланхолии.
Когда же Леон вырывает у Эммы признание в любви, сразу же меняется направление беседы – в высоких фразах уже нет необходимости. В этом отношении показательна сцена в Руанском соборе. Эмма, цепляясь за остатки добродетели, молится, ища спасения у бога.
А Леон, который мыслит штампами бульварной литературы, считает такое поведение Эммы всего лишь удачной находкой, придающей пикантность их свиданию.
Таким образом, непрерывно перерождаясь, первоначальный «идеал безрадостного существования» завершается разнузданным, грязным образом жизни.
Флобер проник в тайники мещанского поэтического чувства: оно зарождается как противоположность грубой реальной жизни, чтобы кончить низменной и грязной реальностью. Эмма берет в дом служанкой девочку, пытаясь на великосветский манер сделать из нее камеристку.
Эмма пленяет Шарля многочисленными тонкостями: новые бумажные розетки к подсвечникам, новый волан на платье, камин украшает вазами и т.п.
То есть параллельно с мечтами о мире роскоши, страстей и фантастических прихотей, в котором Эмма живет, происходит постоянный подмен мечты суррогатами идеального существования. Эмма последовательно снижает «идеал» до своего уровня, пытаясь «возвысить» повседневную жизнь на уровень мечты, имитируя светское утонченное существование.
В «Госпоже Бовари» Флобер вскрывает на примере судьбы Эммы, Родольфа, Леона, различные стороны мещанского «поэтического чувства». Мещанская романтика способна лишь имитировать живую жизнь и живое человеческое чувство, подменять их фетишами материального преуспевания.
Для Эммы чувство любви было неотделимо от его материальной оправы, от роскоши. Глубокое отчаяние охватывает Эмму в конце романа, когда она подводит итоги своим исканиям поэтически одухотворенного, романтически возвышенного существования.
Все обращается в прах, все лжет, все обманывает, – говорит она себе.
Роман заканчивается смертью Эммы. Это окончание весьма традиционно. Десятки героинь, брошенных любовником или отчаявшихся в любви, погибали от нервной горячки, от отчаяния, от других болезней, иногда очень подробно описанных, с физиологическими деталями.
Но смерть госпожи Бовари оказывается весьма прозаичной. Она умирает не от любви и не от разбитого сердца: поводом к самоубийству становится недостаток денег.
Разочаровавшись во втором своем возлюбленном, увидев вокруг себя пугающую пустоту, Эмма умирает не от этого.
Причина самоубийства – не сердечная катастрофа и не философская трагедия, а ионвильский ростовщик, угрожающая ей опись имущества и страх перед невыносимым долготерпением Шарля.
Она предлагает Леону обокрасть хозяина, она готова отдаться Родольфу после всех унижений и измен, чтобы получить у него две тысячи франков, – она вновь топчется в грязи низких расчетов, из которых хотела вырваться. Чем больше она прилагала усилий, чтобы обрести настоящее чувство и чистую страсть, тем больше погрязала в мерзости обыденного, и на самом дне его нашла свою смерть.
Трагедия Эммы в том, что она
не может выйти за круг обыденного, она обручена с обыденным. Прозаичность смерти Эммы подчеркивается не только физиологическими деталями, с которыми Флобер описывает действие яда.
Главный иронический смысл заключается в том вздоре, который говорят у ее гроба Оме и Бурнисьен, в закуске с выпивкой, новой деревянной ноге Ипполита, позах и лицах ионвильских жителей – весь этот комизм превращается в высокую трагедию.
Эмма умирает в объятиях Ионвиля, даже в самой смерти она принадлежит ему.
Автор не спас свою героиню ни от одного из возможных оскорблений. Он не дал ей ни ума, ни образования, ни тонкости вкуса, ни силы духа. И только это неистребимое стремление, жажда непознанного и запретного возвышают Эмму над всеми довольными и счастливыми и резко, категорично и навсегда противопоставляют ее «среде».
Разглядеть в обыкновенном адюльтере
огромное внутреннее содержание, найти свою героиню в провинциальной мещанке, не смущаясь ни бульварными вкусами, ни ограниченностью ума, оправдать ее только силой стремления и силой иллюзий, и вместе с тем показать бесполезность этой трагической борьбы и нелепость «сентиментального» идеала счастья – такова была задача Флобера, эстетическая, нравственная и социальная одновременно. Разрешив эту задачу методами своей глубоко продуманной эстетики, Флобер создал роман, который наложил печать на целую эпоху литературного развития. В образе Эммы есть широкая философская мысль, но она включена в содержание образа, она не выступает наружу, как это было в ранних произведениях Флобера. Читателя поражает правда деталей, доходящая до иллюзии, бьющая как удары хлыста, повседневность, от которой захватывает дух. Но эта обыденность, ставшая здесь эстетической категорией, выражает нечто большее. Это не только бедствия Эммы, показанные как частный случай чьей-то частной трагедии. За трагедией прелюбодеяния и пошлости вырастает трагедия любви и тоски, на которую обречена женщина в мире чудовищного мещанства. Эмма не только прелюбодейная жена. Ее судьба – судьба всякого человека, неудовлетворенного этим обществом, мечтающего о красоте и захлебывающегося во лжи и отвращении.
Источник: https://freepapers.ru/9/problematika-romana-g-flobera-gospozha/235990.1610334.list3.html