Анализ стихотворения «гамлет» бориса пастернака

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака “Гамлет”

Первый вариант стихотворения существенно отличается от окончательной редакции:

Вот я весь. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске

То, что будет на моем веку.

Это шум вдали идущих действий.

Я играю в них во всех пяти.

Я один. Все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Коллизии трагедии Шекспира вышли за пределы своего времени и продолжаются в последующие века. Это борьба гуманистов – одиночек с цинизмом и жестокостью, царящими в обществе.

В данной редакции нет той глубины раздумий о жизни, которая так присуща последней редакции.

Стихотворение посвящено действующему лицу трагедии Вильяма Шекспира – Гамлету. Этого героя Пастернак высоко чтил как представителя “коренных направлений человеческого духа”.

Гамлет был дорог поэту своим служением идеалам добра и справедливости.

“Зрителю представляется судить, как велика жертва Гамлета, если при таких видах на будущее он поступается своими выгодами ради высшей цели” – борьбы с ложью и злом.

Обратите внимание

В 40-е годы Пастернак подвергался нападкам критики. Александр Фадеев писал о чуждом советскому обществе идеализме в творчестве поэта, о пастернаковском “уходе в переводы от актуальной поэзии в дни войны”.

Алексей Сурков писал о реакционном отсталом мировоззрении Пастернака, которое “не может позволить голосу поэта стать голосом эпохи”. Несмотря на это Пастернак вынашивал замысел романа “Доктор Живаго”.

Своим произведением он хотел рассказать о тех бедствиях, которые принесла Октябрьская революция народам России. Созданную впоследствии книгу завершили стихи Живаго. Первое из их “Гамлет”, в котором фокусируются мысли автора о своем времени.

Это своеобразная исповедь поэта, уподобление своей жизни судьбе шекспировского героя, “поднявшего оружие против моря бедствий”. Поэт подчеркивает близость к Гамлету.

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

Слово “гул” более соотносится с многоголосным гулом шумом толпы, нежели с шумом в театре до начала спектакля.

Подмостки – это слово ассоциируется не только с площадью для выступлений, но и с уличным помостом. Кроме того, для поэта страницы его творчества – те же подмостки, откуда слышен его голос. В “отголоске”, реакции читателя на произведение, можно предвидеть, что “случится на моем веку”.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси…

В этой строфе содержится своеобразная тайнопись.

“Сумрак ночи” подразумевает гнетущую атмосферу бесправия, которая царила в стране. “Сумрак ночи” осуществляли тысячи обладателей “биноклей на оси”: чиновники от литературы, цензоры, соглядатаи. Они вглядывались, вслушивались в жизнь поэта. И лирический герой просит Бога (“Авва Отче”), чтоб их суд не миновал:

Если только можно, Авве Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Образ чаши всегда ассоциировался с образом несчастной судьбы. Поэт считает Гамлета борцом с несправедливостью:

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Роль – это стремление поэта осуществить миссию героя как борца с “вывихнутым веком”.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Важно

Речь идет о трагедийности самой жизни, которая своими масштабами превосходит драму Гамлета. И невозможно противостоять установленным властями правилам:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Эзоповский смысл этих строк прозрачен. Поэт не откажется от своего “Доктора Живаго”. Но это действие неизбежно повлечет за собой кару – “неотвратим конец пути”.

Несмотря ни на что, Пастернак сумел предвидеть, как сложатся его жизненные обстоятельства после публикации романа “Доктор Живаго”. Сколько горечи и боли в приведенных высказываниях поэта, осознания невозможности изменить что-либо в своей судьбе.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Фарисейство – это ложь, лицемерие и фанатизм. Оно-то и губит все живое и честное.

Последняя фраза- это народное изречение. В нем веками приобретенная мудрость ее создателей. Человек – пленник своего времени вынужден подчиняться силе обстоятельств, порой поступаться своими принципами.

Всего шестнадцать строф, а как много сказано поэтом о своем времени. В день похорон Пастернака у его могилы было прочитано стихотворение “Гамлет”.

Источник: https://gimn56nou.ucoz.com/publ/analiz_stikhotvorenija_b_l_pasternaka_quot_gamlet_quot/1-1-0-8

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Борис Пастернак «Гамлет», стихотворение свое, написал в 1946 году. А роман о судьбе русской интеллигенции, жизнеописание доктора-поэта, был создан в 1957 году.

Семнадцатой, последней частью главного произведения Бориса Пастернака являются стихи, щедро приписанные автором своему герою.

Данный анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» призван выяснить, почему оно открывает сборник поэзии Юрия Живаго.

Совет

Усложняет анализ то, что говорить нужно о лирическом герое, созданном литературным персонажем. Позиция самого Пастернака может быть рассмотрена через призму жизненных установок этого условного автора.

Дмитрий Быков, изучающий биографию и творческое наследие поэта, утверждает, что сюжетом роман обязан тому представлению об идеальной жизни, которую хотел бы прожить сам Пастернак.

Таким образом, анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» может помочь юному читателю узнать о жизненных идеалах поэта.

Тема стихотворения сложная: автор пытается осмыслить свое литературное творчество, определить его значимость в собственной жизни, его общественную роль и назначение. Поскольку изложение ведется от первого лица, можно предположить, что свою собственную жизнь доктор-поэт сопоставляет с драматической судьбой самого неоднозначного из героев Шекспира.

Своего лирического героя он переносит на сцену, тем самым подразумевая, что жизнь его самого выставлена напоказ, и он чувствует, что играет роль, а управляет им опытный режиссер. Условность происходящего подчеркивает театральная лексика. Под «подмостками» подразумевается жизнь, косяк бутафорской двери обозначает заодно и «вход» – приход в жизнь, и «выход» – уход из нее.

Театральные бинокли – это зрители: советская «общественность», цензоры и так далее, которые «не читали, но не согласны». Кроме того, герой ощущает враждебный характер этого внимания, направленного на него, и выражает его эпитетами «ночь», «сумрак».

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» требует осветить еще одну его тему – мотив христианского отношения к жизни, выраженного в просьбе «актера», обращенной к «режиссеру».

Форма обращения говорит о том, что имеется в виду Творец всего Сущего, а герой хоть и молится, и просит пронести чашу горьких испытаний и тяжкого выбора мимо, но как истинный христианин согласен с замыслом Творца на его счет и готов ко всему, что ему уготовано.

Обратите внимание

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» дает возможность понять смысл фразы «другая драма» (слова, взятые поэтом из Библии, описывают эпизод предательства Иисуса учеником его). Видимо, говорится о том, что драма связана уже не с театром и не с библейской историей, а с жизнью.

Герой чувствует, что судьба его уже предопределена, что бы он ни делал – конец трагичен: одиночество и лицемерное равнодушие окружающих.

Но, согласно идеалам самого автора романа, герой как истинный интеллигент и христианин готов нести свое предназначение, состоящее в противостоянии окружающей лжи и враждебности, до конца ответственно и взвешенно.

Конечная фраза – распространенная, часто употребляемая народная пословица, которую странно слышать из уст образованного лирического героя. Но он – русский человек, и философия мудрости народной ему не чужда. Не обладающим ею очень трудно выжить в России и сегодня.

Поэт Борис Пастернак (анализ стихотворения «Гамлет» тому доказательство) открывает этим произведением сборник стихотворений Юрия Живаго потому, что оно является программным. Оно содержит в сжатом виде самые важные жизненные установки и условного, и настоящего автора.

Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/analiz-stihotvoreniya-pasternaka-gamlet/

Гамлет

ВВЕРХ

Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиЕсли только можно, Aвва Oтче,Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти. Пастернак, Борис Леонидович

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» открывается стихотворением «Гамлет», которое поэт приписывает авторству своего героя.

Впоследствии это произведение приобрело огромную популярность, потому как в нем дается ответ на вопрос, что же такое человек, и может ли он оставаться самим собой до конца жизни.

История возникновения этого произведения довольно необычна. Помимо литературной деятельности Борис Пастернак, владеющий несколькими иностранными языками, занимался переводами. И именно его авторству принадлежит самая знаменитая русскоязычная версия знаменитого «Гамлета» Уильям Шекспира.

Работая с первоисточником, поэт смог в полной мере ощутить трагедию главного героя, поставленного перед непростым выбором. Однако свое произведение он посвятил актерам, которым предстоит сыграть эту непростую роль на сцене, поэтому стихотворение начинается со строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, прислоняясь к дверному косяку».

Важно

Однако, описывая те чувства, которые испытывает человек в образе Гамлета, Пастернак имеет ввиду не только актеров. Образ, созданный поэтом, гораздо шире и глубиннее. Он является собирательным и включает в себя множество ипостасей, которые обобщены обычными эмоциями.

Если рассматривать их с философской точки зрения, то каждый из нас, будь то Юрий Живаго, шекспировский Гамлет, сам Пастернак или же любой другой человек, рано или поздно встает перед жизненным выбором. И.

приняв какое-то решение, испытывает не только волнение, но и страх от осознания того что есть только одно мгновение, когда можно что-то изменить или же исправить, после которого наступает так называемая «точка невозврата», когда все последующие поступки уже не будут иметь никакого значения.

Поэтому главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики. Однако если разобраться, то любой человек ведет себя точно также вне зависимости от того, кем он является, ведь в жизни каждому из нас приходится лицедействовать. И от того, насколько хорошо и убедительно сыграна роль, зависит абсолютно все – успешная карьера, личное счастье, реализация собственного творческого потенциала.

Обращаясь к судьбе, которая предопределена для каждого человека, Пастернак отмечает: «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль». Это означает, что автор не намерен противиться очевидным вещам, он – фаталист.

Именно так живет большинство из нас, полагаясь на старое доброе «авось», даже не осознавая, что иногда важно не только хорошо выучить свою роль, но и знать содержание всей пьесы, которое может меняться и трактоваться по-разному. Поэтому фраза поэта о том, что «сейчас идет другая драма.

И на этот раз меня уволь» сегодня, как и 70 лет назад, может расцениваться, как открытый бунт человека, осознающего, что его заставляют стать участником заранее спланированного представления, о котором он не имеет ни малейшего представления.

И это неприкрытое желание отказаться от навязанной роли в условиях тоталитарного режима вызывает искреннее восхищение поэтом, который, в первую очередь, является гражданином своей страны и не желает быть чьей-то марионеткой.

Совет

Тем не менее, Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути».

Читайте также:  Сочинение: серебряный век в творчестве есенина

Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок.

Финальная же фраза этого стихотворения о том, что «жизнь прожить – не поле перейти» свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного.

на русском языке <\p>Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/503-gamlet.html

Анализ стихотворения Бориса Пастернака. Гамлет

Cлайд 1

Борис Пастернак «Гамлет» Анализ стихотворения Учитель русского языка и литературы НПДВОК «Пенаты» Берёзкина Юлия Владимировна

Cлайд 2

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, авва отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти. 1946

Cлайд 3

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» открывается стихотворением «Гамлет», которое поэт приписывает авторству своего героя. Впоследствии это произведение приобрело огромную популярность, потому как в нем дается ответ на вопрос, что же такое человек, и может ли он оставаться самим собой до конца жизни

Cлайд 4

И именно Пастернаку принадлежит самая знаменитая русскоязычная версия знаменитого «Гамлета» Уильям Шекспира. Работая с первоисточником, поэт смог в полной мере ощутить трагедию главного героя, поставленного перед непростым выбором. Однако свое произведение он посвятил актерам, которым предстоит сыграть эту непростую роль на сцене, поэтому стихотворение начинается со строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, прислоняясь к дверному косяку».

Cлайд 5

«Гамлет» — многоаспектное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.

Cлайд 6

Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера трагедии «Убийс тво Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно: Гул затих. Я вышел на подмостки. В буквальном, прямом понимании — это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь — это театр и люди в нем — актеры

Cлайд 7

Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше: Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу). Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом

Cлайд 8

Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака

Cлайд 9

В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти. Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским — лживым, лицемерным — был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в «Докторе Живаго». В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.

Cлайд 10

10 февраля 2015 года Борису Пастернаку исполнится 125 лет

Источник: https://bigslide.ru/literatura/54286-analiz-stihotvoreniya-borisa-pasternaka-gamlet1.html

Анализ стихотворения Пастернака “Гамлет”

Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” открывается стихотворением “Гамлет”, которое поэт приписывает авторству своего героя. Впоследствии это произведение приобрело огромную популярность, потому как в нем дается ответ на вопрос, что же такое человек, и может ли он оставаться самим собой до конца жизни.

История возникновения этого произведения довольно необычна. Помимо литературной деятельности Борис Пастернак, владеющий несколькими иностранными языками, занимался переводами. И именно его авторству принадлежит самая знаменитая русскоязычная версия знаменитого “Гамлета” Уильям Шекспира.

Работая с первоисточником, поэт смог в полной мере ощутить трагедию главного героя, поставленного перед непростым выбором. Однако свое произведение он посвятил актерам, которым предстоит сыграть эту непростую роль на сцене, поэтому стихотворение начинается со строк: “Гул затих. Я вышел на подмостки, прислоняясь к дверному косяку”.

Однако, Описывая те чувства, которые испытывает человек в образе Гамлета, Пастернак имеет ввиду не только актеров. Образ, созданный <\p>

поэтом, гораздо шире и глубиннее. Он является собирательным и включает в себя множество ипостасей, которые обобщены обычными эмоциями.

Если рассматривать их с философской точки зрения, то каждый из нас, будь то Юрий Живаго, шекспировский Гамлет, сам Пастернак или же любой другой человек, рано или поздно встает перед жизненным выбором. И.

приняв какое-то решение, испытывает не только волнение, но и страх от осознания того что есть только одно мгновение, когда можно что-то изменить или же исправить, после которого наступает так называемая “точка невозврата”, когда все последующие поступки уже не будут иметь никакого значения.

Поэтому главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: “Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси”. Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики. Однако если разобраться, то любой человек ведет себя точно также вне зависимости от того, кем он является, ведь в жизни каждому из нас приходится лицедействовать. И от того, насколько хорошо и убедительно сыграна роль, зависит абсолютно все – успешная карьера, личное счастье, реализация собственного творческого потенциала.

Обратите внимание

Обращаясь к судьбе, которая предопределена для каждого человека, Пастернак отмечает: “Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль”. Это означает, что Автор не намерен противиться очевидным вещам, он – фаталист.

Именно так живет большинство из нас, полагаясь на старое доброе “авось”, даже не осознавая, что иногда важно не только хорошо выучить свою роль, но и знать содержание всей пьесы, которое может меняться и трактоваться по-разному. Поэтому фраза поэта о том, что “сейчас идет другая драма.

И на этот раз меня уволь” сегодня, как и 70 лет назад, может расцениваться, как открытый бунт человека, осознающего, что его заставляют стать участником заранее спланированного представления, о котором он не имеет ни малейшего представления.

И это неприкрытое желание отказаться от навязанной роли в условиях тоталитарного режима вызывает искреннее восхищение поэтом, который, в первую очередь, является гражданином своей страны и не желает быть чьей-то марионеткой.

Тем не менее, Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как “продуман распорядок действий и неотвратим конец пути”.

Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок.

Финальная же фраза этого стихотворения о том, что “жизнь прожить – не поле перейти” свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-pasternaka-gamlet/

Мои раздумья над стихотворением Б. Л. Пастернака «Гамлет»

Великие стихотворения невозможно читать бездумно. Они рождают сложные ассоциации, пробуждают и чувства, и мысли.

Для меня настоящим открытием стало стихотворение «Гамлет», написанное Б. Пастернаком в 1946 году и вошедшее в знаменитый роман «Доктор Живаго». В романе оно открывает цикл стихов Юрия Живаго как программное и многое рассказывает о своем авторе.

Прежде всего, кто он? Не Гамлет, не Христос, не Живаго, даже не Пастернак, а лирический герой, им созданный, вобравший в себя черты и Гамлета, и Христа, и Живаго, и Пастернака, а может, и еще многих.

Поэт писал о своем лирическом герое: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским, и когда я пишу стихи, я их всегда пишу в тетрадь этому человеку».

Важно

Такое обобщение ко многому обязывает. Лирический герой Пастернака — наследник величайших достижений мировой культуры. Это человек перед лицом вечности, человек, которому предстоит выбор пути — быть может, самый трагический выбор: как и для чего жить? Каким быть?

Невольно вспоминается лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». У Пастернака — «Я вышел на подмостки», на сцену, перед лицом вечности.

Стихотворение написано в середине XX века, но поэт думает не только о настоящем: его заботит и прошлое, и будущее, он чувствует себя Гамлетом, решающим «быть или не быть», а если быть, то как не утратить себя, сохранить главное — личную свободу, свободу мысли, творчества, свои, незаимствованные убеждения, не сдаться фарисейству, не позволить поглотить себя «сумраку ночи». Он чувствует ответственность не только за себя — он отвечает за судьбы мира.

Лирический герой Пастернака знает, что участь интеллигенции всегда была трагической; он понимает, что 1946 год — неподходящее время для оптимизма.

В это время вышел ряд постановлений ЦК партии, разгромивших русскую культуру, а сам Пастернак был вынужден писать «в стол», лишенный возможности печататься на родине.

Ведь не случайно «Доктор Живаго» появился в Италии, а не в России, а от Нобелевской премии поэту пришлось отказаться.

«Быть знаменитым некрасиво», — считал Пастернак, но и молчать он не мог. «Гамлет» — проявление гражданского мужества, готовности вступить в единоборство с судьбой.

Автор видит в Гамлете «не драму бесхарактерности, но драму долга и самоотречения».

«”Гамлет” — драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения» — эта мысль Пастернака объясняет твердость его нравственных убеждений, несгибаемость гражданской позиции.

Поэт прекрасно понимает, что «…продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Он горько признается себе: «Я один. Все тонет в фарисействе…» и делает философский вывод, не утешающий, не примиряющий, а горький: «Жизнь прожить — не поле перейти».

Совет

Обычно пастернаковская стилистика завораживает. Обилие эпитетов, сравнений, а особенно метафор, ярких, оригинальных, которые, появившись, сразу оживают, вызывают глубоко личные ассоциации, заставляют воспринимать стихи как музыку, как гармонию дивных звуков. «Гамлет» написан иначе.

Читайте также:  Может ли отзывчивость принести разочарование?

Кажется, что поэт не хочет отвлекать читателя от главного — философского содержания этого удивительного стихотворения, от мыслей о смысле жизни и творчества, о необходимости стойко переносить и отражать удары судьбы. Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

Изобразительных средств в стихотворении немного, но они так выразительны, что навсегда врезаются в сознание, в память: «На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси…» Это действительно «живопись слова», зримая картина.

И гениальное заглавие — «Гамлет»… Оно соединяет столетия; сближает с великим Шекспиром; подчеркивает, что человечество не решило «вечных» проблем и их предстоит решать каждому новому поколению; убеждает в неразрывности эпох, их культуры.

Таково, наверное, свойство настоящей поэзии — будить и чувство, и мысль, вызывать гордость тем, что ты тоже человек и тебе доступны высоты человеческого духа. Поэт помогает нам подниматься на эти высоты, раскрывает необъятные духовные возможности человека, ведет нас за собой, открывает новые горизонты.

На этой странице материал по темам:

  • изобразительные средства в гамлете
  • средства выразительности в стихотворении пастернака гамлет
  • анализ стихотворения гамлет пастернака
  • анализ – сравнение гамлета и выхожу один я на дорогу
  • гамлет пастернак стих

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/p/pasternak/sochineniya/gamlet/moi-razdumya-nad-stihotvoreniem-b.-l.-pasternaka-gamlet

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Борис Пастернак «Гамлет», стихотворение свое, написал в 1946 году. А роман о судьбе российской интеллигенции, жизнеописание доктора-поэта, был сотворен в 1957 году.

Семнадцатой, последней частью головного произведения Бориса Пастернака являются стихи, щедро приписанные создателем собственному герою.

Данный анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» призван узнать, почему оно открывает сборник поэзии Юрия Живаго.

Обратите внимание

Усложняет анализ то, что гласить необходимо о лирическом герое, сделанном литературным персонажем. Позиция самого Пастернака может быть рассмотрена через призму актуальных установок этого условного создателя.

Дмитрий Быков, изучающий биографию и творческое наследство поэта, утверждает, что сюжетом роман должен тому представлению об безупречной жизни, которую желал бы прожить сам Пастернак.

Таким макаром, анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» может посодействовать молодому читателю выяснить о актуальных эталонах поэта.

Тема стихотворения непростая: создатель пробует осмыслить свое литературное творчество, найти его значимость в своей жизни, его общественную роль и предназначение. Так как изложение ведется от первого лица, можно представить, что свою свою жизнь доктор-поэт сопоставляет с драматической судьбой самого разнопланового из героев Шекспира.

Собственного лирического героя он переносит на сцену, тем подразумевая, что жизнь его самого выставлена напоказ, и он ощущает, что играет роль, а управляет им опытнейший режиссер. Условность происходящего подчеркивает театральная лексика. Под «подмостками» предполагается жизнь, косяк бутафорской двери обозначает заодно и «вход» – приход в жизнь, и «выход» – уход из нее.

Театральные бинокли – это зрители: русская «общественность», цензоры и т.д., которые «не читали, но не согласны». Не считая того, герой чувствует агрессивный нрав этого внимания, направленного на него, и выражает его эпитетами «ночь», «сумрак».

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» просит осветить еще одну его тему – мотив христианского дела к жизни, выраженного в просьбе «актера», обращенной к «режиссеру».

Форма воззвания гласит о том, что имеется в виду Творец всего Сущего, а герой хоть и молится, и просит пронести чашу горьковатых испытаний и тяжкого выбора мимо, но как настоящий христианин согласен с планом Творца на его счет и готов ко всему, что ему уготовано.

Важно

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» дает возможность осознать смысл фразы «другая драма» (слова, взятые поэтом из Библии, обрисовывают эпизод предательства Иисуса учеником его). Видимо, говорится о том, что драма связана уже не с театром и не с библейской историей, а с жизнью.

Герой ощущает, что судьба его уже предопределена, что бы он ни делал – конец трагичен: одиночество и криводушное равнодушие окружающих.

Но, согласно эталонам самого создателя романа, герой как настоящий интеллигент и христианин готов нести свое назначение, состоящее в противоборстве окружающей ереси и враждебности, до конца трепетно и взвешенно.

Конечная фраза – всераспространенная, нередко употребляемая народная пословица, которую удивительно слышать из уст образованного лирического героя. Но он – российский человек, и философия мудрости народной ему не чужда. Не владеющим ею очень тяжело выжить в Рф и сейчас.

Поэт Борис Пастернак (анализ стихотворения «Гамлет» тому подтверждение) открывает этим произведением сборник стихотворений Юрия Живаго поэтому, что оно является программным. Оно содержит в сжатом виде важнейшие актуальные установки и условного, и реального создателя.

Источник: https://tipsboard.ru/analiz-stixotvoreniya-pasternaka-gamlet/

Анализ стихотворения Б. Пастернака “Гамлет”

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»

Данное стихотворение было представлено читателю в произведении Бориса Пастернака «Доктор Живаго», автором которого является одноименный персонаж. Однако не стоит полагать, что это стихотворение только о герое романа. На мой взгляд, это стихотворение, с одной стороны, о Настоящем Человеке, человеке с большой буквы, а с другой, это каждый из нас. Однажды все мы вынуждены выбирать, как нам поступить, какой путь выбрать, не всегда общество поддерживает нас, особенно если наши поступки и помыслу ему не понятны. Так и лирический герой данного произведения не хотел откалываться от общества, он думал, что сможет «играть роль»,отведённую обществом, но наступил тот «спектакль» в котором герой уже не может участвовать «Но сейчас идёт другая драма,// И на этот раз меня уволь». Главная тема стихотворения, на мой взгляд, нравственный выбор лирического героя. Он не может больше притворяться, он другой. И вот здесь автор поднимает следующую тему – тему нравственности общества. А готово ли оно принять настоящего лирического героя, героя без маски? – нет. Об этом говорят строки «На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси» . Общество уже вынесло свой приговор – оно не готово принять духовно-богатого, чистого душой героя. «Я один, всё тонет в фарисействе» – в этих строках Борис Пастернак обнажает лицо современного общества, его обман и лицемерие. Парадокс заключается в том, что духовно-нищее, лживое, лицемерное общество выступает в роли судьи лирического героя. Хотя в стихотворении он представлен как актёр, исполняющий роль Гамлета, на самом же деле он – подсудимый. Его деяния непростительны, он чувствует свой скорый суд, чувствует как над ним сгущается «сумрак ночи», как символ чего-то плохого, тёмного, страшного. Однако его судьба ему понятна, подтверждение этого мы читаем в первой строфе: «Я ловлю в далёком отголоске, // Что случится на моём веку». Зная, что за его выбор, за его мировоззрение ему придется платить, он от него не отступает, он хочет быть честным прежде всего перед собой. Пусть он останется один, пусть «конец пути неотвратим», свой выбор герой сделал.<\p>

Проблема нравственного выбора героя поднималась не раз в литературных произведениях, противопоставление лирического героя обществу – актуальная проблема и по сей день. Каким человеком стать? Как поступить, оставаться честным перед собой или, подчинившись обществу, «плыть по течению»? Эти вопросы ставили перед собой многие литературные герои, например, Саня Григорьев из романа «Два капитана». В отличие от своих сверстников он не может просто подчиниться обстоятельствам, он выступает как человек со сложившимися принципами: «бороться и искать, найти и не сдаваться». Общество не принимает его выбор, пытается сломить его, но испытания лишь закаляют Саню, делают его сильнее. Ещё одним примером борьбы человека и общества являются главные герои произведения К. Кизи «Полёт над гнездом кукушки». Бронден и Макмёрфи – на самом деле не здоровые люди в психиатрической больнице, они здоровые люди в нашем больном обществе. Они пытались вести себя «как все», быть «как все», но не смогли. За это общество в лице старшей медсестры их жестоко наказывает, но они не сдаются, они пытаются раскрыть всем глаза, достучаться до каждого. В какой-то момент главные герои одерживают победу, но не на долго. Хотя правящий аппарат (Мисс Гнусен) пал под напором Макмёрфи, он все же и ему не даёт насладиться победой, превращая героя в овощ. Однако стоит помнить, что Кен Кизи все-таки «освободил» своего героя, Бронден убивает его, чтобы враги не смогли насладиться беспомощным состоянием Рендла.<\p>

Тема нравственного выбора является актуальной и по сей день, несмотря на то, что данное стихотворение было написано 1946 году. Как поступить? Какой выбор сделать? Поддаться лицемерному обществу и стать его представителем или быть в меньшинстве, опале, непонимании, но оставаться честным перед собой? Выбор за каждым из нас. Борис Леонидович раскрыл нам всю тяжесть выбора и его горькие последствия.<\p>

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-b-pasternaka-gamlet-2482277.html

Анализ стихотворения Пастернака Гамлет

Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой свободы.

Главный герой в своём лирическом образе осознаёт всю трагичность истории, в которой протекает его жизнь. Осознание главным героем  того возможно он все-таки один пытается бороться во лжи  но не сдаваясь готов в своём трудном пути идти до конца. Пастернак пытался вложить в главного героя не только свой собственный личный образ жизни, ну и смысл так сказать бытия всего огромного мира.

В главной части стихотворения ощущается напряженная борьба, которая находится в душе главного героя, но в конце этого сочинения поединок человека над самим собой заканчивается победой. Душевной внутренней человеческой свободы вокруг трагичной реальности, а победа человеческого духа против мрака и страха о смерти.

Совет

После общего анализа этого стихотворения нужно осветить вам еще одну немало важную тему, а это христианский мотив к жизни и его отношение, выраженное просьбой главным героем и обращенной просьбой к поэту.

Это возможно объяснить фразой автора “другая драма” (эти слова, автор взял, прям из Библии, а они описывают предательский эпизод Иисуса его же учеником).

Видимо он имел в виду, что эта драма уже происходит не в библейской истории, а в самой жизни.

В этом стихотворении герой  Пастернака чувствует, судьба его уже давно переопределена, чтобы он не делал и как не старался и что конец будет его трагичен: суровое одиночество, лицемерие и равнодушие всех окружающих.

Пастернак продолжил своим стихотворением, классическую традицию написав его в стиле Лермонтова и его поэтической жизненной философией. Наделив своего героя художественным прекрасным талантом, этим отдав ему своё самое дорогое, чем и обладал сам.

Кратко по плану

  • Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный
    Произведение “Дар напрасный, дар случайный… было создано на свет 26 мая 1828 года. Его автором стал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Нужно отметить, что этот день является для поэта очень значимым,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
    В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
  • Анализ стихотворения Полонского Дорога 9 класс
    Поражает своим многообразием поэзия Якова Полонского: в его творчестве встречается любовная, пейзажная и философская лирика. Глубокий анализ поведения человека, который потерял смысл жизни, показан в стихотворении «Дорога». Творчество
  • Анализ стихотворения Есенина О Русь взмахни крылами
    В начале революции Есенин её поддерживал и думал, что жизнь изменится в лучшую сторону. Жизнь изменилась, но не так как хотел писатель. Много крестьян после революции потеряли все и разорились. Есенин несколько лет обманывался,
  • Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мной
    Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.
Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: искусство

Источник: https://analiz-stihov.ru/pasternak/gamlet

Борис Пастернак – Гамлет: стих “Гул затих, я вышел на подмостки”, читать текст на РуСтих

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Анализ стихотворения «Гамлет» Пастернака

Бессмертная трагедия Шекспира «Гамлет» не потеряла своей актуальности и в наше время. Поднятые в ней общечеловеческие философские вопросы интересовали людей любой национальности во все эпохи. Пастернаку принадлежит один из самых удачных вариантов перевода трагедии.

Он провел огромную работу по ее анализу и максимально точному переложению мыслей Шекспира на русский язык. Поэтому стихотворение «Гамлет» (1946 г.) не случайно открывает поэтическую часть романа «Доктор Живаго».

В образе Юрия Пастернак отразил мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути.

Обратите внимание

В произведении используется многоступенчатое сравнение. Прежде всего, лирический герой сравнивает себя не с персонажем трагедии, а с актером, который должен сыграть эту роль. Исполнение Гамлета считается в театральном мире одним из самых сложных.

Для точной передачи всей полноты душевного конфликта главного героя актер должен буквально вжиться в его образ, на себя прочувствовать трагедию его жизни. Пастернак воспроизводит момент появления актера на сцене. На него устремлено все внимание зрительного зала через «тысячу биноклей».

Актер находится в состоянии наивысшего душевного подъема от осознания важности происходящего.<\p>

Возникает еще одна аналогия. Лирический герой сравнивается с Иисусом Христом. Согласно евангельской легенде, Христос должен был выпить горькую чашу, означающую его согласие на принятие всех человеческих грехов и будущие страдания.

«Убоявшись в сердце своем», он просит Бога избавить его от этой чаши, но все же находит в себе силы и принимает ее. Образ чаши стал нарицательным при описании непростого жизненного выбора.<\p>

Во второй части стихотворения Пастернак прямо намекает на советское тоталитарное общество.

Лирический герой согласен исполнять роль Гамлета на сцене, но понимает, что такая же трагедия происходит в его жизни. Понятно, что пьеса закончится как обычно, все слова и действия персонажей заранее известны. Но что делать, если реальная жизнь живого человека становится всего лишь ролью в разыгрываемом кем-то спектакле.

Финал стихотворения крайне пессимистичен. Все сравниваемые персонажи (Христос, Гамлет, Живаго, актер) в результате объединяются в самом авторе, который «тонет в фарисействе» (замыкает рассуждение тоже библейский образ). Жизнь в тоталитарном государстве лишена свободы и проходит под управлением «главного режиссера». Мучительный выбор – всего лишь игра, от него ничего не зависит.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Гамлет на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/boris-pasternak-gamlet/

Анализ стихотворения “Гамлет” Борис Пастернак!!! Пожалуйста))) – Школьные Знания.com

Вот выбирай самое главное.

Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.

Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни.

Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик.

Важно

Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.

Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?

Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?

Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).

Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.

Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя.

Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство.

И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).

Совет

В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой.

Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»).

При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний

Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом.

Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох.

И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.

Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).

Источник: https://znanija.com/task/24569597

Анализ «Гамлет» Пастернак

«Гамлет» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.<\p>

Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.<\p>

Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.<\p>

Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?<\p>

Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?<\p>

Обратите внимание

Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).<\p>

Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.<\p>

Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).<\p>

В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний<\p>

Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.<\p>

Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).
<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pasternak-boris/3895-analiz-gamlet-pasternak

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]