Идейно — тематическое своеобразие повести куприна «олеся»

Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся»

Категория: Олеся <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Повесть «Олеся», написанная А. И. Куприным в 1898 году, — одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа.

Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение героя к этим событиям, он многое понял, стал мудрее, опытнее в жизни.

Но в те времена, когда он впервые приехал в глухую полесскую деревушку, он идеализировал сельскую жизнь, «первобытные натуры» на фоне природы и руководствовался расхожим убеждением, что для писателя «полезно наблюдать нравы». Произведения, которые он к тому времени успел «тиснуть» в газете, так же далеки от реальной жизни, как и знания героя о народе.

Обратите внимание

Действительность совершенно не соответствует ожиданиям героя, Ивана Тимофеевича. Народу оказываются присущи необщительность, дикость, униженная покорность, выработанная веками феодального гнета.

Деревенские старухи, которых пытается лечить Иван Тимофеевич, не могут даже объяснить, что у них болит, зато обязательно приносят «пану» подношения и не только целуют ему руки, но даже падают в ноги и пытаются облобызать его сапоги.

«Местная интеллигенция» — урядник, конторщик — ничего против этого не имеет, самодовольно протягивая руку для поцелуев и по-хамски объясняя, как надо лечить этот народ.

Поэтому в проблеме народа и интеллигенции, поднятой автором, сразу обращает на себя внимание читателя то, что местная «интеллигенция», которая презирает этот народ и берет при каждой возможности взятки, по сути дела, не является таковой.

А народ невежествен и груб, но его ли это вина? Охотник Ярмола не в состоянии научиться грамоте, он способен лишь механически запомнить свою подпись, к чему прилагает огромные усилия. Зачем? Ярмола объясняет это тем, что «ни одного грамотного нет у нас в деревне… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано…

» И совсем не удивительно, что крестьяне полны суеверий и страха, ненависти к ведьмам, способным насылать на людей болезни и смерть. История с Мануйлихой здесь показательна: несмотря на умение врачевать и гадать, некоторые неординарные способности, она вовсе не виновата в смерти ребенка у молодухи, которой опрометчиво пригрозила.

Но ее вместе с внучкой изгнали из села и «хату ее сломали, чтоб от того проклятого кубка и щепок не осталось». Ненависть ко всему непонятному — следствие невежества и дикости народа. История жизни народа в полесском селе, куда приехал Иван Тимофеевич, — это лишь экспозиция повести. Завязка действия заключается в знакомстве героя с Мануйлихой и Олесей.

Мастерство художника видит читатель в том, как показан психологический портрет обеих героинь. Мануйлиха обладает всеми чертами бабы-яги, но ее речь — показатель иного уровня культуры, иной среды, нежели у полесских крестьян. Олеся также резко отличается от перебродских девчат: в ее облике чувствуется естественность, внутренняя свобода, чувство собственного достоинства.

В ее красоте — и лукавство, и властность, и наивность, она оригинальна и незабываема, и, конечно, производит на Ивана Тимофеевича неизгладимое впечатление. В дальнейшем развитии их взаимоотношений раскрывается автором проблема русского национального характера.

Олеся доверчива, любит природу, добра, но горда, и это чувствуется в принужденности, появившейся в их отношениях после заступничества Ивана Тимофеевича перед урядником: девушке неловко чувствовать себя обязанной кому бы то ни было. Однако, узнав о болезни героя, она готова сделать все, чтобы его вылечить, сожалея, что он не обратился к ней раньше.

Важно

Гадая на героя, она правильно определяет его характер: «…Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». Действительно, Иван Тимофеевич — добрый человек, он без copyright A L L Soch .

ru 2001-2005 колебаний дарит уряднику дорогое ружье, что-бы тот не выгонял Мануйлиху с Олесей. Олеся всерьез заинтересовала героя, он влюблен в нее, не думая о том, что будет дальше.

Олеся кажется мудрее и взрослее Ивана Тимофеевича: нагадав себе горе и позор от этой любви, она решает расстаться с героем, но разлука во время его болезни решила за влюбленных все — она показала силу их чувства и невозможность расставания. Их близость — кульминация развития взаимоотношений героев повести.

Олеся принимает на себя всю ответственность за дальнейшие события, ей важно только то, что она любима. Иван Тимофеевич, в отличие от своей самоотверженно любящей Олеси, слаб и нерешителен. Зная, что ему надо уезжать, он не может набраться силы сказать об этом, откладывая свое признание до тех пор, пока Олеся сама не почувствовала неладное.

Он готов жениться на Олесе и взять ее в город, но сам не слишком представляет себе, как это возможно. К тому же, мысль о бабушке, которую нельзя оставить одну, не приходила ему в голову, и он эгоистично предлагает Олесе либо сдать ее в богадельню, либо «тебе придется выбирать между мной и бабушкой».

Эгоизм, безответственность, слабость характера Ивана Тимофеевича дают основание говорить о нем как о типичном «рефлектирующем интеллигенте», типе характера, определенном в русской литературе еще Н. Г. Чернышевским и показанном в произведениях И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других. Олеся же — воплощение лучших качеств, присущих русскому национальному характеру в женском типе.

Глубокая искренняя любовь, самоотверженность, чувство долга — то, что всегда отличало русских женщин, героинь А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других русских писателей. Олеся не мыслит себе, чтобы она чем-то осложнила жизнь своего любимого: «Ты молодой, свободный…

Неужели бы у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь?» Она отказывается выйти замуж за любимого, думая не о себе, а о нем, о его благополучии. Она так хочет сделать для него что-то хорошее, что, вопреки своим убеждениям, готова пойти в церковь.

Совет

И здесь еще раз проявляется легкомыслие и безответственность героя: он убеждает Олесю пойти в церковь, говоря о милосердии Бога, но забывая о людях, ненавидящих «ведьму» и не готовых ее принять в свое общество. Он действует так просто в силу общего убеждения, что «женщина должна быть набожной».

И только повзрослевший рассказчик с высоты прошедшего времени сожалеет о том, что не послушался своего сердца, его тревожного предчувствия. Крестьянки жестоко расправляются с Олесей, и потрясенный герой только теперь осознает последствия своего легкомысленного совета.

Но Олеся верна себе — она считает виноватой только себя, трогательно беспокоясь об изуродованной внешности, которая может не понравиться любимому. Бесхитростная, доверчивая девушка оказывается нравственно выше образованного героя, знающего жизнь лишь «теоретически», не предвидящего последствий своего эгоизма и безответственности. Их расставание неизбежно: невежественные крестьяне не простят «ведьмам» погибшего урожая. Но, зная о предстоящей разлуке, Олеся мудро не говорит Ивану Тимофеевичу о своем отъезде, помня народную сказку об испуганном зайчике. Герой узнает об этом неожиданно, и незабываемой деталью остаются в памяти яркие коралловые бусы, подаренные ему исчезнувшей Олесей. Сожаление об утраченной любви, нежной и великодушной, звучит в последних словах рассказчика, для которого, конечно же, эта история не пройдет бесслед- но: она не только оставила в его памяти яркий след, но и изменила его отношение к жизни, даровав ему мудрость и житейский опыт.

Нельзя не сказать также о роли пейзажа в повести А. И. Куприна. Автор рисует нам красоту дикой, первозданной природы, которая тонко передает психологическое состояние героев. Весенний аромат оттаявшей земли пробуждает жизненные силы, оттеняя зарождающееся'в душе героя чувство. Чарующая ночь любви подавляет героев «своим счастьем и жутким безмолвием леса». А надвигающаяся гроза своим смешением света и тьмы предвещает «что-то зловещее». Все это дает читателю возможность утверждать, что молодой А. И. Куприн не только мастер изображения человеческих характеров и взаимоотношений людей, но и замечательный художник, тонко чувствующий красоту природы и передающий ее в своих произведениях, писатель, следующий лучшим традициям русского классического реализма XIX века.<\p> 

“Очарованный странник” является одной из интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова”. Первоначально повесть называлась “Русский Телемак”, что подчеркивало национальный характер героя и трудность его судьбы. Известно, что Телемак — сын Одиссея. Лесков хотел, вероятно, создать отечественную “Одиссею”. И действительно, где только не побывал Иван Северьянович Фля-гин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках,

Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.

    Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни.

Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагиче

Сюжет восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога; .

рассказ дышит стихией бунта и мятежа, – это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в «чудо», в промысел божий, в «благое провидение»; . Вася бунтует против мировой пустоты и тяготеющего над ним рока; .

в обезбоженном мире результаты бунта не видны – они в самом

Сайрес Смит, уроженец Массачусетса, по профессии инженер, был первоклассным учёным; во время войны правительство Соединённых Штатов доверило ему управлять железными дорогами важного стратегического значения.

Обратите внимание

    Худой, костлявый, сухопарый, он и по внешности мог считаться настоящим североамериканцем, и, хотя ему было не больше сорока пяти лет, в его коротко остриженных волосах блестела седина; серебряные нити проглядывали бы и в бороде, но Сайрес Смит не носил бороды, оставляя только густые усы.

Курагин Василий — князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита; известный и влиятельный в петербургском свете человек, занимающий важные придворные посты. Князь В.

относится ко всем окружающим снисходительно покровительственно, говорит тихо, всегда пригибая за руку своего собеседника.

Он появляется «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица», с «надушенной и сияющей лысиной». Когда он улыбается, в морщинах его рта складывается «что-то неожиданно гру

М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности.

Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг. Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности.

Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Расск

Как я провела летоС 18 июня по 5 июля я отдыхала в красноусольском оздоровительном лагере «Солнечный». Этот лагерь находится вдали от городов и остальных населённых пунктов. Сразу после приезда в лагерь, всех детей разместили по корпусам и отрядам.<\p>

Жюль ВернТаинственный островМарт 1865 г.

Важно

В США во время гражданской войны пятеро смельчаков-северян бегут из взятого южанами Ричмонда на воздушном шаре. Страшная буря выбрасывает четверых из них на берег необитаемого острова в Южном полушарии. Пятый человек и его собака срываются в море недалеко от берега.

Этот пятый — некто Сайрес Смит, талантливый инженер и ученый, душа и руководитель отряда путешественников — в течение нескольких дней невольно держит в напряжении своих спутников, которые нигд

Все краски осени Все краски осени Примите Вы в награду За преданность, терпение и труд Любую, знаю, одолеете преграду<\p>

Читайте также:  Анализ романа «мы» (е. замятин)

Роман «Преступление и наказание» — новый этап творчества Ф. М. Достоевского.

Позади были каторга (за участие в кружке Пет- рашевского) и глубокое душевное потрясение, определившие новое мировоззрение, иной подход к преобразованию сущего. О духовном очищении противоречивой личности, совершившей убийство, о внутреннем преодолении зла думал тогда писатель.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарских идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, кото

Сейчас смотрят:{module Куприн:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-kuprina/sochineniya-po-proizvedeniyam-kuprina/sochineniya-po-proizvedeniyu-olesya/8927-analiz-idejno-khudozhestvennogo-soderzhaniya-povesti-a-i-kuprina-olesya.html

А. И. Куприн, “Олеся”: анализ произведения, проблемы, тема, главные герои :

Тема “Олеси” Куприна – бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ “Олеси” Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью – Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе “Олеси” Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы “Олеси” Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем.

Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора.

Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе “Олеся” Куприн, анализ которого мы разбираем.

Совет

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка – ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы “Олеси” Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, “панычом Иваном”. Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу.

Их слепой ужас перед “колдуньями”, которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий.

Анализ “Олеси” Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями “Олеси” Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные – Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. “Паныч” добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

Источник: https://www.syl.ru/article/357216/a-i-kuprin-olesya-analiz-proizvedeniya-problemyi-tema-glavnyie-geroi

Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Литература. 11 класс

Урок №2

Тема урока: Красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока 

Чтение учителем первого абзаца произведения.<\p>

Беседа с учащимися.<\p>

  1. Почему у произведения такое название?

В центре внимания автора необычная девушка со странным именем Олеся. Именно её судьба, её поступки задели героя-рассказчика, который сообщает читателю историю своих отношений с Олесей.

  1. К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

«Олеся» – это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём – больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий.

Учитель. Итак, в центре внимания – Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

  1. В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

  1. Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой – интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник – Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

  1. Как дальше развиваются события? (Пересказ учащихся.)
  2. Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

“Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки – не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

  1. Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку “ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

  1. Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. “Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь.

Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

  1. Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся — чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

  1. Как дальше развиваются события?

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

  1. Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.
  2. Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум… Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

  1. Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

 Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с “ведьмами”.

  1. Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

  1. Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

  1. Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться.

Иван Тимофеевич признаётся: “Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был… все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание…

сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце”. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.

  1. Давайте почитаем начало X главы.

“…Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила… Я почувствовал, что… Олеся отдаёт мне… всё своё существо”.

  1. Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

  1. Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь – это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

“— Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя…

— Олеся, ради Бога, не надо… оставь меня… Теперь и я боюсь… боюсь самого себя… Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

  1. Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

“Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу…”

Слово учителя. В своей повести автор  формулирует ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

  1. Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?
Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое самовоспитание» по тексту каверина

“Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье… исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…”

  1. В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

В поэме А.С. Пушкина «Цыганы», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (история отношений Григория Александровича Печорина и Бэлы). И у Пушкина, и у Лермонтова показан конфликт человека цивилизации и человека природы; писатели подчёркивали, что люди из разных миров не могут понять друг друга, живут по различным законам, поэтому их отношения обречены на разрыв.

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения “естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

  1. Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: “Я ведь только о твоём счастье думаю”.

“Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

  1. Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. “Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

  1. Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти.

Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, “отбежав шагов на пятьдесят…

остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

— Хорошо же!.. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Обратите внимание

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь — местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. “…Ведь я там… в Перебродье…

погрозилась со зла да со стыда… А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится — всё мы будем виноваты”, — говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: “Нет… я знаю, я вижу… Ничего нам, кроме горя, не будет… ничего…

ничего…”

  1. Почему невозможным оказалось продолжение любви?

Мешали окружающие.<\p>

Этого не хотела сама Олеся.<\p>

Виной всему — пассивность героя.  

Или что-то свое. Напишите, что именно

  1. Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

  1. Обратите внимание на последние строки повести. В них — отношение рассказчика ко всему происшедшему.

“С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви”.

  1. Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич — “с стеснённым, переполненным сердцем…” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.
  2. Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь — основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.<\p>

Задание на дом: стр.91-95. Прочитать повесть А.И.Куприна «Поединок».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/02/krasota-prirodnogo-cheloveka-v-povesti-aikuprina-olesya

Анализ повести А.И. Куприна “Олеся”

Повесть «Олеся» была написана Александром Ивано­вичем Куприным в 1898 году.

1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением.

Наблюдения над свое­образным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества.

Здесь был задуман цикл так называемых «По­лесских рассказов», в который впоследствии вошли расска­зы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя — повесть «Олеся».

Повесть эта — воплощение мечты писателя о прекрас­ном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.

История недолгой, но прекрасной по своей искрен­ности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой.

Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофе­евича в непривычной обстановке глухой деревни.

Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.

Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.

Важно

Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притяга­тельная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгно­вение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.

В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей пол­нотой раскрываются характеры героев повести.

Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире».

Есте­ственная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.

Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неиз­бежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.

Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправ­дывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.

К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпа­дают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюблен­ный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.

В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.

Совет

Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности.

По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной».

Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.

Константин Паустовский, прекрасный писатель, ис­тинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».

Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая пре­лесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/434-povest-ai-kuprina-olesya.html

Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна “Олеся”

Оглавление

Введение

1. Концепция естественной личности

2. Своеобразие реализма

3. Роль романтического начала

Заключение

Литература

Введение

В рамках работы проводится анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) «Олеся» (1898).

В 1897 году А. Куприн служил в Ровенском уезде Волынской губернии управляющим имением. Изумительная природа и особенности быта Полесского края, драматические судьбы его жителей вдохновили писателя на создание цикла «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся».

«Олеся» – это одно из первых крупных произведений Куприна, и одно из самых его любимых, о чем он говорил впоследствии. Это повесть о природе и трагической любви «представителей разных миров» – молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего в Полесье из большого города на полгода и молодой девушки Олеси, обладающей неординарными способностями.

В цели и задачи работы входит:

рассмотрение концепции «естественной личности» в повести;

своеобразие реализма художественного стиля писателя;

роль романтической составляющей в повести.

1. Концепция естественной личности

Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

Обратите внимание

противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие и в которых настоящая любовь обречена;<\p>

цивилизация не приносит людям счастья;

идея «естественного человека», человека природы, которая заключается в противопоставлении человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом». В повести Куприна этот конфликт можно обозначить как «двоемирие».<\p>

А.

Куприн со свойственной ему художественной выразительностью набрасывает портрет главной героини повести, в котором причудливым образом сочетаются, как и земные, так и возвышенные начала:<\p>

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно.

Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом» [1, 46].

Вероятно, что изначальное чувство, возникшее у главного героя повести – молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще сочетает с описаниями природы.

Главная героиня Олеся – идеальное «дитя природы», далекая от цивилизованного общества. Тем не менее, она обладает сочетанием редких качеств, недоступных, как и главному герою, так и простым жителям.

<\p>

Ей, по выражению, Куприна «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение» [1].

Важно

В первую очередь, молодого барина Ивана Тимофеевича привлекает романтический «некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах» [1].

Читайте также:  Женская рок-поэзия в россии

В образе Олеси Куприн воплотил идеал естественного человека, человека свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки».

Разумеется, наиболее ярко и полно Куприн раскрывает характеры главных героев, представителей кардинально разных миров – в любви, в любви бескорыстной и честной.

Зарождение любви совпадает с весенним пробуждением природы – главные герои счастливы пока живут одной жизнью с природой и подчиняются ее законам:<\p>

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…» [1].

Иван Тимофеевич в минуты этого душевного подъема, на пике эмоциональной близости с Олесей сам сравнивает себя с «языческим богом» или «молодым, сильным животным», наслаждаясь «светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью:

«Ни разу, ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе».

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту – мечту о Личности, не подверженной влиянию среды. Однако предрассудки и условности окружающей среды оказываются сильнее всех чувств переполняющих главного героя, что и обуславливает трагический исход этой истории.<\p>

2. Своеобразие реализма

Своеобразие реализма А. Куприна заключается в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.<\p>

Так изначально романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность, фантазию и самобытность художника с его правом на преображение реального мира.

Совет

В связи с этим, движение романтизма изначально обозначалось как «протест против Бога», против изначальной предопределенности. Иными словами, реальная действительность не устраивает романтика, и он создает в противовес ей, параллельно ей или же в целях гармонизации – свою действительность, свой мир.

<\p>

Исходя их этого, “двоемирие” является явным классическим признаком традиционного романтизма.

Начальные страницы “Олеси” можно охарактеризовать по стилистике как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт полесских крестьян. И только после того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом.

<\p>

Другими словами, в произведении описывается любовь реального человека и романтической идеальной героини. Иван Тимофеевич попадает в неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она – в его реальность.

Идеальность Олеси, помимо перечисленных свойств, заключается еще и в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями. Таким образом, в произведении прослеживаются черты, как реализма, так и романтизма.

<\p>

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.

Цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен и т.д.

) и всех специфических моментов человеческой цивилизации (развитием естественных наук, техники и социальных преобразований), у человека сохранились основные традиционные представления о добре и зле, любви и ненависти, о врагах и друзьях.

<\p>

Изначально, главному герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором остановилось время. Это ощущение передается читателю.<\p>

Обратите внимание

Мир предстает перед нами в двух реалиях – реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).

Подробное описание пространства Полесья, которое делится на свое – чистое, христианское – и языческое, в котором обитают злые силы необходимо для того, чтобы объяснить читателю причину негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси.

<\p>

Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры реальный и идеальный. Реальный мир – это Петербург и его «высший свет»; идеальный мир – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.

<\p>

Иван Тимофеевич сам рассказывает о Петербурге Олесе с нескрываемым отвращением:<\p>

«Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает.

А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

Олеся отвечает Ивану Тимофеевичу:<\p>

«Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город. Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся… И такая меня тоска возьмет за лесом, – так бы бросила все и без оглядки побежала… Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» [1].

Из противостояния этих миров вытекает другой конфликт. Этот конфликт социальный: люди, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Поэтому Куприн не делает романтическую любовь безмятежной и приводит героев к тяжким испытаниям. Таким образом «лесная сказка» заканчивается трагически. Дело заключается не только в обстоятельствах финала, когда Олеся сталкивается с жесткостью и подлостью окружающего мира.

Куприн рассматривает этот вопрос более масштабно, с социальной точки зрения: насколько возможно, чтобы идеальное «дитя природы» жила в чуждой ей среде.

<\p>

Эти миры четко противопоставлены друг другу и как верно отмечает главный герой, не могут сочетаться:<\p>

«Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил» [1].

Важно

Таким образом, в повести затрагивается не только тема любви, но и тема недостижимого счастья.

Своеобразие реализма Куприна заключается еще и в том, что этот сказочный мир, в который попал главный герой, лишен идеализма – деревенские жители предстают злобными и ограниченными. Олеся, зная склад их ума и испытав на себе их неприятие, пытается оградиться и защититься от них:

«А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть» [1].

Обладая интуитивным знанием, благородством и рядом других человеческих качеств, Олеся выигрывает по сравнению со своим возлюбленным – Иваном Тимофеевичем, который предстает перед нами типичным представителем интеллигенции, человеком с «ленивым сердцем», человеком искренним, отзывчивым, но нерешительным и в некоторой степени эгоистичным. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала Олесе и благодаря своей подверженности условностям и предрассудкам цивилизованного мира, сам того не желая, принес беду своей любимой.<\p>

Олеся чувствует и понимает это изначально, говоря возлюбленному:

«Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» [1].

Олеся, владеющая необъяснимым с точки зрения Ивана, даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца.

Она знает, что Иван Тимофеевич не способен отречься от своего мира, но, тем не менее, идет на самоотречение, пытается примерить свой образ жизни с тем миром, который ей чужд.

<\p>

Когда Олеся предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы, у главного героя возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви. Однако Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть и это.

Сам Иван Тимофеевич, от лица которого ведется повествование, не оправдывает себя и не отрицает того, что при всей своей любви к Олесе, зависит от условностей цивилизованного мира. По сути именно эти условности и обуславливают трагичность финала, а предчувствия близкой беды и близкого расставания посещают теперь уже и главного героя:

«Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, – и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» [1].

3. Роль романтического начала

Романтическое начало «Олеси» угадывается в самом начале повести, когда реалистичное неторопливое описание быта и нравов полесских крестьян снабжается рассказами слуги Ивана Тимофеевича – Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.<\p>

Совет

Однако романтическое начало предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси – дочери лесов.

Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности – изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д. Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».

Олеся, не знающая всех тонкостей, хитростей и условностей цивилизованного мира, благодаря своей открытости заставляет и Ивана Тимофеевича хотя бы на время забыть обо всех предрассудках своей среды.

Вместе с этим, необходимо отметить, что Олесе не свойственна наивность и беззащитность – она знает что такое людская злоба и неприятие, она знает что любая непохожесть в человеческом сообществе наказуема, но, тем не менее, она способна на «поступок», в отличие от возлюбленного.

Любовь Олеси – величайший дар главному герою, в котором сочетается жертвенность и смелость, но в тоже время Куприным закладывается в этот дар ряд конфликтов и противоречий.

Таким образом, подлинный смысл любви А. Куприн видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту своих чувств.

Заключение

Концепция «естественной личности» в повести А.

Куприна представлена следующими моментами:<\p>

противопоставление двух миров – мира реального, который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;<\p>

обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;<\p>

идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси.<\p>

Обратите внимание

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту – мечту о Личности, не подверженной влиянию среды.

В этой же концепции и заключается своеобразие реализма А. Куприна – в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

<\p>

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.

<\p>

Из противостояния реального и идеального миров вытекает второй конфликт: возлюбленные, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Романтическая составляющая прослеживается в самом начале «Олеси», когда реалистичное описание быта крестьян снабжается рассказами слуги барина о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.<\p>

Однако только после того как в повести появляется Олеся, романтизм в полной мере неотделимо соседствует с реализмом.

Главный герой, попав в этот сказочный идеальный мир, на время забывает обо всех условностях современного традиционного общества и на некоторое время объединяется с природой. Однако Куприн остается реалистом, и лесная сказка заканчивается трагически, о чем интуитивно догадывается еще на первых этапах знакомства с Иваном Тимофеевичем сама Олеся.

<\p>

куприн личность романтический реализм

Литература

1. Куприн А.И. Избранные сочинения – М.: «Художественная литература», 1985. – 655 с.

Источник: https://diplomba.ru/work/94041

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]