Маленькие люди в «преступлении и наказании»

“Маленькие люди” в романе “Преступление и наказание” Достоевского

Тема “маленького человека” является одной из главных тем в творчестве Достоевского. И конечно же, “маленькие люди” являются центральными персонажами романа “Преступление и наказание”. В этой статье представлены материалы о “маленьких людых” в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

Кто такие “маленькие люди” в произведениях Достоевского и других писателей? “Маленький человек” – это скромный, небогатый, незначительный по своему статусу человек, терпящий невзгоды и несправедливости. Судьба “маленьких людей” тяжела и сложна.

Эти люди вынуждены бороться с нищетой и несправедливостью и страдать от безразличия окружающих.

В романе “Преступление и наказание” такими “маленькими людьми” являются семья Раскольниковых, семья Мармеладовых, а также бедный студент Разумихин, служанка Настасья, маляр Миколка и другие персонажи. Семья Раскольниковых 

Как известно, семья Раскольникова – это бедная, простая семья. Раскольниковы – “маленькие люди”, живущие на грани нищеты.

Мать главного героя, Пульхерия Александровна, занимается мелкой работой и живет на скромную пенсию, которую получает после смерти мужа.

Дуня, сестра главного героя, вынуждена работать гувернанткой в богатых домах и терпеть унижения со стороны состоятельных хозяев. Чтобы спасти семью от нищеты, Дуня решается выйти замуж за господина Лужина, который оказывается человеком подлым и хитрым.

Сам главный герой романа, Родион Раскольников, также относится к числу “маленьких людей”. Молодой человек живет в нищете и едва сводит концы с концами. Конечно, бедность не является причиной его преступления и не служит оправданием, тем не менее по своему социальному положению Раскольников является “маленьким человеком”.   Семья Мармеладовых

Обратите внимание

Члены семьи Мармеладовых являются яркими представителями “маленьких людей”. Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов – это “маленький человек”, который сломался под гнетом обстоятельств. Добрый, чувствительный, образованный Мармеладов глубоко страдает от своего пьянства, но не находит в себе силы изменить свою жизнь.

Катерина Ивановна Мармеладова, супруга Мармеладова – это еще один яркий пример “маленького человека”. Бедная молодая женщина в свои 30 лет дважды становится вдовой и в конце концов умирает от чахотки.

Соня Мармеладова – еще один “маленький человек” в романе “Преступление и наказание”. Бедная Соня вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Девушка жертвует собой, пытаясь прокормить свою семью.

Другие герои

К числу “маленьких людей” также относится бедный студент Разумихин. Обедневший дворянин Разумихин работает за гроши, чтобы заработать на жизнь и учебу в университете. Судя по всему, Разумихин является сиротой. Из родных у него есть только дядя. Жизнь Разумихина нельзя назвать легкой, однако молодой человек верит, что своим трудом и упорством сможет чего-то добиться.

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/04/prestuplenie-i-nakazanie-malenkie-ljudi-malenkij-chelovek-dostoevskij.html

«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – Сочинения

Величие человека – понятие слишком неустойчивое. Кто такой великий человек? А кто маленький? И возможно ли разделение общества на «Наполеонов» и «тварей дрожащих» — тема, которая стала сквозной в творчестве Достоевского, в очередной раз поднимается в «Преступлении и наказании».

Туманный и дождливый Петербург становится декорацией, на фоне которой разворачиваются человеческие трагедии. Главные герои – ничем неприметные «маленькие» люди, не чиновники или аристократы, а и вовсе опустившиеся граждане. Но не все так просто, как кажется.

Родион Раскольников – ключевая фигура романа – влачит полуголодное существование, не может оплатить квартиру, из-за чего решается на тяжкое преступление. Бедность толкает его также заложить подарок – кольцо от своей сестры.

Но убийство, которое совершил Родион – не просто отчаянная попытка выжить. Это еще и желание преодолеть себя. «Тварь ли я дрожащая», повторяет Раскольников, — «или право имею»? Таким образом молодой человек словно впускает себя в другой мир – мир избранных.

Но он не знает, что не сможет справиться с грузом раскаяния, который свалится на него после.

Проблема маленького человека в этом романе плавно перетекает в проблему выбора. Ведь разве это приговор? Мы видим Соню Мармеладову, ее отца, мачеху. Отец, загнанный системой в угол, не находит лучшего решения всех проблем, чем алкоголь.

Он спивается, оставляя собственных детей без будущего. Екатерина Ивановна, его жена, на первый взгляд, сохранила остатки человечности, однако, её больше заботит собственное прошлое, чем участь приемной дочери и родных детей.

Она упивается воспоминаниями о волшебном прошлом, умирая от чахотки.

Важно

Но в Соне Мармеладовой мы видим совершенно другой подход к жизненному выбору. В трудной жизненной ситуации она выбрала путь, назад из которого дороги нет – «желтый» билет.

Но назвать ее бедной духом и «маленькой» женщиной нельзя. Она ищет спасение в духовности, ее внутренней силы хватает на всю семью, вместе с Раскольниковым.

Соня даёт надежду собственным примером: в любой жизненной ситуации можно сохранить себя.

Отдельного разговора достойна сестра Раскольникова, которая готова выйти замуж за нелюбимого человека, только бы помочь брату. Это тоже выбор, и выбор сильного человека, который ставит интересы родных выше собственных.

Таким образом, проблема «маленького человека» в романе Достоевского тесно перекликается с проблемой жизненного выбора. Мы видим, что в любой жизненной ситуации человек сам строит свою судьбу, и никогда не поздно взять ее в свои руки.

Источник: https://sochinenienatemu.com/prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij/malenkie-lyudi-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-nakazanie/

Образ “маленького человека” в романе “Преступление и наказание” Достоевского Ф. М

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных. В. М. Шукшин В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” описывается необычное преступление, совершенное нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется “кровь по совести”. Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных.

Первые должны жить в послушании, вторые “имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть…через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует” (3,V).

Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных (“маленьких”) людей – обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах.

Совет

Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам – вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу “маленьких людей”.

Чтобы поверить <\p>

в себя, герою надо удостовериться, “тварь ли он дрожащая” (то есть обыкновенный человек) или “право имеет” (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе “кровь по совести”, как успешные исторические герои, или не сможет.

Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь “маленьких людей”. Таким образом, в теории Раскольникова счастье “маленьких людей” вроде бы является главной и конечной целью.

Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а “для самого себя” (5, IV). Из приведенных рассуждений следует, что тема “маленького человека” является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием.

У Достоевского в “Преступлении и наказании” эта тема прозвучала еще сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в “Станционном смотрителе” и у Гоголя в “Шинели”. Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга – район Сенной площади и Кузнечного рынка.

Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды “маленьких людей”, оскорбленных и униженных бессовестными “хозяевами жизни”.

В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу “маленьких людей”: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом “маленького чело-века”, мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна.

Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семен Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении “маленьких людей”.

Обратите внимание

Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нем сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство – любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая свое безвыходное положение, восклицает: “А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?” (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семен Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена “переступить” и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.

Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семена Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колеса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне – единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: “”Соня! Дочь! Прости!” – крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…” (2, VII).

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного “маленького человека”, безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, “дама горячая, гордая и непреклонная” (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу “воспитательные” скандалы, доводит Соню упреками до того, что девушка идет на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи.

Но по сути Катерина Ивановна, как и все “маленькие люди”, сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Ее беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: “Что? Священника?..

Не надо… Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!… Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..” (5,V). Эта сцена свидетельствует, что “маленький человек” у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Соня Мармеладова – главная героиня романа – внешне очень похожа на традиционного “маленького человека”, который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идет к гибели.

Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что ее семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжелое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту.

Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни.

Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге. Так неожиданно поворачивается тема “маленького человека” в романе “Преступление и наказание”. Совсем непохож на традиционного “маленького человека” друг Раскольникова Разумихин – очень привлекательный, цельный герой.

Важно

Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: “Он был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его” (1, IV). Таким образом, Разумихин не может быть отнесен к “маленьким людям” потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.

Читайте также:  Отзывчивость делает человека уязвимым?

Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчет Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.

Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой. Итак, в литературном типе “маленький человек” можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное – неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской “Шинели” (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу “маленького человека”. Н. А. Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник “Физиология Петербурга”, в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В. И. Даль изобразил петербургского дворника, И. И. Панаев – фельетониста, Д. В.

Григорович – шарманщика, Е. П. Гребенка – жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики “маленьких людей”.

Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера “маленького человека”, что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к “маленькому человеку” были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. “Маленькие люди” до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своем бедственном положении.

Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ “маленького человека” у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.

В формуле “маленький человек” Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек. Для униженных и оскорбленных героев “Преступления и наказания” страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна. То есть сами “маленькие люди” у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только “тварями дрожащими”, материалом для экспериментов “необыкновенных” людей.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-malenkogo-cheloveka-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo-f-m/

«Преступление и наказание». Маленькие люди в романе – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

«Преступление и наказание».
Маленькие люди в романе<\p>Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Описание слайда:

“Преступление и наказание”: маленькие люди “Преступление и наказание”: маленькие люди В творчестве Достоевского тема маленького человека – одна из главных тем его романов, повестей и рассказов. И конечно, мы встречаем много “маленьких людей” в “Преступлении и наказании” Достоевского. Маленькие люди в романе “Преступление и наказание” Кто такие “маленькие люди” Достоевского? “Маленький человек” в произведениях Достоевского это человек “незначительный” по своему статусу, небогатый, терпящий невзгоды и несправедливости судьбы. “Маленький человек” Достоевского это человек, который по своим душевным качествами достоин лучшего. Но в силу обстоятельств он живет бедно и скромно. Он часто незаслуженно терпит унижения и страдания.<\p>Слайд 11
Описание слайда:

“Преступление и наказание”: маленькие люди В романе “Преступление и наказание” маленькие люди – это, прежде всего, семья Раскольниковых и семья Мармеладовых. Кроме того, “маленькие люди” в романе – это также многие второстепенные герои: Разумихин, Настасья, Миколка и другие.<\p>Слайд 12
Описание слайда:

Маленькие люди: семья Раскольниковых Маленькие люди: семья Раскольниковых Мать, Пульхерия Александровна, занимается мелкой работой, а Дуня, сестра Раскольникова, вынуждена работать гувернанткой в богатых домах. 2. Дуня Раскольников – “маленький человек” в романе. Она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком ради того, чтобы обеспечить брата и мать. 3. Несмотря на то, что он хотел “сделаться Наполеоном”, Раскольников – маленький человек, живущий в нищете.<\p>Слайд 13
Описание слайда:

Маленькие люди: семья Мармеладовых Маленькие люди: семья Мармеладовых Семен Захарович Мармеладов – “маленький человек”, спившийся чиновник, слабый и безвольный. Он сломался под гнетом обстоятельств и отсутствия силы воли. Катерина Ивановна Мармеладова – еще один яркий образ “маленького человека”. Это бедная молодая женщина в свои 30 лет становится уже дважды вдовой с тремя детьми на руках.<\p>Слайд 14
Описание слайда:

Другие “маленькие люди” в романе Другие “маленькие люди” в романе Разумихин, Настасья, Миколка Разумихин – один из самых жизнерадостных и оптимистичных “маленьких людей”. Он – бедный дворянин. Но все-таки он – такой же “маленький человек”. Разумихин выживает как может, работает за гроши и содержит себя.<\p>

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-prestuplenie-i-nakazanie-malenkie-lyudi-v-romane

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  Скачать сочинение

    Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.
    В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
    В “Преступлении и наказании” показан буржуазный Петербург.

Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных.
    Нет места в этом городе бедному человеку.

У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.
    Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление — это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников — это жертва буржуазного общества.

Совет

Он сам “униженный и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения.

Но его нет! Само общество виновато в его положении!
    Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.
    Яркий пример этому — семья Мармеладовых. Сам Мармеладов — конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной.

Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету … метлой выметают из компании человеческой”.

Нищета — это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой — нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты.

Страдают все, и в первую очередь — Катерина Ивановна.
    Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу.

Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения — вот что показывает Достоевский.
    Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне.

Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.
    Глубоко несчастна и Соня Мармеладова.

Обратите внимание

Но Соня — это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, — жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру.

Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.

    Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход — быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00036401184864123222

Тема человека и общества в преступлении и наказании

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» явно прослеживается конфликт между обществом и личностью. У Раскольникова бедствует мать, у Раскольникова сестра всё время вынуждена избегать домогательств , сам Раскольников, умный и не ленивый человек, вынужден прозябать в нищете.

Многие считают, что помимо собственной теории, Раскольникову «помогли» прйти на преступление ещё и многие внешние факторы, в частности, несправедлтвость мира вокруг и тяжёлые условия жизни самого Раскольникова и его родных. Плюс ко всему, его теория. Ну а если более детально о теории Ну а что произощло далее, всем известно.

Роеступление, расскаяние, наказание.

Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Образ Мармеладова Мармеладов – лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться.

Однако он сам был вершителем своей судьбы – он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться.
Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда.

Аргумент преступление и наказание человек общество

Одновременно история Раскольникова устанавливает новую, последнюю «гениальную» манеру Достоевского, развертывающего отныне серию больших философских композиций в форме увлекательного уголовного романа. Сам Раскольников — первый у Достоевского тип «философа-преступника», получивший впоследствии новые варианты этого образа.

Важно

Наконец, сон Раскольникова, как бы развертывая одну из мыслей «Записок из подполья», является узлом мотивов, получающих господствующее звучание в «Бесах», «Кроткой», «Сне смешного человека», «Великом инквизиторе».

Читайте также:  Может ли дружба принести человеку разочарование

Роман «Преступление и наказание» как в фокусе собирает лучи мысли Достоевского, рассеянные в его произведениях 1840- 70-х годов.

<\p>
При всей сложности внутренней тематики совершенно изумителен по своей цельности и полноте основной тон повествования.

Обличение преступного общества в романе «преступление и наказание»

Внимание

Если «экономическая» мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о «праве» на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности — такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам Достоевский.

Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства, выражают, по мысли автора «Преступления и наказания», торжество общественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют человека с народом, ведут его к нравственному падению и гибели.

Маленькие люди в «преступлении и наказании» достоевского

Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы.

Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя.

Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг – соглашается с самим собой на убийство.
Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения.

«проблемы общества в романе достоевского “преступление и наказание”»

Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации. Образ Разумихина Разумихин – воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях.

<\p>

Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников.

Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей.


Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя – он был ее должником.

Основные темы и мотивы романа «преступление и наказание»

Мы, благодаря этим двум писателям, можем взглянуть в XIX век как бы с двух сторон. Толстой делает акцент на внешней стороне событий, для Достоевского важнее внутреннее ощущение человека.

<\p>

Мораль Толстого напоминает кантовскую: «Поступай в определенной ситуации так, чтобы твой выбор мог стать нравственным законом для всех людей». Достоевский считает, что не бывает одинаковых ситуаций, и человеку приходится делать выбор всегда, и нельзя опираться на стандартные решения.

<\p>

Лев Толстой и Федор Достоевский так никогда и не встретились, хотя каждых из них мечтал о знакомстве. И все же встреча состоялась — на расстоянии, не в пространстве — во времени.

Проблемы общества в романе достоевского «преступление

А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и «на вечный помин» бессовестной старухиной души. Следующий представитель галереи — Лужин. Лужина автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем.

<\p>

Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его.

И, однако, сталкиваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и Лужиным есть и точки соприкосновения.<\p>

Лужин — не просто себялюбивый, расчетливый делец.

Важно

Свой образ действий он пытается оправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являются более низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его «идей».

Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь, несмотря на признания в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы.

Уже с первых минут в ней проснулось чувство сострадания к Раскольникову: «…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками».<\p>

Нищета — так же вечная проблема русского общества.

Из-за нищеты люди идут на самые непредсказуемые поступки, о которых жалеют и за которые расплачиваются всю жизнь. Проблемы общества в романе Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский как нельзя лучше передал проблемы народа и общества.

И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси: «Что делать?» В чем же идея проблемы жизненных приоритетов? Необходимо выбрать для себя — что важнее? Что ставить на первое место.

Он знал жизнь не понаслышкеи прекрасно понимал своих героев. В обществевозникает множество различных проблем, но одной из ведущих проблем являетсявопрос о жизненных приоритетах.

<\p>

Так, в романе Преступление инаказание главный герой Родион Раскольников по началу ставил превышевсего деньги, а потом уже все остальное. Но не только ради денег он совершилубийство. Для него это был своего рода выход для нищих.<\p>

Родион человек довольнонеординарный, умный и чувствительный.

Именно чувственность его души, видениястраданий и мучений бедных людей побудили в нем совершить грех.<\p>

Совет

В чем же идеяпроблемы жизненных приоритетов? Необходимо выбрать для себя — что важнее? Чтоставить на первое место.

Герой на протяжении всего рассказа претерпевает рядизменений, постепенно меняется, и вместе с ним меняются и его приоритеты.<\p>

Как влюбом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе.

Но и господствующая тема преступления, убийства, крови и неизбежно сопутствующее ей возмездие, «отомщение» наказания подготовлены предшествующими произведениями Достоевского.

Эти страницы романа преимущественно питаются огромным опытом «Записок из мертвого дома», в которых собран богатейший материал по психологии преступника и практике убийства и где даны бессмертные зарисовки острога, звучащие глубоким лейтмотивом в историях Раскольникова и Свилригаипова. Наконец, непосредственным введением к «Преступлению и наказанию» являются написанные как раз перед этим романом «Записки из подполья». Они произвели сильное впечатление на Аполлона Григорьева, признавшего, что именно в этом произведении художник нашелсвою манеру. «Ты в этом роде и пиши» — таков был завет умиравшего критика своему другу-романисту. Достоевский последовал этому совету.

Источник: https://zakon52.ru/tema-cheloveka-i-obshhestva-v-prestuplenii-i-nakazanii-2/

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве А.С. Пушкина («Станционный смотритель»), Н.В. Гоголя («Шинель»), М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»). Имена героев произведений этих выдающихся писателей — Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч — стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.

Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы — темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе «Бедные люди» обращается к теме «маленького человека».

Социальная тема, тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Здесь она прозвучала еще сильнее.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы.

На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Обратите внимание

Другие персонажи романа, в том числе и те несчастные люди, которые мимолетно встречаются Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя.

Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о «необыкновенных личностях».

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого «маленького человека» и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Достоевский — гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности.

Созданные автором образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

Источник: https://vip-gdz.ru/tema-malen-kogo-cheloveka-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Суровая правда в изображении жизни людей в мире зла (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема: Преступление и наказание

Понимаете ли вы, милостивый

сударь, что значит, когда уже

некуда больше идти?!

Ф. М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году, когда порефор­менная Россия упорно искала новые пути развития. Общество переживало кризис. Достоевский всегда рассматривал свои романы как художественный отклик на темы современности. Усугубление социального неравенства, распад семьи, рост преступ­ности широко обсуждались на страницах газет и журналов.

Социальные корни преступления Раскольникова кроются в условиях его жиз­ни. Достоевский рисует картину одного из районов Петербурга, на фоне которого разворачивается действие романа. Это торговый центр города — Сенная площадь. Прилегающие к ней улицы описаны поразительно точно.

До сих пор сохранились многие дома, где происходило действие романа («дом Раскольникова», «дом Але­ны Ивановны»). С той же точностью показана вся реальная атмосфера жизни горо­да начала 60-х годов XIX века. Этот район был заселен преимущественно торговца­ми, ремесленниками, ростовщиками и беднотой.

Важно

Вокруг было множество кабаков, трактиров, гостиниц, лавок. Достоевский показывает нам душное и пыльное пе­тербургское лето. Пользуясь погодой, домовладельцы подновляют фасады и ремон­тируют квартиры. В воздухе носится побелка и запах краски.

Духота гонит людей на улицы, где испарения зловонных рек отравляют воздух.

Вот в такой атмосфере и обдумывает свое преступление герой романа. Он лежит в своей комнатке, похожей на гроб, мечтая изменить мир так, чтобы в нем не было зла и унижений. У него нет средств, чтобы продолжить учебу в университете. Мать получает маленькую пенсию, часть которой высылает сыну в Петербург.

Сестра Раскольникова была гувернанткой у детей помещика Свидригайлова, где подвер­галась унизительным домогательствам со стороны хозяина. Чтобы помочь матери и брату, она готова выйти замуж за нелюбимого Лужина. И с этим Родион Рас­кольников не может смириться.

Читайте также:  Образ макара девушкина в романе «бедные люди»

Он готов совершить преступление, чтобы доказать свое право изменить мир.

Желание «сделать пробу» гонит его на улицу. Из распивочных, «которых в этой части города особенно множество», несет вонью, повсюду попадаются пьяные. Сам Раскольников одет в ужасающие лохмотья, но, замечает автор, «квартал был та­ков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить».

Побывав у Алены Ивановны и заложив часы за сущие гроши, Раскольников заходит в трактир, где встречается с Мармеладовым и выслушивает его историю. Бывший чиновник, уволенный со службы за пьянство, Мармеладов не может про­кормить больную жену и детей.

Старшая дочь, Соня, устав от упреков мачехи, идет на панель, чтобы прокормить младших детей. В доме полная нищета. Раскольни­ков кладет на подоконник жалкие медяки, прекрасно понимая, что ничем не мо­жет помочь этой несчастной семье. Как и пьяной девочке на бульваре, которую ждет судьба Сони Мармеладовой.

Достоевский показывает нам страшную смерть пьяно­го Мармеладова, раздавленного лошадьми, помешательство Катерины Ивановны, танцующей с детьми на улицах на потеху уличным зевакам. Мы видим, как она умирает от чахотки в доме у Сони. Это — мир жертв буржуазного города, который калечит и разобщает людей. Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бед­няка, которому нечем заплатить за квартиру, мучения детей, вырастающих в гряз­ном углу рядом с пьяным отцом и смертельно больной матерью, трагедию чистой девушки, вынужденной продавать себя.

Совет

Он показал, что будничная жизнь большо­го города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и вызывает к жизни отчаянные и мучительные идеи, подобные той, что толкнула Раскольникова на убийство.

Интерес Достоевского к этой сложной и фантастической стороне жизни позволил ему соединить в «Преступлении и наказании» скупые и точные картины жизни с глубоким ощущением социального трагизма, с проник­новением в философию каждого персонажа. Автор вскрывает перед нами язвы че­ловеческой души, причины которых — нищета, отчаяние и бесправие.

На этой странице материал по темам:

  • ф м достоевский сочинение на тему преступление и наказание жертвы и хозяева буржуазного мира
  • sochinenie.surovaya pravda v izobrajenii bezishodnosti… po romanu prestuplenie i nakazanie.
  • socinenie.surovaya pravda v izobrajenii. prestuplenie i nakazanie. dostoevskogo.
  • суровая правда жизни людей в мире зла
  • сочинение преступление и наказание суровая правда вступление

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/d/dostoevskij/sochineniya/prestuplenie-i-nakazanie/surovaya-pravda-v-izobrazhenii-zhizni-lyudej-v-mire-zla-po-romanu-f.-m.-dostoevskogo-prestuplenie-i-

Образ «маленького человека» в романе Преступление и наказание Достоевского Ф. М.. Фразы

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных. В. М. Шукшин В романе Ф. М.Достоевского “Преступление и наказание” описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется “кровь по совести”.

Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые “имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть…

через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует” (3,V).

Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных (“маленьких”) людей – обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах.

Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам – вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу “маленьких людей”.

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, “тварь ли он дрожащая” (то есть обыкновенный человек) или “право имеет” (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе “кровь по совести”, как успешные исторические герои, или не сможет.

Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь “маленьких людей”. Таким образом, в теории Раскольникова счастье “маленьких людей” вроде бы является главной и конечной целью.

Обратите внимание

Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а “для самого себя” (5, IV).

Из приведённых рассуждений следует, что тема “маленького человека” является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в “Преступлении и наказании” эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в “Станционном смотрителе” и у Гоголя в “Шинели”.

Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга – район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды “маленьких людей”, оскорблённых и униженных бессовестными “хозяевами жизни”.

В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу “маленьких людей”: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом “маленького чело-века”, мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна.

Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении “маленьких людей”.

Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство – любовь к Соне и Катерине Ивановне.

Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: “А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?” (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи.

Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена “переступить” и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны.

Важно

Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива. Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича.

Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью.

Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне – единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: “”Соня! Дочь! Прости!” – крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…” (2, VII). Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного “маленького человека”, безропотно принимающего страдания.

Она, по отзыву Мармеладова, “дама горячая, гордая и непреклонная” (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу “воспитательные” скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи.

Но по сути Катерина Ивановна, как и все “маленькие люди”, сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди.

Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: “Что? Священника?..

Не надо… Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!… Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!..

А не простит, так и не надо!..” (5,V). Эта сцена свидетельствует, что “маленький человек” у Достоевского доходит даже до бунта против Бога. Соня Мармеладова – главная героиня романа – внешне очень похожа на традиционного “маленького человека”, который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели.

Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.

Совет

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе.

Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Так неожиданно поворачивается тема “маленького человека” в романе “Преступление и наказание”. Совсем непохож на традиционного “маленького человека” друг Раскольникова Разумихин – очень привлекательный, цельный герой.

Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: “Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его” (1, IV).

Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к “маленьким людям” потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.

Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.

Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.

Итак, в литературном типе “маленький человек” можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное – неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

Обратите внимание

После гоголевской “Шинели” (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу “маленького человека”. Н. А.

Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник “Физиология Петербурга”, в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В. И.Даль изобразил петербургского дворника, И. И.Панаев – фельетониста, Д.

В.Григорович – шарманщика, Е. П.Гребёнка – жителей захолустной петербургской окраины.

Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики “маленьких людей”. Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера “маленького человека”, что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к “маленькому человеку” были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. “Маленькие люди” до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении.

Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ “маленького человека” у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями.

Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь.

Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы. В формуле “маленький человек” Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек.

Важно

Для униженных и оскорблённых героев “Преступления и наказания” страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна.

То есть сами “маленькие люди” у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только “тварями дрожащими”, материалом для экспериментов “необыкновенных” людей.

Вы прочитали материал на тему: Образ «маленького человека» в романе Преступление и наказание Достоевского Ф. М.

Источник: https://www.cka3ku.com/obraz-malenkogo-cheloveka-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo-f-m/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]