Анализ пьесы чехова «вишневый сад»

Анализ пьесы «Вишнёвый сад» Чехова

Впервые А.П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О.Л. Книппер- Чеховой. Работа над пьесой продвигалась очень трудно, это было вызвано тяжелой болезнью Антона Павловича.

В 1903 году она была завершена и представлена руководителям Московского художественного театра. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу «Вишневый сад» анализируют и критикуют уже на протяжении ста лет.

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова. В ней заключены размышления о будущем России и ее людях, копившиеся в его мыслях годами. А само художественное своеобразие пьесы стали вершиной творчества Чехова-драматурга, еще раз показав, почему именно его считают новатором, вдохнувшего в весь русский театр новую жизнь.

Темой пьесы «Вишневый сад» послужила ситуация продажи с аукциона родового гнезда обедневших дворян. К началу ХХ века такие истории были не редкостью.

Обратите внимание

Аналогичная трагедия произошла и в жизни Чехова, их дом, вместе с лавкой отца был продан за долги еще в 80х годах ХIХ века, и это оставило неизгладимый след в его памяти.

И уже, будучи состоявшимся писателем, Антон Павлович пытался понять психологическое состояние людей, лишавшихся своего дома.

При анализе пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова традиционно героев делят на три группы, беря в основу их временную принадлежность. К первой группе, представляющее прошлое, относятся аристократы Раневская, Гаев и их старый лакей Фирс.

Вторая группа в лице купца Лопахина, ставшим представителем времени настоящего. Ну и третья группа- это Петя Трофимов и Аня, они будущее.
Четкого разделение героев на главных и второстепенных у драматурга нет, так же как и на строго отрицательных или положительных.

Именно такое представление персонажей – одно из новшеств и особенностей чеховских пьес.

Открытого конфликта в пьесе нет, и это еще одна особенность драматургии А.П. Чехова. А на поверхности находиться продажа имения с огромным вишневым садом. И на фоне этого события можно разглядеть противостояние ушедшей эпохи новым явлениям в обществе.

Разорившиеся дворяне упорно держатся за свою собственность, не в силах предпринять реальные шаги к ее спасению, а предложение получать коммерческую прибыль, путем сдачи земли в аренду дачникам для Раневской и Гаева неприемлемо. Анализируя произведение «Вишневый сад» А.П.

Чехова можно говорить о временном конфликте, в котором прошлое сталкивается с настоящим, а настоящее с будущим.

Важно

Сам по себе конфликт поколений отнюдь не нов для русской литературы, но никогда раньше он не раскрывался на уровне подсознательного предчувствия изменения исторического времени, так ясно ощущаемые Антоном Павловичем. Он хотел заставить зрителя или читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни.

Пьесы Чехова очень сложно делить на фазы развития драматического действия, ведь он старался приблизить разворачивавшееся действие к реальности, показывая будни своих героев, из которых и состоит большая часть жизни.

Экспозицией можно назвать беседу Лопахина с Дуняшей, ожидающих приезда Раневской, и почти сразу же выделяется завязка пьесы, заключающаяся в проговаривании видимого конфликта пьесы – продажа имения на аукционе за долги. Перипетии пьесы заключаются в попытках убедить хозяев сдавать землю в аренду. Кульминация- известие о покупке имения Лопахиным ну и развязка- это отъезд всех героев из опустевшего дома.

Пьеса «Вишневый сад» состоит из четырех действий.

В первом действии происходит знакомство со всеми героями пьесы. Анализируя первое действие «Вишневого сада», стоит отметить, что внутреннее содержание персонажей передается через отношение к старому вишневому саду. И здесь же начинается один из конфликтов всей пьесы – противоборство прошлого и настоящего. Прошлое представлено братом и сестрой Гаевым и Раневской.

Для них сад и старый дом – это напоминание и живой символ их прежней беспечной жизни, в которой они были богатыми аристократами, владеющими огромным имением. Для Лопахина же, который противопоставлен им, обладание садом – в первую очередь возможность получить прибыль.

Лопахин делает Раневской предложение, приняв которое, она может спасти поместье, и просит обедневших помещиков подумать над ним.

Анализируя второе действие «Вишневого сада», необходимо обратить внимание, что хозяева и слуги гуляют не по прекрасному саду, а в поле. Отсюда можно сделать вывод, что сад находится в абсолютно запущенном состоянии, и по нему просто невозможно пройти. Это действие прекрасно раскрывает представление Пети Трофимова о том, каким должно быть будущее.

В третьем действии пьесы наступает кульминация. Поместье продано, и новым хозяином становится Лопахин. Несмотря на удовлетворение от сделки, Лопахин опечален тем, что судьбу сада должен решать он. А значит, сад будет уничтожен.

Совет

Четвертое действие: родовое гнездо опустело, некогда единая семья распадается. И так же, как сад вырубается под корень, так и эта фамилия остается без корней, без пристанища.

Несмотря на кажущийся трагизм происходящего, герои у самого автора не вызывали никакого сочувствия. Он считал их недалекими людьми, неспособными к глубоким переживаниям. Эта пьеса стала больше философским размышлением драматурга о том, что ждет Россию в недалеком будущем.

Очень своеобразна жанровая принадлежность пьесы. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Первые постановщики увидели в ней драму. А многие критики сошлись во мнении, что «Вишневый сад» – это лирическая комедия.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/analiz-pesy-chehova.html

Анализ пьесы Вишневый сад Чехова

Авторская пьеса «Вишневый сад» знаменитого писателя Антона Павловича Чехова написана в смешении двух стилей.

Антон Павлович писал пьесу, более склоняясь к комедийному жанру, пытаясь раскрыть тему родовых поместий, прибегнуть к столь ценимому понятию, как «имение», развить мысль о будущем населения своей страны.

Однако  литературные критики отмечают принадлежность данного произведения к трагедии и драме. Благодаря таким расхождениям в жанре, каждый читатель может наблюдать, как драма вытекает в трагикомедию.

В сюжете «Вишневого сада» лежат различные истории людей, которые в те времена попадали в кризис собственных финансов, лишались собственных родовых поместий.

Центральным образом пьесы собственно и является вишневый сад. Хозяйкой такого владения является Любовь Раневская, которую один из героев склоняет к продаже родового имения. Сам вишневый  сад является лейтмотивом всех сцен, соединяя в себе различные временные планы.

Для Раневской сад – это нечто такое трепетное из светлого детства, которое дает теплые воспоминания, это место, где душа питается положительной энергетикой.  Вокруг судьбы родового поместья строится сюжет  пьесы.

В первом действии строится план по спасению заложенного имения от торгов, в третьем – имение продается и четвертое действие раскрывает читателю лирическую ноту расставания с прошлым.

Обратите внимание

Характерной чертой для данного произведения является то, что Чехов не подразделяет героев на хороших или плохих и главных и второстепенных. Он делит их на три группы, выделяя их по временным рамкам.

Первая группа включает в себя представителей прошлого поколения – это сама Любовь Раневская, Гаев, лакей Фирс. Во вторую группу попадают люди настоящего времени, в сюжете пьесы это единственный герой в лице предприимчивого купца Лопахина.

И, наконец, третья группа собирает в себе прогрессивную молодежь того времени Петра Трофимова и Ани.

В центре сюжета лежит судьба вишневого сада, продажа родового имения, в которой разворачиваются противоборство новой и старой эпохи. Кульминация сюжетной линии таится в третьем действии пьесы, где родовое имение продается и финальная развязка раскрывается в финальной четвертой сцене.

  На смену старой привычной дворянствующей России приходит молодежь и начинающие предприниматели. Главной причиной к возникновению конфликта является не социальное противоборство, а борьба самих персонажей с окружающими их условиями.

Такой конфликт во времени раскрывается только через познание будущих изменений в жизни народа.

Чехов в произведении «Вишневый сад» хотел побудить своего читателя философски мыслить о предстоящем будущем, о новой эпохе, которая возрождается вокруг, прибегая к самоанализу.

Вариант 2

Произведение представляет собой лирическую комедию, ключевой темой которой становятся авторские размышления о будущем страны и ее населения. В основе пьесы лежит история о вынужденной аукционной продаже родового имения обедневшим дворянским семейством.  

Своеобразием произведения является его жанровое изложение, которое с точки зрения писателя представляется комедией, а с точки зрения литературоведческого общества и театралов демонстрирует драматические элементы. Таким образом, чередуя драматические и комические сцены писатель достигает художественную реальность пьесы.

Отличительной особенностью произведения признается новаторство автора, выразившееся в отсутствии разделения героев пьесы в качестве либо отрицательных, либо положительных персонажей, разбив их лишь на три категории, первая из которых представляет людей прошлого поколения в лице дворян-аристократов Раневской, Гаева и лакея Фирса, ко второй группе причисляются люди настоящего времени в ярком представлении предприимчивого купца Лопахина, а в третью категорию автор относит людей будущего в лице прогрессивной молодежи того периода Петра Трофимова и Ани.

Важно

Структурная композиция пьесы состоит из четырех действий, которые не разделяются на самостоятельные сцены, при этом временной промежуток произведения составляет около полугода, начинаясь весной и заканчиваясь серединой осени.

В первом действии представляется мизансцена завязки сюжетной линии, которая возрастает с напряжением во втором действии, третье действие характеризуется кульминацией сюжета в виде продажи родового имени, а четвертом наступает финальная развязка.

Художественное содержание пьесы развивает эмоционально-психологический фон, заключающийся в описании внутренних переживаний персонажей.

<\p>

Произведение также отличается полным отсутствием выраженных внешних конфликтов, а также динамизмом и непредсказуемыми сюжетными поворотами, которые подчеркиваются ремарками автора, монологами, паузами, создающими впечатление особой недосказанности и придающие произведению неповторимую изысканную лиричность.

Анализ 3

Знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову удавалось сочинять не только рассказы, но и оригинальные пьесы. Известная на сегодняшний день его пьеса – это «Вишневый сад», которая писалась с 1903 по 1904 год. Усердствуя над своим творением, Чехов ясно показал смену социальных укладов.

Знакомясь с произведением, становится понятно, что в центре пьесы находится сам Вишневый сад. Его владелицей является Любовь Раневская, которую Лопахин подговаривает продать прекрасную красоту, дабы сдавать в аренду и получать приличную сумму доходов.

Но в чем же проблема? Незадача кроется в том, что для Раневской сад – это, прежде всего, детство, это светлые воспоминания, что овевают при одном лишь представлении о чудесных просторах родного места. Это радость, это счастье, это её родственная душа.

Она не может вообразить собственную жизнь без него! Для героини, так же как и для её брата, Вишневый сад – это ни недвижимость, ни средство к существованию, как мыслит Лопахин. Нет, это не так.

Сад – это дом, где их сердце, дом, в котором чувствуешь себя в своей тарелке, дом, где ты свободен, душа получает эстетическое удовольствие!

Антон Павлович не только анализировал состояние российского общества, его поведение, но и отражал в своих героях анализ прошлого России, размышления о её будущем. Любой из персонажей Чехова связан с темой прошлого, либо темой настоящего, либо будущего.

За олицетворение прошлого нашей страны отвечают старые хозяева, руководствующие садом. Это Любовь Раневская и, соответственно, её брат Леонид Гаев. Основное, что их выдает – это неприспособленность к трудовой деятельности.

Совет

Стоит понимать, что судьбы персонажей зависят от участи Вишневого сада. Но решение Раневской оставляет желать лучшего, ибо она продает сад, который являлся душевным достоянием, лучшим лекарством от невзгод. Вместе с ним уходит тысячелетняя культура дворянства.

Те, кто владеет Вишневый садом, являются нерешительными, слабохарактерными в трудных ситуациях. И от своей трусости эти люди терпят неудачу, ибо время их прошло… Получается, что место героини Раневской занимает Лопахин, это новое поколение, жадное, ищущее во всем выгоду для себя.

И это трагично, так как пополнение мира подобными поведенческими людьми отрицательно сказывается на жизнях окружающих.

Во время прочтения книги Чехова ощущается одиночество, веет конец, обрыв во тьму, откуда нет выхода. Этим и показывается, что решение, которое принимает Раневская по поводу сада, является ошибочным, ибо вместе с Вишневым садом продается её детство, душа…

Поэтому произведение Антона Павловича настолько поразительно по своему содержанию и необычно. В пьесе поставлено множество проблем, которые Чехов в свое время видел, он воспринимал каждую деталь всерьез. Он изобразил, тем самым, то, что его тревожило и волновало: подчинение, трусость человека перед серьезным решением.

Никогда не следует отдавать то, что принадлежит именно тебе, то, что приносит счастье и неимоверную радость. Не стоит с этим прощаться легко! Важно стоять за своё до конца! Нужно быть сильным и смелым, иметь твердый характер, стойкую силу воли, дабы не сломаться под очередной проблемой.

Читайте также:  Образ и характеристика манилова в поэме «мертвые души» (н. в. гоголь)

Чехов тем и удивителен: настолько пишет проникновенно, что мысли после прочтения его рассказов не оставляют в покое! Так и должно быть!

Вишневый сад — анализ для 10 класса

Сюжет пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» основан на многочисленных историях, связанных с продажей родовых поместий дворянами. В то время многие из них лишались имущества, терпели серьезные финансовые трудности и в том числе нередко были вынуждены продавать с аукциона свои родовые гнезда.

Интересно, что подобная ситуация произошла и с самим автором, когда его отцу из-за долгов пришлось продать лавку и дом. Все это сильно повлияло на жизнь Чехова и его будущую писательскую деятельность.

В пьесе «Вишневый сад» Чехов рассматривает аналогичную проблему, анализирует психологическое состояние людей, которым суждено было лишиться собственного дома.

Обратите внимание

Классический подход к анализу пьесы Чехова заключается в следующем. Героев произведения делят на три группы по временному критерию. К первой из них относят аристократов Гаева, Раневскую и лакея Фирса – представителей старой эпохи.

Вторую категорию времени настоящего представляет один-единственный персонаж — купец Лопахин. Третья группа – это люди будущего, к числу которых относятся Петя Трофимов и Аня. При этом в пьесе отсутствует разделение героев на «хороших» и «плохих», главных и второстепенных.

Такая подача сюжета стала характерной чертой авторского почерка Чехова, которая в дальнейшем прослеживалась в его будущих пьесах.

В центре сюжета – история продажи родового имения с вишневым садом, при этом какой-либо открытый конфликт в пьесе отсутствует. Если здесь и есть какое-то противостояние, то выражается оно в неком противоречии двух разных эпох – новой и старой.

Разорившиеся дворяне категорически не хотят расставаться со своей собственностью, при этом сдавать в аренду участок земли и получать за это коммерческую прибыль они также не готовы. Для них это слишком ново и непонятно. ВременнОй конфликт в пьесе раскрывается через осознание будущих перемен в жизни общества, так четко ощущаемых самим автором.

Своим произведением Чехов хотел показать данную ситуацию со стороны, чтобы заставить читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни.

Авторская позиция здесь неоднозначна. Несмотря на всю трагичность происходящего, герои пьесы не вызывают жалости или сочувствия. Чехов изобразил их людьми недалекими, неспособными к самоанализу и глубоким переживаниям. Произведение скорее представляет собой философское рассуждение автора о будущем, о той новой эпохе, в которую в скором времени войдет русское общество.

10 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/analiz-pesy-vishnevyj-sad-chekhova

Анализ пьесы Чехова Вишневый сад

В творчестве А.П.Чехова тема судьбы Родины присутствует практически в каждом произведении. Особенно ярко она стала выражаться в последние годы жизни писателя. Пьеса «Вишневый сад» яркий пример этого.
Пьеса с ярко выраженной социальной направленностью выражает отношение автора к будущему России. Для него страна и есть тот самый сад, который вырубается.

Несмотря на то, что А.П.Чехов назвал свое произведение комедией, однозначно отнести ее к этому жанру нельзя. Разрушаются человеческие судьбы, разоряются поместья, вырубается сад, обесцениваются человеческие ценности. Все это производит впечатление трагедии на фоне комических картинок.

Яркими образами наполнена вся пьеса. Обычные люди со своими достоинствами и недостатками представляют прошлое, настоящее и будущее дворянского сословия России.

Важно

Представители прошлого поколения- это Раневская, Фирс, Гаев, умеют лишь сорить деньгами, говорить, но ничего не делать. Л.А.Раневская-владельца поместья, в котором разворачиваются события пьесы.

Она сентиментальна, привыкла к роскоши и ничего в образе жизни менять не собирается, несмотря на тяжелое финансовое положение.

Ничем не отличается и ее брат Гаев, умеющий много говорить, строить не реальные планы и бездействовать.

Современное дворянство представлено в образе Лопахина, который сам в жизни всего добился.Он трудолюбив, расчетлив, но для него главное показать окружающим как он -человек крестьянского происхождения- сумел купить поместье бывших хозяев его отца.

Будущее России автор видел в молодых героях произведениях- Анне и Трофимове. Они мечтают о переменах в обществе, для них продажа имения и вырубка сада- прощание с мрачным прошлым.

Действие пьесы носит довольно длительный период времени (с мая по октябрь). Жизнь одного имения течет равномерно, без каких-либо явных конфликтов. Многие события в жизни героев происходят за сценой (торги по продаже имения). Этим и отличается пьеса Чехова от привычного классицизма.

Пьеса состоит из 4 частей, как и в других произведениях она начинается с экспозиции-ожидание приезда хозяйки, собравшиеся говорят каждый о своем, не слушая друг друга.

Далее завязка сюжета Раневская объявляет о разорении, предложенный Лопахиным план по вырубке сада и строительстве дач отвергается. Кульминация пьесы можно назвать «балом во время чумы»: торги по продаже имения, а на сцене бал бывших хозяев.

Совет

И символичная развязка- дом покинут, остался лишь старый слуга Фирс.

Вишневый сад-символичен для всех поколений. Темы, затронутые в произведении актуальны сейчас. До сих пор близки проблемы человеческого одиночества, поиска счастья, взаимоотношения родителей и детей. Пьеса всех времен и поколений будет интересна еще ни одно столетие.

Вариант 2

Произведение «Вишневый сад» является одной из последних работ Антона Павловича, поставленное в 1904 году. Как раз в это время  Россия находилась  на пороге новых политических событий. Обновленные черты относятся не только в изменениях промышленности, но и в убеждениях  людей, теряются прежние жизненные ценности.

Основные события  происходят в имении Раневской, где четкой чертой рассматривается конфликт дворянства уходящего  с пришедшей ему на смену буржуазией.  Чехов, словами персонажей сравнивает Россию с садом. Но  грезы  Ани и Пети разрушаются об практический подход  Лопахина, по воле которого вишневый сад уничтожается.

Сравнивая Раневскую с  Николаем  Кирсановым из повести Тургенева «Отцы и дети», мы видим, что женщина  не желает  присоединиться  к свежим  веяниям жизни, а продолжает  расточительство. Ее переполняют эмоции и воспоминания о прошлом. И женщина  боится думать о том, что происходит сейчас.

Ее же брат Гаев показан полным ничтожеством. Этот герой  заканчивает  ряд  портретов  «лишних людей» в русской литературе. Длинные его высказывания смешны и нелепы.

Мы видим, что этот  конфликт  положительно решается  в пользу Лопахина, который является полной противоположностью прежним хозяевам сада. Автор  ясно понимал  хищническую природу денежной системы. Когда-нибудь  душа Лопахина огрубеет, и коммерческая жилка возьмет верх.

К тому же писатель показал, как деградирует дворянство.  Как считает  автор, капиталистический строй – непостоянное  явление, так как  несет с собой разрушение.

В пьесе Чехов изобразил  Россию, где еще прошлое не искоренено, но уже проглядывает будущее.  Так, например, Петя Трофимов, вечно мечтающий юноша, кажется автору человеком, который внесет изменения в эту жизнь. Ему верит только  Аня  и согласилась  отбыть  с ним в Москву. Видно, она впоследствии будет  революционеркой.

Обратите внимание

 Автор не предоставил нам картину новой жизни.  Петя должен был сменить Лопахина. Писатель был убежден, чтобы человек стал свободным, ему нужен весь земной шар. «Вишневый сад» — стал итоговой работой  творческого пути Антона Павловича. Данной пьесой он продолжил  идейное развенчание дворянства, начатое Тургеневым.

 Здесь он первым дал бой дворянству как классу.

Анализ произведения Вишневый сад

В произведении «Вишневый сад» Антон Павлович Чехов рассказывает о прошлых и нынешних хозяйствах, которым принадлежит сад. Любовь Андреевна была первой хозяйкой сада, которая в следствии обстоятельств вынуждена была продать его.

Ее приемная дочь Варя, с большой любовью и трепетом относится к вишневому саду. В доме она была и экономкой и управляла всем хозяйством. Варя единственный человек, который переживает за потерю сада, ее горе сравнимо с потерей близкого человека.

Любовь Андреевна Раневская по своему переживает потерю своего сада.

Она выросла в этом имении. Вишневый сад был очень дорог для нее, ведь здесь осталось ее прекрасные воспоминания о прошлом, каждая стена напоминала ей о каком-то счастливом событии из ее жизни. Как бы она не пыталась спасти его, даже передавала часть дачникам, и это не спасло их положение и не покрыло даже часть долгов.

Перед уездом в Париж Раневская очень сложно расстается с садом, даже уговоры ее брата Гаева смириться с потерей не утешали. Гаев был мечтателем, все время надеялся на свершение какого-то чуда, которое поможет спасти их имение, при этом сам не пытался что-то сделать для этого.

Единственным человеком, который был рад продаже имения, была дочь Раневской Анна. Своими заявлениями о том, что они купят новый сад, который будет лучше этого, она пытается успокоить свою мать.

Лопахин новый хозяин сада, очень рад, что приобрел прекрасное имение в свои руки, но больше его радует, что он обошел на аукционе другого покупателя.

Он очень жалеет, что придется избавляться от деревьев в саду. Но в глубине души Лопахин очень опечален тем фактом, что все-таки придется избавиться от деревьев. Его поведение говорило об обратном, в его словах был намек на то, что он не сделает этого.

Важно

Не случайно говоря с бывшими хозяевами имения, он проговаривает фразу » попрощайтесь с садом до следующей весны».

Естественно читателю сразу понятно, что Лопахин в конечном итоге сделает все, чтобы Вишневый сад, сохранился таким, какой он есть, красивым и цветущим каждую весну.

Вишневый сад — было последнее произведение Чехова, возможно именно поэтому, к нему было приковано столько внимания. Это произведение был своего рода прощанием поэта с тем что на самом деле было очень дорого ему.

В этой пьесе поэт как будто хочет показать столкновение, прошлого, настоящего и будущего. Некоторые герои как будто пропитаны своим прошлым и живут в нем не замечая настоящего.

Кто, то же наоборот извлекает пользу из каждого прожитого дня, не теряя ни минуты, заботясь тем самым о своем будущем. Это делает сюжет произведения интереснее.

← Анализ рассказа Мальчики
← Анализ рассказа Хамелеон↑ ЧеховОбраз Рагина в повести Палата номер 6 →
Анализ рассказа Попрыгунья →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-pesy-vishnevyj-sad

«Вишнёвый сад» — краткое содержание и анализ пьесы А.П. Чехова

В классической литературе есть немало интересных произведений, истории которых актуальны и по сей день.

Произведения, написанные Антоном Павловичем Чеховым, как раз подходят под данную характеристику. В этой статье можно ознакомиться с его пьесой «Вишнёвый сад» в кратком содержании.

Оглавление:

  • История создания пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
  • Главные действующие лица
  • Второстепенные персонажи
  • «Вишневый сад» — краткое содержание по действиям
  • 1 действие
  • 2 действие
  • 3 действие
  • 4 действие
  • Анализ произведения и заключение

История создания пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Дата начала пьесы была положена в 1901 году, первый спектакль показали через 3 года. В произведении отображены неприятные впечатления самого автора, которые возникли под действием наблюдения за упадком множества усадеб своих друзей, а также своего собственного.

Главные действующие лица

Ниже приведен список главных героев:

  • Раневская Любовь Андреевна – владелица поместья;
  • Аня – родная дочь;
  • Гаев Леонид Андреевич – брат;
  • Трофимов Пётр Сергеевич – «вечный студент»;
  • Лопахин Ермолай Алексеевич – покупатель.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных героев:

  • Варя – сводная сестра Ани;
  • Симеонов-Пищик – владелец поместья;
  • Шарлотта – воспитательница;
  • Дуняша – служанка;
  • Епиходов Семен Пантелеевич – клерк;
  • Фирс – прислуга, старик;
  • Яша – прислужник, молодой парень.

«Вишневый сад» — краткое содержание по действиям

1 действие

События происходят в ожидании Раневской. Лопахин и Дуня беседуют, в ходе чего возникает спор. В комнату заходит Епиходов. Он роняет букет, жалуясь остальным, что считает себя неудачником, после чего он уходит. Горничная рассказывает купцу, что Епиходов хочет на ней жениться.

Читайте также:  Природа просит защиты (эссе)

Приезжают Раневская с дочерьми, Гаев, Шарлотта и помещик. Аня рассказывает о поездке во Францию, выражает свое недовольство. Также она интересуется, собирается ли Лопахин жениться на Варе. На что ее сводная сестра отвечает, что ничего не получится, а в ближайшее время выставят на продажу имение. Параллельно Дуня флиртует с молодым лакеем.

Совет

Лопахин объявляет о том, что их поместье продается за задолженность. Он выступает за следующее решение проблемы: поделить территорию на части и сдавать их за арендную плату. Но для этого нужно вырубить вишневый сад. Помещица с братом отказываются, ссылаясь на упоминание сада в энциклопедии. Приемная дочь приносит матери телеграммы из Франции, но та, не прочитав их, разрывает.

Появляется Петя Трофимов – наставник погибшего сына Раневской. Гаев продолжает искать варианты для получения прибыли, которая помогла бы покрыть задолженности. Доходит речь до того, чтобы выдать Аню за богатого человека. В то время Варя рассказывает сестре о своих проблемах, но младшая сестра засыпает, устав с дороги.

2 действие

События происходят в поле возле старой часовни. Шарлотта дает описание своей жизни.

Епиходов поет песни, играя на гитаре, пытается показать себя романтиком перед Дуней. Она же, в свою очередь, желает произвести впечатление на молодого лакея.

Появляются помещики и купец. Он также продолжает уверять владелицу в сдаче земли в аренду. Но Раневская с братом пытаются сводить тему на «нет». Помещица с жалостью начинает рассуждать о ненужных затратах.

Яков высмеивает песнопение Гаева. Раневская вспоминает о своих мужчинах. Последний из них разорил ее и променял на другую. После чего помещица решила вернуться на родину к своей дочери. Меняя тему Лопахина, она заговаривает о свадьбе Вари.

Входит старый лакей с верхней одеждой Гаева. Он рассуждает о крепостном праве, преподнося это как несчастье. Появляется Трофимов, который вдается в глубокую философию и рассуждения о будущем страны. Помещица сообщает приемной дочери, что посватала ее за купца.

В то время Аня уединяется с Трофимовым. Тот, в свою очередь, романтично описывает ситуацию вокруг. Аня переводит разговор на тему крепостничества и говорит о том, что люди только говорят и ничего не делают. После чего «вечный студент» говорит Ане бросить все и стать свободным человеком.

3 действие

В доме помещицы устроен бал, который Раневская считает лишним. Пищик пытается найти того, кто даст ему в долг деньги. Брат Раневской отправился выкупать поместье на имя тетки. Раневская, видя, что Лопахин все больше богатеет, начинает критику из-за того, Варя еще не вышла за него замуж. Дочь жалуется, что он только отшучивается.

Помещица делится с бывшим учителем сына о том, что любовник просит ее вернуться во Францию. Сейчас хозяйка уже не думает о том, что он ее разорил. Трофимов пытается ее переубедить, и она советует ему тоже завести женщину на стороне. Возвращается расстроенный брат и начинает монолог о том, что имение куплено Лопахиным.

Купец хвастливо рассказывает всем, что купил поместье и готов срубить вишневый сад для того, чтобы его род продолжил жить на месте, где трудились его крепостные отец и дед. Родная дочь утешает плачущую мать, убеждая, что впереди вся жизнь.

4 действие

Бывшие жители покидают дом. Лопахин, устав от безделья, собирается уехать в Харьков.

Он предлагает Трофимову деньги, но тот не принимает их, рассуждая о том, что вскоре люди достигнут понимания правды. Гаев стал банковским служащим.

Раневская переживает за старого лакея, боясь, что его не отправят на лечение.

Обратите внимание

Лопахин и Варя остаются вдвоем. Героиня говорит, что стала экономкой. Купец все-таки не предложил ей выйти за него замуж. Аня прощается с матерью. Раневская планирует вернуться во Францию. Аня собирается попасть в гимназию, а в будущем помогать матери. Гаев чувствует себя покинутым.

Вдруг приезжает Пищик и отдает всем занятые деньги. Он недавно разбогател: на его земле, которую он теперь сдает в аренду, была найдена белая глина. Помещики прощаются с садом. Потом они запирают двери. Появляется болеющий Фирс. В тишине слышится звук топора.

Анализ произведения и заключение

Этот спектакль сам автор причислил к жанру комедии. Прочитав вышеприведённый краткий пересказ, натолкнул ли сюжет пьесы вас на данную мысль? Попробуем разобраться, почему «Вишневый сад» — комедия?

Прежде всего, стиль этого жанра наблюдается в ярком контрасте образов двух героев: Лопахина и Раневской. Он – предприимчивый, ищет выгоду, она же – несерьезная и ветреная. Есть и смешные ситуации. Например, представления Шарлотты, общение Гаева со шкафом и т. п.

Читая эту книгу в оригинале, по главам и действиям, а не в сокращении, сразу возникает вопрос: что значит вишневый сад для героев пьесы? Для помещиков сад – это целая история прошлого, в то время как для Лопахина – это место, на котором будет строиться его будущее.

Проблематика контрастов отношений на стыке двух веков поднята в произведении. Также стоит вопрос наследия крепостного права и отношения к последствиям разных слоев общества. Затрагивается вопрос о том, как будет строиться будущее страны на примере локальной ситуации. Поднят вопрос о том, что многие готовы рассуждать и советовать, но только единицы способны действовать.

Антон Павлович Чехов очень много подметил из того, что было актуально на тот период и осталось важным сейчас, поэтому эту лирическую пьесу стоит прочитать каждому. Данное произведение стало последним в творчестве писателя.

Источник: https://1001student.ru/literatura/vishnyovyj-sad.html

Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

  Скачать сочинение

    Пьеса «Вишневый сад» — последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».

Драматургу было дорого все то, что связано с усадебной жизнью, она символизировала теплоту семейных отношений, к которой так стремился А.П. Чехов. И в Мелихове, и в Ялте, где довелось ему жить.
     Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим.

Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В третьем действии имение продано, в четвертом – прощание с усадьбой и прошлой жизнью.

Важно

     Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев.

Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.

     «Вишневый сад» — комедия о беспечных русских людях, — писал Ю. Соболев. В этой пьесе переходит в грусть, оборачивает тревогой. Большое количество комических сцен – фокусы Шарлотты, ошибки Епиходова, глупые речи Гаева, только усиливают грусть, «тоску по идеалу». В классической комедии порок обычно бывает наказан, добродетель торжествует.

В пьесе Чехова нет явно отрицательных героев, и положительные отсутствуют. Неясен с первого взгляда и конфликт произведения. Дело в том, что предметом изображения в пьесах драматурга является собственно не действие, их нежелание и невозможность совершить поступок. Именно это и осмеивается в комедиях Чехова К.С.

Станиславский отмечал особый характер конфликта пьесы «Вишневый сад»

     Комизм «Вишневого сада» коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл самой жизни. Чехов своеобразно трактовал этот жанр. В его представлении комедия – это драма, с тончайшей иронией высмеивающая пошлость. Традиционный обличительный пафос, «смех сквозь слезы», по меткому замечанию писательницы Тэффи, в поэтике Чехова сменяется «смехом вместо слез».

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Смотрите также по произведению «Вишневый сад»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00054201184864162952

«Вишневый сад», анализ пьесы Чехова

Пьеса «Вишневый сад» — последнее драматургическое произведение, в котором Антон Павлович Чехов отдает дань своему времени, дворянам и такому обширному понятию, как «имение», столь ценимое автором во все времена.

Жанр «Вишневого сада» всегда служил поводом для споров и пересудов.

Сам Чехов пожелал отнести пьесу к комедийному жанру, тем самым пойдя наперекор критикам и ценителям литературы, которые в голос убеждали всех в принадлежности произведения к трагикомедии и драме.

Таким образом, Антон Павлович подарил читателям возможность самим судить о его творении, наблюдать и переживать многообразие жанров, представленных на страницах книги.

Лейтмотивом всех сцен в пьесе служит вишневый сад, ведь это не просто фон, на котором происходит целый ряд событий, но и символ хода жизни в усадьбе. На протяжении всей своей карьеры автор тяготел к символике, не поступившись ею и в данной пьесе. Именно на фоне вишневого сада развивается как внешний, так и внутренний конфликты.

Читатель (или же зритель) видит владельцев дома, сменяющих друг друга, а также продажу имения за долги. При беглом прочтении, заметно, что в пьесе представлены все противодействующие силы: молодежь, дворянствующая Россия и начинающие предприниматели.

Конечно, социальное противостояние, зачастую принимаемое в качестве основной линии конфликта, очевидно.

Тем не менее, более внимательные читатели могут заметить, что ключевой причиной к столкновению является вовсе не социальное противоборство, а конфликт ключевых персонажей с окружающей их средой и действительностью.

«Подводное» течение пьесы не менее интересно, чем ее основной сюжет.

Совет

Чехов строит свое повествование на полутонах, где среди однозначных и неоспоримых событий, воспринимаемых как факт и как должное, время от времени появляются бытийные вопросы, всплывающие на протяжении всей пьесы.

«Кто я и чего хочу?», спрашивают у себя Фирс, Епиходов, Шарлотта Ивановна и многие другие герои. Таким образом, становится очевидно, что ведущий мотив «Вишневого сада» — вовсе не противостояние социальных слоев, а одиночество, преследующее каждого героя в течение всей жизни.

Тэффи описала «Вишневый сад» лишь одним изречением: «Смех сквозь слезы», анализируя это бессмертное произведение. И смешно, и грустно, читать его, осознавая, что оба конфликта, поднятые автором, актуальны и по сей день.

Кроме анализа пьесы «Вишневый сад» есть и другие сочинения:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «О любви», анализ рассказа Чехова

  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова

  • «Студент», анализ рассказа Чехова

  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова

  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова

  • «Палата №6», анализ повести Чехова

  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/281-vishnevii-sad

Анализ пьесы Вишневый сад

Анализ
комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»

провела
студентка гр.44006/1 Калинина А.

Общее
описание комедии.

Данная
лирическая комедия, как называет её сам
Чехов, направлена на раскрытие социальной
темы о гибели старых дворянских усадеб.
Действие комедии происходит в имении
Л. А. Раневской, помещицы и завязано на
том, что из-за долгов обитателям приходится
продавать так любимый всеми вишневый
сад.
Перед нами дворянство в состоянии
упадка.

Раневская и Гаев (её брат) — люди
непрактичные и не умеющие хозяйничать.
Являясь людьми слабохарактерными, они
резко меняют свое настроение, с легкостью
проливают слезы по пустяковому поводу,
охотно пустословят и устраивают роскошные
праздники накануне своего разорения.
В пьесе Чехов показывает и людей нового
поколения, возможно, за ними будущее.

Это Аня Раневская и Петя Трофимов (бывший
учитель погибшего сына Раневской Гриши).
Новые люди должны быть сильными борцами
за грядущее счастье. Правда, Трофимова
отнести к числу таких людей трудно: он
“недотепа”, не слишком силен и, по-моему,
недостаточно умен для великой борьбы.
Надежда — на юную Аню. “Мы насадим новый
сад, роскошнее этого…

” — верит она, и
в этой вере — единственный в пьесе
вариант счастливого для России развития
ситуации.

Форма
и содержание произведения.

Говоря
о содержании и форме, мы будем опираться
на точку зрения Валентина Евгеньевича
Хализева. Содержание
– это сущность произведения; его
субъектно-смысловые и объективно-предметные
значения. Форма
– это все способы выражения сущности;
словесно-образные структуры.

1)
Форма: а) проблемная часть (предметное
начало), мир художественного
произведения:
Главные
герои (образы)
:
помещица Раневская Любовь Андреевна,
её дочери Аня и Варя, её брат Гаев Леонид
Андреевич, купец Лопахин Ермолай
Алексеевич, студент Трофимов Петр
Сергеевич, помещик Симеонов-Пищик Борис
Борисович,
гувернантка Шарлотта Ивановна, конторщик
Епиходов Семен Пантелеевич, горничная
Дуняша, лакей Фирс и Яша, а также несколько
второстепенных героев (прохожий,
начальник станции, почтовой чиновник,
гости и прислуга). Кроме этого, мы выделяем
«сад» как самостоятельного героя, он
занимает
своё место в системе образов
пьесы.
б) Структура (композиция)
произведения, организация произведения
на уровне макротекста: комедия состоит
из четырёх действий. Все они переплетаются
между собой сюжетно и хронологически,
образуя единую картину событий.
в)
Художественная речь

Данное
произведение является комедией, поэтому
оно весьма эмоционально.
Отмечаем,
что текст пьесы полон историзмов и
архаизмов, обозначающих предметы и
явления из жизни людей начала 20-го века
(лакей, дворяне, барин).

Присутствует
разговорная лексика и разговорные формы
слов в репликах прислуги («Я-то хорош,
какого дурака свалял!», «Очаровательная,
все-таки сто восемьдесят рубликов я
возьму у вас… Возьму…

»), также
многочисленны заимствования из
французского и немецкого языков, прямая
транслитерация и иностранные слова как
таковые («Пардон!», «Ein, zwei, drei!», «В зале
танцуют grand-rond»).<\p>

2)
Содержание

К
категориям содержания относят:

  • тема — это явление внешней и внутренней жизни человека, которое является предметом исследования художественного произведения.
    Исследуемое произведение политематическое, т.к. содержит больше одной темы.

    <\p>

По
способу выражения темы делятся на: 1)
эксплицитно выраженные: тема
любви к родному дому

(«Детская, милая моя, прекрасная комната…»,
«О, сад мой!», «Дорогой, многоуважаемый
шкаф! Приветствую твое существование,
которое вот уже больше ста лет было
направлено к светлым идеалам добра и
справедливости»), тема
семьи, любви к родственникам

(«Душечка моя приехала!», «ненаглядная
дитюся моя», «Мне вдруг стало жаль мамы,
так жаль, я обняла ее голову, сжала руками
и не могу выпустить. Мама потом все
ласкалась, плакала»), тема
старости

(«Надоел ты, дед. Скорее бы ты подох»,
«Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок.
Я так рада, что ты еще жив»), тема
любви

(«И
что ж тут скрывать или молчать, я люблю
его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень
на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю
этот камень и жить без него не могу»,
«Надо быть мужчиной, в ваши годы надо
понимать тех, кто любит. И надо самому
любить… надо влюбляться»;
2)
имплицитно выраженные:
тема
сохранения природы
,
тема
будущего России
.

По
содержанию:
1) вечные
темы
:
тема любви к родному дому, тема семьи,
любви к родственникам, тема старости,
тема любви, тема сохранения природы

2)
культурно
– исторические темы
:
тема будущего России

По
классификации филолога Потебни:

1)
Содержание

2)
Внутренняя форма (образные структуры,
элементы сюжета и т.д.)<\p>

3)
Внешняя форма (слова, структура текста,
композиция и т.д.)

Проблематика
произведения.

Основными
проблемами данной пьесы являются вопросы
о судьбе Родины и долга, ответственности
молодого поколения. Проблема является
имплицитно выраженной, так как автор
доносит эту мысль через символ вишневого
сада, раскрытый с различных аспектов:
временных, образных и пространственных).

Конкретная
проблематика:
а)
социальная (общественные взаимоотношения,
построение новой жизни, проблема
дворянского праздно гуляющего общества);
б) социально-психологическая (внутренние
переживания героев); г)историческая
(проблема привыкания дворян к отмене
крепостного права).

Хронотоп.

Обратите внимание

Прямолинейный,
действия происходят в мае 1900-х годов,
сразу после отмены крепостного права,
и заканчиваются в октябре. События
происходят в хронологической
последовательности в поместье Раневской,
однако имеются отсылки к прошлому
героев.

Характеристика
героев.

Стоит
отметить, что в произведении нет резко
положительных или резко отрицательных
героев.<\p>

Внешний
облик
героев
даётся очень кратко, причем описывается
в основном только одежда. В тексте
присутствует характеристика не всех
героев.

  1. Лопахин – «в белой жилетке, желтых башмаках», «со свиным рылом», «тонкие, нежные пальцы, как у артиста»

  2. Трофимов – 26-27 лет, «в поношенном старом мундире, в очках», «волосы не густые», «Какой Вы стали некрасивый, Петя», «строгое лицо»

  3. Фирс – 87 лет, «в пиджаке и белом жилете, на ногах туфли».

Внутренний
мир
автор
дает через рассуждения своих героев.

  1. Любовь Раневская, помещица – «Хороший она человек. Легкий, простой человек», очень сентиментальна. Живет праздно в силу привычки, несмотря на то, что вся в долгах. Героине кажется, что все образуется само собой, но происходит крушение мира: сад достается Лопахину. Героиня, потеряв имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.

  2. Аня, дочь Раневской — влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена идей, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину.

    Аня верит в будущее счастье, новую, лучшую жизнь («Мы насадим новый сад, роскошнее этого», «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»).

    <\p>

  3. Варя охарактеризована своей приемной матерью Раневской как «из простых, работает целый день», «хорошая девушка».

  4. Леонид Андреевич Гаев – брат Раневской, «человек восьмидесятых годов», человек, путающийся в словах, словарный запас которого состоит в основном из «бильярдных словечек» («Режу в угол!», «Дуплет в угол… Круазе в середину…

    ») и совершенного бреда («Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»). Один из немногих, который придумывает различные планы по спасению вишневого сада.

  5. Ермолай Алексеевич Лопахин – купец, «он хороший, интересный человек», сам характеризует себя как «мужик мужиком». Сам из рода крепостных, а ныне – богатый человек, который знает, куда и как вкладывать деньги. Лопахин является очень противоречивым героем, в котором черствость и грубость борятся с трудолюбием и смекалкой.

  6. Петр Трофимов – Чехов описывает его как «вечного студента», уже постаревшего, но всё еще не окончившего университет.

    Раневская, разозлившись на его во время спора о любви, кричит: «Вам двадцать шесть лет или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса!», Лопахин иронично спрашивает «Сколько лет, как ты в университете учишься?».

    Этот герой принадлежит к поколению будущего, он верит в него, отрицает любовь и находится в поиске истины.

  7. Епиходов, конторщик Раневской и Гаева, безумно любит их горничную Дуняшу, которая отзывается о нём немного неоднозначно: «Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно.

    Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья…». «Ходишь с места на место, а делом не занимаешься.

    Конторщика держим, а неизвестно для чего»: в этих словах Вари – вся жизнь Епиходова.

Портреты,
как мы уже описали ранее, краткие –
несамостоятельный элемент произведения.

Интерьер
является самоценным элементом в
произведении (т.е. нужен для описания
как такового),
так
как помимо прочего создает образ времени:
в первом и третьем действии, это образ
прошлого и настоящего (уют и тепло
родного дома после долгой разлуки («Моя
комната, мои окна, как будто я не уезжала»,
«Гостиная,
отделенная аркой от залы.

Горит люстра»)),
в четвертом, последнем действии – это
картина будущего, реалии нового мира,
пустота после уезда героев («Декорация
первого акта. Нет ни занавесей на окнах,
ни картин, осталось немного мебели,
которая сложена в один угол, точно для
продажи. Чувствуется пустота. Около
выходной двери и в глубине сцены сложены
чемоданы, дорожные узлы и т. п.

Налево
дверь открыта»).

Таким
образом, интерьервыполняет
описательно-характеристическую функцию.

Художественный
пейзаж.

Стоит
отметить, что одно и то же описание
пейзажа выполняет сразу две функции
(развитие внешнего и внутреннего действия
и описательно-характеристическая
функция), исходя из-за наличия в пьесе
такого героя, как «вишневый сад», приведем
примеры: «Уже май, цветут вишневые
деревья», «Поле.

Старая, покривившаяся, давно заброшенная
часовенка, возле нее колодец, большие
камни, когда-то бывшие, по-видимому,
могильными плитами, и старая скамья.
Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне,
возвышаясь, темнеют тополи: там начинается
вишневый сад.

Важно

Вдали ряд телеграфных
столбов, и далеко-далеко на горизонте
неясно обозначается большой город,
который бывает виден только в очень
хорошую, ясную погоду. Скоро сядет
солнце».

Художественная
деталь.

1.
Портретная:
Гаев
об Ане: «Она хорошая, добрая, славная, я
ее очень люблю, но, как там ни придумывай
смягчающие обстоятельства, все же, надо
сознаться, она порочна. Это чувствуется
в ее малейшем движении».

2.Портретно-психологические:
Дуняша об Епиходове: «Человек он
несчастливый, каждый день что-нибудь.
Его так и дразнят у нас: двадцать два
несчастья…»

3.
Словесные
:
«бильярдные словечки» Гаева, например
«Режу в среднюю!», «От двух бортов в
середину» и другие.

Композиция
пьесы.

  1. Экспозиция. Расположена в первом действии – это сцены ожидания Дуняши, Лопахина и Епиходова приезда Раневской из Парижа. Такие сцены рассказывают читателю и зрителю об имении Любви Андреевны, раскрывает главную черту ее жителей – каждый говорит о своем, не слушая остальных.

  2. Завязка. Сцены появления Раневской с дочерью и гувернанткой Шарлоттой, выяснения отношений между Раневской и её братом Гаевым. Открывается главная проблема пьесы – нежелание проадавать вишневый сад, и в то же время, невозможность принятия другого решения. Лопахин предлагает свои условия – выкупить сад, вырубить всё и сдавать под дачные участки. Никто не соглашается.

  3. Развитие действия. Во втором действии решается судьба вишневого сада и имения Раневской и Гаева, которые живут праздной жизнью, не контролируя свои расходы, тем самым вгоняя себя в ещё большие долги.

  4. Кульминация. В третьем действии описывается сцена бала в имении Раневской, а за сценой происходит продажа имения Лопахину, все герои узнают об этом. Это приводит героев в шок.

«Пищик.
Что на торгах? Рассказывай же! Любовь
Андреевна. Продан вишневый сад?

Лопахин.
Продан.

Любовь
Андреевна. Кто купил?

Лопахин.
Я купил».

  1. Развязка описывается в четвёртом действии пьесы при помощи сцен отъезда Раневской обратно в Париж. Дом покидают все герои, кроме лакея Фирса: его забыли.

Сюжет
внешний. Выполняет обе функции: и
конструктивную (освещает элементы
изображаемого), и характеристическую
(раскрытие образа героев). Внешний:
общее развитие событий. Внутренний
отсутствует почти полностью. Частично
представлен в монологах героев пьесы. Конфликты:
1.
Психологические, нравственные: внутренний
конфликт человеческой души.
2.
Социально-исторический: конфликт
уходящего дворянства и приходящей ему
на смену буржуазии (Раневской, Гаева и
Ани с Трофимовым соответственно).<\p>

Таким
образом
сюжет
многолинейный, концентрический.
Композиция сложная (внешняя: деление
пьесы на действия, внутренняя: реплики
героев). Присутствуют все типы текста
(повествование, описание и рассуждение). Произведение является пьесой.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/3156674/

Ссылка на основную публикацию