Образ дон кихота

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса — Русская историческая библиотека

Великий вклад Мигеля Сервантеса в мировую литературу составляет роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (см. его анализ). Первый том романа вышел в 1605 г. Вторая часть вышла в 1615 г.

Портрет Мигеля де Сервантеса Сааведры. 1600

Идейный смысл этого произведения глубок и многообразен. Как бы насмехаясь над старинными рыцарскими романами, автор изобразил главного героя безумцем, потерявшим рассудок от их чтения. Сервантес построил историю его приключений как комическую эпопею – пародию на рыцарский роман (насмешливое подражание ему).

Однако Сервантес развернул в «Дон Кихоте» широкую реалистическую картину жизни современной ему Испании и насытил его гуманистическими идеями. Дон Кихот вырастает у него в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости; наряду с комическим безумием он обнаруживает высокую мудрость.

Отсюда двойственность образа.

Обратите внимание

Влияние сказочных рыцарских романов, нереальное представление о жизни, почерпнутое из них, доведены в Дон Кихоте до степени невероятного, до гротеска (причудливое преувеличение).

Бедный деревенский идальго (мелкий рыцарь), он пытается построить свою жизнь наподобие рыцарского странствия, какие описывались в книгах.

Однако каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между воображаемой жизнью, вычитанной из романов, и реальной действительностью.

Героя зовут Алонсо Кихано; он придумывает себе рыцарское имя Дон Кихот Ламанчский, к которому позднее добавляется поэтическое прозвище Рыцарь Печального Образа. Тощую клячу он объявляет рыцарским конем и дает ему имя Россинант.

Скотницу из соседней деревни его фантазия превращает в прекрасную даму Дульсинею Тобосскую, в честь которой он намерен совершить рыцарские подвиги.

Постоялый двор Дон Кихот принимает за феодальный замок, где желает быть посвященным в рыцари; медный таз цирюльника – за волшебный золотой шлем.

Дон Кихот. Художественный фильм, 1957

Каждый «подвиг» кончается для Дон Кихота плачевной и в то же время комической неудачей: он оказывается избитым или даже искалеченным.

В конце произведения Дон Кихот, возвращенный домой стараниями друзей, перед смертью исцеляется от своего безумия, снова превращается в Алонсо Кихано и объявляет, что «ныне ему претят богомерзкие книги о странствующем рыцарстве».

Важно

Он составляет завещание, по которому его племянница будет лишена наследства, если выйдет замуж за человека, читавшего рыцарские романы.

Дон Кихот и Санчо Панса. Памятник на Площади Испании в Мадриде, 1930

Живя в мире идеализированного прошлого, герой не понимает реальной жизни и современных человеческих отношений.

Он требует от окружающих куртуазного служения даме, преграждает дорогу мирно путешествующим купцам и грозит им оружием, если они не признают Дульсинею Тобосскую самой прекрасной женщиной в мире, и т. п.

При любом столкновении Рыцарь Печального Образа следует феодальному принципу – все разрешать силой оружия, отсюда его непрестанные потасовки.

Дон Кихот, с его тощей и длинной фигурой верхом на полуживой кляче, выглядит как карикатура на рыцаря. Его снаряжение, например шлем с картонным забралом, – карикатура на рыцарские доспехи. И весь его жизненный путь, и злополучные «подвиги» – пародия на рыцарские странствия в романах.

Но образ заключает в себе глубокое содержание, – это благородство и мудрость Долг рыцаря Дон Кихот усматривает в защите слабых и обездоленных.

Он безудержно бросается в бой каждый раз, когда видит нарушение этих принципов.

Дон Кихот заступается, хотя и неудачно, за мальчика-пастушка, которого избивает хозяин, не желающий платить ему жалованье; освобождает каторжников, осужденных жестоким и неправым судом.

Устами безумца Дон Кихота Сервантес высказывает гуманные идеи своего времени. Добиваясь освобождения каторжников (ч. I, гл. XXII), герой романа заявляет, что «превращать… в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется ему крайне жестоким» и что «людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних».

Совет

Пламенную речь произносит Дон Кихот во славу свободы, выбравшись из замка герцога и радуясь избавлению от его «благодеяний» (ч. II, гл. VIII). «Свобода, Санчо, – говорит он, – есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей.

Ради свободы так же точно, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком».

Вечно рвущийся в бой Дон Кихот добивается мира между двумя враждующими селами. Рассуждая по этому поводу о том, в каких случаях «мужи благоразумные и государства благоустроенные» берутся за оружие, он формулирует принципы защиты родины, жизни, семьи, имущества. Он признает достойной службу королю на поле брани с оговоркой: «Когда он ведет войну справедливую».

Высокой человечностью дышат наставления Дон Кихота его оруженосцу Санчо Пансе, которому герцог ради потехи «дарует» пост губернатора (ч. II, гл. XII – XIII). Дон Кихот убеждает Санчо не стыдиться своего крестьянского происхождения.

«Если ты вступишь на путь добродетели, – говорит он, – и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и синьоров, ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается и она имеет ценность самостоятельную в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет».

Он советует Санчо никогда «не руководствоваться законом личного произвола», а справедливостью и милосердием, одинаково соблюдая эту справедливость в отношении к богатым и бедным. Беседуя у костра с козопасами (ч. I, гл. XI), Дон Кихот высказывает мечту о минувшем «золотом веке»: «…

блажен тот век, который древние называли золотым… потому что жившие тогда люди не знали слов твое и мое. В те благословенные времена все было общее».

Как образ бескорыстного и трагически неудачливого борца, Дон Кихот сохраняет свое обаяние далеко за пределами создавшей его эпохи.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5670-obraz-don-kikhota-v-romane-servantesa

Образ Дон Кихота

Наиболее интересным из всех образов мировой литературы для меня является образ Дон Кихота. Он является символом мечтательности. Этот образ символизирует то, что каждый должен верить в себя, свои силы, мечтать и осуществлять свои мечты, не смотря ни на что.

Наблюдая за поступками Дон Кихота, мы видим человека, который родился не в то время, то есть опоздал, век рыцарства уже прошел! Не смотря на то, что время прошло, Дон Кихот все равно верил в то, что он рыцарь и потому должен отправляться на поиски приключений.

Он верил в свои мечты, не смотря ни на что, хотя окружающие и насмехались над ним, но он все равно продолжал целеустремленно идти к своей цели.

Дон Кихот

Все вокруг считали его сумасшедшим, но он не обращал на это внимания. Его волновала ситуация не только общества, в котором он проживал, но и мира в целом: «… сколько еще в нем зла надо уничтожить, сколько беззакония отменить, сколько произвола остановить, сколько ошибок исправить, сколько повинностей выполнить!».

Вот нам , молодежи XXI века, пример, как нужно проявлять активную жизненную позицию, жить не по принципу: «все для себя любимого», а, таки, начиная, с себя, думать о всем человечестве, о планете Земля. Он мне сейчас напомнил маленького принца Антуана-де-Сент Экзюпери, который тоже болел за свою планету. Эти образы учат, что мы должны начинать менять свое сознание, себя и окружающий мир.

Если каждый человек начнет это делать, то вместе мы сможем достичь успеха!

В образе Дон Кихота проявляются лучшие намерения и стремления человека. Хотя они и заканчивались неудачно, но он действительно хотел изменить мир к лучшему, он верил в то, что его добрые поступки помогут другим. Конечно, его попытки были тщетными, но сам факт его попыток сделать это, символизирует то, что он является хорошим человеком.

Обратите внимание

Дон Кихот имеет доброе сердце, всегда остается верным своим идеалам, всегда помогает людям, например, тогда, когда он помог мальчику, над которым издевался его хозяин. Он никогда не верил в то, что люди могут врать, потому что сам всегда говорил правду. Считал, что люди должны помогать друг другу, находить компромиссы, верить в свои силы, поддерживать и уважать друг друга.

Герой романа был фантазером, но это не мешало ему жить, а наоборот с помощью этого он нашел себя, свой жизненный путь. Он хотел приносить пользу, совершать подвиги, за которые его уважали и почитали.

Он верой и правдой служил своей мечты. Этот образ нас учит тому, что мы должны помогать не только себе, но и другим людям, быть патриотами своего государства, а также во всем находить положительное.

В образе Дон Кихота мы можем увидеть настоящего рыцаря, который никогда и никому не позволял обидеть даже словом его возлюбленную Дульсинею. Вот хороший пример настоящей любви и уважения к женщине! Дон Кихот был философом и мудрецом. Он всегда умно и точно выражал свои мысли, давал людям действительно нужные советы.

Хотя большинство людей считают его сумасшедшим, но в отличие от других, он всегда видел истинную сущность вещей. Дон Кихот считал, что самым главным земным благом является мир, а потому люди всеми своими поступками должны способствовать именно этому.

Разум Дон Кихота проявляется во многих его приключениях, потому что где бы он не находился, он всегда старался помочь советом или делом. Но главным в образе Дон Кихота является не только его мудрость, но и сердце. Он был настоящим поэтом, который идеализировал весь мир вокруг, создателем, которого не понимали.

Дон Кихот жил своими мечтами, поэзией, романами о рыцарях, а потому никто не воспринимал его всерьез. Как и много творческих людей он был неопознанным, никто не понимал его надежд и идеалов.

Для всех он был просто странным, непонятным человеком, но на самом деле, если лучше его познать, мы могли бы увидеть, что это многогранный человек, на которого, с какой стороны не посмотришь, он всегда будет особенным, и никогда не станет обычной заурядной личностью.

Вечный образ Дон Кихота является поучительным, потому что он учит нас никогда не сдаваться, идя к своей мечте, всегда заботиться о других людей и воспринимать их такими, какими они есть, а самое главное, всегда мечтать и верить в себя.

Важно

Меня научил образ Дон Кихота быть наблюдательным, идти в ногу с современностью, реально оценивать действительность и делать все своевременно.

Прежде чем что-то делать, осознать: «А это нужно кому?», чтобы дело, которое мы делаем для себя, не было «борьбой с ветряными мельницами», бесполезной.

А еще учиться чувствовать окружающих, их боль, страдания, проблемы, растерянность и своевременно подсказывать, а не высмеивать.

Я счастлива, что живу в XXI веке и имею возможность ознакомиться с лучшими произведениями писателей мира, с их вневременной мудростью, и я точно знаю, что их уроки, по крайней мере, для меня, проходят не зря. Образ Дон Кихота для меня — это образ благородного человека, образец служения человечеству!

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/obraz-don-kikhota.html

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был написан Мигелем Сервантесом де Сааведра в 1605 году. Интересно то, что идея будущего произведения пришла к писателю во время пребывания в тюремном заключении.

Именно тогда в воображении автора возник образ будущего героя, злоупотреблявшего рыцарскими романами. Сервантесу гениально удалось воплотить в жизнь свой замысел.

Созданный им герой прошел путь в несколько веков, и по-прежнему остается одним из центральных образов зарубежной литературы.

       В романе Сервантеса перед читателем предстает престарелый кастильский идальго, Алонсо Кехано. Он не обладает богатствами, его единственным любимым занятием является чтение рыцарских романов. Алонсо завораживают образы благородных и отважных героев, помогающих оказавшимся в беде людям.

Он настолько погружается в мир своих фантазий, что решает стать странствующим рыцарем. Он сооружает доспехи, дает своему коню, а вернее кляче, гордое имя Росинант и выбирает даму сердца, имя которой он собирается прославлять своими подвигами.

Возлюбленной Алонсо становится девушка из соседней деревни, он нарекает ее Дульсинеей Тобосской.

       Дон Кихот отправляется на поиски нуждающихся в его помощи, его верным оруженосцем становится обычный крестьянин Санчо Панса. Известно, что прототипом главного героя был сам Сервантес. Он наделил его чертами, присущими самому себе: добротой, мягкостью, честностью, мечтательностью.

Несмотря на то, что автор с иронией описывает надуманные сражения и подвиги героя, читатель невольно проникается симпатией к благородному идальго. Он не кажется сумасшедшим — скорее, мир вокруг него является таковым.<\p>

Совет

       Дон Кихот полон самых благих намерений, в дряхлом, стареющем теле живет неукротимый дух благородства.

Его образ сочетает в себе одновременно и комическое, и трагическое начало. Смех вызывает ироничное описание подвигов героя, его борьба с ветряными мельницами, в которых он видит великанов, выглядит комично. Но на смену веселью приходит ощущение сочувствия престарелому рыцарю. Становится жаль его не сбывшихся надежд.

«Рыцарь печального образа», подвергающийся жестоким насмешкам людей, но не теряющий своего благородства и жажды справедливости, остается верен своим принципам.

       Перед своей смертью идальго прозревает, он покидает мир грез и проклинает рыцарские романы, затуманившие его разум.<\p>

       Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский занимает достойное место среди великолепных литературных образов, отождествляя собой благородство и справедливость в высшей степени.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/zarubezhnaya/492-obraz-don-kikhota-v-romane-servantesa.html

Тема сочинения Образ дон Кихота. По роману Сервантеса

Пример первый. Рыцари прошлого… Они смущают души женской половины общества уже на протяжении нескольких столетий. Или, может, то живет в наших душах тоска или не хватает силы и мужества в наших современниках. Юношам же в очертаниях предыдущих эпох мерещатся рыцарские турниры и знаменитые победы.

Читайте также:  Образ обломова в романе гончарова

А знаменитейшие кодексы чести! Или и в самом деле придерживались их воины прошлого, или это только выдумка? Даже если выдумка, то такая, которой следует подражать. Недаром же эпоху Возрождения называют эпохой титанов.

Одним из них был бедный эдальго Мигель Сервантес, который увековечив себя богатством души своего героя – рыцаря печального образа – Дон Кихота.

Мы почти ничего не знаем о Доне Кихоте, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного давнего щита, копья, худой лошади и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать на охоте. Мы узнаем, что герою около пятидесяти лет, но не знаем, откуда он родом, кто его родители, чем занимался до сих пор. Но на наших глазах герой перевоплощается в безрассудного рыцаря.

Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано вообразил себя одним из них, назвавшись Дон Кихотом. Но ему по душе не только рыцарские приключения, а высокая цель борьбы со взлом. И тогда он старается подчинить своей выдумке повседневность. Мир реальный вытесняется миром фантастическим.

Кобыла становится боевым конем, а сам он – бедный дворянин – странствующим рыцарем, защитником обездоленных. Первое приключение Дон Кихота выглядит очень комическим, когда он ведет бой с ветряными мельницами, усматривая в них великанов. Иногда этот взрослый мужчина кажется ребенком в своем понимании действительности. Он верит в человеческую порядочность там, где ее нет.

В эпизоде с побитым мальчиком-пастушком Дон Кихот, как и мальчик, выглядит трагическим. Мальчик – от побоев богатея, который не платит ему денег за работу, Дон Кихот – от своей слепой веры в человека. Смешным оказывается и героизм рыцаря, ведь хозяин постоялого двора не нуждается в наказании своих оскорбителей, он требует от Дон Кихота денег за ночевку.

Во время противопоставления автором Дон Кихота дону Диего оказываются высокие порывы одного и мелкое благополучие другого.

И хотя поединок с львом тоже выглядит комически, герой возникает перед нами человеком очень смелым, тем не менее, он живой в фантастическом выдуманном мире. Кульминационным моментом столкновенья его с действительностью становится пребывание в герцогском замке.

Вельможи поняли безумие Дон Кихота, как понимали его все, кроме разве что Санчо Панче и разбойника Роне Гинари, которые не наносили ему ни моральной, ни физической боли. А просвещенные и утонченные вельможи издеваются над рыцарем.

Обратите внимание

В словесных поединках и рыцарь, и оруженосец выходят победителями, но подлость господствующего класса таки победила. Герцог и герцогиня выставили гостей шутами, а со временем нанесли и физическую боль, натравив разъяренных кошек.

Но разочарование рыцаря появилось значительно позднее, даже не тогда, когда он понял, что не может освободиться от чар своей Дульсинеи, а тогда, когда понял, что люди не борются со злом (это видно и в эпизодах с изгнанием народа морискив) и не стараются его искоренить.

Дон Кихот умирает, но его благородные порывы остаются жить в веках. А еще остается с нами его добрая мудрость:

“Свобода, Санчо, есть одна из наиболее дорогих щедрот, которые небо выливает на людей; с ней не могут сравниваться никакие сокровища… Ради свободы, так же, как и ради чести, можно и нужно рисковать жизнью, и, наоборот, неволя есть наибольшее из несчастий, которые только могут случиться с человеком”.

Пример второй. Тема Дон Кихот и Санчо Панчес как олицетворение двух жизненных позиций.

Гете считал, что жизнь, прожитая без пользы, подобна смерти. Подобной точки зрения придерживалось большинство гениев XIX столетия.

А что думали о содержании жизни предшественники Гете, представители литературных кругов эпохи Возрождения? Ведь они стояли возле истоков новых представлений о человеке, нового взгляда на окружающий мир. Каждый из титанов Возрождения сделал свой взнос в развитие этой эпохи.

Величественные образы Дон Кихота и его оруженосца Санчо Панчеса воплотили сложные противоречия испанской действительности ХVI-XVII столетий, трагедию большой эпохи Возрождения в историю человечества.

И Дон Кихот, и Санчо Панчес представляют собой авторское понимание человеческой сущности – благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной увлечения. Дон Кихот и Санчо – представители разных общественных слоев. Но оба они свободные от внешних авторитетов и запретов.

Важно

Дон Кихот смело порывает со своим классом, с обычным образом жизни во имя большой цели служения человечеству. Он смело берется защищать обездоленных, так как понимает, что Бог создал всех людей свободными.

Даже служение мысленной Дульсинее, олицетворением которой постоянная вульгарная Альдонса, для героя тоже является частью служения человечеству.

Санчо Панчес является своеобразным дополнением образа Дон Кихота. Во-первых, он представитель народа. Во-вторых, он едет за Дон Кихотом не ради высокой цели. У него есть семья, и если он не получит от своего господина обещанный остров, то, по крайней мере, заработает денег. Общим для обоих персонажей Сервантеса есть чувства собственного достоинства.

Вот как об этом говорит Санчо: “Я хотя и бедность, но христианин чистокровный и никому ничего не должен. И я мечтаю об острове, а другие думают о кое-чем хуже, и все от человека зависит, значит, если я человек, то могу стать папой, а не только губернатором острова”.

Но Санчо Панчес в своем путешествии с Дон Кихотом не забывает и о наживе: прихватывает кое-что из вещей похоронной процессии, забирает седло осла-цирюльника.

Санчо реально смотрит на вещи, понимает дикость своего хозяина и подигрывает ему. А иногда он и сам верит бессмыслице. Так, Санчо верит вранью священника, который Доротея является принцессой, и уговаривает Дон Кихота защитить ее от великана.

Но Санчо – крестьянин, и его все время тянет к земле и к семье. Даже во время утопического правления островом, Санчо обнаруживает себя мудрым и некорыстолюбивым человеком. Законы, которые он выдает, преисполненные человечного отношения к подчиненным.

Хотя странствующий рыцарь живая иллюзия и его оруженосец, они похожи отношением к людям. Дон Кихот и Санчо Панчес сочувствуют не только односельчанину мориску Рикоте и его дочурке Ани Фелис, которых с другими соотечественниками выселяют из родной земли.

Совет

А сцена встречи с Рикоте развенчивает церковное вранье о нетерпимости между испанцами и морисками. Возможно, не случайно Дон Кихот видит в монахах дьяволов.

В конце произведения герои отличаются и мыслями, и поведением. Дон Кихот перестает быть активным там, где обнаруживает активность Санчо. Но на протяжении всего произведения мы не перестаем испытывать удивление большому гуманизму двух героев и гуманисту-писателю, который их создал.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Тема сочинения Образ дон Кихота. По роману Сервантеса

Другие сочинения по теме:

  1. Романтизм Дон Кихота и трезвое благоразумие Санчо Панса Две фигуры, которые действуют вместе и контрастируют одна с другой, – комические и полукомические – это древний и до сих…
  2. Дайте характеристику образа Санчо Пансы в романе Сервантеса “Дон Кихот” Сервантес был большим гуманистом, ему близки высокие идеалы Ренессанса, но он жил и создавал в то время, когда иллюзии относительно…
  3. Странствования Дон Кихота в поисках справедливости Сочинение по одноименному роману Мигеля де Сервантеса Сааведры. Расцвет испанского Ренессанса в литературе обозначился распространением рыцарских романов, в которых изображались…
  4. Большой путь Дон Кихота в поисках справедливости Большой путь проходит каждый читатель романа Сервантеса “Дон Кихот” хитросплетениями ума и воображения рыцаря из Ламанчи. Много поколений до нас…
  5. Сумасшествие Дон Кихота Когда я раздумываю над образом Дон Кихота и его странствованиями, приключениями и стычками, то мне становится грустно, и вот почему….
  6. Кратное изложение по теме Ярчайший подвиг Дон Кихота Рождение большого романа. В январе 1605 года в книжный магазин Мадрида появилось произведение малоизвестного тогда Мигеля Сервантеса “Премудрый идальго Дон…
  7. Раскройте проблематику романа Сервантеса “Дон Кихот”. Понятие “донкихотство” История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали…
  8. Тема и идея сочинения по роману “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” три путешественника: первый – герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, “который до половины был…
  9. Тема сочинения Противоречивый образ Анны Карениной Есть ли в мире человек, который остался бы равнодушным, читая роман “Анна Каренина”? Думаю, что нет. Ведь речь идет не…
  10. Дайте характеристику образу Санчо Панси в романі Сервантеса “Дон Кіхот” Сервантес був великим гуманістом, йому близькі високі ідеали Ренесансу, але він жив і творив у той час, коли ілюзії щодо…
  11. Краткое содержание романа Сервантеса “Дон Кихот” В некоем селе Ламанчском жил-был один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке….
  12. Советы по написанию сочинения по роману “Война и мир” Анализ ответов абитуриентов, а также их сочинений дает основание сделать вывод о том, что все плохие ответы на вопросы по…
  13. Крылатые фразы для сочинения по роману “Евгений Онегин” Среди жемчужин русской поэзии есть строки, которые особенно ярко запечатлелись в памяти читателей и начали жить своей собственной жизнью. Кто…
  14. Тема сочинения Многогранность древнегреческой лирики Из теории литературы нам известно, что все произведения искусства заведено делится на три рода – лирику, эпос и драму. Древнегреческая…
  15. Тема сочинения Омар Хайям: поэзия и философия Из книг, из художественной литературы сквозь века к нам плывут реалии жизни – будто лучи, которые пробиваются сквозь воду, к…
  16. Тема сочинения Маленький человек в гоголевской “Шинели” 1 апреля 2009 года – 200 лет со дня рождения Николая Гоголя, великого писателя, который писал для читателей ысей России….
  17. Тема сочинения лирика Генриха Гейне Тема конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гейне. Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с…
  18. Тема сочинения Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем Сочинение по русскому языку для 10 класса: Анализ эпизода романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. В жизни каждого человека…
  19. Тема сочинения Разъясняя смысл комедии “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного…
  20. Тема сочинения Для чего человеку надо иметь доброе имя? Школьное сочинение по “Книге премудростей Соломоновых”. Соломон – третий сын царя Давида и Вирсавии. Он был избранником Бога, и потому…

Источник: https://ege-russian.ru/tema-sochineniya-obraz-don-kixota-po-romanu-servantesa/

Образ Дон Кихота

Дон Кихоту в начале повествования около пятидесяти лет. Выдающийся американский поэт Генри Лонгфелло, внимательнейшим образом изучивший роман Сервантеса, подсчитал, что первый выезд Дон Кихота начался 28 июля, а закончился 29 июля 1604 г.

В том же году состоялись его второй и третий выезды: второй (с Санчо Пансой) начался 17 августа и закончился 2 сентября, третий длился с 3 октября по 29 декабря Если это так, мы можем определить годы жизни героя Сервантеса: родился около 1554— 1556 гг.

(в эти годы Карл V передал испанскую корону своему сыну Филиппу II), умер в конце 1604 или в начале 1605 г.

Но на самом деле на первых страницах романа Дон Кихот только рождается, ему всего лишь один день, а пятьдесят лет — совсем другому человеку. Его звали Кихада (исп. — челюсть), или Кесад (исп. — пирог с сыром), или Кехана. Повествователь уверяет, что последняя фамилия — правильная.

Но в конце второго тома назьвается, причем устами Дон Кихота, произносящего свое завещавние, совсем иное имя — Алонсо Кихано. Такой человек, Алонсо Кихада, действительно жил в начале XVI в. в ламанчском селении Эскивиас и был дальним родственником жены Сервантеса, происходившей из этих же мест.

Он, подобно Дон Кихоту, начитался рыцарских романов, в правдивость которых свято верил.

Сервантесовский Алонсо Кихано — идальго, «чье имущества заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке». В свое время он был влюблен в деревенскую девушку из соседнего селения Тобосо Альдонсу Лоренсо, но скрьн вал свое чувство.

Из его качеств отмечено, что он «любитель вставать спозаранку и заядлый охотник», да еще поклонник рыцарских романов, из-за которых «почти совсем забросил не только охоту, но и хозяйство» и для приобретения которых продал несколько десятин пахотной земли.

Вот, собственно, и все, что о нем известно.

Обратите внимание

Перед нами зауряднейший человек, «человек без свойств», что подчеркнуто неясностью фамилии: никто точно не запомнил. Зато имя Дон Кихота человечество помнит уже несколько веков. Давно уже внимательные читатели попытались восстановить прошлое Дои Кихота по его речам.

Он разбирается в лекарственных травах, и военном деле, в сложных филологических вопросах (например, может выказать глубокие познания в вопросе о влиянии арабского языка на испанский) — в общем, это прошлое не Алонсо Кихано, а именно Дон Кихота. С другой стороны, Дон Кихот как бы намеренно отрывается от Алонсо.

Большое место в начале романа занимает эпизод посвящения героя в рыцари: хозяин постояло двора на шутовской манер проводит обряд посвящения, после которого Дон Кихот считает себя настоящим рыцарем.

Но следует отметить, что Алонсо Кихано и так им был: ведь идальго — это испанское название мелкопоместного рыцаря (правда, эго все же знатный рыцарь, которого следовало именовать доном).

Алонсо принадлежал к древнему роду и хранил родовое рыцарское вооружение.

Но это в обыденной жизни, а Дон Кихот рождается в иной (теперь бы сказали «виртуальной») реальности, и ему нужно такое посвящение, при котором бритвенный тазик оказывается лучше старинного шишака (шлема без забрала), доставшегося ему от предков.

Сервантес показывает нам, как рождается литературный герой. Его три выезда, разделенные небольшими промежутками времени, соответствуют трем эпохам жизни человека — детству, зрелости, умудренной старости. Детство вызывает смех наивностью, ошибками.

Читайте также:  Образ гриши добросклонова в поэме «кому на руси жить хорошо?» (н. некрасов)

Первая же ошибка — в эпизоде спасения мальчика от наказывавшего его хозяина, когда безоглядная вера Дон Кихота слову любого человека приводит только к увеличению зла.

И возникает стойкое убеждение, что «Дон Кихот» как бы саморазвивается, становясь все глубже по замыслу и сложнее по форме.

Важно

Однако это убеждение складывается у людей, воспитанных на реалистических романах XIX в., которые писались как бы от начала к концу, от причины к следствию. Так писал романы, например, Лев Толстой. Но, если его замысел развивался, он переписывал романы, иногда с самого начала, и делал это много раз.

Сервантес оставил на своих местах романсы, хотя мог заменить их романами. Он ввел образ Санчо Пансы только во второй выезд Дон Кихота, а мог бы переписать начало и сразу поместить его рядом с героем во время его первого выезда.

Даже такая деталь: пословицами Санчо начинает говорить не сразу, а через двенадцать глав после того, как появляется в романе, в то время как нетрудно было бы ввести пословицы в речь Санчо прямо с седьмой главы.

Не сразу упоминает писатель о Силе Ахмете бен-Инхати как рассказчике истории, а тем более о толедском мориске — ее переводчике на испанский с арабского, в то время как на титульном листе всех изданий начиная с первого стоит подлинное имя автора: Мигель де Сервантес Сааведра.

Следовательно, все так и задумано с самого начала, и только кажется, что автор не решает, как разовьется его повествование.

Второй выезд показывает Дон Кихота в расцвете его рыцарства. Он полностью достроил свой воображаемый мир, о чем свидетельствует знаменитый эпизод сражения с ветряными мельницами, которые герой принимает за злобных великанов.

Конечно, десь Дон Кихот вызывает улыбку.

Но, как писал французский философ Анри Бергсон, одно дело упасть в колодец, потому что смотришь куда-нибудь в сторону, другое — свалиться туда, потому что загляделся на звезды — «ведь именно звезду созерцал Дон Кихот»32.

Перед нами не наивный ребенок начала романа, над которым можно только посмеиваться. Его помыслы благородны, он наделен достоинством. В сущности, Дон Кихот воплощает рыцарский идеал, сложившийся за много столетий до него.

Совет

Куртуазная культура требовала от рыцаря не только быть смелым, сильным, умелым воином, но и устанавливала другие правила его поведения. Во-первых, рыцарь должен быть вежливым, т. е. соблюдать все многочисленные правила этикета.

Дон Кихот хорошо знает эти правила и неукоснительно их соблюдает, что выглядит комично на постоялом дворе, но является уместным в залах герцога. Во-вторых, рыцарь должен быть образованным.

Здесь Дон Кихот абсолютно безупречен, он знает не только рыцарские романы, но и античные источники, и средневековые хроники, и многое другое. Он, наверное, самый большой книжник из всех мировых литературных героев. В-третьих, рыцарь должен быть влюбленным.

Дон Кихот любит Дульсинею Тобосскую по куртуазным правилам, согласно которым любовь должна быть верной, скромной, тайной, ради любви рыцарь должен совершать подвиги, но не требовать от дамы сердца каких-либо знаков внимания. Это идеальная («платоническая») любовь, возвышающая человека.

И не случайно именно такую высокую любовь называют рыцарской. В-четвертых, рыцарь должен быть поэтом и воспевать даму своего сердца в стихах. Дон Кихот научился и этому. В замке герцога он поет «сипловатым, но отнюдь не фальшивым голосом» (да еще и играя на виоле) романс, в котором воспевает Дульсинею и прославляет постоянство в любви.

Но дело не в том, что Дон Кихот может сочинять стихи, а в том, что он по самому своему существу — поэт. Его взгляд на мир поэтичен. Дон Кихот все воспринимает сквозь призму художественных образов, взятых из романов. Он живет не столько в мире благородных идей, сколько в мире романных образов. Он выстраивает свою жизнь по образцам, которые воплощены в его любимых героях.

И на первое место в его подражании литературным персонажам выдвигается не внешность, не их отдельные поступки и даже не идеальная любовь, а глубоко усвоенная Дон Кихотом цель — «искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет».

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-don-kixota/

Образ Дон Кихота символ, даже — мифологема

Такие образы нужны, наверное, не только в литературе, а и в жизни. Так как только у человека, который  хочет изменить этот мир и проникается не только собственной жизнью – пародия на рыцарские романы. Пародия – это перепев известного произведения, сюжета или стиля.

Известно, что «Дон Кихот» – пародия на рыцарские романы.

Но укажем, что это пародия на рыцарские романы низкого качества, созданные авторами без дарования, ведь идеалы рыцарства, остались в прошлом, не подвергались высмеиванию, так как они не были  «неправильными», а лишь уступили местом новой философии.

Укажем и то, что если бы произведение Сервантеса было лишь пародией и не больше, он некогда бы не получил той популярности, которую он имеет и до сих пор. Но, прежде чем анализировать глубинные пласты содержания этого произведения, разберемся с этим, действительно ли «Дон Кихот» является пародией и в чем это выражается.

Обратите внимание

Дон  Кихот – мужчина, который зачитывается рыцарскими романами. Эти произведения настолько захватывают его, что он начинает жить ими.

И это, казалось бы, естественно для человека, которому нравится определенный жанр или вид искусства… Но  естественно до тех пор, пока наш герой живет этими романами, а не живет в них.

Здесь имеется в виду завязка произведения: реальность отодвигается для Дон Кихота на второй план, и он начинает жить в мире средневекового рыцарства, считая себя одним из его представителей.

Главный герой выгадывает себе красивое имя. Конечно, настоящему рыцарю его недостаточно. Необходим еще оруженосец, которым становится знакомый Дон Кихота Санчо Панса. Новоиспеченный рыцарь дает громкое имя даже своему коню.

Не может рыцарь и без Дамы сердца, которой становится девушка из соседнего села с  пышным именем Дульсинея Тобосска (ясная вещь, это имя также выгадал наш рыцарь печального образа). Оружие Дон Кихот делает себе из того, что «завалялось» в доме еще от времен его прадеда.

Вот, казалось бы, и все! Образ знаменитого рыцаря вышел на славу, извиняюсь за каламбур. Но все же нет, еще не время останавливаться и любоваться этой картиной: ни один знаменитый рыцарь не обходился без подвигов, которые покроют его имя вечной славой.

Итак, Дон Кихот отправляется осуществлять подвиги, показывать свое рыцарское мужество и победу…

Мы определили, что в своем произведении Сервантес пародирует все основные атрибуты, действия средневекового рыцаря. Но возвратимся на минутку к нашим соображениям и проверим их внимательнее. «…Ни один знаменитый рыцарь не обходился без подвигов, которые покроют его имя вечной славой».

Важно

Безусловно, это так. Дон Кихот делает все; ради искоренения зла на земле, ради справедливости и счастья людей. Конечно, он мечтает о славе и признании, но стимулом к его борьбе есть сам факт существования несправедливости, которую он видит (или которая ему пригрезилась).

Тут впервые что-то не совпадает…

Образ Дон Кихота очень глубокий, мы понимаем это еще читая произведение, даже не успев достаточно  подумать над ним.

Но, стараясь стать «копией» и мужественного средневекового рыцаря, Дон Кихот превосходит свой идеал: урожденное стремление справедливости приобретает немного химерических форм и не всегда дает желательные результаты именно через потерю ощущения реальности, но все же стремление Дон Кихота к общей справедливости очень отличается от стремления получить себе славу, богатство и благосклонность Дамы сердца. Герой, который воюет со злом, не может не вызвать уважение и увлечение, но все же искривленное восприятие Дон Кихота принуждает его видеть зло там, где его нет или же не прогнозировать ситуацию и возможные следствия собственных действий. Теперь мы сочувствуем Дон Кихоту, его такое искреннее; и такое   пылкое стремление добра и истины, даже вопреки его неудачам, не дает нам возможности отнестись к этому образу цинично, промолвив что-то наподобие «ну, хотел как лучше, а вышло как всегда…» Возможно, читая произведение, мы думаем себе: «Вот чудак!», но чаще, сознаемся мы в этом или нет, мы сочувствуем Дон Кихоту и болеем за него, хотя и догадываемся, что его фантазии; не победят действительность (ветряные мельницы не превратятся в великанов, которым бы благородным не был Дон Кихот…). Это делает главного героя романа по-своему трагическим, но, безусловно, симпатичным читателю.     

Задумав роман как пародию на рыцарскую литературу низкого качества, Сервантес сделал намного больше: он изобразил по-своему трагический образ, образ и очень глубокий и яркий, жизне
нный настолько, что имя этого героя перешло в речь в разряд общих названий. Значит, этот чудак – не просто одиночный случай.

Создавая своего персонажа, Сервантес извлек на поверхность целый шмат человеческого сознания, изобразив те проблемы, которые беспокоят многих людей, найдя подпочву для описания отдельного психологического типа, отдельной; философской системы.

Через это образ Дон Кихота мы не только наблюдаем на  бумаге, а и часто встречаем и – главное – узнаем в нашей жизни.

Рекомендуем почитать ►

Комментарий к стихотворению Некрасова «Тишина»

Прежде чем говорить о донкихотах в нашей жизни, надо подумать,  возникают ли такие типы в настоящем да и  высока ли вероятность их возникновения. Ну, что же? Алонсо Кихано против Дон Кихота. Ох, и не простая эта проблема!

С одной стороны, когда бы как-то Алонсо захотело превратиться в Дон Кихота в наш век повального индивидуализма, когда одному человеку безразлично психологическое состояние другого,  его мысли и поступки, его судьба вообще, каких-то преград на пути такой магической метаморфозы не возникло б… Но есть же и другая сторона: теперь человек, как мне кажется, больше ограничен обстоятельствами: работа, семья, да и вообще, более мелкое, т.е. груда так называемых «социальных привязок» не может современный человек вообразить себя кем-то и придумать  себе бороться с ним. Мы более привязаны к окружающему миру:   «территории», к социуму и т.п.. Значит, здесь не угадаешь: есть факторы, которые свидетельствуют о появлении новых донкихотов, есть кто против… Но мы не учли еще одного. Рассматривая ситуацию, когда кому-то захотелось вообразить себя другим человеком, мы не учитывали, высокую  вероятность того, что такое желание возникнет. Аж здесь и кроется объяснение почему в нашей современной жизни так мало донкихотов. Мне кажется, весьма счастливым и приземленным стал наш мир в последнее время, бескорыстное служение добру, идеалы, подвиги, – все это увидишь разве что в книжках и исторических поэмах. Кроме того, негде  и учиться этому: ребенка с раннего возраста приучают к прагматичности, практичности, силе, а слово «фантазер» весьма часто употребляется в отрицательном значении. Наши времена просто созданы для того, лишь бы винить донкихотов…

Совет

Может, когда нет, то и не надо? Может, психологический феномен донкихота исчез из-за того, что был не нужен, был такой себе психологической мутацией? С такими предположениями лично я не согласился бы категорически.

Я считаю, нашему настоящему очень не хватает таких людей: энергичных, с благородной душой, которые воюют против несправедливости и зла, а наибольшей ценностью которых является справедливость и счастье людей. Но вспомним же, воюя со злом, Дон Кихот воевал с ветряными мельницами, – может кто-то возразить мне.

Это весомый аргумент, но и здесь кроется путаница: «воевать с ветряными мельницами» – теперь это фразеологизм, который обозначает напрасную борьбу, когда человек находится во власти своих иллюзий и не видит реального положения.

Если не учитывать случай, за который человек воюет с настоящими ветряными мельницами, стоит вопрос: а что же является напрасной борьбой? И здесь я неоднократно сталкивался с тем, когда борьба с реальным обманом ради настоящей справедливости люди называли «борьба с ветряными мельницами» только из-за того, что такая борьба забирает весьма много сил и  напрасная из-за того, что сложная! Вот, искривление первичного содержания. Философию дон Кихота много кто противопоставляет философии приспособления и адаптации ко всему, что бы там не было: когда делают выбор между донкихотством и приспособлением к вранью, нечестности, унижению, ясная вещь, что я первый пойду воевать с  ветряной мельницей, еще и армию соберу! Итак, вопреки ошибкам Дон Кихота, его отрыв от реальности, его философия оправдана и естественная. Донкихотство значительно больше к лицу человеку, чем попытки адаптироваться к любой грязи, чем попытки забыть о любых бескорыстных поступках, чем индивидуализм в худшем понимании этого слова.

Рекомендуем почитать ►

Сюжет и композиция романа «История одного города»

Дон Кихота считали чудаком. Современных донкихотов, наверное, еще больше считают чудаками. Но настолько важно, чтобы такие люди не исчезли, так как тогда жить будет неинтересно, а среди ста «ветряных мельниц, которые кажутся великанами», согласно моему небогатому жизненному опыту, прячется как минимум десять «великанов, которые прикидываются ветряными мельницами»…

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-don-kixota-simvol-dazhe-mifologema/

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

— На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой, имя главного героя которой знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман М. Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен.

Читайте также:  Сочинение: печорин – герой своего времени

— Как вы думаете, а какая книга лидирует?

— Это, действительно, удивительно, но этот роман опередила только Библия!

— Проходят века, а роман, как и его герой, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных.

В ней есть много национального, чисто испанского, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом М.

Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности Дон Кихота. Запишем тему урока «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве».

— Но сначала немного кое-что повторим, вспомним.

Викторина:

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.)

Обратите внимание

3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало “бывшая кляча”.)

4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.)

5. Как Дон Кихот был посвящен в рыцари? (Получил подзатыльник и удар шпагой по спине)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

 Знакомство с новым материалом.

— Тему нашего урока мы обозначили как «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве».

Давайте разберемся, какие образы получили столь высокую оценку – называться «вечными»? Ваши мнения? («Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.)

Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя  считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

 -Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его.

— А теперь сравним со словарной статьей (ЧУДА́К -а; м. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком.)

-Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком? (Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире.

Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро.

Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

— Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? («хитроумный идальго»).

— Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она? (Хитроумный —  отличающийся изобретательным умом, умением выходить из затруднительного положения. Не совпадает со значением слова «чудак»).

— Дома вы искали воплощение образа Дон Кихота в разных видах искусства. Начнем с образа хитроумного идальго в живописи.

— Вот тот самый хитроумный идальго, чудак, который уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Его изображали многие художники.

Мы уже работали с иллюстрациями в книгах. А сегодня познакомимся с работами выдающихся художников.

— Самый известный иллюстратор – Гюстав Доре. Он стал самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса. Великий иллюстратор мировой классики за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! 

Важно

Современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились маловыразительными, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется испанский неугомонный гений —Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями. Он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось, и книга не вышла.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение.

Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм! Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело.

Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века (аркебуза — гладкоствольное, фитильное дульнозарядное ружьё, один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия) и в присутствии толпы поклонников стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали, пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Очень необычен рисунок П. Пикассо. 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы поместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот».

Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания.

Совет

Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало ему о родине.

Русский художник Анатолий Зверев создавал шедевр за 40 минут. Своим учителем Анатолий считал Леонардо да Винчи, а современники Зверева называют его человек-феномен, в картинах которого сумасшедший темперамент передает накал чувств. От также в своем творчестве обращался к герою романа М. Сервантеса.

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

— Мы с вами тоже не могли остаться равнодушными к этому замечательному герою и его приключениям. Поделитесь своими иллюстрациями к роману, дайте свой авторский комментарий.

 — А теперь узнаем, какие поэты обращались к образу Дон Кихота. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Дмитрий Мережковский «Дон Кихот»

Шлем — надтреснутое блюдо, 
Щит — картонный, панцирь жалкий… 
В стременах висят, качаясь, 
Ноги тощие, как палки. 

Для него хромая кляча — 
Конь могучий Росинанта, 
Эти мельничные крылья — 
Руки мощного гиганта. 

Видит он в таверне грязной 
Роскошь царского чертога. 
Слышит в дудке свинопаса 
Звук серебряного рога. 

Санчо Панса едет рядом; 
Гордый вид его серьезен: 
Как прилично копьеносцу, 
Он величествен и грозен. 

В красной юбке, в пятнах дегтя, 
Там, над кучами навоза, — 
Эта царственная дама — 
Дульцинея де Тобозо… 

Страстно, с юношеским жаром 
Он в толпе крестьян голодных, 
Вместо хлеба, рассыпает 
Перлы мыслей благородных: 

'Люди добрые, ликуйте, 
Наступает праздник вечный: 
Мир не солнцем озарится, 
А любовью бесконечной… 

Будут все равны; друг друга 
Перестанут ненавидеть; 
Ни алькады, ни бароны 
Не посмеют вас обидеть. 

Обратите внимание

Пойте, братья, гимн победный! 
Этот меч несет свободу, 
Справедливость и возмездье 
Угнетенному народу!' 

Из приходской школы дети 
Выбегают, бросив книжки, 
И хохочут, и кидают 
Грязью в рыцаря мальчишки. 

Аплодируя, как зритель, 
Жирный лавочник смеется; 
На крыльце своем трактирщик 
Весь от хохота трясется. 

И почтенный патер смотрит, 
Изумлением объятый, 
И громит безумье века 
Он латинскою цитатой. 

Из окна глядит цирюльник, 
Он прервал свою работу, 
И с восторгом машет бритвой, 
И кричит он Дон Кихоту: 

'Благороднейший из смертных, 
Я желаю вам успеха!..' 
И не в силах кончить фразы, 
Задыхается от смеха. 

Он не чувствует, не видит 
Ни насмешек, ни презренья! 
Кроткий лик его так светел, 
Очи — полны вдохновенья. 

Он смешон, но сколько детской 
Доброты в улыбке нежной, 
И в лице, простом и бледном, 
Сколько веры безмятежной! 

И любовь и вера святы. 
Этой верою согреты 
Все великие безумцы, 
Все пророки и поэты! 

1887 

— Каким предстает Дон Кихот в этом стихотворении?

— Какие отсылки к тексту романа вы обнаружили в стихотворении?

— Какие средства выразительности использует Д. Мережковский?

2. Павел Антокольский «Дон Кихот»

Не падай, надменное горе!

Вставай, молодая тоска!

Да здравствует вне категорий

Высокая роль чудака!

Он будет — заранее ясно —

Смешон и ничтожен на вид,

Кольцом неудач опоясан,

Дымком неустройства повит.

А кто-то кричит: «Декламируй.

Меча не бросай, Дон-Кихот!

В горячей коммерции мира

Ты мелочь, а всё же доход.

Дерись, разъярясь и осмелясь,

И с красным вином в бурдюках,

И с крыльями ветряных мельниц,

Ты этим прославлен в веках.

Недаром, сожженный как уголь,

В потешном сраженный бою,

Меж марионеток и кукол

Ты выбрал богиню свою!

Она тебе сердце пронзает,

Во всем отказав наотрез».

. . . . . . . . . . . . .

Об этом и пишет прозаик,

Когда он в ударе и трезв.

Слава грустной собакой плетется за мною.

— Каким настроением проникнуто это стихотворение?

— Что говорит поэт о главном герое романа?

3. Юлия Друнина

***

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте;

Он не подвластен времени и смерти,

Он в новый собирается поход.

А ветряные мельницы скрипят,

У Санчо Пансы равнодушный взгляд, —

Ему-то совершенно не с руки

Большие, как медали, синяки,

И знает он, что испокон веков

На благородстве ловят чудаков,

Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,

Разбойничий получишь в спину нож…

К тому ж спокойней дома, чем в седле.

Но рыцари остались на земле!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Он в новый собирается поход!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?..

— Что заявляет Юлия Друнина в своем стихотворении о Дон Кихоте?

  1. Самуил Маршак «Дон Кихот»

Пора в постель, но спать нам неохота.

Как хорошо читать по вечерам!

Мы в первый раз открыли Дон Кихота,

Блуждаем по долинам и горам.

Нас ветер обдаёт испанской пылью,

Мы слышим, как со скрипом в вышине

Ворочаются мельничные крылья

Над рыцарем, сидящим на коне.

Что будет дальше, знаем по картинке:

Крылом дырявым мельница махнёт,

И будет сбит в неравном поединке

В него копьё вонзивший Дон Кихот.

— Какое впечатление на лирического героя произвела книга о Дон Кихоте?

— О каком эпизоде из странствий Дон Кихота идет речь в стихотворении?

— Обратимся к следующему виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был? (варианты учащихся)

— Узнали вы дома, есть такой памятник? (Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде).

— Мы еще не отметили, как деятели театрального искусства воплощали образ Дон Кихота.

— Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления.<\p>

Ф.

Шаляпин говорил: «Что нужно мне сделать для того, чтобы публика при первом взгляде на Дон Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась: да, это ты, наш старый знакомец и друг. Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого.

Нужна яркая смесь комического и трогательного».

— И сегодня на театральной сцене можно встретить Дон Кихота, роль которого блестяще исполняет Владимир Михайлович Зельдин в спектакле «Человек из Ламанчи» Центрального академического театра Российской Армии. Спектакль поставлен Юлием Гусманом.

«Человек из Ламанчи» был выпущен к 90-летнему юбилею выдающегося артиста В.М. Зельдина и является одним из самых репертуарных спектаклей театра, собирающим полные залы почти 8 лет. Кроме Зельдина, в спектакле занята народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители, создавшая незабываемые образы двух своих героинь — Альдонсы и Дульсинеи.

— Конечно, кроме театральных спектаклей существует и балет «Дон Кихот». В 1869 г. композитор Людвиг Минкус написал для хореографа Мариуса Петипа балет «Дон Кихот». Эта работа оказалась исключительно успешна. Сейчас мы посмотрим фрагменты балета «Дон Кихот» в исполнении артистов Государственного музыкального театра имени И.М. Якушева.

 -Итак, мы познакомились с воплощением образа Дон Кихота в разных видах искусств: живописи, поэзии, скульптуре, театре.

Подводя итог урока, обратимся к эпиграфам сегодняшнего урока. Прочитайте внимательно эпиграфы. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему? Запишите его в тетрадь.

4. Подведение итогов

— Завершим наше знакомство с Дон Кихотом вашим рассуждением об этом герое. Ответьте письменно на один из предложенных вопросов:

1. Кто же он, этот Дон Кихот?

2. «Земля не может жить без Дон Кихота» (К. Кулиев)?

3. Дон Кихот живет и во мне?

Важно

4. Согласны ли вы с утверждением Ю. Друниной: «Кто говорит, что умер Дон Кихот? Он в новый собирается поход!»?

Чтение собственных работ учащимися, комментарии к ним.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/don_kihot_vechnie_obrazi_v_iskusstve_153610.html

Ссылка на основную публикацию