Образ прекрасной дамы в лирике а. блока

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах. Она всегда, логично, прекрасная – в удивительном платье, стройная, изящная, загадочная… Как будто она, действительно, образ, идеал.

Герой думает о ней, она его вдохновляет, но не всегда он решается с ней заговорить. Героиня противопоставлена остальному миру. Вокруг неё может быть грязь, зло, суета, но её ничто не может загрязнить. Наоборот, это она делает мир лучше своим присутствием, дарует свет всем.

Никакая «земная» низкая мысль не касается Дамы, не очерняет её.

Известны его стихи про Даму в ресторане «по вечерам», где она против оставляется обычным гулякам. Героиня сохраняет достоинство и степенность в любой ситуации… Мне кажется, что только её свет спасает поэта, надежда на хотя бы мимолетное счастье… Иначе он не смог бы жить в таком страшном мире, каким он ему и виделся.

Она практически волшебница, ей подчиняется и живая, и неживая природа.

Обратите внимание

В разных образах предстаёт Дама. Иногда, например, её образ стилизован под «русскую красавицу»: первое в цикле стихотворение «Отдых напрасен». Тут она Царевна в тереме. То на Душа (стих «Душа молчит»), которая затерялась в выси.

И тут она горда – не вмешивается в шум, а смотрит гордо вдаль. Иногда посвящает стихотворение Александр Александрович определенной женщине, например, стихотворение «Ночью сумрачной…» адресовано О. Соловьевой.

Однако даже в таком случае образ адресата присоединяется к чему-то большему: тут бледноликая «дочь» (дева) слышит самого Б-га.

Для такого возвышенного образа, конечно, используется торжественная лексика: сумрачный, паренье, очи, вешний… Произведения Блока знамениты своей образностью, глубоким символизмом. С дамой часто ассоциирует поэт синее, что говорит о её загадочности и глубине.   

Кстати, упоминает в своем идеале Блок и недостатки, которые Даму не портят. Вот в стихотворении «В предзакатные часы» автор слегка упрекает свою возлюбленную в «неверности очей и изменчивости души». Но и это простительно, ведь дама неуловима.

Для Блока, по-моему, Прекрасная Дама – мечта, любимый образ. Вот в «Кто-то шепчет…» поэт обращается к этому «милому сну», просит посмеяться… И Александр Блок ощущает в этом милом образе даже какую-то потустороннюю силу.  

Как любой идеал, Дама просто недостижима… Но она вдохновляет всех, особенно Поэта.

Сочинение Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

У многих деятелей русской литературы женщина предстаёт как явление прекрасное, наполненное загадочной привлекательностью и безмерной любовью. Такой же женщину представлял Блок.

Для писателя-поэта Блока женщина была чем-то вдохновляющим. Для него не было ничего прекраснее женщины, он считал женщину как величайшее творение бога, как когда либо им созданное.

Но образ женщины не всегда был таким, каким он представлен в последних его произведениях.

Важно

В его жизни произошло множество трагичных событий, вследствие которых он поменял свои взгляды на многие вещи, в том числе на женщину как на явление, но она так же осталась для него темой небесной и прекрасной.

В своих произведениях Блок превозносил её как существо прекрасно, которое требует ухода и любви. Через свои стихи он буквально обожествлял тот священный образ, которому был верен, из-за чего многие его читатели того времени также были верны этому образу, провозглашая его идеалом женственности и целомудрия, вследствие чего многие девушки старались придерживаться его.

Так были и люди, которые были не согласные с его мнением и всячески старались его опровергнуть, за якобы утопичные образы.

Он как мог, отговаривался от критиков, говоря, что это всего лишь образ, которого, по его мнению, должны, придерживаться. Но, несмотря на это его, продолжали критиковать за его творчество и утопичные образы.

Но вдохновлённый этим самым образом он продолжал своё творчество, несмотря на упрёки окружающих. За это он обрёл уважение среди многих его современников.

Пытаясь провозгласить свой созданный образ как нечто высокое, он, старался донести до читателей мысль уважать женщин, практически боготворить их за то, какие они есть, ведь, по его мнению, женщины прекрасны.

До многих людей данная мысль дошла  прекрасно, до многих не дошла, а многие вообще старались изо всех сил опровергнуть данную идею, но так или иначе Блок создал потрясающий образ, который напрямую передаёт всю красоту женского пола и старается создать у читателей некоторый единый образ, которого они будут придерживаться. Это моё мнение и оно не претендует на исключительность или уникальность, из-за чего может быть опровергнуто.

← Философская лирика Заболоцкого ← Человек в тоталитарном государстве↑ ДругиеЛагерная тема в творчестве Шаламова → Образы градоначальников в романе История одного города →

  • Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. МаковскогоЕсли несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
  • Сочинение Анализ рассказа Невеста ЧеховаНа протяжении своей творческой карьеры Антон Павлович Чехов, писал на животрепещущие темы для народа, темы у него настолько жизненные, что от них не куда не деться, а преодолеть их необходимо.
  • Сочинение на тему Добрый человекДоброта является тем качеством, без которого не может прожить каждый. Каждый человек в нашем мире должен совершать добрые поступки, хотя бы даже самые маленькие, но главное, чем больше поступков, тем лучше
  • Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича и купце КалашниковеАлёна Дмитриевна Калашникова — одна из главных героинь поэмы. Это молодая девушка необычайной красоты. Она живёт вместе с мужем и детьми. У самой же у неё нет уже предков, лежат они в земле сырой
  • Смысл жизни Штольца в романе Обломов сочинениеГерой романа И. А. Гончарова «Обломов», Андрей Иванович Штольц, является довольно интересной личностью. Как он сам признавался, труд – это образ, содержание, стихия и цель его жизни

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-prekrasnoj-damy-v-tvorchestve-bloka

Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока | Литерагуру

(369 слов) Прекрасная дама играет важную роль в лирике Александра Блока. Это сквозной образ, проходящий через десятки стихотворений и являющийся смысловой доминантой в творчестве поэта. Его понимание обеспечит читателю наиболее полное представление о лирике автора.

Главная черта прекрасной дамы — это таинственность. Женщина лишена подробного и точного портрета, она всегда недосягаема и овеяна дымкой неразгаданности. Она проходит мимо, но никогда не оборачивается, что делает женщину по-настоящему желанной.

Ее образ лишен конкретики: то она сидит в ресторане и едва заметно наполняет комнату своим очарованием, то проходит на улице и поет в церковном хоре. Она всегда девушка или женщина, и другого имени у нее нет — подчеркивается только ее принадлежность к слабому полу.

Героиня неспроста имеет лишь смазанный портрет, высказанный намеками, ведь ее задача — отражение женственности, всеобщего женского начала, которое само по себе притягивает мужчин.

Совет

Его сердце не принадлежит одной музе, а всему женскому полу в целом, и у каждого читателя возникает индивидуальный образ прекрасной дамы — его собственный идеал. В этом скрыта вся притягательность любовной лирики Блока — она не о его женщине, а той, что волнует именно Ваше воображение.

Образ дамы противопоставлен суете и пошлости окружающего мира, которую тонко подмечал автор. Например, в стихотворении «Незнакомка» героиня приходит в набитый до отказа ресторан. Там люди пьяны и противны, там сереет рутина и чернеет тоска, но вот между столиками проходит ОНА. Ее упругие шелка «веют древними поверьями», ее синие очи цветут, сама же она дышит не только духами, но и туманами.

Ее грациозный образ контрастирует с тем обывательским и уродливым миром, где пребывает лирический герой. Она, таинственная и далекая, всегда «на дальнем берегу», всегда одинока. Он не может дотянуться до нее, схватить узкое запястье в кольцах браслетов. Она далека и иллюзорна, как идеал, по которому можно только томиться. Это роднит символиста Блока с его предшественниками — поэтами-романтиками.

Наконец, прекрасная дама — это всегда незнакомка. Герой впервые видит ее и не знает даже ее имени. Именно такое видение легче всего любить безумно и слепо, ведь оно так прекрасно издали, так таинственно на расстоянии. В ее образе можно представить все, что угодно.

Именно это отличает поэзию Блока: он любит то, чего меньше всего знает. Его идеал ненастоящий, ведь рассыпается после знакомства.

Таким образом, данный образ характеризует все символистское течение, которое было далеко от реальности, которое воспевало сферу подсознательного и воображаемого мира. 

Источник: https://literaguru.ru/obraz-prekrasnoj-damy-v-lirike-a-bloka/

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д.

Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели.

«Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание.

Обратите внимание

В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства Блок выражал средствами символизма.

Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.

Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота».

Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем.

Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное.

Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он?

Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям.

Важно

Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа.

Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».

Читайте также:  Образ с.а. есенина в лирике

Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Источник: http://resoch.ru/obraz-prekrasnoj-damy-v-tvorchestve-bloka/

Сочинение на тему прекрасная дама в лирике блока

Первый поэтический сборник Блока, принесший ему славу, – «Стихи о Прекрасной Даме. Композиционно он был построен как роман с присущими ему завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.

Герой этого романа – поэт и его возлюбленная, отношение между которыми определяются преклонением рыцаря перед своей дамой сердца. Все стихотворения цикла были связаны единством смысла. Зачастую в одном мы слышим голос лирического героя, а в другом – героиня ему отвечает.

Действие разворачивалось на фоне пейзажей русской природы средней полосы.

Начинается цикл «вступлением», которого пронизано настроением ожидания, предчувствием трудного пути:

«Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота».

Кто Она, та, которая «дольнему стуку чужда и строга», рассыпающая «кругом жемчуга»? Пока поэт не дает ответа, но символично, что к Ней стремиться сама жизнь. Не случайно ключевым эпитетом стихотворения становиться определение «красный» и основные образы связаны с мотивом зари:

«Терем высок, а заря замерзла.

Красная тайна у входа легка».

«Кто поджигал на зоре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?

Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремиться в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись».

Ощущение того, что рождается что-то новое, чистое, усиливают образы колокольного звона, весны:

«Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд».

Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив.

Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении «Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо…», которое предваряется эпиграфом: «И тяжкий сон житейского сознанья / Ты отряхнешь, тоскуя и любя» (В. Соловьев.)

В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен.

Совет

Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием «отряхнуть» «тяжкий сон житейского сознанья».

Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.

В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя».

И молча жду, – тоскуя и любя».

В третьей строфе появляется чувство страха, которое с этого момента растет:

«Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты»

И в пятой строфе трагизм достигает своей высшей точки:

«О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты»!

В финале тональность меняется:

«Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты».

Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.

Стихотворение «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла «Стихов о прекрасной Даме» в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:

«На белом холодном снегу

Он сердце свое убил.

А думал, что с ней в лугу

Средь белых лилий ходил».

4851 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Тема любви в поэзии А.А. Блока

Моя встреча с Прекрасной дамой (лирика А. Блока, В. Брюсова, А. Белого).

Женские образы в лирике А.А. Блока.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века)

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века.

Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика.

Обратите внимание

Незадолго до появления своей первой поэтической книги Блок писал Менделеевой: «Ты – моё солнце, моё небо, моё блаженство».

Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности.

Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал. Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию и мудрость.

Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.

В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог.

Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике.

Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В.

Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.

Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.

Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир.

Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной».

Важно

В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало.

Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:

«Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя».

Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,

Всё ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну нарушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души!»

В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала.

Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей.

Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.

Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г).

Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.

Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.

Совет

Итак, если ранние стихи А.А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько «философией космизма», которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3736/

Образ Прекрасной Дамы в лирике Блока

Тема пути является одной из основных лирических тем поэтов серебряного века и особенно поэтов-символистов. Их стихи — это точная фиксация пути лирического героя и его поколения. Три тома лирики А.

Блока — это его дневник, последовательное описание всех душевных переживаний, событий, происходивших в его жизни. «Таков мой путь, и я твердо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения.

От мгновения слишком яркого света через болотистый лес к возмездию и к рождению человека общественного, художника», — сказал сам поэт.

Первый том лирики А. Блока пронизан ожиданием Прекрасной Дамы. Первый цикл — «Ante lucem» — исполнен предчувствия прихода в мир великой женственности, отсюда и мотивы темноты, затем грядущей гармонии. А.

Блок культивирует поэтику пределов, крайностей и при этом создает мир, пронизанный синим и пурпуровым цветами, сотканный из бликов, наполненный удивительной мелодией стиха: «Я любил, я люблю неустанно любить…» С появлением Прекрасной Дамы связан мотив обновления.

Читайте также:  Правда григория мелихова в романе «тихий дон»

Ключевые слова второго цикла первого тома лирики — «Стихи о Прекрасной Даме» — свет и пламя. Поэт обретает гармонию, находит идеал вечной женственности и боится лишь того, что окажется недостойным этого идеала.

Третий цикл стихов, входящих в первый том лирики, «Распутья», приобретает трагическое звучание. Поэт ощущает, как постепенно ускользает от него гармония, как постепенно удаляется он от идеала. Сон, забвенье — вот основные мотивы этого цикла.

В образах преобладает серый цвет, размытые полутона, а в мир врывается стихия балагана. В душе лирического героя сплетаются высокое и низкое, высокая трагедия и фарс.

Переход к миру паяцев, масок и балагана трагичен, и ведут в этот мир «гробовые ступени»:

Я отпраздновал светлую смерть,

Прикоснувшись к руке восковой,

Остальное — бездонная твердь

Схоронила во мгле голубой.

Все это подготовило тот трагический перелом в восприятии мира, который осуществился во втором томе лирики А. Блока. «Она не придет никогда», — говорит поэт о Прекрасной Даме. Идеалы лирического героя А. Блока разрушаются, он отдается стихии, а его мир наполняют болотные чертенята (цикл «Пузыри земли»).

Обратите внимание

В лирике второй книги стихов осуществляется переход от неземной гармонии к земному, хаотичному, появляется устойчивый мотив балаганчика и «адской свиты». В цикле «Город» поэт показывает, как в мире сосуществуют две реальности.

Неземная гармония и красота пытаются ужиться с бесчеловечностью города Петра, его дьявольским смехом, уродливыми карликами:

И мелькала за парою пара…

Ждал я светлого ангела к нам,

Чтобы здесь, в ликованье тротуара,

Он одну приобщил к небесам…

А вверху — на уступе опасном —

Тихо съежившись, карлик приник,

И казался нам знаменем красным

Распластавшийся в небе язык.

В городе лирический герой Александра Блока находит призрачный идеал Незнакомки — идеал, существующий лишь в душе поэта:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Незнакомка и «пьяницы с глазами кроликов» и есть те две реальности, которые совмещены в душе лирического героя.

С удивительным постоянством в стихах этого цикла появляется мотив смерти. Жизнь сравнивается с восковой куклой, герой живет в постоянном предчувствии остановки жизни, прихода власти хаоса. Поэт чувствует «отдаленного восстанья приближающийся гул», ожидает прорыв стихии.

Цикл «Снежная маска» разделен на два одинаково важных подцикла: «Снега» и «Маски». Снега — это олицетворение вихря, стихии, неограниченности, хаоса. Маска же появляется потому, что в мировом водовороте человек постепенно теряет свое лицо:

Возврати мне, маска, душу,

Горе светлое мое!

В цикле «Фаина» лирический герой А. Блока получает новое мировосприятие. «Пала темная вуаль…», и герой вновь обращается к жизни. Мотив встречи с жизнью, судьбой становится ведущим в стихах этого цикла.

Но жизнь уже воспринимается по-другому, она являет собой удивительное слияние противоречий («Осенняя любовь»). А. Блок переосмысливает понимание поэзии, теперь он видит, что она всегда меньше жизни, а поэт «любит небо и землю» меньше, «чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и небе».

Важно

С этим ощущением узости поэзии связано и появление в цикле «Фаина» стихов, написанных вольным стихом — верлибром.

Так постепенно вызревает основная мысль, нашедшая воплощение в третьей книге стихов А. Блока, — мир несовершенен, но переделать его невозможно, необходимо лишь любыми средствами попытаться его понять.

«План третьей книги моих стихов — неизбежная драматическая последовательность жизни», — записывает поэт в 1908 году.

В последней книге лирики Александр Александрович исследует человеческую душу, в стихах появляется мотив двойника — человека, говорящего правду о жизни лирического героя.

До появления Незнакомки в стихотворении явственно звучат трагические ноты, тема «страшного мира», «непроглядного ужаса жизни».

Поэт описывает вечернюю жизнь: рестораны, где «горячий воздух «дик и глух», переулки. Периодически повторяется строка «и каждый вечер». То есть реальный мир открывается автору только вечером, когда в небе «бессмысленно кривится диск».

Читая стихотворение, можно услышать много разных звуков, например «детский плач», скрип уключин, «женский визг», крик пьяниц «с глазами кроликов».

Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В реальном мире отсутствует гармония. Автор ищет, что же принесёт ему ощущение гармонии.

Изменения в душе лирического героя происходят с появлением Незнакомки, которая «каждый вечер, в час назначенный… В туманном двинется окне».

Совет

Перед лирическим героем встает вопрос: «Иль это снится мне?» Незнакомка появляется, когда «все души… излучины Пронзило терпкое вино»

Блок пишет:

В мое душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Этими строками автор показывает то, что любовь и красота находятся в душе человека, а не в окружающем «страшном мире». Судьбу любви определяет сам человек.

Чтобы воспользоваться «ключом» от «сокровища», лирический герой напивается, и понимает, что для него «истина в вине». И видит он не только прекрасную Незнакомку, но и «брег очарованный».

И нет уже того «страшного мира», от вида которого бросает в дрожь, а есть прекрасное чувство любви и бесконечная «очарованная даль».

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-prekrasnoj-damy-v-lirike-bloka/

Actionteaser.ru – тизерная реклама

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты.

Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева.

Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока.

При этом «Стихи о Прекрасной Даме» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.  

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного.

Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной.

Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тениК тебе плывут, и с ними Ты плывешь,В объятия лазурных сновидений,Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь. Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный: А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты…

Обратите внимание

Лирический  герой  цикла,   двойник  поэта — Порой слуга, порою милый,И вечно — раб. Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве: Вхожу я в темные храмы,Совершаю бедный обряд,Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцанье красных лампад.

 Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки: С той поры, что ни ночь, что ни день,Надо мной твоя белая тень,Запах белых цветов средь садов,Шелест, легких шагов у прудов…

 При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, «осязаемого», ведь все земное ей чуждо: Вот лицо возникает из кружев,Возникает из кружев лицо…Вот плывут ее вьюжные трели,Звезды светлые шлейфом влача…«Мне не слышны ни вздохи, ни речи», — говорит герой.

Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанный», «озаренный», «отрадный». Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики: Встану я в утро туманное,Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,Всходишь ко мне на крыльцо? Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви.

В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю: Звездой кровавой ты текла,Я измерял твой путь в печали,Когда ты падать начала.

 Метафизическое падение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященной земле, в «неосвещенных воротах», чтоИ этот взор не меньше светел, Чем был в туманных высотах. Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования.

Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, «гений чистой красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении «Шлейф, забрызганный звездами» героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю: Шлейф, забрызганный звездами,Синий, синий, синий взор.Меж землей и небесамиВихрем поднятый костер.

 Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт: Средь этой пошлости таинственной,Скажи, что делать мне с тобой —Недостижимой и единственной,Как вечер дымно-голубой? Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи.

Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении «Незнакомка». Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг).

Важно

Обыденность,  привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания «и каждый вечер». И в то же время — …в час назначенный(Иль это только снится мне?)Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне. Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом: Ты право, пьяное чудовище!Я знаю: истина в вине.Но — как знать? Может быть,это — вино поэзии? 

Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ.

Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна.

Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-bloku-a-a/3550-evolyutsiya-obraza-prekrasnoj-damy-v-lirike-a-bloka

План-конспект урока по литературе на тему: А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности

А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.

Цели: – познакомить учащихся с очерком жизни и творчества А.А.Блока, с основными темами его лирики, с содержанием стихотворений о Прекрасной Даме;

– формировать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки выразительного чтения;

– воспитывать эстетический вкус.

Ход урока.

Он был Лермонтов нашей эпохи.

И у него была та же тяжелая

тяжба с миром, Богом, собою, тот же

роковой демонический ток,

та же тяжелость не умеющей приспособиться

к миру души, давящий, как бремя.

К.Чуковский

1. Запись эпиграфа к уроку и комментарий к нему.

– Объяснение значения выражения «роковой демонический ток».

– Находим однокоренные слова, объясняем правомерность их употребления.

– Роль особенностей синтаксиса предложения.

– Какое значение имеет сопоставление Блока с Лермонтовым?

2. Объяснение нового материала (на основе опережающих заданий).

2.1 Пересказ ст. учебника о Блоке с выявлением ключевых слов и СС.

2.2 Объяснение значения эпиграфа в учебнике – слов К.Чуковского:

Сладкозвучие его лирики было чрезмерно…

В безвольном непротивлении звукам,

в женственной покорности им

заключалось…очарование Блока…

3. Слово учителя о Блоке.

3.1 Чтение стихотворения М.Цветаевой «Стихи к Блоку» (индивидуальное задание).

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно – единственное движенье губ,

Читайте также:  Сочинение: образ доктора живаго

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя!

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим – сон глубок.

15 апреля 1916

3.2 Своим творчеством А.Блок завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20, соединив русскую классику и новое искусство.

    Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Отец поэта – профессор Варшавского университета,  мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.

Менделеева, а сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы прошли в доме деда, профессора – ботаника, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматовою.

Детство будущего поэта прошло в атмосфере всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.  

    Писать Блок начал рано, еще в 5-м возрасте. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления им в университет в 1898 году.

    В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В.С.Соловьева.

    Появляется первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), которая сразу же сделала Блока знаменитым.

Совет

В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета.

Здесь в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева».

   Поэт и философ В.Соловьев стал духовным учителем Блока – символиста. Его учение основывается на поиске Вечной Женственности – воплощение добра, истины и красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) приобретает в лирике поэта то образ земной женщины, то небесного Божества. Большинство из 687 стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящены Л.Д.Менделеевой – жене поэта.

   Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени-

От незримого очами.

В.Соловьев

   Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений – сверхзадача поэтов – символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде символов, т.е. условных изображений чего-либо.

   Блок создал целую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит личное:

–  мистическое постижение Бога,

– поиск жизненного пути,

– порыв к идеалу.

  Заря, звезда, солнце, белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности.

   Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник личных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности.

    В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» (1902) слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда – появление Ее – Прекрасной Дамы.

 – Звучит стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» в записи.

3.3. Чтение и анализ стихотворения «Незнакомка».

4. Индивидуальное задание:

4.1 выразительное чтение стихотворения «Русь»;

4.2 анализ стихотворения «Русь».

5. Домашнее задание:

5.1 стр. 114-116 пересказ;

5.2 наизусть стихотворение «О доблестях, о подвигах, о слове…»

5.3 прочитать стихотворения с.116-119.

Дополнительный материал к уроку.

Обратите внимание

   Стихотворение «Незнакомка» было написано в 1907 году. Героиня – одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы. Банальна обстановка ее встречи с лирическим героем. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, «дальнего берега».

За ее темной вуалью герою видится «берег очарованный и очарованная даль». Образ берега со времен романтической лирики связан с гармоническим, свободным, но недостижимым миром. И у Блока берега символизирует драму разъединенности поэта и его мистической избранницы.

Избранной является не только героиня, но и лирический герой – избранник. Но оба они одиноки.

   В стихотворении не только художественные детали быта и «глухих тайн» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении ее появления и исчезновения, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста.

   Двойственность как принцип поэтики стихотворения выразилось и в приемах изложения происходящего. В «Незнакомке» есть описательное начало, последовательность; есть подобие сюжета. В то же время оно импрессионистично. (Героиня – плод воображения героя).

   Это стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Блок объяснят, где видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля.

   «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица – кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дома в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»  

   Стихотворение построено на контрасте картин и образов; 1-я часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. (Оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу эпитеты  – «весенний» и «тлетворный»).

2-я часть переход – переход к другой картине, противопоставленный пошлости 1-й. Мотив этих 2-х строф – смиренное отчаяние, одиночество лирического героя:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Этот «друг единственный» – отражение, второе Я героя.

Теория литературы.

Строфа – это сочетание стихотворных строк (стихов), объединенных рифмой, смыслом. Строфы отделяются друг от друга паузой, завершением рифмовки.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Оксюморок – (в переводе с греческого – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных по смыслу слов.

Словарь.

Важно

Мистика- вера в божественное, в таинственный сверхъестественный мир; нечто загадочное, необъяснимое.

Банальный – лишенный оригинальности, избитый.

Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – начала 20 века, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника.

Роковой – имеющий тяжелые или гибельные последствия.

Демонический – олицетворяющий собою зло, злое начало.  

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/03/26/a-a-blok-slovo-o-bloke-lirika-poeta-obraz-prekrasnoy-damy-kak

Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

С именем Блока в нашем мировоззрении, связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение свершившийся женственности и красоты.

Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией В. Соловьева. Обучение последнего о Всемирной Душу или Вечную Женственность, призванную обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока.

При этом «Стихи о Прекрасной Даму» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них любовно лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.

Весь цикл стихов о Прекрасной Даму пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед ней как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество.

У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Володарка Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отстранена от земных бедствий. Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертная. Лирический герой цикла, двойник поэта —

Порой слуга, порою милый, И вечно — раб. Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб — он осуществляет свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве: Вхожу я в темные храмы, Делаю бедный обряд, Там жду я Прекрасной Даму В мерцании красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки. При этом героиня почти бесплотная, ее образ не предполагает ничего конкретного, «ощутимый», ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо … Вот плывут ее вьюжную трели, Звезды светлые шлейфом волоча …

«Мне не слышны ни вздохи, ни речи», — говорит герой. Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанным», «озаренный», «утешительный». Но в некоторых стихах о Прекрасной Даму ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро моросящий,

Солнце ударит в лицо.

Ты, подруга желанная,

Сходишь ко мне на крыльцо?

Совет

Перед нами уже не предотвращен образ, а земная женщина. В стихах, которые пошли вслед за циклом о Прекрасной Даму, можно проследить дальнейшее развитие ее образа.

Героиня цикла так и осталась небожительницею, не сжалилась герою и его любви. В более поздних стихах возникает фигура новой героини, также по-своему воплощала идеал красоты и света.

Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла, Я измеинициировал твой путь в сумме, Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и огорчает героя, но потом он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященном земли, в «неосвещенных воротах», что

И этот взгляд не менее светлый, Чем был в туманных высотах.

Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — ангел, сошедший на землю, «гений чистой красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении «Шлейф, заляпанный звездами» героиня сравнивается с кометой, падает вниз, соединяющий этим своим падением небо и землю:

Шлейф, заляпанный звездами, Синий, синий, синий взгляд. Меж землей и небесами Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущим на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Среди этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой — недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой?

Обратите внимание

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и повседневного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении «Незнакомка».

Он построен на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг.

Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания «и каждый вечер. И в то же время —

… В час назначенный, (Но это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно.

Да разве только видение, что привиделось сидячем за стаканом вина герою? То реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Но — как знать? может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блокивським произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненную она лишь символ.

Впоследствии ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна.

Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Весь горизонт в огне, И близка появление Но страшно мне — изменишь облик Ты, И дерзкое разбуди подозрение сменив конце привычные черты А. Блокившы конце привычные черты А. Блок

Источник: http://www.1kessay.ru/read/1721

Ссылка на основную публикацию