Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова – Botanim.Ru
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.<\p>
С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии.
“Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…” Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина.
Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:
И вы не смоете всей вашей черной кровью<\p>
Поэта праведную кровь! —
были восприняты при дворе как “призыв к революции”.<\p>
Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.
<\p>
Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от нее?”<\p>
Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема.
Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей.
Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дальний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный судия”.
Время, века, человечество скажут свое слово.<\p>
Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала.
Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”.
Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”.<\p>
Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?<\p>
Иль никогда, на голос мщенья<\p>
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,<\p>
Покрытый ржавчиной презренья?..<\p>
Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: “Пойдите прочь”.
Не таков пророк “совсем уже другой эпохи”. Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году.
В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: “Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин.
Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:
С тех пор как вечный судия<\p>
Мне дал всеведенье пророка…
Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Люди глухи.
Через шумный город пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский поэт получал иногда своего рода “социальный заказ”: “Сердца собратьев исправляй…
” Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.<\p>
Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям.
Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама его судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.
<\p>
История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.<\p>
Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина.
“Пророк” — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. “Журналист, читатель и писатель” уже самим названием и драматической формой напоминает “Разговор книгопродавца с поэтом”. Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала:
Стихи — такая пустота;<\p>
Слова без смысла, чувства нету,<\p>
Натянут каждый оборот…
Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла:
Когда же на Руси бесплодной,<\p>
Расставшись с ложной мишурой,<\p>
Мысль обретет язык простой<\p>
И страсти голос благородный?
Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в “мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки”. Обвинения критиков беспощадны:<\p>
В чернилах ваших, господа,<\p>
И желчи едкой даже нету —<\p>
А просто грязная вода.
Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: “О чем писать?” Лишь изредка “забот спадает бремя”. Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: “Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум”.
<\p>
Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения.
М. Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.
Источник: https://botanim.ru/content/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-m-yu-lermontova-403.html
Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
Коллекция сочинений: Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов – не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.
Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина. Это было обусловлено особенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора.
Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, пронизывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопоставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о своем одиночестве, о непонимании его толпой.
Лермонтов – романтик, и его герой – романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не приемлет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.
Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе.
Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении “Смерть поэта», сделавшем Лермонтова известным:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
Эти строки – начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто “оклеветал» поэта. Его гонители, “толпою жадною стоящие у трона», “сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар», а теперь лицемерно оплакивают его.
Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения – обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения.
Ведь Дантес, “убийца хладнокровный», — часть этой толпы — …хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Это стихотворение – прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар». Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России.
Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти.
Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.
За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк». Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей». Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:
…Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи.
Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача – показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.
Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова – антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее.
Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными.
Об этом говорится в стихотворении “Поэт», в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой», вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье».
Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Именно в этом заключалась задача поэзии – быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение.
Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку». Он обращается с вопросом к современным поэтам:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта – откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.
Источник: https://www.slavkrug.org/obraz-poeta-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова
Стихотворения, датированные 1837-1841 годами, в которых поднимается тема поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»), можно смело назвать гражданской лирикой поэта.
Стихотворение «Смерть поэта» во многом определило судьбу Лермонтова. После того как это произведение вызвало большой общественный резонанс, он был арестован и сослан на Кавказ на 9 месяцев.
В «Смерти поэта» присутствует мотив судьбы:
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Автор беспощадно обличает пороки современного ему поколения, высказывает смелые суждения, поднимает проблему нравственного и интеллектуального кризиса общества и т. д. Лермонтов понимал, что в гибели Пушкина виновно общество, которое оттолкнуло его, не смогло разглядеть в нем величайшего гения своей эпохи:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Лермонтов говорит, что Пушкин в последние месяцы жизни был одинок, судьба его оказалась трагической. В произведениях Лермонтова судьба поэта практически всегда оказывается трагической. В стихотворении «Пророк» (1841), которое является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка» (1826), он продолжает эту тему.
Если в стихотворении Пушкина описывается лишь процесс становления поэта пророком, то у Лермонтова читатель может найти одну из версий дальнейшего развития событий: избранный Богом, но непризнанный и непонятый в мире людей, пророк так и остается неуслышанным:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А. С. Пушкин «Пророк»
С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
М. Ю. Лермонтов «Пророк»
В 30-е годы XIX века романтизм был ведущим направлением, и излюбленной темой поэтов-романтиков было противопоставление поэта и толпы. Но даже в этой теме оставались противоречия. Поэты-декабристы представляли поэта как героя, за которым должны были пойти люди.
В своем стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов показывает два образа поэта: 1) поэт, каким он должен быть и каким он был когда-то и 2) то, что поэт представляет собой в действительности.
Начинается стихотворение с шести строф, посвященных кинжалу («Клинок надежный, без порока»), то есть автор метко сравнивает остроту поэтических слов с остротой кинжала.
В конце стихотворения Лермонтов вводит голос толпы, и получается, что в стихотворении два поэта и две толпы, и поэт уже не носитель божественной личности, а вполне заурядная личность, ничем не отличающаяся от остальных членов общества.
Таким образом Лермонтов устраняет романтические противоречия, но придает слову «толпа» другой смысл, и получается, что поэт сам сын народа и дитя поколения. Единственный вопрос, который Лермонтов задает поэту, — способен ли он воспрянуть ото сна и начать «глаголом жечь сердца людей» (А. С. Пушкин):
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
Еще одно важное для понимания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова стихотворение — «Не верь себе» (1839).Лермонтов, обращаясь к поэту, впервые говорит о том, что толпа, которую все заранее готовы презирать, оказывается, состоит из людей, которые живут, работают, и вполне возможно, тяжело и усердно, но не демонстрируют свои страдания, а достойно несут каждый свой крест:
Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной,
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты!..
По сравнению с этим поэт может предъявить толпе нечто довольно сомнительное. Какое общество — таков и поэт, он не способен принести высшей истины; если у толпы своя трагедия, то у поэта — своя, то есть поэт уже не «сын богов», а именно сын своего времени, и если времена — вялые и безыдейные, то и переживания поэта никто не будет воспринимать всерьез:
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным.
Лекция № 17
Источник: https://sochynenie.ru/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-lermontova/
Готовые школьные сочинения
июня
13 2011
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова.«Пророк» Лермонтова
В своем поэтическом завещании — стихотворении «Памятник» — А. С. Пушкин написал:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Все творчество М. Ю. Лермонтова подтвердило справедливость этих строк.
Молодой поэт действительно стал приемником и продолжателем Пушкина. С поразительной остротой и политической дерзостью Лермонтов поставил в своих стихах вопрос о трагической судьбе поэта в России.
Со стихотворения «Смерть поэта» началась разработка одной из центральных тем всего творчества Лермонтова — о назначении и судьбе поэта в обществе.
Создавая образ идеального поэта, Лермонтов следует традициям Пушкина. Истинный поэт, по его мнению, это пророк, устами которого глаголет Бог, это народный трибун, который «воспламенял бойца для битвы», пробуждал в человеке благородные мысли и чувства.
Но лермонтовский пророк живет в более жестокое время, чём пророк Пушкина. Поэтому по-новому в поэзии Лермонтова звучит тема взаимоотношения поэта и «толпы».
Важно для понимания этой темы стихотворение «Пророк». Это стихотворение Лермонтова напрямую связано со знаменитыми стихами Пушкина. Но поэт показывает, что на самом деле произошло с библейским пророком, когда тот пошел выполнять свою миссию.
В стихотворении Лермонтова поэт также наделен божественным даром, способностью видеть суть вещей: «С тех пор, как вечный судия мне дал предвиденье пророка…», но он осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его.
Лирический герой Лермонтова, вернувшись к людям, обнаружил только порок и злобу («В очах людей читаю я страницы злобы и порока»). Пророк не изменяет своему великому назначению и пытается открыть людям истину, но она оказывается невостребованной обществом. Более того, реальное общество оказывается озлобленным и агрессивным.
Оно не только не признает законов Божьих, но также пытается избавиться от всех, кто пытается сказать им правду о них и их жизни:
Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам, и продолжает свое дело.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня, лучами радостно играя.
Лермонтовский пророк оказывается лишенным какого бы то ни было уважения со стороны общества. Теперь он лишь нищий, побиваемый камнями и пробирающийся через улюлюкающую толпу. Он рождает в душах людей только презрение. Толпа видит й нем изгоя, образец, которому нельзя следовать и не внимать его пророчествам.
Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, неужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
Если у Пушкина поэт — это царь, который может игнорировать мнение толпы, может прогнать ее и быть независимым, то у Лермонтова уже толпа изгоняет поэта-пророка. Уже не «светской черни», а к самому пророку обращено слово «глупец».
Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. Особый трагизм поэта-пророка заключен в том, что его отвергает не только «светская чернь», но и весь народ, ради которого он и живет на земле. Это подчеркивает разрыв отношений между поэтом и современным обществом.
Общество времени жизни Лермонтова — масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов почувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего назначения, об обреченности поэта на презрение толпы.
Лермонтов показывал в своих стихах судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность, правят невежество и бездуховность. Но Лермонтов не предлагает путь смирения. Для него лучше продолжать борьбу, лучше быть изгнанным пророком, чем золоченой игрушкой, бесполезной и жалкой.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова.«Пророк» Лермонтова . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-lermontovaprorok-lermontova/
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова
С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…
” Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина.
Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь! —
были восприняты при дворе как “призыв к революции”. Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.
Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от нее?” Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема.
Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей.
Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дальний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный судия”.
Время, века, человечество скажут свое слово. Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала.
Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”.
Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: “Пойдите прочь”. Не таков пророк “совсем уже другой эпохи”. Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения.
Его стихотворение 1841 года так и названо “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: “Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага.
Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка…
Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Люди глухи.
Через шумный город пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский поэт получал иногда своего рода “социальный заказ”: “Сердца собратьев исправляй…
” Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна. Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям.
Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама его судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.
История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.
“Пророк” — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. “Журналист, читатель и писатель” уже самим названием и драматической формой напоминает “Разговор книгопродавца с поэтом”. Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала:
Стихи — такая пустота; Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот…
Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла:
Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?
Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в “мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки”. Обвинения критиков беспощадны:
В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету —
А просто грязная вода.
Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: “О чем писать?” Лишь изредка “забот спадает бремя”. Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: “Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум”.
Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения. М.
Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.
Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/tema-poyeta-i-poyezii-v-tvorchestve-m-yu.html
Пророк. Лермонтов Михаил. Анализ стихотворения
В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта‑пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова.
«Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром.
Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.
В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.
Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»
Лермонтов Михаил
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
с улыбкою самолюбивой:
“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, не него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!”
Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели Лермонтова оставались считанные недели. Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни. Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире. Горечь в стихотворении ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Обобщение «людей» (ведь по размеру строфы вполне можно было написать «иных») показывает, насколько сильно его разочарование в ближних своих. Дар предвиденья, полученный от «вечного судии», может оказаться проклятием. Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей. В пустыне лирический герой находит мир: живёт, «как птица, даром Божьей пищи», его слушают звёзды и ему покорны твари земные. Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его. Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец». А последняя строфа полностью состоит из порицания: «угрюм, худ, бледен», «наг и беден», «презирают все его». Горечь лирического достигает здесь своего апогея, и то, что стихотворение обрывается на высказывании самодовольного старца, не даёт никакой надежды на изменение отношения к пророку. Это же подчёркивается и преемственностью поколений: «старцы детям говорят», то есть из года в год на поэтов (пророков) смотрят и будут смотреть, как на отверженных. Поэтому после прочтения стихотворения остаётся впечатление полной безнадёжности. Написанное четырёхстопным ямбом, произведение насыщено устаревшими словами и формами: «судия», «в очах», «главу», «град». Это придаёт словам пророка торжественность, вызывая ассоциации со священными текстами. Тем большее складывается впечатление, что ясновидение не обманывает лирического героя, и жизнь земная останется такой же бездуховной, и пророческий голос не будет услышан людьми. Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.
Лермонтовский «Пророк» написан между маем и началом июня 1841 г. Пушкинская тема поэта-гражданина получает в стихотворении Лермонтова трагическое освещение. Лермонтов как бы продолжает развивать замысел Пушкина.
Он говорит о том, как встречают люди пророка, обладающего всеведением и несущего правду, борца с общественным злом. Всего 15 лет отделяют лермонтовского «Пророка» от пушкинского. Но в нем ощутимо дыхание николаевской реакции. Общественный подъем сменили всеобщие подавленность и уныние.
Пять виселиц, воздвигнутых-Николаем I на кронверке Петропавловской крепости, ознаменовали начало нового периода русской истории.
В задание, которое получили студенты по подготовке анализа стихотворения «Пророк» Лермонтова, входило ознакомление с высказываниями о Лермонтове Белинского и Герцена, брошюру которого «О развитии революционных идей в России» (1851), в части, относящейся к Лермонтову, студенты должны были сопоставить со стихотворением «Пророк». Говоря о Лермонтове и не называя «Пророка», Герцен в характеристике и своего времени, и личности Лермонтова поразительно близко подошел к тому, что прозвучало в лермонтовском «Пророке», где художественно выразительно отражена трагическая судьба не только одного поэта, но всех мыслящих людей его времени. Работа по анализу «Пророка» начинается с этого сопоставления, которое наглядно покажет студентам, что лермонтовский «Пророк» есть художественное воплощение трагизма целой эпохи.
Идейная связь Лермонтова с декабризмом была несомненной для Герцена. «Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса,— то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах. Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумье Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила».
У Лермонтова, Герцена и всех лучших людей их эпохи были общие вопросы, «которые мрачат душу, леденят сердце». Печальные мысли и «тяжелый груз скептицизма» владели ими.
Лермонтов образно сказал об этом уже в первых строфах своего «Пророка»:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
«Лермонтов…— писал Герцен,— так свыкся с отчаяньем и враждебностью, что не только не искал выхода, но и не видел возможности борьбы или соглашения. Лермонтов никогда не знал надежды, он не жертвовал собой, ибо ничто не требовало этого самопожертвования…» И далее: «Ничего не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым».
В противовес пушкинскому поэту-пророку, который оставляет мрачную пустыню одиночества и идет к людям, лермонтовский пророк, в котором воплощены черты лучших людей целого поколения, спасаясь от людей, идет в пустыню. Здесь та же пушкинская метафора.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
И если для пушкинского пророка безлюдная пустыня представляется воплощением мрака и отчаянья, куда идет он, «великой скорбию томим», то лермонтовский пророк именно там находит покой и отдохновенье.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Лермонтов с какой-то удивительной простотой и выразительностью показал одиночество и затравленность пророка в шумном городе. Старцы, с «самолюбивой» улыбкой призывающие «детей» глумиться над ним,— завершающая сцена трагедии:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Драматизм положения лермонтовского пророка наглядно выступает в сопоставлении с его предшественником. У Пушкина:
Как труп, в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал.
У Лермонтова:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Торжественная патетика пушкинского «Пророка» обусловлена обращением к пророку самого бога (вдохновенья, воплощающего творческие силы). О лермонтовском пророке иронически говорят люди, которые ничего не поняли ни в нем, ни в его проповеди. В «Пророке» Лермонтова образно выражена трагедия лучших людей его времени и самого поэта.
Заключая свое слово о Лермонтове, Герцен сказал о нем: «Не хотели знать, сколько боролся этот человек, сколько выстрадал, прежде чем отважился выразить свои мысли.
Люди гораздо снисходительней относятся к брани и ненависти, нежели к известной зрелости мысли, нежели к отчуждению, которое, не желая разделять ни их надежды, ни их тревоги, смеет открыто говорить об этом разрыве»
«Пророк» Лермонтова в какой-то степени был «ответом поэта на изречение из апостола Павла, которое гласило: «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным, да пророчествуете. Любовь же николи отпадет». К этому, очевидно, призывал Одоевский и Лермонтова, цитируя из первого послания апостола Павла к коринфянам. Религиозный идеализм Одоевского был чужд Лермонтову.
И он противопоставил словам этого изречения своего «Пророка». Нравственные вопросы о правах и судьбе личности в николаевском обществе, волновавшие Лермонтова на протяжении всей его недолгой жизни, вели его к беспощадному отрицанию и протесту против существующей действительности.
Трагедия Лермонтова заключалась в том, что свой протест в условиях реакции он до конца осуществить не мог.
Источник: https://www.uskazok.ru/2016/09/prorok.html
Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
Коллекция сочинений: Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
Образ поэта занимает особое место в лирике Лермонтова. Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ, отражающий действительность 30-х годов девятнадцатого века с ее трагическими противоречиями “наружного рабства» и стремлением к “внутреннему освобождению».
Следуя традиции Пушкина, Лермонтов говорит об уникальности личности поэта, который непохож на окружающих его людей. Лермонтовский поэт тоже “сын небес», томящийся на земле и тоскующий по небесным звукам. Однако небесное и земное в лирике Лермонтова противопоставлены более резко, чем у Пушкина.
В стихотворении “Ангел» речь идет о “младой душе», возможно, душе поэта, которую ангел нес из небесных сфер на землю, “для мира печалей и слез». Запомнив ангельские песни о блаженстве безгрешных душ в райских садах, эта душа долго томилась на свете, мечтая освободиться от земного плена.
Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, осознает, что на земле он выполняет определенную миссию, возложенную на него самим Богом. Его назначение в современном обществе – быть пророком. Библейские пророки, водимые Божьим Духом, провозглашали истину, и Бог имел возможность говорить их устами.
Лермонтовское стихотворение “Пророк» сюжетно продолжает одноименное стихотворение Пушкина. Получив дар всеведения и поручение от Всевышнего “глаголом жечь сердца людей», поэт-пророк, верный своему призванию, начинает “провозглашать любви и правды чистые ученья».
Однако люди полностью отвергают его слово, побивают его камнями, и он вынужден, покинув человеческое общество, удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о трагическом противоречии, возникшем между поэтом и обществом в современном мире.
Поэт как личность обречен на одиночество, непонимание и даже гибель.
В стихотворении “Смерть поэта», написанном в 1837 году по поводу гибели Пушкина, Лермонтов показал реальную судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки светской толпы, предательство и безвременную смерть.
В последних строках этого стихотворения говорится, что истинным убийцей поэта, направлявшем руку стрелявшего, было светское общество, та его часть, которая непосредственно приближена к трону царя.
Именно они стали палачами “Свободы и “Гения».
Собственные горестные переживания трагической неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…».
Лирический герой этого стихотворения – поэт, осознающий себя абсолютно чужим в толпе, веселящейся на бале-маскараде. Его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», лишенные внутреннего содержания, человеческого тепла, любви, сочувствия.
Его протест против этого общества выражается в желании “смутить веселость их», бросив им в лицо “железный стих, облитый горечью и злостью».
Итогом философских размышлений поэта о состоянии современного общества и судьбе того поколения, к которому принадлежал он сам, явилось стихотворение “Дума». В числе недостатков и даже пороков, в которых он обвиняет современное ему поколение, упоминаются бездействие и бесплодие, равнодушие к добру и злу, рабская покорность перед властью.
Лермонтовский поэт – это романтический бунтарь, гордая, одинокая личность, противостоящая обществу и даже всему миру, страдающая от невозможности гармонически разрешить этот конфликт.
Однако поэт полон желания обрести утраченную цельность мироощущения, соединиться с обществом.
Вновь стать тем поэтом, которому “свет внимал в немом благоговенье», вернуть былую власть и уважение людей к его “пророческой речи».
В стихотворении “Кинжал» он выражает надежду на то, что поэтическое слово вновь станет силой, вдохновляющей и объединяющей бойцов для битвы. Однако в этой надежде есть доля скептического сомнения и неверия.
Ощущение гармонии, чувство единства с окружающим миром лермонтовский поэт часто находит в единении с природой.
В отличие от человеческого общества, где царит злоба, тщеславие, гордыня, в природе все послушно воле творца, все находится во взаимном общении и любви. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу…
» лирический герой преодолевает душевную боль, страдание, приобщаясь к покою и благости, царящей во вселенной. Общение с окружающим миром помогает ему преодолеть тягостное одиночество.
В редкие минуты просветленного сознания он счастлив, соединив небо и землю, преодолев трагическую разорванность земного мироощущения. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…» поэт освобождается от тревожного ощущения в его душе, чувствует себя счастливым на земле, созерцая в небесах Бога.
В поздний период творчества одним из возможных путей преодоления конфликта поэта с обществом становится его обращение к народной стихии. В стихотворении “Родина» он говорит о любви, которая связывает его с родной землей, отчизной.
Эту любовь он называет странной, несоответствующей общепринятым представлениям. Особенность лермонтовского чувства в том, что она носит демократический характер.
Поэту доставляет наслаждение созерцать стихию народной жизни, погружаться в ее глубину.
В стихотворении “Бородино» поэт воссоздает портрет героического поколения богатырей 1812 года и противопоставляет их своим современникам. Повествование о славных событиях народной войны он поручает простому солдату, рядовому участнику Бородинского сражения, подчеркивая его мужество, самоотверженность, готовность жертвовать жизнью ради отечества.
Противостояние поэта и общества, воплощенное в лирике Лермонтова, оказалось неразрешимым. Обреченный на страдания в течение своей жизни он, как и Пушкин, трагически гибнет на дуэли, оказавшись жертвой клеветы и гонений со стороны светского общества. Однако эта гибель утвердила те духовные ценности, которые он отстаивал в жизни и воплотил в свой поэзии.
Источник: https://www.rlspace.com/obraz-poeta-v-lirike-m-yu-lermontova/
Предназначение поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
Сочинения › Лермонтов М.Ю.<\p> Готовые Домашние Задания
В одном из своих самых известных произведений – стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, – молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры.
Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе.
Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный характер.
Творчество М. Ю. Лермонтова разнообразно. Он затрагивает в нем разные темы: тема поколения, отрицания современной действительности, тема одиночества, любви, дружбы, родины и другие.
Одной из таких тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворениях, — это человек с твердой и страстной волей.
В стихотворении “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный”, 1828), одном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу…
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновенья “чарует свет” своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забывает этот “огонь небесный” и только хранит в себе “первые впечатления” о нем.
В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром”, а “жажду песнопений” — “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия – дар, приходящий легко и естественно.
Но Лермонтов – человек уже другой эпохи, он видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях.
Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”) 1838 года.
Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов – это игрушка с золотой отделкой:
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене –
Увы, бесславный и безвредный!
Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездейстия кинжала для сравнения его с поэтом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Поэт вспоминает славное прошлое, когда поэт достойно выполнял свою
миссию:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных. Лермонтов заканчивает стихотворение вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег.
Художественное своеобразие стихотворения заключается в том, что поэт сравнивается с кинжалом – грозным оружием. В стихотворении много риторических вопросов, метафор (“покрытый ржавчиной презренья”), эпитетов (“осмеянный пророк”).
Для самого Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призвана объединять людей, сила заключенного в слове чувства — зов человечества к высшей духовности.
Из стихотворения “Есть речи – значенье…” (1840) мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. “Из пламя и света рожденное слово” вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Это творчество, вера в “слово”, помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом.
К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” (1840) Лермонтов показывает три разные точки зрения на проблемы современности. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности, они обращают внимание на:
Во-первых, серая бумага,
Она, быть может, и чиста;
Да как-то страшно без перчаток…
Читаешь – сотни опечаток!
Для читателей скучен простой и гордый язык, их тешат глупые романы, блеск и обманы, читатель замечает: “В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету – А просто грязная вода”.
Журналист тоже ругает писателей, но у него, в основном, мелкие нападки: он говорит, что рад бы вовсе не браниться. Но в этом мире все опирается на деньги, и материальное благополучие для него важнее:
Приличье, вкус – все так условно;
А деньги все ведь платят ровно…
Поэтому журналист уговаривает сочинителя написать что-нибудь, чтобы было, что критиковать. Но писатель не хочет представить свои творения на суд читателя:
Но эти страшные творенья
Читает дома он один,
И ими после без зазренья
Он затопляет свой камин.
Автор не хочет, чтобы его творения назвали “бранью коварной”, но он не хочет и покупать славу такой ценой.
В этот век “позорно малодушных” людей поэт, “на мелочь душу разменяв”, гибнет жертвой общих мнений, что для него особенно болезненно. “Да и о чем писать?” – спрашивает писатель, ведь все уже давно описано. Такое положение вещей угнетает поэта, он становится одиноким.
Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году.
Темой стихотворения является высокая миссия поэтического призвания и непонимание этого толпой Возвышенная идея общественного служения поэта ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермонтов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты:
И вот в пустыне я живу…
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.
Сочинения по теме:
- Поэзия – борьба, стихи – ее оружие. М. Ю. Лермонтов как одинокий странник своего времени сочинение
- Образ поэта и его творчества в поэзии М. Ю. Лермонтова сочинение
- Задача поэта и его трудов, олицетворенная в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова сочинение
- Задача поэзии и его автора в произведениях Лермонтова сочинение
Источник: https://1soch.ru/lermontov-mu/raznoe-462/prednaznachenie-poeta-v-tvorchestve-m-u-lermontova