Образ русской женщины в произведениях некрасова
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Н. А. Некрасов
Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины – голос народа.
Некрасовская героиня – человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она – символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова – “родная сестра” крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины.
Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой.
Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…”. Его героиня – жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, – говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж.
Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и “ушла на волю”, это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения “Когда из мрака заблужденья…”.
Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.
Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме “Мороз, Красный нос”. Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.
Судьба Дарьи в поэме “Мороз, Красный нос” воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго.
Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие.
Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом.
На вопрос его: “Тепло ли тебе, молодица?” – трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом – это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.
Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, – пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.
Шли на подвит, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин – княгини Трубецкой и княгини Волконской – создал Некрасов в поэме “Русские женщины”. Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! –
Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку “образумить” женщину. В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке, взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме…
“Кто же защитит тебя?” –
Обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.
(2 votes, average: 1.00
Источник: https://goldsoch.info/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-proizvedeniyax-nekrasova/
Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова
Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова.
“Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений.
Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой.
Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей.
В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная.
В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов.
Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а “Крестьянка”. Рассказ Матрены о своей жизни — это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип “величавой славянки”, Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность — роднят Матрену с героинями поэмы “Русские женщины”.
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая — княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути.
Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, “трудом этапного пути”.
Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.
Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица — лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, — спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: “так небу угодно”.
Замена первоначального названия “Декабристки” на “Русские женщины” подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип “величавой славянки” — всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота.
Источник: https://ruslit.biz/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-tvorchestve-n-nekrasova/
Сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии некрасова»
Перед вами отличное сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии Некрасова». Надеюсь, оно поможет вам и даст вам пищу для размышления перед написанием собственного сочинения.
В сочинении анализируются стихотворения «Тройка«, «В полном разгаре…«, «Соловьи«, a также эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос«, «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо?»
Образ русской женщины в поэзии некрасова
Некрасов — великий русский поэт, который всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, «которым нет смерти — дави не дави«.
Центральный герой произведений Некрасова — народ.
Чтобы картины народной жизни были полными, поэт не ограничивается эпизодами только из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей, и народных заступников.
Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» поэт пишет всегда с огромным уважением и любовью.
Образу русской женщины посвящены такие стихотворения, как «Тройка«, «В полном разгаре…«, эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос«, «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо?».
Первые два стихотворения перекликаются. В «Тройке» автор только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет:
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Примерно такой жизненный путь проходят все женщины-крестьянки России. Стихотворение «В полном разгаре…» открывает нам реальный эпизод из такой крестьянской жизни:
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!
Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова:
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
«Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать,» — говорит поэт об участи русской женщины.
В поэме «Мороз, Красный нос» крестьянка Дарья не смогла выдержать всю тяжесть мужской работы и, не найдя ни в чем поддержки, погибла. Такая исступленная самоотверженность в работе очень свойственна русской женщине. Работа является для нее и тяжким бременем и отдохновением душевным.
Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе. Так Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» довольна уже тем, что муж не бьет ее. А женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного.
И в конце ее грустной истории звучит вывод: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»
Говоря о женской участи, поэт не переставал восхищаться духовными качествами всех героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни.
Еще в одной своей поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь, которые отправились вслед за мужьями, не страшась сибирских морозов, голода, лишений и не считаясь с потерей титулов и состояний.
Здесь тоже открываются золотые черты характера русской женщины.
Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.
Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Некрасов говорит об этой стороне характера крестьянок, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”.
Они сильны своими внутренними устоями, и любая из них, если потребуется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.
Умеет русская женщина, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, но зато во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит«. Она строга к лентяям, но это не значит, что ей не свойственны любовь и сострадание.
Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить больного мужа Дарья, как Матрена Тимофеевна прощает своим изболевшим материнским сердцем Савелию его недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее душу, Матрена любит и уважает Савелия — богатыря русского.
Она ценит его мудрость жизненную и спокойный нрав, рассказывает о нем в поучительной интонации, призывая его в примеры для подражания.
Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях и глубокое чувство ответственности за их жизнь заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре…» из сил выбивается, чтобы был сыт ее малыш.
Тема материнства затронута Некрасовым и в стихотворении «Соловьи«. Мать трогательно учит своих детей ценить прекрасное, любить и беречь природу. Ей, конечно же, хочется, чтобы ее дети были счастливы.
Выражая мечту всех матерей, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и рекрутщины«, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки«. Своим личным примером воспитывает детей Марья Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей внутренней жизнью: ему знакомо чувство сострадания и жалости.
Его молодая неокрепшая душа уже готова помогать окружающим: мальчик пожалел голодную волчицу. И Марья Тимофеевна своим чутким сердцем понимает сына, приняв позорное наказание на себя.
Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, вопиющим образом указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.
Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-obraz-russkoy-zhenshhinyi-v-poezii-nekrasova/
Женские образы в произведениях Н.А. Некрасова. Сочинение
Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём сочинении я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина.
Так, стихотворение «Я не люблю иронии твоей», написанное предположительно в 1850 году, посвящено Авдотье Панаевой, жене друга Некрасова Ивана Панаева. Отношения поэта и Авдотьи Панаевой длились почти двадцать лет, хотя так и не приобрели официального статуса.
Связь между влюблёнными включала в себя как периоды безоблачного счастья, так и моменты бурного выяснения отношений и даже временного охлаждения. Одно можно сказать несомненно: Авдотья Панаева на долгие годы стала музой Некрасова.
Только так называемый «Панаевский цикл» содержит одиннадцать произведений, но также существуют и неизданные стихотворения.
Почти не сохранилось исторических данных об отношениях Некрасова и Панаевой, поэтому данный цикл представляет собой интерес как реальная история отношений двух людей, он отражение пережитого и выстраданного.
Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» можно назвать пророческим: отношения лирических героев – это проекция отношений самого Некрасова с Авдотьей Панаевой. Лирический герой, будучи влюблённым, уже предчувствует неизбежную разлуку с героиней:
Стихотворение наполнено трагизмом, хотя, как пишет автор, и героиня, и герой ещё полны любви. Она пока стремится продлить свиданье, а в нём кипят ревность и мечты, но за всем этим уже стоит призрак неминуемой «развязки».
Несмотря на то, что перед нами признание героя, его чувства, мы вполне можем представить себе героиню. Первая строка стихотворения «Я не люблю иронии твоей» даёт нам повод думать, что героиня – женщина, знающая себе цену, которая позволяет в своём общении с мужчинами насмешку, игру.
В стихотворении намечается образ загадочной женщины, любящей героя и одновременно терзающей его.<\p>
Мотив разлуки главный и стихотворении «Прощание», где герой признаётся, что его разрыв с героиней была преждевременным.
И хотя казалось, что не будет муки в «последнем роковом «прости»», это расставание оказалось смертельным для сердца героя:
Образ женщины, терзающей героя, получает развитие и в других произведениях «Панаевского цикла». Например, «Так это шутка? Милая моя…», где герой плачет над «рассчитанно-суровым», коротким и жестоким письмом героини.
<\p>
Но одновременно в стихах, посвящённых А. Панаевой, мы видим: их героиня и глубоко несчастная женщина.
Так, в произведении «Тяжёлый крест достался ей на долю» мы слышим признание героя о том, что его возлюбленной досталась непростая судьба: страдать, притворяться, молчать и не плакать.
Тот, кому она отдала весь жар своих чувств, стал не только радостью, но и бесконечной болью, стал её палачом:<\p>
В стихотворении «Тяжёлый год – сломил меня недуг» герой также молит героиню выслушать его, не обвинять несправедливо, он уверяет её, что он не губитель, но друг:
Абсолютно другой образ женщины мы встречаем в стихотворении «Тройка». Главная героиня здесь – девушка-крестьянка. Произведение имеет двухчастную композицию.
В первой части Некрасов описывает юную красавицу с «чёрными, как ночь» волосами, румяными щеками и лукавыми глазами. Один взгляд такой девушки способен «старика разорить на подарки», а в сердце юноши зажечь пожар любви.
Девушка жадно смотрит на дорогу в надежде, что проезжающий молодой корнет влюбится в неё и увезёт с собой. Во второй же части автор описывает истинную судьбу молодой крестьянки.
После привольной жизни у родителей её ожидает прозябание с «неряхой-мужиком», который будет её бить, а также с ненавистной свекровью, гнущей невестку в «три погибели». Удел крестьянской женщины – «нянчить, работать и есть». Всё стихотворение построено на контрасте:
Но далее звучат горестные ноты:
Некрасов вполне реалистично изобразил судьбу крестьянской женщины, вся жизнь которой представляет собой череду бесконечных домашних дел, похожих не «непробудный сон», поэтому очень скоро вместо радости и движенья на лице появляется выражение постоянного испуга и «тупого терпенья».
Заканчивается стихотворение печально: автор советует девушке заглушить в сердце тоскливую тревогу и не смотреть вслед мчащейся тройке, потому что не верит в счастливую судьбу молодой крестьянки.<\p>
Трагичной судьбе крестьянки также посвящено стихотворение «В дороге».
Произведение представляет собой диалог между пассажиром и ямщиком, который рассказывает о своей жене, по воле случая воспитанной вместе с барскими детьми, знающей грамоту, иностранные языки, обученной пению и другим «дворянским манерам».
Но после смерти старого хозяина новый хозяин отправил девушку обратно в деревню, где её выдали замуж за простого крестьянина. Ямщик жалуется, сколько он нажил забот с молодой женой:
Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого образованная женщина
Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему:
В другом произведении – поэме «Кому на Руси жить хорошо» – Некрасов также создаёт образ русской женщины, жизнь которой полна горя, страданий и несчастий, а «счастье» — лишь редкие моменты в её судьбе.
Матрёна Тимофеевна Корчагина рассказывает странникам о бесконечной работе в семье мужа<\p>
трагической гибели первого ребёнка, голоде, заборе мужа в солдаты «не по очереди» и пр. Но, несмотря на всё это, люди считают её счастливой, потому что остальным живётся ещё хуже.
Изображая тяжёлую судьбу русской крестьянки, Некрасов пишет о её жертвенности, красоте души, широкой натуре, силе духа и умении безгранично любить. Так, Матрёна, чтобы спасти мужа от несправедливого рекрутства, а детей от неминуемой голодной смерти, идёт за защитой к самому губернатору.
Мотив беспримерного самопожертвования и подвига женщины во имя любви и преданности показан и в поэме Некрасова «Русские женщины».
Её героини – жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от дворянских титулов и всех благ, связанных с этим.
Удивительно то, что, хотя социальные положения жён декабристов и Матрёны Корчагиной абсолютно разнятся, этих героинь многое связывает – горькая судьба и способность к жертвенной любви.
В заключение скажу, что, женские образы играют значимую роль в некрасовском творчестве. Как правило, повествуя о судьбе русской женщины, поэт рисует в своих произведениях судьбу несчастную. Но, вопреки этому, женщина у Некрасова – это воплощение русской души, готовой, как говорил В.Г. Белинский, к «всесочувствию» и «всесостраданию».
Источник: https://literarus.ru/literatura/ege-po-literature/nekrasov-zhenskie-obrazy/
referat5vip.ru
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Творчество Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, и стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Но произведения, которые поэт посвятил трагической судьбе русской женщины, заслуживают отдельного внимания.<\p>
Героиня поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Матрена Тимофеевна говорит.<\p>
Ключи от счастья женского, ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
От нашей вольной волюшки,<\p>
Заброшены, потеряны<\p>
У бога самого.<\p>
Поэта с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении “В дороге” рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил “ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка”. Девушку насильно выдали замуж за, крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:<\p>
Погубили ее господа,<\p>
А была бы бабенка лихая!<\p>
Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.<\p>
Скучно! Скучно! …<\p>
Ямщик удалой,<\p>
Разгони чем-нибудь мою скуку!<\p>
Песню, что ли, приятель, запой…<\p>
Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение “Тройка”, рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.<\p>
Сквозь румянец щеки твоей смуглой<\p>
Пробивается легкий пушок,<\p>
Из-под брови твоей полукруглой<\p>
Смотрит бойко лукавый глазок.<\p>
Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:<\p>
Да не то тебе пало на долю:<\p>
За неряху пойдешь мужика.<\p>
Завязавши под мышки передник,<\p>
Перетянешь уродливо грудь.<\p>
Будет бить тебя муж-привередник<\p>
И свекровь в три погибели гнуть.<\p>
Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.<\p>
Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения “В полном разгаре страда деревенская…”<\p>
С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.<\p>
О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении “Внимая ужасам войны”. А поэма “Орина, мать солдатская” рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:<\p>
Воротился сын больнехонек,<\p>
Ночью кашель бьет солдатика,<\p>
Белый плат в крови мокрехонек!<\p>
Орина вспоминает, что ее Иванушка “здоровенный был детинушка”, что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:<\p>
Мало слов, а горя реченька,<\p>
Горя реченька бездонная!<\p>
Поэма “Мороз, Красный нос” — это также повесть о женской доле. Но в крестьянке Дарье мы видим тип “величавой славянки”. Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица:<\p>
Есть женщины в русских селеньях<\p>
С спокойною важностью лиц,<\p>
С красивою силой в движеньях,<\p>
С походкой, со взглядом цариц.<\p>
Грустно, что жизнь Дарьи закончилась трагически. После смерти мужа груз забот становится непосильным для этой женщины. И вот ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой.<\p>
В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.<\p>
Еду ли ночью по улице темной,<\p>
Бури заслушаюсь в пасмурный день —<\p>
Друг беззащитный, больной и бездомный,<\p>
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.<\p>
В стихотворении даны жестокие подробности жизни бедняков, типичные для столицы. В заключении автор задается вопросами, ответов на которые не находит:<\p>
Где ты теперь?<\p>
С нищетой горемычной<\p>
Злая тебя сокрушила борьба?<\p>
Или пошла ты дорогой обычной.<\p>
И роковая свершилась судьба?<\p>
Кто ж защитит тебя?..<\p>
Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против унижения достоинства обычного человека.<\p>
Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.<\p>
Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее “острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути”. Однако на его слова: “И что же?., бежите вы за ним, как жалкая раба”, — Екатерина Трубецкая отвечает.<\p>
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена!<\p>
Пускай горька моя' судьба — Я буду ей верна!<\p>
Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.<\p>
Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.<\p>
Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/nekrasov-n-a-sochineniya-po-proizvedeniyam-zhizn-i-tvorchestvo-nekrasova/7279-obraz-russkoj-zhenshchiny-v-tvorchestve-nekrasova
Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова
Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова
1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.
2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».
3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».
Ключи от счастья, женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны<\p>
У бога самого!
Н. А. Некрасов.
«Кому на Руси жить хорошо»
Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины; она занимает значительное место в творчестве Некрасова.
Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны.
Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».
Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.
Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе.
В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета.
Но она достойно перенесла все это:<\p>
«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».
Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки…
/ На шее — нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова — «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:
«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины, И первая доля : с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле — все это лежало на Дарье.
Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда.
Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.
Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством.
Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию.
Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг.
Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей.
Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами — не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо — лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.
То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я… Так небу угодно!..» — с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.
Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины».
Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, — сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение.
Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:
И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.
Источник: https://historylib.net/sudba-russkoj-zhenshhiny-v-proizvedeniyax-h-a-nekrasova/
В чем состоит героизм русских женщин в творчестве н. некрасова?
Сочинения › Некрасов Н.А.<\p> Готовые Домашние Задания
“Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений.
Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой.
Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей.
В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная.
В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов.
Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а “Крестьянка”. Рассказ Матрены о своей жизни — это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип “величавой славянки”, Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность — роднят Матрену с героинями поэмы “Русские женщины”.
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая — княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути.
Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, “трудом этапного пути”.
Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.
Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица — лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, — спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: “так небу угодно”.
Замена первоначального названия “Декабристки” на “Русские женщины” подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип “величавой славянки” — всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота.
Сочинения по теме:
- Каков он – образ русской женщины в поэзии Некрасова? сочинение
- Образ русской женщины – трагичное единство силы, красоты и судьбы сочинение
- Тяжкая доля рестьянской женщины в творчестве Н.А. Некрасова сочинение
- Как описывает русскую природу Н.А. Некрасов? сочинение
Источник: https://1soch.ru/nekrasov-na/raznoe-533/v-chem-sostoit-geroizm-russkih-jenshhin
Готовые школьные сочинения
мая
10 2014
Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова
В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства.
Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.
Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав.
Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская.
Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь.
Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”.
Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости.
Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает: Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили… Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.
В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”.
Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”.
Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж.
Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут.
Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья…”.
Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа.
Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера.
Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.
Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
“Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений.
Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, Данный текст предназначен только для частного использования 2005 но велик!
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова . Литературные сочинения!
Источник: https://testsoch.net/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-tvorchestve-n-a-nekrasova/
Образ русской женщины в творчестве Некрасова
(По поэмам “Мороз, Красный нос”, “Русские женщины”)
«Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений.
Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны.
Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Корчагиной.
Одна из частей названа “Крестьянка”, в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася…
Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены о своей жизни — это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама — глава названа не ее именем, а “Крестьянка”. Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип “величавой славянки”, Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность — роднят Матрену с героинями поэмы “Русские женщины”.
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая — княгине Волконской.
Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути…
Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя…
Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица — от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
— Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же? — Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость, Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!
Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре — любовь неземная…
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.
Замена первоначального названия “Декабристки” на “Русские женщины” подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ “величавой славянки” не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин — всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота.
Источник: https://vip-gdz.ru/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-tvorchestve-nekrasova/
Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова
Коллекция сочинений: Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова
В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.
Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав.
Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины» — княгини Трубецкая и Волконская.
Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад», “нахальной дряни торжество», где царят “подленькая месть» и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы».
Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости.
Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили…
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.
В стихотворении “Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу», заигрывая с “проезжим корнетом».
Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной». Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —» нелюбимый муж.
Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным» ее назовут.
Именно по вине таких “пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья…».
Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок» и “смело и свободно» вступить на честный путь.
Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо». Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест.
Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.
Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
“Кто ж защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!
Источник: https://slavkrug.org/obraz-russkoj-zhenshhiny-v-tvorchestve-n-a-nekrasova/