Основная проблема «войны и мира» льва толстого

Проблема жанра «Войны и мира» Л. Н. Толстого

Существует много уровней восприятия текста, и чем глубже вы будете проникать в сложный мир худо­жественного произведения, тем полнее и лучше пой­мете его неповторимую красоту. Именно на уровне жанра особенно отчетливо проявляется органическое сочетание формы и содержания в литературе.

Жанр является элементом формы, но это содер­жательная форма, потому что выбор автором того или иного жанра вытекает из его творческого за­мысла и напрямую соотносится с содержательным уровнем.

Жанр заранее настраивает читателя на оп­ределенное восприятие произведения. Формируется точка зрения, критерии оценки, та «память жанра», по словам литературоведа М. М.

Бахтина, которая поможет вам лучше уяснить, как писатель исполь­зует уже имевшиеся традиции и в чем состоит его новаторство.

Обратите внимание

К какой же жанровой традиции отнести «Войну и мир»? Сам Толстой отказывался от четкого жан­рового определения своего произведения, предпочи­тая иногда называть его просто книгой. «Что такое “Война и мир”»? — спрашивал писатель и отвечал:

«Это не роман, еще менее повесть, еще менее историческая хроника».

В этой связи Толстой совер­шенно справедливо отмечал, что русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом само­го смелого новаторства в области жанра: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произ­ведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести».

В определении жанровой природы «Войны и ми­ра» до сих пор нет единства среди литературоведов. И все же термин, на котором настаивал А. В. Чи­черин, роман-эпопея представляется наиболее предпоч­тительным.

Впервые в истории русской литературы было со­здано произведение, сочетающее повествование о со­бытиях большого исторического масштаба, общена­ционального значения (эпопея) и рассказ о личных судьбах людей (роман).

Представлены картины бы­та, нравов и широкая панорама европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изобра­жение самого хода истории и философские рассуж­дения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и зако­номерность, роль личности в истории и т. д.

Главная — поистине эпическая — идея произве­дения, его основная мысль есть, по словам самого писателя, «мысль народная». Еще в раннем твор­честве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношениях дворянской интелли­генции и народа (военные рассказы, «Утро помещи­ка», «Казаки»).

В «Войне и мире» он впервые худо­жественно раскрыл роль народных масс в истори­ческих событиях. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Народное сознание определило авторскую концеп­цию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения. Название это многозначно.

Важно

Мир можно воспринимать и как явление, противо­стоящее войне, и как человеческое сообщество (на­пример, крестьянский мир), и как вселенную. В любом случае это нечто, противостоящее насилию и разрушению.

Мысль об общечеловеческом едине­нии, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу прони­зывает весь текст, отражая народное мировоспри­ятие и определяя жанровое своеобразие «Войны и мира».

На этой странице материал по темам:

  • толстой “война и мир” проблемы жанра
  • проблемы жанра война и мир
  • как сам толстой определил название война
  • проблема жанра война и мир
  • как сам толстой определил жанр войны и мира

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/stati/vojna-i-mir/problema-zhanra-vojny-i-mira-l.-n.-tolstogo

Проблемы войны и мира в одноименном романе Толстого

Нельзя, однако, не заметить, что уже с первых глав первого тома и до последних глав эпилога романа тема войны развивается в тесной и последовательной связи с темой мира.

Гости в салоне Шерер ведут споры не только о Наполеоне, но и заинтересованно обсуждают один из проектов вечного мира, с которым их знакомит приехавший из-за рубежа аббат Морио. Этот проект находит страстного приверженца в Пьере Безухове и вызывает скептическое отношение у Андрея Болконского.

Но, споря о частностях, они сходятся в главном: и глубоко штатский Пьер Безухов, и его старший друг, профессиональный военный Андрей Болконский озабочены вопросом, “каким образом устроить судьбу человечества так, чтобы права человека были признаваемы одинаково всем образованным миром и чтобы уничтожалась возможность войны между народами”, как “навсегда избавить человечество от всех зол деспотизма и злейшего из зол, родоначальника всех других – войны”.

Эти гигантского значения вопросы встали перед главными героями “Войны и мира”, когда они были еще очень молоды. Вся их дальнейшая жизнь, со всеми ее тревогами, бедами и страданиями, была посвящена поискам ответов на эти “вечные” вопросы.

Итак, на мирных сценах романа Толстого лежат зримые отблески войны, а сцены военные пронизаны мыслью о мире, о том, как найти выход из войны к мирной жизни и какой она будет, когда мир победит войну.

Проблемы войны и мира поставлены в книге Толстого так, что их взаимосвязь явно подчеркнута автором. Поэтому нельзя согласиться и с таким выводом исследователя: “Мира в “Войне и мире” больше, нежели войны… “Война и мир” не только “мирское”, но и самое “мирное” произведение Толстого.

По своему главному пафосу, по взгляду на людей, на героизм человека на войне, по страстной мечте о будущем братстве людей и народов”. Энергично и правильно подчеркнув значение проблемы мира в романе Толстого, исследователь не увидел, что она здесь ставится в неразрывном диалектическом единстве с проблемой войны.

Совет

Это и делает неправомерной и попросту ненужной полемику о том, чего в романе Толстого “больше”, а чего “меньше”: войны или мира.

Подобно Одному из главных и любимых героев Толстого князю Андрею Болконскому, видевшему “и войну и мир в самой действительности”, писатель убедился в том, что с давних, библейских времен мир и война идут рядом.

Война не сама по себе, а в ее противоборстве с миром – такой она показана в великой книге Толстого – эпопее “Война и мир”.

Толстой мечтал стать и стал художником живой жизни, художником мира, понимаемого не как затишье или перерыв между двумя войнами, а как единственно разумное, естественное состояние, отвечающее самой природе человека, его коренным устремлениям, смыслу и цели его пребывания на земле.

Главные герои “Войны и мира” – Андрей Болконский и Пьер Безухов – решительно и безоговорочно осуждают войну, как осуждает ее и сам автор романа, видящий в ней “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”. Лишь в одной войне считает возможным участвовать князь Андрей – в той, от исхода которой “решался вопрос жизни и смерти отечества”. Принимая в ней участие, Андрей Болконский смотрит на нее как на “страшную необходимость”.

Недаром на многих страницах романа писатель изображает исконное миролюбие русских людей. Духом глубокой человечности проникнуты сцены встречи Пети Ростова с пленным французским барабанщиком Винсентом. Петя трогательно заботится об этом “жалком мальчишке”, как зовет Винсента командир отряда Денисов.

А солдаты за веселый, забавный характер зовут его “Висепей”, а казаки – “Весенним”.. Чувство сострадания к поверженному врагу испытывает не только юный Петя Ростов, но и фельдмаршал Кутузов. Глядя на пленных французов, ставших “хуже нищих последних”, он говорит, что их “теперь и пожалеть можно”.

Однако, хотя враг и разбит и бежит из России, война еще не окончена. И чувство жалости к побежденному врагу соединяется в душе Кутузова, как и в душе каждого русского солдата, с “сознанием правоты”. “А и то сказать, кто ж их к нам звал? Поделом им…” Эти слова главнокомандующего солдаты встретили “радостным, долго не умолкавшим криком”.

Обратите внимание

Взятые в плен воины наполеоновской армии поражены тем, что простые русские солдаты не только не мстят лм, а заботятся о них. “О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О, мои добрые друзья!”-лихорадочно восклицает заболевший французский офицер Рамбаль, которого несут на руках русские солдаты.

Полон воинской доблести и героического величия подвиг Андрея Болкопского, поднявшего в атаку батальон в критический момент Аустерлицкого сражения. Князь Андрей был тяжко ранен в этом бою. Упав па землю, он вдруг увидел над собой бесконечно высокое небо, с тихо ползущими по нему серыми облаками.

“Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как мы бежали, кричали и дрались… Как же я не видел прежде этого высокого неба? Р1 как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него”.

Образ “неизмеримо высокого” неба, с его тишиной, покоем и торжественностью, входит в сложную систему противоборства мотивов мира и войны, проходящего через все военные сцены романа.

Особенно Выразительно выступает это противоборство в последней из десяти глав второй части третьего тома “Войны и мира”, посвященных описанию Бородинского сражения.

Участники весь день бушевавшего сражения не скоро осознали, что оно подходило к концу. “Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотой селитры и крови.

Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, па раненых, на испуганных и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?”.

И люди “рады были перестать”, говорит автор рома-па, но беспощадная машина войны продолжала действовать, “и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не но воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами”.

Из этих слов можно сделать вывод, что подлинным л единственным виновником “страшного дела” войны автор романа считает “того, кто руководит людьми и мирами”. Но если бы это было действительно так, то не было бы и толстовского романа, не было бы в нем противоборства сил “зла”, во главе которых стоит “палач народов” Наполеон, с силами “добра”, возглавляемых вождем “народной войны” Кутузовым.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Проблемы войны и мира в одноименном романе Толстого

Другие сочинения по теме:

  1. Проблемы войны и мира в одноименном романе Л. Толстого Роман “Война и мир” – масштабное произведение как за количеством и глубиной изображений персонажей, так и за важностью исторических событий,…
  2. Этический пафос “Войны и мира” Толстого “Мысль народная” явственно звучит в протесте против захватнических войн Наполеона и в благословении освободительной борьбы, в которой народ отстаивает свое…
  3. Непринятие войны в романе Толстого “Война и мир” Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,…
  4. Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” После того как французы…
  5. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого до “Войны и мира” Двадцать восьмого августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне, родовом имении князей Волконских, родился четвертый сын Николая Ильича и…
  6. Краткое содержание “Войны и мира” Толстого Том первый Петербург, лето 1805 г. На вечере у фрейлины Шерер присутствуют среди прочих гостей Пьер Безухов, незаконный сын богатого…
  7. Характеристика Петра Первого в одноименном Романе А. Н. Толстого Начиная работу над романом “Петр Первый”, Алексей Николаевич Толстой признавался: “На “Петра” я нацеливался давно. Я видел все пятна на…
  8. Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Отечественная война 1812 года – справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,…
  9. Образ Петра I в одноименном Романе А. Н. Толстого Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе…
  10. Как ответить на вопрос о жанре “Войны и мира” В наше время историки и теоретики литературы сочли возможным принять название “роман-эпопея” как определение. В 1958 году А. В. Чичерин…
  11. Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и Мир” Толстой любит людей, им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а…
  12. Противоречивый образ Анны Карениной в одноименном романе Льва Толстого Говорят, что понять – это простить… Кто, как не я – автор, “родитель” своей героини, мог бы лучше понять рожденную…
  13. Николенька Иртеньев – прямой предшественник героев “Войны и мира” Трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, которую нередко называли “элегией в прозе”, была задумана как роман или, говоря точнее, как эпопея развития…
  14. Язык “Войны и мира” богат, красочен и разнообразен Толстой знает, что речь героев в своем содержании далеко не всегда правдиво характеризует их, особенно светское общество, лживое и пользующееся…
  15. НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это…
  16. Философия войны у Толстого (на примере романа “Война и мир”) В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное, естественное и…
  17. “Мысль народная” в романе Льва Толстого “Война и мир” К идее написания величайшего произведения своей жизни – романа-эпопеи “Война и мир” Л. М. Толстой пришел не сразу, а от…
  18. От “Севастопольских рассказов” до “Войны и мира” Разные типы мужества вызывают у Толстого разное отношение и разную нравственную оценку. Толстовский аналитический метод не равнозначен разоблачению в прямом…
  19. Тема Отечественной войны в романах Толстого Сочинение на тему войны в творчестве Толстого. Изображая военные события, Толстой не только войны дает широкие полотна, рисующие такие батальные…
  20. Метод художественного изображения войны в творчестве Толстого В Севастопольских рассказах Толстого уже отчетливо определился метод художественного изображения войны в полную силу проявившийся на страницах “Войны и мира”….
Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому языку на тему: экология

Источник: https://ege-russian.ru/problemy-vojny-i-mira-v-odnoimennom-romane-tolstogo/

Философские проблемы в романе Толстого ” Война и мир ” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

«Война и мир» была написана в 60е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого.

Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. «Война и мир» — одно из самых замечательных произведений литературы.

Годы работы над романом — это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.

Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни.

Важно

В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.

Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле.

Толстой говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению.

Он развенчивает его величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — писал Толстой. В «Войне и мире», этом романеисследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления.

Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба неустанно стремятся дойти до правды.

В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма.

Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями «образованного меньшинства».

Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю.

Философские рассуждения в его романе — это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни.

Совет

Одна из важных проблем «Войны и мира» — это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль личности в истории.

Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было «идею», а также желания или власть отдельных, пусть даже и «великих» исторических деятелей. Он говорил, что все решает «дух войска», утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.

Одна из философских проблем романа — это вопрос о свободе и необходимости. Посвоему и оригинально решает Толстой этот вопрос.

Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля — кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.

В своих философскоисторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван «Война и мир». Смысл названия: мир отрицает войну. Мир — это труд и счастье, война — это разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями втворчестве Толстого.

Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы 4х томного романа «Война и мир», да это и понятно: нельзя на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила.

Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место — домашний очаг.

Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа.

А жаль! Она. ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней «гусыней», ей все равно хочется большего.

Обратите внимание

И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстойконсерватор. Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта — единственно яркий эпизод этого плана.

Я думаю, это отразилось бы в его другом романе «Декабристы».

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/filosofskie-problemy-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Проблема войны и мира

Всем здравствуйте! Мы живем в мире, который сам для себя опасен. Чем он опасен сам для себя? Спросите Вы. А тем, что человечество сегодня делает много вреда планете, которая тоже живая, между прочем. И нельзя ее постоянно ранить и ждать, что она будет вечно нам служить. Так давайте же задумаемся, о том вреде, который приносим ей.  

Конкретно в этой статье я расскажу Вам, как опасны войны для Земли, и какими могут быть последствия борьбы за власть и территорию для всего человечества.

Самой главной глобальной проблемой человечества остается предотвращение мировой войны. И все основания для этого, конечно же, есть. Так чем же опасна проблема войны и мира и почему она актуальна во все времена?

Ученные подсчитали, что люди пережили более 14,5 тыс. воин за последние 6 тыс. лет, в которых погибло более 3 млрд. 640 млн. людей.

Неслыханного вреда война приносит экосистемам и популяциям. Только лишь в период Второй мировой войны, военными действиями была охвачена площадь около 3,3 млн. км2, в ходе этой войны погибло 55 млн. человек.

В феврале 1991 года, во время войны в Персидском заливе, в воздух было высажено 1250 нефтяных скважин. Вследствие этого ежедневно около 1 млн. т. нефти сгорало и на сотни тыс. км от Кувейта загрязняло воздух.

В первой половине 1999 года ракетно-бомбовые удары НАТО по гражданских и военных объектах привели к разрушению и большим пожарам, очень опасному загрязнению почвы и воздуха, а так же вод Дуная химическими и токсическими веществами и нефтепродуктами.

Вред окружающей среде приносят любые военные действия, а особенно, если эти действия проходят на большой территории и на протяжении длительного времени.

Но чрезвычайные экологические ситуации могут возникнуть и при кратковременных военных конфликтах, если возможный противник применяет современные способы уничтожения.

Важно

Название экоцида (экологической войны, биоцида) приобрели умышленные влияния человека на окружающую среду и природу в военных целях. Оружие массового уничтожения (бактериологическое, ядерное и химическое) в наше время имеет наиболее разрушительный потенциал.

Перед этими видами оружия, в первую очередь люди и, конечно же, все компоненты окружающей природной среды – беззащитны.

Для ядерного оружия характерна большая мощность и разное впечатляющее действие, которое определяется влиянием на окружающую среду еще и ударной волны, проникающей радиации, светового излучения, электромагнитного импульса и радиоактивного заражения.

При ядерном взрыве ударная волна имеет колоссальную разрушающую силу, которая приносит животным и незащищенным людям тяжелые травмы, вплоть до их гибели.

Полное повреждение лесного массива, вырывание деревьев с корнями, разрывание внутренних органов у людей и переломы костей, наблюдаются при чрезмерном давлении во фронте ударной волны (более 50 кПа).

Самые сильные ожоги открытых участков тела, в том числе и сетчатки глаз, вызывает световое излучение.

Основными последствиями ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки были термические поражения (ожоги).

Лучевая болезнь у людей и животных возникает под влиянием проникающей радиации, которая, в свою очередь, вызывается смертельными нейтронами и гамма-лучами. Эта болезнь в тяжелых случаях заканчивается смертью.

Совет

Понятие «ядерная зима» возникло в 1970 – 1980-е гг. Она представляет собой резкое и длительное похолодание, которое может возникнуть в случае войны с применением ядерного оружия.

При всем этом, прогнозируется снижение температуры воздуха более чем на 20˚С над Северным полушарием.

Ядерные взрывы неизбежно будут сопровождать грандиозные пожары, которые образуют огромную массу дыма и газоподобных домесей, что приведет к «ядерной ночи» — затемнению земной поверхности, а длится все это будет много недель и даже месяцев.

«Ядерная зима» является глобальной экологической катастрофой, в случае возникновения которой, будет оказано разрушающее действие на основные природные земные экосистемы, и это приведет к гибели всей планеты.

Химическое оружие предназначено для отравления человека и биоты с помощью боевых отравленных веществ – жидкости, газов или твердых веществ. Способы применения: распыление из самолетов, ракеты, бомбы, мины или снаряды.

Химические отравляющие вещества способны передвигаться по трофическим цепочкам, а так же укоренятся, тем самым образуя высокую токсическую опасность для жизнедеятельности организмов.

Во время Первой мировой войны, во Вьетнаме, химическое оружие применялось в большом количестве. В 1914 – 1918 гг. гибель 10 000 человек причинили боевые отравленные вещества, в основном это был иприт, так же он стал причиной того, что 1,2 млн. человек остались инвалидами.

В наше время принципиально был создан новый класс боевых отравляющих веществ нервно-паралитического действия (зоман, табун, зарин и т.

п), а так же отравляющие вещества удушливого, психологического и общеотравляющего действия.

<\p>

Обратите внимание

Они все оказывают негативное влияние на природные экосистемы, вызывают гибель большой части популяции любых растений, хребетных животных и массовые поражения людей.

Боевые отравляющие вещества во Вьетнаме применялись, в основном, в виде дефолиантов (гербицидов), это приводило к нарушению роста растений, потере лиственного покрова, а после и к их полной гибели.

Во Вьетнаме, вследствие распыления американской армией более 100 тыс. дефолиантов, было уничтожено более 5% сельскохозяйственных угодий, 12% лесов и 40% мангров.

Множество растений исчезло как биологический вид, почти полностью были уничтожены насекомые, а из 150 видов птиц осталось лишь 18.

Здоровью 1,6 млн. вьетнамцев было принесено очень много вреда. Те районы, в которых было применено химическое оружие, были вынуждены покинуть более 7 млн. человек.

Авторы отчета Американской академии наук считают, что растительность Камбоджи и Вьетнама, преодолеть следствия этого массового применения разрушительных боевых веществ сумеют только лишь спустя десятилетия, или даже столетия.

В ходе военных действий в Лаосе, Вьетнаме и Камбоджи (1961 – 1975 гг.), войска США использовали не только химическое оружие. Была широко применена тактика «выпаленной земли».

Читайте также:  Истинное и ложное в романе «война и мир»

Огромные площади антропогенного бедленда (от англ. «плохие земли») произошли вследствие массовой бомбардировки.

Важно

Тропические леса вместе с почвой сносились под «корень» с помощью мощных бульдозеров, широко распространялся напалм (зажигающая смесь), затоплялись прибрежные территории и т. п.

Термин «экоцид» (экологическая война) был впервые введен А. Гальфсоном в 1970 году, именно в период войны на п-ве Индокитай.

Бактериологическое (биологическое) оружие – это отравы (токсины), бактериальные средства (вирусы, бактерии), которые предназначены для массового поражения людей.

Это оружие используется в виде начиненных жидкостью или порошком боеприпасов, или с помощью живых носителей заболевания (насекомых, грызунов и т. п.).

Бактериологическое оружие может привести к массовым инфекционным заболеваниям людей и животных чумой, сибиркой, холерой и другими заболеваниями, даже если они попадут в их организм в небольшом количестве.

Споры способны образовывать многие бактерии. Эти споры могут сохраняться в почве на протяжении нескольких десятилетий.

Единственный реальный путь предотвращения глобальной экологической катастрофы связанной с военными действиями – это ликвидация всех видов оружия массового уничтожения.

На данный момент эти оружия массового уничтожения грозят существованию планеты.

Источник: https://o-planete.ru/globalyne-problem-tchelovetchestva/problema-voyna-i-mira.html

Проблема жанра «Войны и мира» Л. Н. Толстого

Существует много уровней восприятия текста, и чем глубже вы будете проникать в сложный мир художественного произведения, тем полнее и лучше поймете его неповторимую красоту. Именно на уровне жанра особенно отчетливо проявляется органическое сочетание формы и содержания в литературе.

<\p>

Жанр является элементом формы, но это содержательная форма, потому что выбор автором того или иного жанра вытекает из его творческого замысла и напрямую соотносится с содержательным уровнем. Жанр заранее настраивает читателя на определенное восприятие произведения.

Формируется точка зрения, критерии оценки, та «память жанра», по словам литературоведа М. М. Бахтина, которая поможет вам лучше уяснить, как писатель использует уже имевшиеся традиции и в чем состоит его новаторство.

<\p>

Совет

К какой же жанровой традиции отнести «Войну и мир»? Сам Толстой отказывался от четкого жанрового определения своего произведения, предпочитая иногда называть его просто книгой. «Что такое “Война и мир”»? — спрашивал писатель и отвечал:

«Это не роман, еще менее повесть, еще менее историческая хроника». В этой связи Толстой совершенно справедливо отмечал, что русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом самого смелого новаторства в области жанра: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести».<\p>

В определении жанровой природы «Войны и мира» до сих пор нет единства среди литературоведов. И все же термин, на котором настаивал А. В. Чичерин, роман-эпопея представляется наиболее предпочтительным.<\p>

Впервые в истории русской литературы было создано произведение, сочетающее повествование о событиях большого исторического масштаба, общенационального значения (эпопея) и рассказ о личных судьбах людей (роман). Представлены картины быта, нравов и широкая панорама европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изображение самого хода истории и философские рассуждения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и закономерность, роль личности в истории и т. д.<\p>

Главная — поистине эпическая — идея произведения, его основная мысль есть, по словам самого писателя, «мысль народная». Еще в раннем творчестве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношениях дворянской интеллигенции и народа (военные рассказы, «Утро помещика», «Казаки»). В «Войне и мире» он впервые художественно раскрыл роль народных масс в исторических событиях.<\p>

Народное сознание определило авторскую концепцию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения. Название это многозначно. Мир можно воспринимать и как явление, противостоящее войне, и как человеческое сообщество (например, крестьянский мир), и как вселенную. В любом случае это нечто, противостоящее насилию и разрушению. Мысль об общечеловеческом единении, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу пронизывает весь текст, отражая народное мировосприятие и определяя жанровое своеобразие «Войны и мира».<\p>

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Problema-janra-Voynyi-i-mira-L-N-Tolstogo-23403.html

Проблематика жанра Война и мир

Проблема жанра. “Война и мир” – произведение, уникальное не только для русской, но и для мировой литературы, прежде всего с точки зрения его жанра.

Еще современники писателя отметили сложность и проблематику жанровой природы произведения “Войны и мира”. Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов. “Войну и мир” сравнивали то с “Пармской обителью” Стендаля, то с “Отверженными” В. Гюго, то с романами В. Скотта. Но толстовское произведение превосходило любое из них по широте охвата действительности проблематике. Сам автор затруднялся определение жанра своего произведения. В 1865 году он отмечал, что будущий роман – это “картина искусных нравов, созданная на основе исторических событий”, а позже указывал, что “Война и мир” – “это вовсе не роман, еще менее хроника исторических событий, еще меньше это поэма”. Писатель назвал свое произведение просто книгой, как Библия, где соединено множество разнопланового материала. Толстой признавал влияние эпической традиции на свое творение: как в “Илиаде”, отдано предпочтение общественной жизни над частной, личной. С народным эпосом и героической поэмой “Войну и мир” роднит тема народного подвига в войне 1812 года.

Хотя действие в “Войне и мире” развивается по романным законам, произведение выходит за рамки любого романа: здесь нет главного героя, нет общей завязки и развязки повествования, интрига играет далеко не главную роль, нельзя в строгом смысле говорить о завершённости произведения (эпилог может выступать началом для следующего романа). В произведении Толстого есть черты нравоописательного, социально-психологического, философского, романа воспитания и это все усложняет определение жанра произведения.

Хотя истории писатель уделяет огромное внимание (ей посвящены 186 глав из 333), выводит на страницах произведения и императоров (Александр І, Наполеон, Карл XII, Фридрих Прусский), и их полководцев (Кутузов, Мюрат, Даву), подробно описывает несколько битв, наконец, создает собственную концепцию истории, “Война и мир” не укладывается не в какие рамки исторического романа. История здесь не фон, а полноправный объект изображения, как и любой из героев романа. В произведении Толстого иногда трудно провести границу между историческим событием и эпизодом из личной жизни героев.

Бесспорным является и тот факт, что в “Войне и мире” есть черты семейной хроники. Толстой подробно рассказывает о семьях персонажей изображенных в его романе. Но их описанием произведение не исчерпывается. Вообщем семейная хроника тоже своего рода является проблематикой жанра “Войны и мира”.

Обратите внимание

В XX веке большинство исследователей относили “Войну и мир” к эпопее, отмечая объем произведения и проблемно-тематическую энциклопедичность. Действительно объем “Война и мир” довольно внушительных размеров не только для своего времени, но и для сегодняшнего.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/problematika-zhanra-voyna-i-mir.html

Проблема войны и мира

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и, прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия.

Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде.

В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости.

Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.<\p>

На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 т.

Если бы у людей было столько продовольствия, сколько всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете!.. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству, и природе.

К тому же следует иметь в виду, что технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения. Соотношение между количеством погибших мирных жителей и погибших военных:

– первая мировая война – в 20 раз меньше;

– вторая мировая война – одинаково;

– война в Корее (1950-1953 гг.) – в 5 раз больше;

– вьетнамская война (1964-1968 гг.) – в 20 раз больше.

Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже локальная война с применением самых современных средств ее ведения?

Важно

Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по крайней мере, к 100 – кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных.

Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем современности заключается в том, как преодолеть отсталость в развитии большей части человечества.

Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения. Начнем с демографической характеристики развивающихся стран.

Динамика населения по ремонтам в ХХ и начале ХХI века (в млн. человек):<\p>

– регион 1900 1950 1975 2000 2025;

– весь мир 1656 2513 4033 6199 9065;

– Россия, СССР 130 180 254 312368;

– Восточная Азия 950 706 1263 2205 3651;

– Южная Азия 950 706 1255 2205 3651;

– Латинская Америка 64 164 323 608961;

– Северная Америка 81 166 236 290332;

– Африка 130 219 406 828 1479;

– Европа 295 392 474 520580;

– Австралия и Океания 13 21 30 40.

Таблица показывает, как неравномерно растет население. Его прирост в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Так, за 1975 – 2000гг. из 2,2 миллиарда прироста населения около 90%, т.е. 2 миллиарда, приходится на развивающиеся страны.

Увеличение населения с 1970 по 2000 год (в %):

– Европа 16,1;<\p>

– Северная Америка 30,2;

– Азия 76,1 Латинская Америка 89;

– Африка 140,4.

Источник: http://ifilosofia.ru/prakticheskaya-podgotovka/27-kontrolnaja-rabota-po-filosofii/764-problema-vojny-i-mira.html

Бочаров С.: Роман Л. Толстого “Война и мир”. Глава 2

Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13<\p>

2

Каждому, кто открывает впервые «Войну и мир», бросается в глаза необычная особенность этого романа — обилие рассуждений на исторические и философские темы во второй половине книги, особенно в эпилоге.

Уже первые читатели «Войны и мира» были озадачены тем, что роман местами переходит в трактат, к чему многие из этих читателей, и среди них такие, как Тургенев и Флобер, отнеслись с неодобрением, находя теоретические «отступления» слабыми и скучными, даже лишними на фоне образов и картин. Автор сам колебался: в одном из следующих изданий (издание 1873 г.

) он вынес военно-исторические и философские рассуждения из основного текста в особое приложение, а многие из них исключил вовсе. Однако в дальнейших изданиях при жизни Толстого «рассуждения» возвратились на прежние места.

Многие читатели и сейчас досадуют на автора «Войны и мира» за то, что он загромоздил отвлеченностями последние части книги; на толстовскую философию истории читатели эти смотрят как на скучную и необязательную прибавку к роману.

Толстой чувствовал потребность объясниться с читателями по поводу «рассуждений»; объяснения мы найдем в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», а также в черновиках.

Одно такое объяснение, тогда не увидевшее света, особенно интересно: автор заявляет (мы уже ссылались на эти слова из чернового отрывка), что «рассуждения» и «описания» в его книге не посторонни друг другу; в виде примера тут же упомянута сцена охоты, — а какая, кажется, связь у нее с толстовской философией истории? Однако Толстой не хочет, чтобы в его философии истории видели публицистическую прибавку к «картинам». Он пишет в том же отрывке о «читателях художественных», «суд которых, — заявляет Толстой, — дороже мне всех»: «Они между строками, не рассуждая, прочтут все то, что я писал в рассуждениях и чего бы и не писал, если бы все читатели были такие»12.

Толстой здесь хочет внушить читателю, чтобы не искали его философию жизни и истории лишь в тех местах, где она специально изложена, а на роман сам по себе, художественную «картину», не смотрели бы как на чистое «изображение», «живописание», которому будто бы несвойственны изнутри мысль, анализ, философский взгляд.

Нет, настаивает Толстой, в «картинах» и «описаниях» прежде всего и содержится «между строками» тот взгляд на жизнь и историю, который автору очень дорог, — более дорог, чем само по себе прямое изложение этого взгляда в специальных «рассуждениях».

Совет

Они не случайно начали наполнять толстовский текст именно в последних частях книги, образовав здесь своеобразную теоретическую «надстройку» над образным материалом. Теоретический анализ вырос из анализа художественного как его «продолжение».

Правильно разве сказать, что Толстой превращается из художника в мыслителя (как это иногда называют), когда он принимается за отвлеченные рассуждения в тексте «Войны и мира»? То понимание человеческого бытия и истории, которое людям открыла «Война и мир», возникло и развилось у Толстого как художественная мысль, как роман, картина жизни и отношений людей. Но это художественное объяснение самых глубоких оснований человеческой жизни, к которому стремился Толстой, естественно тяготело (все больше по мере того, как эти глубокие основы вскрывались ситуацией 1812 г.) перерасти в прямое философско-публицистическое рассуждение, к которому был также склонен Толстой, оно, так сказать, было его вторым «языком». В философской публицистике «Войны и мира» происходило то, что классическая эстетика именовала «выходом идеи из образа». Обращаясь к логическим доказательствам, Толстой как бы «переводил» свою мысль с одного языка на другой.

«Перевод» этот, однако, не адекватен. Одна и та же рука писала в одном и том же тексте «рассуждения» и «картины», между ними есть соответствие и единство. Однако тождества нет между ними, отнюдь не гармонично это единство.

В другой системе мысли происходили смещения, которые сказывались на самом содержании мысли.

Историческая теория Толстого, «продолжая» его художественную мысль, во многом меняет не только форму ее выражения, но вместе с формой меняет ее по существу.

Надо вспомнить историческую теорию Толстого в «Войне и мире». Как из многих жизней отдельных людей, с их всецело личными интересами, целями, складывается общая жизнь человечества, образуются «людские сцепления», движущие историю? Этот вопрос разбирает Толстой — теоретик и публицист.

По Толстому, всякий результат человеческой жизни непреднамерен, стихиен. В событии всегда участвует множество разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и сталкиваются между собой.

Субъективно, в своем сознании каждый человек свободен поступить так или иначе; но, действуя, он неизбежно вступает в связь с другими людьми, и результат усилий его зависит уже не только от направления его воли, но от соединения и переплетения воль всех участников того общего действия, из которого получается событие человеческой жизни.

Если это так в отношениях частной жизни, то с гораздо большей еще непреложностью проявляется этот закон в так называемых исторических событиях, где объединены интересы и цели огромного множества самых разных людей.

Обратите внимание

Толстой рассматривает ход военной кампании 1812 года, чтобы показать, что ни одно из событий этой кампании не совершилось по чьему-либо плану, хотя и было много планов с разных сторон. «Все происходит нечаянно», от совпадения «ста миллионов самых разнообразных случайностей».

Это, однако, не значит, что случаен конечный исход войны 1812 года. Напротив, он был предопределен, подчеркивает Толстой.

Через бесчисленные случайности (какими они представляются по отношению к сознательно намеченным целям и планам отдельных лиц) пролагал себе дорогу ведущий закон, сверхличная, всеобщая воля, осуществлявшая цели провидения, мировую судьбу.

Высшие эти цели, недоступные людям, всегда поглощенным ближайшими, личными целями, — эти высшие цели и определяют «неизбежный ход событий» в истории. И с этой точки зрения трудно найти в истории событие более закономерное и обусловленное, чем 1812 год в России.

Итак, следуя Толстому-теоретику, можно каждое жизненное событие объяснять двояко: исходя из желаний и воли людей — тогда одни лишь случайности наполняют жизнь и историю; либо искать объяснения в действии высшей надчеловеческой воли — тогда предустановлено в жизни все до мельчайших подробностей. И в отвлеченных своих рассуждениях автор «Войны и мира» так и не сводит концы с концами, объясняя исторический результат то стихийным и случайным совпадением произволов, то определением свыше. Эти два объяснения человеческой жизни остаются логически несовмещенными в толстовской теории.

Но если остались несведенными выводы в логическом рассуждении, то в романе, где своим, отличным от способа логического рассуждения путем исследована та же проблема, — в романе она нам объяснена так, что противоречие сходится в живое единство, необходимую связь — внутреннее противоречие человеческой жизни, движущий источник ее.

Толстой рассказывает о людях, которые желают, стремятся, имеют цели; но получают они в результате своих усилий что-то другое; жизнь складывается неожиданно — и общая, историческая, и частная жизнь отдельных людей, которые вовсе не властны строить ее по своему произволу.

Как объяснить это несовпадение устремлений и результатов? Получаются ли результаты случайно, из столкновения разных стремлений, случай господствует в мире? Или наоборот — в человеческой жизни осуществляются цели надчеловеческие и провидением установлено все наперед? И то и другое — в толстовской теории.

Ни то, ни другое — в «Войне и мире», художественном рассказе Толстого о жизни людей.

Важно

Толстой писал свой роман, когда Россия вступила на порог буржуазного развития; в романе действует Наполеон, в котором буржуазное отношение к жизни законченно выразилось. Отношение это в том как раз состоит, что личным интересом и целью исчерпываются для человека все жизненные проблемы. Нет ничего, кроме человеческих «атомов», единиц и их единичных целей.

Поскольку все они разные, отрицают друг друга, случаем, соотношением сил в данный момент определяется все. Жизнь идет «как получится», анархично, без внутренней необходимости, и нет другого закона, кроме стихийного совпадения обстоятельств, определяющего в беспорядочном столкновении воль какую-то равнодействующую.

И нет другого мировоззрения у человека, кроме культа личной активности.

Среди персонажей «Войны и мира» Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично его добиваясь интригой. И сколько Курагины внесли разрушения — князь Василий, Элен, Анатоль — в жизнь Пьера, Ростовых, Болконских — Наташи, князя Андрея.

Произвол эгоизма активно стремится себя утвердить как закон — и ему удается добиться немалого. Деятельность Наполеона является такой попыткой в масштабе целой истории.

Если жизнь можно строить по произволу, то воля сильного человека решает все — и торжествующее подтверждение этому, с точки зрения буржуазного мировоззрения, есть биография Наполеона — цепь успехов, удач, почти сплошь одни выигрыши до злополучного похода в Россию.

Нашествие Наполеона в Россию в романе Толстого — агрессия против самых глубоких основ человеческой жизни, против внутренней меры ее, целесообразности и необходимости, попытка все это окончательно заменить владычеством произвола отдельной воли и случая, авантюру, интригу превратить в мировой закон.

Двенадцатый год — решающее опровержение этой попытки и этих претензий. Успех их в завоевании жизни, как выясняется, — кажущийся. Жизнь и история идут не так, «как получится», или же как кому-то захочется. Главное, что открывает двенадцатый год, — совершенно другой, чем в иное время, противоположный закон того, как индивидуальные действия слагаются в результат.

Ситуация 1812 года изменяет состояние мира. Состояние мира до национальной войны таково, что индивидуальные воли в своем столкновении дают разнобой, и кажется, что не может быть результата иного; мы увидим, в какую тоску и безвыходность повергает в романе зрелище этого хаоса таких людей, как Пьер и Андрей Болконский.

Совет

В ситуации двенадцатого года индивидуальные действия многих людей остаются индивидуальными действиями, но отношение их теперь таково, что вместо силы взаимного отталкивания их подчиняет сила взаимного притяжения. Так создается национальное единство, «общая жизнь», мир двенадцатого года.

Толстой подчеркивает, рассказывая о том, как жители оставляли Москву, что каждый действовал по своим особым причинам: «Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы..; они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось… величественное событие…

» Толстой даже говорит, что «большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти-то люди были самыми полезными деятелями того времени».

Толстой с сарказмом развенчивает романтическое представление, будто «все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью». Оплакивали Россию и говорили о самопожертвовании те, кто был далек от участия в деле; но в армии, которая отступала за Москву, «думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное…».

Но эти личные интересы, мотивы, причины поступков, которые, кажется, должны бы разъединять людей и разъединяют в другое время, ныне каким-то чудом складываются в единое направление, общий поток, выражают единую волю.

Эта общая воля оказывается внутри всецело личной воли, особо направленной у каждого, скрытым двигателем ее — то, что Толстой называет скрытой теплотой патриотизма (строя это определение по аналогии с научным термином — «как говорится в физике» — и тем подчеркивая точность этого определения как бы научную), которой он доверяет больше, чем даже сознательному патриотизму и, уж во всяком случае, чем словесному.

«Неизбежный ход событий» обнаружил в 1812 году действие в человеческой жизни всеобщей воли, судьбы, мировой справедливости — направляющей силы, которою исход наполеоновской авантюры действительно предрешен.

Сила эта не внешняя человеческой жизни, она таится внутри единичной воли особенной человеческой личности как скрытое сверхъединичное, надличное в ней начало. Действительно, «все происходит нечаянно», ибо люди действуют от себя, по личным мотивам, и общий результат выходит стихийно.

Но так, стихийно вышедший результат оказывается направлен, закономерен. Художник Толстой исследует внутренние источники жизни людей и выясняет нечто отличное от того, что формулирует Толстой — исторический теоретик.

Например, теоретик уподобляет результат одновременного действия разнонаправленных воль диагонали параллелограмма сил в механике; но равнодействующая, параллелограмм сил — это ведь случай, механический результат, зависящий от количества сил-участников.

И разве эта параллель с законом механики способна объяснить результат такого события, как 1812 год? Хотя и «все происходит нечаянно», разве случай, простое соотношение сил решает эту войну? Нет, в ситуации 1812 года художник Толстой показывает не равнодействующую, не диагональ, а общее направление разных отдельных человеческих сил.

«В деятельности Кутузова всенародная воля обнаруживается в самой чистой, беспримесной, как бы абсолютной форме…

; в деятельности других людей эта общая воля является как бы пределом или последним двигателем их поведения, непосредственно направленного на более личные и близлежащие цели.

Обратите внимание

Но достаточно этого конечного предела общей воли, чтобы придать разрозненным человеческим действиям разумный смысл и моральную ценность»13.

Андрей Болконский, наблюдающий за Кутузовым, делает заключение об «отсутствии всего личного» в старом полководце. Это в романе Толстого означает, что Кутузов, один среди всех людей, не имеет другой личной задачи, как служить исполнению общей необходимости, «неизбежному ходу событий».

Кутузов в «Войне и мире» даже сливается с этой внеличной силой, почти олицетворяет ее — как Наполеон олицетворяет другую мировую силу, противоположно направленную. Кутузов и Наполеон у Толстого даны с бытовыми чертами, как люди, но вместе с тем не так, как все другие персонажи в романе.

Они что-то большее, чем «персонажи»: фигуры более обобщенные, почти что олицетворения мировых сил, о конфликте которых рассказывает «Война и мир». В Кутузове «оставались как будто одни привычки страстей» — говорится о личных особенностях старого полководца, самих по себе достаточно колоритных.

О смерти Кутузова в 1813 году сказано у Толстого, что после освобождения страны «представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Выполнена историческая задача, с которой жизненная его задача полностью совпадала.

Примечания

12 Толстой Л. Н., т. 15, с. 241.

13 Гинзбург Л. О романе Толстого «Война и мир». — Звезда, 1944, № 1, с. 136—137.

Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13<\p>

<\p>

Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/bocharov-vojna-i-mir/glava-2.htm

Ссылка на основную публикацию