Патриотизм в «войне и мире» толстого

Тема патриотизма в романе л. н. толстого «война и мир»

ТЕМА ПАТРИОТИЗМА. Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор «Войны и мира» известен всему миру. Анатоль Франс писал: «Толстой — наш общий учитель».

Замечательные рассказы, повести, драмы и три ге­ниальных романа — «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресе­ние» — никогда не перестанут волновать человеческие умы и серд­ца. На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир», который охватывает русскую жизнь начала XIX века.

С большой симпатией автор изображает Андрея Болконского, Пьера Безухова, искавших правду, справедливость и подлинное человечес­кое счастье в жизни.

Обратите внимание

В центре внимания романа — Отечественная война 1812 года. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» есть и выдаю­щиеся исторические деятели, и рядовые участники войны.

Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, кото­рый в 1812 году испытали русские люди. «В «Войне и мире» я любил мысль народную», — говорил писатель.

Всем содержанием «Войны и мира» Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.

Война заставляет каждого действовать и поступать так,,как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внут­реннему чувству, ощущению значительности момента.

Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над народом.

В битве под Шенграбеном русские жертвовали собой во имя спасения своих то­варищей, проявляя при этом чудеса храбрости, и делалось это бес­сознательно, инстинктивно.

Патриотизм русских людей выражался очень просто. Мелкий торговец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск кри­чал солдатам, чтобы они забирали из его лавки все товары, так как «решилась Расея» и он сам все сожжет.

Карпы и Власы не продава­ли французам сено «за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», чтобы оно не досталось врагу. Семья Ростовых отдала подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение.

Важно

Мос­ковская беднота хотела вооружиться, чтобы защитить старую сто­лицу, крестьяне вступали в партизанские отряды и уничтожали захватчиков.

Московские жители оставляли столицу просто из со­ображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если им непосредственно не угрожает никакая опасность. Московская бары­ня покидает столицу со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что «она Бонапарту не слуга».

Наташа Ростова тоже не остается в стороне от событий 1812 года. Она понимает, что ничем не сможет помочь России, но и оставаться безучастной не в ее силах. Перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются из города, в Москве много раненых, срочно нужны подводы.

И когда Наташа узнает об этом, она ни минуты не колеблется: она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают люди.

Князю Андрею в кризисные моменты жизни помогает русское начало, которое в нем заложено, оно помогает ему понять всю лживость и лицемерие его кумира — Наполеона: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, спра­ведливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему».

Величайшим проявлением патриотизма была Бородинская бит­ва, в которой русское войско одержало победу над численно силь­нейшим неприятелем.

Французские генералы сообщали Наполео­ну, что «русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско».

«Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят», — доносили Наполеону адъютанты, и он чувствовал, как «страшный размах руки падал волшебно-бессильно». Одновременно с этим Раевский доносил Кутузову, что «войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более».

Кутузов — выразитель патриотического духа русской армии, ее идейный вдохновитель и руководитель.

Совет

Внешне дряхлый, инертный и слабый старик оказался силен и красив внутренне: он один при­нимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед собой лишь одну великую цель, кото­рая была его стремлением и желанием, — победу над ненавистны­ми захватчиками. Его «простая, скромная и потому истинно вели­чественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейс­кого героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали».

Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и вре­мени — с одной стороны, и с другой — нравственного духа войска, о котором он всегда ревностно заботился.

Он глубже других пони­мал значение каждого события в ходе войны; связь с родиной, с Русской землей, единство с армией были источником его силы как полководца, так и человека.

Патриотизм Кутузова, как и патриотизм простых русских людей — Тушина, Тимохина, Тихона Щербатого, — совершенно лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на уверенности в силе и мужестве русского человека, на его вере в победу.

Толстой резко разграничивает истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм— это ненависть к врагам, но любовь к лю­дям вообще. А ложный — только ненависть.

В эпизоде на мосту К. Б.

Шуберт сообщает о том, сколько ране­ных и убитых было после сражения, и в его голосе слышится ка­кая-то удовлетворенность, а Николай Ростов, присутствующий при этом, никак не может понять такой разговор, потому что за этими голыми цифрами стоят люди.

Истинный патриотизм русского на­рода проявляется в минуты действительной опасности для родины, то есть только тогда, когда «потревожен рой». Когда же война идет на чужой территории, русский народ не вступает в борьбу, а солда­ты только выполняют свой воинский долг.

Толстой также разграничивает скрытый и показной патриотизм. Показной патриотизм — это лживость, неестественность. Эта идея, скорее всего, приходит к Толстому из Евангелия, Нагорной пропо­веди: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

В русской литературе нет другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были изображены мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого имеет всемирное значение: «Этот роман — быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны», — говорил француз­ский писатель Луи’Арагон.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-patriotizma-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Сочинение: что такое патриотизм. Отражение темы в романе

Образование 13 января 2017

Школьная программа включает в себя экскурс по самым ключевым моментам истории России. Финалом изучения списка произведений становится заданное сочинение. Что такое патриотизм?

Страна отцов – Отчизна

Наши предки жили, полностью отдавая себя развитию своей страны. Они честно трудились, рожали детей, праздновали и отчаянно сражались за каждый сантиметр родной земли. У них не стояло вопроса: “Нужно ли мне вставать на защиту Родины?” Они просто шли и боролись за независимость и мирную жизнь, о чем и будет это сочинение.

Патриотизм – это безоговорочная и беспрекословная любовь к своей стране, каждому деревцу и даже самой маленькой речке. Наши прапрадеды отдавали свою жизнь служению родному краю: возводили и облагораживали храмы и монастыри, создавали парковые зоны для отдыха, следили за чистотой окружающего пространства. Они делали это по собственному желанию горячего сердца.

Душа настоящего патриота всегда готова встать на стражу своего наследия.

Защита и приумножение

Жители любимой страны всегда заботятся об окружающей среде, потому что хотят сохранить природное богатство для потомков. Для чего писать такое сочинение? Что такое патриотизм – знает далеко не каждый. А ведь если не любить свою Родину в первозданном виде и не проявлять заботу об окружающей природе, то со временем она просто исчезнет.

Родные просторы в виде чистых озер и бурных рек, лесов, полных ягод, грибов и целебных трав, прекрасных цветов на полях, не будут выглядеть так всегда без помощи человека. Созидательный труд и преумножение богатств, готовность встать на защиту своей Родины – это истинный патриотизм. Это история, которую создали для детей предки.

Они призывали потомков относиться к Родине вежливо и быть готовыми, как они, отдать свою жизнь за нее.

Видео по теме

Уважение чужой культуры

Как понять суть слова “патриотизм”? Сочинение на эту тему раскрывает основные тезисы определения. Во-первых, патриот любит не только тот город или селение, где он родился, а всю необъятную страну.

В детстве многим людям кажется, что не бывает более прекрасного вида из окна и душистей травы и ароматнее цветов, чем именно в этом месте и в это время. На самом деле Родина – она прекрасна по определению.

Обратите внимание

Это не конкретное место, это огромная страна, на территории которой много прекрасных мест.

Патриотизм, сочинение о котором является больше рассуждением на заданную тему, также предполагает безусловное уважение чужих стран и культур. Невежество в виде высказываний: “Россия только для русских”, “Наши танки и балерины самые лучшие” – не является проявлением патриотизма.

Знание истории

Тестирование в школе проводится в разных формах, например, это может быть сочинение. Что такое патриотизм – объясняется с младших классов, но уяснить это понятие некоторым не позволяют личные убеждения.

Настоящий патриот знает историю своей страны, в памятные праздники чтит имена героев, бережет оставленное природное и архитектурное наследство. Он смотрит на реальность открытым взглядом, принимая все несовершенства своей Родины.

Патриот не будет стремиться переехать в другую страну, а постарается посвятить свою жизнь улучшению быта на родной земле. Большой вклад в развитие и повышение уровня территориального субъекта играет правильное образование.

Человеческие ресурсы – это тоже своеобразное богатство (ученые, врачи, учителя). Истинный патриот никогда не потеряет свои корни на чужбине.

Читайте также:  Любовь в творчестве а.и. куприна и и.а. бунина

Сочинение: “Патриотизм в романе “Война и мир”

Это заглавие принадлежит произведению Льва Николаевича Толстого, которое включено в обязательную школьную программу. Война – это ужасно и страшно в любой исторический период. События 1812 года, описанные в книге, стали примером безоговорочного героизма и проявления личного благородства.

Наполеон подверг русский народ смертельной опасности, поэтому человеческий дух миллионов был сплочен чувством единения. Это был яркий пример того, как проявился патриотизм в “Войне и мире”. Сочинение на эту тему пропитано героическими поступками, которые совершали все, независимо от сословия, социального статуса, возраста и половой принадлежности.

Нравственность и моральные устои не давали оставаться в стороне во время таких серьезных событий для Родины.

Идти на смерть до конца, выполняя свой долг

Именно в Российской империи Наполеон был встречен невероятной силой сплоченности и боевого настроя.

Люди шли на верную смерть, чтобы внести свой вклад в защиту Родины, важно было осознание, что шли до конца и сделали все, что могли. Не стратегические планы и не военные умения помогали бойцам.

Воодушевление и важность исторического момента, духовная стойкость и всеобщий настрой вдохновляли на подвиги.

Не считать себя героем

Сочинение “Война и мир. Тема патриотизма” не может быть раскрыто в полной мере без упоминания героев, отчаянно сражавшихся за победу: Пьера Безухова, Тушина, Андрея Болконского.

Бородинская битва наиболее ярко охарактеризовала горячий настрой русских. Для каждого из них возможен был только один исход: победа, другого не дано. Перед каждым сражением они облачались в чистое белье, как перед важным мероприятием.

Они готовы были погибнуть, но не допустить победы вражеского войска.

Общенародное единство

Отношение к личным имущественным благам во время военных действий характеризует патриота как человека, готового пожертвовать всем ради победы. Толстой в своем романе описывает подвиг русского народа, но в то же время ненавидит войну, которая принесла столько горя и тягот.

Разорение и огромные потери армейского состава были названы “страшной необходимостью”. В романе Кутузов говорит про русских «Чудесный, бесподобный народ!». И это справедливо, во имя освобождения родной земли они вынесли тяжелые испытания. Каждый должен написать подобное сочинение.

Что такое патриотизм? Важно определить значение этого понятия для себя лично.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/179017/

Истинный и ложный патриотизм в романе “Война и мир” (стр. 1 из 2)

Муниципальная средняя школа N 1

Реферат по литературе на тему

Истинный и ложный патриотизм в романе

«Война и мир»

Выполнила ученица 10 «В» класса

Зиновьева Ирина

Проверила учитель литературы

Чинина Ольга Юрьевна

Воронеж 2006год.

Вступление

Героически патриотическая и антивоенная темы – определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Это произведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в руках отстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущем сохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземных захватчиков.

Автор «Войны и мира» был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.

Великому произведению предшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало обострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой.

Важно

Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писатель не намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планы входило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризма и предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами и путем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись из ссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решения проблемы – нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества. Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самого писателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием. Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важное авторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе, и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, и значимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм. Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, а импульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами, нуждавшимися в осмыслении.

Работе над “Войной и миром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он не чувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными и предназначенными для творческой работы.

Л. Н. Толстой приступает к тщательному изучению исторических источников, документальной литературы, воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И. Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинского сражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова, книгу “Россия и русские” Н. И.

Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки, мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные записки артиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. В библиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовался Толстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир.

А всего писатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.

Важной стала поездка в сентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва. Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских и французских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живых современников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.

По мере работы над романом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писать историю народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома.

Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темой эпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В роман вошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц.

Но в их ряду отнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писатель прослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью. При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы, женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных исторических событиях.

В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которых отражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого.

Совет

Так, в графе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя, а в старом князе Болконском – черты другого деда; графиня Ростова напоминает бабку Толстого – Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала в себя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов – свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности Сергея Николаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ Татьяны Андреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительном автобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но к автобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно, отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.

Работа над великой книгой потребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописей романа – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

Читайте также:  Сочинение: из двух друзей всегда один раб другого

Один из основных вопросов, который волнует Толстого – это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист.

Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни.

Обратите внимание

Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры.

В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой — кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья».

Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием.

Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…

спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги.

Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Источник: https://MirZnanii.com/a/136260/istinnyy-i-lozhnyy-patriotizm-v-romane-voyna-i-mir

Истинный и ложный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»

Сочинения по литературе: Истинный и ложный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого в романе Война и мир»<\p>

Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого «Декабристы», над которым писатель начал работать в 1856 году. Героем произведения должен был стать декабрист, возвращающийся с женой и детьми из ссылки.

Однако постепенно временные границы романа расширяются, заставляя автора все больше погружаться в исследование исторических событий и жизни русского общества в целом. Да и само произведение перестало быть просто романом, став, как предпочитал называть его сам писатель, книгой.

«Это не роман, — говорил Толстой, — еще менее поэма, еще менее историческая хроника».

В «Войне и мире» отражены все стороны русской действительности того времени, все ее положительные и отрицательные черты. А настоящим нравственным испытанием для героев становится испытание войной.

Важно

Именно при столкновении с масштабной, всеобъемлющей трагедией проявляются истинные душевные качества и раскрывается человеческая сущность.

Именно в этих условиях и становится понятно, кто настоящий патриот, а для кого патриотизм был лишь маской.

На протяжении всего романа ведущей является «мысль народная». Именно с народом писатель связывает все положительное, истинное.

Потому что народ проявляет неподдельную заботу о будущем своей страны, без напускного хвастовства, решительно встает на защиту Родины, преследуя благородную цель: пусть даже ценой собственной жизни отстоять Россию, не уступить ее врагу. Народ понимал, что решается судьба отечества, и предстоящее сражение считал общим делом.

В этом едином народном воинстве, охваченном общей идеей, автор прорисовывает образы отдельных героев. Мы видим Василия Денисова, боевого гусарского офицера, храброго, мужественного, готового на дерзкие действия и решительные поступки.

Видим Тихона Щербатого, крестьянина, вооруженного пикой, топором и мушкетоном, который умеет «сгребать» противника, брать языка и «залезать в самую середину французов». Этот самый храбрый человек в партии Денисова, он более всех других побил неприятеля, а помогают ему в этом смекалка, ловкость и ум.

«Скрытая теплота патриотизма» проявляется и в семье Ростовых, и в семье Болконских, и во взглядах Пьера Безухова, и даже у Катишь, которая говорит: «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».

В своем произведении Толстой решительно «срывает маски». Показывая призрачную жизнь высшего общества, он раскрывает и то, каким неестественным, наигранным является на самом деле их патриотизм.

Так, Берг, у которого вообще не было ничего святого, который в самое тяжелое время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства… такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве…

Совет

нет никаких слов достойных, чтобы их описать…». Бросая красивые слова, посетители аристократических салонов обнаруживают все то же равнодушие ко всему, кроме своих корыстных интересов. Сословными интересами проникнуты и «патриотические» настроения дворянской Москвы.

Идея народного ополчения вызывает в них опасение, что крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, только один разврат», — говорил один из дворян, собравшихся в Слободском дворце.

У другого оратора, «нехорошего игрока в карты», «патриотизм» проявляется в исступленном крике: «Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». Отсутствует дух единения и царя с народом в сцене встречи в Кремле. В толстовском изображении Александра отчетливо проступают черты позерства, двуличия, жеманства.

В последних двух частях романа Толстой воспроизводит широкую и величественную картину народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило «возбуждение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся в партизанское движение.

И хотя Наполеон жаловался Кутузову и императору на нарушение обычных правил военных действий, партизаны делали свое благородное дело. Они «уничтожали великую армию по частям… были партии… мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные.

Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». Здесь сказалась вся мощь народа, который вилами и топорами уничтожал, по выражению Тихона Щербатого, «шаромыжников» и «миродеров».

В борьбе с врагом у отрядов Долохова и Денисова проявились неподдельный энтузиазм и неистовство. Это была, по меткому выражению автора, настоящая «дубина народной войны».

Источник: https://ruslit.biz/istinnyj-i-lozhnyj-patriotizm-i-geroizm-v-ponimanii-l-n-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir/

Истинный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа – победителя в войне 1812 года. Главный герой романа – русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”.

Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе( уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил.

Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному <\p>

принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом.

Настоящий патриотиз – это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен.

Обратите внимание

При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам.

Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Читайте также:  Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат.

Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма – истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском.

Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них.

Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.

Большое значение писатель придает партизанскому движению.

Важно

Вот как Толстой описывает его стихийный рост:” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”.

Толстой рисует партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о крестьянине Тихоне Щербатом, который был незаменимым человеком в отряде и принимал участие в самых рискованных операциях. Благодаря огромному массовому патриотическому движению русских людей против французских захватчиков, враг был разгромлен и изгнан.

Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью.

Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны – Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек по мысли Толстого не может не быть патриотом своего Отечества.

Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества.

После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Собравшись в Слободском дворце, купцы и дворяне для защиты России жертвуют своим имуществом. “Узнав, что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил, что он отдает тысячу человек и их содержание”

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей.

Совет

Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого.

Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.

В разгар войны А. Шерер занята выбором достойного жениха. В ее салоне берут штраф за каждое произнесенное французское слово. Конечно, этим людям, далеким от народа, чуждо исконно русское патриотическое чувство. Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей.

Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье – слияние с простым народом.

(“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель – русский народ. Подлинные герои – простые русские люди, которые совершили великое дело – победили “непобедимого Наполеона”.

План

1. Реализм Толстого в произведении “Война и мир”. 2.

Истинный патриотизм: а) Величие духовных сил русского народа в войне 1812 года; б) Непоколебимая стойкость русской армии; в) Капитан Тушин – народный герой; г) Народный полководец М. Кутузов; д.

) Стихийный рост партизанского движения. 3. Истинный патриотизм русского дворянства. 4. Ложный патриотизм высшего дворянского общества. 5. Разгром и изгнание захватчиков – результат воли народа к победе.

(No Ratings Yet)

Истинный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого

Источник: https://fable.in.ua/istinnyj-patriotizm-i-geroizm-v-ponimanii-l-n-tolstogo/

Представители дворян и мужиков-ополченцев в романе-эпопее “Война и мир”

Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир

Готовые Домашние Задания

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” образно и правдиво изобразил самые трагические и героические события начала XIX века. Отечественная война 1812 года показана Толстым как всенародная героическая эпопея: “Я старался писать историю народа. В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года”.

Патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но писатель противопоставляет истинный и показной патриотизм, который сквозит в речах московских дворян, в салоне Шерер, в афишах Растопчина. Мысль о народном ополчении пугает многих “псевдопатриотов, не наберутся ли крестьяне вольного духа”. “Лучше еще набор…

а то вернутся к нам ни солдаты, ни мужики, а только один разврат”,— раздаются голоса на собрании дворянства.

Обратите внимание

Однако лучшие представители дворян — старый князь Болконский и Пьер создают ополчение из своих крестьян; служат в армии — князь Андрей и Николай Ростов; организуют партизанские отряды — Денисов; даже пятнадцатилетний Петя Ростов рвется в армию и не представляет себе, что родители не поймут его патриотизма, не отпустят в действующую армию: “Я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все… я не могу ничему .учиться теперь, когда Отечество в опасности”.

По мере того, как французы продвигались в глубь России, в войну втягивались все новые и новые слои населения. Люди жгут имущество и фураж, чтобы они не достались врагам. В первой же битве под Смоленском захватчики столкнулись со всенародным сопротивлением.

“Мы в первый раз дрались там за русскую землю,— говорил князь Андрей,—• в войсках был такой дух, какого никогда я не видел”. Особенно ярко раскрывается народный характер войны 1812 года в картинах подготовки и проведения Бородинского сражения.

Приехав в Можайск, “Пьер увидел в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою”.

Описывая сражение батареи Раевского, Толстой показывает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат. По мнению писателя, побеждает та армия, дух которой высок. На Бородинском поле французы впервые столкнулись с противником такой силы духа.

Бегство французов из Москвы и окончательный их разгром явились следствием совместных действий регулярной армии, партизанских отрядов и местных жителей, отказывающихся даже за большие деньги снабжать французов продовольствием и фуражом.

Говоря о партизанском отряде Денисова в 200 человек, автор отмечал, что самым ценным был Тихон Щербатый — “мужик из Покровского под Гжатью”, который с одним топором ходил на “миродеров”. “…Никто больше него не побил французов”. Партизанами руководили самые разные люди, имеющие самое далекое отношение к войне, но вынужденные спасать Родину: это и старостиха Василиса, и сельский дьячок.

Толстой говорит, что благословен тот народ, который не соблюдает правил войны, а хватает увесистую дубину и колотит ею, пока не изгонит последнего захватчика. “…

Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

Важно

Патриотизмом объясняет Толстой и уход жителей из Москвы. “Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть. Это было хуже всего”.

Этот всенародный патриотизм явился примером для другого лихолетья России: так же поднялась вся страна в 1941 году и победила коварного и жестокого врага — фашизм. А помогали людям выстоять и верить в победу великие творения Льва Николаевича Толстого.

Сочинения по теме:

  • Истины религии в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
  • Стремление к индивидуализму Пьера Безухо сочинение
  • Л. Н. Толстой – роман о декабристах сочинение
  • Верхушка московского дворянства в романе-эпопее “Война и мир” сочинение

Источник: https://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/predstaviteli-dvoryan-i-mujikov-opolchencev-v-romane

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]